Почему ввп россии меньше чем у развитых стран
Почему Россия такая богатая, а зарплаты у нас такие маленькие. Отвечаю как экономист
На днях получил короткое письмо, в котором заложен глубинный вопрос. В этой статье постараюсь на него ответить.
Да конечно можно во всем обвинить власти и прижимистых предпринимателей, которые обирают народ, а сами жируют. Но это слишком банальное утверждение. Все-таки значительная часть нашей экономики функционирует по законам рынка, где спрос и предложение уравновешивают друг-друга.
Богатство России
То, что Россия богатая страна доказывают ее макроэкономические параметры
Бедность граждан
Конечно в любом общество есть богатые и бедные люди. Это неизбежно при капиталистическом экономическом укладе.
Наша бедность характеризуется в первую очередь размером средней зарплаты по паритету покупательной способности. И здесь не все так однозначно. По данным Росстата средняя зарплата, получаемая на руки, чуть больше 40 тыс. руб. Но если ее привести к ценам на товары, то картина получается немного другая.
Т.е. наш средний уровень дохода сопоставим со странами Восточной Европы. Но при этом в 2 раза ниже, чем в странах Западной Европы Германии, Франции, Норвегии.
Как ни странно, но доля зарплаты в ВВП страны у нас сопоставима с Европейскими странами. У нас 47,4%, у них — 48,2%. Да в США чуть побольше — 53,5.
Т.е. все дело в низком ВВП на душу населения
Действительно, мы видим, что ВВП на душу населения у нас невелик по отношению к ведущим странам.
Почему у нас низкий ВВП на душу населения?
Я вижу здесь 2 основные причины:
По производительности труда Россия значительно уступает основным и многим развивающимся странам.
Низкая производительность не говорит о том, что мы мало работаем. Скорее наоборот. Она напрямую связана со структурой экономики. У нас небольшая доля экономики с высокой добавленной стоимостью, т.к. в основном нацелена на вывоз сырья.
Да, власть предпринимает усилия по сокращению сырья. Например запретили вывоз необработанной древесины. Но это капля в море.
В глобальной цепочке добавленной стоимости Россия стоит в самом низу. Эксперты Высшей Школы Экономики провели исследование по изменению глобальной цепочки добавленной стоимости (ГЦДС).
Видно, что доля трудоемких и ресурсоинтенсивных товаров неуклонно снижается в формировании ГЦДС, И это объективно.
Условно говоря, производитель мебели зарабатывает существенно больше, чем тот, кто банально валит лес.Мы пока банально валим лес.
Как выходить из этой ситуации наглядно показывает Китай — развивать высокотехнологичные производства. Что у нас происходит с подобными планами наглядно показывает опыт Роснано. Деньги вложены огромные, а результат радует только Чубайса.
ИТОГО
Как ни странно, но у России есть возможности вкладываться в высокотехнологичные производства. Золото-валютные резервы и средства ФНБ позволяют это делать. Но этого почему-то не происходит в существенных для страны объемах.
Ярким примером непонятного вложения средств ФНБ стала покупка у ЦБ акций Сбербанка. Деньги потратили, а ничего нового и эффективного в стране не появилось. Рабочих мест не прибавилось и новой добавленной стоимости тоже.
Поэтому ждать существенного роста зарплат в России в ближайшие годы не стоит.
Мировой финансовый кризис: размышления, выводы, идеи. Коллекция публикаций по теме «экономический кризис»
Почему в России такой низкий ВВП на душу населения?
Причин очень много, но я выделил две, потому что считаю их главными. Это те причины, с которыми можно и нужно работать высшему руководству. Если оно, конечно, заинтересовало в реальном, а не нарисованном экономическом росте.
По ВВП в абсолютных величинах Россия смотрится неплохо – 13 место в мире, больше полутора триллионов долларов в год. Можно спорить, достаточно ли для страны, столь щедро одаренной природными богатствами, 13-ого места. Но факт остается фактом: это вполне приличный результат. Меньше, чем в Германии или Канаде, но больше, чем в Австралии и Швейцарии.
По ВВП на душу населения картина совсем другая: 56 место из 127 стран (оценка – июль 2018 года). Я считаю, это полный провал. Проигрываем не только грекам и венграм, но и Пуэрто-Рико, Панаме, Малайзии.
Умудрились пропустить вперед даже Венесуэлу! У них на июль прошлого года было 13,7 тысяч долларов на человека, а у нас – 11,4 тысячи. Не верите – ниже скриншот из сводной таблицы на Take-profit.org. Хорошо видно, в каком окружении мы находимся в списке государств по ВВП на душу населения…
Для полного позора не хватало только до уровня Суринама упасть. Почему так происходит? Почему в большой и богатой России такой маленький ВВП на душу населения?
Я вижу много причин, но главных – две.
Отсутствие производств
Может, где-то и есть регионы, где активно строятся промышленные предприятия, но даже в сводках Росстата видна реальная картина. Предприятий становится меньше, и это видно невооруженным глазом. Даже если не заглядывать в сводки статистических ведомств.
Я вот вижу из окна смоленский завод холодильников, который был одним из крупнейших предприятий в Союзе. В девяностых он работал (на удивление стабильно для тех времен), а при нынешних эффективных управленцах тихо обанкротился. Завод выкупили белорусы, но не справились с российской бюрократической системой и закрыли производство. Теперь там автосервис, магазины, а основные здания планируют снести и построить толи очередной торговый центр, толи жилой комплекс.
Тем более обидно, когда такие, как Кудрин тычут россиян носом в низкую производительность труда. Мы бы производили, если б нам дали рабочие места, оборудованные как в Европе. А у нас… Расскажите в комментариях, что у вас в регионах?
Вторая причина вытекает из первой.
Отсутствие нормальной переработки первичной продукции
Чем больше продукции третьего, четвёртого, пятого переделов выпускается в стране, тем выше ВВП на душу населения.
Смотрите: турки покупают у нас зерно, делают из него муку и продают по всему миру. Почему мы не можем сами переработать свою пшеницу, высоким экспортом которой так гордимся?
Мука, макароны – турки и итальянцы могут делать так, чтоб вся Европа рада покупать была, а мы – нет. Почему – загадка для меня. Более того, даже если какое-то производство итальянского бренда по итальянской же технологии открывается у нас, спустя некоторое время качество начинает падать.
Пример из личного опыта – макароны Barilla. Первое время они к нам поставлялись из Италии и были выше всяких похвал. Потом открылся завод в России. Первый год продукция была не хуже, а начиная со второго качество стало неуклонно падать. Макароны, независимо от формы, начали слипаться при варке, цвет у них стал похуже, зато цена штурмует новые высоты. Больше мы их не покупаем, лучше за те же деньги родные итальянские взять.
И так – со всем сырьем. Зачем гнать на экспорт нефть, если можно развивать переработку и продавать масла, пластмассы, бензин? Но у нас доходит до абсурда: мы поставляем белорусам нефть, а потом покупаем их бензин, сделанный из нее.
Вот почему у нас ВВП на душу населения низкий. И пока не пойдут деньги в развитие реального сектора, мы так и останемся на уровне Румынии и Палау.
Почему экономика РФ по темпам роста отстала от мировой
Россия по-прежнему отстает по темпам роста ВВП. Эксперты Института экономики роста им. Столыпина П.А. отмечают, что мы еще не оправились в полной мере от глобального кризиса 2008-2009 гг. До 2014 года в России прослеживались позитивные восстановительные тенденции, однако санкции внесли свои коррективы: ВВП замедлился и начал падать, хотя мировая экономика продолжала расти на 2% в год. В 2017 году у нас вновь случился перелом тренда, однако рост ВВП на 1,8% оказался ниже уровня развитых стран (2,2%), не говоря уже о развивающихся.
С 2008 года экономика выросла всего на 6% — это на 29% меньше, чем средний мировой показатель. Доля РФ в мировом ВВП за это время уменьшилась с 3,95% до 3,16%. В остальных сырьевых экономиках кроме Венесуэлы последние 5 лет прослеживается более позитивная динамика.
В чем причины?
Кроме санкций есть и другие причины отставания. В частности, в исследовании столыпинцев отмечается неблагоприятная внешняя конъюнктура, падение инвестиций, большие процентные ставки и завышенная нагрузка на бизнес.
В 2013-2014 гг. было выгоднее положить деньги в банк, чем инвестировать в производство. В 2015 году ставки продолжили рост, что поставило обрабатывающую промышленность в еще более тяжелое положение, поскольку без кредитных средств сложно развиваться.
К 2013 году отечественные производители уступали в конкурентной борьбе не только Китаю, но и Евросоюзу. Девальвация рубля на время сняла эту проблему, однако сейчас вновь пошел рост импорта, поскольку нашим производителям снова тяжело конкурировать с западными компаниями.
В 2015-2016 гг. повысилась рентабельность практически всех отраслей по причине девальвации рубля и контрсанкций. Однако в этот период выросли процентные ставки, и их соотношение с рентабельностью производства сохранилось, поэтому проблемы производителей никуда не исчезли. Кроме того, на бизнес не прекращали давить налоговые органы, негативно влияли растущие тарифы.
Валовое накопление в РФ снизилось отчасти по причине снижения потребительского спроса. Покупательская способность населения уменьшилась из-за резкого ускорения инфляции. В 2015 году по уровню девальвации национальной валюты Россия опередила все сырьевые страны.
Интересно, что экономики государств, придерживавшихся политики фиксированного валютного курса, в среднем росли быстрее, по сравнению с теми, кто встал на путь девальвации своей валюты.
Какие перспективы?
Столыпинцы уверены, что без реформ Россию ждет затяжная стагнация. При инерционном сценарии ВВП к 2035 году увеличится в 1,5 раза, а мировая экономика – в 4 раза (за отправную точку брали 1990 год).
В принципе, отставание можно преодолеть за 10 лет, если ВВП будет расти средним темпом более 5%. Для этого нужно вернуть российской экономике инвестиционную привлекательность, и конвертировать экономический рост в улучшение благосостояния населения. Решить эту задачу можно без больших внешних инвестиций: достаточно заставить работать имеющиеся ресурсы.
На депозитах в ЦБ сейчас свыше 650 млрд рублей. Одним рублем этих денег обслуживается 8-10 рублей средств клиентов, следовательно, можно обеспечить прибавку примерно в 5 трлн рублей для кредитования нефинансового сектора. Избыточная ликвидность позволяет сделать это.
Главное, поскорее закончить с макроэкономической стабилизацией и перейти к стабильному росту. Причем основным драйвером роста должны послужить вложения в реальный сектор экономики.
Определены причины низких темпов роста ВВП России
Причины «столь низких» темпов роста ВВП России по итогам минувшего года связаны «с последствиями повышения» ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в начале 2019 года — с 18% до 20%, а также «одновременными низкими темпами роста реальных доходов населения», которые в прошедшем году увеличились всего на 0,8%. Такое мнение высказывает заместитель директора ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Она отмечает, что накануне Росстат обнародовал первую оценку, согласно которой экономика страны в 2019 году прибавила 1,3% к предыдущему году, а объем ВВП-2019 составил 109,362 трлн рублей.
Таким образом, подчеркивает аналитик, «темпы роста валового внутреннего продукта РФ в 2019 году существенно замедлились по сравнению с 2018 годом, когда этот показатель вырос, по данным Росстата, на 2,5%».
«Более того, по итогам прошедшего года темпы роста российского ВВП оказались самыми низкими за три последних года (напомним, что в 2017 году рост российского ВВП составил 1,8%, а в кризисном 2016 году только 0,3%)», — указывает эксперт.
Напомним, что Минэкономразвития (МЭР) РФ ожидает ускорения роста экономики страны — с 1,3% в 2019-м до 1,7% в текущем году и до 3,1% в 2021 году.
Между тем 20 января Международный валютный фонд (МВФ) не стал пересматривать прогноз роста ВВП России в нынешнем году, сохранив его на уровне 1,9%, а в будущем году ожидает ускорения роста до 2%. Как следует из январского доклада МВФ, прогноз не изменился по сравнению с октябрьскими ожиданиями фонда.
Впрочем, еще в декабре глава постоянного представительства МВФ в России Аннет Киобе указывала, что экономика России способна ускориться благодаря росту внутреннего спроса, эффекту от реализации нацпроектов и дальнейшему снижению ключевой ставки Центробанка РФ.
Тем временем председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин полагает, что в наступившем году российская экономика прибавит лишь «около 1,5% или даже меньше», то есть рост будет ниже официального прогноза Минэкономразвития (МЭР) в 1,7%.
«На 2020 год правительство снизило прогноз до 1,7%, хотя первоначально раньше предполагалось, что будет 2%. То есть, темпы пока сохраняются низкими», — заявил Кудрин в опубликованном 14 января интервью РИА «Новости».
На его взгляд, темпы роста экономики страны замедляют ряд вызовов, в том числе демографические проблемы и низкая производительность труда.
Ранее в январе эксперты Всемирного банка (ВБ) спрогнозировали, что в 2020 году экономика России прибавит лишь 1,6%, тогда как июньский прогноз от ВБ предполагал рост на 1,8%. В 2021-м и 2022 году, по оценкам аналитиков организации, темпы роста ВВП РФ составят 1,8% (показатель не изменился по сравнению с июньскими данными).
Безнадежный тупик: почему страна богатеет, а доходы граждан падают
Если смотреть на статистику российского бюджета, никогда не подумаешь, что это госфинансы экономики, уже 11 лет (2009-2019) находящейся в стагнации. Обычно страны придерживаются контрциклической политики: когда экономика в кризисе или стагнирует, они наращивают расходы, а когда экономика бурно растет — расплачиваются с долгами или откладывают средства на будущее. Вместо того чтобы увеличивать госрасходы, в кризисное время можно снизить налоги, а в период роста их поднять.
У нас ничего подобного не происходит, хотя российская экономика растет примерно втрое медленнее мировой. Госбюджет не может пожаловаться на нехватку денег, но в экономику он их все равно не возвращает. В 2019 году доходы федерального бюджета составили 20,2 трлн рублей, а расходы — 18,2 трлн. В бюджете профицит 2 трлн рублей. И он вполне мог составить 3 трлн, если бы в декабре 2019 расходы не превысили средний уровень января-ноября 2019-го очень сильно — в 2,4 раза. Примерно как на рубеже 1990-2000-х, Минфин профинансировал более 18% годовых расходов федерального бюджета под занавес года, в декабре. Годом ранее, в 2018-м государство тоже изымало из экономики деньги: доходы составили 19,46 трлн рублей, расходы — 16,7 трлн, профицит — 2,75 трлн.
Больше четверти (27,9%) федеральных бюджетных трат составляют расходы на оборону и безопасность, еще 7,5% — расходы на функционирование госаппарата и судов.
В 2019 году рост бюджетных доходов сильно замедлился. Выжать из стагнирующей экономики лишний рубль становится все более непростой задачей. По сравнению с 2018 годом, расходы бюджета выросли на 9%, а доходы — на 3,8%. Практически весь прирост доходов (0,67 трлн из 0,75 трлн рублей) обеспечен налоговой службой. А по налогам лидером оказался НДС, сборы которого выросли на 19%, или на 683 млрд. В структуре доходов консолидированного бюджета доля НДС приближается к доле налога на прибыль, немного опережая НДФЛ и заметно отставая от НДПИ (в сумме на эти четыре налога приходится 82% доходов консолидированных бюджетов).
В 2019 году на 12% снизились нефтегазовые доходы, а их доля в бюджете упала с 46% до 39,3%. Это вызвано снижением цены нефти, сокращением стоимостного объема экспорта нефтепродуктов и, главное, включением отрицательного акциза на нефть для нефтепереработки в расчет нефтегазовых доходов. Наоборот, все остальные (ненефтегазовые) доходы в 2012-2018 годах составлявшие, по расчетам Центра развития НИУ ВШЭ, 9,3% ВВП, в прошлом году достигли максимума: 11% ВВП. Да и в целом доходы федерального бюджета, в 2015-2017 годах снизившиеся до уровня 15-16,5% ВВП, в последние годы вернулись на уровень 18-19% ВВП.
Ускоренный рост НДС — следствие повышения ставки налога с 18 до 20%. Если суммарное поступление НДС с произведенных внутри страны и импортных товаров в среднем в 2012-2018 годах составляло 5,2% ВВП, то в 2019 году оно выросло до 6,3% ВВП. Примерно таким эффект и ожидался: летом 2018 я предполагал, что поступления вырастут на 600-620 млрд рублей. Теперь можно оценить эффект повышения ставки более точно. Оборот розничной торговли в 2019 составил 33,532 трлн рублей, или в среднем 19 000 рублей на душу населения в месяц (в 2017 году этот показатель составлял 17 250 рублей). Два процента от этой суммы — 380 рублей в месяц, или 4560 рублей в год. Это примерная величина, которую изъяло из доходов среднестатистического потребителя повышение НДС на 2 процентных пункта. Она составляет 1,9% величины средних потребительских расходов на душу населения (по данным за III квартал 2019). У обеспеченных людей, чьи потребительские расходы впятеро выше среднего по стране (около 100 000 рублей в месяц), повышение НДС изъяло за год порядка 24 000 рублей.
НДС собирается с конечного потребителя и компенсируется производителям промежуточных товаров. Поэтому рост налога привел к замедлению роста оборота розничной торговли: в 2018-м он в сопоставимых ценах вырос на 2,6%, а за 2019-й — на 1,6%. А вот ожидавшегося всеми роста цен не произошло: в 2018 году они выросли на 4,3%, а в 2019-м — на 3%. Почему рост налога не привел к ускорению роста цен?
Во-первых, часть роста цен Росстат традиционно может «не замечать». Во-вторых, и это главное, повышать цены сильнее производители и торговцы просто не в состоянии из-за слабого спроса — затяжной стагнации доходов населения. В 2019 году они (с поправкой на инфляцию) выросли всего на 0,8%, а в 2018-м снизились на 0,2%. В 2014-2017 годах этот показатель тоже снижался. По итогам 2019 года доходы населения были ниже уровня 2014 года на 7,5%. Это эффект Крыма, снижения цены нефти, девальвации, санкций, контрсанкций и т.д.
Приросту доходов населения просто неоткуда взяться. Какое-то время это компенсировалось ростом кредитования. Но сейчас население в значительной мере уже закредитовано. Темп роста розничных кредитов в 2019 снизился, по данным ЦБ, до 18,6% (в 2018-м — 22.8%), а платежи по ранее взятым кредитам растут. По расчетам Минэкономразвития, увеличение процентных платежей населения банкам «съело» почти половину прироста зарплат. Долговая нагрузка (отношение выплат по кредиту к располагаемым доходам) особенно высока у бедных (почти 29%), а у более зажиточных составляет 21-25%. Это уровень, делающий дальнейший рост потребительских кредитов невозможным, и темп их выдачи снижается.
Основным тормозом экономического роста сейчас является очень слабый внутренний спрос, вызванный многолетней стагнацией доходов населения. О стагнации спроса говорит возобновление спада в продажах легковых автомобилей (по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2019 они снизились на 2,3%; прогноз на 2020 — спад на 2,1%) Образец стандартных мер по его стимулированию можно видеть сейчас, к примеру, в Гонконге, который возвращает жителям страны часть подоходного налога в надежде стимулировать потребительский спрос.
Никаких подобных мер у нас не планируется — речь даже не идет о восстановлении индексации пенсий работающим пенсионерам. А увеличение трат на нацпроекты роль стимулирования спроса не сыграет. Во-первых, в них превалируют траты на инфраструктуру, а не человеческий капитал. Во-вторых, от реализации нацпроектов наибольшую выгоду получают госкомпании и фирмы, работающие на госзаказе, а не конечные потребители.
Другие меры, которые обсуждались в последнее время, едва ли дадут большой эффект и вряд ли будут реализованы. Введение вычета по НДФЛ в размере прожиточного минимума мало что даст, если будет компенсировано ростом ставки НДФЛ. Вдобавок эта мера подтолкнет компании занижать зарплаты до величины прожиточного минимума, а остальное уводить в тень. А идея снизить платежи в Пенсионный и другие фонды, одновременно увеличив НДФЛ, больше всего поможет вообще не бедным, а госсектору и крупной промышленности.
Одновременно ФНС увеличивает давление на «теневую экономику». В 2019 году 330 000 человек зарегистрировались самозанятыми, заплатив в бюджет 1 млрд рублей. С января 2020 года число регионов, где действует этот налоговый режим, выросло с 4 до 23. Удобство этого режима (как и работы в качестве индивидуальных предпринимателей) подталкивает компании заключать гражданско-правовые договора с работниками, выполняющими для них регулярную работу. Тут возникает большое поле для проверок ФНС и Роструда, которые считают, что нередко такими договорами маскируются трудовые отношения. Проверки на этот предмет должны начаться в 2020 году, и если они окажутся слишком жесткими, привлекательность регистрации в качестве самозанятых работников, которые выполняют работу для юрлиц, резко упадет.
Проблемы российской экономики, как верно заметил ректор РЭШ Рубен Ениколопов, имеют не циклический, а структурный характер: страна ведет такую политику, что риски для инвесторов, не имеющих прямой господдержки, остаются запретительными. В такой ситуации, да еще при снижении цены нефти и замедлении мировой экономики, рассчитывать на ускорение роста не приходится. А никаких признаков к тому, что правоохранительная и судебная система начнут меньше препятствовать экономической конкуренции и росту, пока не заметно. Ведь дел против предпринимателей меньше не становится. Их становится только больше.