Подъемные сооружения что это

Подъемное сооружение: определение понятия–основа концепции безопасности опасного производственного объекта

Стандартизованного определения термина «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в действующих нормативных документах в настоящее время не существует и его использование в качестве идентификационного признака опасного производственного объекта (ОПО) в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) и в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП), вносит (как впрочем, и вносило ранее) в данные нормативные правовые акты больше путаницы, чем ясности.

В частности, краны мостового типа, имеющие «стационарно установленные грузоподъемные механизмы» в виде грузовых тележек с лебедками и электрических талей, «своим присутствием» на производственных объектах не вводят их в категорию опасных (ОПО), при том, что официальный идентификационный признак налицо. Действительно же идентификационным признаком для кранов мостового типа грузоподъемностью до 10 тонн включительно является наличие установленной на кране кабины управления, для мостовых кранов большей грузоподъемности – ее величина, вне зависимости от места управления.
Одновременно (видимо в связи с проблемами, сопровождающими замену в ФЗ № 116-ФЗ упомянутого словосочетания на понятное описание конструктивных идентификационных признаков грузоподъемных машин), в проекте изменений к ФНП (как компромиссный вариант) предлагается по новому понимать прежнее словосочетание «стационарно установленный грузоподъемный механизм», (определение было приведено в п.4.1 Приложения 2 к ПБ 10-382-00), а именно: грузоподъемные машины (краны и подъемники (вышки)) в момент подъема груза и опускания (на основании) груза (людей) остающиеся неподвижными, это не машины, а механизмы, установленные на специально подготовленных площадках, тем не менее, любой авторитетный словарь раскрывает понятие механизм совершенно в другом смысле.

Если взять за основу то, что использованное в приложении № 2 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» понятие «грузоподъемные машины» (далее – ТР ТС 010/2011) (исходя из смысла текста приложения № 2) охватывает перечисленные в приложении № 3 к ТР ТС 010/2011 объекты технического регулирования, касающиеся подъема и перемещения груза или людей (оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные, тали канатные и цепные), видится целесообразным применить данное понятие в нормативных правовых актах, определив его место в ФНП и заменив соответствующим образом имеющийся в ФЗ № 116-ФЗ признак ОПО.

В связи с тем, что само по себе наличие на производственном объекте грузоподъемных машин не представляет опасности для ценностей, на защиту которых нацелены требования ТР ТС 010/2011, при замене идентификационного признака необходимо реализовать иной подход, аналогичный большинству пунктов приложения № 1 к ФЗ № 116-ФЗ. В них идентификационным признаком является не наличие технологического оборудования на производственном объекте, а то, что по сути своей представляет опасность, т.е. осуществление технологического процесса с использованием данного оборудования, имеющего определенные конструктивные особенности.

Оптимальным решением представляется изменение ФЗ № 116-ФЗ в части замены идентификационного признака, которое предлагается изложить в следующей редакции соответствующего пункта Приложения 1:
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
« 3) осуществляется подъем и/или перемещение грузов и/или людей:

Одновременно, Приложение № 1 к ФНП необходимо дополнить термином «подъемное сооружение»:
Подъемное сооружениекомплекс средств, предназначенных для выполнения работы, связанной с подъемом и перемещением грузов и/или людей в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины. Подъемное сооружение включает в себя грузоподъемную машину, а также, в общем случае, приспособления, оснастку, строительные конструкции и сооружения, обеспечивающие безопасное выполнение грузоподъемной машиной заданных функций.
Примечания:

Основными документами, определяющими компоновку подъемного сооружения на ОПО, тип (марку, модель) грузоподъемной машины, перечень необходимых приспособлений, оснастки и строительных конструкций и сооружений, соответствие установки грузоподъемной машинытребованиям ФНП и возможность ее безопасной работы (в зависимости от типа грузоподъемной машины), помимо документов, подтверждающих работоспособное состояние средств,входящих в состав подъемного сооружения, являются:

В отличие от расплывчатого словосочетания «стационарно установленный грузоподъемный механизм», предлагаемые изменения ФНП и ФЗ № 116-ФЗ позволят установить между бизнесом-сообществом и исполнительной властью однозначно трактуемые взаимоотношения, строящиеся на основе того, что вместе с приобретением и использованием грузоподъемных машин с конкретными идентификационными признаками, их потребители возлагают на себя определенные действующим законодательством обязанности и юридическую ответственность за их невыполнение или ненадлежащее выполнение.

Источник

Бухарев В. Н.*, главный инженер ООО СКБ «Высота»,
г. Набережные Челны

Представлен авторский комментарий к нормативному документу по ремонту грузоподъемных кранов, машин и соответствующего оборудования.

Основной целью разработки ТУ явилась необходимость создания документа, направленного на предупреждение аварий и инцидентов, происходящих при эксплуатации подъемных сооружений на промышленных и строительных объектах, причиной которых является некачественное выполнение ремонта компонентов подъемных сооружений, складывающееся из неграмотного принятия конструкторских и технологических решений, несоблюдения технологической дисциплины, проведения контроля качества ремонта в недостаточных объемах, участия в выполнении ремонта неквалифицированных и неопытных специалистов и персонала.

В состав ТУ входят достаточно объемные приложения, раскрывающие специфику выполнения ремонта металлоконструкций стреловых кранов, изготовленных из высокопрочных сталей, а также особенности газопламенной правки металлоконструкций грузоподъемных машин, ремонта рельсовых крановых путей и подкрановых строительных конструкций, в основу которых легли, соответственно, положения 16.

В ТУ впервые надлежащим образом раскрыты наиболее важные для сферы эксплуатации грузоподъемных машин понятия. В частности, ниже перечисленным терминам даны следующие определения:

подъемное сооружение: совокупность технических устройств, оборудования и строительных конструкций, обеспечивающих подъем и перемещение груза и (или) людей на определенном производственном объекте в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины;

Компоненты, которые могут входить в состав подъемного сооружения:

технические устройства: грузоподъемные машины;

приспособления для грузоподъемных операций: сменные грузозахватные органы (не входящие в комплект поставки грузоподъемной машины) и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов);

подвесные люльки для транспортировки людей крюковыми кранами, изначально не предназначенными для этой цели;

машины грузоподъемные: краны грузоподъемные всех типов, краны-штабелеры, краны-трубоукладчики, краны погрузочные гидравлические (краны-манипуляторы), краны-экскаваторы для работы с крюком, грузовые электрические тележки и тали, передвигающиеся по надземному рельсовому пути, мобильные подъемники с рабочими платформами, строительные (мачтовые, фасадные) подъемники;

оборудование: опорные крепления башенных кранов к строительным сооружениям;

механизмы и элементы модернизации (модификации), улучшающие (увеличивающие, расширяющие) показатели назначения грузоподъемной машины и не являющиеся ее постоянной составной частью;

выносные площадки для грузов, устанавливаемые в проемах строящихся сооружений;

подкладки под подпятники выносных опор свободно стоящих грузоподъемных машин;

навешиваемые на полувагоны площадки для стропальщиков;

предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого краном на строительной площадке;

конструкции строительные: рельсовые пути грузоподъемных машин;

фундаменты для башенных кранов и при кордонных крановых путей водных причалов;

лестницы, площадки и галереи для доступа к надземным рельсовым путям и грузоподъемным кранам, передвигающихся по этим путям;

эстакады для работы стропальщиков в местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и колесных транспортных средств;

предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого мостовым краном или автоматически (полуавтоматически) управляемой талью и монорельсовой тележкой на промышленных предприятиях;

подготовленные и спланированные площадки для свободно стоящих грузоподъемных машин;

устройства токоподвода и заземления к грузоподъемным машинам стационарного базирования;

путь рельсовый крановый: сооружение [или часть сооружения (здания)], включающее закрепленные на строительных конструкциях параллельные рельсовые нити и элементы путевого оборудования, предназначенное для эксплуатации грузоподъемных кранов на рельсовом ходовом устройстве;

путь рельсовый крановый надземный: путь рельсовый крановый, закрепленный на горизонтальном пролетном строении, входящем в состав продольных рам (каркаса), или непосредственно на фермах (балках) каркаса, который в качестве транспортного сооружения, либо части производственного сооружения (здания) предназначен, как правило, для эксплуатации мостовых кранов;

путь рельсовый крановый наземный: путь рельсовый крановый в составе верхнего строения пути, опирающегося на нижнее строение пути, который в качестве транспортного сооружения предназначен, как правило, для эксплуатации кранов стрелового типа и козловых кранов;

путевое оборудование: устройства (тупиковые упоры, противоугонные стопоры, отключающие устройства, страховочные канаты, знаки безопасности и др.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана на рельсовом пути;

нить рельсовая: непрерывный ряд скрепленных в стыках рельсов, воспринимающих и передающих вертикальные и горизонтальные нагрузки от ходовых колес грузоподъемного крана на несущие строительные конструкции;

отключающее устройство: устройство (линейка, копир и др.), воздействующее на ограничитель передвижения грузоподъемного крана и обеспечивающее его автоматическую остановку при непреднамеренном достижении границ рабочей зоны рельсового пути;

упоры тупиковые: механические ограничивающие устройства, препятствующие опасному передвижению грузоподъемного крана за границами рабочей зоны рельсового пути, возможное при отказе средств автоматической остановки или тормозов механизма передвижения крана.

Для организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения и являющихся заказчиками работ по ремонту и реконструкции их компонентов, будет полезно знать требования, изложенные в разделе «Основные положения», в частности, следующие:

■ технические задания на капитальный или капитально-восстановительный ремонт грузоподъемных машин, как правило, должны включать требования о доработке (изменении) конструкции морально устаревших узлов, а также требования, направленные на повышение безопасности при использовании в работе, техническом обслуживании и других этапах эксплуатации этих машин;

■ при выполнении капитального и капитально-восстановительного ремонта грузоподъемных кранов необходимо предусмотреть модернизацию составных частей, механизмов и гидро- и электрооборудования кранов в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ 13556-2016,

ГОСТ 32575.1-2015, ГОСТ 32576.1-2015,

ГОСТ 32576.4-2014, ГОСТ 33166.1-2014,

ГОСТ 33166.2-2014, ГОСТ 33166.3-2014,

ГОСТ 33166.4-2014, ГОСТ 33166.5-2014,

ГОСТ 33167-2014, ГОСТ 33171-2014,

ГОСТ 33173.1-2014, ГОСТ 33173.2-2014,

ГОСТ 33173.3- 2014, ГОСТ 33173.4-2014,

ГОСТ 33173.5-2014, ГОСТ 34020-2016;

■ если выполнение требований перечисленных выше стандартов при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения составных частей и компонентов грузоподъемных кранов в соответствии с требованиями данных стандартов должна определяться его изготовителем или организацией, занимающейся проектированием соответствующего типа кранов;

■ ремонт грузоподъемных машин или их составных частей должен выполняться ремонтной организацией, обладающей необходимыми производственными площадями согласно ГОСТ 15.601-98, специальными и специализированными средствами технологического оснащения, технической документацией для ремонта, специалистами и персоналом необходимой квалификации;

■ сварочное оборудование, сварочные материалы и технологии сварки, используемые при ремонте грузоподъемных машин, входящих в состав подъемных сооружений, должны быть аттестованы в соответствии с требованиями нормативных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение рассматриваемых в настоящей статье терминов и определений к ним, позволит прийти к пониманию, что безопасность эксплуатации грузоподъемных машин складывается не только от соблюдения положений их эксплуатационных документов и требований нормативных правовых актов, регламентирующих их использование в работе, но и от соответствия требованиям безопасности компонентов подъемных сооружений, состав которых формируется в соответствии с проектом установки крана (для стационарных кранов), проектом производства работ или технологической картой погрузочно-разгрузочных работ.

Литература

1. РД 22-16-2005 Машины грузоподъемные.

Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций, ФГУП СКТБ БК.

2. РД 24.090.52-90 Подъемно-транспортные машины. Материалы для сварных металлических конструкций, ВНИИПТмаш.

3. РД 36-62-00 Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования, ВКТИмонтажстроймеханизация.

4. СП 16.13330.2011 Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*.

5. РД 24.090.97-98 Оборудование подъемно-транспортное. Требования к изготовлению, ремонту и реконструкции металлоконструкций грузоподъемных кранов, ВНИИПТмаш.
6. РД 22-207-88 Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы на изготовление, ФГУП СКТБ БК, ВНИИстройдормаш.

7. РТМ 22-53-77 Строительные, дорожные, коммунальные машины и оборудование. Методика разработки документов для капитального ремонта, ВНИИстройдормаш.

8. СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87.

9. РД 22-322-02 Краны грузоподъемные. Технические условия на капитальный, полно комплектный и капитально-восстановительный ремонты, ФГУП СКТБ БК.

10. У РТМ 36.22-93 Инструкция по проведению ремонта и реконструкции грузоподъемных машин (кранов), Укрмонтажспецстрой.

11. РТМ 24.090.57-79 Краны мостовые и козловые грузоподъемностью до 50 т. Типовая инструкция по эксплуатации, ВНИИПТмаш.

12. ОСТ 23.4.233-84 Краны грузоподъемные. Ремонт механизмов. Технические требования,

ПКТИ «Ремонт», г. Волгоград.

13. РД 212-0093-88 Правила. Ремонт металлоконструкций грузоподъемных кранов, ЛИИВТ.

14. Р-1-77 Рекомендации по применению низколегированных высокопрочных сталей для сварных конструкций, ИЭС им. Е. О. Патона.

15. Инструкция по газопламенной правке металлоконструкций, Уралмашзавод.

16. Руководство по восстановительному ремонту подкрановых строительных конструкций, УкрНИИпроектстальконструкция.

Евгений Голомовзый, первый заместитель председателя правления НТА ПС, ответственный секретарь ТК16 «Краны, подъёмные устройства и соответствующее оборудование», г. Одесса

НТА «Подъемные сооружения», ведущая секретариат ТК 16, является членом МТК 289, рекомендовавшими к применению данные ТУ, которые, естественно, по ряду причин не применимы напрямую в Украине.

Требования к ТУ на ремонт грузоподъемных кранов и т.п. в Украине, изложенные в НПАОП 0.00-1.80-18, раздел V, нося достаточно общий характер без необходимой детализации относительно формы и содержания данного документа в отличии от ТУ на продукцию, регламентированных Национальной системой стандартизации, что допускает различия в толкованиях в требованиях на этот вид работ, влияющих на дальнейшую безопасную эксплуатацию кранов. К тому же, согласно нового закона Украины «Про стандартизацию» не требуется каких-либо согласований ТУ с центральными органами исполнительной власти и др. органами государственной власти, что вступает в противоречие с законом «Об охране труда» действующим с 1992 г.

Данная ситуация в Украине настоятельно требует подобного урегулирования путем издания под эгидой Государственной службы Украины по вопросам труда аналогичного стандарта, методических рекомендаций, роз’яснений либо других документов, содержащих основы типового подхода к разработке ТУ на ремонт кранов с учетом их специфики (башенные, мобильные, стреловые, мостового типа и т.д.), требований к их оборудованию и этапов жизненного цикла продукции (восстановление работоспособного состояния, модернизация и т.п.). Основой такого документа могут служить данные ТУ 16-22.24-2018 «Подъемные сооружения. Машины и оборудование. Ремонт. Типовые технические условия».

Источник

Классификация подъемных сооружений

Пособие для стропальщиков

По безопасному производству

Работ подъемными сооружениями

Содержание

1.Введение
1.1Квалификационная характеристика стропальщика
2.Основные сведения о подъемных сооружениях
2.1.Область распространения Федеральных норм и правил
2.2.Классификация подъемных сооружений
2.3.Индексация подъемных сооружений
2.4.Основные параметры подъемных сооружений
2.5.Ограничители, указатели, регистраторы
3.Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара
3.1Канаты
3.2Способы крепления концов стальных канатов.
3.3.Общие сведения о грузозахватных приспособлениях
3.4.Требования безопасности
3.5.Эксплуатация
3.6.Осмотр и браковка приспособлений и тары
4.Организация работ по безопасной эксплуатации подъемных сооружений
5.Производство работ подъемными сооружениями
5.1.Классификация грузов и способы строповки грузов
5.2.Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов
5.3.Требования к местам производства работ кранами
5.4.Строительно-монтажные работы
5.5.Основные сведения о проектах производства работ кранами и технологических картах
6.Безопасность труда
6.1.Безопасность труда при производстве работ

Данное учебное пособие является результатом доработки лекций с сайта http://www.tuk.ru/info/lekcii.php

Раздел 1. Введение

Квалификационная характеристика стропальщика

Разряд

Характеристика работ:Строповка и увязка простых изделий, деталей, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов массой свыше 5 до 25 т для их подъема, перемещения и укладки. Строповка и увязка грузов средней сложности, лесных грузов (длиной свыше 3 до 6 м), изделий, деталей и узлов с установкой их на станок, подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов, а также других аналогичных грузов массой до 5 т для их подъема, перемещения и укладки. Выбор способов для быстрой и безопасной строповки и перемещения грузов в различных условиях. Сращивание и связывание стропов разными узлами.

Должен знать: визуальное определение массы и центра тяжести перемещаемых грузов; правила строповки, подъема и перемещения простых тяжелых грузов и грузов средней сложности; наиболее удобные места строповки грузов; сроки эксплуатации стропов, их грузоподъемность, методы и сроки испытания; способы сращивания и связывания стропов; принцип работы грузозахватных приспособлений.

Разряд

Характеристика работ:Строповка и увязка простых изделий, деталей, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов массой свыше 25 т для их подъема, перемещения и укладки. Строповка и увязка грузов средней сложности, лесных грузов (длиной свыше 3 до 6 м), изделий, деталей и узлов с установкой их на станок, подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов, а также аналогичных грузов массой свыше 5 по 25 т для иx подъема, перемещения и укладки. Строповка и укладка лесных грузов (длиною свыше 6 м), изделий, деталей и узлов, требующих повышенной осторожности, технологического оборудования и связанных с ним конструкций, изделий, узлов, машин и механизмов непосредственно при стапельной и секционной сборке и разборке, а также при сборке и разборке машин, аппаратов, конструкций сборных элементов зданий и сооружений и аналогичных сложных грузов массой до 5 т для их подъема, монтажа, перемещения и укладки. Заплетка концов стропов. Выбор стропов в соответствии с массой и родом грузов.

Должен знать: способы строповки тяжелых грузов; устройство грузозахватных приспособлений, применяемых при подъеме и перемещении грузов для предохранения его от прогиба и порчи; правила и способы сращивания стропов; сроки эксплуатации стропов и их грузоподъемность.

Раздел 2. Основные сведения о подъемных сооружениях

Область распространения Федеральных норм и правил (ФНП) в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (ПС)»

2.1.1. Настоящие Правила распространяются на:

а) грузоподъемные краны всех типов;

б) мостовые краны-штабелеры;

д) строительные подъемники;

е) подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей;

ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

з) электрические тали;

и) краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

к) сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов;

л) тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;

м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и перемещения людей;

н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся по рельсам.

Требования ФНП не распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются следующие ПС:

а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;

б) применяемые на объектах использования атомной энергии (кроме ПС общепромышленного назначения, предназначенных для транспортировки обычных грузов вне радиоактивных зон);

в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;

г) установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;

д) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

е) предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений, с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) для транспортировки людей;

ж) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);

з) краны для подъема створов (затворов) плотин, без осуществления зацепления их крюками;

к) манипуляторы, используемые в технологических процессах.

Классификация подъемных сооружений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *