Почему водоотведение больше чем водоснабжение в квитанции
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
О неправомерном начислении МУП «Водоканал» платы потребителю за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение)
О неправомерном начислении МУП «Водоканал» платы потребителю за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение)
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора по Архангельской области в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти – органа государственного надзора в области защиты прав потребителей определением мирового судьи было привлечено для дачи заключения по делу по иску жителя города Архангельска кМУП «Водоканал» в целях защиты его прав в части перерасчета неправомерно исчисленной и предъявленной данному потребителю платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение).
Отношения между исполнителями коммунальных услуг и гражданами, потребляющими эти услуги, регулируются Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ), Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон №2300-1), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.05.2011 №354 (далее Правила №354).
В квартире, где проживает гражданин, установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ) холодной и горячей воды.
В соответствии с п. 81 Правил №354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
Как следует из материалов дела, а также акта проверки государственной жилищной инспекции Архангельской области (проверка проведена по обращению потребителя), представителем МУП «Водоканал» по адресу проживания потребителя в его присутствии выявлено нарушение герметизации ИПУ горячей воды и рекомендовано устранить нарушение в течение 30 дней. При этом неисправностей прибора учета холодной воды не установлено.
В этой связи МУП «Водоканал» расчет размера платы за холодную воду с декабря 2014 года и предъявление такой платы осуществлял, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению.
Пунктом 1 ст. 157 ЖК РФ определено: размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
В соответствии с п. 42 Правил №354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Таким образом, при исправности ИПУ размер платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение (водоотведение) должен исчисляться, исходя из объема воды, определенного данным прибором учета, по установленному Правилами №354 порядку расчета.
Поскольку потребителем не представлено доказательств, позволяющих определить исправность ИПУ горячего водоснабжения, мировой судья пришел к выводу, что плата по горячему водоснабжению должна осуществляться, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При начислении платы по холодному водоснабжению применение нормативов потребления коммунальных услуг мировой судья признал незаконным, поскольку ИПУ холодного водоснабжения был исправен, в связи с чем плата должна осуществляться исходя из показаний данного прибора учета.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 Ломоносовского судебного района г. Архангельска от 02.06.2016 исковые требования потребителя к МУП «Водоканал» о перерасчете стоимости оказанных коммунальных услуг удовлетворены.
Признано незаконным начисление платы за услуги по водоснабжению и водоотведению за период с января по июнь 2015 года, исходя из фактических показаний прибора учета холодного водоснабжения, произведенное МУП «Водоканал», по квартире, в которой проживает потребитель, на сумму 3221 рубль 96 копеек.
Мировой судья обязал МУП «Водоканал» исключить задолженность по оплате коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению на данную сумму за указанный период.
Решение вступило в законную силу 15.07.2016.
Как УО начислять КР на СОИ по водоотведению в отсутствие норматива
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец разобрала один из самых популярных вопросов, которым задаются УО: как начислять КР на СОИ по водоотведению, если в регионе не утверждён соответствующий норматив. Подробнее рассказываем в статье.
Посмотрите видео эксперта по вопросу начисления платы за КР на СОИ по водоотведению
Если в субъекте РФ не утверждён норматив по водоотведению в целях содержания общего имущества дома (КР на СОИ), то управляющие организации не всегда понимают, как правильно рассчитывать плату за такую жилищную услугу. Елена Шерешовец, Глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1», в очередном выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» рассказала, что в такой ситуации делать УО и ТСЖ:
При расчёте КР на СОИ по отведению сточных вод есть и ещё один сложный вопрос, который возник из-за норм ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ. Там указано, что плата за КР на СОИ начисляется, только если конструктивные особенности дома предусматривают возможность потребления таких коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.
В итоге УО часто вообще не начисляют плату за такую жилищную услугу в отсутствие норматива и/или из-за непонимания, как подтвердить, что конструкция дома предусматривает потребление КР на СОИ по отведению сточных вод. Елена Шерешовец объяснила, как поступать УО в обеих ситуациях.
В отсутствие норматива КР на СОИ по водоотведению суммируйте нормативы по холодной и горячей воде
Если в субъекте РФ власти не утвердили норматив на потребление КР на СОИ по водоотведению, то такой норматив определяется по п. 29 постановления Правительства от 23.05.2006 РФ № 306: путём суммирования потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества.
КР на СОИ по горячему и холодному водоснабжению при этом определяется согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ – в пределах установленного в регионе норматива. Следовательно, как поясняет в видеоролике Елена Шерешовец, необходимо суммировать два норматива. Однако если собственники на ОСС приняли решение об оплате КР на СОИ по показаниям ОДПУ, то и размер платы за объём сточных вод будет определяться исходя из суммы показаний приборов по холодной и горячей воде. Также норматив не применяется, если в доме установлены системы АСКУЭ.
Начисляйте плату за КР на СОИ по водоотведению при наличии в доме центральной канализации
Второй вопрос, который Елена Шерешовец осветила в видеоролике, – как подтвердить, что начисление платы потребителям за водоотведение в целях содержания общего имущества в доме правомерно даже при отсутствии конструктивных особенностей для оказания такой услуги. Здесь эксперт предлагает воспользоваться сложившейся в пользу управляющих организаций судебной практикой. Рассмотрим это на примере дела № А60-65129/2017.
В суде рассматривался спор УО и органа ГЖН, который выдал организации предписание, считая, что она не имеет права начислять плату за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества. В обоснование такого вывода ведомство указало на отсутствие в доме конструктивных особенностей для оказания таких услуг.
Суд, принимая решение в пользу УО, сослался на проектную документацию на многоквартирный дом, в которой прописано, что здание оснащёно центральной канализацией. Это и есть подтверждение, что в МКД есть конструктивные особенности для оказания услуг по КР на СОИ по отведению сточных вод. Предписание контролирующего органа было признано незаконным.
При этом, как указала Елена Шерешовец со ссылкой на дело № А74-14452/2017, нужно иметь в виду, что РСО имеет право взыскать с управляющей организации плату за КР на СОИ по водоотведению, даже если компания не собирала соответствующие платежи с собственников помещений в МКД. Подробнее об этом узнайте из видеоролика.
Получите консультацию от экспертов Ассоциации «Р1»
Сейчас Минстрой РФ готовит проект дополнений в ПП РФ от № 491. Ведомство планирует внести в него новый п. 29.1, согласно которому возможность потребления соответствующего вида коммунального ресурса будет определяться составом внутридомовых инженерных систем.
Если у вас остались вопросы по предоставлению таких услуг или иным проблемным ситуациям, возникающим при управлении многоквартирными домами, разрешить их вам поможет Ассоциация профессиональных управляющих недвижимостью «Р1». Вступайте в объединение и получите информационную и юридическую поддержку от ведущих экспертов в сфере ЖКХ.
Почему водоотведение больше чем водоснабжение в квитанции
Действующее законодательство разделяет жилищные и коммунальные услуги. Если первые связаны с выполнением обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то вторые предполагают действия исполнителя по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества. При этом самыми затратными при управлении многоквартирным домом являются коммунальные ресурсы, которые управляющая организация обязана покупать у поставщиков ресурса и вовремя их оплачивать. Введение в 2018 году прямых договоров позволило частично убрать эти небалансы с «плеч» управляющих организаций, но не полностью: общедомовое потребление коммунальных ресурсов все равно осталось за управляющими организациями.
КР на СОИ как дополнительное бремя расходов управляющих организаций
Коммунальный ресурс, поставляемый в многоквартирный дом, используется для двух целей: первое – это предоставление коммунальных услуг, второе – поддержание функционирования общего имущества.
Общедомовое потребление коммунальных ресурсов в законе поименовано как коммунальный ресурс, используемый при содержании общего имущества (далее – КР на СОИ).
Начиная с 2017 года КР на СОИ было включено в состав жилищной услуги (п. 2 ст. 154 ЖК РФ). Однако «игра слов» никого не должна вводить в заблуждение: государство, стремясь оградить ресурсоснабжающие организации от убытков, перенесло необходимость досбора КР на СОИ на управляющие организации, а те – на население.
Природа небалансов по коммунальному ресурсу вполне очевидна: поставщики ресурса не имеют и не хотят налаживать коммерческий учет с конечным потребителем. Поэтому государство создало систему (исключительно в интересах ресурсоснабжающих организаций), при которой та часть денег, которая собирается по прямым договорам за коммунальные услуги (ст. 157.2 ЖК РФ), платится ресурснику непосредственно населением, а все выпадающие небалансы относятся на управляющую организацию, которая вынуждена исполнять эти обязанности по сбору транзитных и чужих денег.
Система эта порочна и в корне несправедлива, поскольку ресурсник понимает, что даже в случае низкого качества коммерческого учета с конечным потребителем, он все равно получит свои транзитные деньги с управляющей организации, которая закроет эти небалансы из прибыли или, собрав с населения.
Отказаться от договоров с поставщиками коммунального ресурса управляющая организация не имеет права (п. 12 ст. 161 ЖК РФ). В случае, если управляющая организация накопит долги перед поставщиком ресурса – это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, а ресурсник получит право начинать шантаж управляющих организаций через органы государственного жилищного надзора.
Часто вмешательство в операционную деятельность управляющей организации по жалобам поставщиков ресурса осуществляет и прокуратура. Такая конструкция правовых норм делает нарушителями в части соблюдения лицензионных требований практически все управляющие организации страны.
Поскольку изначальная правовая норма по своевременной оплате средств ресурсникуне всегда может являться исполнимой (транзитные деньги еще нужно собрать), то органы власти получают рычаги для избирательного коррупционного шантажа.
Такая ситуация всех устраивает: жилищные инспекции и прокуратура доказывают свою нужность государству штрафными санкциями за невыполнение неисполнимых норм, а поставщик ресурса получает денежные средства. Управляющая организация, чтобы закрыть долги по КР на СОИ, вынуждена финансировать данные расходы из текущего содержания. Тем самым, дом недополучает жилищные услуги, а сам жилой фонд постепенно деградирует и разрушается.
Таким образом, КР на СОИ является дополнительным бременем расходов, которое было введено для управляющих организаций под заказ РСО-лобби.
Природа сверхнормативного потребления коммунального ресурса
Порядок расчета и начисления платы за КР на СОИ приведен в п. 9.2 и 9.3 ст. 156 ЖК РФ:
1.Если в многоквартирном доме нет коллективного (общедомового) прибора учета, то размер КР на СОИ определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ.
2.Если в многоквартирном доме есть коллективный (общедомовой) прибор учета, то размер КР на СОИ также определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ, но за исключением следующих ситуаций:
а) в многоквартирном доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, которая обеспечивает одномоментное снятие показания по общедомовым и индивидуальным приборам учета
б) в многоквартирном доме на общем собрании собственников принято решение о выставлении платы за КР на СОИ либо по факту по общедомовым приборам учета, либо исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с последующим перерасчетом «под факт».
Таким образом, в базовом сценарии управляющая домом организация не сможет выставить жителям плату больше, чем норматив. Все остальные небалансы – предпринимательские риски управляющей организации, которая будет обязана закрыть долги перед поставщиком ресурса, чтобы не получить взыскание.
Рассмотрим, откуда берутся небалансы по сверхнормативному потреблению коммунального ресурса:
— прямое воровство коммунальных услуг потребителем (сюда относятся магниты на счетчике воды, электроэнергии, продувка счетчика пылесосом в обратную сторону и прочие многочисленные методы и лайфхаки, описанные в интернете в целях обмана управляющей организации);
— непрямое потребление коммунальных услуг без учета путем переустройства (например, собственник установил бойлер, но продолжает пользоваться полотенцесушителем, потребляя тепловой ресурс с горячей воды; при закрытой системе теплоснабжения вырастет цена за 1м3, а при открытой – взлетит КР на СОИ);
— бардак с коммерческим учетом и показаниями: недружная передача показаний жителями (или отсутствие передачи вовсе), необъяснимо маленькое потребление нежилых помещений (при фактически высоком потреблении) и так далее.
Все данные небалансы поставщик ресурса отнесет на управляющую организацию и будет с нее их взыскивать. Нужно помнить, что поставщики ресурса хорошо организованы, у них отличное лобби на всех уровнях власти, а собственникам многих крупных РСО являются приближенные к власти «предприниматели». В такой ситуации надежд на то, что транзитный сбор в виде КР на СОИ снимут с управляющих организаций, конечно не много, а значит, мы должны работать с тем, что есть.
Варианты решения проблем со сверхнормативным потреблением коммунального ресурса
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
Квитанции придуманы, чтобы нас запутать! Разбираемся в платежке за коммунальные услуги от СГК
Сведения о плательщике
Раздел: Сведения о плательщике
Скачать
Раздел содержит личные данные о собственнике помещения: лицевой счет, информацию о площади квартиры и площади на содержание общедомового имущества, количестве прописанных. Площадь жилья имеет значение при расчете платы за отопление. Кроме того, она принимается во внимание при расчете платы за горячую или холодную воду, которые тратит дом на содержание общедомового имущества. Подробнее об этом можно прочитать тут.
После строки «Площадь помещения» идет графа «Прописано». Она имеет значение для тех жителей, у которых не установлены счетчики на воду. В таких случаях плата за коммунальные ресурсы идет по нормативу, установленному региональным правительством. Норматив зависит от количества зарегистрированных в квартире.
Справочная информация
Раздел: Справочная информация
Скачать
В этом разделе представлены общие сведения о доме: количество жильцов, общая площадь дома, площадь жилых и нежилых помещений, общая площадь на содержание общего имущества.
Наименование исполнителя услуг
Раздел: Наименование исполнителя услуг
Скачать
Этот раздел располагается в верхнем правом углу квитанции. Содержит информацию об организации, которая является поставщиком коммунальных услуг: отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (в Красноярске). Строчкой ниже идет наименование и реквизиты получателя платежа — ООО «Сибирская теплосбытовая компания» (входит в структуру СГК). Эта организация осуществляет начисление и сбор платы за коммунальные ресурсы, которые поставляют предприятия СГК.
Состояние лицевого счета
Раздел: Состояние лицевого счета
Скачать
В этом разделе показано состояние лицевого счета собственника жилья на момент формирования квитанции отдельно по каждой услуге, которую предоставляет СГК: отопление, ГВС (горячая вода).
В Красноярске дополнительно указаны ХВС (холодная вода) и водоотведение (канализация).
По каждому виду услуги можно посмотреть:
Расчет размера платы за коммунальные услуги
Раздел: Расчет размера платы за коммунальные услуги
Скачать
В этом разделе приведены цифры, по которым происходит расчет платы по всем коммунальным услугам от СГК за месяц. Разберем по порядку:
Важно! В Красноярске тариф на горячую воду состоит из двух элементов: при открытой схеме теплоснабжения в доме — «ГВС: теплоноситель» и «ГВС: тепловая энергия», при закрытой схеме — «Холодная вода для горячей» и «ГВС: тепловая энергия».
«ГВС: теплоноситель» показывает стоимость еще не нагретой на ТЭЦ до нужной температуры горячей воды при открытой системе теплоснабжения.
«Холодная вода для горячей». Это стоимость холодной воды, которую нагревают до необходимой температуры непосредственно в доме.
«ГВС: тепловая энергия» показывает, сколько стоит тепло для того, чтобы нагреть горячую воду до нужной температуры. Применяется при закрытой и открытой системе теплоснабжения.
Эти компоненты рассчитываются на основе установленных региональными властями тарифов на питьевую воду и тепловую энергию, необходимую для подогрева. Норматив на подогрев устанавливается министерством ЖКХ региона либо был ранее установлен органом местного самоуправления. Подробней о стоимости горячей воды в Красноярске можно прочитать тут.
Справка. При установленных приборах учета (счетчиках) жители платят только за фактическое потребление, поэтому при необходимости могут сократить расходы воды или электроэнергии. Как это сделать, читайте тут.
При отсутствии счетчиков оплата происходит по нормативам, установленным правительством Красноярского края. Размер платежа зависит от числа прописанных в квартире.
Сведения о перерасчетах
Раздел: Сведения о перерасчетах
Скачать
Содержит сведения обо всех перерасчетах. Перерасчет за жилищно-коммунальные услуги представляет собой вычет ранее переплаченных средств либо доплату за фактически потребленный ресурс — как за индивидуальное потребление, так и потребление дома в целом.
Объемы потребления по общедомовому прибору учета (ОДПУ)
Раздел: Объемы потребления по общедомовому прибору учета (ОДПУ)
Скачать
Эта информация актуальна для домов, где установлены общедомовые счетчики на отопление и горячую воду. В этом разделе указаны объемы потребления за месяц на основе показаний общедомовых счетчиков. Показания ежемесячно в СГК передают управляющие компании и ТСЖ. Если жители хотят ознакомиться с показаниями счетчиков, то необходимо обратиться в свою УК или ТСЖ.
Информация по индивидуальным приборам учета (ИПУ)
Раздел: Информация по индивидуальным приборам учета (ИПУ)
Скачать
Эти сведения предназначены для тех, у кого установлены счетчики воды. Жильцы, которые обзавелись счетчиками, могут увидеть номер ИПУ, дату срока поверки, дату последних переданных показаний, показания прошлого месяца и последние переданные показания.
Обратная сторона квитанции
Обратная сторона квитанции
Скачать
На обратной стороне квитанции можно найти массу полезной информации: способы передачи показаний, способы оплаты коммунальных услуг не выходя из дома, как задать вопрос СГК не вставая с дивана. В нижнем правом углу размещена полезная информация в зависимости от региона.
От чего зависит способ расчёта платы за КР на СОИ по водоотведению
Плата УО за водоотведение в целях содержания общего имущества в доме вызывает вопросы у управляющих домами и РСО. Даже суды не всегда верно трактуют Правила № 124, которые применяются в этой сфере. Читайте мнение Верховного суда России, как должен вестись расчёт платы за водоотведение на СОИ в домах с ОДПУ воды и без них.
Порядок расчёта платы за водоотведение на содержание общего имущества прописан в Правилах № 124
Собственники помещений в домах под управлением одной из УО Свердловской области приняли на ОСС решение о переходе на прямые договоры по ХВС и водоотведению. В части из этих домов были установлены ОДПУ воды. Приборов учёта сточных вод не было ни в одном из МКД. Управляющая организация заключила с водоканалом договор на поставку холодной воды и водоотведение в целях содержания общего имущества в этих многоквартирных домах.
Поставщик ресурсов направлял компании счета на оплату КР на СОИ, определяя объём сточных вод по пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124: вычитала из объёма поставленной в МКД холодной воды по показаниям ОДПУ либо по нормативу потребления объёмы индивидуального потребления по ИПУ или исходя из норматива.
Управляющая организация была против такого подхода. Не во всех МКД были установлены ОДПУ воды, следовательно, расчёт платы за КР на СОИ нужно делать по пп. «в(4)» п. 21(1) Правил № 124: расчётным путём с применением нормативов потребления услуги. Также УО посчитала, что РСО неверно учитывала отрицательные объёмы КР на СОИ. А в домах, где отсутствует ОДПУ воды, компания неправомерно предъявляла двойной объём на водоотведение на содержание общего имущества.
Поскольку УО не оплачивала счета в полном объёме, РСО обратилась в суд с иском. Она требовала взыскать с УО более 460 тысяч рублей долга за ХВС и водоотведение в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (дело № А60-1157/2020).
Выбор способа расчётов за водоотведение на содержание общего имущества зависит от наличия в доме ОДПУ
В суде первой инстанции управляющая организация представила контррасчёт своего долга перед РСО. Услуга водоотведения в целях содержания общего имущества согласно пп. «в» п. 21(1) Правил №124 по домам без ОДПУ сточных вод должна рассчитываться исходя из нормативов. УО представила доказательства, что она оплатила долг в полном объёме.
Суд первой инстанции указал, что порядок расчёта объёма коммунального ресурса, потребляемого на содержание общего имущества дома, установлен Правилами № 124.
В отношении спора об оплате КР на СОИ по холодной воде суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку в расчётах между УО и РСО были «отрицательные» объёмы КР на СОИ по холодному водоснабжению, то суд признал правомерным контррасчёт УО с учётом отрицательной дельты в разрезе по каждому МКД.
Отдельно суд рассмотрел вопрос о правильности расчёта платы УО за водоотведение на СОИ. Размер платы за такую услугу в помещениях без ИПУ сточных вод рассчитывается исходя из суммы потребления холодной и горячей воды по показаниям индивидуальных приборов учёта. Если таких ИПУ нет – исходя из норматива водоотведения в соответствии с формулой 4 прил. 2 к Правилам № 354, как прописано в п. 42 этого документа.
Суд указал, что РСО правомерно рассчитала объём водоотведения на общедомовые нужды по формуле из пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124. В доме без ОДПУ сточных вод объём этой услуги определяется как сумма объёмов холодной и горячей воды, поставляемой в расчётный период в многоквартирный дом. Норматив используется только при отсутствии в доме ОДПУ горячей и холодной воды.
Расчёт УО по данной услуге по пп. «в» п. 21(1) Правил № 124 исходя из нормативов суд отклонил. Судья проверил расчёты РСО и с учётом оплаты УО и пришёл к выводу, что управляющая организация задолжала за КР на СОИ по водоотведению чуть больше 103 тысяч рублей. Требования поставщика услуг были удовлетворены частично.
Расчёт платы за КР на СОИ определяется исходя из показаний ИПУ и ОДПУ
Управляющая организация обратилась в апелляционный суд с жалобой. Компания считала, что суд первой инстанции неправомерно подтвердил расчёт РСО по долгу за за сточные воды в целях содержания общего имущества. Компания настаивала, что расчёт должен вестись по п. 21(1) Правил № 124 – с учётом норматива. УО снова представила свой расчёт платы, согласно которому долгов перед водоканалом у неё нет.
РСО в апелляционном суде уточнила свои требования к УО, скорректировав сумму долга – до 186 тысяч рублей. С расчётом платы за ХВС на содержание общего имущества, которую утвердил суд первой инстанции, обе стороны согласились и обжаловать эту часть решения не стали.
Апелляционный суд поддержал принятые коллегами решения и в части расчёта платы за водоотведение на СОИ. Размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических объёмов потребления с использованием показаний индивидуальных и общедомовых приборов учёта, и только при их отсутствии – исходя из норматива.
Исходя из необходимости единообразного подхода к определению объёмов коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, а также применения единообразной методики определения объёма водоотведения на индивидуальное потребление и на содержание общего имущества, апелляционный суд посчитал, что РСО правомерно вела расчёт исходя из пп. «в»(4) п. 21 Правил № 124. Кассационная инстанция эти выводы поддержала.
При отсутствии в доме ОДПУ воды расчёт платы за КР на СОИ по водоотведению ведётся исходя из норматива
Спор между водоканалом и управляющей организацией переместился в Верховный суд РФ, который определил принципы подхода к расчётам платы за КР на СОИ по водоотведению в зависимости от наличия или отсутствия ОДПУ холодной и горячей воды.
Норма пп. «в» пункта 21(1) Правил № 124 в отношении сточных вод подлежит расширительному толкованию: отсутствие не только ОДПУ по водоотведению, но и «общедомовых приборов холодной и (или) горячей воды».
Поскольку в рассматриваемом деле только часть МКД оборудована общедомовым прибором учётов ХВС, а данных по ОДПУ горячей воды вообще нет, то без этих данных суды не могли признать верным расчёт долга управляющей организации, сделанный РСО.
По домам без одного или сразу без обоих ОДПУ воды объём сточных вод на СОИ должен определяться по пп. «в» п. 21(1) Правил № 124. Верховный суд РФ отменил все предыдущие решения судов и отправил дело на новое рассмотрение. Первая инстанция должна установить, к каким многоквартирным домам УО подлежит применению пп. «в» пункта 21(1), а к каким – пп. «в(4)» п. 21 Правил № 124.
На заметку
Вопрос расчёта платы за водоотведение как за коммунальную услугу и как за КР на СОИ непростой. В деле № А60-1157/2020 управляющая организация дошла до Верховного суда РФ, доказывая, что РСО неправильно применяет нормы Правил № 124 и Правил № 354.
Управляющим организациям следует учитывать сформулированные ВС РФ правила расчётов за КР на СОИ по водоотведению в зависимости от наличия или отсутствия в доме ОДПУ горячей и холодной воды. Если они есть, то РСО ведёт расчёты по их показаниям. если нет хотя бы одного из них – применяется норматив водоотведения на СОИ.