Почему ввп россии меньше чем у развитых стран

Почему Россия такая богатая, а зарплаты у нас такие маленькие. Отвечаю как экономист

На днях получил короткое письмо, в котором заложен глубинный вопрос. В этой статье постараюсь на него ответить.

Да конечно можно во всем обвинить власти и прижимистых предпринимателей, которые обирают народ, а сами жируют. Но это слишком банальное утверждение. Все-таки значительная часть нашей экономики функционирует по законам рынка, где спрос и предложение уравновешивают друг-друга.

Богатство России

То, что Россия богатая страна доказывают ее макроэкономические параметры

Бедность граждан

Конечно в любом общество есть богатые и бедные люди. Это неизбежно при капиталистическом экономическом укладе.

Наша бедность характеризуется в первую очередь размером средней зарплаты по паритету покупательной способности. И здесь не все так однозначно. По данным Росстата средняя зарплата, получаемая на руки, чуть больше 40 тыс. руб. Но если ее привести к ценам на товары, то картина получается немного другая.

Т.е. наш средний уровень дохода сопоставим со странами Восточной Европы. Но при этом в 2 раза ниже, чем в странах Западной Европы Германии, Франции, Норвегии.

Как ни странно, но доля зарплаты в ВВП страны у нас сопоставима с Европейскими странами. У нас 47,4%, у них — 48,2%. Да в США чуть побольше — 53,5.

Т.е. все дело в низком ВВП на душу населения

Действительно, мы видим, что ВВП на душу населения у нас невелик по отношению к ведущим странам.

Почему у нас низкий ВВП на душу населения?

Я вижу здесь 2 основные причины:

По производительности труда Россия значительно уступает основным и многим развивающимся странам.

Низкая производительность не говорит о том, что мы мало работаем. Скорее наоборот. Она напрямую связана со структурой экономики. У нас небольшая доля экономики с высокой добавленной стоимостью, т.к. в основном нацелена на вывоз сырья.

Да, власть предпринимает усилия по сокращению сырья. Например запретили вывоз необработанной древесины. Но это капля в море.

В глобальной цепочке добавленной стоимости Россия стоит в самом низу. Эксперты Высшей Школы Экономики провели исследование по изменению глобальной цепочки добавленной стоимости (ГЦДС).

Видно, что доля трудоемких и ресурсоинтенсивных товаров неуклонно снижается в формировании ГЦДС, И это объективно.

Условно говоря, производитель мебели зарабатывает существенно больше, чем тот, кто банально валит лес.Мы пока банально валим лес.

Как выходить из этой ситуации наглядно показывает Китай — развивать высокотехнологичные производства. Что у нас происходит с подобными планами наглядно показывает опыт Роснано. Деньги вложены огромные, а результат радует только Чубайса.

ИТОГО

Как ни странно, но у России есть возможности вкладываться в высокотехнологичные производства. Золото-валютные резервы и средства ФНБ позволяют это делать. Но этого почему-то не происходит в существенных для страны объемах.

Ярким примером непонятного вложения средств ФНБ стала покупка у ЦБ акций Сбербанка. Деньги потратили, а ничего нового и эффективного в стране не появилось. Рабочих мест не прибавилось и новой добавленной стоимости тоже.

Поэтому ждать существенного роста зарплат в России в ближайшие годы не стоит.

Источник

Мировой финансовый кризис: размышления, выводы, идеи. Коллекция публикаций по теме «экономический кризис»

Почему в России такой низкий ВВП на душу населения?

Почему ввп россии меньше чем у развитых странПричин очень много, но я выделил две, потому что считаю их главными. Это те причины, с которыми можно и нужно работать высшему руководству. Если оно, конечно, заинтересовало в реальном, а не нарисованном экономическом росте.

По ВВП в абсолютных величинах Россия смотрится неплохо – 13 место в мире, больше полутора триллионов долларов в год. Можно спорить, достаточно ли для страны, столь щедро одаренной природными богатствами, 13-ого места. Но факт остается фактом: это вполне приличный результат. Меньше, чем в Германии или Канаде, но больше, чем в Австралии и Швейцарии.

По ВВП на душу населения картина совсем другая: 56 место из 127 стран (оценка – июль 2018 года). Я считаю, это полный провал. Проигрываем не только грекам и венграм, но и Пуэрто-Рико, Панаме, Малайзии.

Умудрились пропустить вперед даже Венесуэлу! У них на июль прошлого года было 13,7 тысяч долларов на человека, а у нас – 11,4 тысячи. Не верите – ниже скриншот из сводной таблицы на Take-profit.org. Хорошо видно, в каком окружении мы находимся в списке государств по ВВП на душу населения…

Почему ввп россии меньше чем у развитых стран

Для полного позора не хватало только до уровня Суринама упасть. Почему так происходит? Почему в большой и богатой России такой маленький ВВП на душу населения?

Я вижу много причин, но главных – две.

Отсутствие производств

Может, где-то и есть регионы, где активно строятся промышленные предприятия, но даже в сводках Росстата видна реальная картина. Предприятий становится меньше, и это видно невооруженным глазом. Даже если не заглядывать в сводки статистических ведомств.

Я вот вижу из окна смоленский завод холодильников, который был одним из крупнейших предприятий в Союзе. В девяностых он работал (на удивление стабильно для тех времен), а при нынешних эффективных управленцах тихо обанкротился. Завод выкупили белорусы, но не справились с российской бюрократической системой и закрыли производство. Теперь там автосервис, магазины, а основные здания планируют снести и построить толи очередной торговый центр, толи жилой комплекс.

Тем более обидно, когда такие, как Кудрин тычут россиян носом в низкую производительность труда. Мы бы производили, если б нам дали рабочие места, оборудованные как в Европе. А у нас… Расскажите в комментариях, что у вас в регионах?

Вторая причина вытекает из первой.

Отсутствие нормальной переработки первичной продукции

Чем больше продукции третьего, четвёртого, пятого переделов выпускается в стране, тем выше ВВП на душу населения.

Смотрите: турки покупают у нас зерно, делают из него муку и продают по всему миру. Почему мы не можем сами переработать свою пшеницу, высоким экспортом которой так гордимся?

Мука, макароны – турки и итальянцы могут делать так, чтоб вся Европа рада покупать была, а мы – нет. Почему – загадка для меня. Более того, даже если какое-то производство итальянского бренда по итальянской же технологии открывается у нас, спустя некоторое время качество начинает падать.

Пример из личного опыта – макароны Barilla. Первое время они к нам поставлялись из Италии и были выше всяких похвал. Потом открылся завод в России. Первый год продукция была не хуже, а начиная со второго качество стало неуклонно падать. Макароны, независимо от формы, начали слипаться при варке, цвет у них стал похуже, зато цена штурмует новые высоты. Больше мы их не покупаем, лучше за те же деньги родные итальянские взять.

И так – со всем сырьем. Зачем гнать на экспорт нефть, если можно развивать переработку и продавать масла, пластмассы, бензин? Но у нас доходит до абсурда: мы поставляем белорусам нефть, а потом покупаем их бензин, сделанный из нее.

Вот почему у нас ВВП на душу населения низкий. И пока не пойдут деньги в развитие реального сектора, мы так и останемся на уровне Румынии и Палау.

Источник

Почему экономика РФ по темпам роста отстала от мировой

Россия по-прежнему отстает по темпам роста ВВП. Эксперты Института экономики роста им. Столыпина П.А. отмечают, что мы еще не оправились в полной мере от глобального кризиса 2008-2009 гг. До 2014 года в России прослеживались позитивные восстановительные тенденции, однако санкции внесли свои коррективы: ВВП замедлился и начал падать, хотя мировая экономика продолжала расти на 2% в год. В 2017 году у нас вновь случился перелом тренда, однако рост ВВП на 1,8% оказался ниже уровня развитых стран (2,2%), не говоря уже о развивающихся.

Почему ввп россии меньше чем у развитых стран

С 2008 года экономика выросла всего на 6% — это на 29% меньше, чем средний мировой показатель. Доля РФ в мировом ВВП за это время уменьшилась с 3,95% до 3,16%. В остальных сырьевых экономиках кроме Венесуэлы последние 5 лет прослеживается более позитивная динамика.

В чем причины?

Кроме санкций есть и другие причины отставания. В частности, в исследовании столыпинцев отмечается неблагоприятная внешняя конъюнктура, падение инвестиций, большие процентные ставки и завышенная нагрузка на бизнес.

В 2013-2014 гг. было выгоднее положить деньги в банк, чем инвестировать в производство. В 2015 году ставки продолжили рост, что поставило обрабатывающую промышленность в еще более тяжелое положение, поскольку без кредитных средств сложно развиваться.

К 2013 году отечественные производители уступали в конкурентной борьбе не только Китаю, но и Евросоюзу. Девальвация рубля на время сняла эту проблему, однако сейчас вновь пошел рост импорта, поскольку нашим производителям снова тяжело конкурировать с западными компаниями.

В 2015-2016 гг. повысилась рентабельность практически всех отраслей по причине девальвации рубля и контрсанкций. Однако в этот период выросли процентные ставки, и их соотношение с рентабельностью производства сохранилось, поэтому проблемы производителей никуда не исчезли. Кроме того, на бизнес не прекращали давить налоговые органы, негативно влияли растущие тарифы.

Валовое накопление в РФ снизилось отчасти по причине снижения потребительского спроса. Покупательская способность населения уменьшилась из-за резкого ускорения инфляции. В 2015 году по уровню девальвации национальной валюты Россия опередила все сырьевые страны.

Интересно, что экономики государств, придерживавшихся политики фиксированного валютного курса, в среднем росли быстрее, по сравнению с теми, кто встал на путь девальвации своей валюты.

Какие перспективы?

Столыпинцы уверены, что без реформ Россию ждет затяжная стагнация. При инерционном сценарии ВВП к 2035 году увеличится в 1,5 раза, а мировая экономика – в 4 раза (за отправную точку брали 1990 год).

В принципе, отставание можно преодолеть за 10 лет, если ВВП будет расти средним темпом более 5%. Для этого нужно вернуть российской экономике инвестиционную привлекательность, и конвертировать экономический рост в улучшение благосостояния населения. Решить эту задачу можно без больших внешних инвестиций: достаточно заставить работать имеющиеся ресурсы.

На депозитах в ЦБ сейчас свыше 650 млрд рублей. Одним рублем этих денег обслуживается 8-10 рублей средств клиентов, следовательно, можно обеспечить прибавку примерно в 5 трлн рублей для кредитования нефинансового сектора. Избыточная ликвидность позволяет сделать это.

Главное, поскорее закончить с макроэкономической стабилизацией и перейти к стабильному росту. Причем основным драйвером роста должны послужить вложения в реальный сектор экономики.

Источник

Определены причины низких темпов роста ВВП России

Почему ввп россии меньше чем у развитых стран

Причины «столь низких» темпов роста ВВП России по итогам минувшего года связаны «с последствиями повышения» ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в начале 2019 года — с 18% до 20%, а также «одновременными низкими темпами роста реальных доходов населения», которые в прошедшем году увеличились всего на 0,8%. Такое мнение высказывает заместитель директора ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

Она отмечает, что накануне Росстат обнародовал первую оценку, согласно которой экономика страны в 2019 году прибавила 1,3% к предыдущему году, а объем ВВП-2019 составил 109,362 трлн рублей.

Таким образом, подчеркивает аналитик, «темпы роста валового внутреннего продукта РФ в 2019 году существенно замедлились по сравнению с 2018 годом, когда этот показатель вырос, по данным Росстата, на 2,5%».

«Более того, по итогам прошедшего года темпы роста российского ВВП оказались самыми низкими за три последних года (напомним, что в 2017 году рост российского ВВП составил 1,8%, а в кризисном 2016 году только 0,3%)», — указывает эксперт.

Напомним, что Минэкономразвития (МЭР) РФ ожидает ускорения роста экономики страны — с 1,3% в 2019-м до 1,7% в текущем году и до 3,1% в 2021 году.

Между тем 20 января Международный валютный фонд (МВФ) не стал пересматривать прогноз роста ВВП России в нынешнем году, сохранив его на уровне 1,9%, а в будущем году ожидает ускорения роста до 2%. Как следует из январского доклада МВФ, прогноз не изменился по сравнению с октябрьскими ожиданиями фонда.

Впрочем, еще в декабре глава постоянного представительства МВФ в России Аннет Киобе указывала, что экономика России способна ускориться благодаря росту внутреннего спроса, эффекту от реализации нацпроектов и дальнейшему снижению ключевой ставки Центробанка РФ.

Тем временем председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин полагает, что в наступившем году российская экономика прибавит лишь «около 1,5% или даже меньше», то есть рост будет ниже официального прогноза Минэкономразвития (МЭР) в 1,7%.

«На 2020 год правительство снизило прогноз до 1,7%, хотя первоначально раньше предполагалось, что будет 2%. То есть, темпы пока сохраняются низкими», — заявил Кудрин в опубликованном 14 января интервью РИА «Новости».

На его взгляд, темпы роста экономики страны замедляют ряд вызовов, в том числе демографические проблемы и низкая производительность труда.

Ранее в январе эксперты Всемирного банка (ВБ) спрогнозировали, что в 2020 году экономика России прибавит лишь 1,6%, тогда как июньский прогноз от ВБ предполагал рост на 1,8%. В 2021-м и 2022 году, по оценкам аналитиков организации, темпы роста ВВП РФ составят 1,8% (показатель не изменился по сравнению с июньскими данными).

Источник

Безнадежный тупик: почему страна богатеет, а доходы граждан падают

Если смотреть на статистику российского бюджета, никогда не подумаешь, что это госфинансы экономики, уже 11 лет (2009-2019) находящейся в стагнации. Обычно страны придерживаются контрциклической политики: когда экономика в кризисе или стагнирует, они наращивают расходы, а когда экономика бурно растет — расплачиваются с долгами или откладывают средства на будущее. Вместо того чтобы увеличивать госрасходы, в кризисное время можно снизить налоги, а в период роста их поднять.

У нас ничего подобного не происходит, хотя российская экономика растет примерно втрое медленнее мировой. Госбюджет не может пожаловаться на нехватку денег, но в экономику он их все равно не возвращает. В 2019 году доходы федерального бюджета составили 20,2 трлн рублей, а расходы — 18,2 трлн. В бюджете профицит 2 трлн рублей. И он вполне мог составить 3 трлн, если бы в декабре 2019 расходы не превысили средний уровень января-ноября 2019-го очень сильно — в 2,4 раза. Примерно как на рубеже 1990-2000-х, Минфин профинансировал более 18% годовых расходов федерального бюджета под занавес года, в декабре. Годом ранее, в 2018-м государство тоже изымало из экономики деньги: доходы составили 19,46 трлн рублей, расходы — 16,7 трлн, профицит — 2,75 трлн.

Больше четверти (27,9%) федеральных бюджетных трат составляют расходы на оборону и безопасность, еще 7,5% — расходы на функционирование госаппарата и судов.

В 2019 году рост бюджетных доходов сильно замедлился. Выжать из стагнирующей экономики лишний рубль становится все более непростой задачей. По сравнению с 2018 годом, расходы бюджета выросли на 9%, а доходы — на 3,8%. Практически весь прирост доходов (0,67 трлн из 0,75 трлн рублей) обеспечен налоговой службой. А по налогам лидером оказался НДС, сборы которого выросли на 19%, или на 683 млрд. В структуре доходов консолидированного бюджета доля НДС приближается к доле налога на прибыль, немного опережая НДФЛ и заметно отставая от НДПИ (в сумме на эти четыре налога приходится 82% доходов консолидированных бюджетов).

В 2019 году на 12% снизились нефтегазовые доходы, а их доля в бюджете упала с 46% до 39,3%. Это вызвано снижением цены нефти, сокращением стоимостного объема экспорта нефтепродуктов и, главное, включением отрицательного акциза на нефть для нефтепереработки в расчет нефтегазовых доходов. Наоборот, все остальные (ненефтегазовые) доходы в 2012-2018 годах составлявшие, по расчетам Центра развития НИУ ВШЭ, 9,3% ВВП, в прошлом году достигли максимума: 11% ВВП. Да и в целом доходы федерального бюджета, в 2015-2017 годах снизившиеся до уровня 15-16,5% ВВП, в последние годы вернулись на уровень 18-19% ВВП.

Ускоренный рост НДС — следствие повышения ставки налога с 18 до 20%. Если суммарное поступление НДС с произведенных внутри страны и импортных товаров в среднем в 2012-2018 годах составляло 5,2% ВВП, то в 2019 году оно выросло до 6,3% ВВП. Примерно таким эффект и ожидался: летом 2018 я предполагал, что поступления вырастут на 600-620 млрд рублей. Теперь можно оценить эффект повышения ставки более точно. Оборот розничной торговли в 2019 составил 33,532 трлн рублей, или в среднем 19 000 рублей на душу населения в месяц (в 2017 году этот показатель составлял 17 250 рублей). Два процента от этой суммы — 380 рублей в месяц, или 4560 рублей в год. Это примерная величина, которую изъяло из доходов среднестатистического потребителя повышение НДС на 2 процентных пункта. Она составляет 1,9% величины средних потребительских расходов на душу населения (по данным за III квартал 2019). У обеспеченных людей, чьи потребительские расходы впятеро выше среднего по стране (около 100 000 рублей в месяц), повышение НДС изъяло за год порядка 24 000 рублей.

НДС собирается с конечного потребителя и компенсируется производителям промежуточных товаров. Поэтому рост налога привел к замедлению роста оборота розничной торговли: в 2018-м он в сопоставимых ценах вырос на 2,6%, а за 2019-й — на 1,6%. А вот ожидавшегося всеми роста цен не произошло: в 2018 году они выросли на 4,3%, а в 2019-м — на 3%. Почему рост налога не привел к ускорению роста цен?

Во-первых, часть роста цен Росстат традиционно может «не замечать». Во-вторых, и это главное, повышать цены сильнее производители и торговцы просто не в состоянии из-за слабого спроса — затяжной стагнации доходов населения. В 2019 году они (с поправкой на инфляцию) выросли всего на 0,8%, а в 2018-м снизились на 0,2%. В 2014-2017 годах этот показатель тоже снижался. По итогам 2019 года доходы населения были ниже уровня 2014 года на 7,5%. Это эффект Крыма, снижения цены нефти, девальвации, санкций, контрсанкций и т.д.

Приросту доходов населения просто неоткуда взяться. Какое-то время это компенсировалось ростом кредитования. Но сейчас население в значительной мере уже закредитовано. Темп роста розничных кредитов в 2019 снизился, по данным ЦБ, до 18,6% (в 2018-м — 22.8%), а платежи по ранее взятым кредитам растут. По расчетам Минэкономразвития, увеличение процентных платежей населения банкам «съело» почти половину прироста зарплат. Долговая нагрузка (отношение выплат по кредиту к располагаемым доходам) особенно высока у бедных (почти 29%), а у более зажиточных составляет 21-25%. Это уровень, делающий дальнейший рост потребительских кредитов невозможным, и темп их выдачи снижается.

Основным тормозом экономического роста сейчас является очень слабый внутренний спрос, вызванный многолетней стагнацией доходов населения. О стагнации спроса говорит возобновление спада в продажах легковых автомобилей (по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2019 они снизились на 2,3%; прогноз на 2020 — спад на 2,1%) Образец стандартных мер по его стимулированию можно видеть сейчас, к примеру, в Гонконге, который возвращает жителям страны часть подоходного налога в надежде стимулировать потребительский спрос.

Никаких подобных мер у нас не планируется — речь даже не идет о восстановлении индексации пенсий работающим пенсионерам. А увеличение трат на нацпроекты роль стимулирования спроса не сыграет. Во-первых, в них превалируют траты на инфраструктуру, а не человеческий капитал. Во-вторых, от реализации нацпроектов наибольшую выгоду получают госкомпании и фирмы, работающие на госзаказе, а не конечные потребители.

Другие меры, которые обсуждались в последнее время, едва ли дадут большой эффект и вряд ли будут реализованы. Введение вычета по НДФЛ в размере прожиточного минимума мало что даст, если будет компенсировано ростом ставки НДФЛ. Вдобавок эта мера подтолкнет компании занижать зарплаты до величины прожиточного минимума, а остальное уводить в тень. А идея снизить платежи в Пенсионный и другие фонды, одновременно увеличив НДФЛ, больше всего поможет вообще не бедным, а госсектору и крупной промышленности.

Одновременно ФНС увеличивает давление на «теневую экономику». В 2019 году 330 000 человек зарегистрировались самозанятыми, заплатив в бюджет 1 млрд рублей. С января 2020 года число регионов, где действует этот налоговый режим, выросло с 4 до 23. Удобство этого режима (как и работы в качестве индивидуальных предпринимателей) подталкивает компании заключать гражданско-правовые договора с работниками, выполняющими для них регулярную работу. Тут возникает большое поле для проверок ФНС и Роструда, которые считают, что нередко такими договорами маскируются трудовые отношения. Проверки на этот предмет должны начаться в 2020 году, и если они окажутся слишком жесткими, привлекательность регистрации в качестве самозанятых работников, которые выполняют работу для юрлиц, резко упадет.

Проблемы российской экономики, как верно заметил ректор РЭШ Рубен Ениколопов, имеют не циклический, а структурный характер: страна ведет такую политику, что риски для инвесторов, не имеющих прямой господдержки, остаются запретительными. В такой ситуации, да еще при снижении цены нефти и замедлении мировой экономики, рассчитывать на ускорение роста не приходится. А никаких признаков к тому, что правоохранительная и судебная система начнут меньше препятствовать экономической конкуренции и росту, пока не заметно. Ведь дел против предпринимателей меньше не становится. Их становится только больше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *