Подумай и запиши для чего нужны библиотеки
Конспект беседы «Для чего нужна библиотека» (младшая группа)
Елена Чаус
Конспект беседы «Для чего нужна библиотека» (младшая группа)
Цель: дать знания о библиотеке, библиотекаре. Воспитывать уважение к труду библиотекаря, бережное отношение к книге.
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций по теме. Рекомендовать родителям посетить с детьми детскую библиотеку.
Ход беседы
— Ребята, посмотрите на эти книги в нашем книжном уголке. Они вам знакомы? У кого дома есть какие-нибудь из этих книг? (Ответы детей). А если у вас нет такой книги, где ее можно взять? (Ответы детей). Правильно, книгу можно попросить у товарища или купить. Но можно взять книгу в библиотеке. Кто из вас знает, что такое библиотека? (Ответы детей).
— Библиотека – это хранилище книг, т. е. книги там хранятся. Библиотеки есть во всех городах и селах, в каждой школе. В библиотеке можно взять любую книгу, даже ту, которая была напечатана много лет назад. Стоят книги в библиотеке на специальных длинных полках. Книг в библиотеке очень много. Их можно взять домой, почитать и вернуть обратно.
— Выдает книги библиотекарь. Библиотекарь – это человек, который выдает книги, заботится о них. У библиотекаря очень интересная работа. Он должен много читать, чтобы помочь выбрать интересную книгу.
— Ребята, вы видите, как много книг в библиотеке? Одну и ту же книгу читают много людей, и каждому приятно взять в руки вот такую чистую, аккуратную книгу. Чтобы книга всегда оставалась такой, к ней нужно бережно относиться: не рвать, не мять, не рисовать на страницах. Если книгу порвали нечаянно, ее можно отремонтировать.
1. Где можно взять книгу?
2. Что такое библиотека?
3. Для чего нужна библиотека?
4. Кто работает в библиотеке?
5. Как нужно относиться к книгам?
Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:.
Конспект индивидуальной беседы с детьми «Для чего нужен светофор» Индивидуальная беседа с детьми :Дарбазанова П., Дзагкоевым К., Хатиевой Р. «Для чего нужен светофор» Цель: Познакомить детей с основными.
Комплексное занятие «Кому и для чего нужна вода» Комплексное занятие на тему: «Кому и для чего нужна вода». Программное содержание: Уточнить представления детей о свойствах воды; без.
Конспект беседы «День Победы» (младшая группа) Цель: познакомить детей с праздником Днем Победы. Воспитывать любовь к Родине. Развивать память, воображение, речь. Предварительная работа:.
Конспект беседы о водоемах нашего города (младшая группа) Цель: познакомить детей с понятием «водоем» и водоемами города. Воспитывать любовь к природе. Предварительная работа: рассматривание картинок.
Конспект беседы о родном городе (младшая группа) Цель: закрепить знание названия города. Развивать память, воображение, речь. Пополнить словарный запас. Ход беседы Воспитатель спрашивает.
Конспект беседы «Театр» (младшая группа) Цель: дать знания о том, что такое театр. Вызвать в детях желание посетить театр. Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением.
Консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Уважаемые родители! Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.
Консультация логопеда «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» «Для чего нужна Артикуляционная гимнастика?» Иногда родители думают, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное.
Зачем нужны библиотеки и музеи?
Историко-культурное наследие в нашей жизни играет немаловажную роль. Чтобы создать полноценное, духовное общество, нужно не только иметь большое желание, но и обладать познаниями в истории, науке, литературе, других жизненных сферах.
Именно понимание прошлого, ценности культуры и научных идей позволяют нам оставаться людьми и удерживают от животных инстинктов. Значительную часть этих знаний мы получаем еще на школьной скамье, но более глубокое развитие и духовную пищу дарят нам музеи и библиотеки.
Что такое библиотеки?
Чтобы оценить важность библиотек, нужно разобраться, что представляют собой эти культурные заведения. Основная задача библиотек – сбор и хранение печатных изданий для общественного использования.
Условно их можно разделить на публичные, то есть предназначенные для читателей разных возрастов и профессий, и научные, которые создаются с целью хранения информации в различных направлениях и отраслях знаний.
Родиной библиотек считается Древний Восток. Самая первая из них появилась примерно в 2500 году до нашей эры в Вавилоне и представляла собой собрание глиняных табличек с историческими свидетельствами.
В античные времена крупнейшим центром книжности была Александрийская библиотека, основанная египетским царем Птоломеем I в III столетии до нашей эры. Сегодня же самой большой является Библиотека Конгресса в Вашингтоне, насчитывающая около 155,3 млн единиц хранения.
Для чего нужны библиотеки?
Библиотеки нужны, прежде всего, для того, чтобы получать новые знания. Не каждый человек по финансовым соображениям может позволить себе покупать необходимые книги, тем более что в последнее время они стоят достаточно дорого.
Кроме того, не всегда целесообразно приобретать издания, если вам нужно прочесть только отдельные главы. В этом случае на помощь приходят библиотеки, где можно бесплатно или за символическую цену взять на время любую книгу и ознакомиться с ее содержимым.
С ростом популярности Интернета новым витком в библиотечном развитии стало появление электронных библиотек. На специальных сайтах пользователи Сети всегда могут найти нужную информацию, а при необходимости – скачать книгу на компьютер и пользоваться ею без ограничений во времени.
За всю историю человечества еще не придумано более совершенного способа хранения данных, чем библиотека, поэтому, пока людям нужны знания, эти хранилища будут существовать.
Что собой представляют музеи?
Если необходимость посещения библиотек мы понимаем еще в школьные годы, то важность музеев приходит к нам только с возрастом. В детстве произведения искусства и другие музейные коллекции воспринимаются нами поверхностно, а вот с взрослением мы начинаем более остро ощущать их великую ценность и стремимся ближе познакомиться с каждым представленным экспонатом.
Что же такое музеи? Как и библиотеки, это учреждения для сбора и хранения, только вместо книг в них содержатся картины, скульптура, археологические находки, древние артефакты, техника – словом, всё, что связано с человеком и нашей планетой в целом.
Понятие «музей» произошло от греческого слова mouseĩon – «храм музы». Первый музей был основан в Александрии в 290 году до н. э., причем его создателем стал тот же Птоломей I, открывший Александрийскую библиотеку.
На территории учреждения были разбиты зоологические и ботанические сады, внутри здания выставлялись чучела животных, астрономические приборы, статуи и другие исторические предметы. В наше время в мире насчитываются десятки тысяч музеев, а самым посещаемым является Лувр, куда ежегодно наведывается более 9 миллионов человек.
Зачем нужны музеи?
Значимость музеев сложно переоценить. Они дарят нам знакомство с богатым культурным наследием человечества, позволяют углубиться в далекую историю и получить бесценный опыт для будущей жизни.
Экспонаты, собираемые музеями, дают возможность сохранить давние традиции разных народов, демонстрируют новым поколениям путь, который прошли наши предки, и помогают избежать тех ошибок, которые они совершали.
«Народ, забывший свое прошлое, не имеет будущего», – слова Платона как нельзя лучше отражают всю важность той информации, которую музейные коллекции позволяют приобрести каждому современному человеку.
Подумай и запиши для чего нужны библиотеки
Слово «библиотека» произошло от двух греческих слов: «библио», что значит книга, и «тека» — хранилище.
Первая библиотека появилась 27 веков назад в столице древнего Ассирийского государства городе Ниневия на территории современного Ирака. В те времена не было ни бумаги, ни чернил. Книги были выполнены на глиняных табличках. В них содержались знания по математике, медицине, астрономии и истории. Но основная часть книг была посвящена заговорам, пророчествам, ритуалам и сказаниям.
Самая большая библиотека древности была создана в Египте в городе Александрия 23 века назад во время правления династии Птолемеев. Книги представляли собой папирусные свитки.
Справка. Папирус — болотное растение рода тростников семейства осоковых. Из него изготавливали плоты, лодки, ткани и писчие принадлежности.
В фонде Александрийской библиотеки хранились сотни тысяч свитков. Там были не только научные труды, но и художественные произведения древних поэтов и сказителей.
В результате войн в I веке до нашей эры здание библиотеки было разрушено, а книги разграблены или уничтожены. Но и теперь по всему миру учёные находят обрывки и копии тех свитков.
В наше время библиотеки есть всюду, где живут люди, потому что невозможно иметь дома все книги, которые хочется прочитать. Ведомственные библиотеки организованы в школах, университетах, производственных предприятиях и научных институтах. Публичные библиотеки предназначены для разных читателей — взрослых, детей, научных работников.
Чтобы пользоваться библиотекой, нужно в неё записаться. На каждого читателя заводится формуляр, в котором отмечаются прочитанные им книги. Правила пользования библиотекой просты: нужно бережно обращаться с книгами и возвращать их в срок. Библиотекарь выдаёт книги и помогает читателю с их выбором.
Во многих библиотеках оборудованы читальные залы. Там можно познакомиться с редкими экземплярами, запрещёнными к выносу. А можно просто посидеть с книжкой в тихом, уютном, хорошо освещённом помещении.
Зачем сегодня нужна библиотека?
Останутся ли книги в мире, где господствует скорость информации?
Многое не останется в истории: любимые вами фильмы, популярные блоги, сегодняшние автомобили и смартфоны, цены на проезд в метро и соцсети. Даже большая часть музыкальной продукции нашего времени потеряет свою актуальность. Произойдет это не через сотни лет, а всего за какие-то десятилетия, а то и раньше. Посмотрите на кино начала XX века или на граммофоны — они интересны единицам и не являются частью масскульта и нашего с вами досуга. Какое будет значение, что там говорил Шнуров или Киркоров с Бузовой, какие у них были дома и места отдыха? Что там говорил Чарльз Чаплин или Любовь Орлова (при всем уважении)? Будущие поколения всем этим интересоваться не будут. Многие вещи нашей повседневности растворятся и исчезнут.
Но, пропадет не все. Останутся самые яркие явления нашей культуры. Для меня одно из самых важных таких явлений — книги. Именно они способны сохраниться на фоне технологического процесса. Библиотека сейчас является одним из важнейших хранителей нашего с вами культурного багажа. Но, как и в целом, литература в XXI веке ушла на второстепенные роли, так и библиотека потеряла прежние позиции и становится учреждением совсем другого рода. Нужна ли нынешнему технологическому обществу она, как ей удается выживать, конкурируя с настолько развитой индустрией развлечений? Попробую ответить на эти и другие вопросы. Речь пойдет о сельских библиотеках, поскольку им сложнее всего.
Globallookpress.com © imagebroker Christian Reister
В моей жизни сельская библиотека заняла особое место. Впервые я самостоятельно пришел в детский отдел после пятого класса, чтобы взять книги для чтения, заданные на лето. Планировал прочитать все рекомендованные учителем произведения — первой была поэма Михаила Лермонтов «Мцыри». Она и стала единственной из того летнего списка. Произошло такое не из-за моей лени или занятости, наоборот, я стал посещать свою поселковую библиотеку часто. Просто оказавшись среди сотен книг, наполненных удивительными сюжетами, мне сложно было следовать каким-либо спискам.
Именно библиотекарю через несколько лет я показал свои стихи. Это было уже в старших классах. Заведующая нашей библиотекой Наталья Белова была одной из тех, кто объединял творческих людей поселка и района. Она мне помогла познакомиться с местными творческими объединениями и отправила мои стихи в районную газету, где они понравились редактору. Благодаря чему состоялась первая в моей жизни публикация. Я не знаю, каким-образом сложилась бы моя литературная судьба, если бы неравнодушие к посетителям и живой интерес к творческим людям в нашей библиотеке.
Не только в моем поселке так. Приезжая в другие населенные пункты России, я обязательно стараюсь сходить в библиотеку, чтобы познакомиться с творчеством местных авторов, региональными литературными журналами и объединениями. Не в отделение какого-нибудь Союза писателей или Дома культуры, а именно в библиотеку, поскольку я уверен, что там интересуются литературой своего региона. Не было такого, чтобы мне не рассказали про местных писателей или не показали стенд с их книгами.
Библиотекарь — одна из старейших профессий в мире. Начав с глиняных табличек и переписи греческих авторов для Ярослава Мудрого, ее представители продолжают дело сохранение нашего с вами книжного богатства, оберегая его и неся свет в массы. Какими бы пафосными мои словам вам не показались, но они отражают реальность. Я в это верю.
Если сотрудники во всех библиотеках похожи в своем интересе к культурной жизни, то возможности у них отличаются. Я разговаривал с библиотекарями из разных регионов России и постараюсь отразить какие-то общие для всех моменты. Один из главных — ветхость помещений. Многие здания находятся не в лучшем состоянии. Требуются дорогостоящие ремонты. Сюда добавляется нехватка материально-технической базы. Например, наша районная библиотека в Ленинградской области располагается в встроенном помещении в жилом доме, построенного в середине прошлого века. Причем там ютятся сразу две из трех работающих в городе.
Светлана Конева
Заместитель директора Центральной межпоселенческой библиотеки Кировского района Ленинградской области
— В районном центре — городе Кировске в настоящее время работают три библиотеки: МКУК «ЦМБ», Кировская центральная и Кировская детская библиотеки. Первые две библиотеки располагаются в одном встроенном помещении «типового универсама» в жилом доме, построенном в 60-70-е годы прошлого века. Кировская детская библиотека располагается в требующей капитального ремонта пристройке к жилому дому, построенному в 1950-х годах.
Еще одна проблема — слабое обновление книжного фонда. Насколько я помню, классику всегда можно было найти, а вот с современными авторами намного сложнее. Книги вообще дорого стоят (с другой стороны, для библиотек тут определенный плюс, ведь за каким-нибудь изданием человек придет в нее). Кстати, электронные книги можно взять и в библиотеке. Я не так давно подписался на абонемент, хотя еще в 2014 году видел подобное предложение в библиотеке в Выборге. Если вы любите читать электронные издания, то рекомендую и вам воспользоваться данной услугой.
Globallookpress.com © Osman Orsal
Как одно из следствий слабой оснащенности современными технологиями и специалистами, заметил, что у многих сельских библиотек сайты низкого качества, они устаревшие и трудны для восприятия пользователя. Нет, они очень милые и информация на них размещена вполне доступно, хорошо обновляются и сайт вообще не главное, но стоит целенаправленно заняться этим направлением (отмечу, что находил и приличное количество качественных сельских сайтов). Сайт — визитная карточка любой фирмы и нужно периодически менять дизайн, делая его более комфортным для современного пользователя интернета.
Новое время накладывает и новые требования. Сотрудники библиотек обязаны заниматься ростом статистики. Их эффективность зависит в том числе от того, сколько пришло читателей. Если в сельской библиотеке нет специалиста определенной области, то имеющийся персонал должен выполнять его обязанности. Составлять отчеты, учиться работать с видеоаппаратурой и ПК. Эта нагрузка существует вне других более классических обязанностей, что накладывает свои трудности на работу в целом.
Молодые специалисты тоже не спешат идти на работу в библиотеки, после вуза не очень перспективным кажется подобное решение. Но, тут срабатывает некоторый стереотип, ведь не обязательно ты будешь работать живым каталогом изданий, список вакансий достаточно широк: программисты, дизайнеры, маркетологи, менеджеры, монтажеры и видеооператоры и другие. Нехватка профильных специалистов именно библиотечного дела тоже есть.
Светлана Конева
Заместитель директора Центральной межпоселенческой библиотеки Кировского района Ленинградской области
— Не менее, а возможно, и более важной проблемой в сфере библиотечной работы является проблема обеспечения публичных библиотек профессиональными кадрами. Особенно остро эта проблема встает в сельских населенных пунктах, удаленных от региональных и районных центров. Несмотря на достойную оплату труда, молодые специалисты не желают работать в отдаленных сельских библиотеках. Возможно, здесь решающую роль играют затрудненная транспортная доступность и отсутствие необходимой инфраструктуры в населенных пунктах. Возможно, играет роль также и недостаточный «престиж» профессии, поскольку восстанавливаться после урона, нанесенного в 90-е, он стал только в последние годы.
В последние годы стали появляться в большом количестве группы библиотек в социальных сетях. Я подписан на десятки, а их тысячи. Свои YouTube-каналы тоже есть. Например, мне очень нравятся видеозаписи с лекциями Центральной библиотеки имени Н. А. Некрасова (Москва).
Директор Ленинградской областной универсальной научной библиотеки Ирина Семенова считает, что за последние четверть века общедоступная библиотека претерпевает сильные изменения, изменения можно сравнить с изменениями автомобиля произошедшими за последние десятилетия. «Ключевые элементы машины — руль, двигатель, колеса присутствуют — но возможности, дизайн и пространство меняются кардинально», — считает Ирина Семенова.
Библиотечный маркетинг активно развивается, создаются целые отделы по продвижению и коммуникации. Появилось новое понятие — «модельная библиотека». Если раньше в библиотеку шли для подготовки к экзаменам в школе или в вузе, почитать свежую прессу, книгу или тематические журналы, то сегодня в ней можно посмотреть спектакль, поучаствовать в конкурсе или в челендже, повысить компьютерную грамотность, пройти различные курсы и мастер-классы, познакомиться с культурой родного края и многое другое. Современная библиотека — больше, чем просто книгохранилище.
Ирина Семенова
Директор ГКУК «Ленинградская областная универсальная научная библиотека»
— Для более качественного исполнения новой роли библиотеки актуальным становится привлечение в библиотеку «не библиотечных» кадров, которые позволяют расширить спектр предлагаемых услуг, сделать библиотеку ярче и востребование. Поэтому нет дефицита кадров — есть необходимость правильного их подбора и определения задач.
В цифровую эпоху многие направления культуры стали искать для себя более продвинутые и приемлемые форматы работы и развития. Например, литературные журналы достаточно широко сегодня представлены в электронном варианте и несмотря на низкие бумажные тиражи их площадки в интернете (журнальный зал, журнальный мир, личные сайты) пользуются определенным интересом у пользователей.
Globallookpress.com © Komsomolskaya Pravda
Даже по музеям сегодня можно гулять виртуально, а спектакли смотреть онлайн. Библиотеки тоже ищут для себя возможности использовать различные форматы. С 2019 года они в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» проходят этап модернизации, увеличения книжного фонда и внедрения современных технологий. В 2019 году на это было выделено более миллиарда рублей, что позволило переоборудовать 134 библиотек в 44 российских регионах. Первый год реализации проекта показал положительные эффекты — количество читателей выросло почти на 30%.
Ирина Семенова
Директор ГКУК «Ленинградская областная универсальная научная библиотека»
— Сегодня библиотеки развиваются как мультикультурный институт, использующий в диалоге с читателем симбиоз различных видов коммуникации с пользователем. Так, информатизация и современные технологии привнесли электронные ресурсы, виртуальные читальные залы в библиотечную реальность.
14 октября 2020 года распоряжением правительства РФ дополнительно выделено 410 миллионов рублей на создание модельных муниципальных библиотек. Всего за первые два года было выделено два миллиарда рублей из федерального бюджета.
Среди уже реализованных проектов есть мини-кинозал, школа блогера и мультипликации, центр по сохранению краевой истории, кружки по изучению иностранных языков, робот-библиотекарь и многое другое. Так и до проведения чемпионата по киберспорту не далеко. Здорово? Похоже на что-то фантастическое, но у меня возникают некоторые опасения. Вроде бы все правильно, но не хочется, чтобы книга отодвигалась на второй и третий план. Если самим библиотекам, как муниципальным учреждениям новые веянья идут на пользу, то месту, где воспитывается любовь к книге оно может мешать. Тут я, скорее всего, излишне сгущаю краски, само стремление усилить свое просветительское значение в обществе должно положительно сказаться. Рост количества посетителей говорит, как раз об этом.
Светлана Конева
Заместитель директора Центральной межпоселенческой библиотеки Кировского района Ленинградской области
— Активное присутствие библиотек в интернете, в частности, в социальных сетях, и проведение там онлайн мероприятий способствует привлечению в библиотеки новых читателей и продвигает библиотечные услуги. Такая работа библиотек полностью соответствует задачам государственной культурной политики — утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, развитие культурного просветительства и формирование информационной грамотности граждан. Общедоступные публичные библиотеки, даже несмотря на наличие серьезных проблем, требующих комплексного подхода и масштабных решений, не только ведут активную профессиональную деятельность, но и несут значимую социально-культурную миссию в нашей стране.
Мне нравится идея того, что библиотеки должны сами предложить проект реконструкции. Они общаются на эту тему со своими читателями, проводят опросы и соревнуются с коллегами. С одной стороны, тут есть возможность устранить давно присутствующие изъяны (старый книжный фонд, крыша течет, мебель старая, окна надо менять и так далее), а с другой добавляет креативную составляющую. Каждая библиотека, участвующая в проекте, становится уникальной. Получается новое пространство, настоящий местный досуговый центр для каждого, способный привлечь людей с разными интересами. Правда, минусы есть. Нужно где-то заказать 3D проект, подготовить документации и многое другое. Должен ли этим всем заниматься библиотекарь? Откуда взять дополнительные средства?
Globallookpress.com © Andreas Arnold
Зачем сегодня нужна библиотека? Быть домом книги и местом общения с ней читателя, центром досуга и творческого времяпрепровождения. Библиотека меняется и нам нужно начинать относиться к ней по-другому. Если ваша библиотека еще не стала проводить курсы по блогингу или чему-то еще, то рано или поздно это изменится. Мне хочется верить, что конечная цель всех преобразований — Просвещение. Именно так, с большой буквы. Человек, находясь в окружении книг, все равно захочет узнать, что в них находится.