Почему внутренняя колодка изнашивается быстрее чем внешняя
Почему внутренние колодки стираются быстрее?
Внутренние больше защищены от внешних факторов, а потому на них попадает меньше грязи и влаги, чем на внешние. Данные изделия приводятся в движение за счет суппортов, которые движутся по направляющим.
Почему стираются тормозные колодки с одной стороны?
Неравномерный износ пары колодок на одной стороне оси колёс
Больший износ внутренней колодки, чем внешней обычно происходит, когда поршень не может втянуться должным образом. Главная причина этому — повреждённый резиновый уплотнитель, который защищает пространство между поршнем и цилиндром от попадания грязи и пыли.
Какие колодки стираются быстрее?
Кажется логичным, что передние колодки должны изнашиваться быстрее задних. Во многом это зависит от конструктивных особенностей автомобиля, но в основном это действительно так – задние колодки должны изнашиваться меньше передних. В том числе и на заднеприводных автомобилях.
Какие тормозные колодки стираются быстрее передние или задние?
Передние колодки могут изнашиваться от 30 до 50% быстрее, чем задние, и зачастую меняют только две пары колодок: на передних или задних колёсах, а не все четыре сразу, если замена второй пары не требуется. В этом ничего страшного нет, главное — это менять все 4 колодки на одной оси одновременно.
Что будет если поменять колодки только на одном колесе?
Нельзя менять тормозные колодки только на одном колесе, так как из-за этого может возникнуть асинхронность в работе передних или задних суппортов.
Почему колодки стираются под углом?
Когда на поверхность направляющих попадает грязь или появляется ржавчина от влаги, это затрудняет движение суппортов и они подклинивают. По этой причине колодки изнашиваются под углом снаружи или не изнашиваются вообще, так как из-за подклинивания изделия не плотно прилегают к диску.
Неравномерный износ колодок тормоза
Каждый владелец авто сталкивался с такой ситуацией, когда одна колодка стирается быстрее другой. Это означает некорректную работу тормозной системы, так как неравномерный износ таких деталей возникает из-за разного усилия, прижимающего их к диску. В результате ухудшается динамичность торможения и увеличивается вероятность заноса, потому что все четыре колеса должны блокироваться одновременно и с одинаковым усилием. Чтобы понять, почему тормозные колодки изнашиваются неравномерно, рассмотрим конструкцию данного механизма, возможные поломки, и определим основные причины некорректной работы.
Неравномерный износ колодок: причины в конструкции
Конструктивно данные изделия имеют металлическую основу с фрикционными накладками, изготовленными из специального сплава. Состав этого сплава каждый производитель держит в секрете, так как от свойств накладок зависит их долговечность и эффективность торможения. Именно по фрикционным вставкам определяют, что неравномерно стираются тормозные колодки, так как на одном колесе они могут стереться до основы, а на других выглядеть как новые. Более того, разница может быть видна не только между колесами, но и внутренними и внешними колодками одного колеса.
Конструктивно данные изделия располагаются с внутренней и наружной стороны тормозного диска. Следовательно, они работают в разных условиях, за счет чего и возникает неравномерный износ колодок на одном колесе.
Износ внутренних колодок
Внутренние больше защищены от внешних факторов, а потому на них попадает меньше грязи и влаги, чем на внешние. Данные изделия приводятся в движение за счет суппортов, которые движутся по направляющим. Когда на поверхность направляющих попадает грязь или появляется ржавчина от влаги, это затрудняет движение суппортов и они подклинивают. По этой причине колодки изнашиваются под углом снаружи или не изнашиваются вообще, так как из-за подклинивания изделия не плотно прилегают к диску. Это основная причина, почему мастера автосервисов рекомендуют периодически обслуживать суппорта, очищая их от грязи, и смазывать направляющие.
Износ внешних колодок
Если с наружной стороной все понятно (большое влияние оказывают внешние факторы), то почему внутренняя колодка изнашивается быстрее, чем внешняя, для многих остается открытым вопросом. Несомненно, она меньше подвержена загрязнению, чем внешняя, но тут проблема заключается не только в направляющих суппорта.
Механизм приводится в движение за счет гидравлической передачи, выталкивающей поршни, приводящие в движение суппорты. Влага попадает в посадочное место поршней, что приводит к окислительным процессам и подклиниванию механизма. В результате колодки стираются с одной стороны, но не всегда виной тому только внешние факторы. Кроме того, по этим причинам износ происходит неравномерно не только под определенным углом, но и по всей площади фрикционной накладки. Это говорит о том, что наличие загрязнений не влияет на положение колодки относительно диска, но не позволяет прижиматься с таким же усилием, как на других колесах.
Поэтому, когда колодка стирается под углом, это еще не главная проблема. Также бывают случаи неравномерного износа фрикционных накладок только на передних или на задних колодках. Эти ситуации необходимо рассмотреть индивидуально, чтобы понять, почему неравномерно стираются тормозные колодки и что с этим делать.
Почему задние колодки изнашиваются быстрее передних
Учитывая, что на все колеса передается одинаковое гидравлическое усилие, фрикционные накладки должны изнашиваться равномерно, если внешние факторы не имеют большого влияния. Но случаи, когда задние колодки стираются быстрее передних, многих озадачивают. Большинство считает, что это конструктивная недоработка, но на самом деле, в некоторых моделях авто на задних колесах фрикционные накладки имеют меньшую рабочую площадь. Это необходимо, чтобы оптимизировать тормозные усилия между осями. За счет такого решения из конструкции получается исключить “колдун”, который отвечает за правильное распределение усилий. Соответственно, из-за меньшей площади контакта, задние колодки изнашиваются быстрее передних. Но такие конструктивные особенности реализованы далеко не во всех моделях, поэтому следует рассмотреть и другие причины.
Еще одна причина, почему тормозные колодки стираются неравномерно, заключается в том, что некоторые модели не имеют защитных щитков на задних тормозах. При движении передние колеса поднимают дорожную пыль с песком, которые оседают на рабочих поверхностях механизма, и происходит подклинивание, как описывалось выше. В этом случае, кроме того, что фрикционные накладки на колесах истончаются быстрее, отмечается еще и неравномерный износ задних тормозных колодок. Обусловлено это все тем же отсутствием защитного щитка. За счет этого на внутренние изделия попадает больше загрязнений, так как внешние колодки закрыты пыльником.
Неравномерный износ тормозных колодок: причины не конструктивного характера
Выше мы уже рассматривали то, почему передние колодки изнашиваются неравномерно. Добавим сюда еще несколько причин.
Лишняя вода
Первая связана с некорректной работой гидравлической системы. Проблема заключается в самой жидкости, так как спустя несколько лет в ней оседает около 3-4% влаги от общего объема. Проблема воды заключается в том, что ее точка кипения ниже, чем у тормозной жидкости. Поэтому в системе появляются воздушные пробки, образовавшиеся от испарения влаги. В отличие от жидкости, вещества в парообразном состоянии имеют более высокий коэффициент сжатия. Из-за такой паровой пробки в системе снижается гидравлическое усилие на то колесо, где она находится, и неравномерный износ передних тормозных колодок, как в принципе и задних, вопрос времени. Чтобы этого не допускать, следует менять тормозную жидкость каждые 2-3 года, пока она еще не впитала критический объем воды.
Клинит поршень
Вы уже знаете, как получается, что неравномерно изнашиваются передние тормозные колодки из-за подклинивания поршня. Он не полностью прижимает колодку к диску. Но бывают случаи, когда деталь клинит на обратном пути. Поддаваясь усилиям гидравлической передачи, поршень выдвигается, однако из-за загрязнений он не может вернуться обратно в свой отсек. В результате он с той или иной силой постоянно прижимает изделие к диску, за счет чего происходит неравномерный износ передних колодок, так как с другой стороны, если поршень работает нормально, происходит полноценное прижатие. Данную проблему легко выявить, потому что постоянный контакт поверхностей приведет к нагреву диска, и во время движения машины будет слышен визг. Такая же причина может вызывать и неравномерный износ задних колодок.
Пыльники
Теперь рассмотрим пыльники поршня и направляющих суппортов. Они предназначены для защиты этих деталей от пыли и песка, что не мешает последним попадать на рабочие поверхности. Но это при условии эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях. При движении по городским дорогам защитных функций данных изделий достаточно, чтобы долгое время оберегать детали механизма от загрязнений. Определить, почему колодки изнашиваются неравномерно, можно по состоянию пыльников. Если на одном из колес данное изделие начало разрушаться и появились трещины, через которые проникает пыль, суппорты тут начнут клинить раньше и, соответственно, фрикционные накладки будут стираться не так, как остальные.
Чем вызван неравномерный износ тормозных дисков
Как и колодки, тормозные диски тоже постепенно стираются, а иногда и неравномерно. Так как эти детали работают в паре, ответ на вопрос, почему так происходит, очевиден. Если задние колодки стерлись с одной стороны, а с другой износ в пределах нормы, значит и диск получил больше выработки там, где фрикционные накладки износились быстрее. На этом участке контакта были более сильные нагрузки на металл, и если неравномерный износ накладок повторяется систематически на одной и той же стороне, там постепенно образуется большая выработка. Это снизит плотность прилегания рабочих поверхностей и, как следствие, эффективность тормозной системы. В данном случае сначала необходимо определить, почему одна колодка стирается быстрее другой, и устранить эту причину. Потом придется заменить диск и установить новые колодки, чтобы вернуть тормозной системе заводскую эффективность.
Если вы столкнулись с подобными проблемами, доверьте их решение профессионалам. Посетив любой автосервис компании Oiler, вы сможете решить данную задачу в день обращения. Наши мастера определят, почему задние или передние колодки изнашиваются неравномерно, устранят причину и заменят эти элементы тормозной системы, потратив минимум вашего личного времени.
Неравномерно изнашиваются колодки, причины и что делать
Нередко автовладельцы, проводя техническое обслуживание тормозной системы, замечают, что происходит неравномерный износ колодок.
Причем выражаться эта проблема может по-разному – полностью стирается только один конкретный элемент, износ может быть более сильным только на определенном механизме (правом или левом, переднем или заднем).
В общем, вариаций – немало, но в любом случае это сигнализирует о возникновении проблемы в работе тормоза или привода, которую обязательно нужно устранять.
Особенности функционирования
Для начала коротко рассмотрим принцип работы механизмов, чтобы в дальнейшем было понятнее, из-за чего происходит неравномерный износ.
Дисковые тормозные механизмы становятся все более распространенными и выпускается немало авто, у которых такой тип установлен на всех колесах.
Принцип действия этих механизмов достаточно прост. Над тормозным диском, установленном на ступице, располагается суппорт, имеющий П-образную форму.
В его конструкцию входит поршень рабочего цилиндра. Между выступами суппорта и диском расположены две колодки.
При нажатии на педаль тормоза, жидкость выдавливает поршень, и он начинает прижимать одну колодку.
При этом появляется противодействующее усилие, которое заставляет суппорт сместиться по направляющим. За счет этого перемещения осуществляется прижатие второй колодки.
Барабанные механизмы сейчас все меньше используются и ставятся они только на заднюю ось.
Здесь принцип функционирования еще проще: в рабочем цилиндре установлено два поршня, которые при выходе из цилиндра прижимают каждый свою колодку к барабану.
Стоит отметить, что один из видов неравномерного износа тормозных колодок присутствует постоянно и он считается нормальным.
Речь идет о том, что на передней оси элементы стираются более интенсивно, чем на задней.
А если взять авто, у которого сзади установлены барабанные тормоза, то разница в скорости износа – очень существенна.
Более быстрое стирание колодок, установленных на передней оси, обусловлено тем, что нагрузка на них выше, поскольку при торможении происходит смещение массы авто вперед.
В результате именно они выполняют основную работу, но из-за этого и стирание их сильнее.
Доказательством этого является тот факт, что задние колодки меняются в два, а то и три раза реже, чем передние.
Распространенные виды неравномерного износа
Но существуют помимо нормального стирания и другие типы износа, среди которых чаще всего встречаются такие, как:
У каждого из указанных видов неравномерного стирания тормозных колодок может быть несколько причин, поэтому рассмотрим их более детально.
Одна из колодок трется быстрее
Итак, замечено, что внутренняя колодка дискового тормоза значительно тоньше, чем внешнего, хотя износ их должен быть равномерным.
Причина такого износа обычно кроется в том, что поршень после растормаживания не полностью возвращается в исходное положение, из-за чего внутренняя колодка остается немного прижатой к диску и постоянно с ним контактирует, что и приводит к ее более быстрому стиранию.
Происходит это зачастую из-за повреждения уплотнителя поршня, из-за чего внутрь цилиндра попадает грязь, которая становиться причиной подклинивания.
Решается такая проблема разборкой суппорта, промывкой и очисткой цилиндра, а также заменой поврежденного резинотехнического элемента.
Повышенный износ внешней колодки происходит тоже по вине резиновых компонентов – уплотнителей направляющих.
В результате грязь и влага, попавшие на направляющие, приводят к появлению коррозии, которая становиться причиной подклинивания самого суппорта, из-за чего внешняя колодка постоянно контактирует с диском.
В этом случае проблема решается снятием суппорта, очисткой и смазкой направляющих, заменой уплотнителей.
Ржавчина и грязь может также стать причиной износа как внешнего, так и внутреннего.
Их образование на составных элементах может привести к подклиниванию как самих колодок, так и суппорта.
Поэтому необходимо периодически проводить разборку и чистку составных элементов механизма.
Клиновидное стирание
Клиновидный износ (какая-то часть поверхности фрикционной накладки стирается быстрее) обычно происходит из-за неаккуратного проведения технического обслуживания.
Так, в некоторых случаях при сборке с несоблюдением технологии, направляющие гнуться. И это приводит к тому, что суппорт идет наперекос, из-за чего он создает большее усилие прижима в какой определенной точке колодки. Решается такая проблема заменой направляющих.
Здесь стоит отметить, что в определенных случаях клиновидный износ считается нормальным.
К такому результату может привести использование суппортов с несколькими поршнями – двумя и более.
Дело в том, что поршни не всегда выходят одновременно и на одинаковое расстояние.
К примеру, при нажатии на педаль первый поршень может начать перемещаться чуть раньше остальных, поэтому и прижим будет несколько неравномерным.
Но стоит отметить, что нормальным считается клиновидный износ, если он незначителен.
Колодки одного механизма трутся быстрее, чем второго
Если с одной стороны, к примеру, справа колодки трутся быстрее, чем слева, чаще всего видным становится привод, хотя и не всегда.
Если рассматривать только сами рабочие элементы, то повышенный износ может происходить из-за ржавчины и грязи, особенно на направляющих.
Из-за коррозии подвижность суппорта сильно снижается, а если сюда еще добавить и грязь в самом цилиндре, то и получится, что обе колодки будут постоянно прижаты к диску, что и обеспечит их ускоренный износ.
Еще один вариант, касающийся самих механизмов. Если тормозной диск покоробило и его геометрия нарушена, то это обязательно скажется на колодках в виде их ускоренного износа, поэтому при необходимости нужно делать проточку тормозных дисков.
А вот если брать привод, то причину следует искать не в том механизме, который больше изнашивается, а на другом.
Если в одной из магистралей привода появиться воздушная пробка, или он закупорен грязью, то жидкость не сможет в должной мере воздействовать на поршень, и из-за этого колодки просто не будут прижиматься к диску.
Обычно такая проблема дополнительно проявляется в виде увода автомобиля в сторону при торможении.
К причинам этой проблемы можно частично отнести пробой магистрали привода. Но обычно такая поломка выявляется очень быстро, поэтому особо на износ колодок она не влияет (если конечно не продолжать эксплуатацию авто с одним неработающим контуром).
Неравномерный износ с одной стороны на оси (справа или слева) может давать неисправность модуля АБС (если эта система имеется).
Этот модуль при поломке прекращает регулировать давление жидкости, из-за чего возможна подача на один из механизмов повышенного давления, что и приведет к ускоренному износу.
Чтобы устранить такую проблему, следует провести комплексное обслуживание:
Проводя эти меры, можно выявить причину, из-за которой элементы одного из механизмов стираются больше, и устранить ее. Да и сама профилактика тормозной системы будет не лишней.
Износ колодок барабанного механизма
Напоследок немного о барабанных механизмах, которые используются на задней оси. Бывают случаи, когда колодки этих механизмов стираются быстрее, чем дисковых.
Барабанные механизмы помимо основной функции также являются составным элементом стояночного тормоза. И именно ручной тормоз обычно становиться причиной ускоренного износа.
Причем из-за него могут интенсивно стираться как на обоих механизмах сразу, так и каком-то одном.
Если отмечается ускоренный износ на двух механизмах, следует проверить состояние привода ручника.
Перетянутый трос приводит к тому, что рычаг, установленный внутри механизма, постоянно держит колодки в разжатом состоянии, и они контактируют с барабаном, стираясь об него.
В случае, когда отмечается износ элементов только с одной стороны, нужно проверять регулировку механизма разжатия. Если этот механизм отрегулирован неправильно, то он будет поджимать их к барабану.
Ну и не стоит забывать, что причиной износа с одной стороны могут стать проблемы с приводом – завоздушивание магистрали, ее закупорка, повреждение манжет рабочего цилиндра.
Ключ к коррекции неравномерного износа колодок находится в точной идентификации неисправности, которая несёт ответственность за такой неравномерный износ колодок. На самом деле, несмотря на относительную простоту работы дисковых тормозов, таких причин может быть много, и все эти причины могут исходить из самых разных узлов автомобиля.
Давайте посмотрим на принцип работы простейшей системы дисковых тормозов:
Внутри суппорта, который представляет своей формой букву «П», крутится тормозной диск, и по бокам диска с небольшим зазором находятся колодки в специальных держателях от суппорта. С одной стороны этой буквы «П» суппорта также расположен поршень, который от нажатия на педаль тормоза двигает сначала одну колодку к диску, а затем, за счёт продолжающегося движения поршня, и весь суппорт двигается так, что внешняя колодка также прижимается к диску. А когда Вы отпускаете педаль тормоза, специальные направляющие отодвигают колодки обратно от диска, чтобы те не изнашивались от трения и не изнашивали тормозной диск.
Износ тормозных колодок
Износ колодок тормозной системы автомобиля зависит от интенсивности их использования, манеры вождения автовладельца, условий эксплуатации машины, качества материалов, из которых изготовлена колодка, наличия системы АБС и даже типа трансмиссии. Однако нетипичная изношенность или ее неравномерность свидетельствует о некоторых неисправностях в тормозной системе.
Контроль износа колодок необходимо проводить периодически, через каждые 2…3 тысячи километров пробега, а также при выполнении профилактических работ, например, при замене/добавлении тормозной жидкости. Степень износа тормозных колодок можно проверить двумя методами — непосредственно во время вождения автомобиля, а также при их визуальном осмотре и измерении остатка фрикционного материала.
Причины износа тормозных колодок
Тормозные колодки автомобиля, по большому счету, являются расходными материалами, и их постепенный износ — естественный и нормальный процесс. Их рабочая поверхность в процессе торможения прижимается к тормозному диску (или барабану), в результате такого воздействие от диска фрикционная часть колодки разогревается и стирается, собственно для этого и была предназначена. А вот интенсивность и равномерность такого истирания может быть вызвана различными неисправностями.
На уровень износа тормозных колодок влияют следующие факторы:
Также колодки будут быстрее изнашиваться при эксплуатации машины в загруженном состоянии, то есть, при перевозке тяжелых грузов либо при буксировке прицепа, не оборудованного собственной тормозной системой. Аналогичные рассуждения справедливы для эксплуатации машины в горной или холмистой местности.
Как определить что произошел износ колодок
Признаки износа тормозных колодок можно условно разделить на два типа. Первыми рассмотрим те симптомы, которые можно установить при движении автомобиля, находясь за рулем автомобиля.
Также всегда нужно следить за уровнем тормозной жидкости в системе. В случае, если в расширительном бачке ее стало мало, то тут возможны два варианта. Первый — утечка, и необходимо искать место где просачивается ТЖ чтобы устранить проблему. Второй вариант — значительный износ тормозных колодок. По мере износа колодок в исполнительном механизме (суппорте) требуется больше жидкости, чтобы высовывать рабочий поршень для передвижения колодки к диску. Поэтому в бачке уровень жидкости будет падать.
Такой факт является прямым признаком износа колодок. Те автовладельцы, которые этого не знают, бросаются доливать жидкость вместо того, чтобы менять колодки, а потом, при замене, не получается вдавить поршень и установить колодки, так как жидкость в бачке сильно поднимается!
Датчик износа колодок не 100% показатель
Владельцам машин, оборудованных датчиком износа тормозных колодок, следует понимать, что ждать когда активируется значок на приборной панели не стоит. Так как на многих автомобилях электронные индикаторы стоят не на всех колесах. В зависимости от схемы тормозного контура датчик стоит на одном переднем и одном заднем колесе.
А значит, если будут проблемы в работе суппортов и износ будет происходить неравномерно, то можно упустить момент когда толщина тормозной накладки окажется на пределе. Ошибка “износ колодок” не покажется и при неравномерно изнашиваются внешняя и внутренняя колодка на одном колесе. Соответственно, нужно выполнять профилактический осмотр состояния тормозных колодок визуально.
Ошибка износа тормозных колодок в памяти ЭБУ с последующей активацией лампы на приборной панели может также возникнуть по причине обрыва/замыкания провода самого датчика. Многие мастера в автосервисах отмечают, что датчик корректно работает лишь в случае, если на машине используются более-менее новые тормозные диски, то есть, их толщина достаточно велика. Если же, например, с диском используется уже третий или четвертый комплект колодок, то велика вероятность, что значок износа колодок либо не засветится вовсе, либо, наоборот, отработает ложно.
Таким образом, датчик износа является, по сути, страховочным, последним, средством, которое указывает, что колодки на машине полностью износились и надеятся на него, что он даст узнать когда нужно менять колодки не стоит!
Чтобы лучше разобраться в проблеме предлагаем рассмотреть конкретный пример относительно автомобиля LAND ROVER Discovery. Конкретные нормы износа колодок на других автомобилях будут незначительно отличаться (± 0,5-1 мм) но суть таже.
Итак, толщина накладки новой тормозной колодки составляет 12 мм. Автопроизводитель указывает, что минимально допустимый износ колодок на данной модели составляет 3 мм. Расстояние от края фрикционной накладки до чувствительного элемента датчика составляет 8,5 мм. Таким образом, датчик сработает, когда толщина накладки будет составлять порядка 3,5 мм. То есть, при загорании индикатора на панели выходит что уже нужно менять колодки, однако по сути какое то время можно еще поездить, но предельный износ не за горами и стоит планировать посещения сервиса или самому готовится к замене.
Как определить износ колодок
При техническом обслуживании автомобиля или возникновении признаков износа тормозных колодок всегда стоит самостоятельно убедится в остаточной их толщине. Однако перед тем, как выполнять соответствующую процедуру, необходимо найти в технической документации (руководстве по обслуживании и ремонту) предельно допустимый износ тормозных колодок для конкретного автомобиля.
При проверке требуется визуально оценить состояние внешней колодки, а также непосредственно тормозного диска. Если на диске имеются царапины или темные следы, то, скорее всего, колодка уже износилась. Ориентироваться на толщину одной только внешней колодки недостаточно, всегда осматривайте, а лучше вынимайте из с суппорта обе колодки с последующим замером толщины линейкой либо штангенциркулем.
Как проверить износ передних колодок
Чтобы узнать износ колодок на дисковом тормозе автомобиля необходимо демонтировать колесо, поднять суппорт и оценивать толщину колодок (можно и не поднимать). Попутно обязательно проверяйте направляющие суппорта и, подняв пыльник, внейший вид рабочего поршня. При потребности используется смазка суппорта и направляющих.
Хорошим ориентиром будет прорезь (продольная/диагональная) по фрикционной накладке что предназначена для отвода тормозной пыли. Если она еще есть, то колодка в нормальном состоянии.
Как посмотреть износ барабанных колодок
Колодки барабанного тормоза имеют более длительный срок эксплуатации так как на них идет значительно меньшая нагрузка поэтому они отхаживают 2-3 замены передних дисковых. Такая закономерность уже может стать показателем износа, однако чтобы точно узнать необходимо посмотреть на них наглядно.
Контроль износа колодок в барабане часто непростая задача. Проще всего узнать износ задних колодок в барабане — посмотреть в смотровое окошко. Оно может быть как спереди барабана, так и сзади (под резиновой заглушкой). Поэтому часто это не совсем удобно, так как приходится либо ставить авто на смотровую яму, либо подлезать под машину.
Через окошко можно увидеть лишь износ одной колодки в то время как другая может изношена больше или и вовсе плохо прижиматься. Кстати минимально допустимой толщиной фрикционных накладок в барабанах считается 1,5 мм.
Лучше всего для визуальной оценки состояния задних барабанных колодок снять барабан. Так можно оценить еще работу механизма что разводит накладки, поршня и износ внутри барабана. При проверке необходимо обращать внимание на внутреннюю поверхность барабана. Если является блестящей и в меру изношенной, то, скорее всего, колодки работают.
Диагностика причины по износу
Как правило, на всех автомобилях тормозные колодки на разных колесах изнашиваются неравномерно. В первую очередь необходимо указать, что на передней оси колодки всегда изнашиваются быстрее, чем на задней. Объясняется это достаточно просто. Дело в том, что в процессе торможения перед кузова автомобиля опускается вниз, и соответственно, задняя часть поднимется вверх (автомобиль как бы «клюет носом»). Поэтому на передние колодки будет оказываться большее усилие, чем на задние. И чем более резким будет торможение (угол наклона машины будет больше) — тем усилие на передние колодки будет больше.
На многих современных автомобилях установлена система курсовой стабилизации (сокращенно ESP). Ее задача заключается в сохранении курсовой устойчивости автомобиля на дороге при резких маневрах, то есть, предотвращение заносов. На практике работа системы реализуется в подтормаживании одного или нескольких колес в критических ситуациях. Естественно, что работа системы ESP будет сказываться и на износе тормозных колодок. Соответственно, чем чаще вступает в работу система стабилизации — тем будет выше износ колодок. Причем изнашиваться будут колодки на разных колесах неравномерно!
В остальном же, отдельный вид неравномерного износа колодок может быть также вызван причинами что отображены в таблице.
Клиновидный износ
Первая причина появления косого износа — неправильная (кривая) установка самой колодки. В этом случае колодка будет прилегать не всей площадью к тормозному диску, и соответственно, изнашиваться будет лишь ее часть. Вторая причина может заключаться в некачественном материале колодки (брак). Третья — актуальна для автомобилей, у которых тормозная система оборудована несколькими суппортами. В этом случае в момент торможения они выходят из своих посадочных мест не одновременно, а по очереди. И первым выходит суппорт, находящийся первым по ходу движения автомобиля. Соответственно, и колодка будет больше изнашиваться в том же месте. Износ будет тем меньше, чем дальше от первого суппорта находится покрытие.
Еще одна причина клиновидного износа колодок (обычно внешних) заключается в том, что может быть немного не дотянут крепежный болт на одной из направляющих либо на скобе суппорта. Клиновидный износ также возможен при:
Быстрый износ колодок
То, что быстрый износ колодок на одной оси автомобиля будет у того автовладельца, который имеет очень агрессивный стиль вождения — это не удивительно. Однако если колодки изнашиваются быстрее чем предыдущий комплект при стандартной эксплуатации, то стоит обратить свое внимание на такие факторы:
Износ внутренней колодки
Внутренние колодки на дисковых тормозах заведомо изнашиваются быстрее, чем внешние. Поэтому по такому факту нельзя просто визуально оценивать состояние тормозов. Больший износ внутренних колодок обусловлен тем, что суппорт в первую очередь давит именно на внутреннюю колодку, то есть, она прижимается к диску первая. А внешняя колодка прижимается чуть позже. И наоборот, во время отпускания педали тормоза первой отходит в исходное положение внешняя колодка, а потом уже внутренняя.
Но, когда происходит ускоренный износ внутренней колодки, то нужно смотреть на величину разницы и проверить состояние суппорта. Могут быть определенные причины не типично большого износа именно внутренней колодки.
Зачастую внутренние колодки на дисковых тормозах сильно изнашиваются по причине проблем с закисшим поршнем. В частности, в случае, если отсутствует смазка на направляющих (либо они повреждены), либо закис поршень (на нем много грязи либо ржавчины), то внутренняя колодка не может нормально вернуться в свое исходное положение при отпущенной педали тормоза. Поэтому она находится в прижатом положении к диску, пускай и с не таким большим усилием, как при нажатой педали. При этом машина теряет динамику, расходует больше топлива, а тормозной диск при длительной езде может значительно разогреться. Если на его поверхности образуются очаги перегрева, то такой диск лучше заменить на новый.
Разный износ колодок
Тормозные колодки могут изнашиваться неравномерно даже на одной оси автомобиля. Причиной этому могут быть:
Что же касается неравномерного износа колодок на одном колесе, то тут существует всего две основные причины:
Когда менять колодки
Замена колодок производится в двух случаях — либо при их значительном (критическом) износе, либо в соответствии с регламентным техобслуживанием (по истечению определенного срока либо при наступлении указанного производителем пробега). Чаще всего менять колодки приходится при критическом износе, однако не забывайте, что если вы автомобилем пользуетесь очень редко и они у вас ходят по 3-4 года, то лучше тоже задуматься о замене так как время не идет им на пользу.
В большинстве случаев значение пробега, при котором нужно менять колодки, составляет, в среднем, от 30 до 50 тысяч километров пробега. Однако, если автолюбитель не отмечает проблем с колодками даже после 50 и выше тысяч километров, то это означает, что истирается уже не колодка, а стирается тормозной диск (барабан). Это обусловлено тем, что фрикционная накладка на колодке со временем твердеет (либо изначально очень твердая, как спортивная) и изнашивает барабан. Поэтому лучше при большом пробеге заменить колодку на новую, даже, если она находится в более-менее нормальном состоянии. Это обойдется дешевле, чем замена тормозного диска.
Допустимый износ колодок
Независимо от марки автомобиля рекомендации по сроку замены, как правило, одинаковы. Так, если толщина фрикционной накладки на колодке составляет около 2…3 мм, то, соответственно, колодка подлежит замене. При этом чем больше масса автомобиля — тем толщина накладки должна быть больше. То есть, если это кроссовер либо джип, то минимально допустимый износ составляет 3-3,5 мм, а у городской малолитражки оно может составлять порядка 2 мм.
Колодки барабанных тормозов эксплуатируются гораздо дольше дисковых. Приблизительный их пробег на автомобиле составляет порядка 100…150 тысяч километров. Поэтому обычно меняют 3…4 комплекта передних дисковых колодок и один комплект задних барабанных.
Причина долгой их службы в том, что, во-первых, в процессе торможения по инерции масса автомобиля перемещается вперед, и соответственно, усилие на передние тормоза возрастает, а во-вторых на современных автомобилях, часто стоят отдельно задние дисковые, что работают при торможении и отдельно барабанные, которые используются лишь при установке автомобиля на стояночный тормоз.
Заключение
Необходимо регулярно следить за состоянием тормозных колодок и проверять их в соответствии с рекомендациями завода изготовителя. Если машина оборудована датчиком и индикатором состояния колодок, то это не гарантирует что при его срабатывании пришло время срочно менять колодки. Желательно убедиться в величине износа наглядно, а также не доводить до минимальной толщины фрикционного материала — эффективность срабатывния снижается а тормозной путь увеличивается, особенно если тормозной диск значительно нагревается в результате интенсивного торможения.
Средний допустимый износ колодки составляет около 2. 3 миллиметров остатка фрикционной накладки, и соответствует расстоянию, на которое «утоплен» тормозной диск по сравнению с его бортиком. В любом случае помните, что ездить с изношенными колодками не только некомфортно, но и попросту опасно, соответственно, менять их нужно своевременно!