Почему в казахстане бензин дешевле чем в россии простыми словами
Цены на бензин в России и Казахстане 2021 — почему такая разница?
Россия – топливная держава, и логично ожидать низких цен на бензин. Но в реальности в соседней стране популярная отечественная марка A-95 стоит дешевле, чем в РФ. По этому поводу негодуют автомобилисты России.
Сравнение цен на бензин в Казахстане и России сегодня
в РФ цены на автомобильное топливо растут регулярно. Такая тенденция объясняется множеством факторов: размер акцизов и стоимости за баррель, и все выглядит достаточно логично. Но все доводы Правительства разбиваются о ценники на заправках Казахстана. У соседа, который платит экспортную пошлину, бензин стоит дешевле, чем в стране производителя.
Парадокс, но цены на российский бензин на территории Казахстана, как минимум, в 1,5 раза дешевле, чем в самой Российской Федерации. Как результат, жители Оренбурга и прочих приграничных зон стараются заправлять свой транспорт в казахском Павлограде и других городах соседней республики с ее более приемлемыми ценами на топливо
Сегодня в РК на «дочерних» заправках Газпромнефти А-92 обойдется в 153, 36 тенге, А-95 – в 177,19. В рублях это 26, 49 и 30,65 соответственно. Разница между стоимостью в России очевидна. В стране производителя за А-92 висит ценник 46,4 рубля при продажах в розницу. Любители более качественного топлива платят 50,99 рублей.
Еще немного и российские автомобилисты будут отдавать вдвое больше тех, кто покупает топливо в Казахстане.
Подобная разница в стоимости привела к массовому вывозу дешевого бензина из РК. Но в 2019 году лавочка закрылась путем введения ограничений по литражу. Теперь на одного человека, пересекающего границу, допускается только 20 л топлива. Разницу придется оставить в Казахстане.
Цены на бензин в РК считаются одними из самых низких в мире. Стоимость одного литра в республике колеблется в пределах 40 центов, когда в мире она достигает доллара.
Почему российский бензин в Казахстане такой дешевый – объяснения экспертов
На стоимость топлива влияет множество факторов, некоторые из которых формируются исключительно внутри страны. Если регулировать стоимость нефти достаточно сложно на государственном уровне, то акциз устанавливается Правительством.
И здесь большая разница между Россией и Казахстаном. В РФ акциз делится на классы, тогда как в Казахстане ставка формируется без классового деления.
Но роль в ценообразовании сыграл не только акциз. РК использует модернизированные технологии переработки нефти, что существенно снижает себестоимость топлива. На конечную стоимость влияют и налоги, которые вынуждены платить нефтедобывающие компании и заправки.
В России они существенно выше. При этом в РК нет монополиста и конкуренция на рынке также помогает сдерживать рост цен на бензин и дизель.
АЗС не выгодно торговать в минус, и затраты на налоги и доставку топлива уже закладываются в стоимость последнего. За это, как всегда, вынуждены платить рядовые граждане России. Снижение налогов – один из ключевых способов стабилизировать цены и сделать бензин доступнее.
Но такой шаг приведет к разладу микроэкономики, последствия ощутят на себе все россияне. Налоги от продажи бензина стабильно пополняют государственный бюджет крупными суммами, которые идут на решение других внутригосударственных проблем.
Однако цены на топливо растут настолько стремительно, что езда на личном автомобиле стала затратной даже для жителей столицы. Если такая тенденция сохранится, личный транспорт вновь станет роскошью, а не удобным средством передвижения.
Все обвинения по поводу более высоких цен на топливо в России, нежели в соседней Республике, строятся на том, что в Казахстане реализуется отечественный продукт. Но с 2019 года утверждение потеряло смысл. Благодаря современным технологиям, которые используются для переработки нефти, в РК количество импортного бензина снизилось до нуля.
Сегодня Казахстан не только покрывает рыночную потребность собственным топливом, но и экспортирует излишки.
При этом РК не останавливается на достигнутом и продолжает наращивать потенциал ежемесячно. Средний процент прироста количества топлива – 12. Но даже до модернизации производства соседняя держава закупала у России только 30% от всей массы топлива, реализуемой в стране. Остальные 70% производились внутри Республики.
Несмотря на то, что Россия входит в тройку лидеров по добыче нефти и ее производных – потребительский спрос на бензин внутри страны также достаточно высок. Это также учитывается при формировании ценовой политики. Чем выше спрос – тем больше цифру можно нарисовать на табло. К тому же российским нефтетрейдерам выгоднее торговать на международном рынке.
Там цены растут быстрее, нежели внутри страны. Смена направления приводят к дефициту бензина в России. Последние годы волновое стремление продавать за границу среди нефтетрейдеров случается чаще. И даже демпферный механизм, действующий в стране, не всегда помогает сбалансировать объемы поставок.
Цена на заправках в РК никак не зависят от Российской Федерации. Цены на рынке держатся на одном уровне, по большей части, из-за тех самых излишков. С этим мнением согласен и Нурлан Жумагулов, ГД Союза нефтесервисных компаний Казахстана.
Добиться излишков удалось благодаря законодательству, которое обязует все нефтедобывающие компании РК поставлять топливо на внутренний рынок. Даже если компания является иностранной, для реализации в стране они обязаны следовать букве закона.
Как бы там ни было, но вопросы ценообразования на топливо в бывшей союзной республике Казахстан никак не зависят от Российской Федерации. Решающую роль здесь играют объемы горючего, а точнее, его излишки, которые и задают текущие тенденции
Прогнозы цен на бензин в России на второе полугодие 2021 года
Рост ценника на бензин – одна из проблем страны, которая непосредственно затрагивает большинство жителей. Каждая новость об очередном повышении встречается шквалом негатива со стороны автомобилистов. Они и без того вынуждены закладывать в месячный бюджет приличную сумму на «питание» для машины.
В первом полугодии 2021 года ценник на топливо вырос в очередной раз. Средняя стоимость изменилась на 4,3%, при инфляции в 3,77 %. Тенденция роста закрепится до конца года, но цифры будут изменяться в умеренном темпе. Государству удалось немного стабилизировать ситуацию, приблизившись к постепенному росту, который лишь немного выше инфляции.
С 1 мая 2021 года в стране был запущен новый демпферный механизм, который должен сделать поставки внутри страны выгоднее, нежели за рубеж, даже при большой разницу в цене. Были увеличены выплаты заводам по переработке нефти, которые продолжат торговать внутри страны даже при высоких ценах на топливную жидкость за границей.
Уже в июне новая формула дала свои результаты. Запас бензина в стране вырос в несколько раз, что помогает удерживать цифры на АЗС на приемлемом уровне. Если обновленный механизм продолжит показывать такие результаты, темпы роста стоимости горючего замедлятся как минимум до конца года.
Дефицит исчезнет, так как бесконтрольный экспорт топлива завершится, а значит оптовые цены на внутреннем рынке стабилизируются.
Дополнительные затраты снимутся с плеч обычного потребителя. АЗС смогут зарабатывать без многочисленных наценок на сырье, чтобы выйти в плюс после заправочной деятельности исключительно в пределах РФ.
Несмотря на положительные прогнозы, есть и другой фактор, влияющий на ценообразование. Резкий скачок курса рубля в сторону снижения приведет к очередному повышению цен.
Цены на горючее формируются исходя из многочисленных факторов, и предугадать тенденцию каждого из них достаточно сложно. Но акциз и налоги, установленные внутри государства, играют не последнюю роль в выборе цифр на табло АЗС. Силу их влияния можно увидеть по разнице в стоимости бензина в РФ и Казахстане.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Новое в блогах
Почему российский бензин в Казахстане стоит почти вдвое дешевле, чем в России?
Предпринимаемые властями время от времени попытки выборочно «замораживать» рвущиеся вверх цены, в частности, на топливо и продукты питания, каждый раз терпят фиаско. И хотя правительство пытается удерживать от подорожания сменяющих друг друга лидеров многолетней инфляционной гонки, все у нас непрерывно дорожает. Можно сказать, что усилиями наших доморощенных реформаторов «невидимая рука рынка» вот уже почти 30 лет показывает нам вполне осязаемую фигу. Как пояснил недавно на «Прямой линии» президент страны, виноват в подорожании различной продукции мировой рынок, частью которого мы теперь являемся. Из пояснений следовало, что если, допустим, цены в странах Евросоюза на их продукцию растут, то по курсу обмена евро или доллара на рубль они должны расти и у нас. Однако непонятно, почему, допустим, морковку, повсеместно выращиваемую в России, или бензин, который вырабатывают в России из нефти, добываемой тоже в России, должны продавать нам по заморским ценам? Казалось бы, если нефть и бензин российские компании в немалых объемах экспортируют в страны Евросоюза, то согласно упомянутому пояснению они должны навязывать Европе свои цены на эти виды продукции. Однако тот же российский бензин у нас продают по надуманным мировым ценам.
Нечто похожее должно было бы наблюдаться и в странах Евразийского экономического союза. На его единой таможенной территории создан как бы общий рынок, активными «игроками» которого являются Казахстан и Россия. Но в Казахстане, где местные компании также добывают нефть и производят из нее бензин, российские нефтяные компании продают там свой бензин на АЗС, как минимум, в 1,5 раза дешевле, чем в России. Поэтому жители и предприятия, к примеру, Оренбурга и прочих приграничных российских территорий стремятся заправлять автомобили в казахстанском Павлограде и других близких к границе местах соседней республики. Почему же так происходит?
Дело в том, что в Казахстане власти рыночными способами вынуждают производителей поддерживать цены на бензин одними из самых низких в мире. Для этого правительство республики нормативно-правовыми и организационными мерами существенно ограничило нефтяным компаниям возможности злоупотреблять своим коллективным монопольным положением на топливном рынке страны.
Во-первых, в Казахстане установлены обязательные для всех компаний значительные доли продаж на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов относительно их добычи и производства. В частности, для бензина разных марок это около 70%, что обеспечивает немалый его запас в стране и способствует конкуренции на внутреннем рынке. Присутствие в Казахстане российских нефтяных компаний вынуждает их придерживаться местных условий, что ограничивает им цены и усиливает конкуренцию на топливном рынке.
Во-вторых, в республике к 2020 году модернизировали нефтеперерабатывающие заводы, что позволило снизить себестоимость производимых топлив и увеличить их производство. Это усилило конкуренцию на рынке, почти полностью позволило отказаться от импорта бензина и дизельного топлива и увеличить их экспорт.
В-третьих, в республике существенно снижена доля налогов в цене продуктов нефтепереработки, что позволило увеличить рентабельность производства и конкурентоспособность продукции.
В России все правительства с завидным упорством десятилетиями имитируют бурную деятельность на ниве ценообразования, в частности, на рынках нефти и топлива, пытаясь директивно, точечным «замораживанием» цен сдерживать их рост. При этом власти одновременно повышают налоги, а Центробанк в нарушение Конституции РФ девальвирует рубль, нарушая его устойчивость, чем увеличивает ценовую инфляцию. Якобы для борьбы с инфляцией ЦБ повышает ключевую ставку, что провоцирует дополнительное увеличение цен. Одновременно правительство и его, так называемая, Федеральная антимонопольная служба – ФАС вместо подачи команды «фас» для блокирования действий нефтяных компаний, злоупотребляющих своим коллективным монопольным положением на рынке углеводородного сырья и топлив, способствуют иными командами их подорожанию.
В апреле этого года в продолжение многолетнего «сизифова труда» по снижению цен глава правительства поручил своему заместителю по энергетике совместно с министром энергетики подготовить нормативный акт о временном запрете экспорта отдельных видов нефтепродуктов. Причина – из-за дефицита на внутреннем рынке они вновь значительно подорожали. В подписанном протоколе было сказано, что в случае необходимости правительство включит бензин в перечень товаров, «существенно важных для внутреннего рынка, в отношении которых в исключительных (?!) случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта». Перечень составили еще в 2007 году, когда наблюдался значительный рост цен на зерно, молочную продукцию, растительные масла и другие продукты питания, но, однако, их подорожание все эти годы «успешно» продолжалось.
Вскоре после упомянутого поручения чиновники Минэнерго опубликовали проект нормативного акта, которым предложили запретить на три месяца экспорт бензина, не указав начало запрета. Видимо, таким образом они намеревались заставить нефтяные компании, которые владеют в стране почти всеми НПЗ, увеличить поставки производимого бензина на внутренний рынок и снижать его цены. Однако из данных об объемах производства и экспорта следовало, что в интересах российских потребителей экономически целесообразно было сократить экспорт бензина и одновременно ввести квоты на экспорт нефти с увеличением объема ее переработки и реализации внутри страны.
Прошло еще три месяца. Бензин в отсутствие каких-либо конструктивных мер по наведению порядка на внутреннем рынке продолжал дорожать. По данным Росстата, розничные цены на бензины всех марок к концу июля 2021 года в среднем по стране возросли до 48,44 рублей за литр, в частности, стоимость бензина АИ-98 достигла 56,72 рубля, хотя в 2000 г. средняя цена составляла… 7 рублей. Сейчас средняя розничная цена бензина на автозаправках примерно в 2,5 раза превышает среднюю оптовую цену у его производителей.
За длящимися вот уже почти 30 лет безуспешными попытками властей стабилизировать цены на топливо и продукты питания кроются то ли чьи-то меркантильные интересы, то ли просто чья-то экономическая безграмотность. Казалось бы, в ценообразовании при производстве и реализации нефтепродуктов правительство России могло бы воспользоваться опытом Казахстана и навести для начала порядок с налогообложением в нефтяной отрасли. Однако нерыночных и неграмотных решений в этом деле, которые в конечном итоге оборачивались нараставшим вымогательством налоговых сумм у населения, принято немало.
Причины происходящего до безобразия просты. Власти создали такие экономические условия, при которых российскую нефть оказалось выгодней вывозить за рубеж, чем производить из нее различные топлива и потреблять их внутри страны в интересах отечественной экономики. Пока нефть дорожала и росли ее экспортные поставки, правительство увеличивало на нее экспортную пошлину, чтобы заполучать больше доходов в бюджет и валюты. Как известно, экспортную пошлину выплачивает зарубежный покупатель. Но когда спрос снизился, и цены на нефть упали, экспортная выручка с пошлиной тоже рухнули. Тогда, чтобы поддержать конкурентоспособность за рубежом подешевевшей российской нефти, правительство решило поэтапно ликвидировать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, заменив их акцизами. Попросту говоря, искусственно, за счет российских потребителей, было решено для иностранных покупателей понизить цены на нефть и нефтепродукты, директивно увеличив их рыночную стоимость внутри страны.
Все издержки при производстве и реализации продукции вместе с налогами включаются в ее цену. Но промышленная продукция сама по себе никому не нужна, если она не востребована в производстве потребительских товаров и услуг. Поэтому все упомянутые издержки концентрируются в цене потребительских товаров и услуг, которые оплачивает в конечном итоге население из своего дохода, и они возвращаются изготовителям продукции.
Стараясь как-то скомпенсировать потери от падения спроса и цен на нефть за рубежом, а также от спровоцированной Центробанком нарастающей девальвации рубля, оптовые и розничные продавцы бензина повышали на него цены внутри страны. В то же время правительство продолжало увеличивать акцизный сбор за перерабатываемую нефть, а нефтяники закладывали возраставший акциз в стоимость топлива. Такая «борьба» с подорожанием была абсурдной. Тем не менее, власти ее продолжали. С 1 января 2018 г. возрос также НДС, а в мае того же года произошел в стране еще один скачок нефтяных цен, что привело к новому росту стоимости бензина. Розничные цены на бензин продолжали расти, и сейчас, как отмечалось, в среднем по Российской Федерации они превышают среднюю цену у его производителей в 2,5 раза!
После значительного в 2018 году подорожания топлива, спровоцированного неумным налоговым, валютным и административным регулированием, правительство договорилось с нефтяными компаниями об очередной «заморозке» внутренних оптовых цен. Но нефтяникам невыгодно поставлять нефть и нефтепродукты на российский рынок по фиксированной стоимости в девальвированных рублях, так как экспортные цены превышали внутренние. Поэтому с 1 января 2019 года правительство, в дополнение к «налоговому маневру», стало возмещать (. ) компаниям недополученные доходы при поставках нефти и топлива на внутренний рынок. Если цены на нефть и горючее внутри страны в валютном эквиваленте оказываются ниже экспортных, нефтяники получают денежную компенсацию из федерального бюджета. Если же внутренние цены превышают экспортные, то компании отчисляют в казну соответствующую часть своей прибыли. Но это правило правительство почему-то не распространило на АЗС, принадлежащие малому и среднему бизнесу. Поэтому их владельцы работают на грани рентабельности и при понижении стоимости бензина многие из них могут разориться.
«Демпфер», как аллегорически назвали чиновники эту антирыночную сделку с крупными нефтяными компаниями за счет населения страны, а также малого и среднего бизнеса, позволил лишь ненадолго несколько замедлить подорожание бензина. Поэтому для большего эффекта «демпферные» выплаты компаниям в течение 2021-2023 гг. решили увеличить за счет доходов бюджета до 350 млрд. рублей. При этом почти половину суммы скомпенсируют за счет увеличения нефтяного НДПИ.
Как отмечалось, непрерывное подорожание продукции во многом спровоцировано разрушительным для экономики налогообложением и граничащей с диверсией девальвацией рубля. С 2014 г. рубль в сравнении с долларом «пал» более чем на 200%. Вместе с тем около 90% налога с выручки, ложно именуемого НДС, не попадает в бюджет и включается в рыночную стоимость продукции в качестве доходов ее изготовителей и продавцов. Это ежегодно составляет порядка 30-35 трлн. рублей (. ), которые становятся доходом узаконенного Налоговым кодексом «теневого бизнеса». Чтобы навести порядок в стране с ценообразованием, снизить поборы с населения и предприятий, и увеличить доходы бюджета, предлагалось, как показано в публикации «Честный отъем денег у населения», бизнеса и государства по Налоговому кодексу («Промышленные ведомости» № 5-6, июнь 2021 г.), ликвидировать псевдоНДС, а также нормировать прибыль товаропроизводителей и продавцов продукции с изъятием сверхприбыли в бюджет.
Налог с выручки, ошибочно именуемый НДС, начисляемый в конечном итоге на доход населения страны, в ценах 2019 г. составил оценочно около 40,2 трлн. рублей. Однако в федеральный бюджет поступило лишь 4,481 трлн. рублей или около 11% начисленной суммы. Остальные оценочно 35,7 трлн. рублей в качестве оброка с населения достались множеству субъектов хозяйственной деятельности. Заполучили они эти деньги «на халяву», трансформировав их в свои доходы путем спекулятивного увеличения цен на продукцию и услуги, в том числе благодаря фиктивным договорам на невыполненные работы и возврату псевдоНДС за фиктивный экспорт.
Ликвидация этого налога позволит увеличить доход консолидированного бюджета примерно на 20 трлн. рублей и снизить при этом налоговую нагрузку на население оценочно на 15 трлн., что позволит увеличить его покупательную способность. При этом существенное увеличение доходов консолидированного бюджета позволит ликвидировать часть других налогов, что повысит рентабельность предприятий. В частности, можно будет ликвидировать акцизы на перерабатываемую нефть и бензины, а также налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ. В 2019 г. НДПИ совместно с некоторыми сборами за пользование недрами составил 6,258 трлн. рублей. Взимается он сейчас вместе с налогом с выручки, что приводит к двойному налогообложению за пользование недрами. При ликвидации НДПИ не будут отвлекаться оборотные средства горнодобывающих и нефтегазовых компаний для выплат этого налога. Это позволит снизить цены на природные ресурсы и топливо, что дополнительно уменьшит налоговую нагрузку на население и бизнес. А пока правительство увеличивает поборы с сырьевых добывающих компаний и населения так называемыми «налоговым маневром» и «демпфером».
Дороговизна продукции и услуг во многом обусловлена присвоением предприятиями почти 90% начисляемого псевдоНДС. Эту сумму, как отмечалось, они трансформируют в свой доход за счет спекулятивного увеличения цен разными способами. Чтобы при ликвидации псевдоНДС снизились и стабилизировались цены на продукцию и услуги, потребуется ввести дифференцированное нормирование прибыли товаропроизводителей относительно себестоимости их продукции, и прибыли продавцов – относительно рыночной цены товаропроизводителей. Сверхприбыль будет изыматься в бюджет. Тем самым при стабилизации цен будут также ликвидированы перекупщики продукции и спекулянты.
Ликвидация налога с выручки с увеличением при этом доходов консолидированного бюджета позволила бы не прибегать к увеличению возраста выхода на пенсию, повысить размеры пенсионных выплат, восстановить незаконно ликвидированную индексацию пенсий работающих пенсионеров. Скорректированную систему налогообложения можно было бы использовать в странах Евразийского экономического союза, чтобы выровнять условия хозяйствования на единой таможенной территории. Сейчас Россия несет немалые убытки от такой интеграции. Но при всех выгодах предлагаемых изменений возникают серьезные опасения в возможности их осуществления. Ведь тогда кому-то придется признать, что по их недосмотру или, возможно, умыслу в стране много лет процветает «теневой бизнес», легализованный Налоговым кодексом, что наносит громадный ущерб национальной безопасности.
В мае этого года президент страны поручил правительству «обеспечить… применение долгосрочных рыночных механизмов, гарантирующих предсказуемость цен на товары, насыщение внутреннего рынка качественной продукцией, а также стимулирующих инвестиционную активность организаций, в том числе за счет снижения рисков ведения бизнеса». Отчитаться об исполнении поручения следовало еще до 1 июля. Но как скоро можно будет добиться исполнения того, чего не могли осуществить почти тридцать лет все правительства страны, пока неизвестно. Не повторится ли и в этом случае история с выполнением майских президентских указов 2012 года о национальных проектах, удвоении ВВП и прочих директив?
Почему омское топливо в Казахстане стоит дешевле, чем в Омске?
Прошу прощения за налоговую ставку в 18%. Так же прошу обратить внимание на саму суть ценообразования. Текс копипаста, читал его в прошлом году. Для многих будет интересно.
Среди прочих вопросов, который задают мне читатели, есть тема о том, что бензин в Казахстане, в том числе омский, стоит дешевле, чем у нас. Многих это удивляет, они, соответственно, валят на наши АЗС, мол, когда эти уроды нажрутся уже и т.п.
Основная ставка НДС в России=18%. Ставка НДС в Казахстане = 12%.
Акциз на бензин в РФ в первом полугодии 2018 года = 11213 руб/тонна, на соляру=7655 руб./т
Акциз на импортный бензин в Казахстане в 2018 году=4500 Тг (по курсу это 820 руб), на дизель=540 Тг (по курсу это 100 руб.)
По закону, когда бензин или дизтопливо продаются в другую страну, то экспортер имеет право на возмещение из бюджета НДС, если он является плательщиком НДС и акцизов, если он является плательщиком акцизов. Таким образом, цена топлива для Казахстана и любой другой страны, куда вывозится омский бензин уменьшается. На сколько конкретно?
Предположим, цена бензина в России с НДС = 50000 рублей/тонна. НДС в этой цене в том числе 7627 рублей. Да акциза 11213 рублей. Если бензин продает в Казахстан переработчик или производитель, то и НДС и акциз из стоимости вычитаются, и для покупателя из Казахстана тот же омский бензин стоит уже 50000-7627-11213=31160 рублей.
Да, в Казахстане к этой ввозной цене прибавится казахский акциз и казахский НДС. (31160+820)*1,12=35818 рублей. Ну, пусть транспортировка обойдется в 5% стоимости. Итого 37609 руб.
Таким образом, себестоимость омского бензина в Казахстане будет почти на 13 тыс. рублей за тонну меньше, чем продажная цена в Омске. Исключительно за счет разных налогов в наших странах, а не из-за чьей-то жадности.
С дизелем разница не такая большая получается, но она тоже приличная. Пусть ДТ стоит в РФ 45000 руб/т. НДС 6864 рубля, акциз 7655 руб. На экспорт цена будет 45000-6864-7655=30481 руб.
В КЗ себестоимость ДТ будет (30481+100)*1,12=34251 руб. Накинем 5% на транспорт. Получим. 35964 руб. Почти на 10 тыс. дешевле, чем в РФ. Исключительно за-за налогов. Понятно, что к этой цене прибавится наценка, но итоговая цена на АЗС, очевидно, все равно будет дешевле.
Вот такая вот веселая налоговая арифметика.