Подсвечник это то что
ПОДСВЕЧНИК
Смотреть что такое «ПОДСВЕЧНИК» в других словарях:
подсвечник — канделябр, шандал; жирандоль, паникадило, менора, семисвечник, дикирий, свещник, бра Словарь русских синонимов. подсвечник шандал (устар.) / для нескольких свечей: канделябр Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов
подсвечник — ПОДСВЕЧНИК, канделябр, спец. паникадило, устар. шандал … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Подсвечник — Подсвечник с целой свечой предвещает блестящее будущее: отличное здоровье, счастье и прекрасных друзей. Пустой подсвечник означает, что судьба на какое то время отвернется от вас … Большой универсальный сонник
Подсвечник — см. Светильник … Библейская энциклопедия Брокгауза
ПОДСВЕЧНИК — [шн ], а, муж. Подставка для свечи, свечей. Медный, бронзовый, серебряный п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
подсвечник — подсвечник. Произношение [подсвешник] устаревает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПОДСВЕЧНИК — Приснившийся подсвечник на одну свечу предсказывает молодой особе, что скромностью и доброжелательным отношением завоюет любовь и судьба одарит ее счастливым браком. Подсвечник в виде многорожкового канделябра предвещает неожиданные изменения … Сонник Мельникова
Подсвечник — Видеть подсвечник с целой свечой – означает для Вас блестящее будущее: отличное здоровье, счастье и любящих спутников. Если подсвечник пустой, то судьба на какое то время отвернется от Вас … Сонник Миллера
подсвечник — ПОДСВЕЧНИК1, а, м Приспособление для предохранения от пожара и порчи поверхности, на которой стоит свеча, обычно металлическое, каменное или иное, в виде неглубокой емкости на ножке или без нее, в которое ставится свеча и собирается оплывающий… … Толковый словарь русских существительных
ПОДСВЕЧНИК — ♥ ♠ С горящими свечами к успеху во всем, без свечей сон значит, что ваши сомнения небезосновательны: ваша удача неустойчива, скоро вам придется пережить провал. ↑ Представьте, что вы вставляете в подсвечник высокую белую свечу и зажигаете … Большой семейный сонник
ПОДСВЕЧНИК
Смотреть что такое «ПОДСВЕЧНИК» в других словарях:
подсвечник — канделябр, шандал; жирандоль, паникадило, менора, семисвечник, дикирий, свещник, бра Словарь русских синонимов. подсвечник шандал (устар.) / для нескольких свечей: канделябр Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов
подсвечник — ПОДСВЕЧНИК, канделябр, спец. паникадило, устар. шандал … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Подсвечник — Подсвечник с целой свечой предвещает блестящее будущее: отличное здоровье, счастье и прекрасных друзей. Пустой подсвечник означает, что судьба на какое то время отвернется от вас … Большой универсальный сонник
Подсвечник — см. Светильник … Библейская энциклопедия Брокгауза
ПОДСВЕЧНИК — [шн], подсвечника, муж. Подставка для свечи или нескольких свечей. «Трехсвечные с зерцалом подсвечники на стенах отбрасывают смешные тени.» А.Н.Толстой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
подсвечник — подсвечник. Произношение [подсвешник] устаревает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПОДСВЕЧНИК — Приснившийся подсвечник на одну свечу предсказывает молодой особе, что скромностью и доброжелательным отношением завоюет любовь и судьба одарит ее счастливым браком. Подсвечник в виде многорожкового канделябра предвещает неожиданные изменения … Сонник Мельникова
Подсвечник — Видеть подсвечник с целой свечой – означает для Вас блестящее будущее: отличное здоровье, счастье и любящих спутников. Если подсвечник пустой, то судьба на какое то время отвернется от Вас … Сонник Миллера
подсвечник — ПОДСВЕЧНИК1, а, м Приспособление для предохранения от пожара и порчи поверхности, на которой стоит свеча, обычно металлическое, каменное или иное, в виде неглубокой емкости на ножке или без нее, в которое ставится свеча и собирается оплывающий… … Толковый словарь русских существительных
ПОДСВЕЧНИК — ♥ ♠ С горящими свечами к успеху во всем, без свечей сон значит, что ваши сомнения небезосновательны: ваша удача неустойчива, скоро вам придется пережить провал. ↑ Представьте, что вы вставляете в подсвечник высокую белую свечу и зажигаете … Большой семейный сонник
Подсвечники, канделябры, тапперты, браны, киндилы: от «времен Адамовых» до наших дней
Подсвечник — древний и вечно молодой
Подсвечник — это, по большому счету, приспособление, куда помещается свеча. Основное предназначение подсвечника — удерживать горящую свечу, чтобы она более-менее ровно освещала помещение, а также чтобы свеча не упала и не натворила бед.
Это, пожалуй, самый первый осветительный прибор в истории человечества. Лучинка, воткнутая в какую-нибудь каменную расщелину — уже подсвечник. Глиняная плошка с плавающим в жире фитильком — тоже подсвечник. Ну, а о тех подсвечниках и их разновидностях, о которых мы читали в книжках, которые видели в кино (а некоторые из читателей, что постарше, пользовались ими собственноручно) и говорить не приходится. Подсвечник — вещь заслуженная. Не зря он пережил века и тысячелетия и дожил до наших дней.
Подсвечники в современном мире
В настоящее время подсвечники во всех их разновидностях уже не служат своему основному предназначению — освещению помещений. Сейчас они используются большей частью как декоративное украшение или как особенность интерьера…
А также — в храмах многих номинаций во время проведения служб.
Когда возник и как развивался подсвечник
Никто в доподлинности не может сказать, когда именно возник первый подсвечник, и уж тем более никто не назовет имени гениального первобытного дизайнера, придумавшего этот, без сомнения, великий предмет. Хотя как именно он возник, можно легко догадаться: в пещере было темно, вот он и возник. Как говорится, нужда заставила.
Самые первые — глиняные подсвечники были обнаружены на территории Древнего Египта и датируются они 400 г. до н. э. Примерно тогда же и в том же самом месте начали изготавливаться и восковые свечи — необходимое дополнение к подсвечнику.
Что касается более поздних исторических времен, то известно, что подсвечниками пользовались предки современных греков — эллины, древние римляне.
Широкое применение подсвечник нашел у древних славян и у других народов. И общем и целом, подсвечник во всех мыслимых разновидностях был незаменимым предметом вплоть до изобретения и широкого распространения электричества — то есть, до конца 19-го начала 20-го века. Подсвечниками и их разновидностями — канделябрами и люстрами освещались жилища простолюдинов и знати…
Без подсвечников не могло быть и речи о проведении церковных служб. До сей поры в православных и католических храмах используются подсвечники.
Можно сказать, что подсвечник — один из немногих древних предметов, который имеет для человечества сакральное значение, а потому — он пережил века и, судя по всему, будет жив и впредь. А уж какое применение, помимо украшения интерьера и ритуальных служб найдут наши потомки, можно долго фантазировать.
Материал для изготовления подсвечников
Необходимое примечание. С самого начала подсвечники рассматривались в двух ипостасях: как подставка для свечей и как украшение интерьера. Поэтому большей частью они изготавливались с разнообразными украшениями и всяческих форм. Были подсвечники витые, со всяческими изгибами, узорами, в виде мифических или сказочных фигур — всего и не перечислить.
Издревле подсвечники изготавливались из различных материалов. В первую очередь, это металлы: бронза, медь, чуть позднее — сталь. Начищенный металл, особенно бронза и медь, это красиво, а потому придает интерьеру помещения особенную красоту и торжественность.
Дерево. Когда-то это был самый простой и доступный материал для изготовления подсвечников. Но, вместе с тем, и опасный из-за легкой воспламеняемости. Впрочем, это не помешало деревянному подсвечнику дожить до наших времен.
Фарфор и керамика. Подсвечники из этих материалов обычно разрисовываются цветными узорами.
Стекло. Это — самый поздний (и самый дешевый) материал. Обычно такие подсвечники изготавливаются из цветного стекла. Но и из прозрачного стекла — тоже.
Разновидности подсвечников и их применение
За всю историю человечество изобрело множество разновидностей подсвечников, а также придумало целый перечень способов их применения. Поговорим об этом подробней.
Собственно подсвечник. Это — подставка для одной свечи.
Канделябр. Это — подсвечник для нескольких свечей. Чем больше в канделябре было свечей, тем, соответственно, светлее было в помещении.
Люстры. По сути, это тот же канделябр, но подвешенный к потолку. Но — гораздо пышнее больше объемом. Из классической литературы известно, что бывали люстры и на 10, и на 50 и даже на 100 и более свечей. Такими люстрами в основном оборудовались большие помещения: бальные залы, галереи, театры. Украшались такие люстры серебром, позолотой, хрусталем и даже драгоценными камнями.
Кандил и паникадило. Это — разновидности подсвечников для церковной службы. Кандил — это подсвечник (или канделябр, стоящий по полу или возвышенности). Паникадило — это большая люстра под потолком, предназначенная для освещения всего помещения. Чем больше помещение храма, тем, соответственно, больше было и паникадило. Паникадило — это, по сути, та же люстра.
Брана. Это подсвечник, рассчитанный на одну или несколько свечей, прикрепленный к стене (от этого слова произошло современное «бра»).
Тапперт — небольшой, для одной свечи, подсвечник на тонкой короткой ножке. Тапперт предназначался для освещения небольшого пространства. В частности, барышни минувших веков пользовались таким подсвечником, когда вечером играли на рояле, чтобы лучше видеть ноты.
Шампань. Такой подсвечник во многом похож на тапперт. Но — у него было несколько иное назначение. При нем барышни не играли на роялях, а использовали его в своих спальнях, когда отходили ко сну. Соответственно его ножка была длиннее.
Менора. По сути, это прообраз более позднего канделябра. Первые упоминания о меноре встречаются еще в Ветхом Завете. Меноры использовались в церковных ритуалах, но и для освещения обыкновенных жилищ также.
Нельзя не упомянуть и о других, гораздо более нетрадиционных применениях подсвечников — в основном, канделябров. Но поскольку это — часть нашей истории и культуры, то придется вкратце сказать. В 17-19 веках канделябры в России (и в некоторых европейских державах) применялись в качестве ритуального наказания. Вид наказания, в общем, был однообразным: бронзовым или медным канделябром провинившегося били по физиономии.
Такие наказания практиковались в основном в светских салонах. Наказывали всяческих хулиганов, либо лиц, непочтительно относящихся к дамам, а также изобличенных карточных шулеров. Наказанный таким образом господин терял все светские права: он больше не мог посещать балы и театры, с ним никто не садился за стол и не здоровался за руку… На дуэль побитый канделябром господин также не имел права никого вызывать. Канделябром по физиономии — это было наказание окончательное и пересмотру не подлежащее. Говорят, что такой обычай переняли во Франции бравые русские гусары — и распространили его в русских светских салонах. Может, и так…
В настоящее время (о чем уже отчасти упоминалось) подсвечники во всех своих разновидностях не забыты. Канделябрами по физиономиям нахалов сейчас, к сожалению, не бьют, а вот в качестве интерьерного украшения подсвечники применяются широко и повсеместно. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
подсвечник
На каминной полке в гостиной стоял старинный подсвечник — единственный в этом доме знак девятнадцатого века.
Когда в круглой зале зажгли сальные свечи в высоких жестяных подсвечниках, самая молодая из фрейлин села за клавесин (Ю. Тын.).
Смотреть что такое «подсвечник» в других словарях:
подсвечник — канделябр, шандал; жирандоль, паникадило, менора, семисвечник, дикирий, свещник, бра Словарь русских синонимов. подсвечник шандал (устар.) / для нескольких свечей: канделябр Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов
подсвечник — ПОДСВЕЧНИК, канделябр, спец. паникадило, устар. шандал … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Подсвечник — Подсвечник с целой свечой предвещает блестящее будущее: отличное здоровье, счастье и прекрасных друзей. Пустой подсвечник означает, что судьба на какое то время отвернется от вас … Большой универсальный сонник
Подсвечник — см. Светильник … Библейская энциклопедия Брокгауза
ПОДСВЕЧНИК — [шн], подсвечника, муж. Подставка для свечи или нескольких свечей. «Трехсвечные с зерцалом подсвечники на стенах отбрасывают смешные тени.» А.Н.Толстой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПОДСВЕЧНИК — [шн ], а, муж. Подставка для свечи, свечей. Медный, бронзовый, серебряный п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
подсвечник — подсвечник. Произношение [подсвешник] устаревает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПОДСВЕЧНИК — Приснившийся подсвечник на одну свечу предсказывает молодой особе, что скромностью и доброжелательным отношением завоюет любовь и судьба одарит ее счастливым браком. Подсвечник в виде многорожкового канделябра предвещает неожиданные изменения … Сонник Мельникова
Подсвечник — Видеть подсвечник с целой свечой – означает для Вас блестящее будущее: отличное здоровье, счастье и любящих спутников. Если подсвечник пустой, то судьба на какое то время отвернется от Вас … Сонник Миллера
ПОДСВЕЧНИК — ♥ ♠ С горящими свечами к успеху во всем, без свечей сон значит, что ваши сомнения небезосновательны: ваша удача неустойчива, скоро вам придется пережить провал. ↑ Представьте, что вы вставляете в подсвечник высокую белую свечу и зажигаете … Большой семейный сонник
История подсвечника
Подсвечники из хрусталя и фарфора, чугуна и бронзы, фаянса и серебра до сих пор востребованы, хотя их повседневное применение в быту давно ушло в прошлое. Их приобретают для пополнения коллекции, для украшения интерьера, для создания особой атмосферы, которую дает уютное мерцание свечи.
Подсвечник для одной свечи, бронза, литье, прорезной декор, Российская Империя, 1870-1917 гг.
Согласно толковому словарю Ожегова, словом «подсвечник» обозначают подставку для одной или нескольких свечей. Это общее обозначение для канделябров и жирандолей, настенных и напольных моделей. В этой статье мы поговорим об истории подсвечника в России и мире, об отечественных заводах, на которых выпускали подставки под свечи.
Подсвечник настенный в стиле рококо, латунь, Западная Европа, 1970-1990 гг.
История производства подсвечников
Подсвечники стали применять в быту и религиозных обрядах, чтобы сделать освещение более удобным и безопасным. Подставки под свечи встречаются в культуре вавилонян, этрусков, древних римлян. Классическая форма подсвечника (основание в виде пирамиды, стержень-стоян, чаша в виде цветка) пришла из Древнего Египта и отражает легенду о рождении Ра. Бог Солнца появился из цветка лотоса, который рос на высокой горе. Ра победил тьму и принес свет.
Этруски изготавливали подсвечники с основанием в виде звериных лап из дерева и металла. Греки лепили подставки из красной и белой глины, обжигали, покрывали глазурью, украшали изображением мифических персонажей и виноградных листьев. В Индии подсвечники изготавливали из слоновой кости и сахарного тростника. Украшением часто служила фигура змеи.
В эпоху Возрождения появляются подсвечники, которые создавались как произведения искусства, предметы роскоши. Их делали из бронзы, латуни, серебра и золота, декорировали фигурами людей и цветочными орнаментами; украшали рельефной резьбой, драгоценными камнями. Подсвечники из фарфора, покрытые росписью и позолотой, были доступны только представителям знати и членам королевских семей. На них рисовали библейские и мифологические сюжеты, пейзажи.
В 18 веке для изготовления подсвечников наряду с дорогими металлами догадались использовать железо. Началась эпоха декоративной ковки из черных металлов и литой бронзы. Подставки стали доступны не только знати, но и людям среднего достатка. С помощью железных подсвечников освещали залы, улицы и площади.
Подставки повторяли форму масляного светильника в виде ладьи, внутрь которого крепилась профитка для свечи, либо представляли собой стержень с чашей. Внешний вид подсвечника менялся в угоду моде. Модели в стиле барокко отличались вычурными украшениями, в стиле неоклассицизма конца 18 столетия – более скромным декором.
В 19 веке стали делать чугунные подсвечники – прочные, доступные по цене. В середине века появились мраморные и алебастровые модели. Подставки выполняли в стиле рококо, ампира, ренессанса, украшали фигурами лошадей, драконов, птиц.
С изобретением керосиновой лампы в 1853 году, последующей электрификацией подсвечник утрачивал свое значение в быту. Постепенно его роль свелась к украшению интерьера, а свечи стали зажигать лишь по особым случаям – для создания праздничной атмосферы.
Изготовление подсвечников в России
Артель братьев Фроловых
Во второй половине 19 века в городе Новокузнецке образовалась артель братьев Фроловых. Фамилия перешла к мастерам Устину и Савелию от их барина, Фрола Подъемного. Они отливали подсвечники небольших размеров (от 10 до 20 см) из латунного сплава, применяли токарную обработку. Их продукцию можно было встретить в домах купцов, помещиков, дворян. Изделия использовали в быту. Артель прекратила существование в 1917 году. После захвата власти большевиками братьев Фроловых расстреляли, а имущество конфисковали.
Подсвечник для одной свечи, бронза, литье, патина, артель братьев Фроловых, Российская Империя, 1870-1917 гг.
Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод
Каслинский завод был основан в 1747 году на Южном Урале тульским купцом Яковом Коробковым. Первые подсвечники были отлиты в 40-х годах 19 века. Чугунные модели стоили меньше бронзовых. Подставки под свечи из чугуна могли себе позволить не только богачи, но и покупатели среднего достатка. Каслинские подсвечники вошли в обиход многих российских семей.
Во второй половине 19 века образцы скульптур для массового производства привозили на завод из Петербурга и Европы. Начиная с 1870-х годов возникла необходимость в создании собственной каслинской школы. Приглашенные мастера-скульпторы выполняли свою работу и параллельно передавали знания ученикам.
В ассортимент тиражируемой скульптуры прочно вошли бюсты, скульптурные группы, подчасники, статуэтки, пепельницы, канделябры, кронштейны, ажурные тарели, подставки, рамки для фотографий, брелоки, памятные медали и т.д. Вещи предназначались преимущественно для жилого интерьера.
Из-за революций и войн производство каслинского чугунного литья пришло в упадок. В 1917 году завод был национализирован. После Великой Отечественной войны ремесло и коллекцию изделий пришлось восстанавливать по крупицам. Выпуск каслинских чугунных подсвечников продолжался и при советской власти.
В 2004 году предприятие приобрела компания «Мечел». В 2020 году на заводе отлили большую партию садовой мебели для московского музея-усадьбы «Кусково».
Подсвечник для одной свечи, чугун, крашение, Каслинский чугунолитейный завод, СССР, 1988 год
Дмитровский фарфоровый завод
Дмитровский фарфоровый завод ведет свою историю от фабрики, открытой в 1766 году в поселке Вербилки купцом Гарднером. Наряду с выпуском эксклюзивных изделий, предназначенных для императорских дворцов и домов высшей аристократии, предприимчивый шотландец наладил массовое производство фарфоровой посуды. В 1855 году фабрика получила право ставить на изделиях изображение государственного двуглавого орла – эквивалент знака качества. К 1860-м годам выпускались 4 тысячи номеров фарфоровых предметов, 1500 опаковых, более 1000 фаянсовых.
В 1892 году фабрика была куплена у наследников Гарднера М. С. Кузнецовым, пережила подъем. В 1917 году предприятие национализировали и переименовали в Дмитровский фарфоровый завод. В 1937 году продукция завода была удостоена большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже, в 1958 году – серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.
В 1991 году предприятие выкупили его работники, на нем продолжают сохраняться дореволюционные традиции производства легендарного фарфора.
Подсвечник «Змея-Скоропея», фарфор, люстр, роспись, золочение, Дмитровский фарфоровый завод, с. Вербилки, СССР, 1965-1991 гг.
На территории Российской Империи существовало несколько заводов Юдиных, производивших подсвечники. Самыми крупными промышленниками стала династия Юдиных, основанная Сергеем Михайловичем, московским купцом третьей гильдии. В 1829 году он основал семейное производство – медное ремесленное заведение.
Подсвечник для одной свечи, бронза, литье, фабрика Юдина, Российская Империя, 1870-1917 гг.
Гусевской хрустальный завод
Стекольный завод на реке Гусь во Владимирском уезде Московской губернии был основан купцом Акимом Мальцовым в 1756 году. Поначалу выпускали стаканы и рюмки. В 1830 году наладили производство хрусталя, не уступавшего в качестве богемскому, но более доступного. Круг предметов был обширным: от столовой посуды до церковной утвари, от роскошных изделий с богатой гранью и резьбой до дешевых предметов быта.
После революции 1917 года завод встал, и был запущен только в 1923 году. В постсоветское время предприятие приватизировали, что привело к его постепенному упадку. Формально в 2012 году завод прекратил существование. Однако с 2013 года на заводских площадях снова делают хрусталь (правда, уже не массово, а по индивидуальным заказам). Поэтому можно сказать, что история предприятия продолжается.
Подсвечник «Птица счастья», хрусталь, Гусевской хрустальный завод, г. Гусь-Хрустальный, СССР, 1970-1990 гг.