Подтвердите что к 1611 г смута переросла в национально освободительную борьбу
14. Окончание Смуты. Новая династия
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄
Вопросы к пунктам § 14. Окончание Смуты. Новая династия
1. С какими трудностями столкнулись Минин и Пожарский во время организации Второго ополчения? 2. Подтвердите, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу.
1. Сохранялся губительный раскол освободительного движения. Пожарскому и Минину пришлось приложить немало сил, чтобы преодолеть распри и убедить казаков отстать от очередного «вора». К осени 1611 г. положение России стало угрожающим, страна шла к катастрофе.
Но распад Первого ополчения не привёл к гибели земского освободительного движения. Многие понимали: спасение — в новом ополчении. Его организатором стал Кузьма Минин, посадский человек из Нижнего Новгорода. В 1611 г. он был избран земским старостой.
2. Со всех мест в Нижний Новгород потянулись служилые люди, стрельцы, казаки. Многие, даже дворяне, приходили «наги и босы». Их вооружали, содержали. Сразу стало ясно, что одной организацией ополчения нельзя ограничиться.
Надо было формировать новые органы власти для управления страной. Такая земская власть возникла в Ярославле, куда вскоре пришло ополчение. За короткий срок было организовано управление городами, которые слали в Ярославль вооружённых людей и казну.
2. В чём проявился военный и организаторский талант Минина и Пожарского? 2. Почему поляки почти три месяца оставались в осаждённом городе, не желая сдаваться?
Роль Минина в освободительном движении исключительна. Он один из немногих, кто в трудное время не предался унынию и понял, что спасение страны зависит от самих земских и служилых людей. Кузьма Минин занялся кропотливой организаторской работой по
созданию Второго ополчения (1611).
Он начат с обращения к согражданам. «Если мы хотим помочь Московскому государству, передавали позднее его речь летописцы, — то не будем жалеть своего имущества, животов (жизней. — Авт.) наших: не то что животы, но дворы свои продадим, жён и детей заложим!»
Повсеместно начался сбор пожертвований на общее дело. Требовался человек, которой мог стать военным руководителем Второго ополчения. Нужно было найти не просто «честного мужа, кому
заобычно ратное дело», но и такого, который бы в «измене не явился».
Среди немногих, кто не поддавался на посулы, был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Минин, много хорошего слышавший о
храбром князе, назвал его имя. Нижегородцы поддержали этот выбор. Во время мартовского восстания 1611 г. против поляков Пожарский был одним из руководителей сопротивления. В жаркой схватке он был ранен и увезён в вотчину близ Суздаля. Сюда и приехали посланцы из Нижнего Новгорода. Князь дал согласие.
2. Но поляки и литовцы в Кремле долго не хотели сдаваться. Причина тому— не столько воинский долг, сколько огромная добыча, попавшая в их руки после ограбления церквей и кремлёвских теремов. Наконец они согласились на капитуляцию. 28 октября 1612 г. под благовест колоколов ополченцы вошли в Кремль. «Царствующий град» был освобождён.
1. Почему избрание царя стало первоочередной задачей после изгнания интервентов из Москвы? 2. Почему среди не менее знатных и известных претендентов на престол был выбран Михаил Фёдорович Романов?
1. С освобождением Москвы первой задачей стало избрание государя. В представлениях людей того времени парь олицетворял собой государство, являлся символом независимости страны и источником всякой власти. После множества потрясений именно с царём люди связывали сокровенные надежды на возвращение к нормальной жизни.
2. После жарких споров и закулисных интриг участники избирательного Собора остановились на кандидатуре 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова (1613—1645). Для большинства он оказался самой приемлемой фигурой. Юный претендент на престол не принимал активного участия в борьбе и, значит, не принадлежал явно ни к одной из враждующих партий.
Каждый мог надеяться в будущем заручиться его поддержкой. Зная тихий нрав Михаила, бояре рассчитывали, что им удастся легко управлять царём. Существует даже предание, будто один из бояр убеждал своих сторонников: выберем Мишку Романова, он молод и ещё не мудрён, во всём «поваден» (послушен) нам будет.
Огромное значение имели родственные связи Романовых с угасшей династией. Важным оказалось и пребывание отца будущего царя, митрополита Филарета, среди тушинцев. В момент выбора именно казаки, бывшие тушинцы, задавали тон в столице. Они активно поддерживали Михаила Романова, справедливо считая, что в этом случае их никто не станет упрекать за прошлое.
1. Какие задачи и почему предстояло решать молодому царю? 2. Какие события и действия представителей различных сословий подтверждали их готовность помогать царю в укреплении государства?
2.Вопросы и задания к § 14. Окончание Смуты. Новая династия.
1. Прочитайте эпиграф и ответьте на вопросы.
1. А причина тому не иная, как… в помощь призвали, чужестранных государей.
2. Забыли страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу
предков своих.
3. Чужестранцы не могут решить проблем русского государства, так считает Минин.
2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы. 1) Какие факты положены в основу сюжета картины художника А. В. Тыранова «Минин и Пожарский»? 2) Какими личными качествами отличались Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? 3) Можно ли считать их истинными патриотами? Докажите свою точку зрения.
4. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
4. Пользуясь картой, проследите поход Второго ополчения на Москву.
5. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Чем была Смута в России — гражданской войной или борьбой знати за власть?
А. Смута началась как борьба знати за власть, затем в неё было втянуто все население страны; Россия была спасена благодаря объединению здоровых сил общества и государства.
Это была Гражданская война, начатая олигархами и поддержанная иностранными интервентами. За власть боролись боярские роды (Шуйские, Романовы, Милославские и др.). Голод, нищета, вмешательство поляков и шведов вовлекли в войну практически все население России.
Работа с источниками
1. Михаил Фёдорович Романов был племянником Фёдора Ивановича.
2. Это форма придворного этикета. Царь (16 лет при избрании) “был еще мал и глуп и не видал больших …”, чтоб его уважали. Таким же образом обращались и к предшественникам Михаила, например, к Ивану Грозному, “челом били” до кровавых соплей по мостовой аж до самой Александровской слободы. (Ай внимательней, смягчить для препода!)
Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор. Кто спас страну от гибели в Смутное время — самодержцы или народ, воспитанный в православной вере и любви к Отечеству?
В. Государственная мощь страны и гражданский порыв народа, соединённые с памятью о героическом прошлом, удержали Россию от гибели.
Народ спас, возглавили движение Минин и Пожарский. Именно ополчение освободило Москву и страну в 1612г. Самодержцы и бояре были предателями и ворами. типа Ельцина и Чубайса.
Подтвердите что к 1611 году смута переросла в науионально освободителную борьбу
Смута действовала как революция и гражданская война, которая и способствовала свободе крестьян и других людей
Накануне второй мировой войны в мире существовало три центра силы: крупные буржуазно-демократические государства — Англия, Франция и США (последняя придерживалась «изоляционизма»); СССР и страны фашистско-милитаристского блока — гитлеровская Германия, фашистская Италия и милитаристская Япония. Степень их готовности к войне была разной: первые фактически не готовились к войне и не были связаны между собой никакими союзническими соглашениями; СССР готовился к войне, но делал это крайне неудачно и до начала войны оказался к ней не готовым; фашистско-милитаристский блок завершил свое формированию в Москве 27 сентября 1940 г., подписав Берлинский военно-политический тройственный пакт, к которому впоследствии присоединились Венгрия, Румыния, Болгария и Словакия (сателлиты) и союзником которого в войне против СССР стала Финляндия, и до войны был полностью готов.
Отношение правительств Англии и Франции в гитлеровских планов захватнической войны было сначала спокойно-снисходительным: они осуществляли так называемую «политику умиротворения » Гитлера, которая дала этому возможность без всякого сопротивления со стороны Запада захватить Австрию и Чехословакию (сентябрь 1938 — март 1939 ). СССР расценивал это как политику направления гитлеровской агрессии на восток, против СССР. То есть, видел в этом для себя угрозу объединению против него двух существующих центров силы.
Конспект урока по истории на тему «Окончание Смуты. Новая династия» 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Дуракова Валентина Ивановна
Дата проведения: 20.03 2018 год
Тема: «Окончание Смуты. Новая династия».
Цель: рассмотреть события окончания смутного времени в России, определить её последствия для социально-экономического, политического и духовного развития российского государства и общества, раскрыть роль личности в исторических событиях.
Задачи урока, ведущие к предметным результатам:
— формировать умение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа, составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности; владеть приемами исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
— владеть датами, изученными терминами, показывать на карте места основных сражений.
— определять значение героического подвига Д. Пожарского и К. Минина в жизни отдельного человека и целой страны.
Задачи урока, ведущие к метапредметным результатам:
— формировать навыки сотрудничества в группе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— формировать умения формулировать тему и задачи урока, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
— формировать умения извлекать информацию из текстов; выделять главное, систематизировать информацию и обобщать;
— формировать умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других, публично выступать.
— способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формировать гуманистические и гражданские позиции, понимать роль личности в истории.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть, согласитесь, что мы изучаем очень интересную тему, надеюсь, что и сегодняшний урок будет для вас полезным и увлекательным.
Дети приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Настраиваются на работу.
Метод « Занимательные вопросы»
Я задаю вопросы, вы отвечаете:
1.Василий Шуйский стал царём в 1606 году (да)
2. В 1606г Лжедмитрий II предпринял первый поход на Москву? (нет)
3. Лжедмитрий II получил прозвище «тушинский вор» (да)
4. Польша объявила войну России в 1609 году (да)
5. Обороной Смоленска от поляков в 1609 году руководил Василий Шуйский (нет)
6. В 16010 году Василий Шуйский был свергнут, власть перешла к семибоярщине (да)
7. 7 бояр пригласили на русский престол короля Польши Сегизмунда III (нет)
8.Первому ополчению удалось освободить Москву (нет)
История России
§ 14. Окончание Смуты. Новая династия
«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится. А причина тому не иная, как. в начале между главными забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей».
Обращение Кузьмы Минина к новгородцам
● Дмитрий Михайлович Пожарский
● Михаил Фёдорович Романов
Чем была Смута в России — гражданской войной или борьбой знати за власть?
1. Минин и Пожарский. К осени 1611 г. положение России стало угрожающим, страна шла к катастрофе. Но распад Первого ополчения не привёл к гибели земского освободительного движения. Многие понимали: спасение — в новом ополчении. Его организатором стал Кузьма Минин, посадский человек из Нижнего Новгорода. В 1611 г. он был избран земским старостой.
Роль Минина в освободительном движении исключительна. Он один из немногих, кто в трудное время не предался унынию и понял, что спасение страны зависит от самих земских и служилых людей. Кузьма Минин занялся кропотливой организаторской работой по созданию Второго ополчения (1611). Он начал с обращения к согражданам. «Если мы хотим помочь Московскому государству, — передавали позднее его речь летописцы, — то не будем жалеть своего имущества, животов (жизней. — Авт.) наших: не то что животы, но дворы свои продадим, жён и детей заложим!» Повсеместно начался сбор пожертвований на общее дело.
Требовался человек, которой мог стать военным руководителем Второго ополчения. Нужно было найти не просто «честного мужа, кому заобычно ратное дело», но и такого, который бы в «измене не явился». Среди немногих, кто не поддавался на посулы, был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Минин, много хорошего слышавший о храбром князе, назвал его имя. Нижегородцы поддержали этот выбор. Во время мартовского восстания 1611 г. против поляков Пожарский был одним из руководителей сопротивления. В жаркой схватке он был ранен и увезён в вотчину близ Суздаля. Сюда и приехали посланцы из Нижнего Новгорода. Князь дал согласие.
Со всех мест в Нижний Новгород потянулись служилые люди, стрельцы, казаки. Многие, даже дворяне, приходили «наги и босы».
Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. Художник А. Д. Кившенко
Минин и Пожарский. Художник А. В. Тыранов
Их вооружали, содержали. Сразу стало ясно, что одной организацией ополчения нельзя ограничиться. Надо было формировать новые органы власти для управления страной. Такая земская власть возникла в Ярославле, куда вскоре пришло ополчение. За короткий срок было организовано управление городами, которые слали в Ярославль вооружённых людей и казну.
Однако сохранялся губительный раскол освободительного движения. Пожарскому и Минину пришлось приложить немало сил, чтобы преодолеть распри и убедить казаков отстать от очередного «вора».
Постепенно менялся сам характер Смуты. Политическое и социальное противостояние отошло на второй план, уступив место национально-освободительной борьбе. Утверждалась идея, что Россия — это не только вотчина царей, но и общее национальное достояние, русская земля, за сохранение и возрождение которой необходимо бороться всем миром.
В июле 1612 г. передовые части Второго ополчения подошли к столице.
1. С какими трудностями столкнулись Минин и Пожарский во время организации Второго ополчения?
2. Подтвердите, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу.
Последние минуты Самозванца. Художник К. Б. Вениг
Клятва Пожарского. Художник В. И. Нестеренко
2. Освобождение Москвы. Положение поляков и их сторонников в Москве было не из лёгких — их окружала плотная блокада, были трудности с продовольствием и фуражом. В июле 1612 г. король Сигизмунд III послал на подмогу своему гарнизону войско Яна Ходкевича с продовольствием и боеприпасами.
Утром 22 августа близ Новодевичьего монастыря началось кровопролитное сражение. Польские войска превосходили ополченцев в выучке и вооружении. Рвавшиеся в Кремль шляхтичи мечтали о несметных богатствах московских царей. Ополченцами двигали иные чувства — любовь к Родине, стремление защитить православную веру, отстоять независимость страны. 23 августа поляки попытались прорваться в Кремль. Пожарский разгадал их манёвр и отправил навстречу часть ополченцев.
Утром 24 августа сражение возобновилось. Гетман Ходкевич изменил направление главного удара — поляки стали прорываться со стороны Замоскворечья. От неожиданности ополченцы подались назад. Осаждённые торжествовали. Казалось, последнее усилие — и всё будет кончено. В этот драматический момент во фланг наступающим ударил Минин. Уже в ходе сражения он упросил Пожарского дать ему людей для засады. Атака Минина, поддержанная казаками, решила исход сражения. Ходкевич остановился, попятился и отошёл от Москвы.
Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. Художник Э. Э. Лисснер
Но поляки и литовцы в Кремле долго не хотели сдаваться. Причина тому — не столько воинский долг, сколько огромная добыча, попавшая в их руки после ограбления церквей и кремлёвских теремов. Наконец они согласились на капитуляцию. 28 октября 1612 г. под благовест колоколов ополченцы вошли в Кремль. «Царствующий град» был освобождён.
1. В чём проявился военный и организаторский талант Минина и Пожарского?
2. Почему поляки почти три месяца оставались в осаждённом городе, не желая сдаваться?
3. Избрание Михаила Романова. С освобождением Москвы первой задачей стало избрание государя. В представлениях людей того времени царь олицетворял собой государство, являлся символом независимости страны и источником всякой власти. После множества потрясений именно с царём люди связывали сокровенные надежды на возвращение к нормальной жизни.
Печальный опыт показал, что царь должен быть посажён на трон волею «всей земли». Для этого следовало созвать полноправный собор. Пожарский, Минин, Трубецкой разослали письма, призывавшие в Москву выборных от всех сословий для решения судьбы престола. С конца 1612 г. стали съезжаться выборные люди: московские и провинциальные дворяне, купцы и посадские люди, атаманы и вольные казаки, стрельцы, черносошные крестьяне. В Соборе 1613 г. участвовали члены Боярской думы и духовенство. Не было здесь только холопов и крепостных крестьян.
Призвание на царство Романовых — Михаила Фёдоровича. Художник А. Д. Кившенко
Царское оплечье (бармы) и крест Михаила Фёдоровича
После жарких споров и закулисных интриг участники избирательного Собора остановились на кандидатуре 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова (1613—1645). Для большинства он оказался самой приемлемой фигурой. Юный претендент на престол не принимал активного участия в борьбе и, значит, не принадлежал явно ни к одной из враждующих партий. Каждый мог надеяться в будущем заручиться его поддержкой. Зная тихий нрав Михаила, бояре рассчитывали, что им удастся легко управлять царём. Существует даже предание, будто один из бояр убеждал своих сторонников: выберем Мишку Романова, он молод и ещё не мудрён, во всём «поваден» (послушен) нам будет.
Огромное значение имели родственные связи Романовых с угасшей династией. Важным оказалось и пребывание отца будущего царя, митрополита Филарета, среди тушинцев. В момент выбора именно казаки, бывшие тушинцы, задавали тон в столице. Они активно поддерживали Михаила Романова, справедливо считая, что в этом случае их никто не станет упрекать за прошлое.
Наконец в феврале 1613 г. Земский собор выбрал царём Романова. Тотчас в Ипатьевский монастырь, где находился Михаил Фёдорович со своей матерью, инокиней Марфой, было снаряжено посольство. Послы поклялись, что отныне «вся земля» будет верно служить Михаилу. Они не лгали: перелом в общественном настроении был налицо и прежняя «игра в царей» мало кого прельщала.
1. Почему избрание царя стало первоочередной задачей после изгнания интервентов из Москвы?
2. Почему среди не менее знатных и известных претендентов на престол был выбран Михаил Фёдорович Романов?
4. Политика правительства Романова. После избрания на престол перед первым Романовым стояли труднейшие задачи. Чтобы добиться долгожданного мира, надо было изгнать захватчиков и «унять воров», не признававших новую власть; для этого нужно было войско, а для содержания войска — деньги и поместья. Предстояло наладить работу органов власти, которые станут управлять, собирать налоги (а с кого их брать?) и давать дворянам поместья (но где найти неразорённые и «лишние» сёла и деревни?). Получался заколдованный круг, из которого можно было вырваться лишь ценой огромного напряжения всех народных сил. И народ оказался способным на это.
Королевич Владислав. Неизвестный художник
После венчания на царство Михаил Фёдорович был поддержан «всей землёю» и её сословно-представительным учреждением —
Земским собором. Собор заседал в Москве почти непрерывно в течение нескольких лет, подкрепляя своим авторитетом все решения власти о новых налогах и сборах. Новая законотворческая формула — «по царскому указу и земскому приговору» соседствовала со старой — «царь приказал, и бояре приговорили». Это было признание того, что царская власть не могла обойтись без поддержки земства и сословий.
После воцарения Михаила Романова Смута длилась ещё несколько лет. Многие казаки не желали признавать восстанавливаемый порядок. Продолжались грабежи и бесчинства в уездах. Власть прибегла к силе. В 1617 г. удалось заключить Столбовский мир со Швецией. Условия его были чрезвычайно тяжёлыми: шведы получали Корельский уезд, земли и города по побережью Финского залива.
Россия утратила выход к морю.
В 1618 г. к Москве подошли войска королевича Владислава. Но взять Москву не удалось, и польская сторона признала тщетность дальнейшей борьбы. В декабре 1618 г. в деревне Деулине близ Троице-Сергиева монастыря было заключено долгожданное Деулинское перемирие. К Речи Посполитой отходили Смоленск и Чернигово-Северская земля. Польская сторона оставила открытым династический вопрос: права Михаила Романова на престол по-прежнему оспаривались Владиславом.
Башня Смоленской крепостной стены
1. Какие задачи и почему предстояло решать молодому царю?
2. Какие события и действия представителей различных сословий подтверждали их готовность помогать царю в укреплении государства?
1. Прочитайте эпиграф (с. 101) и ответьте на вопросы.
1) Кого Кузьма Минин винит в начале Смуты? 2) Какие гражданские и личные качества были утрачены государственными деятелями? 3) Как нижегородский староста относится к приглашению иностранцев для решения внутренних проблем?
2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 103) и ответьте на вопросы.
1) Какие факты положены в основу сюжета картины художника А. В. Тыранова «Минин и Пожарский»? 2) Какими личными качествами отличались Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? 3) Можно ли считать их истинными патриотами? Докажите свою точку зрения.
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
1) избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство; 2) Столбовский мир со Швецией; 3) Деулинское перемирие; 4) освобождение Москвы от поляков; 5) создание Второго ополчения.
4. Пользуясь картой (с. 108), проследите поход Второго ополчения на Москву.
5. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.
Чем была Смута в России — гражданской войной или борьбой знати за власть?
A. Смута началась как борьба знати за власть, затем в неё было втянуто всё население страны; Россия была спасена благодаря объединению здоровых сил общества и государства.
Б. Социальные конфликты в России были всегда, и только внешнее вмешательство едва не погубило страну.
B. От начала и до завершения Смута была борьбой знати за власть, победила самая антинародная боярская группировка.
РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ
И били бы челом великого государя царя и великого князя Фёдора Ивановича всеа Руси племяннику Михаилу Фёдоровичу Романову, чтобы он над Московским государством и над всеми нами, Московского государства людьми, умилосердился, нас, сирых, пожаловал, всего народного мнения и слёзного рыдания не презрел, был на Владимирском и Московском и на всех государства Российского царствия государем царём и великим князем всеа Руси.
Из Грамоты об избрании на царство Михают Фёдоровича Романова
1. В какой степени родства Михаил Романов находился с царём Фёдором Ивановичем?
2. Как вы думаете, почему в грамоте содержатся такие выражения: «нас, сирых, пожаловал»; «слёзного рыдания не презрел»? Это форма придворного этикета или искреннее уважение к царю?
В обстановке нарастающего кризиса в стране появился Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Оказавшись на престоле, он не сумел совместить в правлении интересы различных слоёв населения. Особенно не устраивала политика Лжедмитрия I московскую аристократию. Ответом боярства стал заговор и приход к власти Василия Шуйского. Государство оказалось на грани катастрофы. Чтобы освободить страну от захватчиков и прекратить Смуту, нужна была сила, способная организовать и повести борьбу. Такой силой стала земщина — организатор народного ополчения.
Преодолеть Смуту удалось ценой невероятного напряжения сил представителей различных слоёв населения, объединённых чувством любви к Отечеству. Глубина кризиса, острота противостояния, способы разрешения конфликта позволяют ряду учёных говорить о Смуте как о первой гражданской войне в России. Но Смута была не только политическим кризисом, не только борьбой с интервенцией, но и социальным конфликтом, изменившим социальный статус большого числа людей.
Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор.
Кто спас страну от гибели в Смутное время — самодержцы или народ, воспитанный в православной вере и любви к Отечеству?
А. Страну спасли её климат и территория: интервенты затратили немало сил и средств на преодоление природного фактора и поэтому покорить Россию не смогли.
Б. Россию предала знать, выращенная и воспитанная государством, а спас народ, который объединился и отстоял независимость Отчизны.
В. Государственная мощь страны и гражданский порыв народа, соединённые с памятью о героическом прошлом, удержали Россию от гибели.
ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Смута в Российском государстве: катастрофа или начало нового времени?