Подпороговые чувства что это
ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, неосознаваемая реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов чувствительности. Если интенсивность или длительность стимула уменьшается, наступает момент, когда стимул (раздражитель) перестает осознаваться. Например, интенсивность света может снижаться до тех пор, пока он не станет настолько слабым, что не будет восприниматься зрением; длительность вспышки света может быть так мала, что глаз ее не улавливает. Звуки могут быть такими слабыми или иметь такую высоту, что человек их не слышит. Стимуляция других органов чувств подобным же образом может усиливаться или ослабляться настолько, что осознания сенсорных стимулов не происходит.
Значение интенсивности, длительности или частоты, при котором осознанное восприятие стимула прекращается, называется порогом. Статистические значения порогов характеризуют средний уровень, при достижении которого стимул оценивается правильно чаще, чем это возможно при случайном угадывании. У разных людей пороги восприятия неодинаковы.
На протяжении жизни человек все время подвергается воздействию неосознаваемых стимулов. Они могут быть лишь слегка ниже порога восприятия или же бесконечно слабыми. Для возникновения подпорогового восприятия стимул должен быть ниже порога, но все же достаточно сильным, чтобы вызвать эффект.
Хотя подпороговые стимулы вполне реальны и возможна выработка условных рефлексов на неосознаваемые раздражители, данные об их воздействии противоречивы. При экспериментальном определении подпорогового восприятия были получены как положительные, так и отрицательные результаты. Поскольку величина порога определяется статистически, а эксперименты проводятся со стимулами, близкими к пороговым значениям, возможно, что при каких-то определениях имело место частичное (т.е. кратковременное) осознание стимула, так что он не был в полном смысле слова неосознаваемым.
Подпороговая реклама. При работе с группой людей возникают трудности в определении порогового значения стимула. Поскольку величина порога различна у разных людей, существует вероятность того, что для некоторых стимул окажется осознаваемым. С другой стороны, стимул может оказаться слишком слабым, чтобы произвести желаемое действие.
Даже если подпороговое восприятие действенно, все же нет уверенности, что сообщения на неосознаваемом уровне будут более эффективны, чем иные формы рекламы. Последние экспериментальные данные показывают, что воздействие полностью неосознаваемых стимулов незначительно.
Мгновенные образы и «подпороговое восприятие»
Фрагмент монографии Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. — СПб.: Питер, 2011.
Мгновенный образ восприятия и даже кратковременный образ воспоминания представления, а тем более несколько сходных последовательно возникших мгновенных образов могут вызывать не только двигательный рефлекторный ответ, но и отчетливую физиологическую реакцию организма: изменение кожно-гальванической реакции, частоты сердечных сокращений, другие вегетативные реакции. При этом совершенно не обязательно, чтобы мгновенные образы восприятия, вызвавшие вегетативные реакции, в последующем сохранялись в памяти. Иными словами, возникнув в сознании на десятки миллисекунд и даже вызвав физиологический ответ организма, они могут бесследно исчезнуть из сознания, не зафиксировавшись в памяти. Соответственно, и сам факт их появления в сознании часто не остается в памяти субъекта в качестве имевшего место психического события.
Многие авторы отождествляют «подпороговое восприятие» с «неосознаваемым восприятием». Так, В. М. Аллахвердов (2000) приводит, например, в качестве одного из доказательств наличия такого восприятия экспериментальные данные Д. Викенса:
…испытуемые оценивали сходство двух последовательно предъявляемых слов: например, надо было установить, рифмуются ли слова (рыба — глыба), принадлежат ли они к общей категории (стол — шкаф), вызывают ли одинаково окрашенные эмоции (дворец — красота) и т. д. Первое слово «тахистоскопически» предъявлялось на 50, 60, 70, 80 мс и сразу же после экспозиции маскировалось. Маска (то есть хаотическое изображение, стирающее все, что сохранялось на сетчатке глаза) удерживалась 1,5 с, после чего в течение 5 с экспонировалось второе слово. Затем испытуемый должен был высказать свое суждение. Даже при длительности экспозиции первого слова в 50 мс некоторые высказывания испытуемых о принадлежности к общей категории, о синонимичности и т. д. пары слов оказались правильными, причем даже в том случае, когда само первое слово испытуемому не удавалось воспроизвести, то есть он его не осознавал (точнее, не мог вспомнить. — Авт.). А. Марсел показал также, что слово, предъявленное всего лишь на 10 мс, которое, разумеется, не осознается (не вспоминается потом. — Авт.), влияет на последующие процессы переработки словесной информации… [с. 273–274].
Данная цитата доказывает не то, что якобы существует неосознаваемое, или «подпороговое», восприятие, а то, что в нашем сознании существуют мгновенные образы восприятия и их последовательности, которые осознаются в момент своего существования, но не воспроизводятся впоследствии, так как не были зафиксированы памятью испытуемого. В то же время образы воспринятых слов актуализировали, по-видимому, в сознании испытуемых свои значения (к этому мы еще вернемся ниже), сохранившиеся даже после стирания из памяти самих зрительных образов воспринятых слов, что повлияло «на последующие процессы переработки словесной информации».
1 Подпороговый… Этот термин фактически относится не к восприятию в обычном смысле этого термина, а к воздействию подпорогового стимула на поведение индивида. …Если здесь и имеются реальные воздействия… то они невелики и нет никаких свидетельств того, что они могут использоваться для изменения отношений или эмоций. …Лучший обзор исследований подпороговой рекламы… был сделан американским психологом Дж. В. Макконнелом: «Все рассматриваемые вещи, секретные попытки манипулировать сознанием людей дают настолько же подпороговые результаты, насколько подпороговые стимулы используются» [цит. по: А. Ребер, 2001, с. 151]. По образному замечанию А. Ребера (2001), термин «подпороговое восприятие» — это нечто «любопытное, так как “подпороговый” означает “ниже порога восприятия”» [с. 151].
К сегодняшнему дню накопилось огромное количество литературы, посвященной вопросам «подпорогового», «неосознаваемого», «субсенсорного» и т. п. восприятия (см. например: P. Merikle, M. Hantman, 1998; И. Смирнов, Е. Безносюк, А. Журавлев, 1996; Э. Р. Пратканис, 2003; Э. А. Костандов, 2004 и др.). Мне представляется, что большинство рассматриваемых в этой связи экспериментов ничего не доказывает, так как они содержат серьезные методологические изъяны. Невозможно доказать, что так называемый «подпороговый» сигнал является невоспринимаемым. Представляется более очевидным, что на протяжении периода предъявления объекта у испытуемого возникает несколько мгновенных образов его восприятия или даже последовательностей мгновенных образов восприятия, которые и определяют результаты опыта, хотя вследствие быстрого исчезновения их из памяти испытуемые отрицают факт восприятия или не могут воспроизвести воспринятое. Проблема методологически сложна и требует дополнительных исследований.
Испытуемый реагирует на стимул, сила и длительность которого ниже порога его восприятия, определенного ранее.
Испытуемый чувствует стимульное воздействие, но не имеет никакого понятия о характере этого воздействия.
1 Предощущения… процессы и состояния в сенсорной системе, которые вызываются внешней стимуляцией, регистрируются физиологическими методами и не вызывают у наблюдателя сознательных ощущений. …Пороговые звуковые, тактильные, запаховые, световые раздражители и др., не отражаясь в (сознательных) ощущениях, могут тем не менее вызывать условные кожно-гальванические реакции, электрические ответы коры мозга и т. п. [Большой психологический словарь, 2004, c. 406].
Может быть зарегистрирована реакция на стимул, о котором испытуемый ничего не знает.
У испытуемого имеется некое представление о стимуле, но отрицается какая-либо реакция на него.
Испытуемый знает о стимуле и о своей реакции на него, но не понимает или отрицает связь между ними.
А. Н. Гусев (2007) продолжает:
Среди исследователей восприятия до сих пор нет однозначного мнения о степени и характере воздействия подпороговых стимулов на человека… [с. 115–116].
Следовательно, играют определенное значение спонтанные изменения порогов чувствительности испытуемого, степень его информированности и наличие у него установок, возможность физиологического ответа организма на стимул без участия психики, качество рефлексии испытуемых и даже их интеллектуальная состоятельность. К сказанному можно было бы добавить и другие аспекты проблемы: методологические ошибки в постановке экспериментов, ошибки в трактовке их результатов, невоспроизводимость полученных в экспериментах результатов и др.
Подводя итог, можно сказать, что нет и не может быть никакого «подпорогового восприятия», так как образ восприятия и ощущение — это сознательные психические явления. Не может быть подсознательных образов и ощущений, а без образов и ощущений не может быть восприятия. Все то, что относят к «подпороговому», или «субсенсорному», восприятию, — это либо физиологические явления, либо не зафиксировавшиеся в памяти испытуемых образы восприятия и ощущения, либо ошибочные трактовки результатов экспериментов.
© Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. — СПб.: Питер, 2011
© Публикуется с любезного разрешения автора
подпороговое восприятие
Полезное
Смотреть что такое «подпороговое восприятие» в других словарях:
ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ — неосознаваемая реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов чувствительности. Если интенсивность или длительность стимула уменьшается, наступает момент, когда стимул (раздражитель) перестает осознаваться.… … Энциклопедия Кольера
Подпороговое восприятие — субъективно не осознаваемые, но влияющие на поведение процессы восприятия; восприятие подпороговых по величие раздражителей. С учетом П. в. подпороговых раздражителей показана возможность выработки условных рефлексов … Словарь дрессировщика
Подпороговое восприятие (subliminal perception) — В конце 1950 х гг. большую обеспокоенность в об ве вызвали заявления о том, что существует метод предъявления рекламных сообщений, к рый может влиять на поведение на бессознательном уровне. Процедура подразумевала использование быстро… … Психологическая энциклопедия
восприятие подпороговое — (восприятие бессознательное) предметное восприятие, реализуемое без контроля сознания: феномен, когда информация преодолевает порог физиологический, но не достигает порога осознанного восприятия. Она все же воздействует на организм и способна… … Большая психологическая энциклопедия
Подпороговое (сублиминальное) восприятие — Неоднозначная форма перцепции, характеризующаяся тем, что стимуляция, которая наблюдателем не замечается и о которой он не подозревает, все же оказывает определенное, измеряемое влияние на некоторые параметры его поведения … Психология ощущений: глоссарий
бессознательное — В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или ментальных проявлений. В практике… … Большая психологическая энциклопедия
Гипноз (hypnosis) — Трудно дать удовлетворительное определение Г. Большинство авторов согласны с тем, что Г. происходит а) в контексте специфических отношений между гипнотизируемым и гипнотизером, в ходе к рых б) внушенные искажения когниций, восприятия, памяти и… … Психологическая энциклопедия
Плацебо (placebo) — Термин «П.» производное от латинского «умиротворять» или «угождать». Согласно полному определению, П. это «любая терапия (или ее составная часть), сознательно используемая из за своего неспецифического психол. или физиолог. эффекта, или же… … Психологическая энциклопедия
Подпороговая психодинамическая активация (subliminal psychodynamic activation, SPA) — ППА была когда то названа «сильнейшим доказательством в пользу психоанал. взгляда на бессознательное». Однако Бэлей, Шеврин и Фудин не усматривают серьезной научной ценности в ППА. Модель ППА с самого начала вводит условие, что положения… … Психологическая энциклопедия
Ощущения (подпороговые ощущения)
В некоторых случаях при силе раздражения меньше пороговой ощущения возникают, но не воспринимаются сознательно. Такие ощущения назвали «подпороговыми». Так, очень слабые звуки, которые испытуемые не слышали, тем не менее вызывали у них кожно-гальваническую реакцию (изменение сопротивления кожи электрическому току).
Можно привести и такой пример. Одному человеку несколько раз снилось, что собака грызет его правую ногу. Позже оказалось, что в этой ноге росла опухоль. Вероятно, ощущения, возникавшие при сдавливании рецепторов опухолью, были подпороговыми и в состоянии бодрствования не ощущались. Но во время сна подпороговые ощущения приводили к соответствующему сновидению.
Мы уже говорили, что ощущения лежат в основе всей психической деятельности. Особенно тесно ощущения связаны с эмоциями. Всем известно, как влияет на настроение ощущение боли. По-разному влияют на настроение цвета (красный возбуждает, зеленый успокаивает).
Эмоции могут, по-видимому, зависеть и от подпороговых, неосознаваемых ощущений. Прежде всего это относится к ощущениям от внутренних органов. Очень часто первым проявлением болезни бывает изменение настроения. Ощущения врожденны. Имеются наследственные различия в возможности развития того или иного ощущения.
У одного человека может быть очень острое зрение, у другого — очень развитый слух. Нужно иметь природные данные, чтобы стать дегустатором. Но полагаться только на врожденные способности нельзя. Их надо развивать, тренировать. Благодаря тренировке можно повысить чувствительность (понизить порог чувствительности) и добиться большей четкости различения цветов, звуков, запахов и т. п.
При органическом выпадении какого-либо анализатора, чувствительность других анализаторов возрастает. Так, у слепых резко обостряются слух, осязание и даже обоняние. Происходит это, конечно, за счет тренировки. У наборщиков в типографии, работающих на ручном наборе, острота осязания в три раза выше, чем у других людей. Все это показывает, каких больших результатов можно достигнуть при тренировке чувствительности. Однако практически мы тренируем не ощущения, а восприятия.
«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич
ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
неосознаваемая реакция психики на свет, звук или другие стимулы, сила которых не достигает порогов чувствительности. Если интенсивность или длительность стимула уменьшается, наступает момент, когда стимул (раздражитель) перестает осознаваться. Например, интенсивность света может снижаться до тех пор, пока он не станет настолько слабым, что не будет восприниматься зрением; длительность вспышки света может быть так мала, что глаз ее не улавливает. Звуки могут быть такими слабыми или иметь такую высоту, что человек их не слышит. Стимуляция других органов чувств подобным же образом может усиливаться или ослабляться настолько, что осознания сенсорных стимулов не происходит. Значение интенсивности, длительности или частоты, при котором осознанное восприятие стимула прекращается, называется порогом.Статистические значения порогов характеризуют средний уровень, при достижении которого стимул оценивается правильно чаще, чем это возможно при случайном угадывании. У разных людей пороги восприятия неодинаковы. На протяжении жизни человек все время подвергается воздействию неосознаваемых стимулов. Они могут быть лишь слегка ниже порога восприятия или же бесконечно слабыми. Для возникновения подпорогового восприятия стимул должен быть ниже порога, но все же достаточно сильным, чтобы вызвать эффект. Хотя подпороговые стимулы вполне реальны и возможна выработка условных рефлексов на неосознаваемые раздражители, данные об их воздействии противоречивы. При экспериментальном определении подпорогового восприятия были получены как положительные, так и отрицательные результаты. Поскольку величина порога определяется статистически, а эксперименты проводятся со стимулами, близкими к пороговым значениям, возможно, что при каких-то определениях имело место частичное (т.е. кратковременное) осознание стимула, так что он не был в полном смысле слова неосознаваемым.
Подпороговая реклама. При работе с группой людей возникают трудности в определении порогового значения стимула. Поскольку величина порога различна у разных людей, существует вероятность того, что для некоторых стимул окажется осознаваемым. С другой стороны, стимул может оказаться слишком слабым, чтобы произвести желаемое действие. Даже если подпороговое восприятие действенно, все же нет уверенности, что сообщения на неосознаваемом уровне будут более эффективны, чем иные формы рекламы. Последние экспериментальные данные показывают, что воздействие полностью неосознаваемых стимулов незначительно.
ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (англ. subliminal perception) — не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия и ощущения, протекающие как бы «под порогом» сознания. В работах физиологов (В. Г. Гершуни и его сотрудники) экспериментально доказаны существование у человека 2 уровней чувствительности — субсенсорной и сенсорной — и возможность выработки на неосознаваемые (лежащие ниже порога осознаваемых ощущений) звуковые, тактильные, запаховые и др. раздражители условных рефлексов (кожно-гальванических, электрических ответов коры головного мозга). Проблема воздействия на человека неосознаваемых подпороговых раздражителей представляет не только теоретический интерес, она важна для решения многих практических вопросов (пед., лечебных и т. д.). См. Бессознательное, Предощущения.
Добавление: В «Словаре психологии» А. Ребера справедливо замечено, что термин «П. в.», мягко говоря — курьезное: поскольку «подпороговый» означает «ниже порога восприятия (ощущения)», то речь идет о «восприятии чего-то, что находится ниже порога восприятия», т. е. о «восприятии невоспринимаемого». По его мнению, «подпороговое» надо относить не к восприятию, а к влиянию субъективно невоспринимаемого стимула на поведение. При редактировании прежнего варианта статьи мы придерживались такой интерпретации этого термина, которая предполагает различение 2 уровней восприятия (и ощущения): осознанного и неосознанного (подсознательного). Однако с этой т. зр. следует признать явно малоудачной связку терминов «сенсорный и субсенсорный уровни чувствительности». (Б. М.)