Подлежащее чем выражено 8 класс
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Подлежащее. Способы выражения подлежащего»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего».
образовательные: расширить знания о подлежащем как о главном члене предложения; повторить способы выражения подлежащего, познакомиться с новыми способами; совершенствовать умение находить подлежащее в предложении и определять способ его выражения.
Развивающие: развитие познавательной активности учащихся; развитие внимания, памяти, критического мышления; развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом; развитие речи учащихся.
Воспитывающие: воспитание интереса к предмету; воспитание умения работать в группе.
Оборудование: карточки с информационным текстом, с дифференцированными заданиями, презентация.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас погожим осенним утром. За окном прекрасный вид, ещё можно полюбоваться прощальной красой природы. Но у нас сегодня важный урок – урок усвоения новых знаний. Мы начинаем изучать тему «Главные члены предложения». И прежде чем мы перейдём к этой теме, вначале повторим пройденный материал.
Орфографический диктант (с заданием)
Осенняя мелодия, лист клёна, сорвался с дерева, по-осеннему дождливо, низкие облака, набегают тучи, льёт отвесно, разноцветная листва, порывы ветра, моросит в течение дня.
— Все ли здесь словосочетания? Почему? Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
— Откройте тетради, запишите число. Итак, первое задание «Верите ли вы, что…» (утверждения распечатаны)
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом предложения называют односоставными.
5. День чудесный. – это двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено только именем существительным.
— Проверим ответы по слайду. Объясните, почему 2, 6, 7 утверждения неправильные.
2.Формулирование темы, постановка цели вместе с учащимися.
Записываем тему в тетрадь.
3. Работа с таблицей «Знаю – хочу узнать – узнал(а) (таблицы распечатаны)
4. Работа в группах. Приём «Корзина идей»
— А как вы думаете, чем ещё кроме существительного и местоимения может быть выражено подлежащее? Какой частью речи? Посовещайтесь в группе.
— Итак, собираем корзину идей.
— Идеи собрали, теперь их нужно проверить. Поработаем с информационным текстом. Приём «Инсерт».
Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым.
Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? – Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи.
Но на вопрос «О чем?» может отвечать и второстепенный член предложения – дополнение, поэтому, чтобы правильно найти в предложении подлежащее, нужно запомнить, что подлежащее всегда отвечает на вопросы именительного падежа «кто?» или «что?».
Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю.
А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал.
Место подлежащего может занять любая часть речи.
Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает.
Или причастие: Провожающие стояли у вагона.
Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация.
Способы выражения подлежащего
Рассмотрим способы выражения подлежащего различными частями речи и словосочетаниями в предложении. В простом предложении подлежащее может быть обозначено словами разных частей речи, в том числе инфинитивом, лексически и синтаксически неразложимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
В предложении основная мысль сосредоточена в его синтаксическом ядре — подлежащем и сказуемом.
Подлежащее — это главный член предложения, с помощью которого можно узнать, о ком или о чём идет речь в высказывании. К подлежащему можно задать вопрос кто? или что? Этот главный член предложения поясняется сказуемым, обозначающем действие или состояние субъекта.
Подлежащее имеет форму именительного падежа и может быть обозначено не только отдельными словами, но и словосочетаниями и фразеологизмами.
Таблица
Выражение подлежащего в простом предложении
Подлежащее выражается словами разных частей речи как именными, так и служебными. В роли главного члена предложения, обозначающего субъект действия, чаще всего выступает
1. существительное в именительном падеже единственного или множественного числа
2. местоимения-существительные (личные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные)
Любой знает ответ на этот вопрос.
3. количественное или собирательное числительное
Двое быстро прошли через темный двор.
4. прилагательное или причастие, которое перешло в существительное
Скромный говорит о себе своими поступками.
Выздоравливающие прогуливались по аллее.
6. наречие в роли существительного
7. служебные части речи и междометие, которые приобрели предметное значение
Около — это производный предлог, а тоже — союз.
Громкое «браво» раздалось с балкона театра.
Иногда особое затруднение вызывает подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, или инфинитивом.
Выражение подлежащего инфинитивом
Инфинитив может быть любым членом предложения. Рассмотрим инфинитив в роли подлежащего.
В этом предложении к слову «купаться» зададим вопрос: о чем идет речь?
«Купаться» — это подлежащее, которое поясняется сказуемым, выраженным глаголом «запрещается».
Купаться запрещается — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, находится в начале предложения. Чтобы верно указать подлежащее в форме инфинитива и не спутать его с другими членами предложения, следует выяснить второй главный член. Такое подлежащее, как правило, имеет поясняющее его сказуемое, обозначенное словами разных частей речи:
б) другим глаголом в форме инфинитива
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
в) словом категории состояния
г) прилагательным в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой
Выражение подлежащего словосочетанием
Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем
а) имена собственные
б) имена нарицательные
в) устойчивые словосочетания — термины
Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:
а) сочетание числительного с существительным
б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.
в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.
г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»
д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»
е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа
Я (с кем?) с братом пошел на охоту.
ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:
Некто незнакомый заглянул в калитку.
Что-то тревожное послышалось нам в гуле ветра.
з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»
и) целые предложения, которые теряют предикативность
Подлежащее выражено фразеологизмом
В качестве главного члена предложения может выступать фразеологизм, который не делится на составляющие его слова и целиком является подлежащим.
Примеры:
Нить Ариадны помогла Тесею выйти из лабиринта.
Манна небесная вряд ли будет сыпаться нам.
Эта голуба я мечта неосуществима для меня.
Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Подлежащее и способы его выражения.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕМА: «ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖНИЯ»
учитель русского языка и литературы
Тип урока: усвоение нового материала
1) образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;
2) развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;
3) воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся; формировать у учащихся устойчивые познавательные интересы к русскому языку через технологию встречных усилий ученика и учителя и информационно-коммуникационные технологии.
Методы обучения: частично-поисковый, консультативный.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Универсальные учебные действия (УУД):
Подлежащее и сказуемое
не составляют словосочетания,
они являются основой предложения и
связаны между собой двусторонней связью.
Выделить орфограммы, определить вид связи.
Дружные ровесники и сверстники (согл.), талантливый кандидат
(согл.), участвовать в олимпиаде (упр.), президент в президиуме (упр.), интересная профессия (согл.), девочка упала (предлож.).
Для того чтобы сформулировать цель урока отвечют на вопросы.
— Что такое подлежащее?
(Главный член предложения, который обозначает предмет речи, т.е. называет то, о чем говорится в предложении. ).
— На какие вопросы отвечает подлежащее?
Тогда он уточняется вопросами (кто? что?)
— Что мы будем делать на уроке?
(Находить главные члены предложения, подлежащее, определять, чем оно выражено)
— Так какова цель нашего урока?
(Определить способы выражения подлежащего)
— Для чего нам это нужно?
(Чтобы правильно выделить грамматическую основу предложения; быть
Разве в этом кто-то виноват, что с
деревьев листья улетели! (Н.Рубцов)
— Какое это предложение по строению? (Сложное)
— Из скольких простых предложений оно состоит? (Из двух)
— Выделите основы предложений (Кто-то виноват и листья улетели)
— Чем выражены подлежащие в предложениях?(Неопр. мест. и сущ.)
— Как видим, подлежащее может быть выражено разными частями речи.
— Итак, как звучит тема нашего урока? (подлежащее и способы его выражения)
Запись темы и обращение к теоретическому материалу на стр 157-164 учебника. Запись определений в тетрадь. Приведение собственных примеров.
2. Индивидуальная и дифференцированная работа учащихся по карточкам и на тренажерах в парах.
На компьютере на тренажерах – (Пример: Найти подлежащее, определить, чем выражено).
3. Выполнение упр 184.,186 письменно. Учащиеся читают и объясняют задания к упражнению. 2 ученика работают у доски.
5. Тест (на листочках).
1. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
После обеда никто не стал засиживаться в палатке.
1) личное местоимение
2) имя существительное
3) отрицательное местоимение
4) неопределённое местоимение
2. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Три чужие железные кровати вразброд стояли посреди комнаты.
1) имя существительное
2) сочетание количественного числительного и существительного
3) количественное числительное
4) сочетание собирательного числительного и существительного
3. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Мне хорошо запомнилась футбольная встреча между бригадами
1) личное местоимение
2) притяжательное местоимение
3) имя существительное
4) словосочетание
4. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Один из часовых услышал в лесу шорох.
1) числительное
2) словосочетание со значением совместности
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности
5. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Ранним утром по широкой деревенской улице шли трое.
1) местоимение
2) собирательное числительное
3) имя существительное
4) количественное числительное
6. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Катерина с матерью приехали к нам ещё во время войны.
1) Словосочетание со значение совместности
2) местоимение причастие
3) имя существительное
4) словосочетание со значением избирательности
7. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Низким раскатистым громом прогрохотало несколько взрывов.
1) неопределённое местоимение
2) сочетание отрицательного местоимения и существительного
3) сочетание неопределённого местоимения и существительного
4) отрицательное местоимение
8. Укажите способ выражения подлежащего в предложении.
Все шумели, галдели, возмущались.
1) личное местоимение
2) имя существительное
3) неопределённое местоимение
4) определительное местоимение
9. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) Тёмное облако дыма заволакивало НЕБО.
2) Не КАЖДЫЙ из гребцов согласился бы пойти на скалы с малокалиберной винтовкой.
3) На палубу поднялись ТРОЕ В ФУФАЙКАХ, высоких сапогах, оленьих шапках.
4) МНОГИЕ первый раз видели июньский восход.
10. Укажите предложение, в котором верно выделено подлежащее.
1) НАМ зимой в школе эту книжку читали.
2) ПАСТИ стадо — непривычное занятие для городского мальчишки.
3) Маленькие окна ИЗБЫ казались красными от позднего летнего заката.
4) Сухо и рассыпчато стучали два БАРАБАНА.
6.Диференцированное домашнее задание
1. Читать правила на стр.157-164 учебника.
7. Рефлексия. Выставление оценок.
— Исследование какой темы вели на уроке?
— Какие понятия разобрали?
— Удалось решить поставленную задачу?
— Какие получили результаты?
— Что нужно сделать ещё?
— Где можно применить новые знания?
— Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
1.2. Подлежащее
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа ( кто? что? ).
Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:
а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что? ).
На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.
Ср.: На столе лежит карандаш ( книга ) – именительный падеж; Я вижу карандаш ( книгу ) – винительный падеж.
Сравним два предложения:
1. Я не спал; 2. Мне не спалось.
По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).
Способы выражения подлежащего
А) Подлежащее – одно слово:
Форма | Примеры |
---|---|
1. Имя | |
1.1. Имя существительное | Старший сын (кто?) уехал в столицу. |
1.2. Местоимение | Он (кто?) уехал в столицу. |
1.3. Имя прилагательное | Старший (кто?) уехал в столицу. |
1.4. Причастие | Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. |
1.5. Имя числительное | Двое (кто?) уехали в столицу. |
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) | Любить (что?) – это прекрасно. Жить (что?) – родине служить. |
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного | |
3.1. Наречие | Настало и роковое послезавтра (что?). |
3.2. Предлог | «В» (что?) является предлогом. |
3.3. Союз | «А» (что?) – противительный союз. |
3.4. Частица | «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно. |
3.5. Междометие | Неслось со всех сторон «ау» (что?). |
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного | «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного. «Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени. «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) – было его девизом. |
Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):
2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.
Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.
План разбора подлежащего
Указать способ выражения подлежащего:
Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).
Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).
Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.
В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).
Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.
Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).
Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.
Прошло около часа (Паустовский).
Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.
► Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»: