Почему в техникуме легче чем в школе
9 причин, чтобы сменить школу на колледж
Одиннадцать классов образования — величайшее благо и достижение цивилизации. Однако иногда это благо нашему ребёнку не нужно: многие юноши и девушки не остаются в школе до победного ЕГЭ и уходят в колледж получать образование профессиональное. И делают это далеко не всегда потому, что школу им «не потянуть». В чём преимущества колледжа и почему иногда именно этот путь лучше для ребёнка — в материале Ксении Букши.
1. Тяга к профессии
Решила твёрдо: буду акушеркой, парикмахером или хочу шить театральные костюмы. Решила давно и переубеждаться не хочет. Так чего тянуть? Вперёд. Если уже сейчас хочется заниматься конкретным делом, лучше не тратить годы на «гимназическую» теорию. А Наташу Ростову пока проходят и в колледжах. Да и самой можно освоить.
2. Деньги в дом
Обучение в колледже позволяет начать зарабатывать раньше, чем в случае дополнительных двух лет в школе. Если для ребёнка или для семьи эти вещи существенны — выбираем колледж. Там студенты настроены не на безделье, а на конкретное дело, приносящее доход. А значит — на более раннюю и солидную самостоятельность, чем подработки в общепите.
3. Надёжность
Существуют колледжи, в которых заключается договор на трудоустройство с конкретным предприятием. В этом случае студент, поступая в колледж, может смело рассчитывать на грядущую зарплату. А иногда он начинает работать уже на третьем курсе. Или предприятие платит своим будущим работникам солидную стипендию. Всё это — отличная мотивация обойтись без 10-11 класса.
4. Приоритет — творчество
Колледжи бывают разные. И некоторые из них предлагают обучение творческим профессиям. В том числе и прикладным.
Если подросток давно понял, что его стезя не науки, а творчество, такой колледж может быть отличной альтернативой «гран-жанру» академических творческих вузов (конкурс туда — огромный, а польза в плане последующего трудоустройства, да кое-где и в плане образования может быть сомнительной). Ну и, в конце концов, никто не мешает пытаться поступить в такой вуз после колледжа.
5. Свобода
В шестнадцать лет многим хочется уехать в другой город или просто сменить обстановку. Рвануть за приключениями. Побыть без родителей. Попробовать (относительно) самостоятельной жизни. Если родители готовы отпустить ребёнка учиться, колледж — отличный предлог. На самом деле многие слишком серьёзно относятся к «поискам профессии» (и школа эту ненужную серьёзность поддерживает). Шестнадцать, да и двадцать лет — самое время пробовать.
6. Начать с низов — разведать обстановку
Например, поступить в колледж, поработать медсестрой, а потом, если действительно понравится лечить, пойти учиться на врача. Более плавный и лёгкий способ приобрести уверенность в выбранном пути, меньше теряешь время, если профессия окажется не твоя. Правда, многие от этого способа отговаривают: на врача учиться долго, поступать трудно, а дополнительные три года «в низах» — потеря времени. Но есть и такие, кто, наоборот, ратует именно за этот вход в профессию.
7. ЕГЭ-горячка
Во многих школах последние два класса целиком посвящают подготовке к ЕГЭ. В этих условиях многие подростки и их родители видят, что смысл ходить в школу резко теряется. Там становится скучно, неинтересно, и вместо преподавания каких бы то ни было систематических знаний учителя полностью переходят на ЕГЭ-натаскивание.
Два моих знакомых подростка пошли в колледж именно потому, что в школе перестали учить чему бы то ни было, и это казалось совсем уж полной тратой времени. Если нет сил и желания поступать в крутую «школу городского набора», колледж может оказаться отличной альтернативой. Кстати, школьным предметам на 1-2 курсе колледжа тоже учат. В хорошем колледже — лучше, чем в плохой школе.
8. Колледж за рубежом
Если хочется поступать в иностранный вуз или просто поучиться и поработать в другой стране — имеет смысл получить среднее специальное образование за границей. И это необязательно должна быть Германия или Франция. Колледж в Прибалтике — куда более бюджетный вариант. А возможности при этом могут открываться очень интересные.
9. Школа надоела
Да-да, он лентяй и двоечник, тот самый «пэтэушник». И он «ничего не хочет» и «школу не тянет». Вопрос в том, почему. Вообще-то, двоечников не бывает. Бывают ученики в депрессии или ученики, с которых требуют не по способностям. Или просто ученики с напрочь убитой мотивацией. Которые не понимают, зачем им это всё. И современная школа никакого ответа на вопрос «зачем» подчас не предлагает. Так, действительно, зачем? Может быть, найти колледж, где имеются хоть какие-то, более практические ответы. Всё лучше, чем «изучать» тесты и пролёживать бока с гаджетом в руках. Если не знаешь, куда пойти, просто пойти куда-нибудь — новые люди, новые встречи, практики. И, может быть, что-то станет яснее.
Школа или колледж: плюсы и минусы
9 класс – это первый ключевой рубеж в жизни школьника. Именно тут ему придется выбрать, оставаться в школе и учиться до 11 класса или уходить в «свободное плаванье» (колледж, техникум или СПО).
На нашем телеграм-канале написано многое о колледжах и вузах. А в этой группе рассказывают о разных плюшках и акциях.
В нашей статье мы предлагаем изучить все плюсы и минусы обучения в школе и колледже после 9 класса, чтобы принять взвешенное решение, о котором не придётся жалеть.
Плюсы поступления в колледж после 9 класса
Преимущества колледжа по количеству существенно превышают недостатки.
Быстрее начнёшь работать
И зарабатывать свои собственные деньги. Потому что в момент, когда твои бывшие одноклассники окончат школу в 11 классе, у тебя уже будет (или почти будет) готовая специальность, с которой можно идти и работать. Хотя некоторые все же не спешат становиться на свои лыжи и относят это скорее к минусам учебы в колледже.
Станешь более самостоятельным
Можно уехать в другой город и стать более независимым от родителей, поступив в иногородний колледж.
Это смелое решение, которое ведет к зрелости. Студенты колледжа быстрее начинают планировать бюджет и своё время и не забывают экономить деньги.
Быстрее поймешь, по душе ли выбранное дело
Только подумай, как будет обидно, если ты отучишься 5 лет в университете, проработаешь несколько лет, по специальности (или нет) а потом поймёшь, что это не твоё.
То ли дело понять, правильный ли выбор ты сделал тогда, когда другие еще только выпускаются из школы!
Больше шансов получить место в общежитии
Желающих пойти в колледж не так много, поэтому часто в общежитиях есть место для всех, кто об этом просит.
В вузах место в общаге получает не больше 70% «счастливчиков». И это один из самых весомых плюсов обучения в колледже.
Но чтобы стать обитателем общежития, нужно приехать из другого города.
Заведёшь друзей
Поступая в колледж, у тебя появится гораздо больше шансов завести новых друзей на основании минимум одного общего интереса – выбранной профессии.
Поблажки при поступлении в вуз
Возможность учиться по сокращенной программе, зачисление без вступительных экзаменов, лояльное отношение преподавателей – вот лишь некоторые из преимуществ поступления в колледж, а потом и в вуз.
Более того, выпускники СПО и техникумов (и это еще один плюс к поступлению после 9 класса) морально более зрелые: они готовы вынести ту невероятную нагрузку, которая сваливается на головы абитуриентов (тяжелый график, долгие пары, первые сессии, психологическое напряжение).
Практика и трудоустройство
Большинство колледжей предоставляют студентам обязательную практику (реальную, а не фиктивную). А по окончании учебного заведения готовы трудоустроить выпускников. И это огромный плюс учебы в колледже, так как учащиеся уже могут набираться опыта и применять в жизни полученные знания и умения.
Сотрудничество с вузами
Есть колледжи, которые тесно работают в связке с высшими учебными заведениями. Что это значит для студента — после окончания колледжа он может продолжить обучение по выбранной специальности в вузе. Причем ему не придется поступать на общих основаниях (как все абитуриенты – на первый курс), а сразу на 3-4 курс.
Дело в том, что на первых двух курсах студенты изучают общеобразовательные предметы. И они по большей части совпадают в университете и техникуме/колледже.
Минусы поступления в колледж после 9 класса
Минусы колледжа после 9 класса тоже есть, поэтому рекомендуем всё тщательно обдумать.
Бешеная нагрузка
И после 11 класса не все выпускники способны вынести сумасшедший темп обучения в вузе. А тут придётся научиться справляться с ней после 9 класса.
К чему нужно быть готовым? В колледже придётся пройти школьную программу за 10-11 классы в течение одного года, потому что потом подключается изучение профильных дисциплин.
Вдобавок появляются новые формы обучения, с которыми ты раньше не сталкивался: лекции, семинары, сессия и т.д. И это весомый недостаток колледжа.
Сессия
Собственно, это самое страшное, чего боятся все студенты. И она будет проходить дважды в год. Более того, кроме непосредственных экзаменов придется пройти тестирование на знание курса средней школы, а по окончании – госэкзамены по специальности.
Сложная адаптация
И дело не только в новом коллективе и незнакомом здании. Дело в преподавателях и совсем ином отношении: тут к тебе относятся как к взрослому. А если не справляешься, легко могут отчислить.
Строгая дисциплина
Еще не пробовал жить по графику? Будь уверен — здесь придётся, особенно если живешь в общежитии:
Нежелание идти в вуз
Бывает, что после обучения в колледже у студента пропадает мотивация учиться дальше. И поступление в вуз уже не кажется хорошей идеей.
Нет отсрочки от армии в вузе
Отсрочку от армии государство предоставляет только раз. Если школьник поступил в вуз после 11 класса, он может спокойно доучиться. Если же пошёл после колледжа, то скорее всего он уже воспользовался отсрочкой. И теперь придётся пройти срочную службу.
Плохая репутация колледжей
Выпускникам колледжа придётся столкнуться со стереотипом, что в техникум (именно так раньше называли колледжи) идут не самые способные люди.
Сложно объяснить, что в мире всё изменилось, и сегодня налицо острая нехватка специалистов ручного труда.
Дополнительные расходы
Учиться в колледже бесплатно можно не везде. Есть учреждения образования, которые предоставляют свои услуги только на коммерческой основе.
Поступать на платное придётся и тем, кто не добрал баллов на бюджет.
Когда стоит продолжать обучение в 10 и 11 классе?
При выборе места обучения стоит хорошенько прислушаться к себе и своим желаниям. И вот показатели того, что стоит продолжить обучение в школе:
Впрочем, есть еще один вариант: поступить в колледж после 11 класса. Плюсы и минусы мы уже описывали в другом материале.
Каким будет твой выбор зависит от целей и способностей. Но в любом случае бояться не стоит. Главное – правильно выбрать профессию, а уже где ты будешь учиться, не играет столь важную роль. Особенно, когда рядом такой надежный сервис студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Техникум, колледж или 10-й класс: плюсы и минусы СПО
Ежегодно девятиклассники и их родители отвечают на вопрос: «Уйти или остаться?» Ответ далеко не всегда очевиден, мнения расходятся, а времени на самостоятельное исследование вариантов нет. Факты и цифры, которые собрала наш блогер Мария Дмитриева, ответят на вопросы, сберегут ваше время и помогут принять правильное решение.
Что такое СПО?
Среднее профессиональное образование (СПО) получают в техникумах и колледжах, которые могут быть отдельными образовательными учреждениями или составной частью вузов.
Главное отличие СПО от школы в том, что колледжи и техникумы выпускают специалистов, готовых к трудоустройству. Цель школы в 10–11-х классах — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе.
В 2018 году абитуриенты СПО чаще всего поступали на педагогов начальных классов. Около 30% от общего приёма составили технические специальности и специальности IT-направлений. На популярные направления конкурс составил от трёх до семи человек на место.
СПО-2018 в цифрах
В 2018 году пользователи ввели в поисковике запрос «колледж после 9-го класса» 2,4 млн раз. В 2017 году эта цифра была на 30% меньше.
59% девятиклассников ушли в колледжи и техникумы в 2017 и 2018 году. В ближайшие несколько лет количество учащихся СПО увеличится и превысит 3 миллиона человек.
Количество учащихся колледжей и техникумов в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилось на 70 тысяч человек. В вузах в этот же период количество студентов сократилось на 84 200.
Колледж, техникум, лицей, ПТУ — в чём разница?
Техникум и колледж обучают специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за три года после 11-го класса или за четыре года после 9-го класса. В колледже возможна программа углублённой подготовки за четыре года после 11-го класса.
В техникумах и колледжах готовят специалистов среднего звена. В профессионально-технических училищах (ПТУ) и лицеях готовят квалифицированных рабочих.
Плюсы СПО:
1. Поступление без экзаменов. Исключения составляют профессии и специальности, требующие от поступающих наличия определённых творческих способностей, физических или психологических качеств.
2. Шанс учиться бесплатно в СПО выше, чем в вузах. На начало 2018 учебного года на бюджетных местах обучались около 75% учащихся СПО, а в вузах — около 50%.
3. Получение профессии и трудоустройство. В колледжах действует программа трудоустройства выпускников. В 2018 году было трудоустроено 65% из общего числа выпускников, 7% призваны в армию, 47% продолжили обучение в вузах.
4. Возможность поступать в вуз без сдачи ЕГЭ, по результатам вступительных испытаний. Этим лакомым преимуществом пользуются 10% абитуриентов вузов.
5. Сокращённый вид обучения в вузе. Абитуриент зачисляется на первый курс, затем вуз составляет индивидуальный план обучения, который рассчитан на 2,5–3 года. В колледжах, которые сотрудничают с вузами, претендовать на сокращённую программу обучения проще. Уточните эту возможность в колледже заранее.
6. Отсрочка от армии. В конце мая 2018 года Конституционный суд признал право на третью отсрочку от армии для студентов колледжей.
7. Стипендия. Размер базовой государственной академической стипендии для студентов колледжа — 800 рублей. Студентам, обучающимся на отлично, назначается стипендия отличника — 1600 рублей. Студенты, имеющие отличные оценки по итогам трёх предшествующих сессий, могут претендовать на 2400 рублей.
Есть ли минусы?
1. Стереотипы. Более 66% опрошенных полагают, что СПО — это непрестижно. Процент людей, уверенных, что в колледжах и техникумах учатся двоечники и хулиганы, попросту «пэтэушники» — более 55%. В сильных колледжах жёсткий отбор, который проводят через конкурс аттестатов. Приготовьтесь, что родственники и знакомые, особенно старшего поколения, не смогут понять ваш выбор. Ребёнку придётся доказывать, что СПО — это сознательное решение.
2. Адаптация. В подростковом возрасте перемена места учёбы, коллектива, преподавателей может пройти нелегко.
3. Скудная материально-техническая база. Денег на современное оснащение не хватает. В 2018 году из 3658 учреждений СПО правительственный грант получили только 62.
4. Недостаток мест в общежитиях. По закону общежитие полагается иногородним студентам, обучающимся очно на дневном отделении. На практике получить место не всегда просто.
Кому в 10-й класс?
«У каждого варианта свои достоинства и недостатки. 10-й класс обычно выбирают потому, что есть время для манёвра и выше шансы найти подходящую интересам и личности профессию. Кроме того, многие родители настаивают на поступлении в вуз: пока ещё высшее образование считается перспективнее средне-специального. Школьники выбирают колледж, когда они не готовы ещё два года готовиться к экзаменам, после уроков заниматься с репетиторами, в выходные ходить на подготовительные курсы. Такие ученики не видят смысла 11 лет учить математику и литературу, ведь сочинением „Проблема отцов и детей“ оплатить ужин в ресторане не получится… Хотите планировать карьеру, получить профильное образование и обрасти связями — вуз будет лучшим решением. Тем, кто хочет быстрее начать работать и избежать ЕГЭ, поможет колледж. Для неопределившихся в профессии 10-й и 11-й класс могут помочь сделать правильный выбор», — Мария Турунова, специалист по профориентации
Как выбрать?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.