Подрядчик не подписал контракт на площадке по 44 фз что делать

Подрядчик не подписал контракт на площадке по 44 фз что делать

Подрядчик не подписал контракт на площадке по 44 фз что делать

Что будет, если не подписать контракт по №44-ФЗ в регламентные сроки

Участников Государственных закупок на каждом этапе подстерегает множество опасностей. Любая, даже легко поправимая, на первый взгляд, ошибка может повлечь серьёзные последствия. В сегодняшней публикации мы поговорим о пропуске регламентного срока подписания контракта победителем электронной процедуры по №44-ФЗ.

Сразу обращаем внимание, эта статья не о том, как избежать подписания контракта в принципе. Мы рассказываем о том, как минимизировать негативные последствия для вашей организации в случае, если вы пропустили, забыли или не смогли подписать контракт в силу каких-либо технических причин.

Для тех, кто не имеет желания или времени читать длинный текст, представляем компактный схематичный алгоритм, которого следует придерживаться в такой ситуации:

Подрядчик не подписал контракт на площадке по 44 фз что делать

Итак, ваш срок на подписание истёк. Что теперь будет?

Существует 3 возможных исхода этой ситуации:

1) Хороший: вам всё-таки удастся заключить этот контракт с заказчиком.

2) Средний: заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта.

3) Плохой: заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта, и вы попадёте в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Что делать?

2) В связи с этим, необходимо сразу же связаться с заказчиком и уведомить его о сложившейся ситуации. Вы должны убедить заказчика в своей готовности заключить и добросовестно исполнить контракт и в отсутствии намерений уклоняться. Обращаем внимание, что все ваши действия вы должны будете впоследствии подтвердить в УФАС и, возможно, суде, поэтому дублируйте телефонные переговоры официальной перепиской по электронной почте.

Если заказчик к вам расположен, пойдёт навстречу и со своей стороны просто подпишет контракт, на этом всё и закончится. Реализуется хороший исход, и вы отделаетесь лёгким испугом.

3) Если площадка не позволяет вам или заказчику подписать контракт после истечения регламентного срока, но заказчик не горит желанием наказать вас за халатность, а по-прежнему хочет видеть вас в качестве подрядчика, составьте с ним разговор, чтобы он позвонил на ЭТП и попросил вернуть функционал подписания контракта. Вероятность небольшая, но может сработать. Учитывая, что это последняя надежда на хороший исход, попробовать всегда стоит.

4) Если ничего из вышеописанного не получилось, готовьтесь к тому, что заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта. Даже не имея к вам негативного настроя, при отсутствии технической возможности заключить контракт с вами, он будет вынужден признать вас уклонистом, чтобы заключиться с другим участником. Более того, закон обязывает заказчика передать ваши данные в УФАС для принятия решения о включении вас в РНП.

При таком раскладе, смиритесь с тем, что этот контракт вы теперь заключить никак не сможете. Все ваши усилия с этого момента должны быть направлены на то, чтобы не попасть в РНП, ведь в этом случае вы потеряете средства, внесённые в качестве обеспечения заявки, и не сможете участвовать в Госзакупках в течение 2-х лет.

5) Есть небольшая вероятность, что заказчик после признания вас уклонистом в нарушение закона по какой-либо причине не направит ваши данные в УФАС. В таком случае для вас реализуется средний исход, и всё закончится.

6) Если же заказчик сделал всё в соответствии с требованиями закона, вскоре вы получите уведомление о заседании по рассмотрению вопроса о включении вас в РНП. На заседании придётся доказать, что ваше уклонение произошло по независящим от вас обстоятельствам или объяснить, что вы совершили ошибку, которую потом всеми силами пытались исправить.

Ни в коем случае не рекомендуем признавать, что вы «просто забыли подписать» или употреблять любые формулировки, которые могут свидетельствовать о вашем изначальном нежелании заключать контракт. Такая позиция гарантирует вам плохой исход.

Выводы и советы

Нарушение регламентного срока подписания контракта — одна из ситуаций, которую значительно легче не допустить, чем разрешить без последствий. Усилия и ресурсы, потраченные на урегулирование, всегда будут многократно превышать затраты на контроль и стратегическое планирование действий.

Для предупреждения срыва срока в результате банальной поломки оборудования, можно взять за правило никогда не оставлять подписание контракта на последний день.

Если заказчик уже признал вас уклонившимся, ни в коем случае не портите с ним отношения. Если он настроен к вам негативно, старайтесь всеми силами восстановить доверие. Меньше всего на этом свете вам нужно, чтобы после заседания в УФАС, на котором вас не включат в РНП, заказчик из принципа пошёл в суд, пытаясь отменить это решение, поскольку считает, что на рынке нет места такому недобросовестному поставщику как вы.

Параллельно с обжалованием решения УФАС о включении в РНП в суде, вероятно, стоит открыть новое юридическое лицо для продолжения участия в закупках. Если изначальную компанию освободить из реестра так и не получится, сможете продолжать работать от новой.

Если у вас остались вопросы или требуется юридическая поддержка на любом этапе описанного процесса, пожалуйста, обращайтесь к нам за консультацией! До встречи в ЕИС!

Источник

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Что делать заказчику, если победитель уклонился от заключения контракта

Рассмотрим действия заказчика при уклонении победителя от подписания контракта 44-ФЗ. Расскажем, что нужно предпринять и в какие сроки.

📍Когда победитель торгов считается уклонившимся от заключения контракта

Прежде чем рассказывать о действиях заказчика, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта по 44-ФЗ, остановимся на том, а когда победитель торгов считается уклонившимся. Есть несколько возможных вариантов:

● победитель торгов в течение 5 дней с момента опубликования заказчиком проекта госконтракта в ЕИС его не подписал либо не направил протокол разногласий;
● в течение 3-х рабочих дней не подписал доработанный проект контракта/прежний вариант проекта госконтракта по итогам рассмотрения заказчиком протокола разногласий (ч. 13 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ);
● не внес обеспечение выполнения контракта, когда установлено такое требование в сроки, отведенные на подписание госконтракта (ч. 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ);
● не предоставил обеспечение выполнения госконтракта в полуторном размере или сведения о своей добросовестности (ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

📍Что делать заказчику

Алгоритм действий заказчика при уклонении победителя от подписания контракта по 44-ФЗ выглядит следующим образом:

Это обязательные действия заказчика, когда победитель уклонился от подписания контракта по 44-ФЗ.

Кроме выше перечисленных обязанностей у заказчика есть право оформить госконтракт с участником аукциона, чьей заявке был присвоен 2-ой номер. Такого участника признают победителем торгов. В течение 5 дней с момента признания победителя торгов уклонившимся, заказчик должен направить 2-му участнику проект госконтракта. В документ включают условия, предложенные таким участником.

Второй участник в течение 5 дней вправе:

● подписать предложенный проект госконтракта, внеся обеспечение выполнения госконтракта;
● направить заказчику протокол разногласий;
● отказаться от подписания госконтракта (ч. 15 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Можно не выполнять ни одно из предложенных действий. Это будет свидетельствовать об отказе от подписания госконтракта.

Второго участника будут считать уклонившимся от заключения госконтракта, если он в течение 3-х рабочих дней не подпишет доработанный проект контракта по итогам рассмотрения протокола разногласий либо не выполнит антидемпинговые меры, предусмотренные ст. 37 Закона № 44-ФЗ. В этом случае заказчик также должен составить протокол и передать данные о 2-ом участнике торгов в ФАС для внесения в РНП.

При отказе второго участника от подписания контракта или при его уклонении заказчик должен признать электронный аукцион несостоявшимся. При этом ч. 25 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не содержит такого основания для оформления контракта с едпоставщиком. Заказчик может провести электронный запрос предложений (п. 5 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), не меняя объект закупки, или провести новые торги (ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ).

Источник

Вы просрочили подписание Контракта. Алгоритм действий. Часть 1

В ситуации, когда допущена просрочка подписания Государственного или Муниципального контракта, может оказаться даже самый добросовестный участник Контрактной системы-поставщик товаров, работ, услуг. Главное: сохранять спокойствие и понимать, то сама по себе эта ситуация не влечет внесения Вас в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Предлагаю Вам верный, не раз опробованный на практике, выстроенный с учетом требований законодательства, алгоритм действий. Данная запись в первую очередь ориентирована на контракты, заключаемые по итогам электронных аукционов.

Никто не поспорит, что в нынешний кризисный период самым платежеспособным и наделжным партнером являеся Российская Федерация. Поэтому именно в последние годы предприниматели во всех сферах и отраслях стали активными участниками конрактной системы.

Не вдваясь в аргументацию, обращаю Ваше внимание, что если Вы являетесь активным участником так нзываемых «тендеров», юрист со специализацией в сфере торгов и закупок Вам просто необходим. А, поскольку Вы читаете эту запись, скорее всего, Вы уже просрочили подписание контракта, и Вам нужно заняться поисками специалиста-юриста сразу, как Вы дочитаете ее до конца.

Закончим с «лирикой» и перейдем к делу.

Если неподписание Контракта в регламентированный срок не было вызвано намеренными и осознанными действиями, направленными на неподписание контракта (именно эта ситуация является самой распространенной), о пропуске срока подписания Контракта вы скорее всего узнаете из звонка Заказчика.

Немного нормативного обоснования. В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона «О контрактной системе» в реестр недоброссовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 70 Закона «О конрктной системе» победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил Заказчику подписанный проект контракта или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона «О конрактной системе», по истечении 13 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона.

Таким образом, в случае, если Вы пророчили подписание Контракта, но 13 дней с момента размещния протокола подвения итогов еще не истекли, Вы имеете возможность направить протокол разногласий. В таком случае, оснований считать Вас уклонившимся от заключения контракта нет.

Что делать в ситуации, когда возможности направить протокол уже нет, будет описана во второй части статьи.

Источник

Уклонение от заключения контракта – практика ФАС, судебная практика, законодательное регулирование

По итогам проведенной закупки победитель закупки и заказчик должны подписать контракт на условиях, которые определены закупочной документацией и заявкой такого участника, не нарушая при этом нормы действующего законодательства.

Случаи уклонения от заключения контракта победителем закупки

Согласно ст.83.2 ФЗ № 44 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если:

При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Обеспечение исполнения контракта

В соответствии со ст. 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае:

— неисполнения требований части 6 статьи 83.2 ФЗ № 44

[1] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

Пример из практики:

Риски предпринимательской деятельности

При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 44, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. На основании этого неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта) участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.

Пример из практики:

Нередко в практике возникают случаи, когда победителю необходимо отсрочить подписание контракта (к примеру, при оформлении банковской гарантии). Тогда участник старается потянуть время, необходимое ему для подготовки соответствующих документов и направляет заказчику протокол разногласий, который последний не вправе игнорировать.

Согласно ст. 83.2 ФЗ № 44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Данный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.

При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта:

— не соответствующим документации и (или) извещению о закупке

— своей заявке на участие в электронной процедуре

[2] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17

Пример из практики:

Требование документации об отсутствии участников закупки в РНП

[3] * Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

[4] См. Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 ОТ 16.05.2019 г.

Пример из практики:

В УФАС от организатора закупки поступили материалы, свидетельствующие о признании участника электронного аукциона, уклонившемся от заключения контракта на содержание дорог общего пользования. Комиссия УФАС установила, что победителем процедуры в регламентированный срок не был размещен ни проект контракта, ни документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контакта, также не был направлен протокол разногласий. Данный участник закупки пояснил, что у него не было умысла уклониться от подписания контракта, который не был подписан в связи с поломкой компьютера. Также победитель закупки представил документы, подтверждающие проведение ремонта ноутбука и оформление БГ. Однако, комиссия УФАС установила несоответствие такого обеспечения нормам 44-ФЗ. По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган принял решение о включении сведений об участнике в РНП сроком на 2 года. (Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019)

РНП и уклонение от заключения договора при проведении закупочных процедур согласно ФЗ № 223

Примеры из практики:

2. В антимонопольный орган обратился заказчик с заявлением о включении в РНП данных об участнике электронного запроса котировок на поставку датчиков для ультразвукового оборудования. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки подписал договор на ЭТП, не приложив иных документов. Данный участник пояснил, что на электронной площадке указано, что обеспечение исполнение договора не предусмотрено. Однако победитель закупки, после обращения к нему заказчика о необходимости предоставления обеспечения, оформил банковскую гарантию в последний день подписания договора. Посчитав, что поставщик уклонился от заключения договора, заказчик разместил соответствующий протокол об отказе. В своем решении комиссия УФАС поддержала участника процедуры, не включив сведения о нем в РНП, поскольку не сочла его действия уклонением от заключения договора. (Решение УФАС по Алтайскому краю №2120/9 от 22.05.2019)

Позиция КС РФ :

Конституционный Суд РФ в своих судебных актах неоднократно отмечал, что санкции, которые применяются государственными органами, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П). Данный правовой подход подлежит применению и при принятии решений по наложению санкций в виде включения сведений о лице в РНП, поскольку данное обстоятельство может иметь серьезные экономические последствия.

[5] См. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Направление заказчиком сведений об уклонившемся участнике в антимонопольный орган

В случае уклонения участника от подписания контракта заказчик обязан направить сведения о нем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, а также документы, свидетельствующие об уклонении контрагента от заключения контракта. После поступления обращения антимонопольный орган назначает дату заседания для выяснения всех обстоятельств дела и уведомляет об этом стороны. Поставщику следует иметь в виду, что, если контролирующий орган не уведомит его соответствующим образом о месте и времени заседания по рассмотрению дела, последующее решение УФАС о включении его в РНП можно обжаловать в Арбитражный суд. Однако, если в документах, поданных в составе заявки указаны неверные контактные данные участника или вообще не указаны таковые, то поставщику будет трудно доказать свою правоту в суде о его ненадлежащем оповещении.

Что делать участнику закупки?

В случае назначении УФАС заседания в отношении действий (бездействий) поставщика, который, по мнению заказчика, уклонился от подписания контракта, такому участнику не следует сразу паниковать. Обращение организатора закупки в контролирующий орган с требованием о внесении в РНП сведений о том или ином контрагенте вовсе не означает, что УФАС поддержит заказчика. Каждая из сторон должна надлежащим образом аргументировать свою позицию, представить соответствующие документы, разъяснить все нюансы.

Поставщику в ходе рассмотрения дела следует:

— доказать, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения и у него не было намерений уклониться от подписания контракта

— представить доказательства оформления банковской гарантии (в случае установления требования об исполнении контракта)

— объяснить невозможность подписания контракта по независящим от него обстоятельств (однако, контролирующий орган не всегда может принять доводы участника) [6]

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время нет единого подхода в практике антимонопольных органов о включении сведений о поставщике в РНП. Все будет непосредственно зависеть и от доказательственной базы сторон и убедительности их доводов в процессе рассмотрения конкретного дела. В любом случае, став победителем закупки, контрагенту следует своевременно выполнить все обязанности по подписанию контракта во избежание неблагоприятных последствий.

[6] См. Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *