Подросток постоянно опаздывает в школу что делать
Что делать, если ученики постоянно опаздывают на урок
Светлана Лаврентьева
15 августа 2017 • 19:45
Своими советами о том, что делать учителю в этой ситуации, поделились опытные педагоги, пользователи Педсовета в разделе «Консультации».
Совет 1
Попросить родителей перевести часы на 15 минут вперед.
Совет 2
Поговорить с опаздывающим ребенком один-на-один, выяснить причину опозданий. Затем действовать в зависимости от полученной информации, привлекая родителей или психолога или всех вместе.
Совет 3
Включить в игру: попросить опоздавшего сказать пароль, чтобы можно было войти в класс (например, по теме домашнего задания, заодно, проверить, готовил ли д/з, и класс включен, вспомнят слова, потренируют сосредоточенность, проверят ученика).
Совет 4
Никогда не оставлять опоздание без внимания. Действовать в зависимости от особенностей ученика: кого-то можно «наказать» за опоздание требованием ответить домашнее задание без подготовки, кому-то в качестве «наказания» можно поручить отвечать за своевременный приход всего класса на урок.
Совет 5
Использовать психологический прием. Опоздавший ученик входит в класс, весь класс и учитель аплодируют, а учитель говорит о том, как он счастлив, что имярек все-таки дошел, как все ликуют, только жаль, что работа на уроке прервана.
Совет 6
Начинать каждый урок с небольшой проверочной работы. Опоздавший к началу ее вряд ли сможет рассчитывать на хорошую оценку, потому что не успеет. А если опоздавший пришел после окончания работы, дать ему ее после урока, задержав на несколько минут.
Совет 7
Если урок последний, задержаться после урока с опоздавшим, дабы рассказать ему то, что он упустил. Если урок не последний, то внести опоздание ученика в рабочую тетрадь педагога с отметкой, на сколько опоздал, и дать ему расписаться с тем, чтобы потом все пропущенное время отработать.
Совет 8
Записать замечание в дневник, сообщить классному руководителю и родителям.
8 советов, как научить ребенка не опаздывать
«Время не любит, когда его убивают», — строго говорит один из героев «Алисы в стране чудес». И мы с ним совершенно согласны. Со временем надо дружить. Как помочь ребенку подружиться с часами, а заодно стать пунктуальным, планировать развлечения и уроки — разбиралась мама троих детей Ксения Букша.
1. Освоиться во времени
Есть дети, которые легко понимают «по часам», а есть — которым это трудно, которые долго не ориентируются во времени. Как только ребенок начинает проявлять мало-мальский интерес к часам, суткам, календарям и тому подобным штукам, пора заводить с ним беседы о времени. Что такое «через час»? Пять минут — это долго или не очень? А пять секунд? Время дошкольника конкретно: час — это сколько мы едем на дачу, а пятнадцать минут — это когда вон та стрелочка будет торчать вверх. Сделайте модель часов, на которой можно крутить стрелки, и научите дошкольника это делать. Конечно, есть и электронные часы, но обычные круглые тоже нужны. Круглые нагляднее, а значит, позволяют лучше понять цикличность времени. Нужен и календарь, на котором видно недели и месяц, и разговоры о том, что такое вечер и ночь, месяц и год. Молодой и старый месяц на небе, костяшки пальцев, слово «високосный», наблюдение заката и рассвета, подсчет дней до дня рождения или Нового года — все это помогает освоиться во времени, начать ориентироваться в нем.
2. Знать свои особенности
Кто вообще никогда не опаздывает?
Не опаздывают люди слегка тревожные. Такие, которые не выглядят и не чувствуют себя тревожными, они просто любят, когда у них все под контролем. Но в основе этого лежит слегка повышенный уровень тревожности. Именно они прибегают за 10-15 минут и ждут вас на углу. Бывают такими и дети. «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс».
А вот опаздывают самые разные люди — и очень тревожные (потому что мечутся), и совсем беспечные (потому что им все равно). Но научиться не опаздывать может любой. Поэтому важно понимать, какая именно проблема с опозданием есть у вас или у вашего ребенка.
Как я опаздываю и почему? Обманываю себя, что «полежу еще пять минут» и снова засыпаю — так может, я просто не высыпаюсь? Не могу вовремя собраться с утра — может, стоит собираться с вечера? Не замечаю, как трачу время на сидение в соцсетях?
Все это надо осознать. Самостоятельно. Капать ребенку на мозги — не поможет. Для осознания у него должны развиться причинно-следственные связи.
3. Готовность к планированию
Когда заканчивать планировать время ребенка и передавать ему эту функцию? Как определить, что он готов?
Во-первых, когда часть его жизни проходит отдельно от нас. Бессмысленно просить ребенка планировать утро самостоятельно, если вы живете в таунхаусе и утром едете в город все вместе на одной машине. И если ребенок еще не делает уроки сам, не гуляет сам — его время ему пока не принадлежит.
Во-вторых, когда ребенок уже способен самостоятельно осознать причинно-следственную связь между событиями. Пока ребенок живет моментом, пока не понимает, что это от него зависит, успеет ли он поиграть вечером и будут ли его ругать в школе, — наше жужжание «быстрее, скорее» — для него белый шум.
В-третьих, это должна быть действительно его жизнь. Учить ребенка не опаздывать в школу, где его травят одноклассники и гнобят учителя — просто несправедливо. Планировать стоит то, что хотя бы не противно!
В-четвертых, действовать надо постепенно. Сначала мы планируем за ребенка, потом вместе с ним, а потом он делает это сам.
4. Следить за звонком
Вдумчивым копушам помогает не выключать повтор будильника. Можно обратить внимание ребенка на то, что «от подъема до выхода из дома будильник должен прозвонить пять раз». Первый звонок — встаем. Второй звонок — выходим из ванной. Третий — мы завтракаем. Четвертый — завтрак закончили и приступили к одеванию. Пятый — на выход. Иными словами, в нужный момент мы привносим немного бдительности. Это гораздо лучше, чем понукать и поторапливать. Ребенок постарше может сам устроить себе «бодряк» — включить музыку, чтоб быстрее двигаться или поставить смешные напоминалки.
Наоборот, торопыжки готовы проснуться в 7-55 и выскочить из дома за пять минут. И выскакивают. Без рюкзака. С ними можно поговорить о том, что полезно все-таки дать себе немного лишнего времени с утра, чтобы не надеть трусы вместо шапки.
Многим ответственным детям нравится игра в пунктуальность. Один мой знакомый второклассник знал до минуты, во сколько он чистит зубы, во сколько — надевает шапку, а во сколько к остановке подходит автобус (он ездил в школу самостоятельно). Обычно у детей подобный азарт включается позже, и для двенадцатилетних это — хорошая мотивация. «Я умею, я знаю, я сам контролирую время» — это очень приятно.
5. Обратный отсчет
Научим ребенка рассчитывать время, начиная с конца.
Опять сначала вместе. «Папа приходит в девять. К этому времени ты хочешь быть свободен, чтобы с ним поиграть. Сейчас половина шестого. Обычно на уроки у тебя уходит два часа. Значит, за уроки надо сесть ровно в семь, а прийти c прогулки без пятнадцати. Получается, что ты можешь погулять час пятнадцать минут. Запиши».
Спустя месяцы или годы рассуждаем таким же образом уже вместе с ребенком. Ясно, что наши представления могут отличаться, и будут вопли «да я сделаю за двадцать минут». Иногда мы настоим на своем видении, но в какой-то момент полезно дать ребенку ошибиться. Сделаешь за двадцать минут? Спорим, что нет? И вот папа пришел, а уроков еще полным-полно — ошибочка вышла. Пяток таких ошибок, и расчет станет более точным.
Таким же способом можно рассчитать и время до выхода из дома, и — более точно — время на уроки, на дорогу — на все что угодно.
6. Доска
Другая важная задача — умение планировать количество дел на день. И, по моему опыту, лучшим планировщиком для детей и младших подростков остается доска.
Это может быть просто листок бумаги, приколотый к стене, холодильник, доска с маркером или грифельная доска и мел — что угодно. Важно, чтобы список дел на ней был хорошо виден, и чтобы ребенок мог сам проставлять плюсы и минусы или переписывать дела из графы «надо» в графу «сделано». Полезность этого инструмента трудно переоценить. Даже самые бесшабашные «гиперы» становятся куда более ответственными и пунктуальными, когда у них появляется такая доска. Можно отмечать и время, когда надо начать выполнять задание.
Сначала на доске пишут родители, а потом ребенок делает это самостоятельно. Многие на первых порах слишком увлекаются и пишут список из ста пунктов. Практика, как всегда, все расставляет по местам.
7. Телефон
Это другой незаменимый инструмент. Я не имею в виду какие-либо программы и гаджеты. Идеально для ребенка (подростка) ставить на телефоне простые памятки. Они помогают даже в процессе выполнения уроков. Научим ребенка делить уроки на части по 20-30 минут и ставить себе памятки на десятиминутный перерыв — так, кусками, домашнее задание выполняется легче и бодрее. А уж такие памятки, как: «начать собираться в музыкалку», «пора домой», «позвонить маме, что доехал», — сэкономят нервы всем членам семьи.
8. Бумажный ежедневник
Если уж мы решили отдать контроль ребенку, очень важно дать ему время привыкнуть к новому положению вещей и сделать свои ошибки, выработать свое отношение ко времени. В конце концов, когда научились не опаздывать мы сами? Скорее всего, не в детстве. А может быть, даже и не в юности. Дайте время научиться и нашим детям. Постепенно суетливый и тревожный начнет получать удовольствие от собственной пунктуальности, а рассеянный и расхлябанный научится собираться хотя бы в самые важные моменты.
Ребенок постоянно опаздывает в школу, что делать
Сопротивление ребенка
Иногда родители напрасно думают, что дети опаздывают из вредности или потому, что им все равно, как они живут — получают выговор от учителей, приносят «двойки», пропускают важные события в жизни. Если ребенок не страдает от последствий психологической травмы и его подростковый возраст протекает относительно спокойно, то причины патологических опозданий кроются не в равнодушии к себе.
Часто опоздания свидетельствуют о внутреннем сопротивлении деятельности, которой вынужден заниматься ребенок. Когда речь идет о школе — ученик категорически не хочет туда ходить, у него нет друзей, учителя его не понимают и не уважают — то, почти в ста процентах случаях, он не будет приходить на уроки вовремя. Таким образом детская психика защищается от нагрузки, которая не идет на пользу, а наоборот, вредит. Данная ситуация усугубляется, если ребенок не делится своими проблемами с близкими людьми. Если бы он могу рассказать родителям о том, почему не хочет ходить в школу, и они помогли бы ему справиться с проблемами, то, сопротивление бы исчезло и опоздания прекратились.
В детстве родители записали меня в класс по вокалу. Чем больше я посещала его, тем меньше становилось у меня желания заниматься пением. Во-первых, я изначально не испытывала большой страсти к песням и выступлениям. Видеть во мне «звезду» хотели мать и отец. Во-вторых, педагог засовывала пальцы мне в рот, чтобы «поставить» его правильную форму. Скорее всего, данный случай травмировал мою детскую психику, потому что, после него, я каждый раз испытывала рвотный рефлекс, когда мне приходилось думать о занятиях по вокалу. Чтобы находиться там как можно меньше, я стала опаздывать регулярно — специально ложилась поздно спать, чтобы не проснуться вовремя, «случайно» пачкала всю одежду, чтобы на завтра мне не в чем было идти, делала уроки, срочные дела, которые позволяли задержаться дома хотя бы на полчаса. Став старше, я начала просто прогуливать занятия по вокалу. Когда об этом узнали родители, был страшный скандал и отношения с ними очень испортились. Обучение я так и не закончила. Только теперь я понимаю, что причиной моих постоянных опозданий, с которыми вечно боролась мать — было сильнейшее сопротивление делу, которым я не хотела заниматься. Поэтому, когда я вижу, что мои дети не могут куда-то вовремя прийти, я думаю о том, почему им на самом деле не хочется этого делать.
Видео
Что делать если ребенок проспал первый урок
Если вы находитесь дома
и просто не уследили или не смогли разбудить ребенка, успокойтесь. Конфликт или скандал точно не обеспечат ребенку хорошую успеваемость.
Скажите, что вы поговорите о режиме дня позже, когда не нужно будет бежать сломя голову.
Если вы не дома,
а об опоздании вам сообщил классный руководитель,
Тот факт, что ребенок проспал, уже не изменишь. Задача не накручивать ситуацию еще больше и позаботиться о ребенке и ваших отношениях.
Как написать записку в школу от родителя, если ребенок опоздал или пропустил день
Записку об опоздании обычно требуют от родителей. Если ребенок опоздал на первый или несколько уроков или же пропустил день в школе напишите записку вот так. Это такое доказательство для школы, что работа по исправлению ребенка и семьи проведена. Форма документа — объяснительная записка.
Написать записку нужно так:
Эту записку нужно передать классному руководителю.
Ничего дополнительного в нее вносить вы не обязаны, так же как и отвечать на вопросы личного характера или косвенные обвинения в том, что вы плохой родитель и не следите за ребенком.
✓ Используйте доску для заметок
Малыш должен уметь планировать то количество дел, которое предстоит выполнить за день. Удобнее делать это при помощи доски. Список должен быть отчетливо виден, чтобы ребенок самостоятельно переносил дела между графами «сделано» и «надо». Такой инструмент учит ребенка пунктуальности и ответственности. В продвинутой версии проставляют и время, в которое нужно приступить к выполнению задания.
✓ Ориентируйтесь на звонок
Если вы имеете дело с вдумчивой копушей, то решить проблему поможет многократный повтор на будильнике. Сконцентрируйте внимание малыша на том, что с момента подъема до выхода из дома сигнал будильника должен проиграть не более пяти раз, например. Приучите чадо вставать при первом звонке, при втором — выходить из ванной комнаты, на третий — завтракать, на четвертый — одеваться, на последнем — выходить. Это гораздо удобнее, чем постоянное поторапливание. Школьник постарше может взбодрить себя энергичной музыкой, начиная совершать действия ей в такт.
Бывают и торопыжки, не способные выскочить из дома за 5-7 минут. При этом они забывают сменную обувь, рюкзак и другие важные вещи. Им важно объяснить, что лучше выделить себе чуть больше времени и собраться как положено.
Ответственные дети любят играть в пунктуальность. Они до минуты знают, когда и какие действия должны совершать. Азарт к самостоятельному контролю ситуации появляется обычно к 10-12 годам.
Опоздания — проблема родителей или детей?
Как показывает психологическая практика — нет подростков, которые бы обратились за помощью к психологу, желая избавиться от привычки опаздывать. Почти всегда это делают родители. Напрашивается вопрос: кому мешает данная особенность характера больше: родителям или детям? Попробуем разобраться, что чувствуют и те и другие.
5 способов помочь ребенку, который постоянно опаздывает
Хорошие привычки, в том числе и пунктуальность, стоит формировать с самого детства. Если ваш ребенок регулярно опаздывает в школу и на дополнительные занятия и не умеет распоряжаться своим временем, эта проблема не решится сама по себе. Почему так происходит и как «подружить» ребенка с часами, для «О!» рассказывает психолог Светлана Пятницкая.
Почему ребенок привык опаздывать
У детской непунктуальности много причин, некоторые из них не зависят от самого ребенка. Например, темперамент: есть дети, медлительные от природы. У ребенка также может быть синдром нарушения внимания, который также характеризуется медлительностью, неспособностью быстро переключаться, и в этом случае нужно не торопить его, а обратиться за помощью к неврологу. Среди других причин — привычка все делать в последний момент, неразвитое чувство времени, плохой пример родителей, которые сами опаздывают, но не переживают по этому поводу, не будят ребенка вовремя. Опоздания в школу или на секцию могут быть также проявлением скрытого конфликта с педагогом и нежелания ходить на занятия.
Как ему помочь
Начните с себя
Если в вашей семье опаздывают не только дети, следует начать с себя и подавать младшим хороший пример. Кроме того, вы можете сформулировать сами для себя, почему вы хотите вырастить пунктуального человека. Например, так: «Я хочу, чтобы к 2030 году мой ребенок приходил в университет или на работу вовремя, чтобы он ценил свое и чужое время, чтобы у него была репутация ответственного человека. Что я делаю для этого уже сейчас? Что будет, если я пущу все на самотек?». Ответы на эти вопросы помогут вам понять, как решать проблему с опозданиями. Многое вы можете сделать уже сейчас.
Живите по плану
Соблюдайте режим дня. Привычка ложиться спать и просыпаться в одно и то же время хорошо формирует так называемые внутренние часы.
Готовьтесь к новому дню. Соберите вместе с вечера все необходимое к школе или саду: положите в сумку книги и тетради, проверьте, сделаны ли уроки и другие задания, выглажена ли форма.
Планируйте всю неделю. В выходные решите, чем будете заниматься на неделе: например, после занятий во вторник пойдете в музей, а в субботу — в гости. Накануне каждого дня детализируйте эти планы: что нужно купить перед походом в гости, как удобнее идти с занятий в музей. Будьте последовательны: планируйте каждый день.
Ищите причину опоздания вместе с ребенком
Выпишите в два столбца последствия опозданий. В левый — что можно потерять, если быть непунктуальным: «Друзья обижаются», «Учитель не пустил в класс», «Плохо написал контрольную». Сюда же выписать более конкретные минусы этого: «Теперь не с кем гулять», «Стал хуже учиться», «Быстро бежал и сильно устал». В правом столбце запишите плюсы опозданий: «Поспал подольше», «Не пришлось идти на нелюбимый урок». Дополните этот столбец уже сами, с позиции взрослого человека: «За лишние 5 минут выспаться нельзя», «На занятия все равно надо ходить». Обсудите все записанное с ребенком. Этот анализ поможет установить скрытые причины поведения малыша, разобраться с тем, что ему дают опоздания, а чего лишают, и как с этим бороться. Выход всегда есть.
Развивайте чувство времени
Это процесс небыстрый, такая работа должна вестись поэтапно с самых ранних лет. К 3 годам дети уже отличают утро от ночи, а день от вечера, и знают, в какое время суток спят, а когда играют. К 4−5 годам ребенку известны времена года и их признаки. В 5−6 лет — месяцы и дни недели. К первому классу детей надо знакомить с часами, минутами, секундами. Делать это можно так: «Когда я говорю „один“, проходит секунда, „два“ — уже две. Когда досчитаю до 60, пройдет целая минута!». Научите ребенка определять время по часам: «Часовая стрелка толстая и короткая, она показывает, который час. Минутная тоньше и длиннее, а самая тонкая и быстрая — секундная, смотри, как она бежит!». Эти знания нужно использовать на практике: «Ты хочешь поиграть? Хорошо, у тебя есть 15 минут. Когда маленькая стрелка будет на этой цифре, а большая — на этой, я напомню тебе об окончании игры», «Твой мультфильм покажут в 12 часов: когда две большие стрелки будут вместе на 12».
Купите несколько песочных часов: на минуту, три и пять. Покажите ребенку, как они работают, и предложите за минуту помыть свою тарелку и чашку, за три — умыться и почистить зубы, за пять — нарисовать картинку. Засекайте вместе время на привычные действия: сколько занимает дорога до школы, как быстро можно собрать форму для плавания.
Используйте визуализацию
Нарисуйте круг, поделите его на сектора по 5 минут и отметьте, за какое время можно проснуться и встать, одеться с утра, умыться, позавтракать, дойти до школы. Эта диаграмма красноречиво продемонстрирует ребенку, что он попросту не успеет в школу, если проспит или будет долго собираться.
Перед какой-либо деятельностью полезно строить предположения, сколько времени она займет: «Как думаешь, за сколько мы успеем решить этот пример?», а также сколько его потребовалось в реальности: «Сколько ты качался на качелях?». Так вы поможете ребенку лучше чувствовать время, а в результате и ценить его.
Как бороться с опозданиями учеников. Кнут или пряник?
Кнутом или пряником: как бороться с опозданиями учеников?
Каждому учителю знакома ситуация: урок давно начался, дверь открывается, и на пороге появляется опоздавший ученик: «Здравствуйте! Извините! Можно я войду?». Внимание всего класса сразу же переключается на «героя дня»: ученики поневоле отвлекаются, учитель теряет важную мысль, а драгоценное время урока безжалостно убегает. Стоит ли говорит о том, как подрывают такие опоздания общую дисциплину!
Причин, по которым школьники опаздывают на уроки, существует огромное множество, особенно разнообразны они у тех, для кого опоздания приобрели хроническую форму. Одни ученики задерживаются по уважительной причине (сломался автобус, был в поликлинике), другие просто не умеют грамотно управлять личным временем, а третьи сознательно не спешат на урок из-за низкой мотивации к учебе. Поэтому и методы борьбы с «похитителями времени» у каждого педагога свои.
Кто-то из наставников более лоялен, а кто-то категорично не приемлет опозданий на свои уроки. Одни педагоги ограничиваются предупреждением, соответствующей записью в дневнике, индивидуальной беседой после урока, звонком родителям. Другие для обучения пунктуальности используют «педагогический кнут»: опоздавшего не пускают в класс, отправляя «на ковер» к классному руководителю или завучу, заставляют приносить извинения перед всем классом, оставляют заниматься дополнительно после уроков.
Как показывает практика, такие подходы в некоторой степени дисциплинируют школьников, но особой эффективностью не отличаются. Опоздавший на один урок ученик в следующий раз может принять решение прогулять весь день, чтобы лишний раз не привлекать к себе повышенное внимание. Предлагаем педагогам несколько альтернативных способов борьбы с опозданиями учеников.
В поисках потерянного времени
Итак, вы решительно настроились на борьбу с непунктуальностью своих воспитанников. Психологи советуют в этом случае использовать метод пряника – повышать мотивацию ребят приходить вовремя, а не стремиться наказать нарушителей дисциплины. Безусловно, для начала педагог должен стать для учеников личным примером пунктуальности, рационального распределения времени, соблюдения дисциплины.
Ученик в очередной раз опоздал? Задумайтесь, возможно, на вашем уроке он чувствует себя некомфортно, поэтому специально не торопится в класс. Не усугубляйте ситуацию, повышая голос, не тратьте время на выяснение причин. На перемене спокойно поговорите с учеником наедине, попробуйте разобраться в сложившейся ситуации.
А может быть, школьник элементарно не умеет организовать себя и рассчитать свое время. В беседе с учеником задавайте ему много мелких наводящих вопросов. Во сколько ты просыпаешься? Чем занимаешься до выхода из дома? Сколько времени занимает завтрак, одевание, сборы, дорога в школу? Анализируйте каждое его действие буквально по минутам! В результате вы вместе с учеником определите, где именно он теряет время, и найдете правильное решение проблемы.
Договариваемся, мотивируем, поощряем
Договоритесь с учениками: тот, кто опоздал на урок без уважительной причины, получает удвоенное домашнее задание (решает двойную порцию уравнений в классе, готовит реферат по теме следующего урока и т.д.). Вряд ли кому-то из учеников захочется сознательно нагружать себя дополнительной работой. Некоторые педагоги опоздавших учеников сразу же приглашают к доске для опроса по теме домашнего задания с выставлением оценки. Ребята знают: опоздал – будь готов отвечать, поэтому спешат на урок!
Повышайте мотивацию учеников! Начинайте каждый урок с небольшой проверочной работы (это может быть несложный тест или диктант). Опоздавший вряд ли сможет рассчитывать на получение хорошей отметки: ему просто не хватит времени. Поэтому в интересах самих ребят будет контролировать себя и приходить на урок вовремя. Как вариант – начинайте каждый урок оригинально, с интересной разминки. Тогда и опаздывать на него никому не захочется.
Поощряйте пунктуальность! Те ученики, которые вовремя приходили на занятия всю четверть, могут рассчитывать на получение «внеплановой» отличной отметки в журнале. Продумайте вместе с учениками систему мотивации, предоставляющую дисциплинированным ученикам дополнительные права или возможности. Интересен в этом отношении опыт некоторых американских школ: пунктуальные ребята получают раз в семестр небольшие призы и грамоты, наличие которых после окончания учебы указывают при поступлении в университет или на работу.
В помощь – психология и юмор!
Используйте следующий психологический прием. Ученик, который опоздал на урок, получает порцию громких аплодисментов от всего класса. Учитель на этом фоне говорит, как нам не хватало опоздавшего ученика, что мы ему очень рады, но его опоздание помешало работе всего класса. Первоначальное удивление и смех примерно на третий раз сменяются неодобрением коллектива, поэтому ученики стараются не опаздывать, чтобы не оказываться в центре такого внимания.
Подойдете к решению проблемы с юмором! Фотографии учеников, которые не отличаются пунктуальностью, размещайте в школьной или классной стенгазете. Кому же добровольно захочется там красоваться? «Награждайте» регулярно опаздывающих учеников отличительными знаками или наклейками на дневник «Люблю поспать», «Опоздун месяца», «Нарушаю дисциплину. Обещаю исправиться» и т.д.
И еще несколько «пряников»
Назначьте ответственных ребят за соблюдение дисциплины в классе (естественно, из числа особо склонных к опозданиям). Согласитесь, такая должность ко многому обязывает!
В начальной школе эффективно действует размещенная в классном уголке таблица «Не опаздывай, дружок! Приходи-ка в школу в срок!», где ежедневно фиксируются опоздания детей. Для старшеклассников заведите журнал опозданий (с указанием причин), он станет отличным помощником классному руководителю в борьбе за дисциплину.
В некоторых школах практикуют следующий метод: в дневниках опоздавших проставляется штамп «Опоздал на первый урок», а после получения трех таких отметок – добро пожаловать с родителями на Совет профилактики.
Разделите класс на малые группы и организуйте конкурс на самую дисциплинированную их них. Условие победы – отсутствие в группе опозданий за определенный период времени. Чтобы не подвести других ребят, вечно опаздывающим придется приходить на учебу вовремя.
Как видим, в борьбе с опозданиями учеников не обязательно сразу же хвататься за «кнут», когда есть столько рецептов «пряников». Вооружитесь ими: станьте примером дисциплинированности для учеников, мотивируйте «похитителей времени», поощряйте пунктуальных! Желаем вам успехов!