Подумайте о чем говорит сходство химического состава клеток

ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 8 Строение клетки

Стр. 32. Вспомните

№ 1. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы?

Потому что клетка является самой маленькой структурной единицей, которую рассмотреть невооруженным глазом невозможно. А чтобы досконально изучить ее строение, необходимо увеличить клетку в несколько десятков, а иногда и в несколько сотен раз. Для этого и используются увеличительные приборы.

№ 2. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

В своей работе мы используем световой микроскоп. Такое название у него потому, что для получения увеличенного изображения изучаемого объекта на предметном столике в нем используются лучи, которые проходят через него и попадают на систему линз объектива и окуляра. Таким образом, они освещают предмет и подают увеличенное изображение.

Стр. 33. Вопросы после параграфа

№ 1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

Главная функция клеточной мембраны или плазматической мембраны состоит в постоянном поддержании целостности клетки, защите ее от факторов внешней среды и осуществлении взаимосвязи ее внутренней среды с внешней. Таким образом, она выполняет барьерную (отделяет содержимое клетки от внешней среды), контактную (способствует соединению клеток друг с другом), ферментативную (участвует в ферментативных реакциях), рецепторную (распознает внешние стимулы) и транспортную (регулирует обмен веществ) функции.

№ 2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?

Клеточная стенка (оболочка) есть у клеток бактерий, грибов и растений. В строении их клеток клеточная стенка служит своеобразным наружным скелетом, который поддерживает ее форму и обеспечивает ей постоянство. Несмотря на то, что сквозь клеточную стенку могут проникать вода, соли и многие минеральные вещества, она ограничивает рост и препятствует разрыву клетки, блокируя поступление чрезмерного количества воды внутрь клетки.

№3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?

Генетический аппарат является важной составной частью клетки, которая не только контролирует все процессы жизнедеятельности в ней, но и определяет способность клетки к самовоспроизведению. Он представляет собой совокупность генов – носителей информации о синтезе белка в какой-то определенный момент, расположенных в основном ядре в растительной или животной клетке.

№ 4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?

Клетки бактерий имеют наиболее простое строение. В них нет ядра и митохондрий, аппарата Гольджи, пластид, лизосом и центриолей. Таким образом, бактерии являются прокариотами. Клетки грибов имеют уже усложненное строение, однако, по сравнению с клетками животных и растений, в них содержится много ядер. Они относятся к эукариотам.

Схожесть в строении клеток растений, грибов и растений в том, что в их составе, в отличие от бактерий, содержится практически одинаковый набор органоидов.

Стр. 33. Подумайте

О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?

Сходство в строении и химическом составе всех клеток как основных структурных и функциональных единиц живых организмов свидетельствует о родстве всего живого на нашей планете, то есть, об их едином происхождении.

Стр. 34. Моя лаборатория. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

Рассматриваем изображённую на рисунке 16 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

Подготавливаем предметное стекло, тщательно протирая его марлей.

Пипеткой наносим 1 – 2 капли воды на предметное стекло.

При помощи пинцета осторожно снимаем маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Кладем кусочек кожицы в каплю воды и расправляем кончиком препаровальной иглы.

Накрываем кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттягиваем лишнюю воду.

Рассматриваем приготовленный препарат при малом увеличении. Отмечаем, какие части клетки видим.

Подумайте о чем говорит сходство химического состава клеток

Окрашиваем препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттягиваем лишний раствор.

Рассматриваем окрашенный препарат. Благодаря реакции с раствором йода стали хорошо видны и различимы в строении клетки кожицы лука оболочка, ядро, цитоплазма и даже поры.

При большем увеличении можно легко рассмотреть плотную, но почти прозрачную оболочку. В ней есть более тонкие участки – поры. Внутри клетки можно увидеть вязкое бесцветное вещество – цитоплазму, в которой находится небольшое плотное ядро с ядрышком. Практически во всех клетках, а особенно в старых, хорошо различимы полости. Это вакуоли.

Зарисовываем 2 – 3 клетки кожицы чешуи лука. Обозначаем оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 17).

Подумайте о чем говорит сходство химического состава клеток

Подумаем, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода.

Мы знаем, что кожица чешуи лука бесцветная и прозрачная. Чтобы рассмотреть ее строение через микроскоп и увидеть клетки, которые ее образуют, необходимо окрашивать изучаемый препарат раствором йода.

Вывод

Растительный организм состоит из клеток, содержимое каждой из которых представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой. Чтобы более детально рассмотреть строение клеток через микроскоп, нужно окрасить препарат раствором йода. Таким образом, можно увидеть, что в цитоплазме располагается ядро с ядрышком. Также становятся видны и более тонкие участи на оболочке – поры, через которые происходит связь между соседними клетками.

Стр. 36. Моя лаборатория. Пластиды в клетках листа элодеи

Приготовим препарат клеток листа водного растения элодеи. Для этого отделяем лист от стебля, кладем его в каплю воды на предметное стекло и накрываем покровным стеклом.

Рассматриваем препарат под микроскопом. Находим в клетках пластиды, отмечаем их окраску.

Под микроскопом мы можем увидеть пластиды, которые окрашены в зеленый цвет. Они содержат хлорофилл – зеленое вещество, благодаря которому листья растений имеют соответствующую зеленую окраску. Также в хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Сравниваем увиденное под микроскопом с рисунком 18.

Зарисовываем строение клетки листа элодеи.

Подумайте о чем говорит сходство химического состава клеток

Вывод

Все растения имеют зеленый цвет. Это обеспечивается благодаря содержанию в их клетках особых пластид – хлоропластов. Ярким подтверждением тому являются клетки листа элодеи, которые мы рассмотрели под микроскопом и сравнили с рисунком, поданным в учебнике. Как видим, в клетках листа элодеи содержится большое количество хлоропластов, которые участвуют в процессе фотосинтеза и содержат хлорофилл – зеленый пигмент.

Стр. 36. Моя лаборатория. Пластиды в клетках плодов томатов, рябины, шиповника

Приготовим препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой переносим частицы мякоти плода. Кончиком иглы разделяем мякоть на клетки и накрываем покровным стеклом.

Рассматриваем препарат под микроскопом. Находим в клетках пластиды, отмечаем их окраску.

Все клетки плодов томата, рябины и шиповника имеют пластиды, которые имеют разную форму и цвет. Зеленые пластиды – это хлоропласты. Другого оттенка – хромопласты, которые и придают плодам определенный цвет – желтый, оранжевый, красный.

Зарисовываем строение клеток.

Подумайте о чем говорит сходство химического состава клеток

Сравниваем форму и особенности пластид изученных клеток с изображёнными на рисунке 18. Определяем, под каким номером изображены клетки плодов рябины, томата, шиповника, соотносим их с рисунками плодов.

№ 1 – это клетки плодов томата (хромопласты сложной формы);

№ 2 – это клетки плодов рябины (хромопласты вытянутой, заостренной и слегка изогнутой формы);

№ 3 – это клетки плодов шиповника (хромопласты овальной формы).

Сравниваем клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука.

ОсобенностиПлод томатаПлод рябиныПлод шиповникаЛист элодеиКожица лука
ПластидыЕсть, красного цвета (хромопласты).Есть, красного цвета (хромопласты).Есть, красного цвета (хромопласты).Есть, зеленого цвета (хлоропласты).Есть, бесцветные (лейкопласты).
ЯдроЕстьЕстьЕстьЕстьЕсть
ВакуольЕстьЕстьЕстьЕстьЕсть
ЦитоплазмаЕстьЕстьЕстьЕстьЕсть
МембранаЕстьЕстьЕстьЕстьЕсть

7. Выводы

Для всех клеток растений характерно наличие мембраны, цитоплазмы, ядра, вакуолей и пластид. Пластиды имеют разную форму и окраску, как это можно увидеть в результате лабораторных исследований. Например, в клетках чешуи лука пластиды бесцветные – лейкопласты. В клетках листа элодеи пластиды зеленого цвета – хлоропласты, которые содержат зеленый пигмент – хлорофилл. А вот в клетках томата, шиповника и рябины они красного цвета – хромопласты.

© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Источник

Особенности химического состава клетки

Вопрос 1. В чем заключается сходство биологических систем и объектов неживой природы?
Основное сходство — это родство химического состава. Подавляющее большинство известных на сегодняшний день химических элементов обнаружено как в живых организмах, так и в неживой природе. Атомов, характерных только для живых систем, не существует. Однако содержание конкретных элементов в живой и неживой природе резко различается. Организмы (от бактерий до позвоночных) способны избирательно накапливать элементы, которые необходимы для жизнедеятельности.
Можно однако выделить совокупность свойств, которые присущи всем живым существам и отличают их от тел неживой природы. Для живых объектов характерна особая форма взаимодействия с окружающей средой — обмен веществ. Основу его составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анаболизм) и диссимиляции (катаболизм). Эти процессы направлены на обновление структур организма, а также на обеспечение различных сторон его жизнедеятельности необходимыми питательными веществами и энергией. Обязательным условием обмена веществ служит поступление извне определенных химических соединений, т. е. существование организма как открытой системы.
Интересно, что неживые объекты могут проявлять отдельные свойства, более характерные для живого. Так, кристаллы минералов способны к росту и обмену веществ с окружающей средой, а фосфор может «запасать» энергию света. Но всей совокупностью черт, присущих живому организму, не обладает ни одна неорганическая система.

Вопрос 4. Как отразится на жизнедеятельности клетки и организма недостаток какого-либо микроэлемента? Приведите примеры таких явлений.
Недостаток какого-либо микроэлемента приводит к уменьшению синтеза того органического вещества, в состав которого этот микроэлемент входит. В результате нарушаются процессы роста, обмена веществ, воспроизведения и т. п. Например, дефицит иода в пище приводит к общему падению активности организма и разрастанию щитовидной железы — эндемическому зобу. Недостаток бора вызывает отмирание верхушечных почек у растений. Основной функцией железа в организме является перенос кислорода и участие в окислительных процессах (посредством десятков окислительных ферментов). Железо входит в состав гемоглибина, миоглобина, цитохромов. Железо играет важную роль в процессах выделения энергии, в обеспечении имунных реакций организма, в метаболизме холестерина. При недостатке цинка нарушается дифференцировка клеток, выработка инсулина, всасывание витамина Е, нарушается регенерация кожных клеток. Немаловажную роль цинк играет в переработке алкоголя, поэтому недостаток его в организме вызывает предрасположенность к алкоголизму (особенно у детей и подростков). Цинк входит в состав инсулина. ряда ферментов, участвует в кроветворении.
Нехватка селена может привести к возникновению раковых заболеваний у человека и животных. По аналогии с авитаминозамитакие заболевания называют микроэлементозами.

Вопрос 5. Расскажите об ультрамикроэлементах. Каково их содержание в организме? Что известно об их роли в живых организмах?
Ультрамикроэлементы — это элементы, которые содержатся в клетке в ничтожно малых количествах (концентрация каждого не превышает одной миллионной доли процента). К ним относят уран, радий, золото, серебро, ртуть, бериллий, мышьяк и др.
Мышьяк относят к условно эссенциальным, иммунотоксичным элементам. Известно, что мышьяк с белками (цистеином, глутамином), липоевой кислотой. Мышьяк оказывает влияние на окислительные процессы в митохондриях и принимает участие во многих других важных биологических процессах, он входит в состав ферментов, защищающих мембраны наших клеток от окисления, и необходим для их нормальной работы.
В организме литий способствует высвобождению магния из клеточных «депо» и тормозит передачу нервного импульса, тем самым снижая. возбудимость нервной системы. литий также влияет на нейроэндокринные процессы, жировой и углеводный обмен.
Ванадий принимает участие в регуляции углеводного обмена и сердечно-сосудистой системы также входит в метаболизме тканей костей и зубов. Физиологическая роль большинства из ультраэлементов не установлена. Не исключено, что она вообще отсутствует, и тогда часть ультрамикроэлементов являются просто примесями живых организмов. Многие ультрамикроэлементы токсичны для человека и животных в определённых концентрациях, например, серебро, титан, мышьяк и др.

Источник

Биология

О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?

Общность химического состава и строения клетки — основной структурной и функциональной единицы живых организмов — свидетельствует о единстве происхождения всего живого на Земле.

Ещё по теме

Как организмы приспособлены к условиям среды?

Как исследуют природу?

Что такое ризоиды? Почему из нельзя называть корнями?

Вообрази мох трёхметровой высоты. Какие ткани должны быть усилены в этом воображаемом растении в сравнении с обычным мхом?

Что такое круговорот веществ? Почему он так важен?

Что такое цитоплазма?

Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете?

Почему при подведении итогов наблюдений нельзя обойтись без сравнения?

Назовите по 3—4 представителя каждой из групп позвоночных животных.

Откуда шло расселение древнего человека по Земле?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

© 2021 Все калькуляторы online

Копирование материалов запрещено

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *