Подросток стал агрессивным и раздражительным что делать
ЖЕСТОКОСТЬ И АГРЕССИВНОСТЬ У ПОДРОСТКОВ
Что стоит за агрессией
Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.
В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.
И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.
Что происходит с психикой в подростковом возрасте
В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции.
Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться. Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:
Причины жестокости и агрессивного поведения подростков
Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).
Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.
У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение
Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал «хладнокровным», безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике. Нужен врач!
Как помочь подростку
Основная тяжесть оказания помощи в таких ситуациях ложится на родителей или близких.
Прежде всего необходимо понимание причин таких нарушений поведения. Если налицо семейные проблемы (конфликты, гиперопека или гипоопека, психические расстройства у членов семьи), то нужно заняться «оздоровлением» атмосферы внутри семьи. Здесь помогут и совместное времяпровождение, и занятия семейной психотерапией, советы психолога и т.д.
Лечебные методики для агрессивности и жестокости у подростков
В арсенале специалистов большой набор «инструментов» для помощи при подобных нарушениях поведения:
Психологическая, психотерапевтическая и психиатрическая помощь подросткам в клинике РОСА
Подростковая агрессия: причины появления и профилактика
В подростковом возрасте дети становятся эмоционально нестабильны. Психологи связывают это в первую очередь с биологическими факторами: гормональный всплеск, перестройка организма, половое созревание. Но в некоторых случаях эмоциональные перепады могут принимать радикальные формы и перерастать в агрессию. И если подросток остаётся один на один со своим бунтарством, оно может привести его в деструктивные сообщества и, как следствие, к правонарушениям.
О том, какие факторы могут спровоцировать агрессивное поведение подростков и почему интернет – не самая главная опасность в жизни ребёнка, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, руководитель психологической службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кирилл Хломов.
– Каковы основные причины подростковой агрессии?
– Для подросткового возраста характерно рисковое поведение. Один из маркеров, который на это указывает, – высокая смертность по причинам, не связанным с заболеваниями именно в этот возрастной период. Рисковое поведение тесно связано с агрессией. Также оно может быть связано с депрессивными и негативными эмоциональными состояниями. Если мы понимаем агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит принятым нормам и правилам, и в целом существованию человека в обществе, то одна из причин агрессивного подросткового поведения может быть объяснена фрустрационной теорией агрессии. В соответствии с этой теорией в тот момент, когда подросток испытывает фрустрацию, связанную с устойчивой неудовлетворённостью его физических и психологических потребностей, эти переживания способствуют агрессивному поведению. Также на выраженность и на форму агрессивного поведения будут влиять биологические и социальные факторы. Агрессивное поведение подростков может быть спровоцировано агрессивными убеждениями и установками, высокой степенью враждебности в той среде, в которой взрослеет подросток, импульсивностью, характерной для подросткового возраста, несформированной способностью к эмоциональной и социальной саморегуляции.
– Как правильно работать с подростковой агрессией?
– Существуют разные формы агрессивного поведения подростков, как просоциальные так и антисоциальные. Занятия боксом, социальный активизм, бурное участие в различных общественных акциях, вовлечённость в футбольные фанатские движения – все эти проявления могут являться формами просоциального или антисоциального агрессивного поведения. По классификации агрессивного поведения А. Басса, были выделены такие формы: физическая, косвенная, негативизм, зависть, ненависть к окружающим, подозрительность, вербальная агрессия, манипуляции при помощи чувства вины. Конкретных форм агрессивного поведения существует огромное множество.
И в работе с подростковой агрессией всё зависит от того, с какой формой мы планируем работать. В каждом случае важно понимать, что агрессия не возникает сама по себе, всегда есть социальный контекст, в котором она проявляется. Есть ситуации, в которых агрессия объективно может быть чем-то необходимым. Возьмём, к примеру, такие истории, когда подростки участвуют в спортивных мероприятиях, боксе, фехтовании, и т.д. В этом конкретном случает физическая агрессия легализована. Если подросток был вовлечён в деструктивную деятельность, но потом переключился на спортивное поведение, то это тот случай, когда происходит преобразование антисоциальной агрессии в просоциальную, удачный пример социального или педагогического воздействия.
Второе, что мы обязательно рассматриваем для работы с подростковой агрессией, это социальная среда, в которой ребёнок находится. Сюда входит и семья как фактор, уникальный для каждого подростка, и школа, и то окружение, в котором растёт подросток вне дома. Все эти факторы сильно влияют на формирование агрессивного поведения, и от них зависит, в какой форме оно проявится. Учитывая вышеперечисленные факторы, в целом необходимо вести комплексную педагогическую, психологическую и социальную работу, направленную на развитие соответствующих социальных компетенций и формирование адекватного поведения.
– Каким образом подростковая агрессия находит выход в молодёжных субкультурах?
– Во-первых, стоит учитывать, что одной из важных задач в подростковом возрасте является построение отношений со сверстниками и эксперименты с социальными ролями. Очень много потребностей и задач подростки реализуют в общении со сверстниками. Имеющее в том числе и социальную природу агрессивное поведение сильно зависит от отношений со сверстниками и факторами социальной среды. В основном социальное развитие подростка происходит в школе, однако если ребёнок не находит там возможностей для этой реализации, он ищет другую территорию для решения этой задачи. Как показывает практика, дети, принимающие активное участие в школьной жизни, в школьных мероприятиях, в меньшей степени оказываются вовлечены в деструктивные сообщества.
Если подросток не находит признания и понимания среди сверстников, не может выстроить с ними отношения, в которых он особенно нуждается в подростковом возрасте, например, в школьной среде, риск быть вовлечённым в какую-либо субкультуру, где он будет самоутверждаться через агрессию и деструктивное поведение, может возрастать.
– Какие именно субкультуры способствуют большему развитию агрессии у подростков?
– Здесь нельзя выделить что-то определённое, какую-то одну определённую субкультуру. Есть несколько криминальных субкультур или субкультуры, связанные с «околофутбольной» средой, скорее хулиганские или радикальные, экстремистские социальные среды, поддерживающие определённые формы проявления агрессии. На мой взгляд, субкультура – это лишь форма для выражения агрессии. Субкультура может способствовать тому, что агрессия будет направлена против чего-то или кого-то, предлагает некоторую цель. Она способствуют тому, что агрессивное поведение становится антисоциальным, но не является причиной возникновения агрессивного поведения.
– На чем должна быть основана профилактика подростковой агрессии?
– Эффективная профилактика в первую очередь должна быть основана на хорошо выстроенной и динамично меняющейся системе социальной работы, педагогических и психологических воздействий. Эта система должна включать в себя множество элементов, одни из которых связаны с социальными сетями, с поведением в интернет-пространстве, другие – с социально-педагогическими службами в школах, третьи – с социальной и психологической работой с семьей, четвёртые – с доступностью психологической, психиатрической и медицинской помощи, пятые – с судебной и правоохранительной системами. Все эти элементы должны выстраиваться в одну систему и сохранять возможность взаимодействия и сотрудничества и динамичных изменений. Невозможно разработать одну единственную профилактическую программу агрессивного поведения, внедрить её, и она будет 20 лет приносить результаты. Система профилактики рискового поведения требует модификации каждые несколько лет, так как и общество тоже меняется достаточно быстро.
– Верно ли считать, что интернет в основном негативно влияет на развитие личности подростка?
– Интернет – это глобальное явление в человеческой жизни, он имеет как положительные, так и отрицательные стороны, как и любое другое явление такого масштаба. И если рассматривать различные научные исследования, мы увидим, что нет однозначного негативного влияния интернета на развитие подростков. Неудачными оказываются крайности: когда ребенок совсем не пользуется гаджетами, он оказывается близок к социальному исключению; когда ребенок чрезмерно пользуется интернетом, возникает зависимость. И то, и другое начинает негативно влиять на его развитие. Однако сам интернет не может быть источником рисков, он может их только усиливать, предлагать формы для рискованного поведения, делать их доступнее. В отдельном случае подросток может встречаться с агрессивным поведением других людей: интернет также является социальной средой, и ребёнок может стать жертвой мошенников или грумминга. Но основными источниками угроз, которым подвержен подросток, в том числе и в виртуальном мире, могут быть, например, неудовлетворённые потребности в общении и развитии, близкая социальная среда, семья и школа, в которой он находится, структура его личности и умение справляться со стрессом.
Подростковая агрессия: первые звоночки и как окружающим уберечься от ее последствий
Каких правил придерживаться в общении с агрессивным подростком и как проявляется аутоагрессия.
Статья Карины Рихтере для сайта «lisa.ru», оригинал статьи
Источник: Unsplash (@chuttersnap)
После трагедии в Казани мы много говорим о безопасности школ и пытаемся понять, мог бы охранник или учитель предотвратить нападение. Однако подобные разговоры — это лишь попытка «лечить» симптом, а не бороться с «болезнью».
В чем причина подростковой агрессивности, к каким последствиям она приводит и можем ли мы предотвратить подобные ситуации?
Справка
11 мая 19-летний Ильназ Галявиев расстрелял учителей и школьников казанской гимназии №175. В результате девять человек погибли, еще 23 пострадало. После задержания Галявиева арестовали на два месяца.
Корни проблемы
Все подростки агрессивны. И это совершенно нормально. Причины такого поведения лежат в двух плоскостях:
1. Биологическая
Источник: Unsplash (@bantersnaps)
В ее основе — влияние гормонов, перестройка и особенности работы головного мозга в пубертат. В крови подростка буквально бурлит гормональный коктейль, в который в том числе входит тестостерон, ответственный за агрессивное поведение. При этом префронтальная кора, которая отвечает за логику и рациональные решения, еще недостаточно развита, поэтому подросток не может контролировать себя и вспышки агрессии.
2. Социальная
Она включает социальное окружение в школе, отношения с родителями и братьями или сестрами, если они есть. Если ребенка не принимают в школе и у него нет друзей за ее пределами, если в семье гнетущая и неподдерживающая атмосфера, то он становится более склонным к проявлению агрессии. Строгое воспитание и жесткий контроль со стороны семьи тоже приводят к протесту и агрессивному поведению.
Агрессивное поведение давало подросткам эволюционное преимущество: если ты можешь дать отпор и конкурировать за ресурсы, ты выживаешь, а значит, передаешь свои гены по наследству. Сегодня конкуренция строится совсем на других принципах, но наша биология не успевает перестроиться под стремительно меняющийся мир, поэтому агрессивное поведение становится проблемой как для тех, кто его проявляет, так и для окружающих его людей.
Последствия агрессии
Стоит отметить, что агрессия сама по себе неплохая и нехорошая. Это одно из естественных состояний человека, которое помогало ему выжить. Проблемой агрессия становится тогда, когда человек не умеет управлять этой эмоцией и использовать ее конструктивно. Агрессия может проявляться конструктивно и деструктивно.
Агрессия, направленная на себя (аутоагрессия)
Источник: Unsplash (@jeswinthomas)
Очень часто в семьях, где есть запрет на негативные эмоции, а родители подавляют детей и контролируют каждый их шаг, ребенок быстро понимает, что нельзя проявлять агрессию. Но она в любом случае требует выхода. И тогда ребенок направляет ее на себя. Он физически или психологически причиняет себе боль.
Проявлениями такой агрессии становятся:
В крайних случаях такая агрессия переходит на физический уровень: ребенок намеренно причиняет себе вред — ударяется о какие-то предметы, например, бьется головой о стену, режет кожу, щиплет себя до синяков и так далее. Аутоагрессия намного опаснее обычной агрессии. Она тихая, часто незаметная, но может стать причиной большой трагедии. Однажды ребенку может надоесть терпеть, и его злость переместится с себя на внешний мир.
Агрессия, направленная на других
Такую агрессию проявляют дети, которых мы называем задирами и трудными подростками. С ними действительно трудно. Любой вопрос они воспринимают как нападение, поэтому нападают в ответ. Они много хамят и бросаются с кулаками на любого обидчика, могут быть инициаторами буллинга или его жертвами, демонстративно нарушают правила и нормы поведения. Таким образом, ребенок старается завоевать свое место под солнцем и заработать авторитет. Если дети-агрессоры не находят поддержки в семье и не могут сформировать социальное окружение в школе, то они могут примкнуть к агрессивным субкультурам, например, футбольным фанатам или неонацистам.
Достижение результата — это один из немногих конструктивных выходов для агрессии. Поэтому ребенка, который часто ведет себя не сдержанно, нужно обязательно отдать в спорт. Занятия, например, скалолазанием, рафтингом или исторической реконструкцией помогут ему выплеснуть свои эмоции. При этом он всегда будет под присмотром тренера. Родителям следует поощрять именно такой выход агрессии.
Как понять, что ребенку нужна помощь
Чек-лист, который поможет понять, что ребенок подавляет агрессию и находится на грани срыва:
Сами по себе эти признаки необязательно говорят, что ребенок подавляет агрессию. Однако они могут стать тревожными звоночками, на которые стоит обратить внимание и принять меры профилактики.
Работа на опережение
Некоторые дети действительно более агрессивные, чем их сверстники. Это понятно еще в младшем дошкольном возрасте. Они часто становятся виновниками конфликтов, все проблемы решают кулаками и очень плохо умеют договариваться. Если мы не научим их проживать эти эмоции правильно, будем отмахиваться от них и говорить ребенку, что злиться — недопустимо и плохо, то к подростковому возрасту мы обязательно получим проблемы. Какие? Предсказать невозможно. Но, как и любые другие, их проще проработать на опережение и научить ребенка, как жить с гневом, злостью и агрессией.
Вот основные правила:
С поправкой на возраст эти правила работают и с подростками. Да, это может казаться глупым или неуместным, когда вы проговариваете эмоции со взрослым ребенком. Но это поможет ему лучше понимать себя и справляться со сложными ситуациями.
Как вести себя в экстрим-инструкция, или как работает алгоритм «Беги, прячься, бей»
Источник: Unsplash (@mclee)
В американских школах детей учат алгоритму «Беги, прячься, бей». Расскажем о нем подробнее.
Мы не в силах избежать всех негативных ситуаций, но можем подготовиться к ним сами и научить ребенка, как вести себя в них. Если ты чувствуешь, что не справляешься, и ребенок остается агрессивным вопреки всем вашим усилиям, это повод обратиться к врачу или психологу. Возможно, речь идет не об особенностях характера, а об органических повреждениях мозга. Просить помощи — не стыдно.
Рекомендуем для изучения
Что делать, чтобы во время подросткового периода ребенок не пустил свою жизнь под откос
Еще почитать по теме детской агрессии:
Подросток стал агрессивным и раздражительным что делать
Это начинается неожиданно и всегда застает врасплох, когда у ребенка начинается переходный возраст и родители сталкиваются с серьезной проблемой. Подросток начинает хамски общаться, грубить. Он перестает слушать и слышать. И постоянно устраивает конфликты.
Родители должны быть готовы к переходному возрасту. Встретить его во всеоружии, а точнее с психологическим спокойствием и беспристрастием. В этой статье мы поговорим о том, как проявляется грубость, хамство ребенка в переходном возрасте. А также задумайтесь, как родители должны вести себя во время этого.
Как ведут себя родители, когда ребенок начинает хамски общаться, грубить?
Каждый родитель по-разному воспринимает и реагирует на грубость ребенка. Существует две основных тактики поведения родителей:
Оба варианта поведения родителей неэффективны для переходного возраста. Они не приносят плодов. И они вызывают еще больший протест у ребенка.
Вместо этого родителям нужно действовать гораздо более тонко. Придерживайтесь определенной тактики и всега согласовнной между родителями. Это позволит вам наладить отношения с вашим ребенком. И добиться понимания с его стороны, даже в то время, когда юношеский максимализм преобладает над здравым смыслом.
Вот несколько рекомендаций о том, что делать и как себя вести родителю, если подросток груб, невежественен и хамит:
Когда подросток начинает грубить, нужно следовать ряду следующих рекомендаций. Они помогут сгладить углы и нормализует ваше общение.
Позвольте подростку проявить эмоции!
Подростки тоже люди. Они имеют право проявлять эмоции. Даже если они слишком яркие и бурные. И они вам не всегда нравятся, а порой вызывают агрессию.
То, что ребенок в переходном возрасте хамит и грубо с вами общается и пытается отстоять свои права, — это норма. Будьте готовы к тому, что подросток будет всячески пытаться раскачать лодку внутри семьи.
Это проявляется в следующем:
Через все эти, казалось бы, ужасные поступки необходимо пройти каждому взрослеющему человеку. Только таким образом может произойти процесс разделения. Отделение взрослого ребенка от родителей.
В рамках этого процесса подросток становится независимым. Он учится независимости. И существовать отдельно от взрослых.
К сожалению, мирно пройти через процесс разделения невозможно. Взросление происходит только через конфликты, протесты и другие, казалось бы, не очень приятные действия. Но когда переходный возраст заканчивается, ребенок становится спокойным и снова начинает вести себя хорошо.
Примите спокойно, что ребенок проявляет эмоции.
Просто позволить подростку проявить свои эмоции недостаточно. Вы должны принять их. И не сердитесь, что подросток ведет себя не так, как вам лично хочется.
Не обижайтесь на подростка, когда он:
И много еще подобного. К сожалению, без таких действий еще не повзрослел ни один подросток. Отнеситесь к ним как можно спокойнее. Проявите понимание. И тогда переходный возраст ребенка пройдет без лишних проблем.
Если подросток не протестует, не грубит и ведет себя так же, как и раньше, то это серьезный повод насторожиться. Скорее всего, он еще не достиг переходного возраста. И он еще не начал становиться независимым от своих родителей. Это означает, что в душе он все еще остается маленьким ребенком.
К неправильному поведению подростка действительно нужно относиться сдержанно. Но, несмотря на это, вам все равно придется расставить границы, которые подросток никогда не должен пересекать.
Ваша задача-продемонстрировать подростку, что, несмотря на его взросление, внутри семьи ничего не меняется. Вы все еще остаетесь главные в семье. Это право дается вам статусом «мама» и «папа».
Ребенок должен понимать, что семейная иерархия остается неизменной при любых обстоятельствах.
Ребенок также должен понимать следующее: вы не реагируете на его грубость не потому, что вы «прогибаетесь». Но потому, что вы понимаете, в каком он сейчас состоянии. И почему он делает то, что делает.
Если ребенок слишком остро себя ведет и перегибает установленные границы, реагируйте в ответ.
Вам действительно не нужно реагировать на обычные крики и истерики подростка. Однако если ребенок начнет вас оскорблять, то дайте ему словесный отпор. Поставьте его на место. И скажи ему, чтобы он не переходил дозволенные границы.
Несмотря на подростковый возраст, подросток должен помнить, что у родителей есть авторитет. И что их не следует оскорблять ни при каких обстоятельствах.
Не позволяйте ребенку послать вас!
Никогда не позволяй подростку послать вас. Ни прямого текста, ни намеков. Это очень опасно.
Если вы позволите подростку послать вас, поначалу это может показаться безобидным. Но со временем это превратится в серьезную проблему. Юность закончится. Но ребенок все равно будет посылать ва, потому что ты уже однажды вы позволила ему это сделать.
Если вас послал ребенок, то придется провести серьезный разговор. Спокойным голосом скажите, что с вами недопустимо разговаривать таким образом. Ребенок должен понять, что совершил ошибку. И извиниться. Тогда в следующий раз он не пересечет эту границу.
Во время разговора ни в коем случае не кричите. И не оскорбляйте ребенка. Потому что проявление эмоций покажет вашу слабость.
Не оскорбляйте ребенка!
Чтобы спокойно переждать переходный возраст, родителям нужны очень крепкие нервы. Очень трудно реагировать на слова и действия ребенка без крика. В моменты конфликта подростка очень хочется обидеть.
Однако мы не рекомендуем этого делать. Оскорбительные слова не принесут плодов. Единственное, что они сделают, — это обидят ребенка. Они вызовут у него еще один протест. И они также могут снизить его самооценку.
Помните, что подростковый возраст рано или поздно пройдет. Ребенок начнет вести себя как раньше. И слова, которые вы сказали в этот период, будут сохранены в вашей памяти. Если плохие высказывания исходят из ваших уст, то подросток может запомнить их на всю оставшуюся жизнь. И он станет неуверенным в себе молодым человеком.
По любому вопросу постарайтесь договориться с подростком.
Некоторые подростки ведут себя грубо, потому что хотят добиться определенного решения в свою пользу. Убедиться, что родители учитывают их интересы, прислушиваются и согласны с мыслями подростка.
Прежде чем начать переговоры со своим ребенком, вам нужно изменить свое поведение. Осознать, что подросток уже вырос. Является полноценным человеком. Это означает, что вам нужно учитывать его интересы при общении.
Мы рекомендуем вам периодически общаться со своим ребенком. И вести разговоры не только на школьные темы, а вообще проявлять интерес к любым жизненным моментам ребенка. Для того, чтобы избавиться от конфликтных ситуаций и в дальнейшем настроить с ребенком доверительные отношения.
Поэтому мы рекомендуем вам учитывать мнение подростка. Помните о его потребностях. Старайтесь находить компромиссы по любым вопросам. В общем, сделайте все для того, чтобы диалог состоялся.
Вам нужно сделать следующее:
Мы желаем вам скорейшего окончания переходного возраста подростка. Через это проходят все родители и другого пути нет. Вам не помешают крепкие нервы, терпение и хорошее настроение! Помните, что скоро хамское отношение ребенка пройдет. И ситуация нормализуется, а сохранив спокойные и ровные отношения и доверие со стороны ребенка, он будет доверять вам самые сокровенные свои тайны, делится своим жизненным опытом и спрашивать совета в любых нестандартных для него ситуациях!
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог.