Подпись укэп что это

Квалифицированная подпись — где использовать и как получить

Подпись укэп что это

Подпись укэп что это

Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП, или УКЭП) — самый надежный вид электронной подписи, равносильный собственноручной подписи владельца (Федеральный закон №63‑ФЗ от 06.04.2011). Квалифицированной ЭЦП можно заверять любые электронные документы и отправлять их операторам электронных площадок, контрагентам, в госорганы или суд.

КЭП можно получить только в аккредитованном удостоверяющем центре, например УЦ «Тензор» или любом другом.

Где применяется КЭП

Квалифицированная электронная подпись нужна юридическим лицам и ИП. В некоторых случаях может потребоваться физлицу. Квалифицированная ЭЦП нужна для участия в электронных торгах, работы в госсистемах и на госпорталах, отчетности, обмена электронными документами с сотрудниками и партнерами.

Для закупок и торгов

Зарегистрироваться на электронной торговой площадке (ЭТП) и обмениваться документами с заказчиком или поставщиком и оператором площадки.

Некоторые ЭТП предъявляют особые требования к электронной подписи — например, ЭТП Фабрикант, B2B‑Center или uTender. Тензор выпускает квалифицированные ЭЦП для всех электронных торговых площадок.

Для Госуслуг

Зарегистрировать ИП или ООО, добавлять филиалы и изменять регистрационные данные организации, получить патент на изобретение или запросить официальную статистику в Росстате.

Для налоговой (сайт nalog.ru)

Отвечать на требования и отправлять документы по ним, проверять расчеты по налогам, уточнять данные о недоимках, переплатах, штрафах, зарегистрировать юрлицо или ИП, сменить систему налогообложения, зарегистрировать онлайн‑кассу, вернуть налоговый вычет.

Для Росреестра

Регистрировать права на недвижимость и сделки с ней, подать заявление на кадастровый учет, подписывать и отправлять межевые и технические планы, получать сведения из государственного кадастра недвижимости, получать сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), получать сведения из государственного реестра кадастровых инженеров.

Для таможни (сайт customs.gov.ru)

Подписывать и отправлять транзитные декларации, разрешительные, сопроводительные документы, отчеты ОЭЗ, документацию по временному размещению и хранению товара.

К электронной подписи для работы на своем портале Федеральная таможенная служба выдвигает особые требования. Поэтому даже если у вас уже получена КЭП, нужно будет оформить еще одну, специально для таможни.

Для системы маркировки «Честный знак»

Для ФГИС «Меркурий»

Зарегистрироваться в системе, запрашивать, формировать, аннулировать и гасить ветеринарные сопроводительные документы для мяса, молока, яиц, рыбы, морепродуктов и других товаров животного происхождения.

Для ГАС «Правосудие» и системы «Мой Арбитр»

Подписать обращение в суд в форме электронного документа (исковые заявления, ходатайства, жалобы и т. д.), электронные документы по обеспечительным мерам, скан обращения в суд в рамках уголовного судопроизводства.

Для Росаккредитации

Зарегистрироваться в Национальной системе аккредитации, подать заявление на получение аккредитации, зарегистрировать декларацию о соответствии или прекратить ее действие.

Для ЕГАИС «Алгоколь»

Зарегистрироваться в системе и передавать сведения о производстве, импорте, продаже, поставке и приемке, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе лекарств.

Для ЕГАИС «Лес»

Зарегистрироваться в системе и передавать информацию о продаже, покупке, ввозе и вывозе, заготовке и отгрузке древесины.

Для Главгосэкспертизы (сайт gge.ru)

Отправлять проекты, результаты инженерных изысканий, тексты заключений экспертизы и одобренные экспертами финальные версии проектной документации. Подавать заявки на проведение государственной экспертизы проектной документации, заверять пояснительные записки, схемы, сметы и другие документы, вносить сведения о ценах на строительные ресурсы в ФГИС ЦС и данные о результатах проведения госэкспертиз в ГИС ЕГРЗ.

Для отчетности

Отправлять в ФНС налоговые декларации, 3‑НДФЛ, расчет по страховым взносам, декларации по НДС. В ПФР в электронном виде отправляют СЗВ‑М, СЗВ‑СТАЖ, ДСВ‑3 и СЗВ‑ТД. В ФСС — 4‑ФСС и реестр для начисления пособий (для «Прямых выплат»). Росалкогольрегулирование и Росфинмониторинг принимают отчетность только в электронном виде.

Остальные отчеты, например в Росстат, Росприроднадзор, МВД, тоже можно передавать через интернет, заверив электронной подписью.

Для обмена электронными документами с сотрудниками и контрагентами

Если в компании кадровые документы ведутся электронно, руководителю требуется КЭП для утверждения трудовых договоров, заявлений на увольнение и приказов о нарушениях, электронных инструкций, авансовых отчетов, приказов на командировки, расчетных листков, табелей, графиков отпусков и других документов.

Компании, которые хотят наладить ЭДО с контрагентами, должны получить КЭП для первичных учетных документов: счетов‑фактур, УПД, накладных, актов выполненных работ.

Можно ли оформить универсальную КЭП

Площадки и госпорталы выдвигают разные требования к квалифицированной подписи. Получите одну ЭЦП для всех ЭТП и всех видов электронной деятельности в УЦ «Тензор».

Как работает КЭП

КЭП работает только вместе со средством криптографической защиты информации (СКЗИ), которое устанавливается на компьютер отдельно.

Когда мы подписываем документ, СКЗИ в паре с КЭП с помощью математических алгоритмов шифрует документ, создает и прикрепляет к документу файл подписи. Файл подписи содержит в себе информацию о содержании документа и о том, кто и когда подписал документ.

Когда адресат получает документ, он с помощью своей подписи расшифровывает его. СКЗИ сверяет информацию о содержании пришедшего документа с информацией в файле подписи. Если они совпадают, подпись считается действительной — это значит, документ не был изменен после подписания.

Чем отличается квалифицированная ЭЦП от неквалифицированной

Чтобы узнать, какая именно подпись у вас на руках, позвоните в техподдержку удостоверяющего центра. Если вы получали подпись в УЦ «Тензор», сообщите специалисту техподдержки ваш ИНН, и он подскажет тип ЭП.

Срок изготовления КЭП

Изготовление подписи в удостоверяющем центре «Тензор» занимает от 15 минут.

Где получить ЭЦП

Источник

Подпись укэп что это

Это комбинация цифровых данных, с помощью которых можно идентифицировать личность. Простой пример — логин и пароль, которые вводим на сайтах для авторизации, или смс-код, который присылают на телефон для входа в личный кабинет. Это электронная подпись для повседневной жизни.

Как получить

Простую электронную подпись (ПЭП) можно создать с помощью программного обеспечения, например:

Для оформления простого электронного сертификата (подписи) нужно создать документ, открыть меню «Файл», выбрать пункт «Защита документа», а потом выбрать «Добавить цифровую подпись». Если подпись создаётся впервые, программа выдаст запрос на получение программного обеспечения от партнеров. В этом случае поможет русскоязычная версия приложения «Карма», которое установит подпись в операционную систему.
После завершения всех действий нужно сохранить файл.

Приложение КриптоПро CSP

Этот метод сложнее, зато с помощью этого ПО можно создать усиленные ключи.

Ещё один способ — получить заверенную простую электронную подпись в удостоверяющем центре, где сертификат запишут на USB-токен. Этот вариант подойдёт тем, кто создаёт документы в текстовых программах: с помощью сертификата получится защитить документ от плагиата и подтвердить авторство.

Где можно применять

Недостатки

Простая электронная подпись не имеет юридической силы. Её нельзя использовать для подачи документов в государственные инстанции, а также для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Чтобы при помощи ПЭП можно было подписывать обычные документы (например, договоры с контрагентами), нужно составить соглашение о простой электронной подписи. Такое соглашение должно содержать пункты об обязанности соблюдать конфиденциальность сведений и правила определения подписавшего лица — подлинности подписи. И подписывать его придётся всем сторонам, участвующим в электронном взаимодействии. Иначе все документы, подписанные ПЭП, закон признает недействительными.

Неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — чаще всего это ключ, хранящийся на USB-носителе. Иногда НЭП может создать программа, в которой работаете (только она и опознает эту подпись). Функционал такой подписи тоже частично ограничен, но, по сравнению с ПЭП, она обладает рядом преимуществ.

Как получить

Юридические лица и ИП могут оформить неквалифицированную подпись в удостоверяющих центрах или даже сделать её самостоятельно при помощи опытного программиста.

Где можно применять

Для аккредитации и участия в торгах на электронных площадках с помощью неквалифицированной подписи поставщик может создавать заявки и осуществлять сделки при наличии дополнительного соглашения между сторонами. Однако НЭП позволяет совершать не все типы операций.

Недостатки

НЭП подходит скорее физлицам. Юридическим лицам и ИП неквалифицированная электронная подпись подойдёт только при внушительном объёме внутреннего или внешнего документооборота, в других ситуациях её функционала может быть недостаточно.

Квалифицированная электронная подпись

Наиболее совершенный вид электронной подписи — усиленная квалифицированная подпись (КЭП). Это ключ, сформированный с помощью сертифицированных криптографических средств, который записывается на USB-носитель.

Ключ электронной подписи указан в сертификате, который выдаёт удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи.

КЭП состоит из двух частей:

КЭП способна обеспечить надёжную защиту информации от посторонних лиц, а степень конфиденциальности данных владелец устанавливает сам. Данные будут защищены даже когда срок действия ключа истечёт.

Как получить

Для подачи заявления в аккредитованный удостоверяющий центр придётся собрать пакет уставных документов организации и документов, удостоверяющих личность владельца.

Для работы с квалифицированной подписью потребуются:

Где можно применять

Если коротко — везде.

Недостатки

У КЭП существует один недостаток: нужно ежегодно оплачивать сертификат электронной подписи.

Источник

Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Квалифицированная электронная подпись (или КЭП) – самый «полновесный» вид подписи. Документ, подписанный КЭП, равнозначен бумажному с собственноручной подписью. Сегодня насчитывается более пятидесяти сфер, где применяют КЭП. Расскажем об основных из них.

Взаимодействие с государственными информационными системами

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) – это информационная система, с помощью которой федеральные, региональные и местные органы власти обмениваются данными для оказания госуслуг гражданам и организациям.

Получить доступ к СМЭВ могут только органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их подведомственные организации, которые оказывают государственные и муниципальные услуги (администрации, министерства, службы и т.д.).

Удостоверяющий центре СКБ Контур выпускает сертификат для работы с этой информационной системой – квалифицированный «СМЭВ».

Росреестр

На портале Росреестра пользователи могут получить госуслуги, которые предоставляет федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии. Например, на портале можно:

Подпись нужна застройщикам, риэлторам, кадастровым инженерам и др. Подробнее об электронной подписи для Росреестра мы писали в этой статье.

Росаккредитация

Федеральная служба занимается аккредитацией юрлиц и ИП, выдает сертификаты соответствия на продукцию, которая подлежит обязательной сертификации. Росаккредитация ведет документооборот через Федеральную государственную информационную систему (ФГИС).

Чтобы получать услуги Росаккредитации в электронном виде, пользователям нужно получить квалифицированную подпись, организовать защищенный канал связи VPN своего компьютера с ФГИС Росаккредитации. Затем зарегистрироваться в ЕСИА (gosuslugi.ru), которая входит в инфраструктуру электронного правительства, и направить в Росаккредитацию заявку на получение доступа.

Удостоверяющий центр СКБ Контур предлагает комплексное решение для взаимодействия с Росаккредитацией, включая квалифицированный сертификат и лицензии на все программные продукты.

ЕИАС ФСТ

Основное назначение федеральной службы по тарифам — анализ информации от регулируемых организаций, региональных органов тарифного регулирования и монополий.

Все организации, которые представляют электронную отчетность в ФСТ, согласуют с ней тарифы и отправляют обосновывающие материалы, должны получить Квалифицированный Классик.

ГИС ГМП

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах предназначена для размещения и получения информации о платежах за государственные и муниципальные услуги.

Любой банк, отделение Почты России или другая организация, которая принимает платежи от граждан или юрлиц, обязана отправлять информацию об уплате в ГИС ГМП. Для этого они должны получить квалифицированный сертификат «ГИС ГМП».

Квалифицированные сертификаты нужны для работы в различных информационных системах федеральной таможенной службы, с которыми у центрального информационного-технического таможенного управления ФТС заключены соглашения о взаимодействии при представлении сведений в электронной форме. Например, участник внешнеэкономической деятельности может произвести все виды таможенных платежей при декларировании и подать статистические формы учета перемещения товаров Таможенного союза.

КЭП «ФТС» действительна и других информационных системах, где принимают квалифицированные сертификаты ЭП УЦ СКБ Контур.

АИС «Системы электронных паспортов транспортных средств…»

1 января 2017 года в России начали постепенно переводить ПТС из бумажного вида в электронный. Для оформления ПТС в электронном виде нужен квалифицированный сертификат.

Электронные паспорта формируют производители автомобилей и уполномоченные госорганы, а доступ к системе получат все заинтересованные участники: автодилеры, кредитные организации, страховщики, владельцы автомобилей и т.д.

ГИС ЖКХ

Это система, которая собирает, хранит и предоставляет информацию, связанную с жилищно-коммунальным хозяйством, например:

Для доступа к порталу dom.gosuslugi.ru подойдет любой квалифицированный сертификат электронной подписи. Но чтобы взаимодействовать с порталом dom.gosuslugi.ru через свою информационную систему, нужна электронная подпись с усиленным классом криптозащиты КС2 — квалифицированный КС2.

Госуслуги

Получать услуги в электронном виде могут юридические и физические лица. Один из способов авторизоваться на сайте — с помощью электронной подписи. Популярные услуги на сайте: оформление загранпаспорта, подача налоговой декларации и запросов в федеральные органы исполнительной власти, оплата штрафов в ГИБДД, подача документов в вуз, покупка полиса ОСАГО и др.

Для доступа на портал подойдет КЭП физического лица или базовый квалифицированный сертификат, выпущенный на конкретного сотрудника организации.

Главгосэкспертиза

С 1 сентября 2016 проектная документация и результаты инженерных изысканий на объекты, которые строят или реконструируют полностью или частично за счет федерального бюджета, принимаются только в электронной форме (постановление правительства РФ № 1330).

Электронные документы должен подписать руководитель организации или уполномоченное им лицо квалифицированной электронной подписью (приказ Минстроя России от 21.11.2014 г. №728/пр).

Внешний и внутренний электронный документооборот

Юридические и физические лица могут заверять электронной подписью любые документы. Квалифицированная электронная подпись — гарант их юридической силы. Документ, подписанный КЭП, можно долго хранить в архиве, использовать в качестве доказательства в суде.

Во внутреннем документообороте КЭП используют, чтобы визировать и утверждать электронные документы. Например, директор подписывает электронной подписью распоряжения, приказы, договоры. Это значит, что документ утвержден и может быть передан на исполнение.

Крупные корпорации, у которых огромное количество внутренних и внешних документов, интегрируют систему ЭДО с бухгалтерской программой и учетной системой. Это избавляет компанию от необходимости дублировать на бумаге все документы, в том числе бухгалтерские первичные документы, договоры с удаленными сотрудниками и т.д.

Подробнее про юридически значимый электронный документооборот можно почитать в этой статье.

Участие в электронных торгах

Электронная подпись нужна для работы на электронных торговых площадках (ЭТП) и заказчикам, и поставщикам. Именно подпись придает юридическую силу всем операциям на ЭТП и контрактам, которые заключают между собой контрагенты. Требования к виду электронной подписи зависят от конкретной площадки.

Для шести федеральных ЭТП госзакупок вид электронной подписи закреплен в специальном регламенте, и ни одна ЭТП не имеет право их поменять.

Квалифицированная подпись потребуется, чтобы участвовать:

Перед участием в торгах, вам потребуется пройти аккредитацию на выбранной площадке. Данный процесс занимает до 5 дней. Если у вас возникли трудности, вы можете воспользоваться квалифицированной помощью специалистов и получить услугу Аккредитация на ЭТП.

Стоит отметить, что некоторые коммерческие электронные площадки принимают неквалифицированные подписи или требуют от участников электронную подпись специально для себя. Например, объектные идентификаторы в составе сертификата нужны для работы на ЭТП Газпромбанка, ТЭК-Торг (секция Роснефть), В2В, uTender, Фабрикант.

Чтобы приобрести подходящий сертификат подписи для участия в торгах в качестве поставщика, нужно ориентироваться на требования ЭТП и выбрать одну или несколько подписей, которые закроют все потребности.

Источник

Усовершенствованная квалифицированная подпись

Что такое УКЭП?

Формат усовершенствованной подписи предусматривает включение в электронную подпись информации о времени создания подписи (TSP) и о статусе сертификата электронной подписи (OCSP) в момент подписания (действителен или отозван).

Время создания электронной подписи удостоверяется электронной подписью специального сервера точного времени. Для этого в процессе создания электронной подписи происходит обращение к серверу, создается метка точного времени, которая и сохраняется в электронной подписи.

Правовой статус сертификата электронной подписи на момент подписи обеспечивается электронной квитанцией Удостоверяющего центра, полученной в момент подписи по средствам OCSP. Документ содержит статус запрашиваемого сертификата, на который также ставится штамп времени, подтверждающий их целостность в момент проверки. Статус так же сохраняется в электронной подписи.

Для чего нужна УКЭП?

УКЭП поможет доказать юридическую значимость документа в спорных ситуациях. Например, когда помимо авторства и целостности документа (которые дает обычная КЭП) необходимо подтвердить, что сертификат был действителен в момент подписания документа.

УКЭП — необходимое условие для самостоятельного архивного хранения документов, удостоверенных квалифицированной электронной подписью. Подлинность подписи в этом случае может быть подтверждена и по прошествии длительного периода времени, в том числе после окончания срока действия самого сертификата.

Метка времени и служба статусов также являются условием электронного документооборота с информационными системам некоторых государственных служб, например, Федеральной таможенной службы.

Источник

Виды электронной подписи (ЭП или ЭЦП)

В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга, при каких условиях равнозначны собственноручной и придают подписанным файлам юридическую силу.

Виды электронной подписи

Подпись укэп что это

Простая электронная подпись, или ПЭП

Простая подпись — это знакомые всем коды доступа из СМС, коды на скретч-картах, пары “логин-пароль” в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте. Простая подпись создается средствами информационной системы, в которой ее используют, и подтверждает, что электронную подпись создал конкретный человек.

Где используется простая электронная подпись?

Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, а также для аутентификации в информационных системах, для получения госуслуг, для заверения документов внутри корпоративного электронного документооборота (далее — ЭДО).

Простую электронную подпись нельзя использовать при подписании электронных документов или в информационной системе, которые содержат гостайну.

Юридическая сила ПЭП

Простая подпись приравнивается к собственноручной, если это регламентирует отдельный нормативно-правовой акт или между участниками ЭДО заключено соглашение, где прописаны:

Во многих информационных системах пользователь должен сначала подтвердить свою личность во время визита к оператору систему, чтобы его ПЭП в будущем имела юридическую силу. Например, для получения подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг, нужно лично прийти в один из центров регистрации с документом, удостоверяющим личность.

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки.

Человек получает в удостоверяющем центре два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя — он известен только владельцу и его нужно держать в тайне. С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы.

Открытый ключ электронной подписи доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО. Он связан с закрытым ключом и позволяет всем получателям подписанного документа проверить подлинность ЭП.

То, что открытый ключ принадлежит владельцу закрытого ключа, прописывается в сертификате электронной подписи. Сертификат также выдается удостоверяющим центром. Но при использовании НЭП сертификат можно не создавать. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

Где используется неквалифицированная электронная подпись?

НЭП можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.

Юридическая сила НЭП

Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.

Квалифицированная электронная подпись или КЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от НЭП в следующем:

Где используется квалифицированная электронная подпись?

КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.

Юридическая сила КЭП

КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий. Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП, их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *