Подлодка лошарик что случилось
Трагедия в Баренцевом море. Факты
«Скоро буду»
В прошлую пятницу Виктория, жена капитана третьего ранга Владимира Сухиничева, в последний раз поговорила с мужем. Она находилась на Камчатке, муж — в Североморске. «Позвонил — я не услышала. Телефон был в машине. Написал: “Крошка, мы ненадолго. Скоро буду”. Никаких сроков, ничего, просто: “Скоро буду”. Я перезвонила ему: телефон вне зоны действия. Написала ему: “Люблю тебя, хорошей дороги, солнце”. Он ответил: “И я тебя”. Видимо, когда на поверхности еще были. Все. Больше я с ним не связывалась».
Буксир
Первыми после аварии подлодку «Оренбург» увидели местные браконьеры. Это было вечером 1 июля. Подводная лодка всплыла в районе губы Ура на границе Мотовского и Кольского заливов.
«Где-то в полдесятого вечера всплывает подлодка. Прямо полностью всплывает, — рассказал изданию “СеверПост” очевидец. — Никогда в жизни такого не видел. На палубе люди бегают, суетятся».
Из рассказа рыбака следует, что почти сразу к подлодке подошел военный корабль и два буксира, а через полчаса она ушла с буксирами: «Лодка шла быстро, мы еще с мужиками решили: значит, не авария. Раз своим ходом и быстро идет. Ни дыма не было, ничего. Потом нам сказали, что кто-то видел, как в Уре выгружали тела».
Опрошенные «Снобом» жители поселка Ура опровергли информацию о выгрузке тел. По словам одного из рыбаков, «Оренбург» не заходил в Уру, а сразу отправился в Североморск.
Отравление
К 11 часам вечера в североморском военном госпитале уже знали, что скоро туда привезут пострадавших в результате некоего происшествия моряков. Информация об их количестве постоянно менялась. По данным Baza, в госпиталь отправили четыре или пять человек. Если верить анонимным источникам издания, у пострадавших диагностирована контузия и отравление продуктами горения.
По данным источника «Сноба», подводная лодка зашла в Североморск около часа ночи, оставила там глубоководный аппарат АС-31, после чего ушла в ЗАТО Александровск, на стоянку подводных лодок.
Вечером 2 июля появился первый официальный комментарий Министерства обороны: «1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения».
«Лошарик»
В новости, опубликованной в городском паблике Североморска в VK, цитировалось заявление Минобороны о глубоководном аппарате. Пользователь Андрей Субач написал комментарий: «Это не аппарат какой-то. Лодка “Оренбург”. С боезапасом. Три отсека затоплено. Еле с Мотовского дошла». Через час Субач сделал апдейт записи: «Простите, инфа неверна. Не лодка. Лодка обеспечивала». Еще через пару часов он удалил комментарий, как и многие подписчики сообщества. Общаться с журналистами жители города не хотят, ссылаясь на секретность.
«Это относится к категории абсолютно секретных данных, поэтому здесь абсолютно нормально, что это не раскрывается», — ответил утром 3 июля Дмитрий Песков на вопрос журналистов о том, что случилось в Баренцевом море 1 июля.
Впрочем, некоторые засекреченные детали к тому моменту были известны.
В сообществе «Русский Подплав» во «ВКонтакте» была опубликована фотография погибших в пожаре подводников. В прикрепленном сообщении говорилось, что «вследствие стремительно развившегося объемного пожара на борту трагически погиб экипаж атомной глубоководной станции АС-31». Лодка, где произошел пожар, называется АС-31 или «Лошарик». Она сделана из нескольких полусферических элементов, поэтому получила такое название.
«Лошарик» считается самым секретным российским глубоководным аппаратом; кроме одной, случайно сделанной в 2015 году фотографии, нет никаких его изображений. «Лошарик» предназначен для глубоководных исследований, точные его задачи неизвестны. В октябре 2015 года эксперты Пентагона заявили, что АС-31 — это «диверсионный аппарат» для разрушения различной подводной инфраструктуры, в первую очередь магистральных кабелей интернета.
Источник, близкий к Министерству обороны, сообщил РБК, что «все переоборудованные под работу с “Лошариком” подлодки входят в структуру Главного управления глубоководных исследований. Это уникальная структура — они входят в ВМФ, но по факту живут своей жизнью. Главные задачи, которые перед ними стоят, — это прослушивание зарубежных подводных линий связи, подъем с глубины интересных образцов вооружений и военной техники, защита наших аналогичных средств связи — подводных кабелей от проникновения».
Пожар
Информацию о том, что на «Лошарике» случился пожар, подтвердил министр обороны Сергей Шойгу: «Первым из горящего отсека моряки-подводники эвакуировали гражданского, задраив за ним люк, чтобы не допустить распространения пожара. После этого очаг возгорания был ликвидирован, а аппарат доставили в Североморск».
Позже Министерство обороны назвало имя одного из офицеров, спасшего жизнь гражданскому во время пожара на судне: «Спасение гражданского специалиста, находившегося в научно-исследовательском глубоководном аппарате ВМФ РФ, стало возможным благодаря самоотверженным и грамотным действиям капитана второго ранга Дмитрия Соловьева, осуществившего его вывод из аварийного отсека».
Причиной пожара на станции могло стать короткое замыкание в одном из распределительных щитов, указывает «Коммерсантъ». Эксперты в анонимном разговоре с изданием сообщили, что «в результате замыкания могли воспламениться оплетка кабелей или трансформаторное масло, а появившийся в связи с этим дым система вентиляции станции, очевидно, разнесла по отсекам». «Ъ» предполагает, что выжили лишь пять человек — вахта, заступившая на последнее за день дежурство. Именно им удалось локализовать огонь и спасти станцию. По данным издания, все остальные находившиеся на борту моряки отдыхали и не успели воспользоваться средствами защиты.
Специалист по разработке систем пожарной сигнализации и пожаротушения, пожелавший остаться неназванным, рассказал «Снобу», что технические требования к противопожарным системам на подводных лодках не обновлялись с 1989 года. И даже спустя 18 лет после гибели атомного подводного крейсера «Курск» не появилось ни одного судна — спасателя подводных лодок. Был разработан один экземпляр, проект 21300 под кодовым названием «Дельфин», но серия судов-спасателей так и не была введена в эксплуатацию.
Экипаж
Первый полный список погибших — только имена — опубликовали на сайте мурманского храма Спаса-на-Водах в сообщении о траурной литургии на третий день после трагедии: «За богослужением будут вознесены молебные прошения о упокоении душ новопреставленных рабов Божиих: Дионисия, Константина, Сергия, Константина, Виктора, Димитрия, Владимира, Андрея, Александра, Владимира, Михаила, Александра, Николая, Дионисия».
Поздним вечером 3 июля, когда личности почти всех подводников уже были озвучены в СМИ, Минобороны опубликовало полный список погибших. Моряки приписаны к воинской части №45707, расквартированной в Петергофе, среди них — исследователи Арктики и испытатели глубоководных аппаратов.
Baza сообщает, что всех погибших похоронят на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Официально эта информация не подтверждена.
«Коммерсантъ» пишет, что местные следователи из-за секретности глубоководного аппарата АС-31 не могут получить доступ в док, куда завели станцию. По этой причине погибших до сих не опознали и не выдали родным. По информации главы Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игоря Курдина, тела некоторых погибших военных до сих пор остаются внутри затопленных отсеков. «Это сложная задача, пока извлечено всего четыре тела, — рассказал он «Эху Москвы». — Когда и, главное, в каком состоянии будут извлечены остальные тела, пока непонятно».
Авторы: Дмитрий Белковский, Игорь Залюбовин
«Эти ребята сродни космонавтам»: гибель «Лошарика» по-прежнему покрыта тайной
Вчера стало известно о пожаре на глубоководной станции, в котором погибли 14 моряков-подводников. Пока минобороны РФ не раскрывает ни причины ЧП, ни имена жертв, тем не менее в прессу утекли противоречивые подробности случившегося. Эксперты «БИЗНЕС Online» объяснили, как на одном судне собрались только офицеры, включая сразу двоих Героев России, и почему продолжают скрывать имена погибших.
Больше суток прошло с момента гибели моряков-подводников в Баренцевом море, но их имена до сих пор официально не названы Фото: Лев Федосеев/ТАСС
«БЛАГОДАРЯ САМООТВЕРЖЕННЫМ ДЕЙСТВИЯМ КОМАНДЫ ОЧАГ ВОЗГОРАНИЯ БЫЛ ЛИКВИДИРОВАН»
Больше суток прошло с момента гибели моряков-подводников в Баренцевом море, но их имена до сих пор официально не названы. Известно лишь количество погибших — 14, из которых семеро являлись капитанами первого ранга, а еще двое — Герои России. «Это большая потеря для флота, да и вообще для армии», — прокомментировал накануне президент РФ Владимир Путин на встрече с министром обороны РФ Сергеем Шойгу.
Больше никаких официальных подробностей сказано не было, что моментально породило в СМИ и анонимных телеграм-каналах массу домыслов, слухов и вариантов. В первую очередь спорили о пожаре. Среди первоначальных версий говорилось о взрыве газа на подлодке. Reuters со ссылкой на Норвежское агентство по радиационной и ядерной безопасности писало, что якобы российские власти сообщили Норвегии о взрыве газа на подводной лодке в Баренцевом море. Норвежская сторона заявила, что превышения уровня радиации не зафиксировала, а в минобороны поспешили заявить, что ни о чем Норвегию не уведомляли.
По данным источников РБК в силовых структурах, пожар случился в 20:30 на глубоководной станции проекта 10831, известной как «Лошарик» — АС-12. Однако «Газета.ru», ссылаясь на свои источники, утверждала, что у станции бортовой номер все-таки АС-31. Тем не менее все сходились во мнении, что именно «Лошарик» в 2012 году участвовал в экспедиции в Арктику, чтобы доказать, что проходящие через Северный полюс подводные хребты Ломоносова и Менделеева относятся к российскому континентальному шельфу. Взятые тогда пробы были отправлены в 2015 году в ООН, но комиссия до сих пор не приняла решение о принадлежности шельфа, на который, к примеру, претендует также Дания, которая в 2014 году подала такую же заявку.
Сергей Шойгу доложил Владимиру Путину о пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате Северного флота в Баренцевом море, в результате которого погибли 14 моряков-подводников Фото: kremlin.ru
О «ЛОШАРИКЕ»
«Лошарик» — это развитие предыдущих проектов глубоководных станций «Кашалот» и «Палтус», построенных в 1970–1990-е годы. Официально станции не несут никакого вооружения, вместо этого у них есть манипуляторы для проведения работ на дне океана. Тем не менее есть версии, что подобные аппараты могут использоваться в диверсионных целях, например для того, чтобы присоединяться к подводным кабелям секретной связи или ставить глубоководные мины, в том числе ядерные.
По данным «Военного обозрения», «Лошарик» был создан КБ «Малахит» в 1980-е годы, строительство началось в 1988-м в секретном цехе «Севмаша», но в 1990-е работы приостановили из-за нехватки финансирования, их продолжили лишь в 2000-е. В итоге глубоководную станцию спустили лишь в 2003 году в присутствии только специалистов и заказчика. Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей лодки северодвинские судостроители прозвали ее «Лошариком», по аналогии с персонажем советского мультфильма — лошадки, собранной из отдельных шариков. Технические характеристики лодки засекречены. Говорилось лишь, что ее длина до 79 метров, погружаться станция может на глубину до 6 тыс. м и развивать скорость в 30 узлов. В состав экипажа «Лошарика» входят 25 человек, все — офицеры.
Однако атомная глубоководная станция самостоятельно не может ходить в дальние походы, ее должна транспортировать специально предназначенная для этого большая атомная подводная лодка. Таким носителем была лодка БС-136 «Оренбург», но в 2015 году ее поставили на ремонт, и об окончании работ в официальных источниках не сообщалось. Но в 2016-м после модернизации спустили на воду лодку БС-64 «Подмосковье». Так что, по данным «Открытых медиа», ссылающимся на два источника в Северном флоте, пожар и вовсе случился не на «Лошарике», а на несущей его подводной лодке («Оренбург» или «Подмосковье» — тут мнения разнятся).
ЧП случилось 1 июля, однако известно о трагедии стало лишь день спустя Фото: ©Павел Львов, РИА «Новости»
СЕКРЕТНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИЗ ПЕТЕРГОФА
Тем не менее обе лодки, а также атомные глубоководные станции сведены в 29-ю бригаду подводных лодок и подчиняются главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) минобороны РФ, информация о котором засекречена. Как пишет «Военное обозрение», ГУГИ занимается не просто глубоководными исследованиями, мониторингом Мирового океана и поиском затонувших объектов, но и выполняет задачи других специальных ведомств, например главного разведывательного управления генштаба. Специальная воинская часть 40056 в составе ГУГИ была создана в 1976 году, обязательным условием принадлежности к которой было членство в КПСС. «Часть, в которой количество Героев Советского Союза, наверное, превышало все мыслимые и немыслимые пределы. Часть, попасть в которую мог только подводник с не менее чем пятилетним стажем службы и при этом годный по состоянию здоровья для зачисления в отряд космонавтов», — говорится в материале «Военного обозрения». Так что неудивительно, что среди погибших оказались семеро капитанов первого ранга и два Героя России. До 1978 года набирали первые экипажи для атомных глубоководных станций. Так и появилась новая профессия — гидронавт. Бывший офицер ВМФ, гидронавт Владимир Ашик рассказывал, что задачами его коллег был сбор разведывательной информации о технике противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъем со дна остатков секретной техники.
По данным «Фонтанки», все погибшие на «Лошарике» моряки были приписаны к петербургской военной части. «Коммерсантъ» пишет, что номер военной части 45707, она дислоцируется в Петергофе. Согласно открытым сведениям, часть также подчиняется ГУГИ и включает в себя отряд гидронавтов и научно-исследовательскую лабораторию. Офицеры служат в Североморске, где дислоцированы их АПЛ. Издание утверждает, что десять капитанов первого ранга из данной военной части были удостоены звания Героев России за исследование Арктики и Антарктики, двое из них как раз и погибли в Баренцевом море. Как утверждает телеграм-канал Baza, это были капитаны первого ранга Денис Долонский и Николай Филин. Первый из них получил звание Героя России за исследование Арктики и Антарктики «около 6–7 лет назад», а второй — в 2018 году. Имя еще одного погибшего назвал телеграм-канал «Смычок от Скрипаля» — капитан первого ранга Андрей Воскресенский.
Кроме того, телеграм-канал Mash утверждал, что на станции непосредственно погиб только один офицер, остальные скончались от отравления продуктами горения по пути в госпиталь, а еще часть — в самой клинике.
По данным «Фонтанки», все погибшие на «Лошарике» моряки были приписаны к петербургской военной части Фото: ©Василий Батанов, РИА «Новости»
«КРОМЕ КАК СУДЬБОЙ СУРОВОЙ ПОДВОДНИКОВ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ НЕВОЗМОЖНО»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты рассказали, почему так вышло, что на подлодке были только одни офицеры, и почему нельзя скрывать их имена:
Валерий Кулаков — офицер-подводник Военно-морского флота СССР:
— Если бы я знал, из-за чего именно пожар, то не смог бы вам сказать все равно. Сейчас командир уехал туда, там и Шойгу. Пока ничего не известно. И я звоню ребятам, чтобы узнать хоть что-то конкретное. Никто не отвечает. Знаю только, что там было два Героя России.
Вообще, это судно, «Лошарик», считается военным глубоководным комплексом. Экипаж от 12 до 14 человек. Обычно, когда выходят в море, идут дополнительные командиры. Это такое подводное средство, на котором весь экипаж — офицеры. Я сам в свое время ходил на них, экипаж состоял только из офицеров, матросов там нет. В этом смысле ничего необычного. Там такая сложная техника! Эти ребята сродни космонавтам: только те — в небе, а эти — под водой. Они и называются, между прочим, гидронавтами. То есть это офицеры, которые выполняют боевые задачи на больших глубинах. И только офицеры в высоких званиях!
То, что можно, скажут. Наверное, все-таки опубликуют информацию о причинах трагедии, пожара. Раз уж по телевидению об этом сообщили, значит, должны раскрыть причины аварии. Недаром туда сейчас поехала инспекция во главе с министром обороны. Разберутся, и все, что можно будет, скажут. Я вот сам пытаюсь хоть что-то узнать, но не получается. Все немного покрыто тайной.
Николай Черкашин — советский и российский журналист, писатель-маринист, автор исторических расследований, советский офицер-подводник:
— Пожар чисто теоретически мог возникнуть по двум причинам: техногенная и человеческий фактор. Но как бы то ни было, любая подводная лодка — это настолько сложный инженерный технический объект. Само электрооборудование там поставлено в непривычные для обычной земли условия. Поэтому какие-то короткие замыкания, воспламенения — это все почти неизбежное явление. Подобные вещи происходили не раз. И что бы там ни случилось на самом деле, в любом случае эти ребята — герои. Как говорил мой командир подводной лодки: «Взошел на лодку — уже воюешь, даже если она стоит у причала», — а тут это произошло в море. Кроме как судьбой суровой подводников это объяснить невозможно. Подобных вещей очень трудно избежать. То, что они сумели спасти свой корабль, потушить этот пожар и вернуться на базу, — это уже героизм.
Почему именно такой состав судна? Потому что корабль особенный. Это атомная испытательная станция. Матросов нет, служат только офицеры. Такой офицерский корабль, ввиду того, что они в крайне сложных условиях работают. Два Героя — это тоже не случайно. Чаще всего геройские звания получают в мирное время за испытания новой техники, за освоение океанских глубин. Их не зря называют гидронавтами, что равносильно космонавтам. Гибель этого экипажа я бы сравнил с гибелью космонавтов.
Самое печальное в этом деле то, что традиционно имена почему-то секретят изначально. Под конец они все становятся известными. Я считаю, что это неуважение к морякам, их родственникам. Слов нет. Конечно, они через 2–3 дня будут известны. Но в подобных ситуациях надо сразу сообщать о погибших героях. Так было всегда — и до революции, и в другие события. Такая чиновная бездушная традиция сложилась. В именах и фамилиях нет ничего секретного. Число погибших — это секретно. Но его назвали. Значит, надо называть и все имена, чтобы люди могли за них молиться.
Василий Дандыкин — капитан первого ранга запаса, военный эксперт:
— Трагедия произошла в едином подводном комплексе, где есть лодконоситель. «Оренбург» — это бывшая ракетная подводная лодка 567 БДР. Ее переоборудовали в носитель. Это большая атомная лодка. Она несет на себе подводную станцию. Комплекс доставляет аппарат в необходимое место для изучения дна океана. Это все, что связано с грунтом и так далее. И особенность этого аппарата, который назвали «Лошарик», в том, что он работает на предельных глубинах — до 6 тысяч метров. У него есть свои манипуляторы, которые позволяют брать пробы грунта. Там же имеется аппаратура, чтобы все фотографировать. То есть этот комплекс может работать в любой точке Мирового океана и в своих территориальных водах. Аналогов ему в мире нет. До последнего он являлся сверхсекретным.
То, что на борту находился экипаж, в составе которого было 24 человека, и среди них было столько капитанов и офицеров первого ранга, два Героя РФ, один из которых командир подводного аппарата, говорит о том, что это были сверхопытные люди. Работа на подлодке — это постоянный риск. Мы знаем, что было немало трагедий на советском флоте и уже, к сожалению, на российском. Глубоководники — элита элит. Это огромная потеря для Военно-морского флота, Вооруженных сил и страны. Они настоящие герои, профи. Витязи глубин. Люди, которые бывали в разных ситуациях.
На мой взгляд, причиной пожара, скорее всего, стало замыкание. Из-за этого возникло возгорание. 14 человек, которые погибли, загерметизировались. Была опущена система пожаротушения. Таким образом они спасли подводную лодку и оставшийся экипаж. По большому счету пожертвовали собой. Это наставление и неписаное правило подводников. Если что случается, чтобы огонь не прошел дальше, люди понимают, на что идут, и жертвуют собой. Пожар на подводной лодке — самое страшное, что может быть.
Сейчас там работает военный следственный комитет. Учитывая секретность «Лошарика», минобороны объявит итоги расследования части касающихся причин, но не части того, чем они занимались. Проверят и технические параметры, и все, что связано с готовностью комплекса. Конечно же, будут проанализированы действия экипажа.
Тайна «Лошарика» Что известно о секретной атомной подлодке, на которой погибли 14 моряков
1 июля в процессе проведения батиметрических измерений на одном из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны России произошел пожар. Из-за отравления продуктами горения погибли 14 моряков. Согласно сообщению военного ведомства, инцидент произошел в российских территориальных водах. Глубоководный аппарат, где вспыхнул пожар, в настоящее время находится на военно-морской базе в Североморске (Мурманская область). Расследованием занимается главнокомандующий Военно-морского флота (ВМФ) России Николай Евменов. «Лента.ру» рассказывает о плавательных аппаратах, которые могли быть задействованы в инциденте, и их возможной миссии.
Придонные секреты
Российские военные научно-исследовательские глубоководные аппараты традиционно находятся в ведении Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) — одного из самых засекреченных в структуре Минобороны России. По понятным причинам задачи, возлагаемые на данное управление, не раскрываются, однако неофициально известно, что в них может входить не только картографирование морского дна, спасение терпящих бедствие подводных лодок и сбор обломков затонувших летательных аппаратов, но и, например, прослушка международных подводных кабелей связи, что особенно настораживает НАТО.
Официально об инциденте, произошедшем с одним из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны, известно мало. Согласно данным РБК, пожар возник на атомной глубоководной станции проекта 10831 АС-31 «Лошарик». Если это так, то можно составить примерное представление о том, кто участвовал в инциденте 1 июля.
Проектирование АС-31 «Лошарик» велось в 1988-1990 годах морским бюро машиностроения «Малахит» (Санкт-Петербург). Соответствующий проект был защищен в 1992 году. Строительство АС-31 «Лошарик», которое велось в «Севмаше» в Северодвинске (Архангельская область), началось в 1990 году, однако в связи в задержкой финансирования завершилось только в 2003 году.
Титановый полисферический корпус АС-31 «Лошарик» скрывает несколько относительно независимых отсеков, связанных между собой переходами. В одном из таких отсеков, предположительно, находится атомная энергетическая установка. Длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Предположительная максимальная глубина погружения АС-31 «Лошарик» — 6 000 метров. Автономность плавания — по разным данным — несколько суток или месяцев.
В задачи АС-31 «Лошарик» входит проведение операций на морском грунте, для чего субмарина получила, в частности, специальные манипуляторы. Вооружения на подлодке быть не должно. Работы на АС-31 «Лошарик» обеспечивает штатный экипаж из 25 офицеров, а для выполнения глубоководных операций лодке необходим носитель.
Нефть и газ
Известно, что в 2012 году носителем АС-31 «Лошарик» выступала атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»). Тогда же в рамках экспедиции «Севморгео», в ходе которой уточнялись границы Континентального шельфа России в Арктике, АС-31 «Лошарик» удалось взять пробы морского грунта с глубины более двух километров, которые впоследствии легли в основу доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа.
Исследовав извлеченные со дна северной и южной частей хребта Менделеева базальты и долериты, ученые установили, что они возникли в нижнем или среднем ордовике, то есть примерно 470 миллионов лет назад. Аналогичную природу имеет древнее основание Новосибирских островов, выступающее частью континентального шельфа. Также ученые выполнили сейсмические и батиметрические исследования.
Общая площадь подводных территорий, которые Россия рассматривает как продолжение своего континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. Согласно Минприроды, запасы углеводородов под расширенным шельфом оцениваются в пять миллиардов тонн условного топлива — около 12 процентов мировых запасов нефти.
Несмотря на успехи «Севморгео», в ходе экспедиции оказались повреждены манипуляторы, система внешнего освещения и корпус АС-31 «Лошарик». Ремонт аппарата завершился в 2017 году, когда были проведены его глубоководные испытания совместно с носителем — атомной субмариной БС-64 «Подмосковье» проекта 09787 — переработанным проектом ракетных подводных крейсеров стратегического назначения 667БДРМ «Дельфин» (который, в свою очередь, стал дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар»).
Точно неизвестно, какой носитель использовался для выведения АС-31 «Лошарик» в настоящее время. С одной стороны, БС-64 «Подмосковье», в своей первоначальной конфигурации переданная ВМФ СССР еще в 1986 году, к 2016 году прошла капитальный ремонт на «Звездочке» (Северодвинск). Скорее всего, именно БС-64 «Подмосковье» была последним носителем АС-31 «Лошарик», однако нельзя исключать и другие варианты.
Ядерное оружие
Третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть беспилотных ядерных подводных аппаратов «Посейдон». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом.