Почему в россии социальные процессы проявились позже чем в странах европы
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Депутат сейма Ковальский: россияне шантажируют Польшу, останавливая работу газопровода «Ямал — Европа»
Интервью с депутатом Янушем Ковальским (Janusz Kowalski).
wPolityce.pl: Россия под предлогом отсутствия соответствующих заявок, приостановила транзит газа по газопроводу «Ямал — Европа» в Германию. Следует ли считать это давлением, нацеленным на скорейшее завершение процесса сертификации «Северного потока — 2»? Есть ли другие причины, какое-то второе дно?
Януш Ковальский: Кремль начинает долгосрочную операцию по удержанию и сохранению российских сфер влияния в Восточно-Центральной Европе, в первую очередь в Польше. 31 декабря 2022 года заканчивается действия «контракта столетия», Ямальского договора. Полагаю, россияне готовятся приступить к энергетическому шантажу Польши, как в 2009-2010 годах, чтобы заставить нас через 12 месяцев подписать средне- или долгосрочный договор. Отличие только в том, что он будет, скорее всего, касаться покупки газа из «Северного потока», то есть поставок сырья не с восточного направления, через Белоруссию, а с западного.
— Можем ли мы использовать в критический период, то есть до конца 2022 года, другие источники поставок и покрыть таким образом внутренний спрос?
— Ситуация критическая. В марте 2020 года я продвигал реформу европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, а на саммите в июле 2020 года предостерегал, что если ее не провести, возникнут серьезные проблемы. Тогда средняя цена тонны СО2 составляла 23-25 долларов, она снизилась из-за пандемии. Это был идеальный момент для перехода в наступление. К сожалению, мы его не увидели, а спустя полтора года, как я и предсказывал, тема реформирования этой системы оказалась в центре польской политики в энергетической сфере.
Точно так же я уже год обращаю внимание на угрозу с Востока, связанную с усилением зависимости от российского газа в результате внедрения ошибочных решений в рамках «Зеленой сделки». Я знаю, что говорю: я возглавлял Польский нефтегазовый концерн (PGNiG), у меня большой опыт. В 2016 году я создал группу из юристов и экспертов, которая отсудила у «Газпрома» 6 миллиардов долларов, мы также, помогая польскому государству, запустили в Суде ЕС разбирательство по вопросу газопровода OPAL, и в сентябре 2019 года Польша добилась победы.
Следует осознать, что будущее польского проекта по диверсификации источников поставок оказалось под вопросом. «Балтик пайп» не сможет полностью заменить нам поставки с востока, возникнет сильное искушение закупать газ на восточном направлении. К такому решению будет дополнительно подталкивать специфика инфраструктуры, служащей для распределения газа внутри страны. Российский газ у нас на юге, на западе, на востоке, всюду. Единственный объект, который позволяет нам покупать газ иного происхождения — это СПГ-терминал. К сожалению, угроза становится все более реальной.
Контекст
iRozhlas: «Ямал» не работает, ну и что? Найдем другие трассы для газа
«Газпром» прекратил поставки газа по магистрали Ямал — Европа
Interia: в Польше попросили «Газпром» снизить цену на газ
Россияне будут упорно стремиться создать кризисную ситуацию и обратиться к шантажу. Полагаю, нас ждет повторение событий 2009 и 2010 годов, только с большим размахом. Российская сторона постарается довести дело до переговоров на международном уровне, в которых Польшу загонят в угол, поскольку в некоторые ее регионы будет невозможно поставить какой-либо газ кроме российского. К сожалению, мы сами действовали неверно. Одна из основных стратегических ошибок заключалась в отказе от строительства нового блока угольной электростанции в Остроленке и переводе проекта на газ. Когда его запустят, увеличатся риски согласиться на зависимость от российского газа.
— Как отразится энергетический шантаж на простых поляках?
Дороже всего стоит газ, которого нет, как было в 2009-2010 годах. Если у нас возникнет дефицит в размере 0,5-1 или 1,5 миллиардов кубометров газа, это, конечно, отразится на отдельных отраслях промышленности. Промышленные предприятия пострадают от ограничения поставок первыми. Многое будет зависеть от реализации проекта «Балтик пайп». Газопровод еще не наполнен сырьем с северного направления, договоров на газ из Норвегии нет. В этом плане тоже появляются угрозы и встают вопросы.
Я так упорно защищаю польский уголь и нашу независимость именно для того, чтобы для таких интервью не возникало поводов. Если мы сейчас переведем польскую экономику с угля на газ, как того требует Энергетическая стратегия на период до 2040 года («Солидарная Польша», которую я представляю, принципиально не согласна с ее содержанием), через 20 лет наша потребность в голубом топливе составит уже не 20, а 40 миллиардов кубометров. Количество проблем, связанных с поставками, многократно возрастет. В нашем регионе «номером 1» выступает «Газпром», а «номером 2» — его союзница, Германия, которая участвует в проекте «Северный поток». Она тоже воспользуется ситуацией.
Есть еще одна идея, на опасность которой следует указать. Ее много лет продвигает партия «Гражданская платформа», о ней открыто рассказывает Дональд Туск, за что я его критиковал, о ней говорит председатель Еврокомиссии фон дер Ляйен. Речь идет о совместных закупках газа в рамках ЕС, которые якобы позволят обеспечить энергетическую безопасность. Польше ни в коем случае нельзя на них соглашаться.
О чем идет речь? Германия, руководствуясь собственными интересами, хочет лишить Польшу и другие страны возможности самостоятельно формировать свой газовый пакет, чтобы под видом европейского газа продать им полный объем сырья из «Северного потока».
Дональд Туск открыто выступает за совместные закупки, то есть он хочет, чтобы Польша оказалась зависимой от газа из «Северного потока», утратила энергетический суверенитет, возможность выбирать поставщиков. Думаю, давление будут оказывать с двух направлений. С одной стороны, Россия постарается использовать наши инфраструктурные проблемы и проводить политику, способствующую газовому шантажу. С другой стороны, Германия (самостоятельно и при посредничестве Еврокомиссии) будет склонять нас согласиться на совместные закупки газа.
В эту ловушку попадать нельзя. Я продолжаю верить в здравомыслие, в то, что мы откажемся от концепции наращивания зависимости Польши от газа, который сейчас в Европе стал невероятно дорогим как раз из-за Путина. В Азии, в США цены на него в несколько раз ниже. Перевод польской экономики на газ, который всегда будет обходиться польским клиентам дороже, чем немецким, несет в себе множество рисков.
— Германия сама загоняет себя в ловушку, ведь если «Газпром», владеющий там хранилищами, смог играть на повышение цен сейчас, он тем более станет обращаться к такому приему в будущем.
Когда мы в 2015 году одержали победу на выборах, никому не приходило в голову, что Польше следует отказываться от угля и наращивать зависимость от газа, например, российского. Это абсолютно неприемлемо. Следующий год станет ключевым. Сейчас реализуется слишком много газовых инвестиций, что, к сожалению, служит усилению давления и ослабляет нашу переговорную позицию. Евросоюзу в рамках зеленой политики требуется все больше газа, а это создает для нас угрозы, поскольку мы не имеем собственной инфраструктуры. Строительство «Балтик пайп» продолжается, второго СПГ-терминала, плавучей регазификационной установки в Гданьском заливе, у нас пока нет. Мы просто ходим по лезвию ножа, и лучше осознать это сейчас, чем тогда, когда станет слишком поздно. Стратегическое мышление заключается в том, чтобы смотреть вперед не на месяцы, а на годы. И, к сожалению, о чем я хочу предупредить: мы движемся в направлении опасного сценария.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Глава МИД Германии Анналена Бербок: «Вместе с США воздействовать на Россию, чтобы она прекратила»
Отрывок из интервью министра иностранных дел ФРГ Анналены Бербок
ZEIT: Ваши первые дни на посту министра прошли под знаком жесткого противостояния с авторитарными державами. Вы выслали русских дипломатов и вызвали в МИД посла России, так как немецкий суд установил, что Россия совершила акт государственного терроризма в центре Берлина. Россия угрожает Украине войсками. Но насколько глубоко испорчены сегодня наши отношения с Россией, насколько велика опасность возникновения войны?
Анналена Бербок: Каким бы критическим ни было положение на украинско-российской границе, но Россия — это часть нашего европейского дома. Европа состоит не только из ЕС, но и из Совета Европы, в который входят 47 государств, в том числе Россия. Именно поэтому нам нужно сделать всё, чтобы предотвратить возникновение еще одного военного конфликта.
— Как можно разрешить этот кризис?
— Этот кризис можно разрешить только общими усилиями и дипломатическим путем. Поэтому я позвонила российскому министру иностранных дел Лаврову и сказала ему, что нам нужно опять начать переговоры в рамках нормандского формата…
— …в котором участвуют Германия и Франция вместе с Россией и Украиной…
— Именно. Но перед лицом опасности военной эскалации мы должны использовать и возможности в рамках НАТО, например, Совет Россия — НАТО, который вот уже несколько лет как заморожен.
Контекст
«От Бисмарка до Анналены»: читатели Welt в ужасе от деградации МИД Германии (Welt)
Читатели Zeit о новой главе МИД Германии: ей нечего противопоставить Лаврову
— Как протекал ваш первый разговор с Сергеем Лавровым?
— Это был шанс возобновить переговорный процесс, хотя по многим пунктам у нас прямо противоположные позиции. По моему мнению, основа сильной внешней политики такова: не избегать проблемных тем, но и не обрушиваться на противную сторону с громогласными тирадами, а воспринимать мир, каков он есть, и действовать на этой основе.
— Нормандский формат и Совет Россия — НАТО уже давно не работают, потому что Россия не проявляет к ним интереса и предпочитает использовать другие политические средства.
— Дипломатия сродни большому спорту, тут тоже нужны выдержка и упорство. Нельзя позволить противнику своими ударами навязать тебе смену концепции. Нужно постоянно пытаться продолжать разговаривать, а особенно в таких напряженных ситуациях, как нынешняя. Одновременно с этим для меня важно четко демонстрировать, какие ценности мы защищаем как либеральная демократия.
— Поэтому вы послали своего государственного министра Тобиаса Линднера в прошлую пятницу на Украину?
— Да, я его послала. В этой напряженной обстановке мы хотим четко показать, с кем мы солидарны, поэтому он и поехал в Киев. Я сама поговорила по телефону с украинским министром иностранных дел. Суверенитет Украины и нерушимость границ в Европе имеют прямое отношение к немецкой внешней политике. На нас, немцах, в силу нашего прошлого лежит особая ответственность.
— Дальнейшее обострение военной обстановки не будет способствовать укреплению безопасности Украины. Поэтому я настаиваю на необходимости вернуться за стол переговоров. Самым весомым вкладом в безопасность Украины, который мы можем внести, будет создание такой ситуации, при которой европейцы вместе с США воздействуют на Россию, чтобы она прекратила свои угрожающие воинственные действия на границе.
— Германия может сигнализировать российскому президенту Владимиру Путину, что газопровод «Северный поток — 2» не будет запущен, если Россия продолжит угрожать Украине. Вы сказали однажды, что в деле с «Северным потоком — 2» остаются открытыми некоторые «вопросы безопасности». Канцлер Шольц объявил сертификацию газопровода лишь «экономическим вопросом, затрагивающим частный бизнес», который не может решаться «политическими средствами». У правительства нет общей позиции по этому вопросу?
— То есть был подан ясный сигнал, что газ по трубе не пойдет, если обстановка на украинской границе не разрядится?
— Ситуация такова, как я ее только что описала.
— Нужно ли в случае российского вторжения на Украину отреагировать персональными санкциями в отношении людей из близкого окружения Путина? Или отключением России от международной платежной системы?
— Я приложу все силы, чтобы дальнейшей эскалации не было. Поэтому в рамках G7 мы ясно дали понять, что Россию ожидают крупномасштабные экономические и дипломатические последствия, если дело дойдет до нападения на Украину.
— Кризис в германо-российских отношениях выходит за рамки этого конфликта. Часто можно услышать, что нам необходима «новая восточная политика». Вам эта тема близка?
— Да. Однако нельзя просто так перенести практиковавшиеся 50 лет назад методы на международные отношения в глобализированном и в высшей степени взаимосвязанном мире. Мы живем в мире, в котором, к счастью, нет конфронтации блоков, но существует схватка между авторитарными силами и либеральными демократиями. На это Европа должна найти свой собственный, суверенный ответ.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Дума: США из-за Украины оказались в «стратегической ловушке» и будут вынуждены пойти на уступки
Похоже, 2022 год будет богат на международные события и встречи лидеров, но вряд ли можно рассчитывать на что-то большее. Слишком рано говорить о каких бы то ни было кардинальных сдвигах в нынешнем международном порядке. США, хотя и переживают закат карьеры, по-прежнему остаются одним из основных актеров на мировой сцене. С другой стороны, на горизонте виднеется изменение в геополитической линии Вашингтона — возвращение к подходу 70-х, но с другим полюсом.
В 70-х администрация США выступила с инициативой разморозить отношения с Китаем; ее целью было изолировать Советский Союз после идеологического раскола в отношениях Москвы и Пекина.
Кажется, сейчас аналогичная ситуация, только полюс не Китай, а Россия. США возвращаются к той же схеме, потому что на международной арене у них остается все меньше ходов, а стремление сохранить мировую гегемонию оказывается неосуществимым.
Молниеносная реакция президента США на онлайн-встречу Владимира Путина и Си Цзиньпина демонстрирует неприкрытый геополитический дискомфорт от укрепления союза Москвы и Пекина: для США и Запада он может обернуться неожиданными серьезными неприятностями. Вот почему Вашингтон будет стараться препятствовать стратегическому партнерству России и Китая — для него это единственный логичный ход. Сразу после объявления Байдена о новой встрече с Путиным некоторые международные наблюдатели заявили, что президент США готов пойти на уступки. По-моему, они ошибаются. Скорее всего, США будет пытаться «выиграть время», но непонятно, кто и что от этого выиграет.
В 2022 году мы станем свидетелями новых «отрезвляющих» российско-китайских стратегических инициатив. Один из возможных вариантов — углубление экономического сотрудничества, а также проведение военно-морских учений по всей Восточной Азии. Китай уверенно движется вперед, однако его возможное вторжение на Тайвань будет ошибкой; роль Японии уменьшается; альянс AUCUS по-прежнему вызывает вопросы.
В Южной Азии произойдут геополитические изменения: экономические отношения Китая и Индии ждет ускоренное развитие, а Россия и Индия будут активно сотрудничать в сфере обороны. Это, очевидно, еще больше стеснит США и окончательно сорвет план возобновления транстихоокеанского сотрудничества. Постепенное возрождение Афганистана будет продолжаться, хотя и более медленными темпами, чем ожидалось. Вьетнам будет расширять военно-техническое сотрудничество с Россией. В целом развитие Восточной и Южной Азии будет идти по восходящей.
Контекст
TAC: НАТО обостряет отношения с Россией. Некуда миллиарды девать
The Week: США не смогут остановить российское вторжение. И вот почему
Россия выдвинула НАТО ультиматум: или переговоры, или война (Хуаньцю шибао)
На Ближнем Востоке будет относительно спокойно, пока арабские страны и Россия, чья роль в регионе растет, будут проводить политику ограничения США. Израиль будет стремиться сохранить полученные территории. В двух словах: регион будет укреплять свое прогрессивное региональное объединение, роль стратегического треугольника Россия-Иран-Китай будет расти.
Европейская часть Евразии может стать театром быстрых военных действий. Украина — вот уже несколько лет «яблоко раздора» между Россией и США.
Москва против членства Украины в НАТО — а также Молдовы, Грузии и стран Центральной Азии, ведь США хотят разместить ракетные комплексы в ряде стран-членах альянса. С другой стороны, экономическая ситуация на Украине более чем драматична, а нехватка угля и природного газа предвещает полное замедление роста экономики страны, а вместе с тем и масштабный кризис. При этом Украина не собирается выполнять Минские договоренности, а президент Владимир Зеленский и правительство отказываются каким-либо образом заниматься насущными проблемами страны. СМИ пестрят анонсами совершенно безумных инициатив, будто соревнующихся в безответственности и бессмысленности. На фоне этого Украина нашла прекрасное лобби в лице ЕС и ЕК.
Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что ЕС и ЕК играют роль американских сателлитов в заранее проигранной игре. Европа вступает в очередной глубокий кризис, но почему-то не осознает этого. Ее высокопоставленные чиновники — плутократы, своими действиями рубящие сук, на котором сидят. Приведу пример: за последнюю неделю Европа израсходовала четверть своих запасов природного газа, а его цена постоянно растет. По мнению некоторых экспертов, к концу января 2022 года запасы природного газа в Европе будут полностью исчерпаны. При этом «Газпром», основной поставщик газа в Европу, сообщает, что его доходы в этом году выросли почти вдвое и в настоящее время оцениваются более чем в 4 миллиарда долларов. Доходы всех газовых компаний России за 10 месяцев 2021 года составляют 6,2 миллиарда долларов. Тем временем по всей Европе открыто говорят об энергетической бедности, хотя настоящий газовый кризис еще впереди. И несмотря на всю эту безысходность Европа выкрикивает угрозы и оскорбления в адрес России. Да, очевидно, есть нерешенные вопросы, но чего угрожать, раз остался ни с чем?
Новые антироссийские санкции, которые сейчас все обсуждают, — очередная бездарная инициатива. Европа почему-то не понимает, что в руках России и природный газ, и полный спектр полезных ископаемых, которые так ей нужны. Придет время, и люди восстанут против этой политики, ведь последствия лягут именно на их плечи.
Что касается Украины и США, они оказались в «стратегической ловушке», и вот почему:
— возможное устранение военного присутствия станет для Америки еще одним крупным международным провалом;
— в случае боевых действий ни одно из украинских оружий не сможет остановить российскую армию;
— США будут вынуждены пойти на существенные уступки, если они не хотят одновременно противостоять и России, и Китаю.
У Украины есть соблазн спровоцировать военное наступление и провокации в Донецке и Луганске. Если она это сделает, ее ждет контратака с возможными побочными эффектами. Обе области имеют большое значение для России: их географическое положение дает Москве возможность усилить присутствие и инфраструктуру в Азовском море, а также лучше защитить Крымский полуостров и помешать милитаристским инициативам Украины.
Несмотря на всю сложность проблемы, Украина должна уяснить, что, если и дальше будет себя так вести, она прекратит свое существование как государство. Выкристаллизовалось мнение, что никто не встанет на ее защиту и что она обречена, если продолжит следовать по заданному курсу.
У России есть еще один вариант действий: она может сформировать зону «стратегической стабильности», включающую Донецк, Луганск, Запорожье, Херсон и Крым. По данным за 2001 год, в Запорожье и Херсонской области проживает более 370 тысяч русских. Геостратегические преимущества этой области более чем очевидны. Пока такой вариант кажется утопичным, но в долгосрочной перспективе это вполне возможно.
Основные катализаторы формирования этой стратегической зоны:
— сейсмические политические и социальные потрясения в Соединенных Штатах, лишающие страну статуса мирового жандарма;
— «стратегия непрямых действий», сделавшая существование НАТО абсолютно бессмысленным;
— еще большее закрепление позиций России и Китая на международной арене и становление Индии субстратом полицентрической модели мира.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Страна: Россия оставляет за собой право на военный ответ Западу
Прошло три дня с тех пор, как Россия опубликовала свои предложения к американцам по вопросам стратегической стабильности.
Многие их уже окрестили ультиматумом. Кремль требует не только не расширять НАТО на восток (как ранее анонсировали в РФ), но и вывести угрожающие России вооружения и силы из стран Восточной Европы — как тех, которые уже состоят в Альянсе, так и Украины. А также юридически закрепить обязательства больше их там не размещать. В противном случае Москва оставляет за собой право на военный ответ — не уточняя, что имеется в виду.
Ситуация экстраординарная еще и потому, что Кремль сделал свои предложения полностью публичными. Вынуждая оппонентов столь же публично принять эти условия или отказаться. То есть кулуарно договариваться с Западом Россия уже не хочет, что говорит о высочайшей степени недоверия.
Из Европы и Америки уже начала поступать первая реакция, которая дает представление о процессах, идущих в стане союзников по НАТО. Параллельно Москва повышает ставки, наращивая жесткую риторику и требуя ответа быстрее. «Страна» разобралась, что сейчас происходит с «ультиматумом» России к США.
Что говорят на Западе
«Страна» уже публиковала первые реакции американских СМИ на предложения России. Общий тон был таким: у восточного фланга НАТО они вызовут полное неприятие, остальные же члены Альянса точно готовы будут рассматривать те или иные пункты.
Собственно, так и произошло. Ряд натовских стран — Эстония, Латвия, Литва, Швеция, Дания, Норвегия и Исландия — заявили, что предложения Путина неприемлемы. Нечто подобное традиционно звучит и со стороны чиновников Альянса.
«Мы никогда не пойдем на компромисс ни в отношении безопасности своих союзников, ни в отношении права каждой страны, включая Украину, решать свою собственную судьбу», — озвучил позицию генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Но понятно, что не эти точки зрения будут решающими. Последнее слово — за США и крупнейшими локомотивами Западной Европы. Такими как Германия, Франция и Великобритания.
В Германии новый министр обороны Кристине Ламбрехт заявила, что на этой неделе НАТО начнет внутренние консультации по поводу российских предложений. При этом последовал ряд оговорок, что Москва ничего Альянсу диктовать не может, а в случае вторжения на Украину необходимо вводить санкции.
Правда, в качестве таковых Ламбрехт предложила запретить Путину и его окружению шопиться на Елисейских полях в Париже. Что поставило вопросы о том, насколько адекватно вообще воспринимают в Берлине обстановку — или же там просто троллят саму идею усиления санкций.
Из США заявления звучали более сдержанные. Спикер Белого дома Джен Псаки заявила, что предложения России американцы обсудят со своими союзниками по НАТО, и выразила надежду, что договориться получится.
«Нам удавалось взаимодействовать с Россией по стратегическим вопросам на протяжении десятилетий в самых разных форматах… Нет причин, по которым мы не сможем сделать это в нашем стремлении к уменьшению нестабильности», — сказала Псаки.
Впрочем, политические оппоненты Байдена в США уже требуют отказать России — например, сенатор-республиканец Джим Риш. Правда, он тут же заявил, что отказ Россия воспримет как повод напасть на Украину.
Параллельно в Штатах идут процессы, связанные с «Северным потоком — 2». Американские СМИ пишут, что за санкции против трубопровода может в январе все-таки проголосовать Сенат — якобы такую сделку заключили республиканцы и демократы (республиканцы пообещали разблокировать назначение послов).
Тем не менее российско-американская потенциальная сделка пока не отброшена. Так, уже несколько раз после передачи предложений России созвонились внешнеполитический помощник Путина Юрий Ушаков и советник Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан.
Вашингтон, получивший от Москвы перечень предложений России о договорах по гарантиям безопасности, намерен передать ей свой список беспокойств.
А 20 декабря на брифинге спикер Госдепа США Нед Прайс заявил, что Америка представит России свой список «обеспокоенностей» в ответ на предложения по гарантиям безопасности.
«Как все знают, Россия озвучила свой список беспокойств из-за действий США и НАТО. Мы вместе с европейскими союзниками и партнерами намерены представить свои беспокойства действиями России. Действиями, которые, как мы видим, вредят нашим общим интересам и ценностям», — сказал Прайс.
По его словам, США готовы обсуждать с Россией проблемы безопасности в Европе, но конкретных шагов в этом направлении нет. «Мы ясно сказали, что готовы к дипломатической работе по разным каналам. Но пока сообщить мне не о чем. Россия представила свои беспокойства, у нас есть свои. Когда мы будем иметь дополнительные детали о том, как мы будем это все обсуждать, мы сообщим», — сказал Прайс.
То есть, с одной стороны, американцы не сказали нет и дают понять, что рассматривают предложения всерьез (и даже готовят встречные предложения). С другой — на Западе их многие воспринимают как «дерзость России», судя по тональности НАТО и отдельных его стран. Особенно нервно реагируют в Брюсселе, которому определенно не нравится, что Россия демонстративно договаривается напрямую с американцами. Целый блог по этому поводу написал вчера глава европейской дипломатии Жозепп Боррель.
Главная его мысль — ЕС должен быть полноправным участником этих переговоров. Чего, видимо, пока нет, несмотря на все обещания американцев советоваться с союзниками. Тем не менее, консультации в лагере НАТО идут. Как сообщает издание Financial Times, пока члены Альянса не смогли прийти к единой позиции по предложениям России. При этом прямо ей отказывать не будут и продолжат переговоры для поиска «областей взаимного согласия».
Риторика Москвы обостряется
На фоне этих разноплановых заявлений с Запада — негативных или просто неконкретных — в России начали усиливать нажим. Еще в пятницу замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что российские предложения — «не меню в ресторане», а комплексный документ, из которого нельзя произвольно вычеркивать пункты. Кстати, именно после этих слов проект стали оценивать как «ультиматум», хотя власти РФ от такой формулировки открещиваются.
Но со вчерашнего дня ультимативный характер требований стал проявляться сильнее. Еще один заместитель Лаврова — Александр Грушко — заявил в воскресенье о создании «режима контругроз», если США не пойдут на переговоры по очерченным Россией «красным линиям». «Мы как раз даем понять, что мы готовы разговаривать о том, чтобы военный сценарий или военно-технический сценарий перевести в некий политический процесс, который реально укрепит военную безопасность всех государств на пространстве ОБСЕ, Евроатлантики, Евразии. А если этого не получится, то мы уже обозначили им, тогда мы тоже перейдем в вот этот режим создания контругроз, но тогда будет поздно нас спрашивать, почему мы приняли такие решения, почему мы разместили такие системы», — сказал дипломат. Он сказал, что своими предложениями «мы бросили камень в болото»: «Надо, чтобы задумались, наконец, и европейцы, если они не хотят превратить свой континент в арену вот такого военного противостояния».
20 декабря Москва потребовала срочный ответ Вашингтона на предложения по безопасности. Рябков заявил, что ситуация сейчас сложная, поэтому промедление недопустимо. «Я думаю, они попытаются перевести все это в вялотекущий процесс, а нам это нужно срочно, так как ситуация очень тяжелая, она острая, имеет тенденцию к дальнейшему осложнению. Поэтому мы не можем медлить и готовы сразу приступить к переговорам», — сказал Рябков. По словам дипломата, Москва допускает положительное развитие отношений с США в случае, если Вашингтон пойдет навстречу по предложенным гарантиям безопасности.
Другой представитель МИД РФ — также замглавы ведомства, Андрей Руденко увязал появление «ультиматума» с Украиной. По его словам, Москву озвучить такие предложения побудило «достижение Украиной определенной точки кипения, которая действительно вынуждает к принятию определенных радикальных шагов». При этом дипломат сделал оговорку, что не стал бы выделять Украину как-то особенно в соответствующем контексте. «У нас есть и другие страны, граничащие с Российской Федерацией, где подлетное время для ударных систем составляет 4-5 минут. В Украине таких подлетных расстояний пока нет. Просто наша реакция — это превентивная мера, которая предупреждает о том, что в случае развития определенных сценариев с нашей стороны будут предприняты определенные шаги, о которых мы сейчас не распространяемся и говорим только в общем плане, называя эти вещи военными шагами и военно-техническими решениями», — добавил Руденко.
Контекст
Путин выдвинул ультиматум: у Запада больше нет выхода (The Guardian)
wPolityce: Россия поступила глупо, выдвинув ультиматум НАТО. Или сделала это специально
Руководитель делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов заявил о «военном ответе» Москвы в случае, если НАТО «продолжит наступать на болевые точки». «Все всё прекрасно понимают, наступает в отношениях России и НАТО момент истины. Нельзя постоянно наступать на больные точки России, нужно определяться… Разговор должен быть серьезный, и все в НАТО прекрасно понимают, несмотря на всю силу и мощь, что необходимо предпринимать конкретные политические действия, в противном случае альтернатива — это военно-технический и военный ответы России». Что именно Гаврилов подразумевает под «военным ответом», он не объяснил. Но в таком же роде высказывались и другие российские чиновники. 21 декабря Гаврилов конкретизировал, что Россия ни при каких условиях не допустит размещения инфраструктуры НАТО на Украине и в Грузии. «Лиса больше лазить в курятник не будет, потому что вместо лисодава уже вырос большой волкодав», — сказал он, подразумевая под лисой Запад.
На федеральных каналах заявления звучат гораздо жестче. На ток-шоу и топовые медиаменеджеры обсуждают возвращение ко временам Карибского кризиса, когда СССР и США оказались на грани ядерной войны.
Также довольно часто на российском ТВ в последние дни звучит нарратив, что за спиной России сейчас Китай — чем и объясняется уверенная риторика Москвы в отношении Запада и готовность пойти с ним на полный разрыв отношений.
В ответ на упреки в чрезмерности требований, звучат ответы, что не российские войска и вооружения находятся у границ США, а наоборот. И любой диалог должен начинаться с того, что стороны снимут взаимную военную угрозу.
Сработает ли «ультиматум» России?
По первой реакции Запада на предложения Москвы видно, что приняты в полном объеме они, скорее всего, не будут. И в России наверняка об этом знали. «Русский план» выписан так, чтобы Запад при его реализации открыто отказался от своих геополитических позиций. Чего, скорее всего, не произойдет.
Тогда каких целей добивается российская дипломатия, наращивая жесткую риторику? План видится примерно следующим:
1. В случае готовности американцев и НАТО вести серьезный разговор с Россией — сразу поднять ставки и определить круг вопросов, которые интересуют Москву. Не дав заболтать этот процесс и превратить его в многолетние консультации.
2. Для этого Западу показывают, что нынешние предложения — «момент истины», и, если его упустить, наступят уже необратимые процессы. Какие именно — это как раз говорится максимально неконкретно. Но судя по тому, что заявляется прямо или через государственные СМИ — речь идет:
— о военном решении украинского вопроса, если с территории Украины Россия увидит угрозы, либо Киев попытается наступать в Донбассе.
— о выходе на стратегический союз с Китаем и формирование с ним антизападного блока, по сути нового Варшавского договора.
То есть Россия окончательно выпадет из орбиты влияния Запада, что очень серьезно усилит позиции Китая.
3. В случае отказа Запада, он прозвучит так же публично, как и предложения Москвы. И это будет аргументом для России, чтобы обосновать свои дальнейшие шаги.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.