Подпись мика что такое
Подпись мика что такое
Это комбинация цифровых данных, с помощью которых можно идентифицировать личность. Простой пример — логин и пароль, которые вводим на сайтах для авторизации, или смс-код, который присылают на телефон для входа в личный кабинет. Это электронная подпись для повседневной жизни.
Как получить
Простую электронную подпись (ПЭП) можно создать с помощью программного обеспечения, например:
Для оформления простого электронного сертификата (подписи) нужно создать документ, открыть меню «Файл», выбрать пункт «Защита документа», а потом выбрать «Добавить цифровую подпись». Если подпись создаётся впервые, программа выдаст запрос на получение программного обеспечения от партнеров. В этом случае поможет русскоязычная версия приложения «Карма», которое установит подпись в операционную систему.
После завершения всех действий нужно сохранить файл.
Приложение КриптоПро CSP
Этот метод сложнее, зато с помощью этого ПО можно создать усиленные ключи.
Ещё один способ — получить заверенную простую электронную подпись в удостоверяющем центре, где сертификат запишут на USB-токен. Этот вариант подойдёт тем, кто создаёт документы в текстовых программах: с помощью сертификата получится защитить документ от плагиата и подтвердить авторство.
Где можно применять
Недостатки
Простая электронная подпись не имеет юридической силы. Её нельзя использовать для подачи документов в государственные инстанции, а также для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Чтобы при помощи ПЭП можно было подписывать обычные документы (например, договоры с контрагентами), нужно составить соглашение о простой электронной подписи. Такое соглашение должно содержать пункты об обязанности соблюдать конфиденциальность сведений и правила определения подписавшего лица — подлинности подписи. И подписывать его придётся всем сторонам, участвующим в электронном взаимодействии. Иначе все документы, подписанные ПЭП, закон признает недействительными.
Неквалифицированная электронная подпись
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — чаще всего это ключ, хранящийся на USB-носителе. Иногда НЭП может создать программа, в которой работаете (только она и опознает эту подпись). Функционал такой подписи тоже частично ограничен, но, по сравнению с ПЭП, она обладает рядом преимуществ.
Как получить
Юридические лица и ИП могут оформить неквалифицированную подпись в удостоверяющих центрах или даже сделать её самостоятельно при помощи опытного программиста.
Где можно применять
Для аккредитации и участия в торгах на электронных площадках с помощью неквалифицированной подписи поставщик может создавать заявки и осуществлять сделки при наличии дополнительного соглашения между сторонами. Однако НЭП позволяет совершать не все типы операций.
Недостатки
НЭП подходит скорее физлицам. Юридическим лицам и ИП неквалифицированная электронная подпись подойдёт только при внушительном объёме внутреннего или внешнего документооборота, в других ситуациях её функционала может быть недостаточно.
Квалифицированная электронная подпись
Наиболее совершенный вид электронной подписи — усиленная квалифицированная подпись (КЭП). Это ключ, сформированный с помощью сертифицированных криптографических средств, который записывается на USB-носитель.
Ключ электронной подписи указан в сертификате, который выдаёт удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи.
КЭП состоит из двух частей:
КЭП способна обеспечить надёжную защиту информации от посторонних лиц, а степень конфиденциальности данных владелец устанавливает сам. Данные будут защищены даже когда срок действия ключа истечёт.
Как получить
Для подачи заявления в аккредитованный удостоверяющий центр придётся собрать пакет уставных документов организации и документов, удостоверяющих личность владельца.
Для работы с квалифицированной подписью потребуются:
Где можно применять
Если коротко — везде.
Недостатки
У КЭП существует один недостаток: нужно ежегодно оплачивать сертификат электронной подписи.
Электронная подпись для физических лиц: как ее получить в 2021 году
Сегодня электронные сервисы все чаще используются не только для ведения бизнеса, но и для личных нужд. Для работы с онлайн-сервисами необходима электронная подпись. Так, она нужна, чтобы вернуть НДФЛ через сайт налоговой, получить полноценный доступ к порталу госуслуг, не выходя из дома зарегистрировать сделку с недвижимостью, оформить онлайн-кредит и так далее. В настоящей статье мы расскажем, что такое электронная подпись и как физическое лицо может получить ее в 2021 году.
Что такое ЭЦП для физических лиц
Согласно определению, которое дано в статье 2 Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», электронная подпись — это информация в электронной форме, которая используется для определения лица, подписывающего другую информацию в электронной форме. Проще говоря, электронная подпись (ЭП, ЭЦП) — специальный блок электронной информации, который идентифицирует физическое лицо без его личного присутствия и используется как аналог собственноручной подписи.
Электронные подписи бывают двух видов: простые и усиленные. Последние могут быть квалифицированными и неквалифицированными. Отличаются они степенью защиты и областью применения.
Простая ЭП — это обычная комбинация логина и пароля, либо код подтверждения, который приходит на заранее указанный адрес электронной почты, номер телефона или в установленное приложение. Перед использованием такой подписи необходимо заключить отдельное соглашение о ее признании. Без этого соглашения простую ЭЦП можно применять только в случаях, прямо указанных в нормативных правовых актах (п. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). Простая электронная подпись широко внедрена в различных закрытых системах (банковских организациях, приложениях, порталах и т.п.). Она нужна для подтверждения действия, совершенного одной из сторон (клиентом, заявителем). При этом сам подписываемый документ (заявление, платежное поручение и т.д.) во внешнюю среду не попадает и, следовательно, не может быть изменен злонамеренно.
Усиленная неквалифицированная ЭП устроена сложнее. Она предполагает формирование двух уникальных последовательностей связанных между собой символов: ключ подписи и ключ проверки подписи. При этом используются средства шифрования и криптографии. Такая подпись защищена более надежно, чем простая, однако все равно не является полным аналогом собственноручной. Чтобы документы, завизированные неквалифицированной подписью, обрели юридическую силу, требуется либо прямое указание на это в нормативном правовом акте, либо заключение между сторонами отдельного соглашения (п. 2 ст. 6 Закона 63-ФЗ).
Усиленная квалифицированная электронная подпись является полным аналогом собственноручной (п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). При создании УКЭП используются средства шифрования и криптозащиты, прошедшие государственную сертификацию. Для ее признания не требуется заключать какие-либо дополнительные соглашения. Выдавать такую подпись физическим лицам вправе только аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ).
Для чего нужна цифровая подпись и где ее использовать
Больше всего возможностей дает усиленная квалифицированная электронная подпись. Так, с ее помощью физлицо может подтвердить учетную запись на портале госуслуг без личного визита в соответствующий центр. После этого ему будет открыт доступ ко всем функциям портала и связанным с ним сервисов, включая подачу электронных документов в суд.
Также физлицо, на которого оформлена УКЭП, может, не выходя из дома:
Некоторые банки дают владельцам УКЭП возможность дистанционного оформления кредитов, в том числе ипотечных.
Усиленная квалифицированная ЭП пригодится также для участия в торгах и аукционах, проводимых государственными и муниципальными органами (к примеру, по продаже квартир, машиномест и т.п.).
Помимо этого, наличие УКЭП позволит сэкономить на услугах нотариуса. Электронные документы, завизированные такой подписью, в большинстве случаев не нуждаются в заверении у нотариуса.
Где получить ЭЦП физическому лицу
Усиленную квалифицированную электронную подпись физлицо может получить только в аккредитованном удостоверяющем центре.
Получение электронной подписи для физических лиц
ВНИМАНИЕ
Подать документы на выдачу сертификата квалифицированной подписи через представителя нельзя. Человек, который намерен получить сертификат на свое имя, должен лично приехать в удостоверяющий центр, либо пригласить к себе сотрудника центра (если УЦ оказывает подобную услугу). Любые способы идентификации заявителя посредством видеосвязи запрещены.
Как сделать УКЭП
На основании перечисленных документов формируется заявка на оформление УКЭП. Сотрудник удостоверяющего центра проверяет предоставленную физлицом информацию, сверяет ее с документами и подтверждает личность заявителя.
Если физлицо уже имеет сертификат УКЭП, то заявку на оформление новой подписи можно подать дистанционно. Личная явка в удостоверяющий центр в этом случае не нужна (подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона № 63-ФЗ).
СПРАВКИ
Также закон предусматривает возможность идентификации заявителя-физлица без личного присутствия посредством единой биометрической системы или загранпаспорта нового образца (подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона № 63-ФЗ). В настоящее время разрабатываются технологии, необходимые для применения этих способов идентификации на практике.
После того, как сотрудник удостоверяющего центра подтвердит заявку, физлицу будет выставлен счет на оплату. Далее придет уведомление о готовности УКЭП. Останется только забрать сертификат и ключи электронной подписи. Как правило, они записываются на электронный носитель (токен, флешку).
Так выглядит токен с сертификатом электронной подписи
Также нужно приобрести средства криптозащиты информации для использования УКЭП на персональном компьютере.
Срок действия ЭЦП
Сама электронная подпись не имеет срока действия. Однако если речь идет об усиленной квалифицированной ЭП, то у соответствующего сертификата есть срок действия. Он составляет один год. Это обусловлено особенностями применяемых алгоритмов шифрования.
ВАЖНО
Подписанные документы действительны и после окончания срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи.
У неквалифицированной усиленной подписи, как правило, также есть срок действия. Он определяется исходя из параметров средств криптозащиты, используемых при создании сертификата.
Как видно из статьи, получить электронную подпись для физлиц в 2021 году совсем несложно. Простую и неквалифицированную ЭП выдадут бесплатно. Что касается квалифицированной подписи, то ее придется покупать. Но она открывает уникальную возможность подписывать дистанционно любые электронные документы, а также дает доступ к торгам, безбумажной регистрации недвижимости и расширенным возможностям госпорталов.
MiCA (МиКА): что нового нас ждет в регулировании криптовалют в ближайшее время?
Мы часто сталкиваемся с клиентскими запросами на юридическое сопровождение процесса токенизации. Самое интересное в этой истории то, что клиент иногда не имеет четкого представления, что именно он хочет токенизировать: акции, права, товар. Что, как и что по этому поводу попробую рассказать дальше. Здесь речь пойдет об обсуждаемом сегодня в ЕС акте, который призван урегулировать фрагментированный (с точки зрения правовой базы) на данный момент рынок – MiCA.
Все регулирование крипторынка сводится к “распаковыванию” токена: регуляторы хотят видеть сам лежащий в основе актив и выстраивать систему требований именно на его основе.
Регуляторную среду блокчейна в последний год сотрясают полярные события: с одной стороны жесткие ограничения майнинга и оборота в Китае, с другой признание Биткоина официальным средством платежа в Сальвадоре. В этой череде ЕС медленно, но верно движется по пути создания новой среды для регулирования крипторынка. В сентябре 2020 Европейская комиссия опубликовала проект Положения о рынках криптоактивов («MiCA»). MiCA должно обеспечить комплексную и согласованную нормативную базу для криптоактивов, которые не относятся к финансовым инструментам, в частности, стейблкоины (ART), e-money токены (EMT) и utility-токены.
MiCA содержит массу интересных положений: требования к white paper, случаи, когда публикация white paper не требуется, положения, защищающие покупателей активов и др. Но на данном этапе, версия положения обсуждается, дополняется, комментируется. Этот документ нужно принимать во внимание, потому что это уже довольно отчетливый вектор развития европейского подхода. Но на данном этапе не стоит считать его без двух минут принятым.
Положение вводит следующие категории: общее определение криптоактива (цифровое выражение стоимости или прав, которые могут передаваться и храниться в электронном виде, с использованием технологий распределенного реестра или аналогичных им) и отдельно выделяет три формы криптоактивов, которые предположительно попадут в его сферу:
К выпуску ART MiCA устанавливает повышенные требования: эмиссию могут проводить только юридические лица, учрежденные в ЕС (два исключения: сумма выпуска не более EUR 5 000 000 или предложение направляется только квалифицированным инвесторам), обязательное одобрение выпуска, другие стандарты составления white paper, обязанность эмитента поддерживать резервы, в том числе через инвестирование резервных активов только в высоколиквидные финансовые инструменты с минимальным рыночным и кредитным риском, раскрытие информации на ежемесячной основе.
NFT (non-fungible token), невзаимозаменяемые токены, тоже попадают под определение криптоактива в соответствии с MiCA, но в то же время они относятся к группе исключений и для них не нужно публиковать white paper.
Финансовые рынки и финансовые инструменты – одна из самых контролируемых со стороны государства сфер. Нужно это для защиты участников и обеспечения финансовой стабильности. При этом регулирование будет применяться не только тогда, когда на предлагаемом инструменте будет написано «ценная бумага» или «дерриватив». Применяться оно будет тогда, когда сама природа инструмента подходит под описание финансового инструмента, что происходит нередко.
Речь идет о тех самых security-токенах, которые чаще всего становятся объектом применения Howey test, информационной атаки и судебных разбирательств.
Точкой соединения финансового регулирования и крипторынка можно считать Разъяснение ESMA (Advice on Initial Coin Offerings and Crypto-Assets), которая указала, что криптоактивы могут попадать под регулирование MiFID, требования о публикации проспекта и лицензировании вовлеченных фирм.
Предложение такого продукта осуществляется под надзором регулятора и с соблюдением требований о раскрытии информации и составлении проспекта (если только проект не попадает под перечень исключений).
Надзор за организациями, попадающими в сферу действия MiCA, будет осуществляться:
Для MiCA центральными становятся два субъекта:
К эмитентам устанавливаются требования:
При этом услуги охватывают следующие виды деятельности:
(a) хранение и управление криптоактивами от имени третьих лиц;
(b) обеспечение работы торговой платформы для криптоактивов;
(c) обмен криптоактивов на фиатную валюту, являющуюся законным платежным средством;
(d) обмен криптоактивов на другие криптоактивы;
(e) исполнение поручений на операции с криптоактивами от имени третьих лиц;
(f) размещение криптоактивов;
(g) прием и передача поручений на операции с криптоактивами от имени третьих лиц;
(h) предоставление консультаций по криптоактивам.
Приложение 4 к MiCA предусматривает минимальные требования к уставному капиталу для CASP, разделяя их на 3 класса:
Статья 5 устанавливает требования к содержанию т.н. белой книги (white paper), которые подробно по пунктам разложены в Приложении 1 к акту:
1. Подробное описание эмитента и представление основных участников, вовлеченных в разработку и развитие проекта;
2. Подробная информация о проекте, типа криптоактивов, которые будут предлагаться публично или для которых запрашивается допуск к торговле, основания, по которым криптоактивы будут предлагаться публично или почему запрашивается допуск к торговле и запланированное использование фиатной валюты или других криптоактивов, собранных посредством публичного предложения;
3. Подробные характеристики публичного предложения (количество криптоактивов в выпуске, цена выпуска и условия подписки);
4. Подробное описание прав и обязанностей, связанных с криптоактивами, а также процедур и условий реализации этих прав;
5. Информация о лежащих в основе выпускаемого токена технологии и стандартах;
6. Подробное описание рисков, связанных с эмитентом, самими активами, публичным предложением и реализацией;
Также дополнительно MiCA устанавливает включение следующей информации:
7. Оговорка: «Эмитент криптоактивов несет полную ответственность за содержание данной «белой книги». Данная техническая документация по криптоактивам не была рассмотрена или одобрена компетентным органом какого-либо государства-члена Европейского Союза»;
8. Отсутствуют утверждения о будущей стоимости криптоактивов, если эмитент этих криптоактивов не может гарантировать такую будущую стоимость
9. Включены стейтменты органов управления о корректности данных;
Природа регулирования white paper сильно напоминает регулирование выпуска ценных бумаг и обязательства эмитентов раскрывать информацию. Это же относится к перечню исключений, когда составление и публикация white paper становятся необязательными:
(a) криптоактивы предлагаются бесплатно (при этом бесплатным не считается предоставление криптоактивов в обмен на введенную персональную информацию);
(b) криптоактивы автоматически создаются посредством майнинга в качестве вознаграждения за поддержание DLT или подтверждение транзакций;
(c) криптоактивы уникальны и не могут быть заменены другими криптоактивами (unique and not fungible);
(d) криптоактивы предлагаются менее чем 150 физическим или юридическим лицам в каждом государстве-члене, если такие лица действуют от своего имени;
(е) в течение 12 месяцев общее рассмотрение публичного предложения криптоактивов в Союзе не превышает 1,000,000 евро или эквивалентную;
(f) публичное предложение криптоактивов адресовано исключительно квалифицированным инвесторам, а криптоактивы могут принадлежать только таким квалифицированным инвесторам.
Эмитенты будут обязаны уведомлять национальный надзорный орган о наличии WP не менее чем за 20 рабочих дней до публикации, а также предоставить список государств ЕС, в которых они намереваются предложить к публичной продаже свои криптоактивы. При этом такой уведомительный порядок распространяется только на токены, не относящиеся к ART или EMT, для которых действует порядок разрешительный (эмитент обращается в компетентный орган с запросом об авторизации). Также MiCA устанавливает отдельные требования по содержание white paper для ART (приложение 2).
В двух словах (или чуть больше):
– В ЕС в стадии рассмотрения находится акт, который призван регулировать рынок криптоактивов – MiCA.
– MiCA затронет все криптоактивы, которые не могут быть отнесены к финансовым инструментам, к CBDC, в том числе, т.н. стейблкоины.
– Предлагается выделить три особые категории криптоактивов: utility, ART, EMT.
– Для криптопроектов, которые попадают под определение финансового инструмента, необходимо соблюдать требования регулирования рынков капитала, в частности, положений о раскрытии информации, регистрации выпусков, соблюдения MiFID II.
– Установлены требования для лиц, вовлеченных в оборот криптоактивов.
– Установлены подробные требования к содержанию white paper.
– Отдельные режимы созданы для ART и EMT.
– Пока положение находится на рассмотрении, но в случае его принятия криптопроекты будут вынуждены обеспечивать еще одну большую сферу комплаенса.
Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?
Как и где можно получить усиленную квалифицированную электронную подпись
Кроме того, УКЭП создается при использовании средств электронной подписи путем криптографического изменения информации с применением указанного выше ключа.
ВАЖНО! С июля 2020 года можно оформлять единый сертификат, который подойдет для работы с разными порталами. Участники электронного взаимодействия не вправе произвольно ограничивать признание УКЭП на их площадках. Ограничения будут устанавливаться, только если это предусмотрено Законом об электронной подписи.
Разобравшись с тем, что подразумевается под этим понятием, выясним, как получить квалифицированную электронную подпись. Для получения УКЭП необходимо обратиться в один из аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющий центр. Список этих центров доступен на сайте Министерства коммуникации и связи России http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/.
При каких условиях квалифицированная электронная подпись признается действительной, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Без чего невозможно получение квалифицированной электронной подписи для юридических лиц
Получить усиленную электронную подпись могут любые юридические и физические лица. Приведем необходимый набор документов, которые следует подать для получения подписи организациям. Без этого пакета квалифицированная цифровая подпись останется недоступной. В комплект входят:
После предоставления документов и небольшой проверки с организацией заключается договор. Услуга по созданию УКЭП платная.
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 ФНС будет бесплатно оформлять ЭЦП для юрлиц и ИП. Налоговики планируют начать оказывать услугу уже с 01.07.2021. Подробнее об этом мы рассказали здесь.
Как юрлицу получить УКЭП пошагово рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
С 01.07.2020 электронную подпись подписант должен получать в удостоверяющем центре самостоятельно. Представитель, даже с нотариальной доверенностью, получить ЭЦП другого человека не вправе. С этой даты удостоверяющие центры самостоятельно обязаны подтверждать свою личность. Сделать это можно несколькими способами:
С 01.07.2021 повышены требования для аккредитации удостоверяющих центров. В связи с чем их число может значительно сократиться. Кроме того с этой даты удостоверяющие центры вправе хранить и использовать по поручению клиента ключ ЭЦП. Это значит, что клиенту можно будет не устанавливать специальных программ на свой компьютер, а подписать документ он сможет из любой точки земного шара.
С 01.01.2022 года ЭЦП юрлица сможет получать только руководитель данного предприятия. Рядовым сотрудникам нужно оформить личное ЭЦП и оформить электронную доверенность. То есть если работнику нужно подписать документ от имень юрлица, он подпишет его своей личной ЭЦП и приложит к пакету документов доверенность.
Что входит в квалифицированную электронную подпись и как она выглядит
Зарегистрированная усовершенствованная усиленная квалифицированная ЭЦП выглядит в реальности как комплект из двух элементов:
На бумажном и электронном документе обнаружить электронную подпись практически невозможно. Существуют только косвенные признаки ее присутствия, выражающиеся в том, что внизу монитора появляется специальный символ, а сам документ редактировать не получается.
Что заверяет и какое лицо позволяет определить усовершенствованная цифровая подпись
Ответив на вопрос: что этот такое усиленная электронная подпись, можно понять, что прежде всего это возможность цифровой идентификации подписи с дополнительной защитой от несанкционированного использования.
В чем же особенность применения УКЭП? Попробуем разобраться – ведь сегодня ее использование чрезвычайно распространено. Это объясняется прежде всего тем, что с 2015 года, в соответствии с изменениями, внесенными в налоговое законодательство, практически вся отчетность подается в электронной форме по ТКС через оператора.
Кроме деклараций при помощи УКЭП также подписывается отчетность, передаваемая в ПФР и внебюджетные фонды.
Усиленная электронная подпись позволяет определить или идентифицировать человека, который подписал электронный документ, а также сообщить о факте внесения правок в уже подписанный текст этого документа.
Теперь выясним, где еще обязательно должна применяться УКЭП:
Об особенностях подписания счетов-фактур вы сможете узнать из нашей статьи «Можно ли использовать факсимиле на счетах-фактурах?».
Передача обязательных сообщений (п. 2, п. 2.1 НК РФ) юридическими и физическими лицами может осуществляться по каналам электронной связи при использовании УКЭП (п. 7 ст. 23 Налогового кодекса).
Усиленная электронная подпись и автоматизация документооборота
Усиленная ЭЦП позволяет обеспечить достойную защиту информации, включаемой в электронный документооборот. В условиях автоматизации этого процесса такая подпись, поставленная на документах, не даст посторонним лицам прочесть защищенный текст, а если они и получат каким-либо путем доступ к нему, то не позволит его редактировать.
При этом степень конфиденциальности владелец подписи устанавливает сам, в зависимости от важности и секретности информации. Примечательно, что даже по истечении срока действия ключа данные все равно будут защищены до того момента, пока владелец сертификата не решит переподписать документ или снять защиту.
Проверка ЭЦП – какие компоненты требуются
В некоторых случаях пользователь захочет убедиться, функционирует ли усиленная квалифицированная цифровая подпись
Чтобы ее проверить потребуется иметь в наличии компоненты в следующем наборе:
Для того чтобы выполнить проверку следует зайти на реестр ЭЦП и нажать соответствующую кнопку. Следует учитывать, что на компьютере пользователя в это время должна быть установлен браузер Internet Explorer 5-й версии. Только тогда удастся поработать с ActiveX объектами.
Правила использования УКЭП
Чтобы обезопасить сохранность передаваемых данных, подписанных УКЭП, следует пользоваться подписью лишь в тех случаях, которые указаны в сертификате, предоставляемом вместе с ней. Если сертификат был аннулирован или истек его срок действия, пользоваться УКЭП нельзя.
Обязательным также является обеспечение конфиденциальности ключа. Если этого не удалось добиться, то при утере ключа или открытии доступа к нему посторонним следует немедленно уведомить об этом факте удостоверяющую компанию и всех участников документооборота, совершаемого в электронной форме.
Как физлицу подать документы на регистрацию прав на недвижимость в электронной форме, узнайте в КонсультантПлюс. Материал доступен бесплатно, нужно лишь получить пробный доступ.
Итоги
Усиленная квалифицированная электронная подпись может понадобиться в ряде случаев. Она имеет большую защиту информации в отличии от простой электронной подписи. Получить УКЭП можно в аккредитованной удостверяющем центре.