За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.
Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.
В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.
Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.
В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.
В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.
Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.
Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.
Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.
История развития подоходного налога в России – в инфографике.
Документы по теме:
Новости по теме:
Материалы по теме:
Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.
Новые правила налога на имущество физических лиц С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.
НДФЛ Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.
Современная налоговая система России немыслима без налога на доходы физических лиц. Это один из немногих налогов, имеющий богатую историю. В преддверии стремительно приближающейся даты сдачи налоговой отчетности, предлагаем вам ненадолго отвлечься и совершить небольшое путешествие по страницам истории налога на доходы физических лиц и вспомнить, с чего все началось.
С чего все началось
По сути, дань была эдаким предналогом, плательщики которого были абсолютно бесправны, чем, конечно же, активно пользовались ее сребролюбивые получатели. Так, Н.М. Карамзин писал, что однажды великий князь Игорь, недовольный размером только что собранной с древлян дани, вернулся и начал собирать ее по второму кругу. (Правда, эта история закончилась для князя весьма печально: разгневанные древляне убили Игоря со всей его дружиной, но наш рассказ не об этом.) Нам с вами повезло, что мы живем в более светлые и прогрессивные времена, не правда ли?
Помимо дани можно вспомнить взимаемое с семейного хозяйства подворное обложение, а также подушную подать, которой облагались мужчины из числа крестьян и посадских людей независимо от возраста.
История становления самого налога в России начинает свой отсчет с 11 февраля 1812 года. Именно тогда был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», вводивший временный сбор с помещичьих доходов.
Ставки этого сбора имели прогрессивный характер. При этом каждый сам определял уровень своего дохода, а со стороны государственных органов не было никакого контроля за правильностью исчисления дохода плательщиком.
В Манифесте даже было специально оговорено, что не допускаются какие-либо доносы на утайку доходов или неправильное их указание. Сдается нам, что многие нынешние налогоплательщики не прочь и сегодня применить такой режим…
В начале 1905 года поДОХОДный налог (или подоходная подать, как ее называл В.И. Даль,понимающий под этим понятием соразмерную доходам каждого подать, ценс – прим. автора) вновь напомнил о себе и стал предметом жарких дискуссий, продлившихся не один год. И вот, наконец, 6 апреля 1916 года с легкой руки Николая II, повелевшего «Быть по сему», Закон «О государственном подоходном налоге» (которым и было утверждено знаменитое Положение о государственном подоходном налоге) получил путевку в жизнь. Кстати, подобные налоги во многих европейских странах появились гораздо раньше: в Англии – в 1842 году, в Пруссии в 1891 году, во Франции в 1914 году.
Интересный факт: по общему правилу члены семьи, имеющие самостоятельные источники дохода, облагались отдельно от главы семьи. Однако если доходы от таких источников поступали в распоряжение или пользование главы семьи, или если в законе была установлена общность имущества супругов, то они причислялись к доходу главы семьи.
Положение закрепляло широкий круг объектов государственного подоходного налога и предусматривало, что он взимается с полученного дохода независимо от его формы и источника.
Не облагались налогом наследственные и дарственные получения;страховые вознаграждения; доходы, получаемые от приобретения и отчуждения всякого рода имуществ, если они осуществляются не в целях спекуляции; неустойки по договорам; выигрыши по процентным бумагам и т.д.
Государственный подоходный налог имел прогрессивную шкалу, состоящую из нескольких десятков разрядов, для каждого из которых устанавливался свой размер дохода и размер платежа. В пересчете на проценты ставки составляли от 7% до 12%. Для плательщиков с невысоким уровнем доходов были предусмотрены льготы при наличии иждивенцев свыше двух или по болезни.
Стоит упомянуть, что в тот период был установлен необлагаемый прожиточный минимум, согласно которому от подоходного налога освобождались лица, имеющие годовой облагаемый доход ниже 850 рублей. Это автоматически вывело из-под его действия все крестьянство, и налог касался в основном лишь наиболее зажиточных слоев населения.
В Положении о государственном подоходном налоге также предусматривались подробные правила составления и представления налогоплательщиками заявления о доходах налогоплательщика, их проверки участковыми присутствиями, ответственность налогоплательщика. Был детально урегулирован порядок обжалования налогоплательщиком постановлений финансового органа, установлены подведомственность, сроки и процедура рассмотрения таких жалоб.
Одной из особенностей того периода было то, что декларации, в основном, отправлялись в запечатанных конвертах по почте. Однако сведения о доходах можно было сообщить и устно соответствующим должностным лицам, которые заверялись письменно налогоплательщиком, а в случае его безграмотности подписями доверенных лиц и чиновников.
Начало введения государственного подоходного налога было намечено на 1917 год, но из-за Февральской революции он стартовал годом позже.
После Февральской революции пришедшее к власти Временное правительство 12 июня 1917 года приняло Постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога», которым были изменены основания для взимания налога, и увеличен до 1000 рублей необлагаемый минимум. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от 1 тысячи до 400 тысяч рублей. Низшая ставка налога составляла 1%, а высшая – 33%. А доход, превышавший 400 тысяч рублей, облагался в размере 120 тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по 3050 рублей на каждые полные 10 тысяч рублей сверх 400 тысяч рублей.
Вдогонку к вышеуказанному документу, 12 июня 1917 года было принято Постановление «Об установлении единовременного налога». В сущности это был тот же самый подоходный налог, отличавшийся только характером, назначением и особенностями взимания. Единовременным налогом должны были облагаться плательщики, имевшие годовой доход свыше 10 000 рублей, предельная же ставка такого подоходного налога была поднята до 30,5%.
В первой половине 20-х годов налог успел приобрести двойное название «подоходно-поимущественный», при этом он взимался отдельно с дохода и отдельно с имущества; был объединен с общегражданским, трудгужналогом, квартирным налогом и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу и, в завершение, очередным Положением был преобразован в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие; работники искусств; лица, занимающиеся частной практикой; лица, имеющие доходы от работы не по найму.
Следующие 20 лет запомнились ростом ставок налога и изменением порядка его исчисления, а также увеличением нагрузки на лиц, получающих нетрудовые доходы.
Одним из ключевых моментов в «карьерном росте» налога на доходы физических лиц было издание Указа Верховного Совета СССР от 30.04.1943 «О подоходном налоге с населения», действовавшего затем в течение многих лет. В соответствии со ст. 1 Указа подоходным налогом облагались рабочие и служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане, имевшие сельскохозяйственные участки в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР.
Указ существенно расширил круг лиц, чей доход не подпадал под обложение данным налогом. Ставки налога были прогрессивными и различались в зависимости от уровня дохода, профессии и рода занятий налогоплательщиков. Они состояли из твердой суммы и процента от превышения установленного размера. Налог уплачивался четыре раза в год: 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября.
В Указе были установлены порядок обложения заработка, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок учета налогоплательщиков и их доходов, ответственность за нарушения его положений. Был введен срок давности, согласно которому плательщики, своевременно не обложенные налогом, привлекаются к налогу не более чем за два предшествующих года.
С 1960 года постепенно повышался необлагаемый минимум заработной платы рабочих и служащих, и уменьшались ставки налога по этим доходам. Однако, опомнившись, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.
Плательщиками подоходного налога признавались граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР.
Кроме того, был особо урегулирован порядок представления деклараций о доходах: был значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам.
А что сейчас?
Принятие главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и введение ее в действие с 1 января 2001 года ознаменовало новый, современный этап в развитии налогообложения в России. Изменилось название налога – теперь он стал называться налогом на доходы физических лиц (хотя многие по традиции называют его по-прежнему подоходным). Важным моментом стал переход на «единую» ставку, не зависящую от уровня дохода, а также введение института «резидентства». Под налоговыми резидентами РФ понимаются физические лица (в том числе и иностранцы), которые находились на территории страны не менее (строго) 183 дней за 12 предшествующих месяцев.
Сейчас ставки НДФЛ варьируются в зависимости от статуса резидента и источников получения доходов и составляют:
.
При этом львиная доля доходов поступает в столичный бюджет. Это связано с тем, что многие жители российских городов ежедневно устремляются в Первопрестольную в поисках лучшей жизни. Здесь они устраиваются на работу, получают заработную плату, а их организации-работодатели, будучи налоговыми агентами, перечисляют НДФЛ с выплаченных иногородним сотрудникам сумм в московский бюджет. В итоге региональные и местные бюджеты не досчитываются огромных средств…
Чтобы как-то изменить ситуацию, в 2001 году Московская, Ленинградская и Тверская области приняли совместное участие в интересном эксперименте по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории этих трех регионов, имеющих между собой общие границы. Но, к сожалению, этот эксперимент не получил дальнейшее продолжение и так и не был облечен в форму федерального закона. А потому вопрос о введении системы уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика остается актуальным и по сей день.
Несмотря на то, что с момента установления налога на доходы физических лиц минуло девять лет, он по-прежнему с завидной регулярностью претерпевает те или иные коррективы. В числе последних следует отметить Приказ Минфина России от 29 декабря 2009 года N 145н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения» и Приказ ФНС России от 22.12.2009 N ММ-7-3/708@ «О внесении изменений в Приказ ФН России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@», внесший изменения в приложение «Справочник» к форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год».
На подходе еще несколько документов. В частности, на рассмотрение Госдумы поступил законопроект о внесении изменений в главу 23 НК РФ в части возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ. Предлагается установить следующие ставки налога при наличии зарплаты и других доходов физических лиц:
∙ от 600 001 рубля до 1 400 000 рублей – 15%;
∙ от 1 400 001 рубля до 1 800 000 рублей в год – 18%;
∙ свыше 1 800 001 рубля – 20% с налогооблагаемой базы.
По мнению авторов законодательной инициативы, это поможет поддержать работающих граждан, имеющих месячный доход на уровне минимального размера оплаты труда и ниже в условиях финансово-экономического кризиса.
Еще один законопроект касается выплачиваемых гражданам дивидендов. Предлагается облагать доходы от долевого участия по ставке 13%, а не по действующей сейчас 9%-ной ставке.
Парламентарии считают, что «стандартная» 13%-ная ставка налога и так очень низкая, а потому применение в отношении дивидендов еще более низкой 9%-ной ставки не соответствует принципам всеобщности и равенства налогообложения.
Найдут ли эти изменения отклик у парламентского большинства – покажет время. Очевидно лишь одно – налог на доходы физических лиц, как один из старейших налогов с многовековой историей, в ближайшее время будет действовать, и, поскольку касается он нас всех, забывать ни о нем, ни об изменениях, которые с ним происходят, никак нельзя.
Желаем вам в связи с этим всегда быть в курсе событий и внимательно следить за дальнейшей судьбой «нашего» налога!
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.
Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.
В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб.
Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.
В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.
В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.
Первый законопроект был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.
Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.
Третий законопроект поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.
Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект, внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.
История развития подоходного налога в России – в инфографике.
Со своих доходов граждане РФ обязаны заплатить НДФЛ — налог на доходы физических лиц.
По общему правилу ставка НДФЛ составляет 13%. Такой процент нужно уплатить с зарплаты, доходов от продажи квартиры или вознаграждения по договору подряда. С 2021 года в России действует повышенная ставка НДФЛ 15% для доходов свыше 5 млн рублей в год. Иногда налог еще больше: например, за выигрыш в конкурсе «Кока-колы» НДФЛ может составить 35%.
Обычно все расчеты по НДФЛ ведет работодатель. Он выступает налоговым агентом — платит налоги за работников и выдает зарплату уже за вычетом налога. Если вы официально не работаете и у вас нет налогового агента, уплатить налог и отчитаться за доходы придется самостоятельно.
Порядок расчета налога
НДФЛ исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц, иногда за вычетом документально подтвержденных расходов.
Налоговая база по НДФЛ. В налоговую базу по НДФЛ включают доходы в денежной или натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды, например, с займов от работодателя под низкий процент. Доходы, которые не облагаются НДФЛ, в налоговую базу не входят.
Для разных видов доходов в налоговом кодексе предусмотрены разные налоговые ставки. Поэтому налоговая база рассчитывается отдельно по каждому виду доходов, к которому применяется одинаковая ставка. Например, отдельно считают с доходов от фриланса и отдельно — с выигрышей в рекламную лотерею.
По доходам, которые облагаются по ставке НДФЛ 13%, можно воспользоваться налоговыми вычетами. Это суммы, которые уменьшают налоговую базу.
Плательщики НДФЛ — физические лица. Для целей налогообложения — определения налоговой ставки — их делят на две группы:
Налоговые резиденты — это лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд. Те, кто находится в стране менее 183 дней, — налоговые нерезиденты. Гражданство значения не имеет.
Налоговые ставки НДФЛ для резидентов. Большинство доходов резидентов облагается по ставке НДФЛ 13%: зарплата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также с января 2015 года — дивиденды. Если доходы от зарплаты и вознаграждения по гражданско-правовым договорам за год превысили 5 млн рублей, то сумма до 5 млн включительно облагается по ставке 13%, а свыше — по ставке 15%.
Ставка НДФЛ 35% — максимальная для резидентов. Она применяется к доходам в виде:
НДФЛ по ставке 35% рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют.
Налоговые ставки НДФЛ для нерезидентов. Нерезиденты платят НДФЛ по большей ставке — 30% по общему правилу.
Налог нерезиденты платят только с доходов от источников в РФ, которые не освобождены от налогообложения. С алиментов и пособий, кроме больничного, НДФЛ не уплачивается.
Иногда ставка НДФЛ для нерезидентов меньше 30%: например, нерезиденты платят 15% с дивидендов, полученных от российских компаний.
НДФЛ 13% со своих доходов платят нерезиденты:
Ставки НДФЛ: таблица
Ставка
Кто платит
С каких доходов
5%
Нерезиденты РФ
Дивиденды по акциям и долям международных холдинговых компаний
9%
Резиденты и нерезиденты РФ
Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007 года
13%
Резиденты РФ
Зарплата, договоры ГПХ, доходы ИП на ОСН — все в части, не превышающей 5 млн рублей за год
Продажа, получение имущества в дар, страховые выплаты
Дивиденды и проценты, кроме процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007 года
Нерезиденты РФ
Зарплата граждан ЕАЭС или высококвалифицированных специалистов
Зарплата нерезидентов, работающих в РФ по найму на основании патента, в части до 5 млн рублей за год
Зарплата членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом России
Зарплата иностранцев, которые признаны беженцами или получили в России временное убежище
Зарплата участников Государственной программы переселения в РФ соотечественников и членов их семей
Проценты по вкладам и остаткам на счетах в банках, находящихся на территории России
15%
Резиденты РФ
Зарплата, договоры ГПХ, доходы ИП на ОСН — все с превышения 5 млн рублей в год
Нерезиденты РФ
Зарплата нерезидентов, работающих в РФ по найму на основании патента, с превышения 5 млн рублей за год
Дивиденды от российских организаций
30%
Резиденты РФ
Доходы по ценным бумагам российских организаций, кроме дивидендов, права по которым учитываются на счетах депо иностранных держателей, если сведения о доходах не были предоставлены налоговому агенту — российскому депозитарию
Нерезиденты РФ
Все доходы, в том числе зарплата, продажа имущества, кроме перечисленных выше доходов нерезидентов
35%
Резиденты РФ
Материальная выгода от экономии на процентах по займам от работодателя или взаимозависимой организации, от банковских вкладов с высоким процентом
Выигрыши и призы, полученные в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг. Облагаются доходы свыше 4000 Р в год