Подлежащее чем выражено 8 класс

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 8 классе

Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».

образовательные: расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами; совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения.

Развивающие: развитие познавательной активности учащихся; развитие внимания, памяти, критического мышления; развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом; развитие речи учащихся.

Воспитывающие: воспитание интереса к предмету; воспитание умения работать в группе.

Оборудование: карточки с информационным текстом, с дифференцированными заданиями, презентация.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас погожим осенним утром. За окном прекрасный вид, ещё можно полюбоваться прощальной красой природы. Но у нас сегодня важный урок – урок усвоения новых знаний. Мы начинаем изучать тему «Главные члены предложения». И прежде чем мы перейдём к этой теме, вначале повторим пройденный материал.

Орфографический диктант (с заданием)

Осенняя мелодия, лист клёна, сорвался с дерева, по-осеннему дождливо, низкие облака, набегают тучи, льёт отвесно, разноцветная листва, порывы ветра, моросит в течение дня.

— Все ли здесь словосочетания? Почему? Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

— Откройте тетради, запишите число. Итак, первое задание «Верите ли вы, что…» (утверждения распечатаны)

2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3. В русском языке фиксированный порядок слов.

4. Предложения с одним главным членом предложения называют односоставными.

5. День чудесный. – это двусоставное предложение.

6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.

7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным.

— Проверим ответы по слайду. Объясните, почему 2, 6, 7 утверждения неправильные.

2.Формулирование темы, постановка цели вместе с учащимися.

Записываем тему в тетрадь.

3. Работа с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал(а) (таблицы распечатаны)

4. Работа в группах. Приём «Корзина идей»

— А как вы думаете, чем ещё кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Посовещайтесь в группе.

— Итак, собираем корзину идей.

— Идеи собрали, теперь их нужно проверить. Поработаем с информационным текстом. Приём «Инсерт».

Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.

Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? – Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.

Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».

Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.

А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.

Место подлежащего может занять любая часть речи.

Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.

Или причастие: Провожающие стояли у вагона.

Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.

Источник

Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъекта.

Подлежащее чем выражено 8 класс

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

Таблица

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го выступает

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопределенные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в существительное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступками.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли существительного

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное значение

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на театра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфинитивом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли подлежащего.

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфинитива

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состояния

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Подлежащее чем выражено 8 класс

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых укажем

а) име­на собственные

б) име­на нарицательные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — термины

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с существительным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа

Я (с кем?) с бра­том пошел на охоту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли существительного:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калитку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле ветра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют предикативность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся подлежащим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лабиринта.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Источник

Подлежащее и способы его выражения.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕМА: «ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖНИЯ»

учитель русского языка и литературы

Тип урока: усвоение нового материала

1) образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;

2) развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;

3) воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся; формировать у учащихся устойчивые познавательные интересы к русскому языку через технологию встречных усилий ученика и учителя и информационно-коммуникационные технологии.

Методы обучения: частично-поисковый, консультативный.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Универсальные учебные действия (УУД):

Подлежащее и сказуемое

не составляют словосочетания,

они являются основой предложения и

связаны между собой двусторонней связью.

Выделить орфограммы, определить вид связи.

Дружные ровесники и сверстники (согл.), талантливый кандидат

(согл.), участвовать в олимпиаде (упр.), президент в президиуме (упр.), интересная профессия (согл.), девочка упала (предлож.).

Для того чтобы сформулировать цель урока отвечют на вопросы.

— Что такое подлежащее?

(Главный член предложения, который обозначает предмет речи, т.е. называет то, о чем говорится в предложении. ).

— На какие вопросы отвечает подлежащее?

Тогда он уточняется вопросами (кто? что?)

Что мы будем делать на уроке?

(Находить главные члены предложения, подлежащее, определять, чем оно выражено)

— Так какова цель нашего урока?

(Определить способы выражения подлежащего)

Для чего нам это нужно?

(Чтобы правильно выделить грамматическую основу предложения; быть

Разве в этом кто-то виноват, что с

деревьев листья улетели! (Н.Рубцов)

Какое это предложение по строению? (Сложное)

Из скольких простых предложений оно состоит? (Из двух)

Выделите основы предложений (Кто-то виноват и листья улетели)

Чем выражены подлежащие в предложениях?(Неопр. мест. и сущ.)

Как видим, подлежащее может быть выражено разными частями речи.

— Итак, как звучит тема нашего урока? (подлежащее и способы его выражения)

Запись темы и обращение к теоретическому материалу на стр 157-164 учебника. Запись определений в тетрадь. Приведение собственных примеров.

Подлежащее чем выражено 8 класс

2. Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам и на тренажерах в парах.

На компьютере на тренажерах – (Пример: Найти подлежащее, определить, чем выражено).

3. Выполнение упр 184.,186 письменно. Учащиеся читают и объясняют задания к упражнению. 2 ученика работают у доски.

5. Тест (на листочках).

1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

После обеда никто не стал засиживаться в палатке.

Подлежащее чем выражено 8 класс1) личное местоимение
Подлежащее чем выражено 8 класс2) имя существительное
Подлежащее чем выражено 8 класс3) отрицательное местоимение
Подлежащее чем выражено 8 класс4) неопределённое местоимение

2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.

Подлежащее чем выражено 8 класс1) имя существительное
Подлежащее чем выражено 8 класс2) сочетание количественного числительного и существительного
Подлежащее чем выражено 8 класс3) количественное числительное
Подлежащее чем выражено 8 класс4) сочетание собирательного числительного и существительного

3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами

Подлежащее чем выражено 8 класс1) личное местоимение
Подлежащее чем выражено 8 класс2) притяжательное местоимение
Подлежащее чем выражено 8 класс3) имя существительное
Подлежащее чем выражено 8 класс4) словосочетание

4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Один из часовых услышал в лесу шорох.

Подлежащее чем выражено 8 класс1) числительное
Подлежащее чем выражено 8 класс2) словосочетание со значением совместности
Подлежащее чем выражено 8 класс3) имя существительное
Подлежащее чем выражено 8 класс4) словосочетание со значением избирательности

5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.

Подлежащее чем выражено 8 класс1) местоимение
Подлежащее чем выражено 8 класс2) собирательное числительное
Подлежащее чем выражено 8 класс3) имя существительное
Подлежащее чем выражено 8 класс4) количественное числительное

6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Катерина с матерью приехали к нам ещё во время войны.

Подлежащее чем выражено 8 класс1) Словосочетание со значение совместности
Подлежащее чем выражено 8 класс2) местоимение причастие
Подлежащее чем выражено 8 класс3) имя существительное
Подлежащее чем выражено 8 класс4) словосочетание со значением избирательности

7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.

Подлежащее чем выражено 8 класс1) неопределённое местоимение
Подлежащее чем выражено 8 класс2) сочетание отрицательного местоимения и существительного
Подлежащее чем выражено 8 класс3) сочетание неопределённого местоимения и существительного
Подлежащее чем выражено 8 класс4) отрицательное местоимение

8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.

Все шумели, галдели, возмущались.

Подлежащее чем выражено 8 класс1) личное местоимение
Подлежащее чем выражено 8 класс2) имя существительное
Подлежащее чем выражено 8 класс3) неопределённое местоимение
Подлежащее чем выражено 8 класс4) определительное местоимение

9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.

Подлежащее чем выражено 8 класс1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.
Подлежащее чем выражено 8 класс2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой.
Подлежащее чем выражено 8 класс3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках.
Подлежащее чем выражено 8 класс4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.

10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.

Подлежащее чем выражено 8 класс1) НАМ зимой в школе эту книжку читали.
Подлежащее чем выражено 8 класс2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.
Подлежащее чем выражено 8 класс3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.
Подлежащее чем выражено 8 класс4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.

6.Диференцированное домашнее задание

1. Читать правила на стр.157-164 учебника.

7. Рефлексия. Выставление оценок.

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

1.2. Подлежащее

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что? ).

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Ср.: На столе лежит карандаш ( книга ) – именительный падеж; Я вижу карандаш ( книгу ) – винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее – одно слово:

ФормаПримеры
1. Имя
1.1. Имя существительноеСтарший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно.
Жить (что?) – родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. НаречиеНастало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) – противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. МеждометиеНеслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) – было его девизом.

Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

План разбора подлежащего

Указать способ выражения подлежащего:

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *