Почему закончился каменный век потому что камни закончились

Каменный и нефтяной век. Арье Готсданкер – о религии будущего

Почему закончился каменный век потому что камни закончились

«Каменный век закончился не потому, что кончились камни. Так и нефтяной век закончится не потому, что кончится нефть» – эту фразу приписывают бывшему министру нефтяной промышленности Саудовской Аравии шейху Ахмеду Заки Ямани. В 2016 году фразу эффектно повторил глава Сбербанка России Герман Греф на Гайдаровском форуме. Первобытный человек научился использовать камень для изготовления инструментов, орудий, чтобы добывать огонь, создавать скульптуры, строить дома. По всей видимости, камень (а точнее, изделия из камня) представлял для древнего человека большую ценность. Каменные артефакты хорошо сохранились и помогают воссоздать образ жизни древнего человека. Что еще имело значение для первобытного человека, выяснить сложнее. Можно сделать предположения, основанные на наблюдениях последних традиционных обществ, обнаруженных во время колонизации Новой Гвинеи, Австралии и Новой Зеландии: достаточно большой ценностью также обладали продукты питания, а также мифы и легенды, передаваемые из поколения в поколение.

Скорее всего, самыми бурными темпами развивались в доисторическую эпоху не технологии, а социальные механизмы. В отличие от каменных орудий труда, сложно найти какие-то доказательства прогресса в развитии социального взаимодействия между людьми. Косвенно мы можем судить об этом по размеру стоянок древнего человека, изображениям сцен охоты, развитию сельского хозяйства и животноводства.

Параллельно с технологическим и социальным развитием продолжала совершенствоваться и мифология. Традиционные культы древнего человека опирались на природные явления и феномены. Сила богов, доказательства их могущества следовали из страха перед непредсказуемыми природными явлениями. Боги Олимпа обладали большим набором символических свойств, их могущество определялась качествами и возможностями, которыми наделил их сам человек. Развитие современных монотеистических религий ещё в большей степени опиралось на воображаемые свойства (и, скорее всего, воображаемые знамения), доказывавшие могущество единого Бога. При этом польза религии заключалась в способности объединить усилия больших групп людей, а её ценность – количеством людей, разделяющих религиозные убеждения. Получается, что человек создал социальный конструкт (попросту говоря, миф), а ценность ему придало то, что этой идеологии (мифу, социальному конструкту) следовало множество людей.

Изобретение бумажных денег, постепенный отказ от золотого обеспечения вынудили искать новую методологию обоснования ценности денег. Новые идеи, предложенные экономистами и математиками, привели к убеждению в том, что ценность денег может быть определена синтетическими показателями, такими как ВВП или объем денежной массы. Можно долго дискутировать о надёжности данных показателей, но проблема в том, что их нельзя привести к какому-то выражению полезности. Развитие технологий привело к тому, что человечество всё в большей степени стало нуждаться в источниках энергии. Если в Средние века в качестве меры универсальной ценности можно было взять тонну зерна или риса, то сейчас это место заняли баррель нефти и кубометр природного газа. Углеводороды стали в заметной степени определять ценность денег. Существенное развитие экономика получила с развитием механизмов кредитования. У предпринимателя, уверенного в успехе своего мероприятия, появилась возможность получить финансирование сейчас с обязательством выплатить большую сумму в будущем. Фактически можно стало занять деньги у своего успешного будущего.

С развитием экономических механизмов и механизмов кредитования общество всё больше стало интересоваться не текущим положением дел, а прогнозируемым будущим. Пока предприниматель и кредитор разделяют убеждения в том, что в будущем будет только рост, то дела идут хорошо. Как только появляются сомнения – возникают проблемы, даже если сейчас дела обстоят прекрасно. Общество стало уделять всё больше внимания не фактическим данным, а воображаемому будущему, стало искать убедительную информацию, которая позволит сделать прогноз. Ценность денег сегодня определяется не доступностью и полезностью ограниченного ресурса (например, нефти), а информацией о возможной потребности в этом виде топлива в будущем и о прогнозах добычи. Мировая экономика сейчас построена на крепости убеждений. Слово «религия» произошло от латинского religare, «связывать», «соединять», и вполне могло бы подойти в качестве характеристики современной экономической концепции. Как и в случае с религией, человек, сформировав абстрактную систему ценностей и убеждений, получил ощутимую пользу от того, что много людей в эту концепцию уверовали.

Нефтяной век закончился не потому, что человечество нашло альтернативные источники энергии, а потому, что мир стал опираться не на природные явления, а на синтетические, воображаемые концепции. Сейчас с уверенность можно назвать наш век информационным, ценность чего-либо определяется не условной пользой, а общими убеждениями о будущем. Если информация о новом вирусе и воображаемые (предполагаемые, прогнозируемые, если так удобнее) последствия будут массово расценены как «чёрный лебедь», обрушится вся мировая экономика. Будущее во многом определяется тем, как нами, наблюдателями, будет воспринята поступающая информация. Если большинство участников рынка сойдутся во мнении, что та или информация – знамение счастливого будущего, это во многом и определит развитие событий. Тот, кто сможет завладеть умами, – завладеет и миром. Контроль над территориями, торговыми путями, ставками рефинансирования всё в большей степени нужен преимущественно для убеждения – это знамения, которые позволяют влиять на распространение убеждений.

Арье Готсданкер – организационный психолог

Высказанные в рубрике «Блоги» мнения могут не отражать точку зрения редакции​

Источник

Путин: цифровая экономика обеспечит безопасность и независимость РФ

Почему закончился каменный век потому что камни закончились

— И конечно, это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути, на десятилетия вперед, — подчеркнул глава государства.

Digital-успехи

Успехи в этом направлении уже есть, отметил президент: по динамике распространения широкополосного интернета и беспроводных сетей Россия уже сегодня находится на уровне ведущих стран мира.

— По данным Росстата, с 2010 по 2016 год доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети интернет, выросла с 48,4 до 74,8%. Средняя скорость интернета в России в 2016 году выросла на 29% — это уровень Франции, Италии. И к началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 млрд рублей, — привел данные глава государства.

Однако для реализации этого амбициозного проекта, по словам Владимира Путина, необходимо прежде всего ликвидировать препятствующие внедрению передовых технологий правовые барьеры и создать опорную инфраструктуру: линии связи, центры хранения и обработки данных. А также — усовершенствовать всю систему образования, включая обеспечение всеобщей цифровой грамотности, и запустить инструменты поддержки отечественных компаний, которые являются центрами компетенций в сфере цифровых и других сквозных технологий.

Знак цифрового ГТО

Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заметил: чтобы не отставать от других стран, России необходимы так называемые сквозные цифровые технологии, которые изменяют традиционные отрасли народного хозяйства.

— Во всех без исключения странах мира эти изменения происходят во всех отраслях: в транспорте, в финансах, в здравоохранении, торговле, государственном управлении. Все эти отрасли переживают огромное давление под влиянием именно цифровых изменений. Если мы хотим, чтобы наша экономика была сильной и конкурентоспособной, а другого пути у нас нет, это возможно сделать лишь при условии того, что мы будем лидировать в том числе в этих процессах цифровой трансформации, — констатировал глава Минкомсвязи.

А представитель Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков высказал мнение, что при выстраивании правовой базы не стоит злоупотреблять запретами — иначе продвинутой молодежи будет легче обходить их, чем соблюдать правила.

— Если мы будем пытаться всё зарегулировать, мы воспитаем передовую нацию криптоанархистов. Они будут прекрасно соревноваться с нашими органами по обходу соответствующих норм, — сказал он.

Он также предложил обратить особое внимание на подготовку кадров и ввести «цифровое ГТО», которое бы давало преимущество при поступлении в вузы.

Президент предложил назначить ответственных за конкретные направления реализации программы развития цифровой экономики. И еще раз подчеркнул нацеленность на перемены образной фразой.

— Каменный век закончился не потому, что камни кончились. А потому, что появились новые технологии, — сказал он.

Источник

«Каменны век скончыўся не таму, што скончыліся камяні» — логіка, чаму Саудаўская Аравія трымае цэны на нафту нізкімі

«Каменны век скончыўся не таму, што скончыліся камяні».

Гэтае выказванне тагачасны міністр нафты Саудаўскай Аравіі Шэйх Ямані зрабіў у 2000 годзе. Яно тлумачыць логіку, якой Эр-Рыяд кіруецца цяпер.

Саудаўцы мяркуюць, што высокія цэны на вуглевадароды проста прывядуць да таго, што чалавецтва хутчэй разаўе новыя крыніцы энергіі.

Саудаўская Аравія мае гіганцкія разведаныя запасы паліва. І здабыча яго каштуе тут танна. Таму шэйхі маюць зацікаўленасць у тым, каб прадаць як мага больш нафты, пакуль яна трэба ў свеце. Іх не хвалюе, што ў кагосьці — вытворцаў сланцавай нафты ў Тэхасе ці венесуэльскіх чавістаў — здабыча нафты дарагая.

Вы хочаце, каб нафты на рынку было менш? Окей, кажуць яны, тады прадавайце менш вы.

Сапраўды, генерацыя электрычнасці з энергіі сонца, ветру робіцца ўсё больш дасканалая і таннее. А атамныя электрастанцыі — усё больш абароненымі і бяспечнымі. Тым часам планета зрабіла скачок у энергазбераганні. Новыя аўтамабілі сёння спажываюць удвая менш бензіну, чым іх аналагі 20 гадоў таму. Плюс развіццё электрамабіляў. Плюс паступова людзі падступаюцца да сакрэту зацугляння тэрмаядзернай рэакцыі. Нечаканыя вынікі можа даць вывучэнне энергіі кіраванага фотасінтэзу.

Саудаўская Аравія лічыць або ведае, што неўзабаве надыдзе той момант, калі нафта і газ стануць не так ужо і патрэбнымі чалавецтву, як ужо сёння стаў не так ужо запатрабаваны вугаль. І Эр-Рыяд хоча да таго моманту зарабіць максімум.

Почему закончился каменный век потому что камни закончились

Беларусам, якія не маюць уласных паліўных рэсурсаў, ёсць над чым задумацца ў такой сітуацыі. Ужо сёння на Парку высокіх тэхналогій краіна зарабляе сувымерна з нафтаперапрацоўчым заводам. Прытым што за Парк нікому не трэба кланяцца.

Хочаш падзяліцца важнай інфармацыяй ананімна і канфідэнцыйна? Пішы ў наш Тэлеграм

Источник

Каменный век закончился не потому, что закончились камни…

Профессор Александр Гусев в прямом эфире радиовещательной компании «Спутник» : в Шотландии состоялся первый полет самолета, использующего водород в качестве топлива. По своей сути речь идет о твердотопливном биспилотнике, т.е. топливо для экспериментального полета упаковано в твердые гранулы, которые при сжигании выделяют только водяной пар. Кроме того, эти гранулы в три раза легче, чем сопоставимые с ними литиевые аккумуляторы.

Новое топливо, разработанное британской фирмой Cella, представляет собой 100 твердых гранул (площадью примерно в один квадратный сантиметр), упакованных в контейнер. Сами гранулы состоят из химического соединения, которое при нагреве выделяет водородный пар. Затем этот газ преобразуется в электричество в топливной ячейке — и этот ток приводит в движение винты беспилотника. Включение специального полимера не дает гранулам плавиться и заставляет выделять водород при более низкой температуре.

Кроме того, новая технология может найти применение в гражданской авиации. Топливные элементы на основе твердого водорода обеспечат самолеты дополнительным источником энергии — например, для телевизоров и источников внутреннего освещения на борту.

Если говорить вообще о твердом топливе (ТТ) для ракет и самолетов, то классическим примером ТТ является Пороховой ракетный двигатель. Это один из простейших вариантов реактивных двигателей для самолетов и ракет. В качестве топлива он использует твердое топливо – пороховой заряд. Как правило, применяют бездымный вид пороха, поскольку он имеет высокую температуру сгорания и придает летательному аппарату мощный импульс. Для ракет он используется в качестве основного двигателя, что касается авиации и самолетов, то может применяться как дополнительный для большого ускорения.

Первые зафиксированные данные об использовании пороха в качестве ускорителя датируются 960 годом. В это время китайцы изготовляли первые пороховые ракеты для военных целей. Очень часто упоминаются в легендах и сказаниях использования пороховых зарядов для осуществления полетов. Так, одна из легенд повествовала о попытке полета Ван Гу на летательном аппарате, заряженном 47 ракетами с порохом.

Что касается разработок СССР в данной отрасли, то они активно начались с 30-х годов ХХ века. Тогда удалось построить самолет, в котором использовались пороховые заряды в качестве дополнительных, он имел название У-1. Тестирование прошло отлично, после чего решили установить подобные ускорители на бомбардировщике типа ТБ-1. Для качественного разгона было установлено по 3 пороховых заряда с каждой стороны корпуса аппарата. Стоит отметить, что масса всего комплекта ускорителей составляла только 60 килограмм. При этом в течение двух секунд работы они выдавали тягу в 10 400 кгс. Данной мощности было достаточно для того, чтобы 7-тонный бомбардировщик смог сократить свой разбег при взлете от 330 метров к 80 метрам.

Пороховой двигатель самолета часто называют ракетным двигателем твердого топлива, сокращенно РДТТ. При работе таких двигателей используется объединение окислителя и твердого топлива в единую массу. Все это находится непосредственно в камере сгорания, а не в дополнительных топливных баках, как в жидкостных моделях. Кроме облегчения конструкции, она становится более надежной и простой, поскольку исключается система подачи горючего.

Неоспоримым преимуществом является простота конструкции, а также исключение утечки топлива, высокая степень безопасности в использовании и надежность. Подобные конструкции могут храниться на протяжении долгого времени.

Что касается недостатков, то здесь нужно подчеркнуть невысокие показатели удельного импульса и сложность в управлении тягой. Уменьшить или отключить тягу невозможно. При работе возникают сильные вибрации корпуса летательного аппарата. Выхлоп отработанных газов достаточно токсичен и наносит урон окружающей среде.

Ракетное топливо твердого типа чаще всего состоит из окислителя, горючего и катализатора, позволяющего поддерживать стойкое горение после воспламенения состава. В исходном состоянии данные материалы порошкообразные. Чтобы сделать из них ракетное топливо, необходимо создать плотную и однородную смесь, которая будет гореть долго, ровно и непрерывно. В твердотопливных двигателях ракет используются: нитрат калия в качестве окислителя, древесный уголь (углерод), как горючее, и сера, как катализатор. Это состав черного пороха. Второй комбинацией материалов, которые применяются, как ракетное топливо являются: бертолетова соль, алюминиевая или магниевая пудра и хлорат натрия. Данный состав называют ещё белым порохом. Твердые горючие наполнители для военных ракет подразделяются на баллиститные (нитроглицериновые спрессованные пороха) и смесевые, которые применяют в форме канальных шашек.

Что касается использования твердого топлива в ближайшем будущем, то реактивные самолеты могут перейти с привычного топлива из нефтепродуктов на топливо, производимое из угля и растительной биомассы в самое ближайшее время.

Следует отметить, что его производство связано с меньшими выбросами углекислого газа в атмосферу, чем производство традиционного топлива. Над новыми видами твердого топлива работают такие компании, как Accelergy, которая на основе технологий, лицензированных у ExxonMobil Research and Engineering Company и Центра исследований окружающей среды (Environmental Research Center) при Университете Северной Дакоты проводят испытания в лабораторных условиях. В дальнейшем тестирование новое горючее будет идти на самолетах ВВС США.

В последние годы для использования в реактивных двигателях предлагалось использовать ряд биотоплив, но ни одно из них не было в состоянии полностью заменить привычное горючее из нефтепродуктов – особенно это важно для самых современных военных самолетов. В итоге до стадии испытаний доходили лишь смешанные топлива с содержанием нефтепродуктов не менее 50%. Однако Accelergy разработали технологию, которая вообще позволит отказаться от производства горючего из нефти.

Сама по себе переработка угля в жидкое топливо практикуется достаточно давно, но существующие до сих пор процессы требовали больших затрат энергии и были связаны с значительными выбросами CO2 в атмосферу. Accelergy прибегнула к так называемому «непосредственному ожижению».Традиционные технологии связаны с достаточно затратным полным превращением угля в синтетический газ, представляющий собой в основном окись углерода с примесью водорода, в дальнейшем их рекомбинируют, получая жидкое углеводородное топливо и в качестве отходов производства – большое количество углекислого газа. Разработанный Accelergy процесс позволяет обойтись без превращения всего ископаемого топлива в газ, вместо этого водород в присутствии катализатора взаимодействует прямо с твердым топливом. Необходимый водород вырабатывается из двух источников – из все того же угля или из биомассы. Порядка четверти всей массы угля перерабатывается в газообразную окись углерода, аналогичным образом идет переработка целлюлозной биомассы – стеблей растений и зерновой шелухи. Полученный синтетический газ вступает в реакцию с водой, образуя водород и углекислый газ.

Таким образом, скорее всего, традиционное жидкое топливо постепенно будет заменяться твердым, и нефтяным компаниям, что называется, придется потесниться на рынке топлива, как для ракет, так и самолетов.

Каменный век закончился не потому, что закончились камни. Новые технологии уже в ближайшее время произведут прорыв в промышленном производстве. Но каждое новое, есть хорошо забытое старое.

Напомню, что еще в конце 50-х годов прошлого века Советский Союз вел секретные разработки сверхэкономичного самолёта или паралета многоцелевого назначения. Перед конструкторами была поставлена задача сделать самолет, который мог бы летать на любом топливе, дозаправляться в любых условиях, с дальностью полета не менее 10000 метров и возможностью посадки на очень короткие полосы, а также на воду и на болота. Главное условие – всеядность. За основу будущего паролета был взят планер суперсовременного в то время самолета Ил-18.

В 1965 году такой паролет был создан и успешно прошел испытания, получив наименование Ил-18П. В отличие от прототипа, на паралете отказались от использования турбовинтовых двигателей АИ-20. В качестве силовой установки были использованы разработанные в НИИ Газодинамики им. Стечкина уникальные по своим характеристикам паротурбинные установки, с прямоточным нагревом пара. Принцип на них такой: нагретый в паронагревателях пар, разгоняясь в соплах-дюзах расширительно-вестибулярного аппарата, вращал паровую турбину, от вала которой приводился в движение генератор переменно-константного 4-х фазного по числу генераторов тока. Воздушные винты самолета приводились в движение четырьмя электродвигателями с питанием от генератора, которые в процессе работы возбуждались и одновременно охлаждались, так называемый, принцип двойного паро-элетрического расширения отработанным паром газотурбинной установки, т.е. по своей сути, речь шла об использовании впервые твердотопливного двигателя на серийных самолетах.

При создании самолета было применено множество уникальных технических решений, многие из которых на десятилетия опередили свой век. Многие из этих решений прямо вытекали из революционной паротурбинной технологии.

В дальнейшем система была доработана, добавлены дополнительные маневренные сопла, при помощи которых паролет мог мгновенно поворачивать в воздухе практически под прямым углом к курсу.

Паролет действительно был всетопливным. За смену бункер для твердого топлива: опилок, дров, кокса заменялся на цистерну с жидким топливом: спиртом, бензином, нефтью и даже растительным маслом. Была предусмотрена даже возможность использовать в качестве топлива измельченное особым способом военное обмундирование. Особенно эффективным было признано использование меховых летных курток американских ВВС. Так, в ходе проведенных испытаний была без остатка измельчена и переработана партия из 1000 штук специально закупленных для этой цели через третьи страны меховых летных курток ВВС США.

Для выполнения беспосадочных перелетов была разработана система дозаправки самолета активированным углем, брикетированным в цилиндрические модули диаметром 533 миллиметра и длиной 5684 миллиметра. Брикеты сбрасывались из бомболюка «Торпедоносца» Ту-14 и принимались в погрузочный отсек Ил-18П при уравнивании скоростей заправщика и заправляемого и открывании створок отсека приема топлива на верхней поверхности фюзеляжа Ил-18П.

На Ил-18П также впервые была опробована АОС-К-1 антиобледенительная система на кипятке. Часть кипящей воды из котла отводилась в магистральный трубопровод, из которого распределялась по несущим аэродинамическим поверхностям самолета. По расчетам сотрудников Научно-исследовательского института воды и пара внедрение АОС-К-1 на все самолёты воздушного флота могло позволить СССР экономить до 100 тысяч литров спирта в год.

Более того паралет Ил-18П, оснащенный особо мощной парогенераторной установкой, вполне свободно перемещался по воде, развивая скорость 18 узлов, с дальностью плавания 8000 миль, выдерживая 7-балльный шторм. При превышении балльности командир мог принять решение о погружении (до 10 метров). В верхней части фезюляжа были отсеки для складных мачт и специально разработанные особые парашюты — паруса. Так же самолет был оборудован трехлопастными веслами и велосипедными педалями с приводом на гребные ласты, которые позволяли развивать скорость в подводном положении до 5-ти узлов.

Есть информация, например, что на одном из опытных образцов Ил-18П в качестве гребца-летчика проходил практику кениец Обама. Позднее он иммигрировал в США. В результате, ЦРУ узнало о сверхсекретном самолете русских, а у Обамы родился сын – Барак, и теперь он руководит Штатами. Вот такая выходит история!

Все в мире взаимосвязано. Новые технологии – президенты – паралеты.

Источник

Век камней

«Каменный век закончился не потому, что камни кончились». В.В.Путин.

Лишь Царь-Павел, солнцу внемля,
Подивился дней пяток,
Как опять на русски земли
Повалил воды поток.

Царь Ивану: «Дождь-то с мая
На Россею так и льёт.
Не лишился чуть ума я,
Вань, моляся за народ,

И не отдал Богу душу
Супротив-то естества.
Хорошо, хоть ты, Ванюша,
Возвратил меня в чувства.

Кабы знать сие заранье,
Ну, про ливень и про град,
Я б иконе нужной, Ваня,
Помолился бы стократ».

Ванька Павлу: «Дико слушать
От царя и этот бред.
Не идут мольбы, Павлуша,
К усмиренью внешних сред.

Бунтовать иль быть в покое,
То решит среда сама.
Это что-то, Паш, такое,
Что не нашего ума.

Потребляли б не прохладу,
А тепло, что, Паш, важней,
Кабы быть престольну граду
Вёрст на тысячу южней.

Сколь сему бывать-то горю?
Разнесёт столицу в хлам.
Жить, Паш, надо ближе к морю,
Это, значится, к хохлам.

Эта тема не шестая.
Ты в неё бы, Ваня, врос».

«А ведь, правда, Паша, клизму
Стоведёрную мне в зад,
Ведь была же катаклизма
Много лет тому назад.

Ванька стал таращить глаз,

Называться стали чудью
Белоглазою тотчас.

Правда, нет ли, слухи ходят,
Что малы они весьма.
Не уверен, только вроде,
Под землёй их, Паша, тьма.

Ведь ворчат давно старухи,
Но не слышим мы в упор,
Сотни хат готовы рухнуть
От подземных ихних нор».

«Что мне, Вань, холопска хата?
Упадёт? Да хрен бы с ней!
Мне б к людям чудаковатым
Да прижаться потесней.

Чтобы жизнь подвинуть в плюс,
Я на дружеские жесты
От себя не поскуплюсь.

Попрошу у них я квоту
На какой хотя б кисель.
Ведь едят они чего-то,
Коль не вымерли досель.

Светлым днём и в саму темень
Для всеобщего блага
Я готов с чудями теми
Для контакта на ногах.

Только как понять их сразу,
Коль доселе не знаком
С этой чуди белоглазой
Неизвестным языком?»

Из камней свою, Паш, рожу
Обозначь с открытым ртом.
Это точно, брат, поможет
В перспективном деле том».

Покрошило земли, ой, как!
Я гляжу, за много лет
И чего у нас, Вань, только
На Русси сегодня нет.

Нет ни ржи и ни пшеницы,
Ничего из овощей,
А в нулях по мясу птицы
Мы давно и вообще.

Лишь вода-то схлынет, камни
Соберу сколь надо впрок.
Нужен нам сегодня, Ваня,
Наиважнейший рывок.

Изложу им тему вкратце,
Будет чудикам аврал.
Только надо разобраться,
Кто же лето всё ж украл».

Веря в сказки, в чудеса ли,
Их косой теперь коси,
Павел с Ванькой разбросали
Всюду камни по Русси.

Чтоб не быть голодным больше,
А с бананами в ушах,
Ванькин друг, Король из Польши,
С Барабамой в корешах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *