Подростку трудно общаться со сверстниками что делать
Необщительный ребенок: как ему помочь? 25 советов
Как научить ребенка общаться и дружить? Опыт родителей
Если вы спросите, как научить ребенка общаться и дружить, многие родители удивятся и ответят: «Никак. Главное, не мешать». Огромное количество родителей не задумываются о таких вещах. Им столько всего нужно успевать. А дети сами себе легко обеспечат круг общения, научатся делить машинки в песочнице, драться и мириться, знакомиться и забывать друг друга.
Интересно, что взрослые не всегда придерживаются мнения, что ребенку нужны друзья. Причины озвучиваются разные: «Я сам был необщительным, и мой ребенок такой же. Это такой характер. С этим все равно ничего не поделаешь». Или: «Все придет само, нужно подождать». «Он сам должен решать свои проблемы общения. Дети не любят, когда взрослые вмешиваются. Все это искусственная социализация». «В детском возрасте — это еще не дружба».
Но есть и родители с противоположной точкой зрения. Иногда к этому подталкивает собственный жизненный опыт, опыт воспитания старших детей. Иногда — явные особенности развития самого ребенка. Бывает и так, что у ребенка действительно мало месат и времени для общения, и родители это прекрасно понимают.
Думаю, сейчас научить ребенка общаться и дружить — такая же задача родителей, как и все остальное. Более того: это уж точно больше никого не волнует. Воспитателям в детском саду нужен послушный ребенок. Педагогам — умный. Врачам — здоровый. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. В три года сын тащил меня в сторону от детской площадки со словами «Мама, пойдем туда, где нет детей».
Все написанное — наш личный опыт, который дорого нам стоил. Это решенные и нерешенные проблемы. Это обобщение услышанных и прочитанных советов и мнений. На данный момент улучшить ситуацию удалось. Сейчас сын тащит меня туда, где дети есть. Соседского ребенка я не могу выгнать, сыну звонят одноклассники, на горке обнаруживается знакомый, с которым он ходил в кружок, на даче он самостоятельно находил себе приятеля. И продолжение, я очень надеюсь, еще следует.
Что же можно предпринять родителям, особенно если раз за разом оказывается, что ребенок не в состоянии ни с кем познакомиться, нормально общаться и играть, подружиться?
Когда он еще малыш, наблюдайте, насколько ребенок общителен. Часто дети до трех лет вообще почти не бывают в детской компании. Но даже на детской площадке попробуйте отпустить его в самостоятельное плавание и посмотрите, пойдет ли он к детям или предпочтет играть сам? Сможет ли попросить понравившуюся игрушку или дать ее? Для этого даже не нужно уметь говорить. Ребенок сядет на качели с детьми? Он будет бегать вокруг горки за кем-то? Он охотно поздоровается или спрячется за маму? Должно настораживать, если ребенок откровенно пугается других детей (и взрослых), игнорирует их или проявляет излишнюю агрессивность.
Если общение ребенка катастрофически не складывается, паниковать не стоит, хоть вам и захочется укрыться в пределах собственной квартиры в ожидании, что все решится само собой. Это самый простой путь. Однако в случае с замкнутым ребенком приспосабливаться и стучаться в закрытую дверь придется родителям. Не ожидайте, что все будет быстро меняться. Но настройтесь на положительный результат.
И, наконец, нужно вовремя остановиться в оказании этой помощи.
У подростка нет друзей: рекомендации психолога
У современных детей зачастую возникает проблема – коммуникация со сверстниками, приводящая впоследствии к тому, что в подростковом возрасте у них не наблюдается близких друзей. Отсюда происходят и другие трудности, например, непринятие себя в обществе, затруднения в учебном процессе, взаимоотношения с родителями и общее взаимодействие с внешним миром. Всё это может привести подростка к отчаянию, депрессии, агрессии и, главное, к нежеланию существовать. Тут же играет роль и переходный возраст, в т.ч. гормональные изменения.
Однако многое зависит и от характера человека. Так, есть несколько типов людей, у кого трудности в общении происходят в силу отличительных особенностей, а не по причине психологических проблем:
— замкнутые от природы, сдержанные (необщительный человек может комфортно себя чувствовать в «своём» мире, не стремиться к общению с окружающими).
— общительные, вспыльчивые (таким людям нравится быть в компании, находиться в центре внимания, чувствовать превосходство и лидерство, что часто приводит к разногласиям со сверстниками).
В зависимости от характера, а также опираясь на дополнительные факторы, можно делать определенные заключения о причине коммуникационных проблем.
Как помочь подростку?
1. Поддержите ребенка.
Прислушайтесь к нему, постарайтесь не навязывать свое мнение, поделитесь о своих родительских переживаниях. Старайтесь разговаривать с подростком дружелюбно и уважительно, избегайте недопониманий. Не стоит показывать излишнее беспокойство, чтобы не обострять ситуацию, и не давите на своего ребенка. Возможно, потребуется некоторое количество времени, чтобы подросток «созрел» для диалога.
2. Попробуйте выяснить причину замкнутости.
Понаблюдайте за ребенком, за его манерой общения со сверстниками и попробуйте определить, что именно ему не позволяет найти друзей.
Источниками таких причин могут быть, например:
— Неуверенность в себе
Самая часто встречающаяся причина замкнутости среди современных подростков. Слишком робкий человек испытывает некоторые препятствия в общении, ему трудно подстроиться к коммуникативной обстановке. Застенчивые подростки боятся,что у них не получится общаться, и часто сами из-за этого страха отказываются участвовать в каких-либо общественных коммуникациях.
— Отсутствие навыков общения
При возникновении трудностей в коммуникации ребёнок не знает, как привлечь к себе внимание, как отреагировать на какие-либо действия или слова, за счет чего начинает вести себя ассоциативно. Причина может крыться и в воспитании, когда родители не дают свободу выбора ребенку, все решают за него и неосознанно замыкают коммуникативные функции.
— Внешний вид
Подростки очень критичны к самим себе и к окружающим. Внешний вид имеет важное значение для современных подростков. Если они замечают какие-либо недостатки в физических данных, одежде, общем виде, то не сдерживаются в замечаниях, не пытаются оценить положительные качества личности, напротив, довольно критично говорят об этом, что зачастую обижает подростка. Сюда же можно отнести тенденции, которыми живет молодежь, – им также необходимо соответствовать, чтобы быть «в теме» среди сверстников.
3. Измените способ общения с ребенком
Воспитание занимает важную роль в развитии коммуникационных способностей ребенка. Можно привести пример своей семьи, родственников, друзей: как они общаются между собой, насколько они близки, как идут на контакт с незнакомыми людьми, начинают общение и т.д. Ребёнок учится на примере своих родителей. В подростковом возрасте дети перенимают у взрослых манеру общения, они стараются быть похожими на вас. На этом этапе постарайтесь стать другом для подростка, а не «заносчивым» родителем, который настроен «выцепить» информацию, а не действительно помочь.
4. Развивайте коммуникативные навыки
Попробуйте отвести ребенка в кружок, где он сможет найти друзей по интересам. Это может быть что угодно, единственное правило – это должно нравится вашему ребенку. Также для развития коммуникативных навыков помогут специальные тренинги общения для подростков, где в безопасной обстановке ребенок может поделиться своими трудностями и получить поддержку.
5. Позвольте ребенку брать на себя ответственность
Поясните ребенку, что многое зависит от него самого, от его действий и взглядов. Попробуйте обратиться к психологу для подростка.
Важная роль психолога в подростковом возрасте
Большое значение для гармоничного развития ребенка имеет его психологическое состояние. Зачастую подростки бывают очень вспыльчивы, агрессивны, не идут на контакт с родителями и не договаривают о важном. Если у подростка нет друзей, а также присутствуют вышеперечисленные факторы, родители приходят к тому, что их ребенку нужна помощь профессионала – они обращаются к психологу для подростка.
Грамотный специалист поможет не только решить возникающие трудности ребенка, но и даст определенные рекомендации взрослым, как взаимодействовать со своим ребенком, самостоятельно помогать преодолевать трудности и налаживать контакт.
Перед психологом стоит важная задача – помочь выстроить отношения, построенные на взаимопонимании и доверии. Психолог работает над развитием личности ребенка, помогает ему приобрести психологическое равновесие и раскрывает многие потенциалы подрастающего человека.
Мама спрашивает: «Как научить сына-подростка общаться со сверстниками?»
На ваши вопросы отвечают эксперты Parents.ru.
© Getty Images переходный возраст, проблемы переходного возраста, подросток, проблемный подросток, подросток ничего не хочет делать советы психолога, подросток ничего не хочет делать и все время сидит за компьютером
В рубрике «Задай вопрос эксперту» наша читательница Оксана спрашивает:
«Сыну 14 лет. В дни каникул ребенок совсем не выходит на улицу, у него нет друзей. Как он говорит, друзья у него есть в интернете, и с ними он общается в соцсетях. На просьбы убрать телефон и помочь по дому, говорит, что не хочет, грубит. Пробовали отключать интернет, становится агрессивным. На кружки и секции не ходит — категорически против этого. Не хочет, чтобы приходили гости. Учится на 4 и 3. При этом интересуется историей, политикой — умный, но ленивый. Нет побуждения и мотивации действовать. Замкнутым был с раннего детства, к подростковому периоду ситуация стала острой. Иногда кажется, что наш подросток по коммуникации застрял на возрасте 6-8 лет. Подскажите, как научить ребенка коммуницировать с людьми».
— Ваш сын сейчас проходит не простой для себя период полового созревания. Если до этого периода жизнь ребенка казалась ему спокойной и управляемой, тело спокойно росло, то в период полового созревания подсознание подростка начинает понимать, насколько он не управляет своей судьбой. Вернее, ему так может казаться.
Проживая этот период, некоторые дети могут замыкаться. Поскольку они не понимают полностью, что с ними происходит. Они пытаются найти внутреннюю стабильность. Кто-то находит ее, закрывшись дома, в своей комнате. Со стороны родителей важно не потерять с ребенком нить доверия. Именно сейчас ее очень просто потерять и никогда больше не вернуть.
Вам кажется, что раз ваш сын не выходит на улицу, не дружит с ребятами, как вы когда-то, не играет во дворе, то это говорит о вас, как о плохих родителях. Сейчас многие подростки не выходят на улицу и сидят за ноутбуком и играют в компьютерные игры. Общаться же они также предпочитают онлайн. Так им кажется, что будет безопаснее. Ведь в сети «друга» можно просто добавить в черный список и перестать с ним общаться.
Сфокусируйтесь сейчас на самом главном — на ваших отношениях с сыном, на том доверии, которое вам необходимо сохранить. Старайтесь больше разговаривать с сыном, но показывайте, что вы уважаете его.
Заходя в его комнату, стучитесь. Спросите, можно ли зайти. Можно ли с ним побыть рядом, поболтать о разном. Только если вы получите положительный ответ, заходите и общайтесь.
Рассказывайте о себе, о том, как вы проходили свой подростковый возраст. Расспрашивайте об играх, в которые играет сын в сети, о его друзьях из сети. Не давайте ни видом, ни словом, ни интонацией понять ребенку, что вы считаете это общение искусственным и ненастоящим. Не судите, а слушайте и обсуждайте. Попробуйте тоже принять участие в его компьютерных играх.
Если вы просите сына о помощи по дому, то просите, а не требуйте. А лучше назначьте четкий распорядок обязанностей, чтобы он понимал, что раз живет с вами, значит, должен выполнять часть домашней работы
Знайте, что переходный возраст проходит, и подросток меняется. Если сын сидит дома в 14, это не говорит о том, что также будет и в 16, и в 17 лет.
Будьте рядом с вашим ребенком в эти важные периоды его взросления, сопровождайте его, но понимайте, что он — не вы. Он — другой человек, со своими вкусами, выборами и приоритетами.
— По вашему вопросу видно, что вы ответственная, внимательная и любящая мама. Но человек в 14 лет уже, на самом деле, взрослый. Поэтому разговаривать с ним нужно как с равным себе. Именно такого отношения ждут от учителей и родителей подростки в этом возрасте.
Никому не понравится, когда ограничивают его права и свободы, заставляя помогать по дому и выключая Интернет. Вместо этого вам нужно искренне и открыто поговорить с сыном о том, что вас тревожит. Важно внимательно выслушать его в ответ, постараться понять и принять его аргументы, которые, я уверена, у него есть.
Если проблема в отсутствии мотивации, то, скорее всего, нет ясной, сформулированной цели. Этот вопрос вы тоже можете с ним обсудить открыто, вместе разобраться в том, что он хочет от учебы и жизни. Тем более, ваш сын в том возрасте, когда есть возможность сменить школу на колледж и уже там найти себе новых друзей, развить свою коммуникативность. В 14 лет уже можно попробовать работать, что тоже поможет научиться выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
С другой стороны, не всем людям необходимо общения, чтобы быть счастливыми. Многие сегодня выстраивают свою жизнь, обучаясь, работая из дома, общаясь с минимальным количеством людей.
Став взрослыми, мы все меньше встречаемся с друзьями, у нас появляются другие дела, которые занимают наше время.
Лучший способ помочь — это найти возможности и способы реализовать интересы сына, возможно, даже в Интернете. Чтобы понять, как помочь, надо понять его мир. А не отрицать — вероятно, у вашего сына есть друзья и он правда общается с ними в Интернете на интересные ему темы.
Не забывайте, что детям также тяжело, как и нам. 14 лет — трудный возраст, на человека сваливаются общественные ожидания и давление. Выдержать это сложно, тем более, если родители не на твоей стороне. Даже если такой замкнутый образ жизни временное явление, и это пройдет, поговорить с сыном о своих страхах обязательно нужно.
Вхождение в нашу жизнь разнообразных гаджетов, конечно сказалось на качеств коммуникации и ее форме. И этот кризис переживают не только молодежь, но и взрослое поколение. Но в данном письме дело несколько в другом.
Я вижу противоречие: мальчик интересуется историей и политикой и при этом, по словам матери, ленивый. Но если ребенок интересуется, значит, уже не ленивый. Возможно, он не знает, как и куда применить свои знания, а это уже совсем другая история.
14 лет — возраст перехода из детской позиции во взрослую. Возраст, когда ребенок понимает, что не все «правила», по которым живут его родители, подходят ему. А как жить по-новому, он не знает. Отсюда раздражительность, закрытость, перепады настроения и т.д. Общаться бывает очень сложно.
Возможно, вы поможете найти ребенку стороннюю авторитетную фигуру. Это может быть учитель истории, тренер по скейтбордингу, гений программирования. В этом возрасте родители могут лишь внутренне благословить ребенка, желать ему самого лучшего и видеть в нем потенциал, даже если он целыми днями сидит дома и смотрит в потолок. Это очень чувствуется на невербальном уровне.
Также я бы рекомендовала записать ребенка к терапевту — судя по описанной ситуации, есть ощущение, что психика ребенка застряла в какой-то очень сложный для него или для его семьи периоде. Ребенок не хочет «выходить» в этот мир, боясь с чем-то столкнуться — в таком случае движение в будущее, активная жизненная позиция принимается как сильная опасность. Включается животный инстинкт: «бей», «беги» или «замри». Судя по всему, ваш ребенок «замер».
Поэтому я бы не только отвела ребенка на терапию, но и сама бы записалась и разобралась, в чем может быть дело с родительской стороны.
Почему моему ребёнку сложно общаться с другими детьми?
В похожей статье, которая называлась «У моего ребёнка нет друзей», мы говорили в целом о причинах малообщительности ребёнка дошкольного возраста. В этой же статье мы сделаем акцент на психологических аспектах этой проблемы и прежде всего поговорим о младшем школьном возрасте, когда ребёнок попадает в новые обстоятельства и вынужден учиться находить общий язык с незнакомыми ранее детьми.
Итак, какая же психологическая проблема может скрываться за неумением школьника наладить контакт со сверстниками?
1. Неуверенность в себе
Неуверенный в себе ребёнок считает, что он не достаточно хорош для своих сверстников. Он ощущает инаковость и напряжение, даже если со стороны других детей нет никаких признаков враждебного отношения. Любые же проявления недоброжелательности он приписывает на свой счёт, считая, что проблема в его непохожести и даже, возможно, ущербности. Именно поэтому ребёнок может сторониться сверстников: из страха показаться смешным или глупым, встретить насмешки или оскорбления. Эта внутренняя установка требует серьёзной психологической работы, поскольку во взрослом возрасте она может перерасти в различные фобии и связанные с ними проблемы социализации.
2. Неумение/нежелание учитывать других
Этот случай мы достаточно подробно разобрали в предыдущей статье. Ребёнка растят как принца или принцессу, и он начинает воспринимать мир в несколько искажённом свете, считая, что все вокруг ему должны, и мир вращается вокруг него одного. Часто это проявляется не только в семье, но и в компании друзей. Такой ребёнок считает, что он один может играть хорошими игрушками, что его первого должны покатать на качелях и т.д. Ему сложно делиться, учитывать чувства других, сопереживать и уступать. Отсюда сложности с построением коммуникаций: кто захочет дружить с таким единоличником?
3. Позиция «я лучше других»
Она же – «я здесь главный». Позиция, схожая с предыдущей, и всё-таки о ней следует сказать отдельно. Если ребёнок проявляет лидерские качества и делает это с удовольствием – это здорово. Этот ребёнок будет жить активно, интересно и предоставит не один повод для родительской гордости. Плохо, если он себя ставит выше других. Это может выражаться как в открытых попытках навязывать свои правила, так и в том, что такой ребенок будет «учить жить», вмешиваться в ссоры и споры, не касающиеся его напрямую, как бы выступая в роли судьи. Часто такие дети пытаются командовать даже в семье, считая себя умнее родителей и более старшего поколения. Внутренняя установка «они все придурки (неграмотные, невежды и пр.)» будет мешать ребёнку в установлении приятельских, дружеских отношений.
4. Чрезмерные и непоследовательные эмоциональные реакции
Если ребёнок чуть что, сразу начинает кричать, раздражаться или заливаться слезами, это оттолкнёт от него сверстников, потому что легче и приятнее дружить с весёлыми и задорными ребятами. Часто плачущий ребёнок непонятен и неприятен сверстникам. Они не знают, как реагировать на эти его проявления, а в конце концов, он просто начинает их раздражать.
Другая крайность – когда ребёнок настолько ласковый и добрый, что любит со всеми обниматься или как-то ещё выражать полноту своих чувств. Как ни странно, это тоже может стать причиной проблем с построением коммуникации. Важно объяснить ему, что не все любят близкий физический контакт, и не всегда у человека есть настроение и желание общаться. Оптимально, чтобы ребёнок мог видеть и правильно оценивать отношение к себе других и исходя из этого понимания строить коммуникацию и проявлять себя. Тогда он будет с осторожностью подходить к угрюмому однокласснику с вопросом и активно идти на контакт с теми ребатями, которые всегда охотно принимают его в свой круг. Ещё одна эмоциональная реакция, которая может оттолкнуть от ребёнка потенциальных друзей – агрессия. Но об этом – в следующем пункте.
5. Вербальная и физическая агрессия
Встречая агрессивного человека в магазине или метро, мы инстинктивно стараемся держаться от него подальше. Он вызывает неприятные чувства, и вряд ли кому-то придёт в голову с ним знакомиться. Аналогичная ситуация складывается и вокруг агрессивного ребёнка, который обзывается, кидается игрушками, толкается, дерётся и т.д. Здесь очень важно выявить истинные причины враждебности и научить его по-другому реагировать на раздражители. Такое поведение требует обязательной коррекции, причём психолог и родители должны действовать сообща. Часто причины агрессии кроются в семейной модели поведения, внутренних комплексах и переживаниях, с которыми нужно разбираться сейчас, пока ребёнок ещё не перешёл в подростковый возраст.
6. Замкнутость и неумение за себя постоять
Проблема, обратная враждебному отношению к другим. Тихие и безобидные дети часто становятся объектами насмешек или агрессии со стороны сверстников. Они не могут ответить на злую шутку, правильно среагировать на проявление физического или вербального нападения. Обычно замкнутый ребёнок предпочитает перетерпеть, смолчать, сделать вид, что не заметил, или просто убежать. Конечно же, такое поведение только подстёгивает тех, кто привык самоутверждаться за счёт других, кто надеется заслужить всеобщее уважение, обижая слабых. Вот почему очень важно научить ребёнка защищать себя, внушить ему правильные и действенные механизмы самозащиты, чтобы он не стал объектом издевательств в школе.
Таковы шесть основных причин ситуации, когда ребёнку сложно общаться с другими детьми, или его не принимают в компанию. Чем и как психолог может помочь в таких случаях? Об этом – далее.
Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения
Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.
Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.
Пример из практики детского психолога:
«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.
Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».
Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.
У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.
Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда