Почтовая гоньба что это
galik_123
Наводы
1. Малоярославец. На центральной площади Малоярославца до сих пор стоит здание узловой почтовой станции, построенное в то же время. На Малоярославецкой было 15 ямщиков и 45 лошадей.
2. Здание в хорошем состоянии, отреставрировано и сохранило первоначальный облик. Мемориальная доска на здании сообщает, что в 1849 году в здании почтовой станции проездом в Калугу останавливался Н.В. Гоголь.
3. Кононово, 177-й км. Первое упоминание о деревне относится к 1782 году в «Описаниях и алфавитах к Калужскому атласу». Неслучайно название деревни Кононово. По всей вероятности, поселение возникло вокруг конной станции для обслуживания знатных транзитных пассажиров.
4. По официальным данным дому 117 лет, а на самом деле, может быть и больше. Подтверждение этому увидели дальше.
6. Барсуки, 227-й км. Здание этой станции сохранилось частично багодаря тому, что в нем поселились люди. Во время строительства дороги Юхнов и уезд, в том числе и Барсуки, находились в составе Смоленской губернии. В Юхнове была своя почтовая станция (1 почтмейстер, 1 помощник, 2 смотрителя). Для перевозки почты содержалось 27 лошадей и 9 ямщиков.
В 1852 году государь император заметил, что большая часть деревень вдоль дороги находится в весьма плачевном состоянии и повелел немедленно приступить к постройке вдоль шоссе правильных деревень по существующим образцам для казённых селений. Возможно, отсюда идёт правильная линия деревенских улиц вдоль шоссе.
Постепенно шоссе становилось источником дохода для местных жителей. Извозчики, сопровождавшие обозы из Варшавы в Москву и обратно, на станциях не скупились платить за фураж для лошадей, за чаи и обеды. К дорожным работам привлекались местные крестьяне. Хороший работник вырабатывал в день до трёх рублей ассигнациями.
Чтобы понять, какую роль сыграли в жизни крестьян, проживающих рядом, эти почтовые станции, можно назвать и другие: Малоярославецкая, Медынская, Крюковская (Юхновская), Александровско-хуторская. Многие из них превратились позже в города и сёла.
В 1877 году Министерство путей сообщения передало шоссе в ведение земств. На содержание дороги казна выделяла 400 рублей за версту. Но значительная часть расходов покрывалась за счёт дорожной повинности. В обязанности жителей прилегающих селений вменялось следить за состоянием дороги. Государственные крестьяне должны были отработать на ней 34 дня в году.
7. Калугово, 265-й км. Не случайно народная молва называет эти дома екатерининскими по имени императрицы Еватерины II Великой (годы правления 1762- 1796). Дата на сохранившихся воротах говорит о том, что станция на этом месте была уже в 1775 году.
9. В Калугово главные вход в здание заложен кирпичами и превращен в окно. Изменена форма стрельчатых окон.
10. Новоалександровский, 297-й км. Здание почтовой станции хорошо сохранилось благодаря тому, что в нём в советское время располагался магазин.
11. 313-й км. Здесь населённого пункта в настоящее время нет. И, по-видимому, никому нет дела до этого здания
12. Здание перестраивалось, что видно по окнам.
13. Во дворе видны остатки построек.
14. Крапивна, 334-й км. В этом доме живут люди.
15. Здание станции почти совсем не узнать.
17. Екимовичи, 355-й км. Здесь в здании почтовой станции тоже живут.
20. В этом здании кто-то обитает.
22. Это строение похоже на конюшню.
23. Рославль, 387-й км. За ходом сооружения Варшавки следили губернаторы. Чтоб ускорить темпы строительства, были организованы промежуточные участки, в том числе Рославльский.
24. Со строительством участка Варшавского шоссе в Рославле связаны многие исторические личности, которые жили и работали в Рославльском уезде. И в первую очередь, это супруги фон Мекк, которые фиансировали стриттельство. В ознаменование окончания постройки шоссе Москва-Варшава в Рославле была построена часовня-памятник. Фон Мекк на свои средства пристроил к ней алтарную апсиду и подарил иконостас. В 1872 году здание было освящено как церковь Александра Невского и вошло в комплекс зданий Спасо-Преображенского мужского монастыря.
25. В XIX веке в этом здании была гостиница 1-го класса или Заставный дом, и с 1850 по 1871 год в ней неоднократно останавливался по дороге в своё родовое поместье в Брянской области великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. На здании есть памятная доска об этих событиях.
27. Далее за Рославлем в направлении к Смоленску сохранилась ещё одна почтовая станция. В здании в прошлом году открыли кафе.
Почтовые станции не только сыграли важную роль в развитии почтовой связи, но и стали объектами культурного наследия. К сожалению, эти дома, не имея хозяев разрушаются, или попадая в частные руки перестраиваются. А министерство культуры РФ относит к объектам национального культурного наследия и памятникам архитектуры только 39 зданий старинных почтовых станций, расположенных в Брянской, Владимирской, Калужской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Орловской, Псковской, Ростовской, Смоленской, Тверской и Ярославской областях, Приморском и Ставропольском краях и Татарстане. В некоторых из них созданы почтовые музеи, как например музей «»Дом станционного смотрителя» в Ленинградской области.
Музей ямщика
заказ экскурсий и программ 8(920)125-76-95
Что такое «ямская гоньба»?
В Московском государстве «ямской гоньбой» называлась почта. Произошло это название от татарского слова «ям», что означает дорога.
С XV века во многих городах появляются особые поселения — страны, в которых жили ямщики — крестьяне, в обязанность которых входила перевозка на лошадях княжеских гонцов и документов.
В то время в обязанности ямщиков входила также и починка дорог. Ямской гоньбой ведало особое учреждение, которое называлось «ямской избой». Для обслуживания ямских дворов выплачивались специальные суммы, так называемые «ямские деньги».
О качестве работы ямщиков свидетельствуют восторженные отзывы многих иностранцев, посетивших в то время Россию. Немецкий дипломат и путешественник С.Герберштейн писал, что ямщик может доехать от Москвы до Новгорода всего за три дня.
Важной датой в истории почты является 1665 год. С этого времени началась регулярная доставка почты между Москвой, Швецией и Польшей. Возившие в мешках почту ямщики были одеты в особые красные кафтаны с бронзовыми орлами. Они получали жалование. Так и началась история государственной почты в России.
ЯМСКАЯ ГОНЬБА — почтовая служба в Московском государстве и в России XIII – XVIII вв. Истоки Я. г. в России восходят ко временам татаро-монгольского правления, когда был введен «ям» — натуральная повинность тягловых людей по перевозке грузов, представлению лошадей для конной почты и т. д. После свержения татаро-монгольского ига тюркское слово «ям» вошло в русский язык в качестве обозначения конно-почтовой повинности. Организатором Я. г. являлся Великий Московский князь Иван III, при котором Я. г. являлась обязанностью (повинностью) крестьян и посадских людей (ямщиков) по перевозке административных лиц — гонцов и их почтовых грузов. Соблюдение повинности контролировалось чиновниками Ямского приказа, за выполнение повинности ямщики освобождались от налогов. Организатором русской государственной почты был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 – 1681), который фактически вплоть до 1671 возглавлял русское правительство.
Курские ямщики вплоть до 18 в. регулярно занимались доставкой почты из Курска в Серпухов, Москву, Киев, Воронеж и даже в зарубежные города. По свидетельству писателя Н. А. Полевого «Лейпциг, Бреславль, Кенигсберг были знакомы им, как соседка Коренная ярмарка».
С учреждением в 1782 Почтового департамента ямы начинают называться почтамтами, а Я. Г. — почтовой связью.
Лит.: И. Я. Гурлянд. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль, 1900; В. Граллерт. Путешествие без виз. Изд-во «Связь», М., 1965.
Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века
Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI–XV вв.
Находка в последние годы десятков берестяных писем, доставленных по каналам связи, позволяет говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и существовании в республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.
«Грамота от Жизномира к Микуле»
Берестяные грамоты Грамота 109 Новгород, <1100– 1120>Раскоп Неревский, усадьба «Д» Содержание: От Жизномира к Микуле (дело о покупке краденой рабыни). Сохранность: целый документ Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего’
Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у пришельцев, так это новое название почты — ямская гоньба.
С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет системы ямской гоньбы.
Появляются первые почтовые учреждения, улучшается доставка судебных повесток. Иностранцы, посещавшие Московию еще в первой четверти XVI в., называли русскую систему доставки сообщений почтой, хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.
Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель А. Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба. Эта система была улучшена и расширена в конце XVII — начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.
Изучение истории русской почты началось в Москве в стенах архива Коллегии иностранных дел.
А. Ф. Малиновский в собранных им материалах по истории Москвы он указал на «Записки» австрийского дипломата С. Герберштейна, еще в 1517 г. называвшего русскую ямскую гоньбу почтой, а ямщиков — управляющими почтой.
Но записи А. Ф. Малиновского не были опубликованы и поэтому не стали достоянием широкой публики. Вследствие этого во всех последующих исследованиях о русской почте обычно приводилась вторая половина цитаты из книги С. Герберштейна, где говорилось только о скорости доставки корреспонденции.
Спустя почти 90 лет после изысканий А. Ф. Малиновского в Ярославле вышла книга приват-доцента Демидовского юридического лицея И. Я. Гурлянда «Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века». В ней автор на основе официальных документов доказал, что ямщики стали возить гонцов с грамотами еще в XIII в.
В 1913 г., к 300-летию «дома царей Романовых», в издательстве Варшавского университета вышло двухтомное исследование И. П. Козловского «Первые почты и первые почтмейстеры в Московском государстве». Из конъюнктурных соображений автор категорично утверждал, что почта в России возникла только в царствование Романовых, а именно в 1665 г., и до этого в Московском государстве не была известна.
Несмотря на ошибочность этого утверждения, работа И. П. Козловского — классический труд по истории почты второй половины XVII в. Наиболее интересная часть исследования — история почтовой гоньбы из Москвы в Новгород и далее «за море».
В посте использованы марки из коллекции volynko
Ямская гоньба
Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.
Содержание
Происхождение названия
Русские слова «ямской», «ямщик» и «ям» предположительно происходят от тюркского слова jamčy (почтовый гонец). [1] Память о тех далеких временах, когда на Руси была распространена ямская гоньба, сохранилась во многих российских топонимах. [2]
История
Ямская гоньба была введена в северо-восточной Руси во времена монголо-татарского ига. [3] [4]
Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст друг от друга. Ямскую повинность выполняли ямщики, которые должны были держать по три лошади.
В XVI веке для управления почтовой службой был создан централизованный государственный Ямской приказ (упоминается с 1516 года), переименованный в 1723 году в Ямскую канцелярию.
Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн так писал о русской ямской службе XVI века:
Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе. [5] |
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Ангарион: Ангар • Ангария • Виселица • Всемирная почтовая конвенция • Всемирный почтовый союз • Дилижанс • Дистанционный столб • Домарочный период • История почты по странам • Пакетбот • Письмо крестом • Почта инков • Почтовая война • Почтовая регалия • Почтовый голубь • Почтовый рожок • Почта Турн-и-Таксис • Чёрный кабинет
Организации и компании • Полиграфия • Персоналии • Почтовые марки • Штемпели и гашения • Филателия • Каталоги и издания • Легендарные марки • Марки стран мира • Тематическая филателия • Непочтовые марки
Полезное
Смотреть что такое «Ямская гоньба» в других словарях:
ЯМСКАЯ ГОНЬБА — система перевозки гонцов и правительственных чиновников, а также доставки письменных известий. Организована в 13 в. в центр, обл. рус. гос ва и просуществовала до конца 18 в., наибольшего расцвета достигла в 80 90 х гг. 17 в. Я. г. по… … Большой филателистический словарь
ЯМСКАЯ ГОНЬБА СКОРАЯ — официальное назв. системы перевозки гонцов и грузов в центр, обл. рус. гос ва с 13 в. Гонцы и грузы перевозились ямщиками. Смена ямщиков и лошадей производилась в ямах по пути следования. Организация и руководство Я. г. с. осуществлялось… … Большой филателистический словарь
Ямская служба — Ямская гоньба (рисунок из книги С. Герберштейна, XVI век). Почтовая марка СССР (1978) Ямская гоньба историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.… … Википедия
Ямская повинность — Ямская повинность государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Царстве Русском в X начале XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а… … Википедия
Ямская слобода — Название Николоямской улицы в Москве произошло от церкви святителя Николая в Рогожской Ямской сло … Википедия
Ям — У этого термина существуют и другие значения, см. Ям (значения) … Википедия
Ямщик — У этого термина существуют и другие значения, см. Ямщик (значения). Ямщик, опирающийся на кнутовище (картина В. Тропинина … Википедия
История почты России — … Википедия
Ямской приказ — Сцена в приказе (с клейма XVII века): марка СССР (1978) … Википедия
История почты в России — Княжеский писец. XV век (марка СССР, 1958) История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе. Содержание 1 Почта на Руси … Википедия
II. Скорая ямская гоньба
II. Скорая ямская гоньба
С XIII в. в центральных областях русского государства почта-повоз заменяется новой системой перевозки гонцов и княжеских чиновников — ямской гоньбой.
Слова ям и ямщик[10] пришли на Русь вместе с татаро-монгольскими завоевателями. Татарская система доставки вестников и ханских чиновников мало чем отличалась от русского повоза. Все население необъятных татаро-монгольских владений обязано было представлять средства передвижения по требованию хана и его военачальников.
Джиованни дель Плано Карпини, посещавший в 1245–1247 гг. земли, завоеванные татаро-монголами, так описывал систему перевозки послов в книге «История Монгалов»: «Каких бы, сколько бы и куда бы он (хан) ни отправлял послов, им должно давать без замедления подводы и содержание; откуда бы также ни приходили к нему данники или послы, равным образом им должно давать коней, колесницы и содержание… Также и послам вождей, куды бы те их ни посылали, как подданные императора, так и все другие обязаны давать как подводы, так и продовольствие, а также без всякого противоречия людей для охраны лошадей и для услуг послам». [1]. Плано Карпини пишет далее, что в 120 верстах от Киева, в Каневе, находился татарский почтовый стан. И его начальник дал послу лошадей с проводником до следующего яма.
В Монголии той поры существовала и система доставки спешных гонцов. Она очень красочно описана в «Книге» знаменитого венецианского путешественника Марко Поло. По его рассказу по всем дорогам через 25 миль (около 40 километров) устроены почтовые станции, на которых стоят наготове по 300–400 лошадей. Гонец, приехав на станцию, бросает усталую лошадь и берет свежую. За день гонцы проезжают по 250–300 миль [2].
Захватив земли русских княжеств, татаро-монголы в городах и селах, на месте прежних станов, стали устраивать свои почтовые станции — дзям. На ямах, так их окрестило местное население, жителям приказано было содержать определенное число лошадей для спешной перевозки ханских чиновников.
В официальных документах ям, как повинность, впервые упоминается 1 августа 1267 г. в ярлыке хана Менгу-Тимура. Этим актом русское духовенство навечно освобождалось от ямской и других повинностей.
Ярлык татарского хана определял повинности, которыми в те времена облагалось тяглое население: «Тако молвя по первому пути, которая дань, или полужное, или подвода, или корм кто ни будеть, да не просять; ям, воина, тамга не дають» [3]. Из акта видно, что русский повоз разделился на три подати: подводу, ям и корм. Теперь официальных лиц и гонцов стало возить не население, а специально для того назначенные люди — ямщики. Тяглые крестьяне обязаны были доставлять только грузы. Это называлось подводной повинностью, или просто «подводой». Население, кроме того, обеспечивало проезжающих питанием, а лошадей кормами. Продукты и фураж обычно привозили на ямы.
К середине XVI в. ям и подвода сливаются воедино: с этого времени ямщики стали возить и людей и грузы. Податное же население платило так называемые ямские деньги, налог на содержание ямской гоньбы, и поставляло гужевой транспорт для перевозки грузов в военное время.
Как же назывались люди, возившие почту?
Слово ямщик в старинных документах встречается не часто. Обычно писали ямской охотник или просто охотник. Этот термин произошел от выражения «ямскую гоньбу гоняют своей охотою (добровольно)». Проще говоря, охотник — доброволец. Если ямщик должен был сопровождать какое-то лицо, его в официальных бумагах называли проводником. И совсем редко охотников звали гонщиками.
Русская служба связи в старину носила пышный титул: «скорая омская гоньба». Но такое сочетание в указах попадается редко. Обычно писали ямская гоньба, скорая гоньба и просто гоньба.
Читайте также
Ямская гоньба
Ямская гоньба Города Киев и Новгород были главными в Киевской Руси. Это славянское государство превратилось в одно из крупнейших в Европе. Развитые торговые пути, водные и сухопутные, связывали Русь с Францией, Германией, Англией. Некоторые русские купцы высаживались на
Скорая расправа в лаогае
Скорая расправа в лаогае В толпе охранников стоял наш парикмахер, закованный в цепи. На шее — петля из шнура, протянутая вниз к брючному поясу. Голова низко опущена, руки заложены за спину. Охранники выставили его перед строем на всеобщее обозрение. Он стоял молча, похожий
Скорая помощь и нескорая
Скорая помощь и нескорая Только в октябре 2000 года мне удалось опубликовать в «Независимой газете» большую статью о целесообразности, даже необходимости переброски части вод, где они в избытке (в Сибири), туда, где их очень недостает (в Средней Азии).Еще через полтора года
«Скорая помощь»
«Скорая помощь» Работать на «скорой» стало тяжело. Начальство, видимо, получило указание избавиться от меня, и придиркам не было числа. По диагностике и лечению ко мне придраться не могли, но тем упорнее искали другие поводы. На еженедельных врачебных конференциях мне
ФЕОДАЛЬНАЯ ВОЙНА И СКОРАЯ ТАТАРЩИНА
ФЕОДАЛЬНАЯ ВОЙНА И СКОРАЯ ТАТАРЩИНА Княжение Василия Темного отмечено в истории Москвы длительным периодом внутренних междоусобий, получивших у современников название «Шемякиной смуты». Она началась борьбой за великое княжение между Василием Васильевичем и его дядей
Миусы. Тверская-Ямская
Миусы. Тверская-Ямская МИУСЫ. ЯМСКАЯ ТВЕРСКАЯ СЛОБОДАВ Москве до сих пор сохраняется большое число интересных и много говорящих пытливому уму имен: Патриаршие пруды. Божедомка. Хамовники и другие. Некоторые из них сравнительно легко могут быть объяснены, если знать