Почти 130 лет считалось что это прославленный
Арсланбоб: как Македонский и Черчилль прославили ореховый лес в Кыргызстане?
Юг Кыргызстана, Джалал-Абадская область, почти 700 км от Бишкека. Площадь леса, расположенного в Арсланбобской долине, составляет около 600 тысяч гектаров. Тут растут фисташки, миндаль, алыча, груша – всего около 130 видов растений. Но хозяином бесспорно считается орех. Это единственный реликтовый ореховый лес в мире такого масштаба. Местные жители гордятся им и слагают о нем легенды.
Легенды об ореховом лесе
Некоторые ученые предполагают, что возраст леса может превышать 50 млн лет и что когда-то эта территория была в десятки раз больше. Если считать возраст деревьев по ширине ствола, есть такие экземпляры, обхватить которые невозможно даже двум взрослым людям. Несмотря на возраст, они продолжают приносить урожай. Одно дерево в среднем дает около 300 кг орехов.
«Это очень древний лес, он появился в ледниковом периоде, – утверждает историк Ташмамбет Кененсариев. – Он произрастает только на Чаткальском хребте. Но есть предание о том, что когда Александр Македонский прибыл в III веке до н.э. в город Худжанд, он увидел орехи и велел посадить их у себя в Македонии. Они хорошо прижились, и в средние века по всей Европе их стали продавать. А фактически родина ореха – это наша кыргызская земля, Арсланбоб».
Большую популярность эти места получили именно благодаря легенде про Александра Македонского. Именно она привлекает иностранцев в эти места. Арсланбоб сегодня считается одним из самых популярных туристических направлений на юге Кыргызстана. Ежегодно его посещают тысячи туристов.
Откуда такое название?
Существует несколько версий того, кем был тот самый человек, в честь которого назвали леса. Одни считают, что Арсланбоб был сподвижником пророка Мухаммеда из Эфиопии, другие говорят о его аравийском происхождении, третьи называют шейхом из Бухары, а четвертые уверяют, что он родился и жил на территории современного Кыргызстана. На эти темы до сих пор ведутся исторические споры.
Мансурали Малабаев, математик по образованию, 30 лет назад увлекся изучением истории своего родного края. Особенно заинтересовало его генеалогическое древо. Он узнал, что является предком Арсланбоба в 47-м колене. И главное доказательство того, что Арсланбоб жил именно здесь – это его потомки и монеты.
«В свое время Арсланбоб был столицей Тюркского государства. На территории этого места до сих пор люди продолжают находить множество древних монет, на которых написано его имя», – говорит Малабаев.
Среди ореховых лесов Кыргызстана, в самой их гуще, расположился поселок, на территории которого есть мавзолей. В нем, по словам местных жителей, похоронен Арсланбоб. Это место считается святым. Люди приходят к могиле со своими проблемами, молятся и просят помощи у предка.
«По легенде он жил 350 лет, побывал во всей Центральной Азии, но захоронен там, и до сих пор это место очень почитается. В честь Арсланбоба и назвали весь лесхоз», – рассказывает историк Ташмамбет Кененсариев.
В ХХ веке мавзолей был разрушен советскими властями. Так боролись с религиозностью населения. Но в годы независимости Кыргызстана его воссоздали. Местные жители мечтают о реконструкции, но пока не могут получить разрешения от властей. Это место считается историческим памятником, поэтому имеет статус государственного объекта. Но Мансурали Малабаев со своими единомышленниками не теряют надежду придать мавзолею более величественный вид. Говорят, что уже даже собрали деньги на реконструкцию, дело только за разрешением от чиновников.
Таинственные водопады Арсланбоба
На заповедной территории есть два водопада: большой и малый. Добираться до верхнего долго, поэтому чаще всего туристы идут к нижнему. Хотя он ниже верхнего почти в три раза, его высота около 30 метров, но по красоте он не уступает. Этот водопад считается самым популярным и одновременно мистическим местом в Арлсанбобе. Брызги воды здесь долетают до молитвенной пещеры, которая расположена неподалеку. Эта пещера называется Кырк чертен. Издревле местные жители верят, что в ней обитает некая невиданная сила.
В переводе на русский «Кырк чертен» означает «Сорок ангелов». Несмотря на завораживающий своей красотой вид, мало кто отваживается прийти сюда в одиночку. «Люди сюда ночью не приходят, чтобы не побеспокоить этих 40 ангелов, – объясняет местный житель Манас Мусакулов, – потому что страшно. Некоторые с ума сошли, они облик человеческий видели. И от этого теряли здравый смысл…».
Говорят, в последнее время подобные истории уже не случаются. Все, что помнят местные жители, происходило около 20-30 лет назад. Арсланбоб – тот случай, когда легенды помогли месту прославиться на весь мир. Одно не может не тревожить: многочисленные туристы не могут спасти реликтовые деревья от уничтожения. Территория, которая одно время считалась заповедной и на которой было запрещено собирать орехи и пасти скот, сейчас снова в открытом доступе. А это может привести к печальным последствиям, и легенды уже не помогут.
Убийц бессовестных бездумно прославляют люди!
Итак, я хочу, чтобы читатели стали более критично относиться к современной медицине.
И учились лечиться сами, с Божьей помощью!
Но у сотен тысяч детей была повреждена психика и многие из них стали наркоманами.
НОВЫЙ ДАР ОТ НАУКИ
(первая половина 20 века)
Да что там наркотики в качестве детского лекарства?
Есть вещи и покруче, поядренее, понаучнее!
На нашу беду супруги Кюри в начале 20 века открыли радиоактивность.
Мода на его сиятельство радий в кратчайший срок захватила огромное число отраслей промышленности — в том числе и медицину.
Например, настойка «Радитор» (смесь дистиллированной воды с двумя изотопами активного радия) обещала избавление от рака желудка, психических расстройств, артрита и ревматизма.
Популярны были радиоактивные ректальные свечи, чудесным образом «исцелявшие» от геморроя и заодно — так сказать, на сдачу — улучшающие потенцию.
Существовало «Средство для увеличения активности сперматозоидов» — футлярчик, заполненный радием, который надлежало постоянно носить близко к обитанию этих самых сперматозоидов.
Отлично раскупались и радиоактивные презервативы, обещавшие пользователю усиление и удлинение эрекции.
Возможно, бонусом шло и романтическое освещение, так сказать, в процессе.
Ну, а для женщин предлагался обширный ассортимент косметики с радиацией — кремы, лосьоны, туалетное мыло и пудра.
К счастью, вред радиоактивности стал очевиден достаточно быстро — и весь широкий ассортимент «светящихся» товаров канул в Лету.
Однако сотни тысяч жертв модного лечения навсегда потеряли здоровье или жизнь.
Опять у сотен тысяч детей была повреждена психика и многие из них стали наркоманами.
ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ ТАЛИДОМИДА
(вторая половина 20 века)
История талидомида, пожалуй, одна из самых печальных в новейшей фармакологии.
Это вещество было разработано немецкой компанией Chemie Gr;nenthal, которая искала новый антибиотик.
Препарат после тестов на животных был сочтен безвредным и через некоторое время признан одним из лучших успокаивающих.
Через некоторое время целевая аудитория препарата сузилась: с его помощью стали лечить нервные расстройства беременных.
Мужчины восприняли появление талидомида с огромным облегчением.
Однако очень скоро разразилась катастрофа.
У женщин, принимавших талидомид, рождались дети с уродствами: без ушей, без пальцев рук или с дополнительными пальцами, вовсе без конечностей.
Всего на свет появилось от восьми до двенадцати тысяч малышей с физическими недостатками, и только пять тысяч из них не умерли во младенчестве.
Разбирательство о лекарстве привело к таким выводам.
В талидомиде есть такой атом углерода, который убивает, встраиваясь в ДНК зародыша и препятствуя нормальному копированию генетической информации.
Тем не менее, сейчас талидомид снова в арсенале врачей.
Его применяют для лечения проказы, а единственное противопоказание — беременность.
Препарат даже «засветился» в одной из серий «Доктора Хауса».
Вначале Гёте описывает на алхимическом языке как готовилась адская микстура в его времена: берётся соединение ртути, добавляется сахар и сироп – и получается чудовищная смесь под названием «Латверген».
Вот эти строки из «Фауста»:
Новейшие лекарства применяли мы,
и вот отправился наш пациент в последний путь.
Вопроса не было – а вылечился ль кто-нибудь?
(т. е. никто не задумался: «А точно ли лечит это лекарство хоть в какой-то степени?», но все слепо доверились врачу-убийце.)
Микстуры и таблетки адские неся
бродили мы по городам и по долинам, деревням
Страшнее оспы и чумы бывали мы.
Теперь узнайте вы от старика, что было … или будет?
Убийц бессовестных бездумно прославляют люди!
Это Гёте, «Фауст».
Гёте изобразил некоего доктора, которого прославляют крестьяне как своего спасителя, в то время как он был развлекающийся от скуки убийца тысяч людей.
Под конец своей жизни он, сидя на горе близ деревни вспоминает всё, что он сделал и рассказывает своему собеседнику.
УБИЙЦЫ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ И ИХ ЖЕРТВЫ
Так, например, в 1348 году произошло сильнейшее землетрясение с эпицентром во Фриули, оно разрушило множество городов средиземноморья.
Произошёл крах многих отраслей и прежде всего торговли, т.к. Венеция (крупнейший торговый центр) была разрушена.
Объявили происходящее гневом Божьим на особо проклятых грешников.
Начали объявлять целые кварталы и поселения людей одержимыми демонами, заразными, чумными, вводили карантины, инквизировали, лишали всяких прав, уничтожали людей.
И. отравляли ядами, называя их лекарствами, в точности как это описывал Гёте.
А доказательств эпидемии не было!
В 20 веке примерно также раскрутили несуществующий вируса СПИДа (ВИЧ).
Да, я не обмолвился, это так.
И это нетрудно доказать.
Несмотря на все заявления суперученых, достойных уважения, этого вируса нет, а есть не так давно отысканный «в заначке» Природы микроб, который стали с торжеством выдавать за неуловимый вирус СПИДа.
Как обычно, люди при этом были затерроризированы СПИДом, их запугивали, объявляя о новой страшной эпидемии, делали их бесправными, изолировали в карантине.
И. травили, выдавая яды за лекарства, как это описывал Гёте.
В то же время на планете миллионы людей погибали от истощения, от реальных болезней, от социальных волнений и бедствий.
Но они никого не интересовали.
А те, кто выжил после «лечения» несуществующей болезни, аплодировали и славили убийц.
И убийц бессовестных бездумно прославляют выжившие, несмотря на «лечение», люди!
«Фауст» — философская драма для чтения, которая считается главным трудом Иоганна Вольфганга фон Гёте.
Содержит наиболее известный вариант легенды о докторе Фаусте.
Гёте работал над замыслом о Фаусте на протяжении 60 лет своей жизни.
Благодаря сложной прихотливости ритмов и мелодики, «Фауст» считается одной из вершин немецкой поэзии.
Он входит во Всемирную библиотеку (список наиболее значимых произведений мировой литературы Норвежского книжного клуба).
Исследователь рассказал подробности гибели Осипа Мандельштама
Религией поэта была культура
14 января исполняется 130 лет Осипу Мандельштаму. Долгое время считалось, что великий поэт родился 15 января по новому стилю. Ведь он же писал: «Я рожден в ночь с второго на третье/Января в девяносто одном/Ненадежном году, и столетья/Окружают меня огнем». Но два года назад чудом обнаружилась метрика Мандельштама, из которой следует, что он родился именно четырнадцатого января. Впрочем, не дата определяет Мандельштама, а гениальные стихи. Исследователь жизни и творчества поэта Павел Нерлер рассказал о мифах вокруг Мандельштама, его любовных и политических увлечениях, трагической гибели и современном прочтении.
Осип Мандельштам в Париже в 1908 году.
— Мандельштам нередко предстает в разных воспоминаниях этаким чудаком. Чего стоит рассказ редактора «Аполлона» Сергея Маковского о том, как юный поэт пришел показать свои стихи вместе с мамой. Насколько это соответствует действительности?
— Я в правдивость этой истории поверить не могу. Сами посудите, это конец 1909 года. Мандельштаму почти девятнадцать лет. Вы можете себе представить, что с ним пришла мама? Да еще и говорила так, как об этом пишет Маковский: «Мой сын. Из-за него к вам. Надо же знать, наконец, как быть с ним. У нас торговое дело, кожей торгуем. А он всё стихи да стихи! В его лета пора помогать родителям. Вырастили, воспитали, сколько на учение расходу! Ну что ж, если талант — пусть талант… Но если одни выдумки и глупость — ни я, ни отец не позволим. Работай как все, не марай зря бумаги… сделайте одолжение — скажите, скажите прямо: талант или нет! Как скажете, так и будет…» Я не могу представить, что мама Мандельштама Флора Осиповна произнесла подобную речь. Она была очень погружена в русскую литературу и культуру.
Вообще «Воспоминания» Маковского являются частицей блока разных воспоминаний, где Мандельштам предстает таким диким воробушком, не от мира сего, чуть ли не клоуном, недобросовестным, но милым должником. Эдакий нищий поэт-декадент, пребывающий в своих эмпиреях вместе со своими аонидами. Ничего подобного: Мандельштам был непрактичный, но очень земной человек.
Фото: Из личного архива
— Он ведь даже входил в партию эсеров. С чем связан интерес Мандельштама к революционному движению начала века?
— Мандельштам был сыном своего времени и, если угодно, своего сословия — разночинного де-факто (номинально купеческого). Его политические убеждения сложились в 1905–1907 годах, в последние годы учебы в Тенишевском училище и в годы первой русской революции: именно она была главным революционным переживанием его жизни. Он остро чувствовал свою абстрактную сословно-классовую, а точнее — урбанистическую вину перед тем, что тогда называли, столь же абстрактно, народом, разумея под ним полуграмотных и полусвятых бородатых мужиков в немного абстрактных лаптях. О пролетарской бедноте, как и о местечковой голытьбе, он задумывался гораздо меньше.
Основными движущими силами Первой революции были эсдеки (большевики и меньшевики) и эсеры. Мандельштам был под большим влиянием обеих партий, причем сначала тяготел к эсдекам, а эсером стал после того, как его «перевербовал» лучший друг Борис Синани, в доме отца которого — психиатра Бориса Наумовича — часто собирались эсеры. Мандельштам тоже там бывал. Его по-мальчишески привлекала эсеровская романтика, но если он и был революционером, то только в поэзии. Хотя его первые стихи 1906 года, подписанные псевдонимом Фитиль, были гражданскими, в духе Некрасова и Надсона. Оказавшись в 1907–1908 годах в Сорбонне, Мандельштам на короткое время увлекся анархизмом, но постепенно вирус политики ослаб и его оставил, зато он заразился поэзией.
— Почему его привлек именно акмеизм?
— Привлек — неточное слово. Мандельштам и есть акмеизм, сколь бы разношерстной ни была шестерка акмеистов. Акмеизм возник как некое противостояние тому, что господствовало в литературной жизни Серебряного века, прежде всего символизму. Акмеисты делали шаг в сторону правды жизни. В статье «Утро акмеизма» 1913 года Мандельштам утверждал: «Сознание своей правоты нам дороже всего в поэзии, и, с презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке».
В 1923 году, в письме ко Льву Горнунгу, Мандельштам писал, что акмеизм — это попытка быть судьей над поэзией, а не самой поэзией, и как бы отрекался от акмеизма, но позже, уже находясь в ссылке в Воронеже, в феврале 1935 года, на творческом вечере в редакции газеты «Коммуна» он определил его как «тоску по мировой культуре».
— Не могу не спросить о романе Мандельштама с Цветаевой. Чего было больше в этих отношениях: поэтической влюбленности или реальных чувств?
— Первый раз Мандельштам и Цветаева увиделись в Коктебеле в 1915 году, в доме Максимилиана Волошина. В следующем, 1916 году они встретились на «нездешнем вечере» в доме Каннегисеров — семьи, которая была знакома им обоим. Там-то у Осипа Эмильевича и вспыхнули чувства к Марине Ивановне. Она отвечала ему сестринской и поэтической взаимностью, но не более. Романа в общепринятом смысле слова между ними не было. Зато случилась невероятная поэтическая перекличка. Все московские стихи Мандельштама 1916 года, в том числе знаменитое «В разноголосице девического хора», посвящены Цветаевой. Она отвечала ему своими дивными стихами.
Влюбленность Мандельштама прошла после того, как он, совершенно неожиданно для Цветаевой, приехал к ней в Александров. Отношения стали ровнее и уважительнее, а со временем — даже критичными. Например, Цветаева резко высказалась о книге Мандельштама «Шум времени». Тем не менее когда Мандельштамы приехали в 1922 году в Москву, то первое время они жили у Марины Ивановны, в Борисоглебском переулке.
— Насколько Мандельштам был влюбчивым человеком?
— Мандельштам был влюбчивым, но не был донжуаном. Он загорался отношениями, чувства его ослепляли, и он не вполне адекватно видел то, как «она» относится к нему. Взаимных счастливых влюбленностей у Мандельштама практически не было. За художницей Анной Зельмановой, которая написала его портрет, он поехал на фронт Первой мировой войны, под Варшаву, где стоял ее госпиталь, почему-то думая, что она его полюбит. Но у нее-то были совершенно другие увлечения и планы! Такой отчаянный поступок — проявление некоего поэтического эгоцентризма. Мандельштам писал:
Это как раз такое горькое похмелье от односторонних по своему результату влюбленностей. Но с Надеждой Яковлевной, несмотря на трудности и трения, Мандельштам обрел подлинную гармонию.
Мандельштам в окружении редакции «Московского комсомольца». 1929 год.
— До сих пор идут споры вокруг крещения Мандельштама. В какой степени это был для него вынужденный шаг и какую роль играло христианство в его поэзии?
— Давайте разделим разные ингредиенты вашего вопроса. Мандельштам крестился в мае 1911 года в Выборге, в методистской церкви у кальвинистского пастора Розена. В этой процедуре крещения ничего, кроме прагматики, не было. Мандельштам не был убежденным кальвинистом, православным или католиком. Просто у кальвинистов эта процедура была проще и стоила меньше. Это был оптимальный вариант, которым воспользовались десятки тысяч евреев в то время. Если бы Мандельштам не крестился, ему бы пришлось оставить Петербург, а он категорически не хотел уезжать из этого города, где он в это время — уже известный поэт.
Другое дело, что Мандельштам воспринимал христианство как часть своей личности, как частицу самого себя, но через призму культуры, а не конфессионально. Он пропускал через себя многое. Мы знаем и его «католические» стихи о Риме 1915 года. Слышатся в стихах и православные мотивы. Разумеется, он был в курсе и буддизма, и ислама. Нотки, связанные и с тем, и с другим, время от времени тоже возникали в его поэзии или прозе. Конечно, в этом букете роль христианства, в особенности православия, самая существенная. Но религией Мандельштама была культура.
— Поэтические отклики Мандельштама на события 1917 года противоречивы. С одной стороны, он восклицал: «Прославим, братья, сумерки свободы», а с другой — писал: «И в декабре семнадцатого года все потеряли мы, любя». Как он воспринимал революцию?
— Вы забыли упомянуть еще одно его стихотворение ноября 1917 года:
Когда октябрьский нам готовил временщик
Ярмо насилия и злобы,
И ощетинился убийца-броневик,
И пулеметчик низколобый…
Мандельштаму импонировал Андре Шенье — поэт, отрицавший революцию со всеми ее эксцессами и поплатившийся за это жизнью. Отношение Мандельштама к революционным событиям было сложным и менялось. Сначала он надеялся на то, что все зло, свергнутое революцией, ушло. Мандельштам был невысокого мнения о Российской империи, говоря: «Я там ничего не забыл». Но вскоре и в СССР началось то, после чего Мандельштам те же слова мог бы сказать и про советскую власть. Вместе с тем временами ему хотелось и шагать в ногу. В 1928 году, отвечая на вопрос анкеты «Революция и мы», он отвечал: «Приношу революции дары, ей не востребованные».
— Именно желанием шагать в ногу объясняется его приход в «Московский комсомолец»?
— Не только. В 1929 году Мандельштам в бытовом отношении был в очень трудном положении. Своего жилья не было, постоянной работы — тоже, не на что было жить. Поэтому «Московский комсомолец» был Мандельштаму очень интересен как служба. Его воспринимали — а он подыгрывал этому — как ценного мастерового-попутчика, несущего комсомольским поэтам полезные для их роста плоды культуры или хотя бы культурности. Многие из тех, кто с ним общался, именно так его и воспринимали — и были ему за эти уроки благодарны.
Мандельштаму нравились люди, которые с ним работали, их человеческие качества. Однако от самой работы в газете он испытывал куда как более сложные чувства, описав их в стихотворении «Квартира тиха, как бумага». Там есть такие строчки:
Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни бойчей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.
— Что для Мандельштама стало точкой невозврата, после которой появились стихи «Мы живем, под собою не чуя страны…»?
— Всю свою жизнь при советской власти он к этому до известной степени шел. В 1920-е годы ему перекрыли читательский кислород, и жизнь его была устроена так, что вместо стихов, которые многие журналы отказывались печатать, ему пришлось заниматься иссушающим мозг занятием — переводами прозаических текстов ради куска хлеба. Хотя переводчиком, в том числе прозы, он был блистательным!
Все, что происходило в стране, Осип Эмильевич очень хорошо видел: борьбу ли с троцкистами, участившиеся аресты, систему доносительства… Его стихотворение 1933 года «Холодная весна. Голодный Старый Крым…» — один из первых откликов на голодомор, ставший результатом коллективизации. Это все накапливалось, и хотя все это видели, но не каждый мог написать такое стихотворение, как «Мы живем, под собою не чуя страны».
— Более того, Мандельштам открыто читал это стихотворение своим знакомым. Откуда такое бесстрашие?
— Мандельштам считал, что поэт подотчетен только одной инстанции, и это не государство или писательская организация — это тот внутренний голос, который нашептывает ему стихи. В стране, где на все нужно брать разрешение, где все зарегулировано и состоит из запретов, поэт, когда пишет стихи, плюет на это, ворует запретный воздух и наотрез отвергает претензии что-то запрещать.
Мандельштам словно искал своей судьбы — и, как ни странно, три-четыре года жизни себе подарил. Сталину эти стихи понравились. Я уверен, что Сталин их знал и что из них понял: его методы действуют. «Люди боятся — это страх. Именно этого я добиваюсь». Эти стихи тогда были большим вызовом, риском, и быть расстрелянным за них — наверное, проще всего, но наказание было мягким: ссылка в Чердынь, замененная на высылку в Воронеж. Сталинская премия, так сказать.
— В Чердыни Мандельштам сошел с ума и даже выбросился из окна больницы. Что стало причиной помешательства поэта?
Конечно, психическое состояние Мандельштама и в Чердыни, и в Воронеже было нестабильным и поколебленным. Кроме того, зная, какими бывают нервные приступы и как они выглядят, он их иногда сознательно симулировал, полагая, что это ему каким-то образом на пользу.
— Поражает, что фактическими соучастниками второго, смертельного ареста Мандельштама в 1938 году стали писатели Ставский и Павленко, которые написали донос главе НКВД Ежову. Откуда такая ненависть к поэту?
— О да, это уникально! Ставскому Мандельштам просто надоел. «Помогите решить вопрос о Мандельштаме» — пишет он Ежову зимой–весной 1938 года! Разве Ежов — не нарком Большого террора, развязанного в 1937 году? Мандельштам был и классово, и стилистически чужд. Это было в духе времени. Судьбы-«вопросы» многих поэтов и писателей были «решены» в непосредственном контакте писательского и политического начальства.
— Что было известно о трагической судьбе Мандельштама?
— Надежда Яковлевна узнала о гибели мужа в 1940 году. Она писала: «В июне сорокового года брата Осипа Мандельштама, Шуру, вызвали в ЗАГС Бауманского района г. Москвы и вручили ему для меня свидетельство о смерти О.М. Возраст — 47 лет, дата смерти — 27 декабря 1938 года. Причина смерти — паралич сердца. Это можно перефразировать: он умер, потому что умер. Ведь паралич сердца это и есть смерть… и еще прибавлено: артериосклероз…» Тогда было принято эвфемизмами сообщать родственникам расстрелянных кривду, а не правду. Поэтому доверия у Надежды Яковлевны к этой дате не было.
Тут и возникло несколько версий. Якобы Мандельштама видели живым на Колыме, и все называли его Поэт. Другая версия — что его утопили блатные в сортире во Владивостоке. Были даже такие слухи, что Мандельштам в Ельце был захвачен немцами, оккупировавшими город, и ими расстрелян, то есть что он — чуть ли не жертва Холокоста.
— Как он умер на самом деле?
— Насколько сегодня велик интерес к Мандельштаму?
— На фоне того, что книги выходят достаточно скромными тиражами, Мандельштам смотрится достойно: публикуются все новые книги о нем, готовятся новые научные комментированные издания.
Мандельштам не безнадежен и при «пересадке» в новые форматы. Например, 14 января будет запущен так называемый трибьют: двадцать известных рэперов постсоветского пространства приготовили оригинальные треки на стихи Мандельштама — в том числе на украинском, грузинском, белорусском. Топовые рэперы часто прибегают к взаимодействию с мандельштамовскими текстами — например, Oxxxymiron или Noize MC, который написал песню для фильма Либерова «Сохрани мою речь навсегда». Такие попытки синтеза предпринимаются не типично мандельштамовской аудиторией. Посмотрим, насколько они будут успешны — но думаю, что будут, потому что «есть ценности незыблемая скáла»!