Почему звонят и говорят что им звонили с моего номера
О спам-звонках, или Замучили звонками с незнакомых номеров
Звонок с незнакомого номера и… реклама центра здоровья, новое кредитное предложение или же «предупреждение» о мошенниках, о якобы атаке на ваш банковский счет — эти ситуации знакомы каждому россиянину.
Причём за последнее время количество спам-звонков на мобильные телефоны заметно увеличилось, а совет не брать трубку с незнакомых номеров чреват пропуском важного звонка. Каждый борется с назойливыми звонками по-своему. Кто- блокирует номера, кто-то устанавливает приложения, расшифровывающие звонящего, а кто-то устраивает увлекательный аттракцион, пытаясь разыграть тех, кто находится на другом конце трубки.
Зачем вообще нам звонят и сбрасывают или банально молчат в трубку?
«Таким образом, происходит прозвон активности номеров. Это автоматизированная система с набором алгоритмов, когда робот создаёт набор цифр и набирает номер. Если вы подняли трубку и что-то сказали, ваш номер будет внесен в базу как «живой» номер с живым человеком. И после этого вам будут звонить с большей силой и уже не молчать на том конце трубки, а предлагать товары, услуги и прочее. Если номер «слили» в базу, вам звонит не робот, а живой человек», — говорит руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников.
Многие опасаются перезванивать, думая, что за это снимут деньги со счёта. Безусловно, перезванивать на подозрительные номера не стоит, но и денег с вас снять вряд ли получится. Платные номера либо начинаются с «8-800-», либо же это короткие номера. Если же обыкновенный номер подключён к платным услугам, человека перед началом разговора всегда предупреждают об этом: «Данная линия платная, стоит столько-то. ».
Самая верная тактика при поступлении звонка с незнакомого номера не начинать разговор первым. Поднять трубку и молчать. Если вы ничего не скажете, номер не будет идентифицирован как «живой». Это избавит вас от части звонков.
Почему при звонке на другом конце провода можно услышать музыку?
Таким образом, обзвон производит робот. После того как вы взяли трубку, то есть идентифицировали себя как «доступный абонент», идёт переключение, и говорить с вами будет оператор. Если вы не ждёте звонка, например, из банка на одобрение кредита, нет смысла ждать соединения, это спам-звонок.
Куда можно жаловаться на такие звонки?
«По закону о рекламе такой голосовой спам запрещён, если вы не давали на него разрешения. А вы не давали разрешение. Значит, это нежелательная реклама. Соответственно да, на неё можно жаловаться. Но этого почти никто не делает. Нужно обратиться к оператору, и он заблокирует такие номера. Зачастую операторы сами блокируют спам-звонки, но только для абонентов, которые подписались на соответствующую услугу», — говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Как правило, данная услуга платная, стоимость в среднем три рубля в день. За эти деньги звонки либо автоматически блокируются, либо на экране телефона появляется надпись, что это спам.
Конечно, полностью обезопасить себя от спам-звонков невозможно. Если назойливые звонки вам изрядно надоели, на время подключите специальную программу «блокировки» спама. А через месяц отключите услугу и посмотрите, сколько спам-звонков вы пропустили и стоит ли платить за эту блокировку дальше.
И ещё при любом звонке с подозрительного номера — не паникуйте и не верьте сразу информации, которую вам преподносят на другом конце трубки. Если у вас просят помощи от лица близкого или знакомого — перезвоните ему и уточните это. Если звонят от «службы безопасности банка» — положите трубку и перезвоните по телефону горячей линии вашего банка, чтобы уточнить детали. Главное не перезванивайте в ответ по номеру телефона, с которого поступил звонок!
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.
Подписывайтесь на Калининград.Ru в соцсетях и мессенджерах! Узнавайте больше о жизни и истории региона в Instagram, читайте только самые важные новости в Viber и получайте ежедневный дайджест главного за сутки — в Telegram
Новые виды телефонных разводов и как с ними бороться
Телефонные мошенники первыми находят уязвимости в самых современных способах оплаты и защиты денег. Как не поддаться на их уловки?
Способов, которыми жулики могут обмануть даже недоверчивого человека, бессчетное множество. Больше того – каждый день появляются новые и эволюционируют старые.
Мошенники могут прислать ссылку, кликнув на которую вы скачаете вредоносное ПО. Могут представляться «работниками службы финансового мониторинга» и строгим либо доверительным голосом выудить из вас конфиденциальную информацию. Они могут называть жертву по имени-отчеству, знать номер вашей карты, увеличивая достоверность своего «амплуа». Нередко человек считает, что раз его назвали по имени, то звонящий действительно работает в банке и имеет доступ к данным пользователей. Недавно для грабителей появились новые лазейки, связанные в с введением биометрических систем. Что делать? Мы рассмотрели самые распространенные виды мошенничества, чтобы вы на них не попадались, разбираем действия мошенников по шагам.
Шаг первый – создать проблему
Работа мошенников во многом завязана на психологии. Различные речевые уловки идут в ход, чтобы усыпить бдительность жертвы и управлять ее действиями. В сутки мошенники обзванивают до 50 граждан, избирают разные стратегии воздействия. Это могут быть попытки играть на эффекте внезапности, на чувстве опасности, некоторые могут даже угрожать. Пользователи, в силу свойств нормальной обывательской психологии, чаще всего оказываются готовы слушать тех, кто предлагает им обезопаситься и защитить свои счета. На этом и строят свои схемы телефонные мошенники. Для них важно, чтобы жертва была дезориентирована и как можно менее внимательна — поэтому грабители как правило настойчивы и терпеливы. Способов обмануть пользователя немало — начиная от поставленной речи и заканчивая подменой телефонных номеров на официальные номера сотрудников организации, от имени которой звонят.
Телефонные разводы направлены не только на похищение накоплений жертвы с карточки или со счета. Если накоплений нет — на имя жертвы мошенники могут брать кредиты. Причем — на большие суммы, которые пользователю придется возвращать. Часто коды, которые псевдо-сотрудники просят назвать, являются подписью, с помощью которой одобряется кредит.
Аферисты пользуются эффектом внезапности, и повергают слушателя в стресс такими формулировками, как «ваш банковский счет», «подтвердите», «заблокирован», «перевод». Если человек недостаточно уверен в себе, в своем понимании банковских реалий, он впадает в растерянность и тревогу. В таком состоянии критическое мышление отключается и человек склонен хвататься за любую соломинку. Принимать любую предложенную помощь. Именно такую «помощь» ему и предложат выведшие его из равновесия жулики.
В других случаях разводчик представляется сотрудником налоговой инспекции, а жертва, испуганная вниманием контролирующей структуры, начинает выбалтывать сведения о себе.
Мошенник позвонил 85-летнему пенсионеру и представился сотрудником системы здравоохранения. Якобы, пенсионеру были оказаны некачественные услуги и ему полагается компенсация. Только для получения компенсации, мол, необходимо перечислить 200 тыс. р. для выплаты комиссии. Пенсионер оказался доверчивым и перевел запрошенную сумму на присланный банковский счет.
Это пример классического «развода», когда жертвой становится пожилой и доверчивый человек, в ход идет только сила убеждения и нет никаких технических манипуляций.
Важно понимать, что запросы вроде «переведите нам комиссию» — всегда признак мошенничества.
Ни работники медицины, ни социальные сотрудники или представитеи опеки, ни работники пенсионного фонда, банка, почты или «управления по финансам» никогда не предложат собеседнику ничего подобного. У них на это нет ни прав ни полномочий. Даже если клиенту клиенту причинен вред, для его возмещения существуют совсем иные процедуры. И даже если комиссия где-то списывается – она списывается с выплачивающей стороны.
Пенсионерка из Москвы перевела злоумышленникам 2,9 млн рублей. Женщине позвонил неизвестный, назвавшийся сотрудником службы безопасности банка. Звонивший сказал жертве, что на ее банковский счет якобы совершается хакерская атака, и чтобы уберечь накопления от хищения, их нужно вывести на резервный счет. Пенсионерка сделала, что сказал сделать злоумышленник и перевела свои накопления с карты на чужой счет. Лишь спустя несколько дней, придя в банк, она поняла, что ее обманули.
Сейчас многие преступники используют такую схему телефонного «развода» — ведь он практически безопасен для них. Когда обманутый пользователь сам переводит свои деньги на чужую карту, отменить транзакцию почти невозможно. Бдительность пользователя притупляется тем, что звонок поступает с номеров, выглядящих как настоящие номера банка – с помощью современных компьютерных программ можно подделать телефонный номер. У банка нет оснований сначала не выполнять транзакцию, которую осуществляет законный владелец счета, а потом — возвращать деньги. По той же причине. Бороться с этим разводом можно только пользовательской бдительностью: выявить попытку развода, не поддаться, сообщить номер злоумышленников в банк или в полицию.
Шаг третий – схемы посложнее
Мошенник звонит и задает вопрос, который как бы ничего не значит, например: «Вы хорошо слышите меня?» Ответ: «Да». Или то же самое, но с именем и отчеством жертвы: «Алло, Иван Иванович?». Ответ: «Да». Потом аудиозапись слова «да» монтируют с другими фрагментами записанного разговора так, чтобы получившийся результат можно было использовать для голосового подтверждения транзакции. Банки, полиция и общество защиты потребителя не перестают повторять: когда вам звонят неизвестные – кладите трубку, а если начали с ними разговаривать, не говорите «да», и в идеале не называйтесь.
Чтоб создать необходимое состояние жертвы, охотники за словом «да» могут даже позвонить с номера полиции. Этот развод сейчас распространен в Германии и Франции, но, возможно, вскоре начнет применяться и в нашей стране.
Пользователю на мобильный позвонили с короткого якобы банковского номера, и сообщили, что сейчас на карту поступит перевод, который надо срочно подтвердить, иначе карта будет заблокирована. На просьбу пользователя обратиться к нему по имени и отчеству звонивший отключился. Спустя пару минут с того же якобы банковского номера пришло смс-извещение «ваша карта заблокирована». Но, конечно же, ничего не произошло – клиента выручило то, что он с самого начала не поверил звонившему, заподозрив развод.
Еще одна популярная сейчас в регионах России мошенническая схема. Звонок с московского номера. Звонящий (это бывают и мужчины и женщины) представилеются работником технической поддержки банка, обращаются к жертве по имени-отчеству, и сообщают, что в личный кабинет пользователя произошел подозрительный вход из другого города. Если жертва захочет проверить высветившийся номер в интернете, поисковик с большой долей вероятности покажет, что это реально номер банка. (На самом деле мошенники просто подделывают номер при помощи цифровых программ).
Кстати
Бывают случаи, когда человека развели на деньги, и он это понял. Тут он начинает звонить в банк, но попадает не на оператора, а на робота-автоответчик, который не переводит пользователя на сотрудника банка. Пока пользователь паникует, а робот тупит, деньги переводятся на чужой счет бесповоротно.
Далее описываем один из множества реальных случаев. Звонившая злоумышленница попросила собеседника (проверившего, кстати номер входящего через посковик — номер совпал с «банковским») подтвердить персональные данные. Она называла его номер карты и дату рождения, которые были верными и потерпевший их подтвердил. После этого вызов перевели на «сотрудника службы безопасности».
Этот соучастник мошенницы долго спрашивал жертву, не присылал ли то данные карты сомнительным пользователям, не размещал ли их в интернете, предоставлял ли посторонним доступ к своему компьютеру. Покончив с вопросами, «сотрудник» стал рассказывать, что при попытке взлома онлайн-банка надо следовать инструкции, которая прилагается к договору об оказании услуг, и посоветовал открыть договор немедленно. Само собой, у жертвы не было договора при себе, и, убедившись в этом, злоумышленник предложил выслать инструкцию на электронный ящик.
Пользователь дал согласие и спустя несколько минут получил фейковую инструкцию. Ее общий смысл которой сводился к тому, что при попытке взлома счета необходимо произвести «перестраховку денежных средств». Иными словами, вывести деньги на незнакомый счет. В этом конкретном случае пострадавший понял, что попался на удочку жуликов, только после того, как перевел куда-то более 140 тыс. рублей. Когда факт мошенничества выявился, сотрудники банка ничем не смогли помочь — правовых оснований возврата денег не было.
Принцип этого развода такой же – подстегивание, притупление внимания, внушение, и минимум технического вмешательства. Никакого непосредственного хакерства, только подделка входящего номера, чтобы совпадал с реальным номером банка. А персональные данные потерпевшего могли быть прежде засвечены им самим или куплены мошенниками на черном рынке.
ТОП телефоных «разводов»
Чаще всего люди попадаются на развод просто из-за незнания, как их могут обмануть. Поэтому, рассказав о некоторых наиболее распространенных способах мошенничества, расскажем о «закулисье» преступного мира, специализирующегося на обмане граждан, не вполне уверенно чувствующих себя в мире цифровых технологий. Ведь чтобы поучить ваши деньги, преступнику вовсе не обязательно уговаривать вас перевести их куда то, либо вызнавать ваш пин-код.
Короткий звонок
Пожалуй, один из самых простых и распространенных видов мошенничества. Злоумышленник регистрирует платные номера ( то есть номера, любой звонок на который оплачивается звонящим). С них делаются короткие звонки в расчете что жертва перезвонит на «пропущенный вызов».
На это «ведутся» многие. Кто-то привык перезванивать, кто-то ждет важного звонка, кто-то просто из любопытства. Четкой цифры, сколько денег списывается за такое соединение, не существует – она может значительно разниться от случая к случаю, но как правило не очень велика. Преступники предпочитают не злить жертв, получая откаждого по 5 – 10 рублей за соединений. Но в некоторых случаях минута разговора с таким абонентом может обойтись и в 100 рублей и в более весомые суммы.
Как быть?
Чтобы не стать жертвой подобного трюка, стоит не перезванивать тем, кто набирает и сразу дает отбой.
Или до того, как перезванивать, хотя бы проверить номер звонившего, забив его в поисковик. Нередко номера аферистов выкладывают в сеть бдительные пользователи, чтоб предостеречь других.
Выманивание жертвы
Жулики направляют сообщение, в котором примерное следующее: «с вашей банковской карты успешно выполнена оплата покупки на сумму в несколько тыс. руб. Платеж будет выполнен в течение суток. Если вы не совершали данный платеж, просьба обратиться в отдел финансовой безопасности банка по номеру…» И далее следует номер аферистов.
Как правило, в роли шаблона для таких сообщений используются настоящие банковские сообщения о транзакциях. Мошенники копируют такие сообщения, но меняют номер в них.
После этого возможны два варианта развития сюжета. Первый: присланный номер оказывается платным, и у позвонившей по нему жертвы списываются немалые средства за звонок. Второй: позвонив по присланному номеру, жертва попадает в классический «развод», когда воры, представившись сотрудниками банка, предлагают вывести деньги с карты, или назвать реквизиты карты.
Или так: приходит сообщение, о переводе денег на карту другого пользователя, а от жертвы требуется подтвердить операцию, отправив сообщение с кодом. После приходят два сообщения — первое об успешном списании средств, а второе – «Банк зафиксировал попытку мошенничества по вашей карте, дождитесь звонка специалиста службы безопасности». Спустя считанные минуты клиенту звонит «сотрудник», рассказывающий о незаконном списании, и говорит, что деньги можно вернуть, отправив сообщение с указанным кодом и подписью «отменить перевод». Если жертва отправляет сообщение, с карты списываются средства, ведь этот код – согласие на транзакцию.
Как быть?
При любых неожиданных сообщениях или звонках из «банка» — сразу отбивать звонок и самим звонить по номеру, указанному на вашей карте или в банковском договоре. Тут-то вы и узнаете, что никаких транзакций по вашему номеру не выполнялось, проблемы не существует.
Сообщите секретный код
В такой схеме злоумышленник представляется сотрудником банка или сотовым оператором, и сообщает пользователю о якобы подключенных ему по ошибке платных услугах. После этого аферист запрашивает информацию из настоящих сообщений от банка или сотового оператора, чтобы ненужную услугу выключить. Получив нужную информацию, злоумышленник списывает со счета пользователя деньги.
Как быть?
Как и в предыдущем случае – сразу отбивать входящий звонок, звонить по номеру банка, указанному на вашей карте или входить в личный кабинет оператора связи. Но на его официальном сайте, а не по ссылке, которую вам могут прислать в сообщении.
Проверка связи
Случается и так, что у афериста уже имеются необходимые данные пользователя. Тогда он звонит, и сообщает о якобы возникших неполадках со связью, а затем под предлогом настройки связи диктует жертве цифры, которые та должна ввести на телефоне. Это цифры подтверждают транзакцию. То же самое грабители проделывают под предлогом верификации банковских и других аккаунтов – «введите специальные цифры, чтоб подтвердить, что владелец карты это вы». В случае отказа злоумышленник может даже начать угрожать вам блокировкой вашего номера либо карты. Но не забывайте, что их цель – «развести» вас, а ваша цель — не «развестись».
Как быть?
Смело кладите трубку и блокируйте странный номер. Все оставшиеся сомнения стоит разрешить непосредственно в банке или салоне связи.
«Не звоните мне больше»: как избавиться от телефонных спамеров
Каждый вызов с неизвестного номера — повод для сомнений: брать или не брать трубку. С одной стороны, жалко пропустить важный звонок, например от коллеги или курьера. С другой, не хочется тратить время на разговоры со спамерами. Звонков со спамом действительно много — по нашим данным, люди считают ненужными примерно половину вызовов с номеров, которых нет в адресной книге.
Чтобы избавить наших пользователей от необходимости выслушивать приглашения на «бесплатные обследования» или предупреждения от «службы безопасности банка», мы несколько лет назад добавили в приложение Яндекс бесплатный определитель номера — АОН. Он распознаёт, с какой целью вам звонят, и показывает вердикт на экране телефона — а вы решаете, стоит ли отвечать.
Сегодня — следующий шаг: мы научили наш АОН блокировать нежелательные вызовы. Теперь вам не придётся отвлекаться на звонки, которые заведомо не стоят вашего внимания. Чтобы поставить блокировку, откройте настройки определителя в приложении Яндекс (Главный экран → Сервисы → Определитель номера) или просто скажите Алисе: «Включи блокировку звонков».
АОН блокирует звонки с рекламой финансовых услуг и от коллекторов, «немые» звонки и звонки от злоумышленников — например, когда под тем или иным предлогом пытаются выманить данные банковской карты. За счёт блокировки можно сильно сократить поток входящих звонков. Мы подсчитали, что сейчас АОН избавляет в среднем от семидесяти процентов ненужных вызовов.
Как работает определитель номера в приложении Яндекс
У нашего АОНа есть постоянно пополняемая база номеров. Данные для неё поступают из разных источников. В их числе Яндекс.Справочник и отзывы пользователей на звонки — их можно оставлять прямо в приложении Яндекс. Если звонят из организации, номер которой есть в Справочнике, АОН покажет её название. Если номера нет в Справочнике, алгоритм на основе машинного обучения построит предположение о цели звонка. Он учитывает отзывы и дополнительные данные: частоту и продолжительность звонков и т. д.
Определитель номера доступен в приложении Яндекс для iOS и Android. Владельцы устройств на Android, кроме того, могут выбрать, как поступать с нежелательными звонками: блокировать или глушить. Если выбран второй вариант, информация о вызове появится на экране телефона, но звука или вибрации не будет.
Зачем звонят незнакомые номера и сбрасывают: мошенники? Почему звонят с разных номеров, в чем смысл?
Зачем звонят и сбрасывают? Так действуют спамеры с целью заставить человека перезвонить для получения определенной суммы за входящий звонок. Причиной может быть попытка развода или проверка активности абонента. Ниже рассмотрим, какие способы обмана применяют, как действовать в случае таких звонков, и как от них лучше всего защититься.
Зачем звонят с разных номеров и сбрасывают
Для начала разберемся почему звонят и сбрасывают с незнакомых номеров.
Причины могут быть различны:
Существует много вариантов, зачем звонят с неизвестных номеров и сбрасывают. Не исключено, что на другом конце провода находится воздыхатель или человек, который просто ошибся. Если же звонки поступают часто, необходимо принимать меры.
Насколько опасно перезванивать на скрытые номера после сброса
Понимая, зачем вам звонят и сбрасывают, в чем смысл подобной манипуляции, проще делать выводы по дальнейшим шагам. В любом случае брать перезванивать и брать трубку не рекомендуется. В большинстве случаев звонок и сброс используется для привлечения внимания абонента, чтобы он вам перезвонил.
Суть мошенничества проста:
Данные для таких обзвонов можно купить в специальных базах или найти в открытом доступе, к примеру, через доски объявлений.
Таким образом, если вам часто звонят с незнакомых номеров и сбрасывают, не торопитесь перезванивать. С большой вероятностью вы попадете к мошенникам и лишитесь определенной суммы. Даже если телефон не платный, это может быть кредит сервис или другая компания, предлагающая услуги. Перезванивать таким абонентам (даже если они звонят каждый день) бесполезно. В случае, если на другом конце провода будет обычная реклама, в ней нет никакого смысла. Если злоумышленник звонит каждый день, лучше сразу занести его в черный список.
Сложней обстоит ситуация, когда постоянные звонки с разных номеров набирают и сбрасывают на коммерческом телефоне. В таком случае не реагировать на обращения трудно, ведь каждое игнорирование чревато потерей денег. Даже при таких обстоятельствах перезванивать не стоит. Если человек нуждается в услугах, он перезвонит еще раз. Это касается и других людей.
Как избавиться от сброс-звонков
Пользователи часто спрашивают, что за номера звонят и сразу сбрасывают звонки на мобильный. В таком случае можно сделать следующим образом — узнать, кто на самом деле вам надоедает, сразу заблокировать пользователя или оформить жалобу.
Сайты для проверки
Для выяснения вопроса вбейте телефон в поисковую систему и проверьте доступные сведения. Проверку можно сделать с помощью одного из следующих сайтов:
С помощью такой базы легко выяснить, кто звонит и сразу сбрасывает после 1 гудка. Минус в том, что этот способ не всегда работает. Мошенники часто меняют телефонные номера, поэтому выследить их зачастую трудно.
Добавление в ЧС
Второй вариант — добавить людей, которые звонят и сбрасывают, в черный список. Для этого можно воспользоваться встроенными возможностями телефона или услугой оператора.
В первом случае сделайте следующие шаги:
Как вариант, можно установить приложение с Плей Маркет или Эпп Сторе, после чего добавлять людей в ЧС его помощью. Для этого войдите в магазин программ и наберите в поисковой строке фразу Черный список. После этого выберите любую из программ, установите ее на телефон и пользуйтесь для блокировки лишних людей.
Одноименные услуги можно найти и у мобильных операторов. К примеру, у Билайн добавление одного пользователя в ЧС обойдется в 3,05 рублей, на Мегафоне взимается абонплата размером 1 рубль в день. В МТС за пользование услугой придется заплатить 1.5 рубля в день.
Жалоба
Еще один способ, как отключить, если звонит скрытый номер и сбрасывает — обратиться с жалобой. Для начала воспользуйтесь опцией АОН, чтобы определит телефон злоумышленника. После этого звоните к оператору и расскажите о проблеме. Если это не помогло, обратитесь в Роскомнадзор или ФАС.
При оформлении заявления укажите следующие данные:
Может потребоваться детализация телефонных номеров в определенный день и время. Таким способом удается подкрепить слова доказательной базой. Заявление в ФАС или Роскомнадзор можно подать на официальном сайте или принести лично.
Теперь вы знаете, для чего вам звонят на телефон и сбрасывают, и как правильно избавиться от надоедливых звонков. Для начала попробуйте просто не перезванивать. Если это не дает результат, заносите абонента в черный список или пишите жалобу. В комментариях расскажите о своем опыте при решении подобных проблем.