Подкладной лист для рисования что это
Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности в ДОУ
Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения: специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий — доски, мольберты, подставки и т. д. ;инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр., Необходимые в процессе изображения; изобразительные материалы для создания изображения.
Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.
Для занятий рисованием (предметным, сюжетным, декоративным, по замыслу) необходимы доски (настенная и напольная, покрытые линолеумом; доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры; настольные доски — складные мольберты (для старших групп) и т. д.
Целесообразно иметь в группе комбинированную настенную доску с тремя секциями, у которой одна секция покрыта линолеумом, другая фланелью, а на третьей — прибиты рейки. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.
Карандаши.Для рисования детям нужен набор цветных карандашей: в младших группах — из пяти карандашей (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в средней — из шести карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый); в старших группах, кроме того, добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый.
В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старшей группы рекомендуются мягкие графитные карандаши («Школьный», «Искусство» № 1, 2). Готовя карандаш к работе, стачивают деревянную оправу на 25—30 мм и обнажают графит на 8—10 мм (деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, так как стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся, ломаются).
Кисти. Для рисования красками нужны круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом — колонковые, беличьи, хорьковые и др.Кисточки различаются по номерам: № 1—8 — тонкие, № 8—16 — толстые.
Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12—14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Детям средней и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисточки. Наблюдая за тем, как дети действуют кистью, необходимо обратить особое внимание на то, умеют ли дети правильно держать ее, напоминает ли воспитатель им об этом или показывает; во время занятия и по окончании его кладут ли дети кисточки на подставки (воспитатель может сделать их из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки). Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, так как при этом волос загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисточки будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться.
При приготовлении краски для занятияне нужно размешивать ее кистью: это гораздо удобнее делать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают легкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером. По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.
Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист — он соответствует размаху детской руки.
Детям средней и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа (но можно использовать и целый лист); для сюжетных рисунков следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета.
При рисовании гуашевыми красками используется цветная бумага насыщенных и мягких тонов. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. (Для тонирования бумаги используются гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки; удобно применять небольшие по размеру плоские малярные кисти — флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.)
Краски. Для рисования применяют два вида водяных красок — гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные — гуашь.
Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет.
Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени.
Воспитатель должен уметь составлять нужные цвета красок.
Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной к школе групп. Отличительной особенностью акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеющих веществ (в качестве связующего). Благодаря тонкой растирке акварельные краски приобретают свое главное достоинство — прозрачность.В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая — в плитках, полумягкая — в фарфоровых формочках и мягкая — в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую (в формочках).
Просматривая конспект занятия, ст. воспитатель отмечает, планирует ли воспитатель обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет, закрепляет ли приобретенные умения.
Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым карандашом.
Для занятий и самостоятельной художественно-творческой деятельности детей рекомендуется пастель — толстые стерженьки разного цвета. Наборы пастели имеют пять цветов, по нескольку тональностей каждого, что составляет уже готовую палитру для работы. Пастель делится на твердую, среднюю и мягкую. Для детей рекомендуется мягкая пастель. Эта краска требует бережного обращения, так как легко крошится, ломается. Поэтому каждый пастельный стержень надо обернуть в фольгу.
Цветные восковые мелки продаются в виде стержней набором от 12 до 36 цветов. Ими рисуют так же, как пастелью. Преимущество цветных восковых мелков состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.
Цветные мелки используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания нужно иметь две тряпки —сухую и слегка увлажненную: сухой устраняют ошибки и наносят тушовку растиркой меловой пыли; влажной освежают наиболее темные места, а в конце стирают рисунок с доски. Уголь для рисования представляет собой крупный стерженек длиной 10—12 см и диаметром 5—8 мм. Это мягкий, ломкий, крошащийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь дает глубокий матово-черный след. Углем работают на ворсистой бумаге, задерживающей угольную пыль,— обойной, оберточной, рисовальной. Закрепить рисунок, выполненный углем, можно слегка подслащенной водой, нанесенной на бумагу легкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.
Для занятий лепкой необходимо специальное оборудование: станок с поворотным кругом (для старших групп, блюдце для воды, тряпочка; для раскрашивания детских поделок — грунтовка; кроме того, для раскрашивания используются специальные краски — ангобы.
Для обжига детской скульптуры желательно иметь муфельную печь.
Для демонстрации натуры или образца может использоваться подставка для натуры. К оборудованию относятся также каркасы — обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными.
Для занятий лепкой нужны пластические материалы — глина, пластилин, при этом основным, наиболее подходящим материалом для лепки является глина.
В младших группах используется только глина, так как из пластилина детям этого возраста лепить трудно. В средней группе дети лепят также преимущественно из глины. Цветной пластилин применяется в старших группах в сюжетной лепке.
Как заготовить глину для лепки.Добытая в разных местах глина различается цветом: он может быть желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Глина будет жирной, если в ней мало песка, примеси песка делают ее сыпучей. Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому городским детским садам нужно заготавливать глину летом, при выезде на дачу.
Пластилин — искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и других добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется при лепке долго мять пластилин в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки вблизи источника тепла.
У воспитанников старших групп должны быть индивидуальные готовые наборы пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам.
Для занятий аппликацией нужны: подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков; клеенка; пластмассовая дощечка (20х15 см) для намазывания форм клеем; тряпочка; баночки для клейстера с низкими краями; подставки для кисти; кисточки щетинные; ножницы с тупыми концами (длина рычагов— 18 см).
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона —более плотную: белую из альбомов для рисования, или цветную настольную, или тонкий картон. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги,лучше всего глянцевой: она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребенка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков.
Все материалы для изобразительной деятельности должны быть рассортированы и сложены в порядке, каждый на определенном месте. Ножницы хранятся в коробке. Краска после занятий сливается в банки (банки необходимо плотно закрыть, чтобы краска не высыхала). Гуашевые краски в баночках нужно залить водой. Бумагу следует хранить в стопках; цветную бумагу можно разрезать на небольшие листы и положить под пресс (затем в старших группах ее раскладывают по индивидуальным конвертам).
Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.
В «зоне» изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.
Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме»Одежда. Головные уборы. Обувь»Предлагаю посмотреть небольшой фото.
Фотоотчёт об изобразительной деятельности детей к циклу занятий «Тема богатырей в русской музыке» Фотоотчёт об изобразительной деятельности детей к циклу занятий «Тема богатырей в русской музыке» В рамках проходящих в нашем детском саду.
Выносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулке «Погуляем, поиграем» В нашем детском саду прошел конкурс выносного оборудования для организации игровой деятельности детей на прогулке «Погуляем, поиграем».
«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.
Нестандартное оборудование для занятий по физической культуре «Точки для Божьей коровки» Оборудование для вертикального метания Цель: формировать умение бросать шарик в цель правой и левой рукой; развивать.
Нестандартное оборудование своими руками для игр и занятий в летний оздоровительный период Очень хочется поделиться с коллегами своими работами нестандартного оборудования для летнего периода. Я уже составляла фотоотчет о подготовке.
Словарь по трудовому обучению. (Работа с бумагой и картоном)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
(Работа с бумагой и картоном)
Авторская работа учителя технологии сш №31
Цой Марины Ильиничны
АЖУРНАЯ РАБОТА – умело и тонко сделанная работа.
АЖУРНЫЙ (от фр. ajour — сквозной) – кружевной, умело и тонко сделанный.
АЛГОРИТМ – совокупность действий, правил для решения поставленной задачи.
АНСАМБЛЬ (от фр. ensemble – вместе) – стройное единство частей чего-нибудь целого.
АППЛИКАЦИЯ (от лат.а pplicatio – прикладывание) – способ создания орнамента, художественного узора или рисунка путем наклеивания (нашивки) на что-нибудь кусочков разноцветной материи, бумаги или другого материала, которому придают форму в соответствии с рисунком; отображение, узор, сделанный таким способом. Используется для украшения.
БЛИК – светлое пятно на темном фоне. В аппликации используется для показа объема.
БОРДЮР (от фр. bordure ) – полоса с самостоятельным узорным орнаментом для обрамления краев основной аппликации, объявлений, обложек книг, альбомов и т.д.
БРИГАДА (от фр. brigade ) – группа людей, совместно выполняющих определенный комплекс работ.
БУМАГА (от греч. papyrus – изделие из растения папируса) – материал для письма, печати, рисования, который изготавливается из растительных волокон, обработанных соответствующим образом.
ВАТМАН – самая дорогая чертежная бумага высокого качества. Названа по фамилии немецкого промышленника бумаги – Ватмана.
Журба, А Ф. Урок i працоўнага навучання ў 2 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўн i каў агульнадукац. устаноў з бел. мовай навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 144 с.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – 128 с.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел.и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2008. – 136 с.
Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – 80 с.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – выполнение операций по технологической карте.
ТОН – в искусстве: оттенок цвета.
ТРАФАРЕТ – пластина из металла, пластмассы, картона, фанеры, с прорезанными буквами, рисунками и т.д.
ТРУД – целенаправленная деятельность человека, которая видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения его потребностей.
УГОЛ – часть плоскости между двумя прямыми линиями, которые выходят из одного пункта.
УЗОР – сочетание линий, форм, красок в определенном порядке, который создает декоративный эффект.
ФАЛЬЦЛИНЕЙКА — металлическая линейка с бортиком, используемая для подрезания картона в местах сгиба.
ФОН – цвет основного материала, на котором выполняется рисунок.
ХУДОЖНИК – человек, который создает произведения искусства; тот, кто достиг высокого совершенства в каком-нибудь деле.
ЦИРКУЛЬ – инструмент, который состоит из двух раздвигаемых ножек и служит для вычерчивания окружностей и дуг, линейных измерений и переноса размеров.
ЧЕРТЁЖ – условное графическое изображение чего-нибудь, дает представление о форме, размерах, способах обработки деталей.
ШАБЛОН – образец, выполненный из картона, фанеры, пластмассы, по которому вырезают одинаковые фигуры.
ШТАМП (от итал. stampa – печать) – специальная форма из каучука, дерева, линолеума, картона или другого материала с выпуклым изображением рисунка.
ШТРИХ – линия, черточка.
ЭСКИЗ – первый, первоначальный набросок рисунка будущего изделия.
ВКУС – чувство прекрасного, понимание красоты и способность девать эстетическую оценку.
ВОДОПРОНИЦАЕМОСТЬ – сопротивление материала проникновению влаги.
ВЫТИНАНКА – художественное вырезание из бумаги ажурных узоров, картин.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование.
ГИРЛЯНДА – длинный сплетенный или склеенный венок.
ГЛАДИЛКА – специальное приспособление для обработки линий сгиба.Представляет собой слегка заостренную с двух сторон, отполированную деревянную, пластиковую, костяную палочку.
ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА – это умение читать и выполнять техническую документацию.
ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ характеризуется наличием знаний в области технического черчения и степенью владения навыками чтения и выполнения конструкторской и технической документации в соответствии с нормами и правилами (ЕСКД).
ГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ – представления и понятия о способах графического изображения изделий, нормах и правилах ЕСКД, которые необходимы человеку в процессе его работы над конструкторской и технологической документацией.
ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ – автоматизированное владение чертежными инструментами, выработанное в процессе тренировок.
ГУММИРОВАННАЯ БУМАГА – бумага, которая с одной стороны окрашена в яркие тона, а с другой покрыта клеевым раствором, способным при смачивании водой или при нагревании приклеиваться к другим предметам.
ДЕКОР (от лат. decorate – украшать) – система художественного оформления жилых помещений и парадных залов, украшение предметов быта.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – мастерство изготовления предметов быта, которые имеют художественные качества и предназначены не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилья, архитектурных сооружений и т.д.
ДЕКСТРИН (ДЕКСТРИНОВЫЙ КЛЕЙ) – крахмал, обработанный серной кислотой или нагреванием. Декстрин желтого цвета хорошо растворяется в воде комнатной температуры. Декстрин белого цвета растворяется только в теплой воде.
ДЕКУПАЖ (от фр. decoupage — вырезать) – техника, основанная на переносе рисунка с одной поверхности на другую. Используется для декора личных предметов, интерьера квартир.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ – материал, предназначенный для показа чего-либо.
ДЕТАЛЬ – часть целого изделия (машины, механизма).
ДЕФЕКТ – изъян, недостаток.
ДЫРОКОЛ — механическое устройство для пробивания отверстий в бумаге. Обычно дырокол делает два отверстия круглой формы (для хранения документов в скоросшивателе), но производятся дыроколы и на одно отверстие.
Конструктивно состоит из двух круглых стержневых ножей (режущая кромка обычно неровной формы для плавного среза), опускающихся на бумагу сверху под давлением при нажатии рукой. Под ножами находятся отверстия, ведущие в бумагоприёмник (который накапливает вырезанные кружочки бумаги). Ножи обычно крепятся на ручке, работающей как рычаг (ножи находятся ближе к оси вращения, чем точка приложения усилий к ручке). Снизу ручки находится пружина для возврата устройства в рабочее положение после отреза.
ЕСКД – Единая система конструкторской документации.
ИЗДЕЛИЕ – вещь, сделанная человеком.
СТАНДАРТ – принятый за основу образец, эталон, которому должно соответствовать что-нибудь своим размером, формой, качеством.
СТЕПЛЕР (от англ. staple – скоба, круг) – настольное канцелярское приспособление для сшивания бумаги скобами из проволоки.
СТИЛИЗОВАТЬ – изменять, делать простейшими предметные формы для составления орнамента с возможным изменением естественного цвета.
СХЕМА (от греч. schema – внешний вид, форма) – чертеж, на котором условными графическими изображениями показаны составные части изделия и соединения между ними.
СЫРЬЁ – материал, предназначенный для обработки и получения готовых изделий.
СЮЖЕТ – тема художественного произведения.
СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы.
ТВЕРДОСТЬ – сопротивление материал вдавливанию или царапанию.
ТВОРЧЕСТВО – деятельность человека, направленная на создание культурных, духовных и материальных ценностей; результат этой деятельности.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК – наглядное изображение, выполненное от руки, на глаз, без точной передачи размера предмета.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – детализированный чертеж, в котором дается описание хода рабочего процесса; карта, в которой дается информация о разметке, разрезании, сгибании, склеивании и т.д. деталей.
СБОРОЧНАЯ ЕДИНИЦА – изделие, составные части которого на предприятии подлежат соединения между собой сборочными операциями (склеиванием, сшиванием и т.п.). Например, машины, столы, платья; открытка с аппликацией (соединены с помощью клея две детали – открытка и аппликация).
СВЕТОПРНИЦАЕМОСТЬ – сопротивление материала проникновению света.
СВОЙСТВО – качество, характерный признак предмета. Например, гладкий или шершавый, твёрдый или мягкий, тёплый или холодный и т.д.
СГИБАНИЕ – технологическая операция, необходимая для изменения формы обрабатываемого материала, при которой стороны заготовки, образующиеся относительно линии сгиба, располагаются под некоторым углом друг к другу. В чистом виде (в ходе непосредственного изготовлени я изделий) встречается довольно редко (например, сгибание бумажной полоски в кольцо). Как правило, многократно дополняется складыванием, выступая единой технологической операцией.
СИЛУЭТ – контурное одноцветное изображение чего-нибудь, вырезанное или нарисованное на однотонном фоне.
СИЛУЭТНАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).
СИММЕТРИЯ – соразмерное, пропорциональное размещение частей чего-нибудь относительно какой-то прямой или пункта.
СОЕДИНЕНИЕ – скрепление составных частей изделия.
ИНТЕРЬЕР (от фр. interieur – внутренняя часть)– внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ – сведения о содержании работы, операциях, переходах внутри операций. Информация передается языком графики, в предметно-наглядной форме в сочетании со словом.
КАЛЬКА – специально обработанная прозрачная бумага или ткань, при помощи которой делают точные копии чертежей, рисунков.
КАНТ – полоска, кайма, которая обрамляет рисунок, фотографию, таблицу и т.д.
КАПТАЛ – кусочек цветной тесьмы, которая более надежно закрепляет тетрадки книжного блока и украшает книгу с двух сторон корешка.
КАРАНДАШ – принадлежность для письма, черчения, рисования в форме тонкой палочки с графитным или иным сердечником.
КАРТОН – толстая твердая бумага особого производства и различного применения.
КЛЕЙ – липкое вещество для соединения частей чего-нибудь.
КЛЕЙСТЕР – клей, приготовленный из муки или крахмала.
КНИЖНЫЙ БЛОК – отпечатанные листы бумаги, сложенные в тетради, которые скрепили между собой.
КОЛОРИТ (от лат. color – цвет) – сочетание цветов и оттенков в художественном произведении, которое создает единство цветового восприятия.
КОМПЛЕКТ – два и более изделия, не соединенных на предприятии сборочными операциями и представляющие набор изделий, имеющих общее назначение. Например, сервиз, готовальня, комплект декораций для театрального представления (дом, деревья, забор и т.д.).
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. composition – сложение) – строение художественного произведения, обусловленное его содержание, назначением, размещением и взаимосвязью частей, которые создают единство целого.
КОНСТРУИРОВАНИЕ – процесс создания технических объектов.
КОНСТРУИРОВАТЬ – создавать конструкцию чего-нибудь.
КОНСТРУКЦИЯ – строение, определенное расположение частей, деталей какого-нибудь сооружения, механизма.
КОНТУР – линия, которая очерчивает форму предмета.
КОРЕШОК – место крепления листов книги, задняя часть переплета.
КРЕПИРОВАННАЯ БУМАГА – тонкая цветная бумага, обладающая мелкоскладчатой поверхностью с повышенным удлинением до разрыва. Является разновидностью гофрированной (жатой) бумаги, от которой отличается мелким рисунком гофры. Используется для изготовления цветов, маскарадных костюмов, праздничных украшений.
КУЛЬТУРА ТРУДА – совокупность условий для рациональной организации труда.
ЛЕКАЛО – шаблон из картона, бумаги, пластмассы, по которому вычерчивают детали при раскрое.
ЛИНЕЙКА – планка для вычерчивания прямых линий.
ЛИНИЯ – полоса, которая определяет край чего-нибудь.
ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА – внешняя сторона материала, детали, изделия.
ПЛОСКОСТНАЯ (ПЛОСКАЯ) АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.
ПОДКЛАДНОЙ ЛИСТ – лист чистой оберточной или упаковочной бумаги, тонкого картона, предохраняющий от загрязнения само изделие и крышку стола.
ПРЕДМЕТНАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ – зависимость между величинами, когда изменение одной из них приводит к изменению другой во столько же раз.
ПРОПОРЦИЯ – соотнесение частей между собой.
ПРОЧНОСТЬ – сопротивление материала разрушению при разрыве, изгибе, сжатии, растяжении и т.д.
РАЗВЁРТКА – это изображение развернутой на плоскости поверхности объемного изделия.
РАЗМЕТКА – нанесение на материал точек и линий, которые показывают место обработки детали.
РАЗМЕТОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ – инструменты, при помощи которых разметка выполняется точно (линейка, карандаш, угольник, циркуль).
РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ – соединение деталей, позволяющее производить разборку изделия без их разрушения. Например, щелевое.
РИТМ (от греч. rhythmos – соразмерность, стройность) – равномерное чередование каких-нибудь элементов (например, в орнаменте).
ОРИГАМИ (от япон. ори – сгибать, гами – бумага) – способ получения изделий из бумаги путем ее сгибания; искусство складывания бумаги, создания различных фигурок и декоративных вещей из бумаги.
ОРНАМЕНТ (от лат.о rnamentum — украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное назначение – украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала.
ОСЬ СИММЕТРИИ – воображаемая ось, при повороте вокруг которой на некоторый угол фигура совмещается сама с собой в пространстве.
ОТЕНОК – разновидность какого-нибудь цвета.
ОТКРЫТКА – открытое письмо с рисунком.
ОТМЕРИТЬ – при измерении отделить или отмерить необходимое количество чего-нибудь.
ОТХОДЫ – остатки какого-нибудь производства, которые могут быть использованы в иных целях.
ОХРАНА ТРУДА – система правовых, технических и санитарных норм, обеспечивающих безопасные для жизни и здоровья трудящихся условия выполнения работы.
ПАННО (от лат. pannus – кусочек ткани) – картина, предназначенная для заполнения определенных участков стены.
ПАПЬЕ-МАШЕ (от фр. papiermache – жеванная бумага) – бумажная масса, разведенная водой и колеем, из которой формуют различные изделия.
ПАСПАРТУ – лист картона или картонная рамка для рисунков, фотографий.
ПЕРЕПЛЁТНАЯ КРЫШКА – элемент художественного оформления, чаще всего состоит из картонных страниц, оберегает книгу от повреждений.
ПЛАСТИЧНОСТЬ – податливость, пригодность для лепки, сохранение формы после механического воздействия.
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ (от фр. local – местный) – термин в живописи, который обозначает цвет, характерный для данного предмета.
МАСТЕР – специалист в каком-нибудь ремесле, отрасли промышленности.
МАСТЕРИТЬ – делать, изготавливать что-либо, обычно ручным способом.
МАТЕРИАЛ – предмет (бумага, ткань и др.) или вещество (клей, краска и др.), идущие на изготовление чего-нибудь.
МЕТКА – след, который остался после чего-нибудь.
МИНИАТЮРА – небольшая картина, рисунок очень тонкой работы.
МОДЕЛЬ – образец какого-нибудь изделия.
МОЗАИКА —1. Узор или рисунок из разноцветных кусочков бумаги, стекла, дерева, мрамора, плотно подогнанных один к одному. 2. Дидактическая детская игра, созданная из геометрических фигур разного цвета, из которых выкладываются узоры.
МОНОХРОМНЫЙ (от греч. monos – один и chroma – колер) – одноцветный.
МОНТАЖНО-СБОРОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ – различные способы соединения деталей в изделии.
МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ – соединение деталей разными способами (с помощью склеивания, сшивания, сварки, клёпки, с помощью болтов, гаек и т.д.).
НАКЛЕИВАНИЕ – технологическая операция, в результате которой происходит соединение деталей с помощью клея.
НЕРАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ – соединение деталей, не позволяющее разобрать изделие без повреждения деталей или разрушения крепления. Например, клеевое, сшивание.
НОЖНИЦЫ – инструмент для резания, стрижки, который состоит из двух накрест соединенных ножей с ручками в виде колец.
ОБВЕСТИ – очертить линиями, чёрточками; прочертить по намеченным контурам.
ОБДУМАТЬ – предварительно в мыслях рассмотреть все возможные обстоятельства, детали чего-нибудь; подумав, решить.
ОБРАМЛЕНИЕ – то, что окружает, как рамка.
ОБРЫВНАЯ (РВАНАЯ) АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.
ОБСЛУЖИВНАИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА – обеспечение рабочего места средствами, предметами труда или слугами, необходимыми для осуществления трудового процесса.
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД – труд, который включает разнообразную рудовую и общественную деятельность человека, направленную на обеспечение каких-нибудь общественных требований.
ОБЪЕКТ ТРУДА – всё то, на что направлена какая-нибудь деятельность.
ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема (элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана (внахлёст)). В качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, скручивания, сминания и т.п.
ОДИНАКОВЫЙ – такой, который ничем не отличается от другого, такой же.
ОКАНТОВКА – обработка края изделия, детали полоской отделочных материалов или тесьмой с целью предостережения от осыпания края или для украшения.
ОКРУЖНОСТЬ – замкнутая кривая, все точки которой одинаково удалены от центра.
ОПЕРАЦИЯ (от лат.о peratio – действие) – действие, направленное на решение соответствующей задачи.
ОПЫТ – основанное на практики познание объективной реальности; совокупность знаний, умений, навыков, полученных в практической деятельности.
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи учителям в овладении методикой трудового обучения учащихся общего среднего образования.
Материал методических рекомендаций разделен на темы, для каждой из которых разработаны система вопросов и заданий (практических, методических, творческих) для самостоятельной работы студентов, список рекомендуемой литературы. Методические материалы, содержащиеся в приложениях, могут быть использованы на практических занятиях и в педагогической деятельности.
Адресуется учащимся для получения образования.