Почему зрительная память лучше чем слуховая
Почему зрительная память лучше чем слуховая
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Около 12% детей страдают от НСВ, нарушения, которое подавляет способность мозга различать и обрабатывать звуки.
Бесплатные занятия с логопедом
Около 12% детей страдают от НСВ, нарушения, которое подавляет способность мозга различать и обрабатывать звуки. Узнайте больше о нарушении слухового восприятия (НСВ).
Вам не кажется, что Ваши слова, вопросы и просьбы летят мимо Вашего ребенка? Как будто он живет в невидимом звуконепроницаемом шаре? Если Ваш ребенок часто смотрит на Вас пустым взглядом и переспрашивает: “А? Что?”, то Вы знаете, о чем мы говорим.
А возможно, Вы замечали это сами — что мир звучит “искаженно”, как будто Вы слушаете все через телефон и сигнал постоянно пропадает, обрывая слова?
Это главные признаки нарушения слуховой обработки (слухового восприятия), расстройства обучения, которое влияет на способность мозга обрабатывать и различать звуки. Людям с НСВ трудно получать, обрабатывать и использовать информацию, полученную на слух. Они могут слышать, но испытывают трудности с пониманием того, что они услышали. Несмотря на то, что НСВ не так хорошо известно, как другие расстройства обучения, считается, что около 7% детей имеют различные проблемы со слуховой обработкой.
НСВ — это диагноз, который инкапсулирует три области расстройств. Луис Кэм Хейманн (Lois Kam Heymann) описывает это так:
Первая проблема возникает в области мозга, отвечающей за анализ звуков. Уши нормально слышат и отправляют информацию через слуховые пути в центральную слуховую нервную систему, но по мере прохождения сигнала мозг испытывает трудности с различием акустических характеристик полученного звука. К примеру, он не распознает, как звук «С» отличается от звука «Б».
Вторая проблема возникает во время лингво-фонематического анализа звуковых сигналов. Мозг испытывает сложности со смешиванием звуков букв, чтобы понять слово и сохранить его смысл. К примеру, звук “К-О-Т” не будет означать для него животное.
Третья проблема возникает во время смысловой обработки речи. Так мы ассоциируем звук слова “кот” с образом пушистого комочка, лежащего на полу в гостиной”.
Когда один из этих процессов обработки у человека с НСВ прерывается, образуется брешь между тем, что было сказано и что было понято.
Симптомы НСВ
Говоря простым языком, НСВ — это нарушение способности мозга различать и обрабатывать звуковую информацию. У человека с НСВ может не быть проблем со слухом. Как правило, мозг человека с НСВ воспринимает звуки неправильно, влияя на его способность различать похожие звуки (“да” и “га”, например).
Вот как может проявляться НСВ:
Часто переспрашивает “а?” и “что?”
Пропускает сказанное мимо ушей
Низкая способность концентрации внимания
Сложности в выполнении комплексных инструкций
Сложности слушать в шумных местах
Путает звуки или слова
Задержка развития речи
Отвлеченное и невнимательное поведение
Плохо развиты социальные навыки
Трудности в обучении чтению
Проблемы с правописанием
Некоторым детям с нарушением слухового восприятия сложно абстрагироваться от фонового шума, поэтому они отвлекаются на окружающие их звуки. Эхо в коридоре или шум кондиционера легко отвлекает их от разговора или урока. Это все равно, что слушать радио с помехами.
Ребёнок с этим расстройством так старается понять сказанное, что забывает часть разговора или не запоминает нюансы и контекста беседы. Это может стать причиной проблем в школе, дома и просто в повседневной жизни ребёнка, где требуются способности слушать, запоминать и отвечать.
Типы НСВ
Доктор Джек Кац (Jack Katz, M.D.) пионер области изучения нарушения слуховой обработки, говорит, что НСВ охватывает три отдельных расстройства, которые могут проявляться как вместе, так и самостоятельно.
1. Проблемы с дифференциацией звуков. Когда дети учатся говорить, они воспроизводят услышанные звуки. Человек с НСВ может говорить невнятно, используя близкие по звучанию звуки вместо правильных (“пегал” вместо “бегал”), хотя их сверстники уже перестали так делать. Обычно, люди, которые плохо различают звуки, говорят невнятно, часто говорят быстро, как бы зажевывая окончания слов. Это может повлиять и на чтение с письмом.
2. Проблемы со слуховой памятью. Из-за этого расстройства ребенку трудно запоминать числа и факты, что также влияет на его навыки чтения и речи. Обычно, дети с проблемами со слуховой памятью долго не могут запомнить свой адрес и телефонный номер, им также сложно запоминать базовые математические концепции. То же касается произнесенных вслух указаний.
3. Проблемы с обработкой речи. Эта часть НСВ самая проблематичная. Она влияет на способность ребенка понимать, что от него требуется, а также на его навыки общения. Ребенку с этим нарушением сложно сдавать устные тесты, он путается, читая и рассказывая истории с длинным сюжетом и большим количеством персонажей. Он часто воздерживается от разговоров, поскольку ему требуется много времени, чтобы понять сказанное и сформулировать ответ.
НСВ и СДВГ
Некоторые исследования показывают, что у 50% людей с СДВГ также может быть НСВ. Другие исследования утверждают, что в 60% случаев нарушение слухового восприятия идет в паре с каким-либо другим расстройством — как правило с СДВГ, нарушением сенсорной интеграции, нарушением визуальной обработки и нарушением исполнительных функций. Другими словами, симптомы НСВ и СДВГ часто пересекаются. Как проблема с различением и обработкой звуков может повлиять на способность ребенка фокусироваться, так и симптомы СДВГ могут повлиять на НСВ. Некоторые эксперты даже верят, что НСВ это некое проявление СДВГ, хотя большинство все же считает их отдельными расстройствами.
В общей сложности, люди с СДВГ проявляют невнимательность и неспособность сфокусироваться, и/или гиперактивность и импульсивность вне зависимости от окружения. Дети с НСВ, однако, теряют фокус и отвлекаются преимущественно в шумных местах, и, как правило, не испытывают таких проблем в тихих. Многие дети с НСВ крайне чувствительны к звукам. На самом деле, некоторые могут чувствовать боль, когда слышат некоторые звуки — например, блендер, звук мотора или полицейских сирен.
“Дети с СДВГ могут быть плохими слушателями и с трудом понимать и запоминать произнесенную вслух информацию” — объясняет Тэри Джеймс Беллис, автор книги «Когда мозг не может услышать» (Teri James Bellis When the Brain Can’t Hear), “но им мешает воспринимать информацию на слух дефицит внимания, а не проблемы с обработкой”.
Эти симптомы НСВ похожи на симптомы СДВГ (по данным Национального института глухоты и других расстройств коммуникации, США):
С трудом удерживает внимание и запоминает информацию, полученную на слух
С трудом выполняет комплексные инструкции
Плохие навыки слушания
Требуется больше времени на обработку информации
Проблемы с поведением
Проблемы с чтением, пониманием текста, правописанием и словарным запасом.
Детям с нарушением слуховой обработки могут поставить неправильный диагноз СДВГ, и наоборот. Если НСВ встречается у взрослого, его могут воспринимать как пассивно-агрессивного, оппозиционного человека, который скрывает эмоции или любит спорить, вместо того, чтобы воспринимать его как человека с дефицитом внимания или нарушением слухового восприятия.
Причины возникновения НСВ
Причина проявления НСВ не известна. Эксперты спорят, что является причиной расстройства — наследственность или окружающая среда — или и то, и другое. Хотя человеческая слуховая система полностью формируется к рождению, слуховые пути продолжают развиваться до 12 лет. Из-за этого ранние факторы окружающей среды — такие как плохое пренатальное питание, зависимость матери от алкоголя или сигарет, плохое питание в детстве и хронические ушные инфекции — могут негативно повлиять на слуховое восприятие. Преждевременные роды, болезнь Лайма и прочие инфекции мозга, внутренние травмы головы и воздействие тяжелых металлов (таких как свинец и ртуть) также могут сыграть роль. Хорошие новости в том, что, поскольку слуховые пути продолжают развиваться до самого взросления, НСВ успешно корректируется в детстве.
Диагностика НСВ
Запомните, что “не все проблемы с речью происходят из-за НСВ, и не всегда НСВ приводит к проблемам с речью и обучением” — говорит Беллис.
Единственный способ продиагностировать расстройство — пройти тесты у специалистов. “Симптомы, которые обычно проявляются у детей 3-4 лет — это чувствительность к звукам и трудности в различении звуков, что можно понять из их речи” — объясняет Венди Тепфер (Wendy Tepfer), логопед из Нью Йорка.
Когда ребёнок достигает школьного возраста, НСВ начинает мешать ему в учебе, говорит Тепфер. “Я рекомендую проводить проверку в этом возрасте, поскольку теперь сигналом к тому, что-то не так, является уже не только проблема с речью, но и успеваемость. Чтобы справиться с расстройством, ученику может понадобиться лечение более углубленное, чем речевая терапия. Пройдите тщательное обследование у специалиста, чтобы составить план лечения”.
Большинству людей НСВ диагностируют в возрасте 8-12 лет, но терапия может помочь как детям, так и взрослым.
Из-за НСВ Дэвид не мог говорить до 20-ти лет!
Упорный труд любящей матери, готовой бороться за сына до конца, и новые неврологические технологии — способны совершить настоящее чудо!
Теперь не надо ждать двадцать лет, чтобы сказать первое слово!
Помощь в классе
Вот что можно сделать для помощи ребенку с НСВ в классе:
Улучшить акустику — закрыв окна и двери, постелив коврик для звукопоглощения, вы поможете ребенку с НСВ “услышать” учителя.
Посадите ребенка за переднюю парту, подальше от учеников, которые могут отвлекать его во время занятий, это также поможет ему лучше слышать учителя.
Попросите учителя чаще смотреть на Вашего ребенка и говорить медленнее, а также использовать простые предложения, когда он дает задание, чтобы ребенок легче смог обработать услышанную информацию. Также поможет, если учитель будет писать задание на доске.
Виды памяти
Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения. Это обстоятельство следует учитывать решая для себя задачу как улучшить паять взрослому.
По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.
Образная память
Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.
Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.
Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.
Зрительная память
Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.
Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.
Слуховая память
Слуховой памятью называют способность к запоминанию и точному воспроизведению звуков, будь то музыка, речь или какие-то другие звуки. Особенно она важна для музыкантов, но активно её задействуем все мы. Слуховую память легко выявить у ребёнка: если ему легко даётся материал, рассказанный учителем (и дома параграф уже можно не читать, так как он и так все помнит), значит, ребёнок – аудиал.
Двигательная память
Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.
Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т.д.
Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.
Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.
Словесно-логическая память
Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.
Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.
Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.
Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.
Эмоциональная память
Эмоциональная память содержит все воспоминания о пережитых эмоциях и чувствах. Особенностью эмоциональной памяти является её яркость даже по прошествии многих лет после полученного эмоционального всплеска. Обычно она, подкреплённая эмоциональным импульсом, долго и прочно хранит информацию. Возможно, это связано с тем, что под влиянием сильных эмоций в механизм запоминания включаются гормоны надпочечников, не задействующиеся при обычном запоминании.
Иногда первичные эмоции замещаются вторичными, иногда противоположными, и тогда мы переоцениваем отношение к происходившим когда-то событиям.
Развитие эмоционального типа памяти способствует повышению интеллектуального потенциала человека. От развития эмоциональной памяти зависит и успех, и комфортность эмоционального состояния в семье и обществе. Произведения искусства, живая природа, художественная литература стимулируют развитие образного мышления, что способствует и развитию эмоциональной памяти.
Функции эмоциональной памяти:
Через память на эмоциональные состояния мы принимаем решения о своих последующих шагах, имеем возможность учиться на своих ошибках и повторять успешный опыт. Функции эмоциональной памяти делают её вклад в формирование личности очень весомым.
Благодаря эмоциональному типу памяти мы умеем страдать, радоваться, сочувствовать. Однажды пережитые чувства от чего-то нас удерживают, к чему-то побуждают. Эмоции задействованы в том механизме, который побуждает нас к действию. Не мышление, а эмоции заряжают нас энергией.
Долговременная, кратковременная и оперативная память
По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.
Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.
Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.
Непроизвольная память и произвольная память
По степени волевой регуляции различают произвольную и непроизвольную память.
Непроизвольная память – это процесс, происходящий без усилий, «сам по себе», непроизвольно. Но, как правило, запечатление в этом случае связано с сильными эмоциями, вызывая, например, удивление, интерес. Материал, усвоенный с использованием непроизвольной памяти, запечатлевается лучше, чем с использованием произвольной, ведь непроизвольно мы запоминаем то, что находится в центре внимания, что интересно, что точно пригодится, и особенно – если с этим был связан умственный труд. А ведь именно такую информацию мозг и предпочитает отправлять в хранилище долговременной памяти.
Развитие непроизвольной памяти у дошкольников связано с вовлечением их в активное взаимодействие с предметами, с обучением пониманию их важности и умению разделять их на группы. Расширение интересов ребёнка также способствует развитию непроизвольной памяти.
Произвольная память – это процесс, при котором человек прилагает волевые усилия для достижения запоминания. В этом случае, когда «не хочется, а надо», мы используем «хитрости»: мнемотехнику, концентрацию внимания, мотивацию; стимулируем и награждаем себя за усилия и успехи.
Развитие произвольной памяти играет огромную роль в обучении, позволяя усваивать программу занятий младшим школьникам и способствуя общему интеллектуальному развитию, в том числе навыку мыслить логически и делать выводы, так необходимому старшеклассникам. Об упражнениях для развития произвольной памяти можно прочитать здесь:
По способу заучивания разделяют два вида произвольной памяти: механическую и смысловую.
Но, каким из видов произвольной памяти мы бы ни воспользовались, результат запоминания зависит от того, сумеем ли мы обеспечить прочное, длительное внимание к предмету запоминания.
Можно говорить о том, что произвольная память имеет особенности, отражающие её специфику.
Особенности произвольной памяти:
Память – одна из важнейших когнитивных функций мозга, необходимая для полноценной жизни и развития человека, и её можно и нужно тренировать.
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.
1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.
Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.
Как развить память у взрослого?
Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Упражнения для памяти у взрослых
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Основные рекомендации
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.
Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.
Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.
Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.
Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.
Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.
Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.
При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.
Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.