Почему женщин в церкви больше чем мужчин

Калужский митрополит рассказал, почему женщин ходит в храмы больше, чем мужчин

Почему женщин в церкви больше чем мужчин

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) свою очередную еженедельную проповедь посвятил дороге в храм. В ней он пытается ответить на вопрос, почему в России в церковь ходит больше женщин, чем мужчин.

«Проблема эта возникла не вчера, не сто и даже не двести лет назад. Исторически так сложилось, что женщин в храм ходит больше, чем мужчин, и в этом удивительным образом отражаются особенности мировосприятия. Мужчина во всем склонен искать смысл, он пытается понять цель того или иного действия. Женщина в церкви чувствует благодать, находит утешение и нередко печалится, что близкие, особенно супруг, не разделяют с ней этой радости», — отмечает владыка.

По его словам, попытки привести мужчину в храм не оканчиваются положительным результатом, ведь пока он сам не примет решение, вряд ли слова на него подействуют.

Однако, как отмечает митрополит в проповеди, полный текст которой размещен на сайте Калужской епархии, на мужчину благотворно действует сам образ жизни матери, сестры, супруги.

«Случается и так, что женщины ищут в храме не духовного, а душевного утешения. Муж обижает, дети не слушаются, жизнь не складывается, а батюшка выслушает, посочувствует, помолится. Почему же мужчина не так часто стремится за помощью в храм? Скорбь и страдания женщине ближе. Она глубже проникает в их причину и понимает, что источником страданий является грех, а исцеление дает Господь», — делает вывод митрополит.

Но он напоминает, что главное, зачем человек приходит в храм, — это не утешение в невзгодах, а встреча с Богом. Что же касается мужчин, они действительно больше ищут Христа, а не утешений, и если ищут именно его, то приходят в храм и остаются в нем.

«Однако тут их подстерегает другая опасность. Когда мужчина начинает молиться, жить по-христиански, результат, как правило, сразу незаметен. Ему же хочется быстрее увидеть, чего он достиг. Путь ко спасению требует больших усилий, и необходимо внутренне подготовиться к тому, что он будет долгим. А мужчина нередко начинает скучать, ему не хватает выдержки, и он уходит из храма», — отмечает владыка.

Наконец, если говорить о численности людей в храме, признает он, надо помнить, что мы обычно учитываем только количество прихожан. Для мужчины же, если не имеется канонических препятствий, открываются более широкие перспективы: он может пойти в семинарию, стать священнослужителем, помогать в алтаре. Но этих людей, как правило, не учитывают в статистике.

«Пути в храм у женщин и мужчин разные, они сопровождаются своими трудностями и радостями. Однако на каком бы жизненном этапе человек ни начал церковную жизнь, если он приходит в храм с верой и надеждой на Господа, то «Бог радостно примет и не оставит его», — резюмирует глава Калужской митрополии.

Источник

Уважаемые православные, поясните пожалуйста, почему в православных церквях женщин на много больше, чем мужчин?

Конечно женщин в России немного больше, чем мужчин, но так, что бы это могло объяснить диспропорцию мужчин и женщин в православных храмах.

Лично я склонен думать, что просто мужчины не находят должной поддержки в православной церкви. Но возможно я ошибаюсь. Интересно мнение участников Ответов.

«но так, что бы это могло объяснить диспропорци» = но НЕ так, что бы это могло объяснить диспропорции

Суть вопроса в том, что русские мужчины не обращаются к своей церкви за поддержкой. Потому и не приходят туда в обычные дни.

Идея понятна. И очень образно.

Ну как я могу ошибаться? Я там часто бываю. Вы просто посчитайте людей в возрасте от 30-50, т.е. зрелый возраст. Иногда получается просто 100% женщин.

Но если для вас это не факт, то и разговора конечно нет.

см комментарий к Андрей Плешаков

«А чего мужикам в России терпеть, когда бутылка есть? Рыбалка, кино, футбол, пиво? » вышеперечисленное в России есть у всех, и у женщин тоже. У них нет нужды пользоваться этим, им, видимо, более комфортно обратиться в сложных ситуациях к церкви, а мужчинам не комфортно, видимо.

«Женщины в России больше угнетены».

Это не так. Они во первых живут на много больше мужчин. Такого нигде нет в мире. мы уникальная в этом смысле страна. Более угнетенная женщина не проживет дольше.

В России женщины не спиваются, а мужчин спивается много. пьянство это итог социальной подавленности, счастливый человек спиваться не будет. Что интересно, в России из мусульман никто не спивается, ни мужчины, ни женщины.

В религию человек идет за поддержкой. Если он ее получает, то остается там. Это как бесплатный психотерапевт.

в исламе не другая картина, для женщин там отдельное помещение, вы их просто не увидите.

по поводу мужчин. количество не всегда означает качество.

«в исламе не другая картина,для женщин там отдельное помещение,вы их просто не увидите. » Я был в исламском храме. Да там отдельное помещение. Но их во-первых видно, во вторых двор храма ведь один.

«по поводу мужчин. количество не всегда означает качество.» так я и не говорю, что означает. Речь то совсем о другом. Вам самой разве не интересно понять, почему практически во всех конфессиях, мужчин и женщин поровну, а в православии женщин на много больше?

Из ваших слов как-то получается, что у русских женщин нет ни детей, ни семьи.

А с другой стороны у русских тоже должны быть мужчины которым заняться нечем, почем уже их не видно в православных храмах.?

Источник

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Почему женщин в церкви больше чем мужчин

Почему женщин в Церкви больше?

Алла, Мос.обл., 31 лет. ПИК 2009-1, группа Б1.

Говорят, женщины религиозны, и религиозны больше мужчин. Мы заходим в храм и если это не мужской монастырь, то большая часть молящихся — в платочках. Не хочу говорить о тонко чувствующей женской душе. Если бы дело было только у душе, то все женщины были бы в храмах, а это не так. Я думаю, что женская вера в Бога непременно связана с великим Божьим даром — способностью деторождения. Рождение нового человека в мир наиболее близко акту творения. Из ничего появляется новая жизнь. Мужчина может написать богословский трактат на эту тему и разум подскажет ему многое, а сердце помогает ему сочувствовать и сорадоваться супруге. Но физически пережить это ему не дано. Женщина же переживает это знание своим телом. Вчера она была одна, а сегодня чувствует под сердцем таинственное присутствие неизвестного. Вроде бы это ее тело, а вроде бы уже и не ее. Что бы она не делала, с кем бы ни говорила этот незнакомый, но уже дорогой и близкий сердцу (в прямом и переносном смысле) человечек неизменно с ней. А через какое-то совсем недолгое время он покинет такую уютную, мягкую колыбельку в материнском чреве, чтобы познакомиться с остальным миром поближе. И она снова останется наедине со своим телом и теперь уже будет удивляться, как она такого крепыша (растущего все выше и выше) носила в своем маленьком животике. Если бы меня спросили, как должна выглядеть любая мать, я бы сказала: «удивленной». Первый осмысленный взгляд, первое агуканье, первый шаг, первая улыбка, — все вызывает удивление и стремление понять как же это возможно? Ответ на этот вопрос может прийти только из религиозной сферы. После девяти месяцев «непраздности», женщина переживает достаточно болезненный процесс родов.

Нет никакой гарантии, что в результате родов она и ее дитя будут живы и здоровы. И хотя трагических случаев все меньше, беременные, особенно на последних месяцах, как и солдаты на передовой находятся в непрестанном памятовании смерти. Кто-то другой дорого бы дал, чтобы обладать таким даром.

Чувство беспомощности, пожалуй, главное из тех чувств, что испытывают женщины в роддоме. Ни самые качественные медицинские услуги, ни высококвалифицированные медики не гарантируют благополучного разрешения от бремени. Здесь совершенно четко проясняется, что ход родов совершенно от тебя не зависит, даже если ты ходил на курсы правильного дыхания. Ты не можешь контролировать ни скорость схваток, ни промежутки между ними, ни уменьшить боль. (Здесь я не беру случаи, когда применяются кесерево сечение и анастезия). Ход родов не зависит и оттого, заплатил ли ты врачу или нет, светило ли принимает роды или молодая акушерка. А зависит все от Того, о Ком мы чаще всего вспоминаем только в самые трудные, тяжелые минуты нашей жизни. А обращаемся к Нему, когда видим нашу собственную никчемность и беспомощность, т.е. смиряемся. И если женщина не концентрируется на жалости к самой себе, так что вообще больше ничего не видит и не замечает, то она обращается к Богу, пусть даже и не осознавая этого. Она может взывать к судьбе, ко вселенной, к природе, может вообще молиться без слов, но не молиться, не просить помощи она не может.

Молится о себе и о ребенке, о врачах и о родных. Нет молитвы более горячей и дерзновенной к Богу, чем молитва матери о своем рождающемся ребенке. Здесь закладываются основы материнской молитвы, которая будет потом сопровождать его всю жизнь. И очень многие потом вознаграждаются удивительной радостью встречи с новым человеком. Возможно, это та самая радость, с которой мы должны встречать каждого брата своего, и отголосок неземной радости встречи с Богом. Женщина может забыть что угодно, но только не день, когда ее ребенок пришел в этот мир. Вот и оказывается, что несчастная женская доля — великий дар Божий, который может научить большему, чем десятки богословских трактатов. К сожалению, многие люди сейчас проживают жизнь, не задумываясь о причинах событий, которые с ними происходят. И женщины не в состоянии осмыслить тяжесть родов, боятся их и стараются сделать все, чтобы они не повторялись и поскорее забыть все то, чему их пытался научить Бог.

Источник

Почему сегодня в храмах мало мужчин?

При посещении храмов многие задаются вопросом, почему в них так редко можно встретить мужчин. Как вернуть их в церковное лоно? Какая доля мужчин среди прихожан? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже в статье.

Православие – мужская религия?

Православие изначально считается мужской религией, так часто утверждают многие православные священнослужители. Однако об этом активно говорить стали только в последнее время, например, у древних богословов и старцев встретить такие рассуждения не удастся. Это вызвано тем, что в современной русской православной церкви мужчин почти не осталось. Поэтому священники обращаются к ним с укором, пытаясь объяснить, что церковь без них не может считаться полной, мужчинам стоит тратить энергию и силы на служение Всевышнему, участвовать в церковной жизни своей общины.

Например, протоиерей Андрей Ромашко, говоря, что христианство преимущественно мужская религия, отмечает, что она, конечно, доступна и женщинам, однако, в основном, подстроена как раз под мужской менталитет, восприятие окружающего мира представителями сильного пола. Когда Спаситель спустился на землю, он приравнял в религиозных правах женщин и мужчин, но при этом его проповеди, как правило, обращались к последним.

Отвечая на вопрос, почему сейчас в храмах осталось так мало мужчин, Ромашко утверждает, что современные «мужики измельчали». Часто они обладают слишком слабым характером, стали слишком капризными, безответственными, у них отсутствует сила воли. Причины этого в целой совокупности проблем – субъективных и объективных, экономических, социальных.

Сколько действительно мужчин ходит в церковь?

Специальных исследований, позволяющих оценить количество мужчин в православных приходах, нет. Однако по наблюдениям их не более трети от общего числа прихожан.

Например, доктор исторических наук Попов оценивает количество верующих среди женщин в 65%, а среди мужчин – не более чем в 45%. Социолог Дубин поддерживает это мнение, отмечая, что большинство прихожан – пожилые люди. Но при этом намечается тенденция, когда основной приток новых верующих состоит из молодежи, в том числе мужчин, имеющих высшее образование.

При этом оба автора не апеллируют конкретными статистическими данными, больше основываясь на собственных наблюдениях, мнениях других священнослужителей и прихожан.

Почему мужчины неохотно идут в церковь?

Существует несколько версий, почему в православных храмах сейчас так мало мужчин.

Не стоит списывать со счетов проблемы разрушения самого института полноценной семьи. Если в прежние времена существовала традиция мужчине ходить на богослужение с женой, детьми, родителями, то сейчас отсутствует необходимость подобного религиозного объединения.

Что мужчины могут делать в храме?

В церкви мужчина может не только молиться. Еще в раннем христианстве представители сильного пола часто отправлялись с миссионерской миссией, проповедовали, поддерживали в церкви порядок.

Эти принципы можно реализовать и сейчас. Внимание православной церкви сегодня требуется народам, живущим на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. В крупных городах большое количество гастарбайтеров из среднеазиатских республик. Также есть люди просто невоцерковленные. Только с мужской решимостью можно обратиться к ним с проповедью, чтобы обратить в православную веру.

Источник

Православная Жизнь

В последнее время все чаще слышны возгласы и полемика по поводу места женщины в Церкви. Редакция «Православной Жизни» решила напомнить читателям мнение самих женщин, трудящихся в Церкви, которое прозвучало на портале ранее, но при этом не потеряло своей актуальности.

В современном обществе принято усматривать разделение по так называемому гендерному признаку.

Какое разделение существует в Церкви? Чем женская аскеза отличается от мужской? Об этом, а также о «женском лице» Церкви рассуждают Светлана Охрименко (пресс-секретарь Горловской и Славянской епархии) и инокиня Евгения (Мария Сеньчукова), пресс-секретарь Якутского епархиального управления.

Инокиня Евгения (Сеньчукова): Суть женского благочестия – не выпячивать его

— Есть традиционное понимание женщины как помощницы мужчины. И есть – реальное. Очень часто всё происходит наоборот: в лучшем случае – мужчина оказывается помощником женщины, в худшем – получается так, что женщина и «швец, и жнец, и на дуде игрец».

При этом мы знаем, что слово Божие – неизменно. Если Господь сказал, что женщину сотворили как помощницу мужа, значит, так и должно быть. Но после грехопадения Адама и Евы ни мужчина не придерживается своей роли, ни женщина не соответствует своей.

Я думаю, что это несоответствие преодолевается через наше христианское благочестие. Мы знаем из Писания, что нет во Христе ни мужского, ни женского пола. Различия нами могут преодолеваться как раз с помощью аскетизма.

На самом деле, различаемся в служении мы гораздо больше, чем в половом отношении. Тут главное помнить установленные границы – есть чисто мужские и чисто женские области служения: мы знаем, что женщина никогда не сможет стать священником, к примеру.

Женщине более присуще служение, связанное с послушанием. Оно может быть внешне менее деятельным, менее инициативным — хотя и сама инициатива может быть послушанием!

Я как пресс-секретарь епархии должна продумывать какие-то формы подачи материала: новости, репортажи, комментарии, должна предлагать идеи и т.д. В этом смысле женщина может и должна быть помощницей не только мужу, но и вообще тому, кто над нею поставлен.

Один священник обратил внимание на очень интересную вещь. О Божией Матери мы знаем в основном из Предания. Причем, так сказать, не уставного: например, в службах во время поста – Успенского – в честь Пресвятой Богородицы не так много воспоминаний о Ней. В самом Евангелии о Ней повествуется «штрихами»: мы видим, что Божия Матерь всегда была около Спасителя, потом при апостолах, но — незаметно. И в этом как раз образец женского служения.

Положа руку на сердце, скажу: в церковной среде женщины ярче мужчин, особенно в креативном плане. (Наблюдать это я могла в церковной журналистике.) Часто женщину начинают воспринимать не как того, кто помогает решить проблемы, а как того, кто задает тон. С этим связаны многие проблемы — ведь Библия учит нас, что женщина по своей сути реагирующая.

В то же время мне кажется, что само по себе разделение аскезы как практики, как некоего духовного упражнения на мужскую и женскую – неверно. Разделяя женскую и мужскую аскезу, мы рискуем прийти к Домострою в вульгарном его понимании. Женщина должна убояться мужа — не как доброго господина, слушаться и любить, а убояться того, что он побьет ее палкой.

Да, встречается то, что мы называем «бабьими грехами». Например, смиренничание перед батюшкой, которое, в конечном счете, претворяется в совершенно ненормальные формы, искажение духовной жизни в принципе. Но это, скорее, исключения и они говорят как раз о противоположном аскетизме направлении.

Поэтому, мне кажется, нам стоит говорить об «аскезе унисекс».

Вопрос о женской аскезе — на самом деле, это вопрос о месте женщины в Церкви. Я специально подчеркнула, что у нас женщины очень часто задают тон в церковной жизни. И я специально ранее сказала, что в христианстве преодолевается отличие между мужчиной и женщиной. Преодолевается не отрицанием, а перерастанием — и даже возрастанием.В итоге женщина должна стать настоящей женщиной, а мужчина — настоящим мужчиной.

В Царстве Небесном нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни женского, ни мужского пола, в Царстве Божием не женятся, ни выходят замуж — но мы там будем совершенны, самодостаточны в Боге. Мне кажется, мы станем такими, какими должны быть. Адам станет Адамом, Ева станет Евой.

Может быть, ключ к пониманию женского благочестия парадоксальным образом лежит в том, чтобы никак не проявлять его.

Вот о мужском благочестии мы можем сказать довольно точно. Мужчина – это человек, который на себе многое тянет – потому, что он должен. Женщина, если тянет, то только потому, что у нее выхода нет. Мужчина физически должен преодолевать трудности, и это его долг от Господа. А женское благочестие заключается в том, чтобы его как раз никак не выпячивать.

В этом смысле мне очень близки мои знакомые активные женщины, которые никак не показывают, что они – женщины в Церкви, не подчеркивают, что они – женское лицо Православия, хотя таковым, бесспорно, являются.

Светлана Охрименко: Мужчины чаще склонны относиться к жизни как спринтеры, а женщины – как марафонцы

Я не могу назвать себя великим аскетом-практиком, да и книг по теме прочла не так уж много. Поэтому прошу всё сказанное воспринимать как частное мнение, которое может быть в какой-то мере ошибочным.
Относиться к аскезе как к духовному культуризму и на этой основе разрабатывать какие-то схемы поста и рассчитывать количество поклонов для той или иной весовой категории ради «наращивания мышц» на душе неправильно. Если бы нужно было делать именно так, не было бы в Евангелии срывающих в субботу колосья учеников и прочих проявлений «беззакония».

Христос ясно показывает нам, что пришёл час дать не новый Закон, а свободу – свободу быть с Ним в том состоянии, когда нет «ни мужского пола, ни женского». Но пока мы не достигли полноты этой свободы, понятно, что нам нужно свершить определённую работу над собой. И путь к нашей цели показывает не только Евангелие, но и Типикон – в котором, кстати, гендерные различия также не прописаны.

Если исходить из того, что аскетическое делание – это то, что облегчает нам общение с Богом, напрашивается вывод: общие рамки Традицией обозначены, но для каждого человека существует своя мера, которая зависит от множества факторов.

Меру поста нужно выбирать по принципу «чтобы было немножко трудно»

Меня, к примеру, учили, что меру поста нужно выбирать по принципу «чтобы было немножко трудно» – не расслабляться, но и не взваливать на себя ношу, под которой сломаешься.
Со временем лично для меня прибавился ещё один критерий: чтобы не было ущерба для молитвы. Каждый из нас знает, как он обычно молится. Всякий «левел-ап» тут – это дар Божий. Но вот если без совершения каких-то серьёзных грехов шаг или два назад – может, Бог зачем-то от тебя отошёл, а может, ты банально расслабился и позволил себе что-то совершенно невинное, но лишнее. Бог рядом, а ты Его не воспринимаешь. Горько и обидно, что из-за какой-то ерунды.

Это какой подход к духовной жизни вообще и к аскезе в частности – мужской или женский?

Мне кажется, что – универсальный. И не зря в богослужебных текстах, посвящённых святым женам, встречаются эпитеты «мужеумная», «мужемудрая». Такие слова в патриархальном обществе – несомненно, комплимент. Но не из серии «все бабы дуры, а ты особенная», а констатация факта, что между подвижником и подвижницей разницы гораздо меньше, чем между человеком, который любит Христа, и человеком, который живёт автономной от Него жизнью.

Единственное различие, которое приходит мне в голову, заключается в том, что мужчины чаще склонны относиться к жизни как спринтеры, а женщины – как марафонцы

Но Устав построен так, что в нём есть и моменты, когда нужно напрячься до предела, и моменты, когда нужно потерпеть – кому-то легче одно, кому-то другое, но у каждого есть возможность изучить свои сильные и слабые стороны.

Если же человек подменяет духовную жизнь душевной, «женский тип» этой жизни наверняка появится. Наверное, в нём будет больше, чем в «мужском», эмоций, суеверий, ритуалов и неусыпаемых акафистов вместо Евхаристии, будут попытки самореализоваться в духовной жизни за счёт детей.

О тонкостях и нюансах такого стиля жизни лучше расспрашивать священников или игумений, у которых есть живые примеры перед глазами. Я могу лишь сказать, что это ненормальная жизнь, но бороться с гидрой нужно не путём отрубания голов (разве что, какая-то уж очень сильно торчит), а радикально – познакомить человека с настоящим, не лубочным Христом. Но для этого нужно самому Его знать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *