Подкрепление как механизм воспитания и развития ребенка в семье предполагает что

Механизмы воспитания: подкрепление, идентификация, понимание

Механизмы воспитания как феномена рассмотрены педагогами и психологами: И. Коном, А. В. Запорожцем, А. В. Петровским, Д. Б. Элькониным, С. Г. Якобсон и др. Это подкрепление, идентификация и понимание.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тот тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, «что такое хорошо и что такое плохо», и их педагогическим установкам на выбор средств и методов воспитания.

Всякое послушание ограничено все-таки свободой. Речь идет о послушании, а не о палочной дисциплине, и поэтому, конечно, возникают трудности, когда ребенок подчиняется, но злится.

Следующий механизм воспитания – идентификация, который предполагает подражание ребенка своим родителям и эмоциональное отождествление себя с ними. Необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельность взрослых – и уметь осуществлять рефлексию такого опыта.

Понимание – следующий механизм воспитания – представляет собой активный процесс поиска и/или конструирования ребенком смысла сообщений, образов, схем, моделей, символов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смысла действий и поступков других людей в процессе общения с родителями как представителями культуры, способными к трансляции и воспроизведению, трансформации ценностей культуры и переводу их в смыслы личностного взаимодействия с ребенком.

Поэтому понимание как механизм воспитания направлено на формирование самосознания ребенка и уверенности в точности и адекватности его представлений о предметах, явлениях и сущности.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания: особенности, негативные факторы, родительские установки, принципы, условия, стили (традиционные и аномальные)

Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Источник

Механизмы семейного воспитания.

Механизмами семейного воспитания, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником,являются:

— подкрепление,

Индентификация,

Понимание.

Принципы воспитания в семье.

Принципы воспитания– практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
— дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
— родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
— воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
— единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
— личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
— воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
— все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
— оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.
Принцип целенаправленности. Воспитание характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции страны.
Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.
Принцип научности.В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.
Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.
Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.
К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности– развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.
Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 3001 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Семинарско- практическое занятие № 3

Семинарско- практическое занятие № 3

Тема: Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

Вопросы для обсуждения.

Основные механизмы воспитания в условиях семьи.

1. Подкрепление- предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностям представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

2. Идентификация – означает, что ребёнок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитетом, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими.

3. Понимание- направленно на содействие формированию самосознания ребёнка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребёнка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Отец и мать как воспитатели. Требования в воспитании детей в семье.

В современной педагогике требования подразумевают организацию регламента и детской деятельности. В педагогическом требовании заключены две стороны: содержание, в котором находят отражение те или иные нормы поведения и морали, и способ осуществления – определённая форма выражения требования: «Поиграл, собери игрушки в коробку».

Любовь в семье как моральная ценность.

Любовь- это источник и гарантия эмоционального благополучия ребёнка, источник телесного и душевного здоровья.

Виды родительской любви: «Я люблю тебя для себя»; «Я люблю себя для тебя»; «Я люблю тебя в себе»; «Я люблю тебя для тебя».

Любящая семья – это семья достигшая гармоничного взаимопонимания и взаимоодоптации с детьми, где общение с детьми- большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон.

Традиции семейного воспитания.

Традиция- это принятие в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов.

Это два канала социализации ребёнка, причём традиции функционирую на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно.

Практические задания.

Родительский дом – это среда обитания для ребенка. Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство» игрушек в доме: хранить их в ящике, куда по вечерам складывать машинки, плюшевые игрушки, кубики, или отвести место обитания для мягких игрушек, «стоянку» для транспорта и т.д.? Обоснуйте свой ответ, имея в виду и задачи воспитания ребенка, и удобство для всей семьи.

В доме у каждого должно быть свое место, заповедная зона, к которому другие члены семьи относятся с уважением. Это не всегда отдельная комната, но хотя бы уголок, полка в шкафу, ящик в письменном столе, куда без ведома хозяина, даже если он совсем мал, никто не заглянет, не вторгнется без спроса.

3. Представьте себе молодую семью, где оба родителя много заняты по службе. У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына:

— малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные дни и праздники;

— малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, давая молодым родителем возможность отдохнуть. К какому варианту вы посоветуете прибегнуть молодым родителям и как его аргументируете?

Я считаю, что в данной ситуации, можно прибегнуть к двум версиям, чередуя их. То есть, бабушка и дедушка могут иногда забирать ребёнка на неделю (в зависимости от загруженности родителей и безысходности ситуации), а в выходные дни забирать и проводить время с малышом, уделяя ему максимум внимания, так как очень важно для него чувствовать любовь и нужность. Но также прибегать и ко второму варианту: малыш остаётся дома, в будние дни приезжают бабушка и дедушка, что бы помочь родителям и побыть с малышом пока они на работе. Так как ребёнок должен проводить больше время дома, в благоприятной для него среде и ближе к родителям.

Психотерапевт А.Г.Добрович описывает специальные умения, которые помогают ладить с людьми: умение сохранять приветливое выражение лица; обращать внимание на других; слушать, что говорят другие; говорить «нет», не обижая других; не вступать в конфликты; одобрять других.

Психотерапевт А.Г.Добрович выделяет шесть основных умений, которые позволяют легко общаться с людьми, легко находить общий язык с незнакомыми людьми.

Первое из этих умений – это умение держать улыбку. Именно наше лицо является визитной карточкой. Первым делом, когда нас где-то встречают, то смотрят на наше лицо. Хмурое и неприветливое выражение лица способно оттолкнуть людей. Поэтому старайтесь всегда быть улыбчивым и приветливым. Если это не всегда возможно, то перед тем как с кем-нибудь заговорить, подумайте о чем-нибудь приятном.

Второе умение – это умение обращать внимание на других людей. Очень часто именно наше невнимание нам и не прощают окружающие. Постарайтесь замечать все, что происходит вокруг вас.

Третье, необходимое умение для того, чтобы легко общаться с людьми, это умение слушать то, что они вам говорят. Предполагайте диалог, а не монолог. Золотое правило, побольше молчите, и побольше слушайте.

Четвертое умение, это умение говорить «нет”, не обижая. Постарайтесь воспользоваться техникой отсроченного отказа. Это юмор плюс информация о возможном отказе. Для отказа лучше назовите одну убедительную причину, чем сто малоубедительных.

И последнее умение – это ободрять других. Научитесь тактично ободрять окружающих и хвалить их. Овладев всеми этими умениями, вы гораздо облегчите себе жизнь и наладите общение с окружающими вас людьми.

5. Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему? Ответ обоснуйте.

Положительное влияние на взаимоотношение в семье я оказывала при разногласиях моих родителем, выступая как воспитатель и психолог.

Главным воспитателем я считаю свою маму. Так как она с детства больше всех заботилась, учила, направляла меня.

Вопросы для изучения

Стили семейного воспитания.

1. Авторитарный стиль семейного воспитания:

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.

2. Либерально — попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека):

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно», что «неправильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют через чур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

3. Гиперопекающий стиль семейного воспитания:

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

4. Отчужденный стиль семейного воспитания:

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

5. Хаотический стиль семейного воспитания:

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.

6. Демократический стиль семейного воспитания:

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

Действенная любовь- Симпатия, уважение, близость. Активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

Отстраненная любовь- Симпатия, уважение, но большая дистанция в общении. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость- Симпатия, близость, но отсутствие уважения. Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.

Снисходительное отстранение- Симпатия, неуважение, большая дистанция в общении. Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

Отвержение (встречается достаточно редко)- Антипатия, неуважение, большая дистанция в общении. Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

Презрение- Антипатия, неуважение и малая дистанция в общении. Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.

Преследование- Антипатия, уважение, близость. Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ- антипатия, уважение, большая дистанция в общении. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.

4. Американский психолог Эда Ле Шан в книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» пишет о том, что у человека, независимо от возраста, есть потребность в приватности, в праве на личную жизнь Приватность возникает как потребность ребенка быть индивидуальностью, что составляет важный аспект развития и взросления. Э. Ле Шан приводит пример из своей многолетней практики, как одна мать «руководила жизнью своих детей, ни на минуту не выпуская их из-под контроля. Она постоянно просматривала их вещи под предлогом уборки их комнаты, следила за каждым их шагом. И результат оказался печальным: дети выросли скрытными, неискренними, лживыми» (с.46). Объясните, почему так произошло.

Вопросы для обсуждения.

Единственный ребенок всегда на глазах у родителей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат с помощью. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и только после десятой неудачной попытки, разразившись плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слишком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи.

4. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка» (М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем:

— Как готовить ребенка к появлению в семье малыша.

— Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшим и младшим детьми.

1.В середине срока, когда живот матери заметно увеличится и уже ощущаются движения плода, ребенку можно рассказать, что в семье скоро появится маленький. Не следует заводить данный разговор слишком рано. Понятие «9 месяцев» ничего не значит для ребенка, и он просто устанет ждать так долго. Для разговора о том, что в животике у мамы растет малыш, можно приготовить книгу или альбом, который включает в себя рисунки развития плода, а также фотографии новорожденного. Постарайтесь, чтобы этот разговор проходил в спокойной обстановке, без спешки и без отрыва вашего первенца от занятий и игр. После того как ребенок узнает, что у него появится братик или сестренка, расскажите ему о том, что малыш слышит его голос и запоминает его. Предложите первенцу, положив руку на ваш живот (если только он не боится этого делать), познакомиться с маленьким, сообщить ему что-либо важное о себе. Если в этот момент ребеночек в животе толкнется, скажите, что малыш таким образом отвечает ему. После этой беседы можно завести в семье традицию общения с маленьким: здороваться, желать «спокойной ночи», слушать, как он толкается в животе, усмирять легкими поглаживаниями, когда он особенно разыграется, играть в игру «Поймай ножку» и т. п.

2. Можно посмотреть вместе с ребенком семейный альбом, указать на то, что он тоже рос у мамы в животе и как потом все радовались, что в семье появился смешной карапуз. Скажите, что «теперь ты уже подрос и у нас снова появится маленький, которому все мы очень будем рады и которого будут любить, как тебя». Но не обещайте старшему ребенку слишком много: грудной малыш — это не товарищ для игр. Подготовьте первенца к тому, что младенец не сразу сможет играть вместе с ним, стать его другом. Хорошо, если вы позовете в гости каких-то знакомых с грудным ребенком. Гуляя, можно обращать внимание на детские коляски и младенцев. Это поможет ребенку реально представить брата или сестричку.

3. Полезно вовлечь ребенка в хлопоты, связанные с ожиданием появления на свет маленького. Он может помочь устроить кроватку разобрать вещи новорожденного. Расскажите ребенку о том, что на рождение принято дарить подарки. Предложите сходить в магазин игрушек и помогите выбрать младенцу небольшой подарочек лично от него. При этом не забудьте про старшего: купите ему какую-нибудь игрушку.

4. Подготовить ребенка может и детская литература. Прочитайте ему следующие произведения: Я. Аким, «Мой брат Мишка»; А. Барто, «Погремушка», «А когда братишка плачет», «Башмаки», «Купание», «Чепчик», «Комары», «Света думает», «Младший брат», «Две сетстры глядят на братца»; Е. Благинина, «Аленушка», «Научу обуваться братца»; М. Бородицкая, «Уехал младший брат», «Ракушки»; Б. Заходер, «Никто»; А. Кардашова, «За ужином»; С. Маршак, «[де тут Петя, где Сережа?»; М. Стельмах, «У меня растет сестричка»; Л. Толстой, «Отец и сыновья», «Пожар».

5. Можно привлечь старшего ребенка к выбору имени для младенца.

5. Вам надо продолжить правила для родителей «Как вести себя с единственным ребенком»: например, Заботиться и опекать, но не до безрассудства. Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия и т.п.

— Заботиться и опекать, но не до безрассудства.

— Не дрожать все время над каждым шагом малыша и не «топить» ребенка в половодье своих чувств к нему.
— Не ограничивать его свободу и свою.

— Не культивировать его зависимость от Вас и не опутывать ею малыша, как паутиной.

— Не выставлять всем напоказ чрезмерную привязанность к ребенку и ею не «пленять» его.

— Не заставлять ребенка всеми силами оправдывать возложенные на него надежды.

— Учить спокойно преодолевать любые жизненные трудности и не искать для малыша особых привилегий.

— Не делать его только потребителем.

— Все время прививать ребенку навыки терпимости и понимания других людей.

— Ни в коем случае не ограждать от тесного общения со сверстниками.

— Помочь найти друзей.

— Прислушиваться к своему ребенку и сделать так, чтобы он не был одинок.
— Не оставлять ребенка одного в квартире и не давать какого-либо повода для страха.

— Не вовлекать его в свои проблемы и ограждать от раннего взросления.

— Все делать так, чтобы он был самостоятельным.

— Не злоупотреблять родительской некомпетентностью и не пугаться, что у вас нет опыта общения с детьми.
— Не в коем случае не пробовать воспитывать ребенка по перечню различных предостережений, особенно в присутствии ровесников.

— Не экспериментировать над собственным ребенком.

1.Относитесь к детям-близнецам как к двум родным, но разным, имеющим свои особенности, потребности, желания.

2.Не сравнивайте близнецов между собой.

3.Необходимо помнить, что дети-близнецы имеют трудности с контролем своего поведения.

4.Будьте внимательны к своим действиям (особенно при выставлении оценок).

5.С уважением и вниманием относитесь к индивидуальности каждого ребёнка и к уникальным взаимоотношениям внутри пары.

Семинарско- практическое занятие № 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *