Подкасты с чего начать
Как создать подкаст с нуля и распространить его повсюду
Если вы читаете этот материал, то, скорее всего, знаете, что такое подкасты, и готовы создать свой. Осталось понять, как это сделать. В этом материале я расскажу, какие подготовительные этапы необходимо реализовать для полноценного создания и запуска коммерческого, редакционного или личного подкаста.
Начнём с нуля, а закончим готовым, опубликованным и распространённым проектом!
На данный момент, многие знают, что это такое, на примере проектов Meduza, Arzamas, РИА Новости и продуктов прочих российских СМИ. Эти подкасты пользуются популярностью у аудитории и, в принципе, могут создать полноценную картину того, как же должен выглядеть редакционный или коммерческий подкаст. Большинство из них создаются в сотрудничестве с различными компаниями и брендами, которые оценили приближающуюся волну популярности данного формата.
Для полного понимания нужно обратиться в прошлое, примерно в 2004 год, когда журналист Бен Хаммерсли из газеты «The Guardian» написал материал под названием «Audible revolution» или «Звуковая революция», где исследовал феномен аудиоблогов, которые создавали обычные англоговорящие пользователи. Именно в этом материале впервые было упомянуто слово podcast (от англ. iPod – MP3 плеер компании Apple и broadcast — вещание). В это же время были сформулированы главные признаки подкастов:
1. Это запись в формате MP3
2. Распространяется через RSS-каланы
3. Есть возможность подписки
4. Возможность скачивания выпуска на свой iPod
С тех времён индустрия сильно ушла вперед, американский рынок подкастов оценивается в десятки миллионов долларов. Российский сегмент, конечно, на пару шагов позади, однако это стоит рассматривать как хорошие перспективы для вашего подкаста, ведь бум популярности формата лишь дело времени. Представьте, что это YouTube в 2007 году, а как известно, кто первый спохватился, тот всегда будет на шаг впереди.
Сейчас подкастами называют практически всё, что угодного, разговорные видео на ютюб с хронометражём более 20 минут, редакционные подкасты, которые доступны только на сайтах их создателей по типу Wylsacom. Например, в качестве своей дипломной работы я создал подкаст для своего университета, который так же распространялся лишь на сайте, игнорируя все доступные библиотеки.
Такой вариант возможен лишь для крупных СМИ, имеющих свою аудиторию, которая будет готова заходить на сайт или в приложение специально за подкастами. Нам это не подходит, так как раскрутиться с нуля таким образом очень сложно. Так что будем говорить прежде всего о классическом подкастинге на iTunes, SoundCloud, Pod.FM и тд.
А вот и нет! Многие, особенно люди, которые ранее были далеки от создания медиа-проектов, считают, что нужно начать с оборудования. Такое мышление характерно для неопытных создателей, сперва думающих о второстепенных вещах, а не об основополагающих этапах. По своему опыту могу сказать, что неправильно выбранная стратегия ведёт к трансформации первоначальной идеи. Это негативно сказывается на самом главном для любого медиа-проекта – аудитории. Потеря интереса, падение статистики, убыточность и закрытие проекта, потому что на одном энтузиазме далеко не уедешь…
Начинать нужно с концепции!
В своём большом исследовании русскоязычного подкастинга я сформулировал перечень основных элементов полноценной концепции любого подкаста, однако, сейчас можно сделать разделение. То есть, вывести две системы элементов: полную для профессионального редакционного или коммерческого подкаста и упрощённую для создания авторского, так сказать каноничного, подкаста а-ля личный аудиоблог, ибо с этого всё и начиналось.
Элементы концепции редакционного подкаста:
4. Целевая аудитория
7. Принципы выбора героя
9. Визуальное и аудио оформление
11. Выразительные средства
12. Сценарий (структура) выпусков
13. Программа продвижения
14. Изучение конкурентов
Элементы упрощённой концепции для личного подкаста:
3. Целевая аудитория
6. Визуальное и аудио оформление
8. Сценарий (структура) выпусков
Как вы видите, грамотная концепция позволяет подробно расписать все элементы вашего будущего творения. Звучит, конечно, скучно и нудно, но даже для создания развлекательного шоу нужно постараться максимально серьезно подойти к процессу его описания. В конечном счёте, концепция позволит вам сделать простую схему создания и написать сюжеты на много выпусков вперед. Только благодаря этому в дальнейшем, после первых двух выпусков, не появятся те самые разрушительные вопросы: «А почему так плохо получается? А что записывать дальше?»
Концепция — это довольно объемная тема, которая занимает около 20 страниц в моём исследовании, и если вы хотите отдельный материал с описанием каждого элемента и конкретными примерами концепции уже созданного подкаста, то нажимайте так называемый «Лайк», подписывайтесь на меня и напишите в комментарии под этим материалом, что хотите более детального разбора, только так я пойму, что эта тема вам интересна!
А мы отправляемся дальше, всё ближе подбираясь к реализации и распространению нашего подкаста на все доступные площадки.
Итак, у нас есть концепция, считаем, что половина дела уже сделана. Теперь можно поговорить и о технической составляющей!
Подкасты пишут разными способами и в разном качестве. По факту, всё упирается, как всегда, в деньги…
Сколько вы готовы потратить на оборудование? 35, 20, 10, 5 тысяч рублей или ваш бюджет не может превышать пары сотен? В любом случае, способы есть всегда и нехватка средств не должна стать для вас помехой на пути к подкастингу!
Конечно, идеальный набор оборудования существует, даже несколько его вариантов.
1. Небольшая комната, обклеенная акустическим поролоном
2. Конденсаторный микрофон
4. Стойка пантограф (которая как кран выглядит)
5. Внешний звуковой интерфейс (в простонародие звуковая карта)
6. Компьютер с ПО для записи, обработки и монтажа звука
Это, так сказать, начало пути к вершине в мире звукозаписи. Список, который для многих из нас пока что просто недостижим, поэтому обратим внимание на более бюджетные способы записи своего голоса.
Набор «любитель эдишн»:
1. Комната, в которой есть мебель, хорошо если ковёр на полу (все мягкие и ворсистые объекты будут поглощать ненужное нам эхо)
2. Дешёвенький конденсаторный или имитирующий конденсаторный микрофон, в интернет-магазинах китайских производителей можно откопать экземпляры с USB или AUX кабелем (это важно) и с хорошим звучанием, где-то за 3-5 тысяч рублей
3. Простенькие стойки обычно идут в комплекте с такими микрофонами
4. Исключаем внешнюю звуковую карту, так как это дорогое удовольствие, а мы уже заказали себе микрофон с USB или AUX кабелем, который напрямую будем подключать к компьютеру
5. Компьютер с ПО (какое ПО я расскажу чуть ниже)
Если и такой вариант вам не подходит, не стоит унывать, как я и сказал, при любом раскладе есть свои способы. Микрофон вам может заменить обычный рекордер с плюс-минус хорошим качеством записи, его и к компьютеру не надо подключать, сели на диванчик, рекордер в руке, записали свой спич и вперёд, сбрасывать все на компьютер и приступать к монтажу.
Есть вариант и без затрат вовсе, берём и записываем голос на диктофон в телефоне, благо даже из древнего iPhone 6, а то и 5S можно выжать хорошее звучание. Умельцы еще обтягивают телефон куском тонкой ткани, используя его в качестве поп-фильтра, и записывают.
Думаете, всё это уж слишком плохо будет звучать и никому не понравится? Вот вам конкретный пример! Есть замечательный подкаст «Денис выгуливает собаку» его ведущий Денис Чужой, стенд-ап комик. Записывает он свой подкаст в процессе прогулки со своей собакой, на обычные айфоновские наушники. Качество записи не мешает ему собирать по 7 000 – 9 000 прослушиваний на каждом выпуске в SoundCloud, статистика на других платформах, думаю, тоже не страдает низкими показателями.
Тут стоит сказать и о том, что, кроме хорошего звука и темы, всё-таки большое значение играет и ведущий, его голос, поставленная речь, но это уже тема для отдельного большого материала.
Записав голос отправляемся монтировать свой первый подкаст, вырезать долгие паузы, причмокивания и прочие брак элементы, которые могут заставить слушателей, стиснув зубы, поскорее нажать паузу и никогда больше не возвращаться к прослушиванию ваших эпизодов. Что нужно вырезать, что является браком, а что – вашей фишкой, решать, конечно же, вам. Это проще сделать, если после небольшого перерыва послушать свою речь с точки зрения другого человека, тогда будет понятно, что режет слух и лучше вырезать, а что прикольно и можно оставить.
На счёт программ для записи и обработки. Их очень много, как максимально простых с обрезанным функционалом для новичков, так и около профессиональных. Лично я советую сразу начинать изучать что-то сложное с перспективой на будущее. Конечно, учиться будет трудно, но при совершенствовании ваших навыков не нужно будет «переезжать», что сэкономит время.
Вот небольшой список тех программ, из которых я предлагаю вам выбирать:
Также не помешало бы собрать простенький джингл или, как это более популярно называется, открывающую заставку. Скрещиваем пару звуков и ритмов из бесплатных библиотек и начитываем название своего подкаста поверх. Можно еще дополнить название максимально кратким (буквально 5-6 слов) описанием вашего подкаста в целом.
Например: «Душевные, подкаст про ментальное здоровье», — название и описание, думаю, вы поняли.
Всё! Собираем все вместе, в начале и конце наш джингл, в середине – запись голоса и музыкальная подложка. Готово! Мучения с созданием закончены, начинаются новые – настройка распространения…
Вопрос публикации, пожалуй, самый сложный для новых авторов, потому что, вспоминая себя, абсолютно не понятно, как же это всё работает!
Подкасты распространяются за счёт RSS-ленты, автоматически подгружаясь на все подключённые платформы.
Постараюсь объяснить максимально просто на примере сайтов. Представляем, что у вас есть простенький сайт, есть домен и хост определённого размера. Вы загружаете свой выпуск на сайт и создаёте в настройках сайта RSS-канал, это и есть автоматически обновляемая лента, где публикуется ваш подкаст. Вы добавляете адрес своего RSS-канала на платформы и получается, загрузив подкаст лишь на свой сайт, через RSS-ленту все подключенные платформы подтягивают ваш выпуск в свои библиотеки.
Нужно понимать, что тот же самый Apple Podcast, это не огромный сервер, куда загружаются все подкасты, это лишь платформа, где этот подкаст можно послушать, скачать и тд. Сами выпуски хранятся на хостах их создателей. И вот как можно обзавестись своим хостингом
Думаете, и тут придётся платить деньги? К сожалению, да, никто не будет хранить ваши записи в большом объеме и хорошем качестве просто так.
Не стоит пугаться слов «создать свой сайт», так как в век технологий не нужно быть программистом и иметь гору денег за спиной, чтобы это сделать. Существуют сервисы, которые помогут вам в этом быстро и дешево. Самое выгодное на данный момент – это конструктор сайтов «Creatium», можно хоть стандартный шаблон взять, создать и платить за него 600 рублей в месяц. Это хороший вариант, если вам нужен и сайт для своей работы, и хост для подкастов. К слову, на SoundCloud за хост придётся отдавать 16 баксов в месяц, что почти в два раза дороже.
Тоже рабочий вариант, бесплатный лимит сервиса 180 минут, и если для музыкантов еще может подойти, то подкастерам здесь не разгуляться. Учитывая, что в среднем продолжительность подкастов составляет от 25 минут до нескольких часов, бесплатно вы сможете загрузить на SoundCloud лишь 4-6 выпусков, это подойдёт для апробации своего детища, но никак не для постоянного вещания.
Как я ранее говорил, подписка без лимита по времени загружаемых дорожек обойдётся вам в 16 долларов в месяц, или 12 долларов, если будете платить раз в год за все 12 месяцев, то есть ежегодно отдавать 144 доллара. Теперь идея по созданию сайта не кажется такой безбашенной и затратной…
Адрес своей RSS-ленты на SoundCloud можно найти в настройках профиля на вкладке «Content».
Настало время разослать наш подкаст на все популярные платформы прослушивания, вот список тех, которые вы не должны обойти стороной:
Количество этих распространителей ограничено лишь вашим умением найти их в интернете. Также я не упомянул Spotify, так как на данный момент, после прихода компаний на российский рынок ситуация с подкастами непонятна. Ранее мой подкаст был на этой платформе, однако после этого обновления просто пропал, к тому же сейчас я не могу найти там вообще ни одного подкаста. Может быть, на момент прочтения вами этого материала что-нибудь изменилось, но сейчас добавить подкаст туда не представляется возможным. Либо я всё-таки не понимаю схему работы, поправьте в комментариях.
Так вот, на всех этих площадках можно нажать кнопочку «Добавить подкаст», везде это прописано по-разному, но суть не меняется. Далее вы заполняете необходимую информацию, добавляете ссылку на свой RSS-канал, и заявка отправляется на рассмотрение администраторов/модераторов.
Требования к подкастам также везде разные, например на Яндекс.Музыке нельзя, чтобы в выпусках звучала музыка с авторскими правами (на этом основании, кстати, мой подкаст оттуда и выпилили, так как я делал утреннее информационно-развлекательное шоу, в каждом выпуске которого играло по несколько музыкальных треков с АП). Вконтакте подкаст можно добавить в свою группу или создать специальную группу для вашего подкаста. Остальная процедура схожа с другими сервисами.
После одобрения вашей заявки подкаст появляется на платформах и далее уже новые выпуски будут автоматически подгружаться в библиотеки!
Ваш подкаст готов и опубликован! Скорее рассказывайте о нём друзьям и принимайте первые отзывы!
А я готов ответить на все ваши вопросы в комментариях!
Как запустить свой подкаст, руководство для начинающих
Месяц назад мы обсуждали тренды на рынке аудиоподкастов. Сегодня мы решили рассказать, как начать записывать собственный подкаст и не потратить на это много денег.
Выбираем микрофон
Бюджет: 0 руб. Начать записывать подкасты можно без каких-либо серьезных вложений в аудиооборудование. На первых порах подойдут уже имеющиеся у большинства гаджеты. Например, в качестве микрофона можно использовать телефонную гарнитуру. Такого мнения придерживается Джейсон Снелл (Jason Snell), основатель подкаст-агрегатора The Incomparable.
Пока ваша речь грамотна, понятна, плюс тема волнует слушателей, качество аудио не так критично. Но все же лучше записывать передачу в помещении, где не будет мешать эхо. Не стоит работать в комнатах с пустыми стенами или высокими потолками. Шторы на окнах, а также ковры на полу поглотят отражения и улучшат качество вашего материала. Как бы забавно это ни звучало, неплохим местом для звукозаписи может оказаться гардеробная.
Бюджет: 10 000 руб. Даже если слушатели не испытывают дискомфорта от записанного на гарнитуру звука, он определенно не приносит им радость. Поэтому если у вас есть желание вложиться в качество записи, то стоит купить достойный микрофон. В пределах до десяти тысяч рублей можно выбрать подходящий USB-микрофон.
Такие устройства уже имеют в своем составе встроенный аудиоинтерфейс и работают с ноутбуком или ПК «из коробки». Однако имеют недостаток — писать сразу несколько звуковых дорожек (например, если в передаче принимают участие гости) будет затруднительно.
Во многих обзорах USB-микрофонов лидирующие позиции занимают продукты компании Blue. Их микрофоны Yeti и Snowball часто используются для записи подкастов. Однако при работе с ними (в частности, Yeti) важно учитывать ряд конструктивных особенностей. Некоторые ошибки, которые допускают подкастеры при записи на Yeti, разобраны в этом видео:
Уже упомянутый Джейсон Снелл в качестве микрофона для начинающих рекомендует динамическую модель Audio-Technica ATR2100-USB. Несмотря на свою цену это — микрофон «на вырост». Помимо USB-порта, он имеет разъем XLR. Если в будущем вы решите приобрести внешнюю звуковую карту, то вам не придется менять звукозаписывающее устройство.
Отметим, что помимо микрофона следует приобрести поп-фильтр. Также стоит обзавестись стойкой или подставкой для микрофона (если она не идет в комплекте, как в случае с продуктами Blue) — тогда не придется держать девайс в руках.
Бюджет: 20 000 руб. и более. В этом ценовом сегменте стоит обратить внимание на аналоговые микрофоны с разъёмом XLR. К ним придется дополнительно приобрести звуковую карту, однако это расширит возможности записи: можно писать сразу несколько аудиодорожек и, в некоторых случаях, управлять эффектами с помощью физических контроллеров.
Среди XLR-микрофонов можно выделить Rode NT1-A. Его используют профессиональные музыканты, а еще он частый «гость» ТВ-студий. Еще одно устройство — Audio-Technica BP40 — также упоминается в подборках гаджетов для подкастеров. О некоторых других микрофонах для подкастинга мы рассказывали в отдельном руководстве в блоге.
Если рассматривать звуковые карты, то решения Scarlett компании Focusrite пользуются популярностью в бюджетном сегменте. Их предусилители — дальние родственники профессиональных продуктов Focusrite — хорошо подходят для записи подкастов и даже используются в подкаст-студиях.
Также эксперты рекомендуют обратить внимание на восьмиканальный рекордер Rodecaster Pro, специально созданный для подкастеров. Его цена довольно велика ($600) но за эти деньги вы получите устройство, содержащее в себе аудиоинтерфейс, микшер, панель для звуковых эффектов и предусилители для наушников. Продукт вышел совсем недавно и еще не доступен на территории России. Но те, кто уже успел оценить решение, хорошо о нём отзываются.
Записываем подкаст: приглашаем друзей
Подкасты редко состоят из монологов, поэтому на передачу стоит пригласить гостей. Первое время ими могут выступить ваши друзья или коллеги. Как мы уже говорили, многоканальная запись с XLR-микрофонами и звуковой картой — дело дорогое. Однако есть несколько вариантов, которые помогут избежать трат на дополнительное оборудование.
Фото Jakob Härter / CC BY-SA
Каждый пишет сам. Можно записывать гостей удаленно, например по скайпу. В этом случае все участники беседы пишут собственный звук на свои микрофоны. Затем автору достаточно собрать эти записи и смонтировать в единую дорожку. Но такого подхода есть ряд сложностей. Во-первых, дорожки придется синхронизировать, а во-вторых, если у кого-нибудь внезапно прервется запись, есть риск безвозвратно потерять наработанный материал.
Один записывает всех. Можно писать звук на один имеющийся в распоряжении микрофон, передавая его друг другу и вырезая паузы во время монтажа. Но такой подход может быстро превратить беседу по душам, которой так ценятся подкасты, в обыкновенное интервью. Если же вы используете для записи Skype или TeamSpeak, то можно захватывать аудио прямо из приложения специальными программами, однако это сильно скажется на качестве звукозаписи.
Редактируем подкаст: выбираем DAW
Если вы уверенно говорите на публике или читаете заранее подготовленный сценарий, можно не заниматься редактированием получившейся аудиозаписи. Например, комик Денис Чужой выпускает подкаст, который записывает на телефон во время прогулок с собакой. Однако монтаж аудио способен повысить качество подкаста.
В идеале программное обеспечение для редактирования аудио должно поддерживать работу с несколькими дорожками, включать в себя компрессор и эквалайзер, а также обладать базовыми средствами автоматизации. Этим требованиям соответствует следующее ПО:
Фото Jakob Härter / CC BY-SA
Публикуем подкаст: хостинг и каталоги
Ваш первый выпуск готов — есть отредактированный mp3-файл. Теперь нужно загрузить его на хостинг и добавить в каталоги, чтобы потенциальные слушатели могли найти ваш подкаст. С развитием подкаст-индустрии этот процесс стал намного легче и не потребует затрат.
Хостинг Pinecast предлагает неограниченное хранилище для записей и возможность управлять тремя подкастами с одного аккаунта. Но слушатели смогут скачивать лишь последние десять выпусков передачи. Также стоит обратить внимание на относительно новый сервис Anchor. Разработчики предоставляют неограниченное пространство для хранения файлов, и, в отличие от Pinecast, не устанавливают «порог» на число доступных для скачивания выпусков.
После загрузки подкаста, необходимо рассказать о его существовании миру, а именно — добавить в каталог. Наиболее популярным каталогом остается Apple Podcasts. Практически все приложения для прослушивания подкастов организуют поиск через этот сервис. Чтобы добавить туда ваше аудиошоу, следуйте документации, предоставленной выбранным хостером. После регистрации вам станет доступна детальная статистика по загрузкам и прослушиваниям. Важный момент: Anchor регистрирует ваш подкаст автоматически — но от своего имени. С этим сервисом вам не будут доступны данные, предоставляемые Apple.
Главными конкурентами Apple Podcasts являются Spotify, Stitcher и Google Podcasts. Но первый и последний из них не доступны в России без VPN, а пользовательская база Stitcher преимущественно состоит из американских слушателей.
Слушаем подкаст: приложения
После публикации подкаста стоит проверить, могут ли люди его найти. Для этого можно воспользоваться так называемыми подкетчерами — приложениями, которые упрощают поиск новых шоу в сети и позволяют оформить подписку на любимые передачи. Такие сервисы выходят с завидной регулярностью, но дальше мы приведем лишь наиболее популярные:
Дополнительное чтение — посты из «Мира Hi-Fi» и нашего Telegram-канала:
Обсуждаем Hi-Fi тренды: транскрипт шоу «Звук»
Траутониум: немецкая волна в истории синтезаторов
Что такое 8D-аудио — обсуждаем новый тренд
Наш подкаст «Звук» посвящен аудиотехнологиям и вопросам экосистемы звука.
Пошаговое руководство по созданию подкаста
Что такое подкасты и есть ли у них рынок
Подкасты бывают разные. От разговоров с животными и предметами («Everything is alive»), до узконаправленных подкастов («Карто-покалипсис» для картографов). Бывают развлекательные, новостные, нарративные, образовательные, подкасты-расследования.
Подкасты слушают в общественном транспорте, за рулем, во время прогулки с собакой или мытья посуды. Это называют параллельным потреблением — прослушивание подкаста можно совместить с другой задачей. Этим они отличаются, например, от видеоблогов, которые сложно смотреть одновременно с каким-то еще занятием.
Самый большой рынок подкастов в США. По данным компании Edison Research, более половины американцев слушают подкасты. Аудитория подкастов в США — 104 млн. человек.
Некоторые авторы подкастов в США — настоящие звезды. Их слушают миллионы, они зарабатывают на своей деятельности серьезные деньги, у них большое влияние и доверие аудитории. Например, в апреле 2020 года компания Spotify заплатила больше 100 миллионов долларов за эксклюзивное размещение подкастов Джо Рогану — автору подкаста The Joe Rogan Experience.
Главная проблема подкастов в России в 2020 году — аудитория. Она небольшая, если сравнивать, например, с аудиторией каналов на Ютубе. Но рынок растет: по данным исследовательской компании IAB Russia, общая аудитория подкастов в России на начало 2020 года — 5 миллионов человек.
Можно сказать, что мы видим еще одно возрождение подкастов в России. За 2018−2019 годы было много громких запусков; компании, бренды, стендаперы, писатели начали делать свои подкасты. Сейчас у формата началась новая волна популярности.
Зачем делать подкаст
С чего начать
Сначала определитесь, для чего вы делаете подкаст. Цель поможет сохранить мотивацию и понять, получается ли у вас то, что вы задумали, достигаете ли нужного эффекта. А еще — понять, как продвигать подкаст.
Например, вы решили делать подкаст про фронтенд-разработку. Вам интересна эта тема, вы считаете себя экспертом, хотите делиться своим опытом с другими. Какая цель может быть у подкаста?
Развить личный бренд. Скажем, вы хотите, чтобы в сообществе разработчиков вас знали и звали на конференции в качестве спикера. Подкаст поможет донести до других вашу экспертность и показать, что у вас хорошая речь.
Искать людей в команду. Было бы неплохо, чтобы с помощью подкаста вы привлекли внимание джуниоров. Слушатели шоу могут заинтересоваться работой с вами.
Прокачаться как спикер. Допустим, вы давно видите эту точку роста, но не доходили руки заняться техникой речи и научиться говорить убедительно. Подкаст — отличная возможность добраться до этого.
Отличные цели, вы молодец!
Даже если вы хотите делать подкаст, потому что для вас это что-то новое и интересное — это тоже хорошая цель.
Такой же подход работает и с подкастом для бизнеса — определите, зачем он вам. Например, чтобы привлекать клиентов, искать сотрудников, продвигать философию. Когда у вас появится цель, будет проще принимать решения: какой бюджет выделить на создание и продвижение, какой формат выбрать, о чем рассказывать.
Часто начинающие подкастеры ограничиваются идеей делать интервью. Интервью — это здорово, но бывают и другие форматы. Возможно, для вашей задачи подойдет что-то еще.
Есть подкасты, которые решают специализированную задачу, например, подкаст для того, чтобы детям было интереснее чистить зубы — Chompers.
Есть нарративные подкасты-сериалы, в которых рассказывается история и есть сюжет. Например, увлекательный подкаст-сериал «Заварили бизнес» про Сашу Волкову, которая открывает свое дело.
Есть подкасты в виде долгих разговоров про все на свете в компании приятных людей, например, Blitz and Chips.
Чтобы узнать, какие бывают подкасты, воспользуйтесь нашим сервисом подкаст-подборок. В нем пользователи составляют тематические списки разных шоу и делятся ими с другими.
К выбору формата можно подойти разными способами, я рекомендую поступить так.
Разделите поиск идеи на два этапа: штурмовой и аналитический. В первом вы устраиваете мозговой штурм самостоятельно или с коллегами. Придумывайте самые смелые и безумные идеи, не критикуйте друг друга. Придумывайте любые форматы, которые подойдут для вашей цели, фиксируйте их на доске или листе бумаги.
На втором этапе вы анализируете каждую идею: насколько она соответствует целям, будет ли интересна аудитории, сложно ли ее воплотить. Рекомендую также оценить, насколько вас драйвит эта идея. Подкасты — искренний формат, и если вам интересно записывать ваш подкаст, аудитория это почувствует, продвигаться будет проще.
На выходе у вас получится таблица с идеями. Вроде такой:
То есть, я не работаю над всеми параметрами до публикации, исхожу из того, что сразу сделать все идеально не получится. Важно выделить главное, а остальные составляющие сделать так, как получается. И улучшить в будущем.
Такой подход используют при продуктовой разработке: сначала запускают первую версию, которая выполняет основную функцию. В случае подкаста — привлекает слушателей, доносит мысль. А потом постепенно докручивают остальное. Это помогает быстрее запускаться, получать обратную связь. И не перегореть, бесконечно не решаясь показать свой подкаст другим.
То есть, я не работаю над всеми параметрами до публикации, исхожу из того, что сразу сделать все идеально не получится. Важно выделить главное, а остальные составляющие сделать так, как получается. И улучшить в будущем.
Такой подход используют при продуктовой разработке: сначала запускают первую версию, которая выполняет основную функцию. В случае подкаста — привлекает слушателей, доносит мысль. А потом постепенно докручивают остальное. Это помогает быстрее запускаться, получать обратную связь. И не перегореть, бесконечно не решаясь показать свой подкаст другим.
За неделю придумали концепцию, описали формат. Еще за неделю записали пару тестовых выпусков, смонтировали, выпустили.
↓
Собрали обратную связь от аудитории. Поняли, что нужно доработать в сценарии, чем можно привлечь слушателей.
↓
Докрутили формат, выпустили еще несколько серий, получили положительные отклики и первых постоянных слушателей.
За неделю придумали концепцию, описали формат. Решили обсудить с коллегами, еще неделю собирали их мнения. Потом еще неделю дорабатывали концепцию. Через месяц концепция готова, коллеги одобрили.
↓
Ищем героев, подбираем идеальные условия для записи. Записываем несколько выпусков, но кладем в стол — качество звука неидеальное.
↓
Записываем еще раз с другими гостями. Звук лучше, но теперь тратим две недели на монтаж, поиск идеального джингла и обложки. Наконец-то публикуем первый выпуск.
Помните, что вы в любой момент сможете поменять свой подкаст. Для этого отлично могут подойти сезоны. Многие подкастеры используют сезоны, чтобы менять тему подкаста, оставаясь в изначально заданной идее.
Например, у Саши Мемуса есть подкаст «Мемус Решает». Первый сезон был посвящен психотерапии, а второй — искусству. Автор свободен менять свой подкаст так, как захочется.
Оборудование
Их главная особенность — низкая чувствительность. За счет этого они лучше записывают звук в помещениях, где есть эхо и лишний шум. Микрофоны такого типа используют на радио, телевидении, в них поют исполнители на концертах.
Динамические микрофоны отлично подойдут для подкастов. Если вы только начинаете, это идеальный выбор. Дополнительный плюс динамических микрофонов — они довольно прочные. Можно носить их в сумке, брать в поездку и не бояться, что вы их сломаете.
Из минусов можно отметить, что динамические микрофоны не очень красивые. И если вы собираетесь делать видео-подкаст, то такой микрофон будет не очень симпатично смотреться в кадре.
Такие микрофоны, напротив, очень чувствительные. За счет этого они лучше раскрывают голос. Но в неподготовленном помещении, где есть шумы и эхо, такой микрофон захватит лишнее, и запись будет хуже, чем у динамического.
Я не советую покупать конденсаторные микрофоны, если у вас нет подходящего помещения — в нем должна быть звукоизоляция и не должно быть шумов, иначе голос запишется грязно.
USB-микрофоны подключаются напрямую к компьютеру, в них уже встроена звуковая карта. Для записи не потребуется больше никаких устройств. Такой тип подойдет для случаев, когда вы в подкасте один или ваши гости записываются удаленно — каждому будет просто подключить свой микрофон.
XLR-микрофоны подключить напрямую к компьютеру нельзя. Поэтому, если вы выберете такой микрофон, вам понадобится купить к нему дополнительное оборудование. И наоборот: если вы используете звуковую карту или рекордер, вам понадобится именно такой микрофон.
Есть микрофоны, которые имеют и XLR, и USB вход. Таких моделей мало на рынке, но это оптимальный вариант для подкастера. Если в какой-то момент вы захотите купить аудиокарту или рекордер, микрофоны не придется менять.
Отдельно стоит сказать про петличные микрофоны или петлички — это маленькие микрофоны, которые используют для записи речи в видео. Они крепятся на одежду и захватывают звук рядом с ними. Обычно это конденсаторные микрофоны, соответственно, чувствительные. Для подкастов они тоже подходят.
Есть модели, которые подключаются с помощью обычного разъема mini-jack, как стандартные наушники. Это недорогое решение тоже подойдет для старта.
Рекомендую модель Boya BY-M1, такую петличку можно подключить прямо в компьютер.
Звуковая карта преобразует звук из микрофона в цифровой сигнал. Сама по себе она не записывает звук, для этого ее нужно подключить к компьютеру. Вот несколько звуковых карт, которые можно использовать для записи подкаста:
Audient Evo 4. Можно записать 2 микрофона одновременно
10 000₽
Focusrite 2i2. Можно записать 2 микрофона одновременно
16 000₽
Audient Evo 8. Можно записать 4 микрофона одновременно
16 500₽
Steinberg UR44. Можно записать 4 микрофона одновременно
21 000₽
Рекордер позволяет записывать звук с микрофонов без использования компьютера, на встроенную карту памяти. Самые распространенные рекордеры производит компания Zoom:
Zoom H5. Можно записать 2 микрофона одновременно или 4, если есть дополнительная насадка. Легкий, можно носить с собой.
25 000₽, насадка 7 000₽
Zoom H6. Можно записать 4 микрофона одновременно или 6, если есть дополнительная насадка. Легкий, можно носить с собой.
30 000₽, насадка 7 000₽
Zoom R16. Можно записать 8 микрофонов одновременно. Устройство довольно большое, с собой носить будет сложно.
35 000₽
Почти все устройства можно взять в аренду. Посчитайте, что будет выгоднее: вполне возможно, что аренда будет рентабельнее, если вы только начинаете и не уверены, какое устройство вам потребуется.
Не забывайте, что можно купить подержанную технику, это поможет сэкономить. И наоборот, если вдруг поймете, что подкастом заниматься больше не хочется — купленное оборудование можно перепродать.
Такой держатель будет полезен, чтобы установить микрофон перед собой и не держать его в руке. Держатели бывают разных конструкций — настольные, напольные и пантографы. Я рекомендую использовать пантографы и настольные подставки.
Где и как записывать подкаст
Для начала рекомендую записываться дома. Главное — правильно выбрать комнату для записи:
Recording this week’s show (well, I closed the closet doors while I read my narration). @ThisAmerLife pic.twitter.com/SrTO0hsgyz
Если не хочется сразу вкладываться в оборудование, то студия записи — отличный вариант, обычно в них уже все готово. Самое главное в таких студиях, кроме оборудования и подготовленного помещения, — это комфорт и атмосфера. Вы и ваши гости должны чувствовать себя расслаблено, чтобы сложился живой и искренний разговор. Вот несколько студий в Москве, где можно комфортно записать подкаст:
Если гость в другом городе или вы не хотите встречаться лично, можно записаться удаленно. Принцип такой: вы связываетесь в любом удобном мессенджере и каждый записывает свою дорожку самостоятельно. Я рекомендую использовать Зум: в нем можно сделать резервную запись на случай, если что-то пойдет не так.
При этом не стоит просто брать запись из Зума или другого мессенджера. Они сжимают звук, чтобы экономить интернет-трафик, качество записи получается низкое.
На встроенный микрофон из ноутбука лучше не записываться, они улавливают эхо и шумы. Запись получится низкого качества, вам будет тяжело ее монтировать.
Можно использовать и любой другой аудиоредактор, в котором вам удобно работать: GarageBand, Audition, Reaper, Ableton и другие.
Если вы записываетесь через аудиоредактор и общаетесь в Зуме — в настройках Зума нужно убрать галочку автоматической регулировки звука. Зайдите в Настройки → Вкладка «Аудио» → Снимите галочку с «Автоматически регулировать громкость микрофона». Если ее не убрать, то громкость микрофона будет меняться и в программе записи, что помешает качественно записать голос.
Как монтировать подкаст
В нарративных подкастах монтаж — это инструмент драматургии. С помощью него можно лучше рассказать историю, сделать акцент на эмоции, добавить атмосферные звуки. Это поможет слушателю погрузиться в историю.
Еще можно улучшить звук и сделать так, чтобы ваш подкаст было приятно слушать. Но помните, что 80% хорошего звука — это качественная запись.
Базовый монтаж предполагает, что вы уберете тишину с тех дорожек, где в конкретный момент времени никто не говорит. То есть, в один момент времени должен звучать только один голос. В местах, где говорят два или несколько человек, например, кто-то смеется, или кто-то кого-то перебивает, остаются все дорожки.
Редакторы отличаются интерфейсом, ценой и иногда функциями. Но это обычно актуально для написания и сведения музыки, для монтажа обычного подкаста подойдет любой. Попробуйте разные и решите, что вам больше нравится.
Вот несколько программ, на которые стоит обратить внимание:
Удаление дефектов. Самый частый дефект на записи — фоновый шум. Существуют специальные плагины, их называют «денойзеры». Они позволяют создать «профиль» шума и исключить его из вашего звука. Например, в программе Audacity есть встроенный плагин Noise Reduction, который отлично справляется с этой задачей.
Помните, что удаление дефектов звука приводит к тому, что голос тоже немного ухудшается, поэтому здесь важен баланс. Если вы готовы потратить некоторую сумму денег, то я рекомендую купить набор плагинов iZotope RX 8 (или прошлую версию). На сайте Plugin Boutique часто бывают скидки на наборы этих плагинов, вам подойдет версия RX Elements.
Чтобы подкаст звучал интереснее, эмоциональнее, ритмичнее и лучше запомнился слушателю, используют музыку и звуковое оформление. Музыка и звуки не обязательны, но хорошо, когда они есть.
Обычно в начале подкаста играет главная музыкальная тема, ее называют джинглом. Это аудиологотип вашего шоу. Он задает настроение и готовит слушателя к тому, что он услышит, настраивает на нужный лад. По джинглу люди отличают ваш подкаст от других.
Между смысловыми блоками подкаста, в местах, где меняется тема, стоит добавлять перебивки. Обычно это музыкальный фрагмент, который делается из основной музыкальной темы, или хотя бы дружит с ней по настроению.
В некоторых подкастах авторы используют фоновую музыку. Она здорово работает для длинных подкастов — дольше полутора часов — и помогает разговору быть бодрее, задает дополнительный ритм. Если у вас не очень хорошее качество записи, фоновая музыка поможет замаскировать это.
Чтобы усилить повествование, погрузить слушателя в атмосферу истории часто используют саунд-дизайн. Например, звуки моря, если вы рассказываете про морские походы; звон бокалов и неразборчивая речь людей за другими столиками в ресторане, если герой отправился поужинать; кваканье лягушек и чавканье резиновых сапог по грязи, если персонаж истории решил прогуляться по болоту. Словом, звуки, которые помогут слушателю почувствовать повествование.
Саунд-дизайн чаще всего задействуют в нарративных подкастах, где атмосфера и эмоции очень важны. Я сравниваю саунд-дизайн с очень яркой специей, которая в небольшом количестве и в нужном месте поможет истории раскрыться. Но если переборщить, то будет очень невкусно и навязчиво.
В разговорных подкастах тоже можно использовать саунд-дизайн, но я призываю не увлекаться и всегда задавать себе вопрос: «Этот звук действительно здесь нужен или мне просто хочется, чтобы был звук ради звука?»
Ниже я привел несколько ресурсов, где можно найти звуки и музыку. Большую часть списка собрал Мика Голубовский.
Всегда читайте лицензию на всю музыку и звуки, которые собираетесь использовать, чтобы застраховать себя от возможных претензий. В лицензии на звуки и музыку должно быть ясно написано, что можно использовать для личных и коммерческих целей. И не должно быть запретов на использование в подкастах.
Как придумать название, описание, обложку и трейлер
Классно, когда название легко запомнить, и оно содержит несколько смыслов. Крылатые фразы, мемы, отсылки к каким-то событиям — из всего этого может получиться звонкое название.
Вот несколько подкастов, названия которых мне кажутся удачными: «Это провал», «Извини, что голосовым», «Тоже Россия», «Ну, па-ап!», «Сядь, подыши», «Либо выйдет, либо нет». Перейдите по ссылкам на подкасты и прочитайте их описания, чтобы вдохновиться тем, как названия работают со смыслом.
Поэтому стоит проверить вашу будущую обложку на читаемость в маленьком размере. Вот несколько рекомендаций:
Несколько рекомендаций, как оформить трейлер:
Где разместить подкаст
В этом файле в специальной разметке описан подкаст: название, описание, язык, обложка, аудиофайлы и так далее. Чтобы сделать такой RSS-фид, нужен хостинг — на нем будут храниться аудиофайлы и вся информация про подкаст. Хостинг можно сделать самостоятельно, но я рекомендую использовать готовые сервисы.
Почти все подкаст-площадки — просто каталоги таких RSS-фидов. Это значит, что они хранят не подкаст, а лишь информацию о его существовании. И когда слушатель запускает в приложении воспроизведение эпизода, площадка обращается в RSS-файлу и включает аудиозапись, которая хранится на вашем хостинге.
Хостинг-сервисов много, и отличаются они в основном интерфейсом, аналитическими инструментами и ценами. А еще — поддержкой возможностей RSS. Например, на некоторых хостингах нельзя создать трейлер.
Расскажу, на что стоит обратить внимание и приведу несколько хостингов, которые мы используем в студии.
Выше я писал про то, что подкаст-площадки не хранят ваш подкаст у себя, а только информацию о нём. Так что воспроизведение подкаста — это обращение к RSS-фиду, который создается на хостинге. Главный аналитический показатель — скачивание, то есть сколько раз скачали каждый выпуск вашего шоу.
Проблема в том, что один слушатель может генерировать несколько обращений к RSS, из-за того, что подкаст догружается небольшими кусочками, а не загружается полностью.
Есть специальный стандарт, который компенсирует это технологическое несовершенство и позволяет посчитать реальные скачивания вашего подкаста, то есть приблизится к показателю прослушиваний — IAB 2.0. Я рекомендую использовать хостинги, которые сертифицированы по этому стандарту, чтобы более точно понимать, какая у вас аудитория.
Цены на хостинги довольно сильно различаются, причем довольно часто стоимость зависит от популярности подкаста. Если подкаст популярный, это создает большую нагрузку на сервера. То есть, чем чаще вас слушают, тем больше придется платить. Многие хостинги имеют пороговые значения, например, 10 000 загрузок в месяц.
Вот некоторые сервисы, которые либо использовали мы и наши клиенты, либо рекомендуют коллеги по подкаст-сообществу: Fireside.fm, Lybsyn.com, Buzzsprout.com.
Я не рекомендую использовать в качестве хостинга Soundcloud, потому что там устаревшие аналитические инструменты и нет поддержки многих возможностей RSS. Например, нельзя разбить подкаст на сезоны и сделать трейлер. На бесплатном тарифе вам доступно для загрузки только 3 часа аудио, для обычного подкаста это довольно мало, поэтому платить придется все равно. При этом цена Soundcloud такая же, как и у других нормальных хостингов.
Если вы не готовы тратить деньги на хостинг, обратите внимание на Anchor.fm — это бесплатный хостинг, с хорошим функционалом и вменяемой статистикой. Но имейте в виду, что в какой-то момент в вашем подкасте может появиться сторонняя реклама. Я не думаю, что реклама скоро запустится в России, но это нужно учитывать. Лучше внимательно прочитайте договор оферты с сервисом.
Если будете использовать Anchor, то не давайте ему самому публиковать ваш подкаст: он сделает это под сгенерированным Apple ID. Лучше добавляйте подкаст через свой Apple ID.
Когда ваш подкаст пройдет проверку, на почту, к которой привязан ваш Apple ID, придет письмо. Но советую проверять в Podcast Connect самостоятельно, иногда письмо может затеряться.
Через некоторое время после того, как Apple одобрит ваш подкаст, вы появитесь в каталоге сервиса. Еще ваш подкаст автоматически добавится в Castbox, Pocket Casts, Overcast и в другие агрегаторы.
Также можно сделать подобный ролик со статичной картинкой в любом видеоредакторе. Оформление может быть любым, например, с движущейся звуковой волной.
Раскачивать канал с нуля без видеоконтента, скорее всего, будет сложно. Я рекомендую публиковаться на этой площадке, если у вас там уже есть какая-то аудитория.
Я рекомендую сделать страничку подкаста с кратким описанием и ссылками на все платформы, где вас можно послушать. На такую страницу легко ссылаться, чтобы не публиковать с каждым новым выпуском кучу ссылок. Это может быть полезно, если вы захотите продвигать подкаст с помощью платных каналов, например, запустить таргетинг в социальных сетях и контекстную рекламу. Если у вас есть лендинг, проще оценить эффективность рекламы.
Как продвигать подкаст
Продвижение сводится к системным небольшим действиям. Например:
Для продвижения и удержания слушателей лучше всего выпускать подкаст регулярно, желательно в один и тот же день недели или месяца. Тогда для многих прослушивание вашего подкаста может стать ритуалом, они будут подстраиваться под выход новых эпизодов и ждать их.
Если можете выпускать эпизоды раз в неделю, это будет лучше для продвижения и активного набора аудитории. Конечно, при условии, что вы регулярно рассказываете о новых выпусках на внешних площадках.
Найдите подкасты с похожей тематикой и предложите им сделать кросс-промо. Это когда каждый рассказывает в своем подкасте о другом шоу. Или обменяйтесь трейлерами ваших подкастов друг с другом.
С помощью кросс-промо аудитория одного подкаста узнает о втором, может заинтересоваться, начать слушать и его тоже. Прямой конкуренции в этом нет: слушатели часто следят за несколькими шоу на одну тему.
Как понять, успешен ли ваш подкаст
Есть примеры шоу, которые приносят деньги своим создателям. И есть примеры компаний, который получают явную пользу от своих шоу. Но, как я уже говорил, подкасты — игра вдолгую. Не стоит начинать делать подкаст, если вы ищете способ заработать денег. Скорее всего, вы разочаруетесь — есть способы заработать получше.
Но если вы все-таки думаете про монетизацию своего контента, вот несколько способов, как это делают другие: