Почему иногда неизвестный человек кажется знакомым
Бывает такое чувство, что мы уже встречали этого нового знакомого в прошлой жизни.
Бывает так, что мы видим человека первый раз в жизни – а возникает такое чувство, как будто он нам давно знаком, его взгляд, мимика, жесты и даже действия – все как будто бы такое предсказуемое и понятное.
Если подойти к ответу на этот вопрос более рационально, то в таких случаях может происходить следующее. К моменту знакомства с таким «особым» человеком мы уже имеем солидный опыт отношений с людьми. Неосознанно, видя нового человека, мы внешне оцениваем его и анализируем информацию: мимику, жесты, позы, строение тела, манеру говорить, располагать себя в пространстве и многое другое. Это происходит очень быстро, информация анализируется и происходит сравнение – с тем опытом, который был значим для нас в прошлом. Можно попробовать в момент такого «узнавания» человека задать себе вопросы: Кого он мне напоминает? Что за манера общения, где я это уже мог (могла) наблюдать? Неожиданно могут и вспомниться люди, с которыми уже есть (или были) сильные эмоциональные отношения. И тогда можно сравнить свои ожидания от взаимодействия с новым человеком с тем, как складывались отношения с этими людьми. Также весьма неожиданным открытием может стать и то, что человек напоминает не кого-то постороннего, а вас самих. Именно манерой держаться, говорить, взаимодействовать. И тогда логично возникновение чувства узнавания и родства.
Встречается нарушение, при котором стираются грани времени. Прошлое, настоящее и будущее становятся в сознании пациентов одинаковыми категориями, они существуют для них как бы одновременно или, точнее, прошедшее время и будущее время воспринимаются ими одинаково актуальными с настоящим временем. «Представьте, — поясняет пациент, — что вы читаете книгу. То, что вы прочли, — это прошлое, что будете читать — это будущее, что читаете — настоящее. Но книга-то одна, и она лежит перед вами. Вот так же и время — в нем можно перемещаться в любом направлении прямо сейчас».
В данном случае существо расстройства сводится, полагаем, к тому, что мысленные образы прошлого и будущего воспринимаются пациентами как эквивалентные текущим реальным впечатлениям. Аналогичным является такое же нарушение пространственных отношений. Один из уфологов так объясняет в телепередаче относительность пространства. Он показывает на листе бумаги две точки и говорит, что эти точки могут находиться на противоположных краях Вселенной.
Размытие границ времени может являться симптомом серьезного психического заболевания. Диагностировать его поможет клинический психолог
Для обычного понимания пространства это означает, что перелет от одной точки к другой даже со скоростью света займет слишком много времени. Но если согнуть лист бумаги и сблизить вплотную эти точки, то окажется, что этот перелет окажется вполне реальным, не будет при этом никаких проблем и со временем. Действительно, для этого нужно совсем немногое: принять фантазию за реальность.
К проявлениям апперсонализации примыкает, полагаем, и группа таких симптомов, в центре которых находится чувство уже пережитое: deja entendu (eprovu, fait, pense, raconte, voulu, vu) — уже слышанное или воспринятое (уже испытанное, уже сделанное, уже «бывших мыслей», уже рассказанное, уже «бывшее желанным», уже виденное). Например:
«Решаю задачу по математике и чувствую, что делаю это повторно, когда-то я уже делал то же самое. На свадьбе возникло чувство, будто я уже выходила замуж и когда-то давно была точно такая же свадьба. Вижу сон с ощущением, что я уже видел его. Просыпаюсь и понимаю, что видел его впервые. Кашляю, и такое чувство, что так же я уже кашлял когда-то раньше». Одни пациенты при описании данного феномена делают акцент на рецепторной его составляющей («видел», «слышал», «воспринимал»), другие — на внутренних ощущениях («делал», «чувствовал», «читал», «думал», «вспоминал», «хотел»).
И.С.Сумбаев предпочитает поэтому термин deja vecu — «уже пережито» или «уже испытано» — как наиболее точно передающий феноменологию страдания. В немецкой литературе со времен Э.Крепелина указанные симптомы обозначаются как феномены идентифицирующих обманов памяти или парамнезий. В.П.Осипов называет их «ложными отождествлениями».
И.С.Сумбаев подчеркивает, что данному феномену свойственны такие особенности:
Достаточно часто «уже виденное» встречается у здоровых индивидов. («Никогда не виденное», между прочим, как у здоровых людей, так и у пациентов наблюдается на порядок реже. Если «уже виденное» действительно связано с апперсонализацией, то это является косвенным свидетельством того, что данное нарушение самовосприятия более распространено или чаще замечается пациентами, нежели деперсонализация.) «Уже виденное» в норме выглядит как редкое, мимолетное переживание, сопровождающееся легкой растерянностью, обычно без полной уверенности в реальности настоящего в прошлом. В такой форме оно зачастую бывает и у пациентов; оценивать его в подобных случаях как безусловное проявление патологии, по-видимому, не следует.
Явно болезненные варианты данного феномена характеризуются рядом признаков:
Феномен «уже пережитого» необходимо отличать не только от «нормального», как бы мимолетного его варианта, но и от другого расстройства. Сравним два высказывания пациентов. В одном из них больной сообщает, что, услышав, как кто-то рассказывает о своем сновидении, он почувствовал, что такой рассказ он уже когда-то слышал и воспринимает его повторно. В другом наблюдении больной сообщает о таком же рассказе. Но он вдруг вспоминает, что точно такое же сновидение было и у него месяц назад. В первом случае следует, очевидно, констатировать факт «уже виденного». Во втором речь идет о другом симптоме.
Приведем наблюдение И.С.Сумбаева. «Временами пациент переживает такое чувство, что те или другие воспринимаемые новые и незнакомые явления как бы имели место в его прошлом. В начале заболевания «уже пережито» характеризовалось большой длительностью, развертываясь непрерывно на протяжении ряда часов. Больному казалось, что дело идет о фактическом «повторении» действительности, что, по его мнению, достигалось или при помощи дорогостоящей подделки последней, или благодаря воздействию на его организм при помощи магических сил. Постепенно, по мере ослабления остроты психотических явлений. из непрерывной цепи «уже пережито» стали выпадать те или другие звенья, в результате чего остались только как бы отдельные фрагменты ранее единой картины.
В этот же период (больной) убедился в ее болезненной природе. (Он) стал испытывать чувство «уже пережито» не в момент восприятия того или другого явления, а спустя некоторое время; такое запаздывание возникновения «уже пережито» сначала равнялось 5–10 минутам, а в дальнейшем достигло 2,5 часа. Иногда в течение 5–10 секунд после восприятия тех или других объектов (пациент) испытывал колебание: возникла ли у него иллюзия «уже пережито» или нет, настолько переживалось им неопределенно и противоречиво в смысле отнесения перцептируемого к настоящему или к прошлому. (пациент был) не в состоянии установить определенный момент времени, когда воспринимаемое могло иметь место в прошлом. Обычные жизненные действия. никогда не становятся объектом «уже пережито».
Нередко при этом возникает ощущение, что предметы как бы не совсем реальны, и он вынужден ощупывать их руками, чтобы убедиться в достоверности их существования. В отдельные моменты (пациент) даже сомневался в собственном существовании. Иногда привычная обстановка, знакомые лица и т. д. оказывались в состоянии прекратить уже возникший феномен «уже пережито». Чаще объектом «уже пережито» у этого пациента были зрительные впечатления, реже — слуховые, сказанное им самим, совершаемые им действия, чтение, чувства, мысли, воспоминания. В подавленном настроении у него возникало чувство замедления течения времени.
Иногда у пациента возникал такой вариант данного феномена, когда переживания менялись местами в их последовательности. Например, пациент видел, как делают в/в вливание. В ощущении «уже пережито» сначала возникало представление о появившейся крови, а уж затем — самой процедуры попадания иглой в вену. По данным катамнеза, пациент решил, что его самонаблюдения феномена «уже пережито» представляют большую научную ценность. Он написал работу, пытался ее опубликовать. В текст работы среди прочего были включены объяснения врачей по поводу возможных причин этого феномена. Пациент был уверен, что это его собственные мысли, а врачи хотят присвоить их себе. Склонность присваивать себе чужие мысли, воспринимать их как свои собственные не является, как подчеркивают многие авторы, плагиатом, это криптомнезия».
Еще одна иллюстрация расстройства, внешне очень похожего на «уже пережитое». Больная шизофренией сообщает, что с детства и на протяжении ряда лет все воспринимаемое в настоящее время казалось ей знакомым, увиденным и пережитым когда-то ранее. Особенно отчетливым было это ощущение при чтении. У нее не было ощущения, будто она уже читала это ранее. Она чувствовала, что события, о которых она читала, являются частью ее личного опыта. Читая школьные учебники, она «вспоминала», что своими глазами видела динозавров, бои гладиаторов, была свидетельницей сооружения египетских пирамид, очевидицей крестовых походов, присутствовала на рыцарских поединках и т. д. Более того, она воочию видела, как из туманности возникла Земля, как зарождалась на ней жизнь. «Я чувствовала, что знала все это всегда и вспоминала это так ясно и с такими подробностями, будто случилось это совсем недавно, как вчера. Книги только помогали мне вспомнить пережитое, в них я не узнавала ничего нового для себя.
Я поняла, что моя душа существовала вечно или что во мне заключена мировая душа, она останется и после меня». Существует ряд гипотез о происхождении феномена «уже пережитое». Некоторые гипотезы основаны на тех известных фактах, которые показывают, что расстройство возникает в связи с очаговыми повреждениями головного мозга. Установлено, например, что «уже пережитое» наблюдается в случаях поражения височно-теменной доли, ствола мозга и мозжечка, мозолистого тела. Из этого, однако, не вытекает, что данный феномен является симптомом локального органического повреждения головного мозга.
Другие гипотезы так или иначе сосредоточены на роли прошлого опыта в развитии нарушения. Так, У.Джемс, изучая «уже пережитое» на себе, приходит к заключению, что «оно представляет всецело неясное припоминание, в котором одни элементы возобновились перед сознанием, а другие нет». Э.Крепелин, В.П.Осипов считают, что при «уже пережитом» текущие впечатления вызывают неясное впечатление о прошлом, причем образ воспоминания нарастает, тогда как текущее впечатление медленно угасает. З.Фрейд полагает, что текущее переживание как бы завершает те подсознательные желания, которые ранее не могли реализоваться.
Ряд гипотез важную роль отводит интрапсихическим процессам, например эмоциям, интеллекту, вниманию. Так, П.Жане причисляет нарушение к расстройствам, при которых в первую очередь страдает функция настоящего, чувство реального — способность к активному вниманию. Поскольку, предполагает П.Жане, функция реального ослаблена, пациенту не удается вполне схватить то, что совершается, он не может сказать с уверенностью, является ли это настоящим, прошлым или даже будущим.
По Бергсону, «уже пережитое» есть воспоминание в данный момент данного же момента — это «воспоминание настоящего», возникшее одновременно с восприятием настоящего. Тем самым обращается внимание на то, что в сознании пациента одновременно и синхронно протекают два процесса: реального восприятия и мнимого воспоминания. А.С.Шмарьян подчеркивает тесную связь нарушения со сновидно-деперсонализационным расстройством сознания, возникающим при поражении теменно-височных структур головного мозга.
И.С.Сумбаев указывает, что «уже пережитое» возникает при определенных условиях, таких как дезинтеграция сознания, снижение чувства реального, ослабление активного внимания и др. В этих условиях происходит такое замедление апперцепции актуального представления, что оно до проникновения в сознание превращается в «юное воспоминание», еще тесно связанное с актом восприятия.
Основываясь на психопатологии «уже пережитого», упомянутых гипотезах и вышесказанном о нарушениях самовосприятия, выскажем следующее предположение. Ключевыми моментами в феноменологии «уже пережитого» являются, полагаем, такие:
Если сказанное верно, то из него следует, что данный феномен является производным ряда нарушений самовосприятия. Во-первых, это диссоциация Я на две субличности. То обстоятельство, что пациент этого не осознает, не означает ничего кроме того, что расщепление Я носит в значительной степени неосознаваемый характер. На факт диссоциации определенно указывают два параллельных потока переживаний, как бы по одному в каждой субличности: в одной это восприятие настоящего, в другой как бы воспоминание настоящего.
Во-вторых, это деперсонализация в виде отчуждения одного из потоков переживания. Именно он воспринимается пациентами как некое воспоминание, локализованное в несуществующем прошлом.
В-третьих, это апперсонализация в виде твердой уверенности пациентов в том, что фантом и есть сама реальность, что им вспоминается что-то происшедшее на самом деле, а актуальное событие есть только повторение того прошлого. Эта уверенность явно диссонирует с тем, что пациенты не знают, когда состоялось мнимое событие.
Это предположение не объясняет, однако, следующих особенностей «уже пережитого»:
Речь, таким образом, идет не о собственно расщеплении, а как бы об удвоении чувства Я. В связи с этим полагаем, что «уже пережитое» — проявление другого нарушения самовосприятия, которое будет описано далее. Что касается формальной стороны дела, то «уже пережитое» более тяготеет к ауто-, а «уже воспринятое» — к аллопсихической сфере.
Феномен дежавю: ясновидение или психическое расстройство
«Нераскрытые тайны»: Тайна дежавю
Случалось ли с вами что-то подобное: внезапно вы начинаете узнавать интерьеры, в которых никогда не были, лица людей, которые видите впервые, или появляется смутное предвидение, что произойдет в следующую минуту, потому что все это с вами уже случалось? Но только вспомнить, когда именно и при каких обстоятельствах эти люди, места и события были в вашей жизни, никак не выходит.
Так дает о себе знать дежавю – одна из самых странных, неуправляемых и неисследованных способностей человека. Телеканал «Москва Доверие» решил разобраться с этим явлением.
Многие из нас хотя бы раз в жизни испытывали на себе феномен дежавю. Что это? Элемент ясновидения, напоминания о прошлых жизнях, будущее, которое нам кто-то показывает? Загадочный феномен завораживает исследователей из самых разных областей науки уже много десятков лет. И у каждого из них свой взгляд. Но первой изучать дежавю начала психология.
В конце XIX века французский психолог Эмиль Буарак в своей работе впервые использовал красивый термин «дежавю», который переводится с французского как «уже виденное». Конечно, люди испытывали дежавю и раньше, но не считали его отдельным феноменом психики.
Современники психолога не придавали значения открытию коллеги, и долгое время дежавю никого не интересовало. Ведь поймать тот момент, когда оно возникает, и тем более научно исследовать его долгое время было просто невозможно.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Чем менее исследовано явление, тем плотнее оно окутано облаком невероятных предположений и мистических объяснений. И хотя ученые знают о механизмах дежавю немного больше, чем 100 лет назад, этот феномен продолжает вызывать невероятные гипотезы.
К примеру, с точки зрения некоторых исследователей, дежавю – следствие реинкарнации. Нам кажется знакомым то, что мы действительно испытывали или видели, правда, не в этой жизни. Каким бы невероятным это ни казалось, представители разных областей науки в разное время рассматривали эту версию и даже пытались ее обосновать.
Впервые об этом уверенно заявил швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг. Для достоверности знаменитый ученик Фрейда переименовал реинкарнацию в генетическую память, придав объяснению феномена дежавю научности.
Исследователь был очарован этой притягательной теорией. Дело в том, что однажды он сам испытал очень яркую вспышку дежавю. Ученый рассказывал, как увидел картину XVIII века с изображением врача. Картина ему была не знакома, но он тут же узнал пряжки на ботинках доктора. Юнг настолько подробно мог представить себе эту деталь, что пришел к выводу, что сам когда-то носил эти ботинки. До конца жизни видный ученый верил в реинкарнацию человека и в то, что в прошлой своей жизни он также был врачом.
В теорию Юнга о реинкарнации, которая могла бы объяснить явление дежавю, поверили и наши современники. Среди них Мадонна, Тина Тернер, Киану Ривз, Шон Коннери. Все они не раз испытывали дежавю. По их словам, им казалось невероятно знакомым то, что было создано или происходило сотни лет назад. К примеру, Мадонна уверена, что в прошлой жизни прислуживала последнему маньчжурскому императору.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
К этому заключению певица пришла после посещения императорского дворца в Пекине, где ее охватило ощущение дежавю. А вот Тина Тернер после поездки в страну фараонов объявила, что в одном из прошлых своих воплощений была известной египетской царицей Хатшепсут.
Еще одна гипотеза, близкая по сути к идеи реинкарнации и идеи генетической памяти, – гипотеза о цикличном перерождении нашей Вселенной. В соответствии с ней мы все уже не раз проживали какие-то моменты истории и будем продолжать переживать их вновь и вновь.
Этой гипотезы придерживаются чаще всего представители парапсихологии – околонаучной дисциплины, которая изучает все, что официальная наука отметает как мистическое и необъяснимое. Материалисты же пытаются дать вспышкам дежавю более логичное объяснение. Зигмунд Фрейд, к примеру, предполагал, что это явление связано с сюжетами забытых снов.
С отцом психоанализа согласны современные исследователи снов и механизмов их запоминания. Дело в том, что чаще всего нам снятся истории и ситуации из нашей повседневной жизни.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Пока мы спим, наш мозг будет прорабатывать всевозможные варианты будущего, связанные с тем, что нас волнует. Каждый вариант – отдельное сновидение. Проблема лишь в том, что мы редко запоминаем свои сны. Кому-то в память врезаются несколько эпизодов особо яркого сновидения. Другие вообще ничего наутро не могут вспомнить. И уж совсем редко мы помним сюжет сна в деталях.
Однако некоторые исследователи считают, что, даже если вспомнить сны не получается, их сюжеты хранятся где-то в закоулках нашей памяти и иногда вспыхивают яркими воспоминаниями, которые мы и называем дежавю.
Гипотеза о забытых сновидениях поддерживается многими исследователями. С точки зрения науки она достаточно реалистична. Но это лишь один из случаев сбоев в работе памяти. Именно к патологиям в ее функционировании ученые часто относят возникновение феномена дежавю.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
В кратковременной памяти информация хранится от секунды до нескольких минут. Ее объем сильно ограничен – по последним данным, от 7 до 9 элементов, не больше. То есть все, на что мы обращаем внимание, моментально попадает в кратковременную память.
Для наглядности ее можно сравнить с оперативной памятью компьютера, ведь она функционирует примерно так же. В течение всего дня она активно работает, участвуя во множестве мелких процессов, и стирается после отключения. Вся же остальная информация, которой мы пользуемся постоянно в течение жизни, хранится в долговременной памяти.
Представьте такую ситуацию: вы отправляетесь на экскурсию по Марсовому полю в Санкт-Петербурге. Кратковременная память начинает обрабатывать окружающие вас элементы и эмоции. Часть из них останется в долговременной памяти, например, кованая решетка ограды, свободное пространство, дождливая погода, меланхоличное настроение и яркий зонтик прохожего.
Через несколько лет вы отправляетесь в Париж впервые в жизни. При посещении Монмартра вас охватывает дежавю. Вы почти уверены, что здесь уже бывали. На самом деле это не так. Просто вы увидели те самые элементы, которые встречались вам на Марсовом поле. В городе влюбленных льет дождь, а мимо только что пробежала мадемуазель с ярким зонтиком. И вуа-ля: ваш мозг сложил узнанные элементы в знакомую картинку, и вы стоите, пораженные ярчайшей вспышкой дежавю.
Согласно последним исследованиям, за передачу информации из кратковременной памяти в долговременную отвечает гиппокамп – небольшой участок головного мозга, назначение и зоны ответственности которого были открыты учеными совсем недавно.
Раньше считалось, что он отвечает только за обоняние. Но сегодня известно, что еще и за ориентацию в пространстве, эмоции человека и закрепление воспоминания. Мы почти никогда не обращаем внимания на то, каким образом запоминается та или иная информация.
И уж точно мало кто из нас представляет, насколько сложный процесс происходит в нашем мозге ежесекундно при восприятии и запоминании чего-то нового и сравнении его с уже существующим в долговременной памяти. Именно сбой между сравнением нового из кратковременной памяти с уже виденным из долговременной может привести к возникновению дежавю.
Этот белок ученые называют белком «арк» или белком памяти. Именно он заставляет нашу память работать правильно, отвечает за то, чтобы мозг не перегревался и не давал сбоев во время запоминания чего-то нового. Если же белок синтезируется в недостаточном количестве, мозг хуже и медленнее обрабатывает новую информацию, а иногда может и ошибаться, принимая что-то новое за уже когда-то виденное.
Еще одной причиной, которая, по мнению медиков, может вызывать дежавю – травма одного из полушарий мозга.
Чтобы одно из полушарий мозга дало сбой, совершенно не обязательно его как-то физически травмировать. Достаточно сильной стрессовой ситуации, и вот уже наш бортовой компьютер начинает путать новое с уже виденным.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Такие неполадки в работе мозга при стрессе могут случиться с каждым. Ученые выделяют два особо активных периода, когда люди чаще всего испытывают такие скачки памяти: подростковый (15-19 лет) и средний возраст (30-35 лет).
Многие исследователи воспринимают дежавю именно как реакцию организма на стресс и не видят в этом явлении ничего страшного. Но только не психиатры. С их точки зрения дежавю – предвестник серьезных психических проблем.
Долгое время изучение феномена тормозилось, потому что ученые были уверены: вызвать дежавю в лабораторных условиях невозможно. Пока в 1955 году канадский нейрохирург Уайлдер Пенфилд не совершил прорыв в этой области.
Как и большинство революционных открытий, оно произошло случайно. Пенфилд посвятил большую часть своей научной деятельности эпилепсии, и именно за изучением своих пациентов ученому впервые в истории удалось вызвать дежавю искусственным образом.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Многие пациенты Пенфилда после подобной стимуляции рассказывали о пережитых в эти моменты случаях дежавю. С тех пор психиатры рассматривают этот феномен как патологию.
Оказывается, этот необычный феномен, который так интригует каждого, кто его пережил, с точки зрения медиков не что иное, как серьезный симптом, который можно исследовать. К такому заключению пришел еще Аристотель. Древнегреческий философ был уверен, что никакая другая причина, кроме зарождающейся душевной болезни, дежавю не объясняет.
После экспериментов Пенфилда эту версию приняли большинство психиатров во всем мире. Увы, как бы нам ни хотелось приписать себе способности ясновидения или сверхчувствительную интуицию, психиатры утверждают: повторяющиеся дежавю говорят лишь о психической патологии и ни о чем другом.
Психиатров тревожит и то, что дежавю сопровождается явлениями, которые возникают при других серьезных психических расстройствах. Мы словно теряем связь с окружающей нас действительностью и не можем отличить явь от игр разума. Правда, в случаях с дежавю длится это всего несколько секунд.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Казалось бы, медики рассуждают вполне логично, а их предположения по большей части экспериментально подтверждены. Но, несмотря на это, психиатры признают, что мы еще очень многого не знаем о дежавю и точно ответить на вопрос: «Что же это такое и о чем говорит?» пока нельзя.
Иначе феномен дежавю видят представители другой научной области – философии. С их точки зрения, дежавю не только не патология, а даже наоборот, проявление пытливого творческого ума человека.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Философы уверены: потому всех нас так и интригует это загадочное явление, что оно с одной стороны окутано тайной и будто приоткрывает завесу в мир чего-то неизведанного, необъяснимого, а с другой – посещает практически каждого из нас. И в эти моменты мы становимся особенными, наделенными какими-то сверхъестественными способностями. Особенно подробно феномен дежавю изучал французский философ Анри Бергсон.
Правда, философия изучает в основном те случаи дежавю, которые касаются каких-то вечных ценностей: непреходящей красоты природы, чего-то вечного, что можно созерцать и что всегда хочется запечатлеть в памяти, на холсте, в стихах или танце.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Для объяснения более приземленных будничных случаев возникновения дежавю у философов есть еще одна гипотеза, которая связана с нашим восприятием течения времени. Мы привыкли думать, что время линейно. То, что прошло, уже в прошлом. То, что происходит сейчас, – настоящее, а то, что будет, – в будущем. Но это не совсем так. Практически любое событие может одновременно быть и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
Каким бы странным и непривычным ни казалось такое объяснение, гипотеза о сбое восприятия течения времени – одна из самых популярных среди исследователей феномена дежавю. Попытки приоткрыть завесу тайны предпринимают представители такой точной науки, как физика.
С точки зрения некоторых из них, настоящее, прошлое и будущее существуют не линейно, как мы привыкли об этом думать, а одновременно, то есть время многослойно. И так же реально, как и пространство.
К примеру, вы находитесь перед экраном телевизора. Но это не значит, что Париж, дно Атлантического океана или поверхность Марса перестают существовать, хотя мы не можем увидеть их мгновенно, невооруженным взглядом. Что-то похожее происходит и со временем. Мы живем здесь и сейчас, но одновременно в прошлом и будущем. И все события, которые произошли или произойдут в этих временных измерениях.
Последователи этой концепции считают, что дежавю возникает в результате сбоя 4-го измерения, времени: случайно считывается не предназначенная для нас информация о ближайшем будущем. По другой версии, мы живем в одной из сотен возможных реальностей.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Каждую секунду, делая тот или иной выбор, мы порождаем очередную реальность. Скажем, если вы решили сегодня надеть красный пиджак, то попадаете именно в ту реальность, в которой проживете этот день в красном пиджаке, а не в сером плаще, например.
То, что в работах физиков звучит, как законченная теория, основанная на взаимодействии квантовых частиц, в объяснении парапсихологов приобретает более размытое очертание. С их точки зрения, дежавю рождается, когда несколько вероятных реальностей вдруг пересекаются в одной точке.
Скажем, вы могли сегодня надеть красный пиджак и отправиться за хлебом, встретив по дороге черного кота, который перебежал вам дорогу, когда вы направлялись к автомобилю. Или вы надели серый плащ и отправились к другу на чай, то есть попали в иную альтернативную реальность.
Но в момент, когда вы шли к автомобилю, дорогу вам все же перебежал черный кот. Линии двух вероятных реальностей на несколько секунд пересеклись в этой точке, и ваше сознание озарилось вспышкой дежавю.
Сегодня к изучению дежавю подключились и гипнологи. Несколько лет назад аспирант Британского института психологических наук университета Лидса воссоздал дежавю в лаборатории. На этот раз ученые использовали не электростимуляцию мозга, а гипноз.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Волонтерам показали 24 слова. Затем испытуемых ввели в транс. Под гипнозом им внушили, что, когда они увидят слова, помещенные в красную рамку, они решат, что слова эти они уже где-то видели, но где и когда конкретно – вспомнить не смогут. Проще говоря, у них должен возникнуть эффект дежавю. Если же им покажут слова в зеленых рамках, они их воспримут как те самые, которые увидели перед началом эксперимента.
Невероятно, но эксперимент прошел успешно. Испытуемые действительно испытывали дежавю при виде слов в красных рамках. А раз ученые смогли воссоздать дежавю в лаборатории, значит, дело за малым: изучить его механизмы и последствия для здорового организма.
Пока ученые изучают дежавю с помощью гипноза, мечтатели о мире науки парапсихологи пытаются объяснить его воздействием гипноза.
Проще говоря, человек подвергается гипнозу и автоматически подсознательно следует внушению, сделанному во время сеанса. Своеобразной картинкой результата события, которого нужно достичь, уже заложено в его подсознании гипнологом.
Когда это происходит, возникает феномен дежавю. Ситуация, заложенная под гипнозом, совпала с реальностью. Конечно, такое объяснение вряд ли удовлетворит представителей официальной науки, зато очень понравится поклонникам мистики, эзотерики и теории заговоров.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Пока общепринятого объяснения феномену дежавю все еще нет. А многие и вовсе отказываются в него верить. Часто они объясняют дежавю обычной забывчивостью. Представьте: в квартире друзей вы рассматриваете их семейные фотографии. Через год вас при новом знакомстве посещает дежавю, но на самом деле никакой мистики тут нет: вы действительно видели этого человека тогда, мельком, на фотографиях в гостях у друзей.
Несколько лет назад в интернете обсуждался любопытный случай: житель США описывал очень яркое дежавю во время семейной экскурсии в форт Ларами – очень важный для американской истории архитектурный памятник. Мужчина готов был поклясться, что никогда раньше там не бывал.
Однако ощущение дежавю не покидало его: он предсказывал расположение дверей и внутренних помещений форта, еще не войдя в него. К финалу экскурсии мужчина был практически уверен в своих внезапно открывшихся сверхъестественных способностях.
Но его карьере ясновидца все же не суждено было сбыться. Загадку странного поведения главы семейства раскрыло случайное посещение сувенирного магазина форта Ларами. Здесь герой истории увидел книгу, которую прочел несколько лет назад, о событиях, которые происходили в этом самом форте.
Автор потратил немало времени, детально описывая интерьеры и окрестности, а читатель, видимо, обладал завидной памятью и отличным пространственным воображением. Не зайди он в этот магазин, одним человеком со сверхспособностями на земле стало бы больше, а ученые ломали бы голову над разгадкой внезапно посетившего его озарения. Мы просто забываем, что что-то видели, слышали или читали.
«Это имеет смысл. В принципе, вот такое объяснение было предложено в свое время англоязычным исследователем Эдвардом Титченером, который считал, что при феномене дежавю когда-то имело место неосознанное подсознательное неполное восприятие объекта или ситуации. При этом полной целостной картины в мозгу не возникло.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Феномен дежавю притягателен не только тем, что дает нам надежду на присутствие в нашей размеренной жизни чего-то мистического, необъяснимого. Он интересен своей многогранностью.
Хотя во многом исследователи феномена расходятся, в одном они солидарны: дежавю – это не случайность, это повод остановиться и задуматься. Медики констатируют чрезвычайную стрессовую ситуацию, а то и вовсе психическую патологию.
Парапсихологи и психоаналитики советуют погрузиться в сам анализ и понять, тем ли путем мы следуем.
Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», новелла «Наваждение»
Философы настаивают в эти моменты обращаться к своему творческому началу и немедленно творить.
По всей видимости, самые серьезные открытия в области изучения загадочного феномена дежавю еще впереди. По крайней мере, ученые всего мира и всех областей науки уверяют, что их исследования в самом разгаре.