Почтение и уважение в чем разница
Что такое почтение или уважение?
Во-вторых, только когда я сам принимаю почтение в уважение других, я могу чувствовать свою значимость и полезность. Несомненно, существует прямая связь с большим количеством людей с приниженным и обедненным представлением о самих себе в нашем обществе и тем, как мы, как общество, преуспеваем в бесчестии. Мы бесчестим Бога и Его Слово, мы копим неуважение к институтам нашего общества, мы презираем прошлое, моральные ценности, родительские права, власть и права других. Неуважение и бесчестье не столько выявляются, сколько прославляются. Многие люди в средствах массовой информации зарабатывают себе на жизнь на этом. Все нужно показать ущербным и лживым, тогда мы пожинаем то, что сеем, как указывает псалмопевец:
Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились3. Псалом 11:9
Но мы также пожинаем результаты и в себе. Мы обесчещены, мы страдаем в области самооценки и самоуважения, мы поражены чувством ничтожности.
Наконец, попытка дать самому себе хорошее представление о себе заводит в тупик. Это невозможно сделать, я не могу воздать себе честь, несмотря на то, что говорят нам все книги по аутопсихологии. Мы зависим, друг от друга, наше представление о себе формируется из наших взаимоотношений. Обедненное представление о себе может выявляться неспособностью создать или поддержать хорошие взаимоотношения с другими людьми, но сначала оно формируется плохими взаимоотношениями или недостатком хороших взаимоотношений, и этот недостаток обычно является недостатком поддержки или почтения.
Мера ценности
Но верна ли эта система оценки, на которой мы строим свои подсчеты по отношению к человеческим существам? Если нет, какую же систему оценки следует использовать? Библейская систем» опенки, применимая к человеку, имеет три измерения ценностей, к которым мы сейчас обратимся.
Внутренняя ценность
Такой тип уважения лежит в центре всех искупительных взаимоотношений, но вы не можете имитировать его и успокоиться на этом. Люди тонко чувствуют отношение. Но если такое уважение присутствует в вашем сердце, я обнаружил, что вы можете быть прямолинейными и резкими в отношении образа жизни людей, насколько это необходимо, и они не почувствуют себя отверженными. Они могут оспаривать ваше суждение, они могут спорить об их частном случае, но они не будут удаляться от вас потому, что вы смотрите на веши по-другому. Но если это уважение отсутствует и в нашем разуме мы смешиваем вместе человека и его образ жизни, тогда мы сталкиваемся с проблемами. Одна из них состоит в том, что осуждая образ жизни, мы также отвергаем и человека. Вторая проблема в том, что желая принять человека, мы не знаем, что делать с его образом жизни. У нас нет ответа к человеку, который говорит: «Ты должен принять меня таким, какой я есть, и это включает мое гомосексуальное поведение, мое пристрастие к наркотикам и мою нечестность. Не смей критиковать их, иначе ты судишь, а христиане не должны судить».
Умение руководить людьми на рабочем месте или в Церкви зависит от того же основополагающего разделения. Возможно, мне придется сказать: «Как человек, я полностью и несомненно принимаю тебя. Как брат или сестра во Христе, я принимаю тебя безусловно. Но я не могу и не буду принимать твой стандарт поведения; что-то необходимо предпринять».
Ценность характера
Сегодня в обществе интеллектуальные способности, спортивные данные, артистический талант, деловой или политический образ и личное дарование оцениваются гораздо выше внутренних качеств характера, и иногда все это используется для извинения или оправдания отсутствия моральных стандартов. Даже Церковь скатывается к стандартам общества, уважая дар и служение более высоко, чем Богобоязненный характер.
В Новом Завете, ударение делается не на дары, возможности или таланты, а на характер. Характер, а не Харизма, является лакмусовой бумажкой. Например, существует очень мало четких указаний о том, что делает пресвитер, или каковы функции дьякона, но очень много внимания уделяется тому, какими людьми они должны быть. Причина этого в том, что их роль, в основном руководящая, то есть они должны устанавливать и формировать стандарты христианской жизни, применяемые в христианской общине. Не многие пресвитеры понимают эту ответственность. Меня однажды позвали в Церковь, которая была заражена проблемами распрей и ожесточения на протяжении многих лет. Они проходили через катастрофы с пасторами, с лидерами, со старшими членами Церкви. Когда мы обсуждали их роль, как пресвитеров, мы наткнулись на истинный корень проблемы. Все время этим людям не хватало смелости действовать эффективно в конкретной ситуации, потому что у них были личные проблемы в той же области. Этого было достаточно, чтобы заставить их замолчать и воспрепятствовать применению их власти. Когда с этим честно разобрались перед Господом, они созвали Церковь, исповедали свою неудачу в попытке вести Церковь в правильном направлении и четко установили Библейский стандарт гармонии и принятия, которые Бог установил для Своего народа. Проблемы прекратились почти мгновенно.
Когда я думаю о характере, я часто думаю о моем отце. Он был рабочим человеком, тружеником всю его жизнь, совершенно неизвестным вне маленького семейного круга и поместной баптистской Церкви, которую он посещал. Но когда он умер, он оставил четырех детей, которые все были христианами, и которые все вступили в христианские браки. Он пошел к своему Богу со столькими ошибками в его жизни, сколько было сорняков в его саду. А садоводство, было его большим увлечением. Я иногда думаю, что еще человек может сделать со своей жизнью, обладая непребывающей ценностью?
Но характер будет иметь ценность для следующего поколения, только если он высоко оценивается настоящим поколением. Если мы создадим мнение, которое оценивает личность выше характера, или успех выше характера, или собственность выше характера, то не удивляйтесь, если наши дети последуют нашему стандарту.
Уважение или почтение
Как известно, невозможно относиться с уважением к другим, если не относиться уважительно к самому себе. Но верно и обратное. Если не относиться с уважением к другим, то и уважение к себе испытывать невозможно.
Если исходить из того, что уважение — это чувство, то неудивительно, что испытывать чувство уважения нужно «в обе стороны».
Очень часто причиной неумения уважать является обобщенное, “одинаковое” отношение к другим. Например, ребёнка воспитывают в духе его исключительности, постоянно внушая ему, что он особенный, а остальные ничего из себя не представляют.
В итоге у ребёнка складывается убежденность, что мир делится на две категории — он сам и все остальные. Это рождает отношение к другим, как к массе, отношение, как к количеству.
Отношение же к большому количеству людей всегда обобщённое, оно лишено избирательности и индивидуального отношения. А уважение является отражением индивидуального отношения или же отношения к индивидуальности другого человека.
Подобное разделение на себя и на всех остальных рождает скрытое высокомерие и такое же высокомерное отношение к другим. А высокомерие, как известно, делает уважение невозможным в принципе.
Такое же обобщенное отношение рождается в ребёнке, если родители не развивают в нем индивидуальность. Не раскрыв в себе личность, не развивая личные качества и собственную индивидуальность, ребенок живет с впечатлением, что все вокруг точно такие же, «на одно лицо».
И в этом случае развивается отношение к другим, как к одинаковой массе, в которой невозможно никого выделить. Невозможность никого выделить происходит ещё и от незнания — за что и за какие качества можно выделять того или иного человека.
В этом случае вместо внутреннего высокомерия развивается простота, некая недалёкость. Недалёкость рождается прежде всего из убеждения, что все люди одинаковые и ничем друг от друга не отличаются.
А так как «начальным этапом» уважения является восхищение — человеком, его умом, знаниями, личными качествами или его личностью, то становится очевидным, что испытывать восхищение к одинаковому невозможно. А раз невозможно испытывать восхищение, то невозможно испытывать и уважение.
Именно развитие собственной личности и индивидуальности может позволить замечать и в других людях их личность и индивидуальность. Это обязательный и очень важный этап на пути к уважению других.
Умение видеть личность и индивидуальность рождает интерес к другим людям. Интерес же подготавливает почву для уважения и восхищения.
Попытки заставить уважать, не развивая собственные личные качества и собственную индивидуальность, приводят к тому, что в ребёнке или во взрослом человеке могут развиться презрение, ненависть, подобострастность и даже зависть.
Ребёнок или человек с нераскрытой индивидуальностью и с неразвитостью личности воспринимает попытки привить ему уважение исключительно, как принуждение «считать других лучше, а себя хуже».
Очевидно, что в этом случае никакого истинного уважения испытываться не будет. Зато подобное восприятие уважительности может родить такие чувства, как внутренний протест, желание ставить все под сомнение, несогласие, осуждение, зависть и даже агрессию.
Как сказал кто-то из великих: «Уважение — это искреннее признание чужих достоинств. А почтение — это уверенность в превосходстве другого человека над нами».
Разница между почитанием и почтением
Содержание:
Что означает почитание?
Следующие предложения помогут вам понять значение и использование этого существительного.
Что означает благоговение?
Следующие предложения помогут вам более четко понять значение и использование этого слова.
Слово благоговение также используется как титул или форма обращения к члену духовенства.
В чем разница между почитанием и почтением?
Почитание против благоговения
Два слова «почитание» и «благоговение» означают глубокое уважение, трепет и восхищение. Разница между почитанием и почтением проистекает из степени уважения, а также их контекстного использования. Почитание подразумевает более высокую степень уважения и трепета по сравнению с почтением и, следовательно, используется в отношении религии.
Скачать PDF-версию «Почитание против благоговения»
Вы можете скачать PDF-версию этой статьи и использовать ее в автономных целях в соответствии с примечанием к цитированию. Пожалуйста, скачайте PDF-версию здесь Разница между почитанием и благоговением
Изображение предоставлено:
ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ (HONOR)
Честь в Библии связывается с такими понятиями, как уважение, почтение, высокое мнение и награда. В современных переводах слово встречается около 150 раз. В образе чести может выражаться мысль о почтении по отношению к вышестоящим: Богу ( 1Цар. 2:30 ; 1Тим. 1:17 ), Христу ( Ин. 5:23 ), императору ( 1Пет. 2:17 ), церковнослужителям ( Флп. 2:25,29 ), старцам ( 1Тим. 5:1–3 ) или родителям ( Исх. 20:12 ; Еф. 6:2 ). Честь может также воздаваться как награда за добродетельное поведение: за почитание Бога ( 1Цар. 2:30 ) или служение Христу ( Ин. 12:26 ); за проявление мудрости ( Притч.3:16 ), благонравия ( Притч.11:16 ), дисциплинированности ( Притч.13:18 ), смирения ( Притч.15:33 ), миролюбия ( Притч.20:3 ), праведности и милости ( Притч.21:21 ). Среди библейских образов чести есть также примеры людей, удостоившихся ее благодаря своим делам: Иосиф ( Быт. 41:41–43 ), Финеес ( Чис. 25:7–13 ), Иисус Навин ( Чис. 27:18–20 ), Соломон ( 3Цар. 3:13 ), Авесса ( 1Пар. 11:20–21 ), Даниил ( Дан. 2:48 ), Мардохей ( Есф. 8:15 ) и апостолы ( Мф. 19:27–29 ).
Почитать кого-то или что-то значит выказывать уважение или воздавать должное авторитету или достоинству объекта почитания. В почтительном отношении выражаются эмоциональная сторона (чувство уважения или высокая оценка) и внешние проявления в виде определенных жестов (поклонов и предупредительности) или конкретных дел (дарование титулов или привилегий). Все эти средства выражения почтения возвышают человека или предмет, которым оно оказывается. Помимо основного значения, образ чести используется в Библии в смысле качества, внутренне присущего некоторым людям или объектам.
Более того, честь рассматривается как с внешней, так и с внутренней точки зрения. К внешней стороне чести относятся положение человека, его богатство и общественное уважение. Внутренняя честь – это благородство и чистота души и характера. В Ветхом Завете эти понятия в ряде случаев совпадают – благословляя Израиль, Бог ожидает от него, что обе эти стороны чести будут идти рука об руку. Когда народы или отдельные люди огорчают Бога бесчестным поведением, Он часто лишает их внешних атрибутов уважения. Со своей стороны, новозаветные авторы проводят четкое различие между этими двумя пониманиями чести и заявляют, что по причине растленности мира в целом те, кому он оказывает честь, обычно сами бывают растленными. Тем самым в Новом Завете подчеркивается, что стремиться надо к обретению личной и внутренней чести, которая будет отвергаться на земле, но приветствоваться на небе.
Для женщин в библейские времена честь связывалась, в первую очередь, с деторождением. Бесплодие было высшим выражением позора, даже более ужасным, чем внешняя непривлекательность (которая тоже была важным фактором). Лия верила в это настолько искренне, что надеялась на благосклонное отношение Иакова, когда родила ему шестерых сыновей; а ее сестра была настолько уверена в этом, что сказала Иакову, что умрет, если не родит ребенка ( Быт. 30:1–20 ). Мать Самуила Анна была любима мужем, но из-за бесплодия считала свою жизнь несчастной. Для таких женщин дети означали обретение уважения, достоинства и безопасного положения, равнозначных финансовому благополучию для мужчин.
Для мужчин в библейские времена понятие о чести было более сложным. В одних случаях честь связывалась с мудростью и умом, достойными восхищения, то есть с качествами, которыми обладали такие люди, как Соломон. В других случаях почитание определялось политическим или общественным положением, часто приобретаемым благодаря мудрости или чертам характера: Иосиф, Мардохей и Даниил стали важными персонами при дворах иноземных царей, так как заслуживали доверия и были хорошими советниками. Третий тип почестей воздавался людям, обладавшим богатством, славой и известностью, таким как Соломон и Навуходоносор. Такие почести были наиболее поверхностными и мимолетными.
Нравственные основания. В Книге Притчей показана взаимосвязь между поведением человека и честью или славой, которая ему воздается. В качестве примеров можно выделить следующие: «Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу» ( Притч.21:21 ); «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» ( Притч.22:4 ); «Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» ( Притч.25:27 ); «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому» ( Притч.26:1 ); «Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь» ( Притч.26:8 ); «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» ( Притч.29:23 ).
Божья справедливость как основание. На протяжении всей Библии Бог демонстрирует желание, чтобы люди соответствовали Его принципу почитания, то есть поклонялись Богу и сами стремились следовать Его системе ценностей. Эта тема повторяется в Ветхом Завете вновь и вновь, когда Бог показывает Своему народу, что благословения исходят от Него и что единственный способ получить их – проявить смирение и почитать Бога. Бог кратко и четко заявил об этом при осуждении Илия: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» ( 1Цар. 2:30 ). Этот урок неоднократно повторяется в Ветхом Завете, но люди медленно усваивают его.
Один из самых ясных примеров можно увидеть, если провести параллель между рассказами о Сауле и Давиде. Саул охотно получал почести сам, но не стремился воздавать должное Богу. Когда Самуил сказал ему о необходимости истребить всю добычу и народ Амалика, Саул оставил себе царя и лучшую часть добычи. Будучи уличенным в грехе, Саул проявил характерные для него пренебрежение Божьей честью и заботу лишь о своем общественном лице. Он сказал Самуилу: «Я согрешил; но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем, и воротись со мною, и я поклонюсь Господу, Богу твоему» ( 1Цар. 15:30 ). За неуважение к Богу и всепоглощающее желание выставить себя в благоприятном свете перед народом Бог лишил Саула венца и передал его человеку, который следовал Божьей системе почитания.
Давид, со своей стороны, настолько ревностно почитал Бога, что во время возвращения ковчега в Иерусалим, будучи царем, предстал перед всем народом в скудном одеянии и плясал «из всей силы пред Господом». Его жена Мелхола, возмущенная такой публичной демонстрацией, насмешливо сказала Давиду: «Как отличился сегодня царь Израилев. как какой-нибудь пустой человек». На ее насмешку Давид ответил, что он плясал пред Господом. Отношение Бога к этим людям показывает Его мнение о них: Мелхола понесла позор бесплодия, а Давид удостоился чести быть основателем вечного царства ( 2Цар. 6:14–23 ). Бог обещал Давиду: «Я восставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих. и утвержу престол его на веки» ( 1Пар. 17:11–12 ). Смирение Давида и вознесение им хвалы были угодны Богу.
Вместе с тем, даже те, кому Бог даровал мирские почести в виде власти, славы и богатства, должны были понимать границы Его благодеяний. Бог вновь и вновь показывал правителям как Израиля, так и других народов, что почести, которые они получают на земле, должны сопровождаться смирением, ибо все это исходит, в первую очередь, от Бога. Таким образом, Ветхий Завет свидетельствует, что в конечном счете честь принадлежит только Богу и что только Он достоин почитания. Когда Бог положил конец позору бесплодия Анны и дал ей долгожданного сына, она высказала важную библейскую истину: «Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли» ( 1Цар. 2:8 ). Продолжая эту тему, псалмопевец уверенно заявляет: «В Боге спасение мое и слава моя», ибо Сам Он полон «славы и красоты» ( Пс. 61:8; 110:3 ). В Пс. 49:23 все эти стихи соединяются воедино: получающие почести должны благодарить за это Бога, ибо «кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня».
Заповедь почитания. Понятие почитание используется в Библии в форме как имени существительного, так и глагола. В Библии содержится множество предписаний почитать то или иное. Превыше всего, разумеется, верующий должен почитать Бога с послушанием и любовью. Вместе с тем, есть многое другое, достойное почитания. Среди прочего это пресвитеры новозаветной церкви, любой человек, обладающий властью (напр., господин раба), и институт брака ( 1Тим. 5:17; 6:1 ; Евр. 13:4 ).
Наиболее часто повторяется заповедь почитать отца и мать. Впервые она была дана Израилю Моисеем, и Иисус повторил ее, назвав лицемерами фарисеев, ссылавшихся на свои законы, чтобы удержать людей от такого почитания ( Исх. 20:12 ; Мф. 15:4 ). На самом деле заповедь была настолько важной для Бога, что любой израильтянин, злословящий отца или мать, подлежал преданию смерти ( Исх. 21:17 ). Родители и другие властные фигуры служили в жизни людей символами верховной власти Бога, поэтому для Бога было крайне важным, чтобы Его народ относился к ним с уважением, послушанием и с внешними проявлениями почтения.
Развитие темы в Новом Завете. В отличие от ветхозаветных образов бесчестья как немедленного наказания Богом гордости, в Новом Завете акцент делается на противопоставлении бесчестью чести, связанной с благочестивым характером и престижным положением. Бог, в частности, осудил фарисеев, которые подобно таким ветхозаветным персонажам, как Валаам и Саул, больше заботились об одобрении их дел людьми, чем о прославлении Бога ( Мф. 23:6 ). Но, в отличие от этих персонажей, гордость фарисеев будет наказана позором лишь при возвращении Христа ( Лк. 14:7–10 ). Поэтому в Новом Завете провозглашается, что единственный путь к вечной «похвале и чести и славе» ( 1Пет. 1:7 ) – развитие истинной и неугасимой веры, дабы «постоянством в добром деле» получить жизнь вечную ( Рим. 2:7 ). Такую вечную славу можно приобрести, только отказавшись от земных почестей, ибо Христос заверил учеников, что любящих Его мир будет ненавидеть ( Ин. 15:19 ). Следовательно, человеческое бесчестье и Божья честь неизбежно сопутствуют друг другу.
В древних обществах понятие о чести было связано с иерархическими общественными и политическими структурами. Новый Завет гораздо демократичнее, и честь в нем рассматривается как качество, которого потенциально достоин каждый человек. Обращаясь к церкви в Коринфе, Павел сознавал стремление ее членов пользоваться почетом в рамках условностей греко-римского общества. Павел отвергал почести мирской мудрости и власти ради «безрассудства» и «немощи» креста ( 1Кор. 1:18 – 2:5 ). Ибо Бог избрал немудрое и немощное мира, чтобы «посрамить» мудрое и сильное ( 1Кор. 1:27 ). Стремление к почестям привело коринфян к судебным тяжбам между верующими. Но Павел устанавливает иные нормы, по которым отстаивать честь в суде позорно ( 1Кор. 6:5 ), а быть обманутым или обиженным почетно. В Теле Христовом, в отличие от гражданского общества в Коринфе, к наименее почетным членам относятся особенно уважительно, ибо Бог «соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение» ( 1Кор. 12:22–24 ).
Иногда в качестве синонима почета используется слово любовь. Павел писал римлянам: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим. 12:10 ). Высшим примером такой почтительности служит Христос: омыв ноги учеников, Он оказал им честь, подчинив собственные интересы их нуждам. Такое уважительное отношение к другим людям связано со смирением, которое, как отмечалось выше, служит самым надежным способом добиться истинного почитания – благородства характера и почетного положения в вечности.
Заключение. Честь – библейский образ высокого уважения и почитания, которых достойны Бог, все человеческие существа и, в особом смысле, такие люди, как родители, старцы и власть предержащие. Помимо дидактических мест, в которых объясняется смысл заслуженных почестей и предписывается их воздавать, в Библии есть примеры людей, удостоившихся почитания благодаря чертам их характера.
См. также: СЛАВА, СТЫД.
Библиография: В. Malina, The New Testament World: Insights from Cultural Anthropology (Atlanta: John Knox, 1981);
H. Moxnes, «Honor, Shame, and the Outside World in Paul’s Letter to the Romans» / The Social World of Formative Christianity and Judaism, ed. J. Neusner et al. (Philadelphia: Fortress, 1988) 207–218.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Уважать — это… Значение и проявление в различных культурах
писатель, психолог, гештальт-терапевт
Рене Декарт говорил «Уважение других дает повод к уважению самого себя». И он был прав: эти два проявления уважения поддерживают гармонию, что уберегает нас от изматывающих конфликтов и непонимания. Кто (или что) еще требует уважительного отношения? Как быть, если буквально ощущаешь чужое неуважение? Какими поступками подчеркнуть ценность другого человека? И почему аванс можно получить не только деньгами? Ответы – в статье.
Что такое уважение?
Уважение — это способность считаться с границами и интересами других людей, видеть и признавать их достоинства, замечать индивидуальность, соблюдать социально-допустимый формат общения, взаимодействовать, не причиняя морального или физического вреда. Это умение принять без осуждения поступки, поведение, высказывания другого человека, даже если мы не разделяем или не понимаем его мотивов. Уважение – это константа в формуле человеческих взаимоотношений и собственной идентичности.
Почему уважение настолько значимо:
Что случится, если мы перестаем уважать друг друга? Люди – не машины, они сразу чувствуют фальшь в показном внимании. Да и играть «в уважение» долго не получается. Невозможно насильно заставить уважать кого-то. Уважение не покупается, не вырабатывается запретами, страхом, кнутом или поощрением. Оно возникает тогда, когда человек замечает в других качества и достоинства, которые считает значимыми и важными, к чему стремится сам.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы
Дизайн Человека
. Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас
Слова «уважение» нет в текстах Античности, но рассуждения о понятии «respectus»-«внимание, почтение» встречаются в трудах Аристотеля, Сократа, Демокрита. Слово «уважение» заимствовано из нескольких европейских языков. Так, например, в немецком есть слово «Wage»-«важный», а в польском «uwazny»-«быть внимательным», «uwaga»-«внимание». Однокоренное слово «waga»-«вес» дополнительно раскрывает смысл понятия. Ведь о человеке, который пользуется уважением, влиянием, имеет достойную репутацию так и говорят «имеет вес в обществе».
Есть еще одна теория о происхождении слова: уважение – от слова «важно». Это значит учиться делать то, что важно для другого человека, стараться уважить его и свои интересы. Чтобы мирно сосуществовать или что-то получить, нужно считаться с желаниями другого, иначе конфликта избежать не удастся.
Пройти тест на уверенность в себе
Виды уважения.
В трудах античных философов, а позже в работах Р. Декарта, И. Канта, Б. Паскаля речь шла именно об уважении к закону, правам человека, институте гражданства. Уважение прав человека считалось основой правового государства, в центре которого была «уважаемая личность». Постепенно смысл понятия расширился и распространился на другие сферы жизни.
Каким может быть уважение?
Знакомое выражение «уважение надо заслужить» – это тупиковый путь. Право на уважительное отношение каждый человек получает от рождения, просто потому, что живет на свете. Оно дается как аванс и человеку предстоит сделать что-то «плохое», чтобы разубедить в этом окружающих.
Межкультурный барьер
Многие жесты или физические действия, которые встречаются на Западе, можно считать неуважительными в Японии. Например, не следует указывать прямо на кого-то. Считается оскорбительным, если человек с более низким статусом не кланяется перед человеком с более высоким статусом. Продолжительность и уровень поклона зависят от многих факторов, таких как возраст и статус. Некоторые признаки физического уважения относятся только к женщинам. Если женщина не носит косметику или бюстгальтер, она будет считаться вульгарной и невежливой.
В отличие от японской культуры, в китайской нет необходимости кланяться друг другу в знак приветствия или прощания. Поклонение обычно используется как знак уважения к старшим и предкам. Кланяясь, китайцы кладут кулак правой руки ладонью влево на уровне живота. Чем ниже поклон, тем больше уважения они проявляют.
В китайской культуре разрешено не так много физических контактов, особенно при ведении бизнеса, потому что это может выглядеть чем-то неуважительным. Считается грубым похлопывать, поглаживать или обнимать плечи другого человека. Однако проявления привязанности к друзьям одного пола в Восточной Азии гораздо более выражена, чем на Западе. В Азии не считается зазорным, если друзья обнимают друг друга, держатся за руки и т. д.
Китайцы часто не улыбаются и не обмениваются приветствиями с незнакомыми людьми. Улыбаться или быть дружелюбным к тому, кого вы плохо знаете, не принято, так как это считается проявлением грубости и фамильярности. Также широко распространено мнение, что китайские женщины закрывают рот, когда они смеются. Традиционно женщина, которая смеялась слишком громко, считалась грубой и плохо воспитанной. Уважать — это, прежде всего, учитывать эстетические и моральные стандарты общества, что в Японии выражено очень сильно.
Традиционно в китайской культуре было не так много рукопожатий. Однако этот жест теперь широко практикуется среди мужчин, особенно когда они приветствуют жителей Запада или других иностранцев. Многие западные люди могут находить китайские рукопожатия слишком длинными или слишком слабыми, но это связано с тем, что более слабое рукопожатие — это жест смирения и уважения.
Что делать, если не уважают?
Неуважение проявляется разными способами. Оно может быть демонстративным или опасно тихим. Возможно, вначале неуважение не будет слишком беспокоить, но со временем оно превратится в проблему. Чтобы не доводить до критической точки, нужно научиться вовремя распознавать сигналы.
Можно уже начинать беспокоиться, если:
Чтобы вернуть уважение, понадобится немало сил. Но результат того стоит. Даем несколько советов, чтобы бороться с неуважением.
Шаг 1. Не пытаться оправдываться.
Неважно, по какой причине возникло неуважение, оправдания только заберут силы, но ситуации не исправят. Более того, они будут постоянно напоминать о глупой ситуации. Поэтому лучшее, что можно сделать – сконцентрироваться на следующих шагах.
Шаг 2. Спросить у близких.
Разговор с теми, кто знает вас лучше всего и благожелательно настроен, поможет по-новому взглянуть на свое поведение. Можно обратиться к близкому другу, родственнику, опытному коллеге, чтобы получить адекватную обратную связь. Разговор по душам поможет выявить огрехи в действиях, обозначить проблемные стороны в общении, наметить программу само-перевоспитания.
Шаг 3. Контролировать себя.
Окружающие уже привыкли к стандартному набору ваших реакций – нужно сломать эту схему. Например, не отвечать грубостью на грубость, сохранять спокойствие в моменты открытого пренебрежения, не плакать, услышав грубую шутку.
Шаг 4. Защищать себя.
Когда самоконтроль достигнет высокого уровня, можно приступать к активной защите. Например, выучить стандартные шутки обидчиков и придумать к ним дерзкие ответы. Или заставить наглеца извиниться. А в остальное время – работать над собой, работать над своей самооценкой.
Шаг 5. Не принимать все близко к сердцу.
Иногда хамство, пренебрежение, вызывающее поведение – не демонстрация неуважения к вам лично, а манера поведения собеседника. Стоит научиться распознавать таких людей и просто избегать общения с ними. Еще лучше – исключить из жизни энергетических вампиров, нытиков, подхалимов, хамов. А энергию общения направить на адекватных, воспитанных собеседников.
Шаг 6. Учиться проявлять уважение к другим.
Иногда неуважение проявляют к тем, кто не признает ценности других людей. Стоит проследить за собой и понять, какие ошибки допускаются во время общения. Например, это могут быть двусмысленные словечки или фамильярные жесты, которым вы не привыкли придавать значения. А для других они могут быть оскорбительны.
Пройти тест на самооценку
Склонение существительного уважение (какой падеж)
Склонение слова по падежу в единственном и множественном числах.
Падеж | Вопрос | Ед.число | Мн. число |
Именительный | (кто, что?) | уважение | уважения |
Родительный | (кого, чего?) | уважения | уважений |
Дательный | (кому, чему?) | уважению | уважениям |
Винительный | (кого, что?) | уважение | уважения |
Творительный | (кем, чем?) | уважением | уважениями |
Предложный | (о ком, о чём?) | уважении | уважениях |
Сфера употребления
Внешняя политика Клише Жаргон Тенгизшевройл Телекоммуникации
Примеры уважительного отношения к другим.
Само слово «уважение» христиане используют нечасто. Зато размышления о почтительности, приятии, гостеприимстве, правилах приличия, способности считаться с интересами мужа/жены в христианских текстах встречаются гораздо чаще. В самой миролюбивой религии – буддизме – говорится примерно следующее: «Общество без уважительного отношения к старшим, без заботы о женщинах, детях, духовных людях, обречено на страдание».
Уважительное отношение ко всему воспитывается с детства личным примером родителей. Ребенок научится заботиться об интересах других, если родители:
Вербальные проявления
Уважение проявляется по-разному, следуя определенным традициям. Особенно в отношении людей. Почетным является слово или выражение (часто местоимение), которое проявляет уважение при использовании в обращении к человеку или даже животному. В русском языке это слово «уважать» и производные от него: «уважаю» и т. д.
Обычно почетность используется для второго и третьего лиц; использование для первого лица менее распространено. Некоторые языки имеют антипочетные формы первого лица (например, «ваш самый покорный слуга» или «этот недостойный человек»), действие которого заключается в повышении относительной чести, предоставляемой второму или третьему лицу.
Например, неуважительно не использовать вежливый язык, говоря на японском языке с кем-то, имеющим более высокий социальный статус. Японскую почетную приставку «-сан» нынче часто используют и в других языках — это благодаря моде на аниме и японскую культуру в целом.
Уважение к Отечеству: его роль в формировании патриотизма
Родина – это не просто шесть букв в одном слове. Это то, что объединяет всех, делает нас одной большой семьей. Любовь к Родине называют патриотизмом. Но вот вопрос: «Разве он может существовать на одной только любви?» Нет, для того чтобы патриотизм не иссяк с годами, он должен постоянно подпитываться иными чувствами: гордостью, уважением, признательностью.
Только осознав всю красоту своей страны, ее особенности и недостатки, можно стать патриотом. А как говорилось ранее, уважение – это признание достоинств кого-либо или чего-либо, соответственно, без него невозможно воспитать в себе истинный патриотизм.