Почему за наличку дешевле чем по безналу
Отказ от банковских карт: почему наличка лучше
Опыт человека, который отказался от безнала и объясняет, как это улучшило его жизнь.
Использование банковских карт выгодно банкам, но никак не обычным гражданам, а в особенности, предпринимателям. Почему я считаю, что использование налички лучше?
Для начала хочу сказать, почему использование людьми пластиковых карт выгодно для банков и почему они так тщательно нам их навязывают. Вспомните сами, как часто вам звонят менеджеры различных банков и предлагают свои супер-продукты: кредитные карты, карты рассрочек, просто бонусные карты и т.д. Наверное часто.
Для примера, мне буквально два дня назад звонил менеджер одного известного банка и предлагал супер-карту рассрочки, за которую мне не нужно платить годовое обслуживание, можно совершать покупки в рассрочку в определённых магазинах и при этом не платить не копейки процентов. В ходе разговора у меня возник логичный вопрос, а в чём выгода банка? На что менеджер мне ответила, что все расходы по процентам берут на себя магазины, в которых будут совершаться покупки. Хорошо сказал я, но ведь не может быть всё совсем так гладко.
В итоге я добился от звонящего хоть какой-то правды. Рассрочка может быть, насколько я помню, на 4 и 6 месяцев, соответственно нужно будет вносить платёж равными частями (общая сумма делится на количество месяцев рассрочки), и вот если просрочить хотя бы на 1 день платёж, то вы получите, грубо говоря штраф (какие штрафы за просрочки в наших банках я думаю объяснять не нужно). Такая просрочка вытянет из вас приличную сумму и испортит кредитную историю как минимум. А неделей ранее мне звонил другой банк и очень навязчиво предлагал мне кредитную карту 100 дней без процентов.
Так в чём же выгода банков?
Во-вторых, мы расплачиваемся картой в магазине и вроде бы платим только ту сумму, которая указана в ценнике. Но это не совсем так. Дело в том, что с нас за покупку банк процентов не берёт, а вот магазин с каждой оплаты по пластиковой карте отдаёт банку от 1,5 до 3%, т.е. с каждой покупки на 1000 рублей банк заберёт себе от 15-30 рублей, а это немалые суммы для крупных сетей магазинов.
Плюс, магазин должен установить специальный терминал для банковских карт, обычно, установка и обслуживание терминалов бесплатные, но не всегда. Также предприниматели будут платить за расчётный счёт, который необходим для совершения безналичных оплат. Таким образом, магазины вынуждены включать эти расходы в стоимость товаров, т.е. всё это оплачиваем опять-таки мы, обычные покупатели.
Многие сейчас подумали, что если один человек из тысячи откажется от карт, то это никак не изменит систему. Я этого и не добиваюсь. Мне переход на наличные деньги открыл возможность копить деньги.
И еще причины
Первое и самое наболевшее, блокировка карт. Всё чаще мы слышим истории, как у дяди Васи заблокировали карту за перевод 1000 рублей. Таких историй немало и суммы везде разные, как и причины, по которым банк блокирует карту.
Я снимаю всю зарплату с карты и хожу с наличкой. Не потому, что мне так удобней, а потому, что так у меня больше уверенности, что деньги не заблокируют в самый нужный момент. Для тех, кто хочет сказать, что где-нибудь в подворотне у меня всё отберут, возможно, но я не ношу с собой крупных сумм и по подворотням не хожу.
Вторая причина — судебные приставы. Началось это со Сбербанка. Так с карты моего друга, который пользовался этим банком, сняли сумму штрафа и не уплаченный транспортный налог, причём сняли почему-то сумму в двойном размере. Эту вторую половину он пытался вернуть месяца 2 точно, такая перспектива использования карт мне не по душе.
Многие сейчас подумали, да так ему и надо, налоги нужно платить и т.д. Только ответьте себе честно, кто из вас платит транспортный налог и за что его платить? За убитую к зиме подвеску? Но дело не только в штрафах!
У меня была судебная практика с одним интернет-провайдером. Я пользовался их услугами интернета на протяжении недели, и за эту неделю около 8 раз обращался в техподдержку и даже приходил мастер, чтобы устранить проблемы с интернетом, но ничего не помогало. Было принято решение отказаться от них, но сделать это по телефону, как в других компаниях, нельзя! И естественно, так как я человек занятый, пришёл я закрывать договор через месяц. Написал заявление, вернул оборудование и услышал, что оказывается должен им 680 рублей за услуги, и это при бесплатных 3-х месяцах как мне обещали. Платить я отказался, и каждую неделю мне звонили их специалисты, которые каждый раз сообщали мне разные суммы. Долг мой с 680 р. вырос до 1400 р. Как? Откуда? В итоге они подали на меня в суд, естественно судебное заседание прошло без меня, так как никто не посчитал нужным меня в этом уведомить, и банк обязал меня выплатить эту сумму, плюс судебные издержки.
Эти деньги с моей карты и сняли судебные приставы. Естественно, что махать кулаками после драки было бессмысленно.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Как малому бизнесу правильно принимать и использовать наличные от ИП и ООО?
Не всегда удобно оплачивать товары или услуги безналичным способом, особенно если речь идет о малом бизнесе. Однако расчеты наличными могут стать причиной санкций со стороны ФНС. Разбираемся, каким образом закон ограничивает подобные сделки, и как правильно оформлять «наличку», чтобы не получить штрафы.
Лимит наличности: какую сумму можно безопасно получить от предпринимателей?
Основным документом, регулирующим наличные расчеты, является Указание Центробанка, опубликованное в 2019 году. В нем оговаривается лимит суммы сделки: по одному договору и от одного контрагента предприниматель может получить (или отправить) не более 100 тысяч рублей. Временных ограничений нет: вы можете получать от контрагента по 10 тысяч рублей наличными каждый день, но как только общая сумма платежей достигнет 100 тысяч, придется перейти на безналичные расчеты.
Лимит «работает» не только в течение срока действия договора, но и после его окончания. Например, договор между ИП и ООО подошел к концу. Предприниматель выполнил все работы, однако юрлицо до конца не рассчиталось по своим обязательствам. Если сумма задолженности менее 100 тысяч рублей, то ее можно передать сразу. Сумму больше 100 тысяч рублей придется «разбивать» на несколько договоров.
Напомним, что любые сделки между предпринимателями НК РФ признает оптовыми, даже если речь идет о продаже коробки карандашей для офиса или воды для кулера: в любом случае нужно оформить договор, а при расчете наличными – соблюсти лимит в 100 тысяч рублей. Причем, последнее касается обеих сторон сделки (и получателя, и плательщика).
Чем грозит нарушение лимита наличных расчетов?
Если по одному договору предприниматель получает от контрагента более 100 тысяч рублей наличными, он нарушает закон, а значит может быть привлечен к административной ответственности согласно ст. 15.1 КоАП РФ:
для ИП сумма штрафа составляет от 4 до 5 тысяч рублей;
для ООО – от 40 до 50 тысяч рублей.
В некоторых ситуациях ФНС заменяет денежные санкции на предупреждения, если речь идет о субъектах МСП. На смягчение наказания можно рассчитывать, если:
предприниматель впервые превысил лимиты, оговоренные в Указании Центробанка;
нарушение закона не повлекло за собой материального ущерба для любой из сторон.
Как проводить наличные расчеты при сделках от 100 тысяч рублей?
Что делать предпринимателю, если сумма договора превышает установленный Центробанком лимит? Вариантов два:
Можно «разбить» сумму на несколько договоров. К примеру, чтобы реализовать товар на сумму 200 тысяч рублей, можно заключить два договора на 100 тысяч рублей каждый. Так как договоры разные, то оплату по ним можно принять в один день.
Сумму, превышающую лимит, принять в безналичной форме. К примеру, за товар или услуги вам должны перечислить 150 тысяч рублей. Согласно действующему законодательству 100 тысяч рублей можно принять в наличной форме, а остальное – банковским переводом на р/с компании.
Как правильно оформлять наличные поступления?
Наличность, полученная от юридических лиц или ИП по договору, должна проводиться через онлайн-кассу (за исключением случаев, предусмотренных ст. 2 федерального закона № 290-ФЗ). Если этого не сделать, ФНС может выписать штраф:
для ИП – от 25 до 50% от прошедшей мимо кассы суммы, но не менее 10 тысяч рублей;
для ООО – от 75 до 100%, но не менее 30 тысяч рублей.
После получения наличности ИП и ООО должны выдать плательщику кассовый чек. При необходимости дополнительно к нему можно выписать и другие документы: акты, формы ТОРГ-12 и пр. Работа без чека считается нарушением закона и влечет за собой штрафы (для ИП – 2 тысячи рублей, для ООО – 10 тысяч рублей).
Наличность можно оставить в кассе (субъекты МСП имеют право не устанавливать кассовый лимит), либо перевести на р/с через банкомат, корпоративную карту или оператора своего банка. В графе «Назначение платежа» можно указать «Розничная выручка».
На что ИП и ООО могут потратить наличность?
Часть наличных поступлений нельзя использовать для оплаты расходов напрямую: например, чтобы рассчитаться этими деньгами за аренду офиса или закупку материалов, сначала придется внести средства на р/с, а затем снять с него нужную сумму.
К поступлениям, которые обязательно проводят через банк, относятся:
возвращенные авансы и переплаты;
возмещенные недостачи, убытки, неустойки;
займы как полученные, так и возвращенные (включая проценты по ним);
безвозмездно переданные суммы;
Наличные средства, полученные в качестве оплаты товаров, услуг или работ, можно тратить напрямую из кассы, если речь идет о следующих категориях расходов:
выдача заработной платы, выплата социальных пособий согласно трудовым договорам;
выплата страховых возмещений;
выдача денег работникам (под отчет): например, для оплаты транспортных расходов, покупки канцелярии и пр.;
расчетов с потребкооперативами и микрофинансовыми организациями;
оплата товаров, услуг или работ;
выдача денег на личные нужды ИП (то есть, никак не связанные с его коммерческой деятельностью).
В остальных случаях деньги нужно сначала положить на р/с, а затем уже распоряжаться ими по своему усмотрению. К примеру, ИП выдал работнику 10 тысяч на закупку канцелярских товаров. Но работнику предоставили скидку 10%, поэтому 1 тысячу рублей он вернул в кассу. Так как эти деньги не относятся к средствам, полученным в качестве оплаты товаров, услуг или работ, то ИП должен «прогнать» их через банк, чтобы в дальнейшем использовать их для тех или иных целей.
Фабрика платит налоги и зарплату, откуда вопросы от банка?
Фабрика в небольшом городе работала официально и платила налоги. Но банк смутило другое.
АМЛ банка
Один из критериев серого бизнеса — вывод большого объема наличных. Особенно если бизнес не связан с работой за наличные. В этом случае у банка могут быть вопросы при проверке по 115-ФЗ. В статье — история нашего клиента о том, как подстраховаться.
Ситуация: фабрика работает официально
Небольшая мебельная фабрика работает в маленьком сибирском поселке. Это семейный бизнес, который ведет уже третье поколение. Фабрику знают все в округе, многие с ней сотрудничают: поставляют древесину, покрытия для мебельного материала, крепежи и остальные расходники.
У фабрики все официально: оформила сотрудников в штат, переводит им зарплату, платит налоги и взносы, проводит коммунальные и все другие платежи на бизнес через Тинькофф. Вроде бы все в порядке.
Что настораживает банк: фабрика снимает до 60% от оборота
Фабрика продает мебель для дома: шкафы, стулья, столы и полки. Чтобы собирать это все, нужно брать сырье: либо делать самим, либо закупать. В любом случае должны быть такие расходы. Но в течение трех месяцев фабрика ничего не потратила на сырье. Продажи мебели есть, а из чего она собирается, непонятно.
При этом каждый месяц со счета снимается до 60% от поступлений, а это намного больше, чем в среднем у подобных компаний. Кроме того, у Центробанка есть рекомендация: обращать особое внимание на бизнес, если он часто и много снимает наличные.
Для нас такая ситуация выглядит сомнительной: компания снимает наличные, затрат на сырье нет. Непонятно — то ли бизнес фиктивный и на самом деле никакой мебели нет, то ли еще. Мы в этой ситуации должны и убедиться, что компания действительно работает.
В реальности: наличные нужны на закупку сырья
Сначала мы отправили запрос владельцу бизнеса и попросили объяснить, для чего нужны наличные в таком объеме и есть ли документы, которые подтверждают траты. Чтобы глубже изучить бизнес, наш специалист позвонил владельцу и поговорил с ним.
Оказалось, наличные нужны на закупку сырья. Фабрика работает в поселке и закупается у местных жителей. У них нет ни счета в банке, ни торгового эквайринга, ни кассы. Документы тоже не оформляются, потому что все друг друга давно знают и доверяют, а значит, подтверждение не нужно. Поменять поставщиков сложно: у других сырье дороже и хуже.
Владелец бизнеса не смог прислать документы, которые подтверждают закупку сырья. А без документов мы не могли закончить проверку. Но раз их нет, надо было еще проверить, что бизнес не фиктивный. Поэтому мы предложили клиенту встретиться.
Встреча состоялась на фабрике: наш представитель приехал в удобное для клиента время. Представитель задал несколько вопросов и сделал десятки фотографий: склада с материалами, рабочего цеха, готовой продукции, небольшого офиса. Все заняло полчаса.
Итоги проверки
По итогам проверки мы увидели, что с фабрикой все в порядке: это настоящий бизнес. Что нас в этом убедило:
Весь срок проверки клиент пользовался деньгами без ограничений.
Что посоветовали фабрике
Мы поняли, что бизнес реальный. Чтобы не отвлекать владельца проверкой в следующий раз, мы внесли информацию об особенностях бизнес-модели в нашу базу данных и теперь больше не будем задавать вопросы о наличных.
Чтобы и дальше не возникало сомнений, попросили клиента:
Теперь мы знаем о клиенте больше, и у нас больше нет к нему вопросов.
Рекомендации: как подстраховаться, если контрагенты не работают по безналу
Когда компания часто и помногу снимает наличные, это всегда вызывает вопросы банка. Но есть способ их избежать, а если все-таки появились, то быстро ответить. Тогда запрос банка не помешает обычной работе бизнеса.
Заранее рассказать банку об особенностях бизнеса. Если компания выбивается из рекомендаций ЦБ, она может объяснить свою бизнес-модель и почему ей нужны наличные. Чем подробнее описание, тем меньше возникнет вопросов — или их не будет вовсе.
На что обратить внимание при ответе банку:
В Тинькофф бизнес есть сервис «Репутация», он бесплатный. В нем клиент может ответить на вопросы анкеты и в свободной форме рассказать об особенностях бизнеса.
Оплачивать только по документам. Все расходы лучше подтверждать. Это понадобится не только банку, но и налоговой: например, если вы работаете на УСН «Доходы минус расходы». Документы помогут снизить налог.
Вам пригодятся документы:
расчета наличными у налоговой тоже могут появиться вопросы. Поэтому у нас есть еще два совета, которые помогут подстраховаться от возможных проверок.
Контролируйте объем сделок наличными. Наличными можно оплачивать не больше 100 тысяч рублей по одному договору. Допустим, закупка товаров стоит 100 тысяч — здесь все в порядке, можно платить наличными. Если 150 тысяч, то уже нельзя. Это правило Центробанка, оно описано в пункте 6 указания о лимите.
Не стоит составлять однотипные договоры с разными номерами ради лимита — например, пять договоров на закупку одного и того же сырья. Налоговая их просто суммирует, и компания превысит лимит.
Правило действует для компаний и индивидуальных предпринимателей. Для ООО лимит работает всегда, для ИП — только на коммерческие сделки.
Убедитесь, что партнеры не относятся к сомнительным компаниям. Иначе налоговая может начать проверку — не только этого бизнеса, но и всех, кто с ним работает.
Критерии проверки описала налоговая. Если компания относится к сомнительным и вы платите наличными, это чревато лишними проблемами — есть смысл прекратить сотрудничество
Для экономии времени советуем использовать сервисы. Они работают автоматически: обычно нужно только вбить ИНН компании, и вы увидите, есть риски от сотрудничества или нет. В Тинькофф тоже есть такой сервис, он бесплатный и работает в личном кабинете клиента.
Сейчас читают
SkillFactory в 20 раз сократила комиссию на выплаты и ускорила выдачу карт
До 2020 года удаленные сотрудники могли ждать карты неделями и ездить за ними в соседние города. Теперь все изменилось
«Мы предлагаем безопасные способы оплаты»: как PUMA увеличила средний чек на 79% без кредита
PUMA рассказывает, чем заменила кредитование покупателей и как запускала новый способ оплаты
«Относился как к злу, с которым надо смириться»: перевозчики о том, как они выдают деньги водителям
Истории предпринимателей о мучениях с оплатой бензина: наличными неудобно и дорого, картами — просто неудобно
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания