Подъемные сооружения предназначенные для подъема и транспортировки людей что это

Бухарев В. Н.*, главный инженер ООО СКБ «Высота»,
г. Набережные Челны

Представлен авторский комментарий к нормативному документу по ремонту грузоподъемных кранов, машин и соответствующего оборудования.

Основной целью разработки ТУ явилась необходимость создания документа, направленного на предупреждение аварий и инцидентов, происходящих при эксплуатации подъемных сооружений на промышленных и строительных объектах, причиной которых является некачественное выполнение ремонта компонентов подъемных сооружений, складывающееся из неграмотного принятия конструкторских и технологических решений, несоблюдения технологической дисциплины, проведения контроля качества ремонта в недостаточных объемах, участия в выполнении ремонта неквалифицированных и неопытных специалистов и персонала.

В состав ТУ входят достаточно объемные приложения, раскрывающие специфику выполнения ремонта металлоконструкций стреловых кранов, изготовленных из высокопрочных сталей, а также особенности газопламенной правки металлоконструкций грузоподъемных машин, ремонта рельсовых крановых путей и подкрановых строительных конструкций, в основу которых легли, соответственно, положения 15.

В ТУ впервые надлежащим образом раскрыты наиболее важные для сферы эксплуатации грузоподъемных машин понятия. В частности, ниже перечисленным терминам даны следующие определения:

подъемное сооружение: совокупность технических устройств, оборудования и строительных конструкций, обеспечивающих подъем и перемещение груза и (или) людей на определенном производственном объекте в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины;

Компоненты, которые могут входить в состав подъемного сооружения:

технические устройства: грузоподъемные машины;

приспособления для грузоподъемных операций: сменные грузозахватные органы (не входящие в комплект поставки грузоподъемной машины) и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов);

подвесные люльки для транспортировки людей крюковыми кранами, изначально не предназначенными для этой цели;

машины грузоподъемные: краны грузоподъемные всех типов, краны-штабелеры, краны-трубоукладчики, краны погрузочные гидравлические (краны-манипуляторы), краны-экскаваторы для работы с крюком, грузовые электрические тележки и тали, передвигающиеся по надземному рельсовому пути, мобильные подъемники с рабочими платформами, строительные (мачтовые, фасадные) подъемники;

оборудование: опорные крепления башенных кранов к строительным сооружениям;

механизмы и элементы модернизации (модификации), улучшающие (увеличивающие, расширяющие) показатели назначения грузоподъемной машины и не являющиеся ее постоянной составной частью;

выносные площадки для грузов, устанавливаемые в проемах строящихся сооружений;

подкладки под подпятники выносных опор свободно стоящих грузоподъемных машин;

навешиваемые на полувагоны площадки для стропальщиков;

предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого краном на строительной площадке;

конструкции строительные: рельсовые пути грузоподъемных машин;

фундаменты для башенных кранов и при кордонных крановых путей водных причалов;

лестницы, площадки и галереи для доступа к надземным рельсовым путям и грузоподъемным кранам, передвигающихся по этим путям;

эстакады для работы стропальщиков в местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и колесных транспортных средств;

предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого мостовым краном или автоматически (полуавтоматически) управляемой талью и монорельсовой тележкой на промышленных предприятиях;

подготовленные и спланированные площадки для свободно стоящих грузоподъемных машин;

устройства токоподвода и заземления к грузоподъемным машинам стационарного базирования;

путь рельсовый крановый: сооружение [или часть сооружения (здания)], включающее закрепленные на строительных конструкциях параллельные рельсовые нити и элементы путевого оборудования, предназначенное для эксплуатации грузоподъемных кранов на рельсовом ходовом устройстве;

путь рельсовый крановый надземный: путь рельсовый крановый, закрепленный на горизонтальном пролетном строении, входящем в состав продольных рам (каркаса), или непосредственно на фермах (балках) каркаса, который в качестве транспортного сооружения, либо части производственного сооружения (здания) предназначен, как правило, для эксплуатации мостовых кранов;

путь рельсовый крановый наземный: путь рельсовый крановый в составе верхнего строения пути, опирающегося на нижнее строение пути, который в качестве транспортного сооружения предназначен, как правило, для эксплуатации кранов стрелового типа и козловых кранов;

путевое оборудование: устройства (тупиковые упоры, противоугонные стопоры, отключающие устройства, страховочные канаты, знаки безопасности и др.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана на рельсовом пути;

нить рельсовая: непрерывный ряд скрепленных в стыках рельсов, воспринимающих и передающих вертикальные и горизонтальные нагрузки от ходовых колес грузоподъемного крана на несущие строительные конструкции;

отключающее устройство: устройство (линейка, копир и др.), воздействующее на ограничитель передвижения грузоподъемного крана и обеспечивающее его автоматическую остановку при непреднамеренном достижении границ рабочей зоны рельсового пути;

упоры тупиковые: механические ограничивающие устройства, препятствующие опасному передвижению грузоподъемного крана за границами рабочей зоны рельсового пути, возможное при отказе средств автоматической остановки или тормозов механизма передвижения крана.

Для организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения и являющихся заказчиками работ по ремонту и реконструкции их компонентов, будет полезно знать требования, изложенные в разделе «Основные положения», в частности, следующие:

■ технические задания на капитальный или капитально-восстановительный ремонт грузоподъемных машин, как правило, должны включать требования о доработке (изменении) конструкции морально устаревших узлов, а также требования, направленные на повышение безопасности при использовании в работе, техническом обслуживании и других этапах эксплуатации этих машин;

■ при выполнении капитального и капитально-восстановительного ремонта грузоподъемных кранов необходимо предусмотреть модернизацию составных частей, механизмов и гидро- и электрооборудования кранов в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ 13556-2016,

ГОСТ 32575.1-2015, ГОСТ 32576.1-2015,

ГОСТ 32576.4-2014, ГОСТ 33166.1-2014,

ГОСТ 33166.2-2014, ГОСТ 33166.3-2014,

ГОСТ 33166.4-2014, ГОСТ 33166.5-2014,

ГОСТ 33167-2014, ГОСТ 33171-2014,

ГОСТ 33173.1-2014, ГОСТ 33173.2-2014,

ГОСТ 33173.3- 2014, ГОСТ 33173.4-2014,

ГОСТ 33173.5-2014, ГОСТ 34020-2016;

■ если выполнение требований перечисленных выше стандартов при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения составных частей и компонентов грузоподъемных кранов в соответствии с требованиями данных стандартов должна определяться его изготовителем или организацией, занимающейся проектированием соответствующего типа кранов;

■ ремонт грузоподъемных машин или их составных частей должен выполняться ремонтной организацией, обладающей необходимыми производственными площадями согласно ГОСТ 15.601-98, специальными и специализированными средствами технологического оснащения, технической документацией для ремонта, специалистами и персоналом необходимой квалификации;

■ сварочное оборудование, сварочные материалы и технологии сварки, используемые при ремонте грузоподъемных машин, входящих в состав подъемных сооружений, должны быть аттестованы в соответствии с требованиями нормативных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение рассматриваемых в настоящей статье терминов и определений к ним, позволит прийти к пониманию, что безопасность эксплуатации грузоподъемных машин складывается не только от соблюдения положений их эксплуатационных документов и требований нормативных правовых актов, регламентирующих их использование в работе, но и от соответствия требованиям безопасности компонентов подъемных сооружений, состав которых формируется в соответствии с проектом установки крана (для стационарных кранов), проектом производства работ или технологической картой погрузочно-разгрузочных работ.

Литература

1. РД 22-16-2005 Машины грузоподъемные.

Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций, ФГУП СКТБ БК.

2. РД 24.090.52-90 Подъемно-транспортные машины. Материалы для сварных металлических конструкций, ВНИИПТмаш.

3. РД 36-62-00 Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования, ВКТИмонтажстроймеханизация.

4. СП 16.13330.2011 Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*.

5. РД 24.090.97-98 Оборудование подъемно-транспортное. Требования к изготовлению, ремонту и реконструкции металлоконструкций грузоподъемных кранов, ВНИИПТмаш.
6. РД 22-207-88 Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление, ФГУП СКТБ БК, ВНИИстройдормаш.

7. РТМ 22-53-77 Строительные, дорожные, коммунальные машины и оборудование. Методика разработки документов для капитального ремонта, ВНИИстройдормаш.

8. СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87.

9. РД 22-322-02 Краны грузоподъемные. Технические условия на капитальный, полно комплектный и капитально-восстановительный ремонты, ФГУП СКТБ БК.

10. У РТМ 36.22-93 Инструкция по проведению ремонта и реконструкции грузоподъемных машин (кранов), Укрмонтажспецстрой.

11. РТМ 24.090.57-79 Краны мостовые и козловые грузоподъемностью до 50 т. Типовая инструкция по эксплуатации, ВНИИПТмаш.

12. ОСТ 23.4.233-84 Краны грузоподъемные. Ремонт механизмов. Технические требования,

ПКТИ «Ремонт», г. Волгоград.

13. РД 212-0093-88 Правила. Ремонт металлоконструкций грузоподъемных кранов, ЛИИВТ.

14. Р-1-77 Рекомендации по применению низколегированных высокопрочных сталей для сварных конструкций, ИЭС им. Е. О. Патона.

15. Инструкция по газопламенной правке металлоконструкций, Уралмашзавод.

16. Руководство по восстановительному ремонту подкрановых строительных конструкций, УкрНИИпроектстальконструкция.

Евгений Голомовзый, первый заместитель председателя правления НТА ПС, ответственный секретарь ТК16 «Краны, подъёмные устройства и соответствующее оборудование», г. Одесса

НТА «Подъемные сооружения», ведущая секретариат ТК 16, является членом МТК 289, рекомендовавшими к применению данные ТУ, которые, естественно, по ряду причин не применимы напрямую в Украине.

Требования к ТУ на ремонт грузоподъемных кранов и т.п. в Украине, изложенные в НПАОП 0.00-1.80-18, раздел V, нося достаточно общий характер без необходимой детализации относительно формы и содержания данного документа в отличии от ТУ на продукцию, регламентированных Национальной системой стандартизации, что допускает различия в толкованиях в требованиях на этот вид работ, влияющих на дальнейшую безопасную эксплуатацию кранов. К тому же, согласно нового закона Украины «Про стандартизацию» не требуется каких-либо согласований ТУ с центральными органами исполнительной власти и др. органами государственной власти, что вступает в противоречие с законом «Об охране труда» действующим с 1992 г.

Данная ситуация в Украине настоятельно требует подобного урегулирования путем издания под эгидой Государственной службы Украины по вопросам труда аналогичного стандарта, методических рекомендаций, роз’яснений либо других документов, содержащих основы типового подхода к разработке ТУ на ремонт кранов с учетом их специфики (башенные, мобильные, стреловые, мостового типа и т.д.), требований к их оборудованию и этапов жизненного цикла продукции (восстановление работоспособного состояния, модернизация и т.п.). Основой такого документа могут служить данные ТУ 16-22.24-2018 «Подъемные сооружения. Машины и оборудование. Ремонт. Типовые технические условия».

Источник

Эксплуатация подъемных сооружений. Правила безопасности

С 1 января 2021 года ввели в действие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461. Действовавшие ранее ФНП от 12.11.2013 № 533 «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» отменили с 1 января 2021 года. В статье мы расскажем, какие новшества произошли.

Поднадзорные и неподнадзорные Ростехнадзору подъемные сооружения

Новые правила исключили некоторые подъемные сооружения из перечня опасных производственных объектов, подлежащих регистрации и надзору органами Ростехнадзора:

Ранее эти объекты были выделены в пункте «е» правил. Теперь, если люлька не поднимается выше 6 метров, ставить ее на учет в Ростехнадзор не нужно. Не нужно регистрировать и аттракционы (оборудованные кабинами, например, колесо обозрения). Это новость плохая, учитывая неудовлетворительное техническое состояние парков отдыха и развлечений.

Таблица 1. Какие подъемные сооружения поднадзорны Ростехнадзору

ФНП от 12.11.2013 N 533 (отмененные)ФНП от 26.11.2020 N 461 (действующие)Исключены из поднадзорных объектов
а) грузоподъемные краны всех типов;
б) мостовые краны-штабелеры;
в) краны-трубоукладчики;
г) краны-манипуляторы;
д) строительные подъемники;
е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
з) электрические тали;
и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
а) грузоподъемные краны всех типов;
б) мостовые краны-штабелеры;
в) краны-трубоукладчики;
г) краны-манипуляторы;
д) строительные подъемники;
е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
з) электрические тали;
и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;
н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
а) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана;
б) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно;
г) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми.

Таблица 2. На какие подъемные сооружения не распространяются ФНП

Ввод в эксплуатацию поднадзорных и неподнадзорных подъемных сооружений: как обеспечить безопасность

Ввод в эксплуатацию поднадзорных и неподнадзорных ПС требует особого внимания. Подъемные средства подлежат вводу после получения положительных результатов технического освидетельствования. ПС должны соответствовать требованиям, установленным в проектной документации.

Комиссия подписывает, а руководитель организации утверждает акт готовности. Если представитель Ростехнадзора находит нарушения и отражает их в своем особом мнении, организация, владеющая объектами, должна подать в Ростехнадзор информацию об устранении нарушений. После этого решение о пуске ПС в работу оформляется приказом руководителя организации. Результаты работы комиссии отражаются в акте пуска ПС в работу.

Комиссия вначале рассматривает документы:

Для ввода в эксплуатацию стационарных башенных и мостовых кранов с рельсовыми путями дополнительно прилагаются:

Порядок ввода в эксплуатацию ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре устанавливаются в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации ПС. На все объекты, как поднадзорные, так и не поднадзорные, нужно вести паспорта, а также составить производственные инструкции.

Инструкции должны быть утверждены руководителем организации. После утверждения их нужно довести до работников, которые будут эксплуатировать неподнадзорные объекты, в письменной форме. Инструкции должны быть размещены на рабочих местах.

В производственной инструкции необходимо указать технологическую последовательность операций, порядок действий при неисправности и меры безопасности. Также необходимо разработать инструкции по охране труда.

Регистрация подъемных сооружений в Ростехнадзоре в 2021 году

При регистрации ОПО производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присваивается регистрационный номер, выдается свидетельство о регистрации в реестре.

Регистрация ОПО, где эксплуатируются ПС, должна выполняться в соответствии с Правилами регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — реестр ОПО), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371 и Федеральным законом № 116-ФЗ.

С 1 января 2021 вступили в силу новые требования к регистрации в ОПО, утвержденные Приказом Ростехнадзора № 471 от 30.11.2020 года. Срок внесения в государственный реестр изменений, касающихся характеристик ОПО составляет 20 рабочих дней.

Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используют подъёмные сооружения

Правило №1. Новыми ФНП исключен термин «подъемные средства», теперь применяется только термин «подъемные сооружения». ФНП изменили область распространения правил, добавлены ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Росатома.

Правило №2. Теперь в ФНП вместо термина «специалист» указано инженерно-технический работник. Если в паспорте ПС нет записи о соответствии ПС ветровому району и сейсмичности района установки, указанные сведения могут быть подтверждены изготовителем ПС с предоставлением расчетов ветровой нагрузки и сейсмоустойчивости ПС.

Правило №3. Новые правила обязали специалистов сварочного производства, осуществляющих подготовку и руководство сварочными работами, и сварщиков, выполняющих сварочные работы отвечать квалификационным характеристикам (согласно профстандарту) и своевременно проходить аттестацию.

Правило №4. При эксплуатации ПС необходимо обеспечить ограждение по границам опасных зон, где производятся работы с применением ПС, с целью исключения попадания в них третьих лиц и обеспечения безопасности технологических процессов с ПС, с использованием сигнальных лент и ограждений, а также предупреждающих надписей, табличек, знаков безопасности и иных визуальных предостережений.

Внимание! Стропальщики должны быть обеспечены спецодеждой со специальными отличительными знаками. Крановщик должен видеть, кто является старшим стропальщиком, команды которого являются приоритетными. Ранее это уже было в Советском Союзе, когда стропальщики носили нарукавную сигнальную повязку.

Правило №5. Теперь для монтажа ПС разрабатывается только проект производства работ и технологическая карта, а вот технологический регламент разрабатывать не требуется. Перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) более не является техническим перевооружением опасного производственного объекта.

Правило №6. Теперь на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС составляют проект, а не технические условия. Новыми правилами отменена необходимость разработки наряда-допуска машинисту крана, осуществляющего вход в кабину крана через проходные галереи вдоль рельсового пути.

Правило №7. Подъем, перемещение и транспортирование длинномерных грузов в пакетирующих стропах осуществляется не менее чем двумя пакетирующими стропами соответствующей грузоподъемности.

Важно! Запрещено допускать в качестве рабочих люльки подъемников (вышек) персонал других организаций. Поэтому работник должен быть штатным.

Правило №8. Решения по работе ПС рядом с существующими зданиями/сооружениями должны быть согласованы с собственником, владельцем или иным лицом, ответственным за безопасное использование и содержание имущества, попадающего в опасную зону.

Подготовка персонала, эксплуатирующего подъемные сооружения

В статье 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что руководство и эксплуатационный персонал организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения, должны отвечать требованиям профессиональных стандартов.

Также указанные категории работников обязаны и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации по промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности.

Первичная аттестация проводится не позднее одного месяца:

Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в Положении об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365).

При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации по виду выполняемых работ.

Подлежат аттестации:

Внеочередная аттестация проводится для следующей категории персонала исключительно в ТАК или ВАК, если были выявлены нарушения обязательных требований, определенные в актах, содержащих результаты проведения технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, расследования причин аварии в электроэнергетике.

Порядок назначения ответственных лиц при эксплуатации подъемных сооружений

В разделе III ФНП от 26.11.2020 № 461указано, что в эксплуатирующей организации необходимо разработать и утвердить приказом инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных инженерно-технических работников:

В организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и ответственного за безопасное производство работ с применением ПС разрешается возлагать на одного инженерно-технического работника.

Эксплуатационный и руководящий персонал подлежат аттестации не реже 1 раза в 5 лет. Поэтому приказ о назначении ответственных должен содержать сведения о уже проведенной аттестации.

Обратите внимание! Назначать ответственными можно только инженерно-технических работников. Поэтому не получится назначить ответственным за производственный контроль заместителя руководителя, имеющего медицинское или педагогическое образование. Минтруд России утвердил профстандарт от 16 декабря 2020 года № 911н «Специалист в сфере промышленной безопасности».

Работники, назначенные ответственными, должны отвечать требованиям этого профстандарта

Остальные работники на ОПО должны отвечать требованиям профстандарта «Работник по эксплуатации, ремонту и обслуживанию подъемных сооружений» от 21 декабря 2015 года № 1062н.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *