Почему возник политический кризис в чем он проявился
1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в российской экономике в годы войны. Почему не удалось создать прочный тыл для воюющей армии?
Государственная бюрократическая машина не справлялась с обеспечением армии вооружением, боеприпасами, продовольствием, обмундированием. Летом 1915 г. на съезде представителей промышленности и торговли было решено создать общероссийскую общественную организацию, которая взяла бы на себя
вопросы, связанные с распределением военных заказов, контролем за их выполнением, обеспечением предприятий топливом, сырьём, оборудованием. На местах начали создавать военно-промышленные комитеты, деятельность которых возглавлял Центральный военно-промышленный комитет. Председателем его стал А. И. Гучков. Военно-промышленные комитеты способствовали привлечению к военным заказам широкого круга предпринимателей.
Но даже с помощью общественности не удавалось создать крепкий промышленный тыл, организовать полноценное обеспечение армии и мирного населения. Страна нуждалась в топливе, металле, продовольствии. Наиболее критическое положение сложилось на железнодорожном транспорте.
1. Как было встречено в обществе начало войны? Почему реакция оказалась именно такой? Охарактеризуйте отношение к войне различных политических сил и широких слоёв населения. (При необходимости повторите материал прошлого года о политических партиях.)
В обществе того времени царили ПАТРИОТИЧЕСКИЕ настрои. Практически ВСЕ партии с радостью поддержали вступление в войну. На улицы выходили демонстранты и радовались. Чувствовалось единение царя и народа. Только большевики воспользовались случаем и призывали превратить Первую мировую войну в битву против империализма. В 1914 году в августе, был большой патриотический порыв. И даже рабочие-демонстранты выходили на улицу, чтобы поддержать волю Николая II.
2. Как затягивание военных действий отразилось на ситуации в обществе и в политической элите?
В 1915 г. патриотический подъём стал сменяться «патриотической тревогой». В условиях поражений и неспособности власти справиться с нарастающими военными трудностями либеральные думцы выдвинули требование образования правительства, ответственного перед Думой (министерства доверия). Летом 1915 г. либеральная оппозиция образовала в Думе и в Государственном совете так называемый Прогрессивный блок. В него вошли шесть думских фракций (кадеты, октябристы и др.) и три фракции Госсовета. Фактическим лидером блока стал П. Н. Милюков. В Думе Прогрессивный блок составлял большинство, его поддерживали по ряду позиций фракции трудовиков и меньшевиков.
Все ленинские лозунги были связаны с идеей мировой социалистической революции. Мировой войне противопоставлялся не всеобщий мир, а мировая революция. Основной вопрос для Ленина заключался только в том, кто и где её начнёт. Наиболее слабым звеном мирового империализма он считал Россию, но не исключал, что исходным пунктом социалистической революции может стать другая страна (или две-три страны).
1. За что монархисты убили Распутина?
Причиной убийства Распутина стало то, что он, действительно, имел большое влияние на царскую семью. Монархисты посчитали, что Григорий Ефимович слишком опасен, может влиять на царя, соответственно, монархия находится под угрозой. Кстати, Пуришкевич, один из лидеров монархистов, стал организатором покушения на Распутина.
2. Существует мнение, что влияние Распутина на царскую семью и лично Николая II сильно преувеличено враждебными политическими силами. Соберите дополнительную информацию по этому вопросу, подготовьте сообщение.
Согласно основной версии, давно признанной классической, это был «идейный» заговор русских монархистов, решивших избавить царя от его злого гения. «Более позорного времени не приходилось переживать. Управляет теперь Россией не царь, а проходимец Распутин, который громогласно заявляет, что не царица в нем нуждается, а больше он, Николай. Это ли не ужас! И тут же показывает письмо к нему, Распутину, царицы, в котором она пишет, что только тогда успокаивается, когда приклонится к его плечу. Это ли не позор!» Эту запись в дневнике, оставленную известной всему Петербургу хозяйкой светского салона Александрой Богданович 18 февраля 1912 года, то есть за два с лишним года до начала Первой мировой войны и почти за пять лет до убийства Распутина, можно считать воплощением господствовавшего тогда в российском обществе мнения о пагубности влияния «старца» на носителей верховной власти.
Почему возник политический кризис? В чём он проявился?
В 1916-1917 годах нарастало давление на Николая II сразу по нескольким «фронтам»:
Слухи о предательстве в царской семье и о связи императрицы с Распутиным подрывали доверие к Николаю II.
Неудачи русской армии в войне способствовали утрате доверия руководству армии.
Нехватка продовольствия приводила к многочисленным бунтам.
Думская оппозиция требовала перехода от абсолютной монархии к конституционной.
Всё это переросло в стихийный бунт в Петрограде, подавить который Николай не сумел. Так произошла Февральская революция 1917 года.
1. С помощью эпиграфа и иллюстрации в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
2. Подготовьте сообщение (презентацию) о работе какой-либо отрасли народного хозяйства России в 1914—1916 гг. (сельское хозяйство, военная промышленность, лёгкая промышленность, топливная промышленность, железнодорожный транспорт и др.). В сообщении расскажите как о достижениях, так и о трудностях, с которыми столкнулась данная отрасль.
Объем промышленного производства в 1914-1916 гг. вырос на 22 %. К 1916 г. промышленность полностью перестроилась, была выполнена довоенная программа по вооружению. Развивалась как крупное частное и казенное, так и кооперативное и артельное производство, работавшее на оборону.
Несколько изменилась отраслевая промышленная структура. При сокращении мирной легкой промышленности, тяжелая индустрия производила продукции в 3 раза, а по военным заказам в 10-20 раз больше, чем до войны. Начался выпуск автомобилей, броневиков, самолетов. Были созданы отечественная электротехника и радиопромышленность. Нехватка снарядов, винтовок и обмундирования больше не наблюдалась. Россия в 1916 г. с учетом поставок союзников полностью обеспечивала все потребности армии и в военно-техническом отношении была готова к широкомасштабным наступлениям.
Узким местом оставался транспорт. Железнодорожное строительство продолжалось, но транспортная сеть едва справлялась с нуждами фронта. Снабжение тыла резко ухудшилось при наличии достаточных запасов продовольствия.
Новые формы организации промышленности. Большую роль в мобилизации мелкой промышленности сыграли образовавшиеся в 1915 г. общественные Земский и Городской союзы. Ими был создан объединенный по снабжению армии комитет, под председательством Г.Е. Львова (Земгор), занимавшиеся прежде всего организацией медицинской помощи, сбором продовольствия для армии и т.п.
Для распределения заказов и сырья в 1915 г. на базе представительных организаций крупной буржуазии возникли Военно-промышленные комитеты (председатель Центрального ВПК А.И. Гучков)
Координацию всей деятельности по обеспечению обороны осуществляло правительство через руководимые им Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам. Особое совещание по обороне координировало деятельность других особых совещаний и множества отраслевых комитетов: металлургического, сахарного, суконного и пр. Во главе каждого совещания и комитета стоял министр. Поскольку совещания регулировали деятельность не только казенных, но и частных предприятий, в их руководства входили не только государственные чиновники, но и члены Госсовета и Думы, а также представители крупных предпринимателей.
В то же время, благодаря прекращению зернового экспорта, принятию сухого закона и введению в 1916 г. в ряде губерний продразверстки принудительной продажи части хлеба для нужд армии по фиксированным ценам, хлеба и в целом продовольствия в стране было достаточно. Нехватка хлеба на фронте и в прифронтовых городах, в том числе в Петрограде, вызывалась лишь транспортными проблемами.
В то же время сбор некоторых сельскохозяйственных культур, прежде всего картофеля, сократился. Снижение производства сахара на 35% привело к введению карточек на него.
3. Подготовьте сообщение (презентацию) о каком-либо виде вооружения, производившемся в России и активно использовавшемся русской армией на фронтах Первой мировой войны. Расскажите о его создателе, достоинствах и недостатках, сравните с иностранными аналогами.
4. Как встретила войну Русская православная церковь? Подготовьте краткую справку на эту тему.
Как это всегда было в русской истории, Православная Церковь в трудную, критическую для Отечества годину занимала исключительное положение, выступая объединяющей, цементирующей русское общество духовно-нравственной силой. Однако в годы Первой мировой войны Русская Православная Церковь находилась в несколько ином положении. Дело в том, что на рубеже XX столетия происходило заметное «расцерковление» русского общества. Проникаясь революционными идеями, пропитанными ложной моралью и ложными ценностями, оно все более становилось безрелигиозным. Начавшийся поход против государства вместе с тем был направлен и против Церкви. Зачастую Церковь подвергалась необоснованным нападкам, критике, а авторитет ее умышленно принижался. Уже в годы войны многие светские газеты без разбора кричали и шумели, что духовенство мало жертвует, мало делает. И вот в таких условиях Церкви приходилось нести свой крест жертвенного христианского служения страждущему Отечеству.
В годы Первой мировой войны Церковь выступила не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту. С первых же дней войны Святейший Синод стал вырабатывать целую программу мер, обращенных на нужды Отечества.
С началом войны своеобразную окраску получило общественное богослужение. С особой силой повсюду зазвучала церковная проповедь, причем проповедь шла не только устная, но и печатным словом. В армию и госпитали отправлялись Евангелия, молитвословы, миллионы листков и брошюр религиозно-нравственного содержания. Были случаи, когда отдельные лица жертвовали для госпиталей целые библиотеки.
5. Определите: а) автора письма; б) адресата; в) того, о ком идёт речь в письме. Какие последствия имели эти «рекомендации»?
«Они слишком много болтают. Россия, слава Богу, не конституционная страна, хотя эти твари пытаются играть роль и вмешиваться в дела, которых не смеют касаться. Не позволяй им наседать на себя».
Императрица Николаю Второму.
Родзянко хочет созвать думу в том числе и из-за якобы кутежа Распутина в ресторане Яр.
6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. Какую военно-экономическую помощь оказывали России в ходе войны её союзники? Оцените масштабы этой помощи и её значение для преодоления тех трудностей, с которыми столкнулась Россия.
Итак, приводим полный список стран-союзников России в Первой мировой войне: Андорра; Бельгия; Боливия; Бразилия; Китай; Коста-Рика; Куба; Эквадор; Греция; Гватемала; Гаити; Гондурас; Италия (c 23 мая 1915 г.); Япония; Либерия; Черногория; Никарагуа; Панама; Перу; Португалия; Румыния; Сан-Марино; Сербия; Сиам; США; Уругвай.
На фоне таких экономических и политических событий Россия вынуждена была вступить в военный союз с Францией и Великобританией. И это объединение стало называться Антантой. Предвидя критическое положение, многие государства переоборудовали заводы под военные потребности. На снабжение войск работали оружейные, пороховые, снарядные, патронные, судостроительные и другие промышленные объекты.
2. Что такое «министерская чехарда» и кто был в ней виноват?
«Министе́рская чехарда́» — период в истории Российской Империи, когда с сентября 1915 по февраль 1917 года произошло 24 назначения на посты министров.
Долгое время считалось, что причиной столь частой смены министров были «безответственные влияния» императрицы Александры Фёдоровны и Г. Е. Распутина на императора Николая II. Однако анализ показывает, что к двум третям назначений царица и крестьянин относились либо отрицательно, либо не имели никакого отношения. «Причастность» же Александры Фёдоровны и Распутина к остальным восьми назначениям состояла в том, что оба они вторили сделанному ранее и независимо от них личному выбору царя, в случае, если кто-либо оспаривал этот выбор.
Историк Ф. А. Гайда констатировал, что «в научной литературе пока не было доказано, что Распутин являлся инициатором состоявшейся замены хотя бы одного министра или равнозначной фигуры».
Подлинная же причина «министерской чехарды» — влияние не каких-то «тёмных сил», а вполне конкретного «народного представительства». Не случайно, что из 24 назначений на министерские посты, совершённых после образования Прогрессивного блока, 15 связаны с появлением у власти законодателей.
3. Григорий Распутин — один из самых известных российских персонажей массовой культуры. Почему он им стал? С какими отражениями этого образа вы знакомы (кинофильмы, литературные произведения и пр.)?
Крестьянин села Покровское Тобольской губернии. Приобрёл всемирную известность благодаря тому, что был другом семьи российского императора Николая II. В 1910-е годы в определённых кругах петербургского общества имел репутацию «царского друга», «старца», прозорливца и целителя. Негативный образ Распутина использовался в революционной, позднее в советской, пропаганде. До сих пор вокруг личности Распутина и его влияния на судьбу Российской империи ведутся многочисленные споры.
4. Почему история убийства Распутина до сих пор привлекает внимание и вызывает споры среди историков?
Он верно предрекал измену и желание убийством распутия расколоть существующий порядок и навести смуту
Кроме того, он обвинил русское правительство в дезорганизации страны, в провоцировании «брожения и беспорядков». Свое утверждение Милюков подкреплял не чем иным, как ссылками на расползание по России «темных слухов о предательстве и измене», каковые «забираются все выше и никого не щадят». «Зловещие слухи о предательстве и измене, о темных силах, борющихся в пользу Германии и стремящихся путем разрушения народного единства и сеяния розни подготовить почву для позорного мира, перешли ныне в ясное сознание, что вражеская рука тайно влияет на направление хода наших государственных дел», – подчеркивал оратор.
Политический кризис в России (1992—1993)
Содержание
Предпосылки противостояния
Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов, и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти РФ являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» Конституции:
Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего — конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах. [1]
Мнения о причинах конституционного кризиса
Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону «всю полноту власти» имел Съезд народных депутатов. Но поскольку ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утверждаемого съездом нардепов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу ни к городу вице-президент
Хронология политического кризиса
Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.
Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина
Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание
В референдуме приняли участие 64,05 % избирателей. 5 мая 1993 г. Центральная комиссия всероссийского референдума установила его правомерность на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона «О референдуме РСФСР» всероссийский референдум 25 апреля 1993 г был признан состоявшимся. Официальные его итоги были таковы: По первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме (согласно действовавшему законодательству, для принятия решения по двум последним вопросам, необходимо было набрать большинство голосов от общего числа избирателей).
Политический кризис сентября – октября 1993 г
Содержание:
Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.
Причиной кризиса 1993 г.г. в российской политике стал конфликт между президентом РФ Борисом Ельциным (исполнительная власть) и Съездом народных депутатов (представительной властью). Противостояние началось еще летом 1990 года на I съезде депутатов РСФСР, после создания Конституционной комиссии. Главным спорным вопросом стал выбор модели государственного устройства страны – президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Б.Н. Ельцин, на тот момент руководитель комиссии, предлагал создать президентскую республику, где вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Верховный совет народных депутатов выступал за сохранение законодательной власти за Советом Федерации.
К осени 1992 года противостояния принимает активные формы. Верховный Совет бойкотирует законы правительства, инициирует проведение референдума об импичменте президенту Ельцину. В ответ президент при поддержке правительства объявляет действия Верховного Совета враждебными интересам государства.
С 20 марта 1993 г. для преодоления кризиса в стране вводится президентский режим управления. Депутаты перешли к открытым обвинениям президента в диктатуре власти. 25 апреля 1993 г. прошел Всероссийский референдум о доверии президенту, где Б. Ельцин получил поддержку более половины голосов выборщиков и смог продолжить проведение конституционной реформы.
Требование оппозиции ограничить права президента сопровождались митингами и стычками митингующих с милицией. 21 сентября Б. Ельцин подписал указ о роспуске Верховного Совета РСФСР и назначил 12 декабря днем выборов в новый законодательный орган – Государственную Думу. Верховный Совет отказался признать указ и в ответ выпустил постановление о прекращении полномочий главы государства. Исполняющим обязанности президента был назначен А.В. Руцкой. 2 октября противостояние перешло в вооруженные столкновения, а 3 октября президент Ельцин объявил в стране чрезвычайное положение и, заручившись поддержкой председателя правительства Виктора Черномырдина и министра обороны Павла Грачёва, отдал приказ о штурме «Белого Дома» – здания Дома Советов. В Москву были введены войска. Боевые операции прошли также в здании мэрии Москвы и в телецентре Останкино. 4 октября войска заняли Белый дом, руководители оппозиции были взяты под арест.
12 декабря, в соответствии с ранее изданным указом президента, прошел референдум. Большинство участников референдума одобрили проект конституции. Признаны состоявшимися и парламентские выборы.
Ключевые положения Конституции:
Многопартийность и парламентаризм
После роспуска в 1991 году Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в России начался всплеск активности политических партий. Вновь образованные партии и общественные организации предлагали свои варианты социального, экономического и политического развития государства. Закрепленная Конституцией многопартийность, позволила новым организациям участвовать в выборах в российский парламент первого созыва. В 1993 г. восемь избирательных объединений получили необходимые 5% голосов избирателей и получили депутатские голоса в Государственной Думе:
На следующих выборах (1995 г.) из 43 заявившихся партий в Российский парламент прошли четыре: КПРФ, ЛДПР, «Наш дом – Россия», «Яблоко». В 1999 году успешно провели избирательные кампании шесть партий:
Эти партии и заняли ведущее положение на политической арене в начале 2000-х годов.
Деятельность Федерального собрания
11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.
На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых и разработанных законодательных документов.
Выборы в Государственную Думу III созыва проходили 19 декабря 1999 г. Наибольшее количество голосов получили коммунисты – 24,22 %; далее шел по списку правительственный блок «Единство» – 23,3 %; «Отечество – вся Россия» — 12, 64 %; «Союз правых сил» – 8,72 %; «Яблоко» – 6,13 %; «Блок Жириновского» – 6,08 %.
За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем.
В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.
Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.
31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения.
Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.
Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)
Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще между Россией, Белоруссией и Украиной было подписано «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» – СНГ. Это добровольное объединение бывших союзных республик было необходимо для урегулирования отношений между вновь образованными государствами и создания общего экономического пространства. Одним из ключевых вопросов был вопрос о защите прав русскоговорящего населения за пределами России.
Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР.
13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности. В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.