Почему в средневековой моде появилось название адские окна что оно означало
Законы о роскоши, Адские окошки, брюки Жанны Д’Арк. Мода Позднего Средневековья
Мода всегда была лакмусовой бумажкой социальных перемен, и для того, чтобы понимать, что происходит сейчас и предугадывать, что будет дальше, нужно знать, что было до.
Зарождением моды можно считать момент, когда одежда перестала выполнять исключительно утилитарные функции — согреть и защитить. Еще до нашей эры в костюмах людей появляются декоративные элементы, чаще всего обусловленные не просто тягой к нарядности, а символическими значениями. Но это совсем давняя история.
Костюм Позднего Средневековья можно считать одной из отправных точек в истории моды, также как можно считать первую подпись Фредерика Уорта или появление прет-а-порте. Но именно в Позднем Средневековье мода начинает развиваться в привычном современному человеку ключе.
Средневековье — период готики в искусстве. Эдуар Фримен, английский историк XIX века, ввел термин Пламенеющая готика, все как бы тянется ввысь, как пламя. Идеологически так человек показывал свое стремление к Богу. Вытянутые формы, сужающиеся к верху, напоминающие пламя, присущи как архитектуре, так и одежде.
Возвращаясь к влиянию церкви на моду, в эпоху Средневековья появляется четкое разделение мужского и женского костюма. Церковь запрещает людям надевать костюм противоположного пола, и задолго до революции брюк в женской моде, одной из причин сожжения Жанны Д’Арк становится ношение мужского костюма.
Иногда это влияние доходит до абсурдного, например, церковью обсуждается ношение полосатых тканей.
Также появляются законы о роскоши — сумптуарные законы, запрещающие человеку надевать костюм себе не по статусу, это важно, потому что в этот период начинает возрождаться купечество, сдвигающее привычные социальные рамки. Для богатых слоев населения тоже были свои ограничения, но настоящего модника ничто не остановит, так что люди всегда находили способ эти законы обойти.
Один из ключевых моментов, почему этот период так важен для развития моды, это то, что одежду начинают кроить. До это европейский костюм напоминал костюмы Древнего Рима и Древней Греции, основным предметом гардероба были различные вариации туник. В период Готики, платье и лиф, например, становятся двумя отдельными элементами, часто женское платье имеет съемные рукава, которые девушка могла подарить своему возлюбленному.
Основными трендами эпохи можно назвать чрезмерно длинные рукава (говорили о том, что человек не занимается ручным трудом), такие же невероятные носы обуви и S-образный силуэт, подчеркнутый длинным шлейфом. Для верхнего платья использовались такие ткани, как парча, шелк (с XV века Франция сама начинает производство шелка, до этого был только привозной), шерсть
(самопрялки, пришедшие из Персии в Испанию и дальше распространившиеся по Европе, тоже производят маленькую революцию).
Позднее Средневековье возвращает декольте, что немного смещает положение женщины (ох уж эта объективизация), у притесненных до этого мужчинами дам открываются новые возможности — соблазнять. Моральная сторона этого вопроса в современном мире — это отдельный разговор.
По некоторым источникам, церковь назвала закрытую полупрозрачной тканью часть декольте Дьявольским, или Адским окошком, хотя некоторые считают, что речь шла о боковых разрезах платья, закрепленных шнуровкой и открывающих часть нижнего платья — котты.
Кстати, мужской костюм становится обтягивающим, подчеркивающим формы, его не всегда возможно надеть без посторонней помощи. Сложно точно сказать, повлияла ли на это новая форма доспехов (будто у рыцарей с картинок), вытеснившая кольчугу, или же то, что крой костюма в целом усложняется, открывая новые возможности.
Почему в средневековой моде появилось название адские окна что оно означало
Дэвид Боуи станет лицом Louis Vuitton
Марк Джейкобс покидает Louis Vuitton
В Киеве пройдет Vogue Fashion’s Night Out
Бритни Спирс ворует идеи у Валерии?
Тренд сезона: шипы
Стали известны подробности будущей свадьбы Дженнифер Энистон и Джастина Теру
В Италии был установлен мерный камень, стражник отсекал мечом излишки шлейфа.
Платье имело глубокое декольте треугольной формы сзади и спереди.
Декольте закрывалось вставками из другой ткани. Очень часто низ платья и вырез декольте обрамлись собольим, горностаевым, куньим мехом.
Ткани для платья расшивали узорами, дворянское платье украшали фамильными гербами. Рукава закрывали кисть.
Платье роб в переводе с французского — длинное со шлейфом.
От многочисленных войн и болезней умирает более 80% населения.
В моде беременная женщина. Женщины на живот поверх платья накладывают босы — небольшие простеганные подушки.
Они имеют еще одно назначение — платье в талии приподнято и одним изящным движением руки удобнее подобрать низ платья, нежели подбирать его со всех сторон.
Сверху надевали сюрко, которое становится коротким, типа душегреи, заканчивающимся на бедрах.
Сюрко выполнялось с большими проймами, через которые просматривалась вся фигура.
Церковь называла эти проймы не иначе, как адские окна. У сюрко спинка могла быть удлиненной, т. е. со шлейфом.
В моде плащ, застегивающийся впереди на пуговицы. Часто женщины носили плащи, закрепленные на плечах.
Одежда Средневековья: что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья
Пятый век в Европе ознаменовался падением Римской империи и новым укладом жизни. Произошел раскол общества, образовались крепостные и феодалы. Культура пребывала в упадке, а главным фактором стала земля и права на нее.
Крестовые походы, начавшиеся в XI веке, способствовали появлению новых торговых путей и развитию различных ремесел. Все это дало толчок образованию новых городов и формированию городской культуры. Что носили в Средневековье? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.
Основные характеристики средневекового костюма
Костюм эпохи Средневековья отражал социальный статус человека, принадлежность его к определенной прослойке общества, сословию.
Во время раннего Средневековья ткани производились в поместьях феодалов из льна, шерсти, иногда в них добавляли пеньку. Богатые феодалы могли себе позволить шелковые наряды, приобретенные у заморских купцов.
Цвет средневековой одежды являлся некой символикой. Так, к примеру, красные одеяния надевали палачи. Желтых оттенков в одежде старались избегать, поскольку они считались цветами ненависти и измены. Черный олицетворял не только скорбь и потерю близкого человека, но и вечность. Белый цвет был связан с чистотой тела и души, невинностью, а также добродетелью. Голубой являлся цветом нежности, а золотой считался символом энергии Бога и Святого Духа.
Большую популярность у знати приобрел зеленый цвет, который связывали с воплощением райских садов, а также считали символом надежды.
Отличия костюма бедных и богатых
Фасоны средневекового периода не отличались каким-либо разнообразием, покрой платьев и костюмов богатых и бедных представителей этой эпохи различался лишь используемыми тканями. Но богатые феодалы и знать всячески старались выделиться, используя при этом расшитые драгоценными камнями пояса, дорогие благородные ткани и иные украшения.
Богатые жители Средневековья носили яркие наряды, тогда как одежда бедных состояла из костюмов в серых, черных или коричневых тонах. Края костюмов богатых обрамлялись декоративной каймой, эта кайма зачастую оформлялась пластинами из драгоценных металлов и камней. Вся одежда богатых людей Средневековья была украшена разнообразными орнаментами, отделана мехом.
Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья
Как одевались девушки в Средневековье? В раннюю средневековую эпоху представительницам прекрасной половины человечества запрещалось демонстрировать свою красоту, поэтому женская одежда представляла собой свободные костюмы, под которыми не было видно очертаний тела. Волосы женщины полностью убирали под чепчик, а на лице не должно было быть никакой краски.
Кроме того, красивой считалась та представительница прекрасного пола, которая имела вытянутое лицо, высокий лоб и смиренный взгляд. В те годы многие женщины для того, чтобы лицо казалось вытянутым, сбривали волосы возле лба, а также брови. Наличие выступающей груди считалось признаком женщин из народа, а аристократкам полагалось быть худыми и совершенно плоскими.
Женский наряд раннего Средневековья
Одежда Средневековья женская характеризуется прямыми линиями и простым покроем. У женщин были полностью закрыты руки, ноги, шея и грудь. Влияние церкви просматривалось и в фасонах одежды, которые совершенно скрывали все очертания фигуры. В это время женщины носили далматику и покрывала.
Эти туники выглядели как трапеции, которые расширялась к низу, а верхняя часть прихватывалась поясом. Линия талии верхней туники была завышена.
Верхней одеждой представительниц прекрасной половины человечества в эту эпоху был удлиненный плащ, скроенный в форме полукруга.
Мужская одежда раннего Средневековья
В этот период мужчины также облачались в две туники (камизу и котт). Камиза изготавливалась из цельнокроенной ткани и имела удлиненные рукава, а туника котт производилась из дорогих материалов и имела более короткие рукава или вообще не имела таковых, она всегда подпоясывалась.
В начале Средневековья мужчины носили короткие рубашки, туники, а в середине девятого века в моду вошли длинные туники, почти до земли. Короткие туники оставались прерогативой лишь юношей и простолюдинов.
В качестве верхней одежды мужчины в эпоху Средневековья также использовали полукруглый плащ, который имел застежку на правом плече.
Изменения в женском костюме в романский период
В двенадцатом веке тунику сюрко стали драпировать в области живота, особенно это касалось нарядов беременных женщин, поскольку в эпоху войн и разгула болезней Европа катастрофически нуждалась в пополнении населения и беременные удостаивались особого почета.
Верхнее платье стало более узким, облегающим талию, оно имело шнуровку в виде лент по бокам или на спине. А вот юбка стала расширяться благодаря вшиваемым клиньям, которые образовывали красивые широкие складки. Это платье имело длинные рукава, зачастую доходившие до земли, а вот пояс утратил свою первоначальную роль и стал исключительно декоративным элементом, который теперь располагался на бедрах.
Верхней женской одеждой Средневековья все так же оставались плащи-мантии, которые теперь имели яркие расцветки. Внутренняя сторона такого плаща подбивалась контрастной тканью, а в холодное время – мехом.
Женщины облачались только в длинные платья (блио), закрывающие все тело, от шеи до самого низа. Поверх блио надевался узкий жилет, который и выступал элементом украшения, и способствовал поддержанию груди. Жилет украшала вышивка и отделка галуном.
Костюм рыцаря
Основой костюма средневекового рыцаря являлась кольчуга, которая надевалась сверху кафтана из войлока. Кольчуга состояла из тесно сплетенных стальных колец. Перчатки и чулки рыцаря также делались из стальных колец.
Чтобы защититься от солнца и непогоды, рыцари надевали поверх кольчуги сюрко. Меч и щит были неотъемлемыми частями рыцарского костюма, благодаря которым рыцарь мог отражать удары в бою. Голову защитника венчал круглый шлем.
Снаружи щита был изображен герб владельца, это могло быть животное или мистический персонаж. В конце двенадцатого века на щиты стали наносить феодальные гербы, которые затем становились фамильными.
Также неизменным атрибутом рыцаря была его борода, она была разделена на несколько прядей, которые иногда были обвиты золотым шнурком.
Мода Средневековья: готический период
В этот период появились первые общепринятые течения моды, придерживаться которых должны были все представители европейской знати. Готическая эпоха ознаменовалась расцветом бургундской моды, которая диктовала особые правила:
Церковь на законодательном уровне разделила костюмы на женские и мужские. При этом никому не разрешалось носить костюм представителей противоположного пола.
Теперь в аристократических кругах головной убор не являлся обязательным атрибутом костюма. А вот простолюдинки должны были убирать свои волосы, оставить можно было лишь небольшую прядь, оформленную возле лба в виде завитка или колечка.
Стоит отметить, что в готический период одежда шилась с учетом особенностей фигуры каждого человека. Все костюмы облегали фигуру, подчеркивали преимущества силуэта.
Женский готический костюм
Талия женского костюма в эту эпоху все так же оставалась завышенной, но появилось внушительное декольте. Полностью открытое декольте не допускалось, оно задрапировывалось дорогой тканью, в большинстве случаев прозрачной.
В это время самым популярным материалом для женских платьев стала парча, которую украшали нити из золота или серебра, разнообразные вышивки, жемчуг и драгоценные камни.
В наряде ценилась богатая отделка драгоценными камнями и мехами, а также использование золотых украшений (колокольчиков, бубенчиков). Аристократкам можно было иметь шлейф, однако его длина была четко определена: чем большее значение, статус женщина имела в обществе, тем длиннее был шлейф ее платья.
Разновидности платьев готического периода
Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.
В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.
Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.
Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.
Головные уборы
Зачастую головной убор женщинам заменяла замысловато повязанная вуаль или покрывало из легкой ткани, которое скрывало прическу. Способ повязки покрывала указывал на настроение его обладательницы: если оно прикрывало лицо, то женщина находилась в печали, а если располагалось только на голове, то она имела хорошее расположение духа.
Мужской костюм в период готики
Готический период ознаменовался появлением в мужском гардеробе штанов-шоссов, которые представляли собой своего рода чулки, по отдельности пристегивающиеся к специальному поясу. Такие штаны плотно облегали ноги, а спереди имели своеобразный гульфик в виде кусочка ткани, тоже прикрепляемый булавками или тесемками.
В более позднем готическом периоде гардероб мужчин пополняется жакетом, который представлял собой укороченный вид одежды с подчеркнуто узкой талией и расходящимся от нее подобием пышной юбки. Рукава жакета были с прорезями для рук и ниспадающими концами.
Какую одежду надевали в средневековой Руси?
Одежда средневековой Руси для знатных особ была такая же, как и у европейских аристократов. Мужчины же из народа облачались в льняные рубахи и штаны из грубого полотна – порты. По краям рубаха украшалась разнообразными орнаментами и изображением символов-оберегов, а подпоясывалась она шнурком, а в праздничные дни – расписным поясом.
Женщины облачались в простые длинные платья и сарафаны прямого кроя из таких же грубых тканей, а под низ надевалась длинная льняная рубаха. Замужние женщины поверх платьев надевали паневу, представляющую собой юбку из нескольких отрезов ткани, подол которой был щедро декорирован.
Капюшон вместо кошелька, туника с «адскими окнами», туфли «на ходулях» и другие диковинки средневековой моды
Если вдруг какая-то фантастическая машина времени перенесла бы нас в эпоху европейского средневековья, поверьте, мы бы немало удивились тому, как выглядели люди. Богатые и нищие, они узнавали о статусе друг друга по одеждам. Всемогущая церковь, пугающая бедных крестьян карой небесной, твердила лишь одно: роскошь, меха, драгоценные камни – привилегия аристократов, господ с «голубой кровью». Простой же человек довольствовался малым, носил простые вещи из натуральных тканей и бил поклоны всемогущему и суровому Господу, надеясь хотя бы на том свете примерить дорогие наряды, в которых щеголяла гордая знать, хотя, даже мысли о богатстве и славе тогда считались греховными, что не мешало власть имущим придумывать модные новинки, усыпанные жемчугами и шикарными соболями. Впрочем, каких бы простолюдинов или господ мы не увидели, наверняка бы открыли рот от изумления: мода прошлого была щедра на чудачества.
Поэтому сегодня я расскажу вам о некоторых «изюминках» из прошлого, когда палачи рубили головы направо и налево, помои выливали прямо на улицу, а жители Флоренции могли бы составить конкуренцию современным циркачам.
Но обо всем по порядку. Так, в ранний романский период, до 12-го столетия, в моде не было понятия о нательном белье как интимной части гардероба. Никому и в голову бы не пришло, что исподнее нужно было прятать от посторонних глаз, а показываться в длинной нижней рубахе женщина могла только перед мужем. Напротив, верхний слой одежды не скрывал нижние слои, а сквозь разрезы можно было полюбоваться исподними мужскими штанами или женской рубахой. Воротник и рукава которой украшали искусной ручной вышивкой. Да-да, мужские кальсоны, согревающие в холода, появились именно тогда. Они напоминали широкие штаны, «брэ» (ведь главное – это свобода движений), а позднее – нечто вроде узких чулок. Исподнюю рубашку называли камизой.
Средневековые дамы были столь изобретательны, что подарили нам пращуров нынешних бюстгальтеров! Дабы их женские достоинства не колыхались под одеждами, они придумали привязывать к камизе мешочки из полотна. Такие кармашки поддерживали грудь и крепились ленточками или шнурами. Верхний слой одежды, туника, именуемая «котт», тоже менялась, зависимая от капризов моды, то обретала рукава, то снова превращалась в модель удлиненного жилета.
Женщины не ограничивались только коттом, который считался чем-то вроде нижней сорочки. Поверху надевали еще одно платье, «сюрко». Модель поражала воображение очень широкими и длинными рукавами. В 12-м столетии модницы придумали знаменитую шнуровку (дабы утянуться поплотнее и выглядеть фигуристыми богинями). Рукавами почти касались земли. И, наконец, завершал аутфит средневекового человека, будь то мужчина или дама, просторный плащ. В начале – укороченный, полусолнцем, а потом уже и удлиненный.
Позднее появилась коротенькая куртка с довольно узкими рукавами, этакий мужской кафтан – «пурпуэн». Одежда богачей должна были издалека буквально кричать о том, что идет господин. Поэтому в ход шли невероятно длинные рукава, богато декорированные.
Пурпуэн сменился жакетом, а женский котт мог похвастаться целой коллекцией всевозможных рукавов. У знатных и привилегированных дам появилась новая модная фишка – так называемое «королевское сюрко». Проймы верхнего платья были столь велики, что сквозь них были видны не только рукава, но и талия нижнего котта. Особенно популярен был пурпурный цвет. Поэтому такие гигантские проймы, как у открытого сарафана, стали называть «адскими окнами».
Чего только не носили на голове представители сильного пола: в толпе пестрели длинные и высокие шапки без каких-либо полей, шляпы с очень широкой тульей или остроконечные, напоминающие башни, береты знати всевозможных расцветок с шикарной меховой окантовкой.
Народ же ограничивался капюшоном, который стал популярным как у вельмож, так и у простых ремесленников. Городские дамы выходили на улицу в «рогатом» капюшоне или в конусообразной шляпе, непременно высокой, с наброшенной вуалью.
Ну а мужской капюшон – «шаперон», стал хвостатым. «Кэ», или удлиненный хвост, служил для практических целей. Вы думаете, в Средневековье пришивали потайные карманы или мешочки для денег? Вовсе нет: монеты и прочие ценные вещицы хранились в тонком и длинном хвосте. Ну а что, удобно, не потеряются! Вот только как их оттуда извлечь? Дело непростое.
Вообще, ранняя заря европейской культуры славилась определенными фетишами удлиненных деталей. И узкими хвостами наделялись не только головные уборы, но и туфли с башмаками. Причем, острые и максимально длинные мыски обуви были особым знаком высшего сословия. Чем длиннее носок – тем выше статус вельможи. Носить сверхдлинные диковинные башмаки, напоминающие нам о сказочных персонажах, простолюдин, конечно же, не мог.
А вот граждане Флоренции перещеголяли всех обувщиков средневековой Европы. Они придумали не очень-то удобную колодку – туфли на огромной танкетке. Чем выше поднималась подошва госпожи, тем выше был ее социальный статус. Представьте себе, что размеры этаких туфель «на ходулях» нередко достигал 60 сантиметров.
Да уж, вот что значит по-настоящему «смотреть свысока»! Любые каблуки 21-го века таким высокопоставленным дамам и в подметки не годятся. Но чем выше взлетишь, тем больнее падать. Поэтому к 15-му веку платформы-«скалы» значительно укоротили, и правильно сделали.
Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
История европейского костюма. Костюм Средневековья. Период готики (XIII-XV вв.).
В XIII-XV вв. феодализм в Европе вступил в следующую стадию развития. После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком; появились новые торговые пути; оживилась жизнь городов и стали бурно развиваться ремесла. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей, — европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.
В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль — готический. Он сильно отличается от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели характерны легкие, устремленные вверх, изящные формы.
Ремесленники объединились по профессиям, и возникли ремесленные цеха. В профессиональные цеха объединяются и портные, одежда теперь изготовляется по индивидуальным заказам знатных людей.
Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал и силуэт костюма этого периода. Особенностью средневекового костюма стало подражание рыцарским латам.
К XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом — растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода».
В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.
Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.
Изготовление одежды перешло в мужские руки. Портновское искусство совершенствуется. Портные объединяются в профессиональные цеха, которые шьют одежду по заказам знати.
Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры, идеалы которой отразились на женской и мужской моде.
Во время крестовых походов тоска по родине и воспоминания о доме придавали образам далеких женщин те «неземные» черты, которые во многом определили культ Прекрасной Дамы.
Отношения между мужчиной и женщиной, сложившиеся под влиянием этого культа, стали первым публичным признанием за женщиной человеческих прав, первой значительной данью уважения. Это новое отношение к женщине распространилось по всей Европе и оказало большое влияние на положение женщины в обществе.
В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность, а в отношениях между мужчиной и женщиной — духовная близость и идеализация любимого человека.
Kульт Прекрасной Дамы пробуждал в мужчинах нежность и возвышенные черты натуры. Выработалась мягкая, любезная манера держаться; новое, уважительное отношение к слабому полу. Женщина, образованная, утонченная, полная достоинств, изящная, поэтически настроенная, стала повелевать.
Рыцарь служил ей, совершая подвиги в ее честь. Женщине принадлежало право последнего слова в решении поединков, она венчала победителя на турнирах, и рыцарь добивался права выступать в честь избранной дамы. С возникновением культа Прекрасной Дамы изменились и критерии мужских достоинств.
Идеалом был уже не храбрый боец, одетый в грубые военные штаны и шкуры, а изнеженный молодой человек с грациозной стройной фигурой, безбородым лицом, длинными завитыми волосами, украшенными цветами, и одетый подобно. женщине! Тот, кто «служил» избранной даме, носил ее любимый цвет. Самым модным «мужским» цветом эпохи был желтый цвет.
Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти.
В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка, изящна.
В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу.
Когда у нарамника сшили бока, он превратился в «сюрко» — одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Существовало четыре основных вида сюрко: с длинными рукавами, с полудлинными, с откидными и безрукавное. Сюрко с капюшоном носили монахи.
Обязательной частью костюма герольда или пажа был короткий плащ «табар». У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам.
В XIII в. окончательно сформировывается «гербовая одежда» — ми-парти. Ее носили феодалы, их вассалы и слуги. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов. Гораздо позже из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства. К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию.
В XIV в. возникает верхняя одежда — «упленд» — с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.
Мужчины носили плотно облегающую куртку с ватной подкладкой на груди, спине, плечах, туфли с узкими носами. Так же вошли в моду узкие штаны и жакеты, сшитые из разноцветных кусков ткани. Некоторые символизируют свое значение: синий – верность, зеленый – влюбленность. Иногда левый рукав делался шире правого. Каждый носил то, что ему нравилось.
Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины.
В XIII в. были заложены основы кроя, что повлияло на изменение форм женского костюма. Теперь уже фасон не зависел от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка.
В костюме впервые появились вшивные рукава. Поначалу они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем.
По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.
Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.
С XIII в. у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф.
Особенно разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам.
В XIV в. юбка отделилась от лифа и появилась возможность создать клёш. Возникли новые формы женского костюма.
Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Женщины приобрели особую осанку: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук.
К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду знаменитое «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта.
В XIV-XV вв. сюрко стало парадной королевской одеждой. Постепенно сюрко укорачивалось и приобрело форму душегреи.
Верхней одеждой как знатных дам, так и простолюдинок был нарамник — длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника.
В XIV в. у знатных дам в качестве одежды для торжественных случаев появился женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.
Костюмы из синего и зеленого материала шили редко. Эти цвета были символами любви: зеленый — влюбленности, синий — верности. Повседневные платья изготавливали главным образом из материй серого, черного и фиолетового цветов. В парадных платьях преобладал красный либо белый цвет. Очень популярен был и черный цвет, особенно если платье шилось из бархата. Из бархата шили и придворную одежду. Модным был также и серый цвет в сочетании с черным и фиолетовым. Зато желтый и коричневый цвета символизировали грусть; зеленый (помимо влюбленности) — торжественность события, и т.д
Броские одежды той эпохи шили из парчи, сукна, дорогого бархата, атласа и обильно украшали мехами. Любопытно, что именно меха, а не золото и драгоценные камни, считались самой красивой отделкой костюма и ценились больше всего. Среди золотых украшений часто встречались бубенчики и колокольчики.
Стремясь подчеркнуть женственность, плечи и грудь обнажают, благодаря высокой шнуровке талии грудь приподнимается и сильно выступает вперед, вырез сужается, но становится глубже, опускаясь до талии, и приобретает треугольную форму. Только требования благопристойности заставляют знатных дам все-таки «закрывать» смелый вырез вставкой из прозрачной вышитой ткани.
Появление декольте в одежде отчасти объясняется протестом против учения церкви о греховности тела. Во многих городах Франции и Фландрии католические монахи устраивали публичные сожжения прозрачных вставок в декольте, укоряя знатных женщин в ношении «этих соблазнов сатаны». (Кстати, к этому времени относится первое упоминание об использовании дамами некоего подобия бюстгальтера в виде специальных «сумочек» в нательных рубашках, куда они вкладывали грудь.)
Несколько укороченная спереди женская юбка сзади имела шлейф. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщин в обществе: чем знатнее была дама — тем длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 метра 95 сантиметров, герцогини и принцессы — 3 метра 60 сантиметров и т.д., но не менее 45 сантиметров.
Церковь активно боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами».
Костюм рыцаря.
До начала крестовых походов (конец XI в.) во Франции и Германии воины-рыцари облачались в чешуйчатые панцири или панцири из колец. Железные чешуйки нашивали на доходящую до колен верхнюю одежду из кожи или ткани таким образом, чтобы они перекрывали друг друга внахлест, как черепица на кровле, металлические же кольца пришивались одно к другому. Подобные панцири защищали также ноги, руки и голову до подбородка.
В XII в. появилась кольчуга — тонкие железные кольца стали вплетать одно в другое и склепывать так, чтобы они образовывали плотную, эластичную сетку. У кольчуги были закрытые рукава и доходящие до ступней кольчужные чулки; сверху она наподобие капюшона закрывала плечи, затылок и голову, оставляя открытой лишь верхнюю часть лица.
В то время популярны были два вида шлемов: круглый шлем с застежкой, плотно прилегающий к голове, и остроконечный шлем. Спереди они снабжались вертикальной полоской из металла типа «наносника», защищавшей лицо.
Шлем видоизменился. Теперь это- цилиндрический «шлем-горшок» с двумя смотровыми щелями, который надевали поверх кольчужного капюшона. Такой шлем прикрывал всю голову, но был очень неудобен — сидел неплотно и служил недостаточной защитой в сражениях с пехотой и легкой кавалерией.
В основном из-за этого его чаще всего использовали во время «поединков любви», то есть на рыцарских турнирах, где он благополучно дожил до XIV в.
Защитное снаряжение оставалось почти неизменным до XIV в.
Кольчуга стала короче, ее усилили: сначала коваными железными пластинами на плечах, потом дисками на локтях и под мышками, затем полосками для защиты рук сзади. Помимо этого, добавились железные перчатки и обувь. Прежний высокий шлем превращается в плоский колпак со смотровой щелью или высоким поднимающимся забралом. Порой рыцарские шлемы имели самые невероятные формы и немыслимые украшения.
Мужские причёски и головные уборы.
У мужчин, особенно молодых, стали модными пышные кудри. Такая прическа придавала костюму еще большую женственность.
Длинную бороду носили только пожилые люди и крестьяне.
Простолюдины носили челки и коротко остриженные волосы.
Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.
В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, — «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.
Не чурались мужчины и головных повязок из парчи («трессуар»), металлических обручей с цветами.
Но чаще всего мужчины носили «шаперон». Этот сложный драпированный убор возник из капюшона раннего средневековья, постепенно увеличиваясь в размерах. В XIII в. к нему приделали «хвост» («кэ»), в котором хранили мелкие ценные предметы. Концы шаперона — «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи. В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан, и украшать перьями, укладывая на голове наподобие петушиного гребня.
Женские причёски и головные уборы.
Женская прическа в позднее средневековье несколько изменилась. Девушки стали укладывать косы над ушами в так называемый «бараний рог». Уши при этом были закрыты, а шея открыта. Иногда девушки носили и распущенные волосы.
Замужние женщины носили завитыe волосы, ниспадавшие на плечи пышными локонами. Завивка производилась при помощи горячих щипцов или разогретых специальных палочек.
Общение с Востоком в результате крестовых походов привело к широкому распространению косметики, употреблению различных душистых эссенций и окраске волос во все цвета, кроме рыжего. Рыжие волосы воспринимались как проклятье, и людей с рыжими волосами считали порождением дьявола.
Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы над лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали
Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди, а его концы завязывались на голове. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.
В XIII-XIV вв. в моду у горожанок вошел женский головной убор из полотна — «омюсс». Это своеобразный капюшон с разрезом впереди, концы которого завязывались вокруг шеи. Позже омюсс превратился в чепец.
Женщины всех сословий носили «горж» — головной убор в виде трубы, расширенной книзу, с разрезом сзади. Модницы щеголяли в высокой шляпе «туре», которую изготовляли из фетра.
Конец средневековья (14 век) означал большую свободу в выборе. Не так уж редко богатые заимствовали головные уборы у бедных, бывало и наоборот.
Капюшон, например, был частью простонародного плаща, потом стал самостоятельным убором крестьян и горожан, приобрел свисающий до пояса башлык и оплечье, часто украшенный бубенчиками и зубцами, и в 13-14 веке входит в моду у знати. Иногда капюшон пришивали к плащу. Если конец (шлык) капюшона был длинным, то его завязывали узлом.
Типичное модное убранство женской головы в готическую эпоху: тюрбан с покрывалом, волосы или свободно распущены (справа) или придерживаются сеточкой.
Высота эннена зависела от степени знатности женщины. Так, принцессы носили эннены метровой высоты, придворные дамы — до 50—60 см. В то же время диаметр эннена диктовался модой, мог быть большим и очень малым. При входе в помещение дама в эннене приседала. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми, надевали шляпы в виде «сахарных голов». Эннен продержался в моде Европы около ста лет, и этот феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его.
Но самым изысканным женским головным убором во всех странах Европы считались тонкие прозрачные вуали, производством которых славился Реймс (Франция).
В средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи. Ожерелья могли быть сплетенными из круглого золотого прута, с золотыми розетками и драгоценными подвесками.
Модными украшениями, которые женщины носили поверх платков, стали обручи с круглыми щитками над ушами — «темплетами». Дамы украшали свои головные уборы вышивкой золотом и жемчужными нитями, окружавшими виски.
Первыми удлинили носки своей обуви рыцари. Этой модой рыцари подчеркивали непричастность к труду и свое военное ремесло, но разбогатевшие бюргеры тоже удлинили вслед за знатью свою обувь, так что в результате этого соревнования к середине XIV в. носки у обуви вытянулись настолько, что иногда стали достигать в длину 50-70 сантиметров! В удлиненный носок таких туфель набивали паклю, а иногда, чтобы он не мешал ходить, подвязывали его к стопе у подъема или под коленом.
Мода на длинноносую обувь быстро охватила все европейские страны. А щеголи прикрепляли на кончик носка колокольчик или погремушку. Цвет обуви тщательно подбирали к нарядной одежде. Знать украшала обувь вышивками и драгоценными камнями.
Мода на остроносые пулены полностью исчезла к 1500 году.
В средние века были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.
Простые горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — ботт.
Как одевались в 14 веке.
https://youtu.be/Ibj7GsfsCpI
Как одевались дамы в 14 веке.
https://youtu.be/4weXjYPMPAA
Как одевались средневековые дамы
https://youtu.be/tUsZQobX3Uw
500 лет средневековой моды
https://youtu.be/ZjsL6QTSW5I
Как одевался крестьянин в 14 веке.
https://youtu.be/RNAMbRt5eI8
Как одевались мужчины в позднее средневековье
https://youtu.be/IYYWjbA1fnI
Как одевались воины в 14 веке.
https://youtu.be/zGl_UXc9HIE
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ «ЛАЙФХАКИ» МАКИЯЖА
ПОЧЕМУ ВЫ НИКОГДА НЕ ЗАХОТЕЛИ БЫ СТАТЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПРИНЦЕССОЙ?