Почему упали акции люфтганза
Lufthansa проводит допэмиссию. Что будет с акциями и акционерами?
Акции немецкого авиаперевозчика Lufthansa (LHA) с начала недели выросли более чем на 10%. Все дело в оптимистичных планах руководства и дополнительной эмиссии акций с целью погашения долгов. Давайте разбираться!
Lufthansa объявила о выпуске новых акций для привлечения дополнительного капитала в размере €2,140 млрд. Деньги нужны, чтобы рассчитаться по кредитам, которые компании предоставило немецкое правительство в пандемийном 2020 году.
«Мы всегда озвучивали, что будем пользоваться пакетом помощи столько, сколько будем в нем нуждаться. Мы горды, что теперь можем выполнить свои обещания и вернуть средства быстрее, чем первоначально ожидалось», — заявил глава Lufthansa Карстен Шпор.
Обычно на такие новости акции реагируют очень негативно, но компания организовала эту допэмиссию с максимальной заботой о действующих акционерах. Чтобы защитить акционеров от размытия их доли в капитале компании, размещение новых акций реализовали в соответствии с законом о подписке.
В период с 22 сентября по 5 октября акционеры Lufthansa смогут обменять старые акции на новые в отношении 1:1 по цене в €3,58 за одну акцию. Таким образом, нынешние акционеры смогут приобрести новые акции с дисконтом к текущим ценам, а компания получит деньги и рассчитается с государством.
Впрочем, все, что мы описали, — это лишь теория. На практике же российские инвесторы видят в своих портфелях убыток более чем в 20%. Связано это с тем, что в брокерских приложениях акции отображаются по новой цене без учета допэмиссии.
Пока непонятно, чем закончится вся эта история для клиентов российских брокерских компаний. Сами брокеры в ответ на запросы в поддержку не могут дать вразумительного ответа и обещают разобраться в ситуации в течение ближайших дней.
Мнение аналитиков InvestFuture
Есть опасения, что руководство Lufthansa поспешило с позитивными прогнозами по возвращению бизнеса к допадемийным уровням. Количество случаев заболевания COVID-19 вновь растет, и не исключено, что карантинные ограничения вновь вернутся в нашу жизнь.
Впрочем, стремление компании быстрее покончить с долгами можно только приветствовать, и для акций Lufthansa это явный позитив.
Как вам идея подробно разобрать компанию Lufthansa в рубрике “Распаковка” на нашем канале в Youtube?
Руководитель отдела экономики и финансовых рынков IF Media Антон Жуков, редактор Сергей Глушков
Акции Lufthansa остаются привлекательными для долгосрочных инвестиций
Неосторожное заявление гендиректора Lufthansa стало причиной падения акций компании сегодня до 7,6%. По поводу возникшего спора вокруг программы спасения авиакомпании Карстен Шпор высказался следующим образом: «Мы сможем избежать простоя и банкротства». Крупнейший частный акционер Lufthansa немецкий миллиардер Хайнц Херманн Тиле выступил против госпакета помощи, который предполагает выделение авиакомпании 9 млрд евро со стороны правительства в обмен на долю в капитале. О разногласиях стало известно еще неделей ранее, однако именно сегодня предприниматель намерен лично встретиться с министром экономики Германии и высказать суть своих претензий. По словам гендиректора Шпора, он ожидает совместное решение в четверг, когда пройдут согласование позиций государства с акционерами.
Ранее считалось, что Lufthansa спасена, план одобрен всеми заинтересованными сторонами, и акции на этом фоне в первой половине июня дорожали в пределах 10%. Внезапно возникший конфликт с Тиле, который на данный момент владеет 15,5% (государство претендует на 25%), – привел к тому, что акции авиакомпании откатились к уровням конца мая, потеряв около 20%.
Точная причина разногласий не известна. По сообщениям германской прессы, речь может идти о нежелании ключевого акционера включать в состав совета директоров Lufthansa представителя государства. На наш взгляд, подобные споры обычно находят решение без экстремальных последствий для самой компании. Очевидно, что и государство, и менеджмент, и акционеры заинтересованы в скорейшем перезапуске компании, восстановлении объема в продаж и последующей успешной приватизации государственного пакета ценных бумаг. Однако в ходе реструктуризации могут быть приняты довольно жесткие решения, например, может произойти банкротство малых региональных компаний, входящих в группу Lufthansa. В частности, по такому пути может пойти бельгийская Brussels Airlines, о чем сообщалось на в конце прошлой недели.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Акции Lufthansa: стоит ли покупать сбитого летчика? Показатели, дивиденды, перспективы / Распаковка
Друзья, всем привет! Вы смотрите InvestFuture, и это наша рубрика “Распаковка”. Да-да, наш проект “Распаковка на РБК” успешно завершился, и теперь эта рубрика, которую многие из вас так любят, вернулась домой, на наш Youtube-канал.
Какую же компанию мы сегодня “распакуем”? Недавно у нас на сайте и в телеграм-канале IF Stocks вышел небольшой материал о немецком авиаперевозчике Lufthansa, и в комментариях подписчики горячо поддержали идею сделать подробный разбор этой компании.
Просили? Получите! Герой нашей сегодняшней “Распаковки” — Deutsche Lufthansa!
Введение
Проанализировать перспективы Lufthansa и ее акций сейчас, действительно, очень интересно. Вы прекрасно знаете, что индустрия авиаперевозок сильно пострадала из-за пандемии, и акции авиакомпаний сейчас, конечно, не самые популярные бумаги в портфелях инвесторов.
Но вот совсем недавно акции компании Lufthansa показали резкое движение на новостях о дополнительной эмиссии акций. Смогут ли они теперь оттолкнуться от дна и набрать скорость? Или это просто новостной хайп, который исчезнет так же быстро, как появился?
Давайте вместе разберемся, есть ли у акций Lufthansa фундаментальные основания для роста и могут ли они претендовать на место в портфелях инвесторов.
О компании
Общие факты
Начнем, как обычно, с краткой справки о компании.
Бизнес у Lufthansa вполне понятный — это компания-авиаперевозчик. Флот компании состоит из 268 единиц техники. Он включает суда всех размеров, от небольших самолетов вместительностью 70-90 пассажиров до крупных авиалайнеров на 240 пассажирских мест.
У Lufthansa широкая сеть внутренних и международных направлений авиаперевозок. Компания обслуживает 18 внутренних и 197 международных направлений и работает в 78 странах. Но основной регион бизнеса для нее — это Европа: на долю Lufthansa приходится 9% европейского рынка авиаперевозок. Lufthansa вместе с другими 25-ю авиаперевозчиками входит в авиационный альянс Star Alliance — крупнейшее в мире объединение компаний авиаотрасли.
Впрочем, до пандемии мы с вами еще доберемся, а пока давайте коротко вспомним историю компании — все-таки ей уже без малого сто лет.
История компании
Изначально Deutsche Luft Hansa была создана как государственная национальная авиакомпания Германии. Таковой она и оставалась с 1926 по 1945 год. В 1945 году компания прекратила работу в связи с поражением Германии во Второй мировой войне.
Возрождение Lufthansa началось 6 января 1953 года, когда она, еще не имея разрешения на возобновление полетов, заказала 8 самолетов и основала базу в аэропорту Гамбурга. А уже на следующий год в компании закипела активная работа: Lufthansa закупала самолеты, обучала пилотов и инженеров и разворачивала базу для обслуживания авиапарка. Наконец, в 1955 году Lufthansa получила разрешение на выполнение внутренних и международных рейсов.
Кстати, хотя Lufthansa до 1990-х годов оставалась государственным предприятием, ее акции уже с 1966 года торговались на фондовых биржах Германии.
В конце XX века компания претерпела радикальные изменения. Стремясь превратить Lufthansa в ведущего игрока в мире авиаперевозок, правительство Германии в 1997 году провело ее приватизацию.
После приватизации компания реализовала «план технической подготовки к XXI веку» — внедрила новые сервисы и передовые информационно-технические решения, а также оснастила свой транспортный парк современными авиалайнерами.
В 2017 году акции Lufthansa активно росли и обновляли исторические максимумы на слухах о предстоящем слиянии с компанией Etihad Airways из ОАЭ, но эта сделка так и не состоялась. Также в этот период Lufthansa очень интересовалась покупкой перевозчиков Niki и German Airways. В итоге German Airways ей удалось поглотить, а вот с покупкой Niki не сложилось. Еврокомиссия заблокировала эту сделку, и вскоре после этой новости акции Lufthansa перешли в затяжное падение. Этому падению не помешал даже тот факт, что компания сохраняла высокую активность в сфере слияний и поглощений и после 2017 года (рис. 2).
Помощь была предоставлена на условиях ряда ограничений, установленных Еврокомиссией. Самое главное из них — прекращение выплаты дивидендов. Надо сказать, что всю свою историю Lufthansa выплачивала дивиденды и даже активно их наращивала, так что дивидендная доходность ее акций к апрелю 2020 года превышала 10%. Теперь от выплат пришлось вообще отказаться, и это стало новым ударом для котировок авиаперевозчика (рис. 3).0
Также компании было запрещено выплачивать бонусы топ-менеджерам и приобретать свыше 10% акций в компаниях-конкурентах. Осенью прошлого года акции Lufthansa упали до минимальных с 2003 года уровней.
Еще один источник позитива для акций компании — рост спроса на трансатлантические рейсы. Спрос резко вырос после того, как на прошлой неделе Соединенные Штаты объявили о планах открыть доступ в страну для полностью вакцинированных путешественников из большей части европейских стран. Lufthansa сообщила, что количество бронирований на декабрьские рейсы в США уже достигло докризисного уровня. Компания даже объявила, что запускает дополнительные рейсы в Соединенные Штаты, чтобы удовлетворить этот скачок спроса.
А теперь давайте от прошлого и настоящего компании Lufthansa перейдем к изучению ее бизнеса и прежде всего проанализируем его структуру.
Бизнес и показатели
Суть бизнеса
Lufthansa выделяет в структуре своего бизнеса пять сегментов. Давайте коротко охарактеризуем каждый из них (рис. 5).
Первый сегмент — сетевые авиалинии. В него входят такие дочерние компании, как Lufthansa German Airlines, SWISS, Austrian Airlines и Brussels Airlines.
Следующий сегмент называется Eurowings. К этому сегменту в Lufthansa относятся авиакомпании Eurowings и Eurowings Europe, а также доля в компании SunExpress.
Идем дальше. Сегмент “Логистика”. Он включает логистическую компанию Lufthansa Cargo, компанию Jettainer, специализирующуюся на управлении авиагрузовыми контейнерами, и компанию “Time: matters”, которая специализируется на доставке особо срочных грузов. К этому же сегменту менеджмент Lufthansa относит доходы от доли в капитале грузовой авиакомпании AeroLogic.
Четвертый сегмент бизнеса Lufthansa обозначается аббревиатурой MRO. Не пугайтесь, это всего лишь услуги по техническому обслуживанию и ремонту самолетов. Для оказания таких услуг в составе группы Lufthansa есть отдельная компания — Lufthansa Technik, которая обслуживает гражданские коммерческие самолеты более 800 клиентов по всему миру.
И, наконец, последний сегмент — кейтеринг. Сюда относится широкий спектр продуктов и услуг, связанных с обслуживанием пассажиров во время полетов, включая организацию питания на борту и в залах ожидания.
Теперь от структуры бизнеса мы можем перейти к изучению динамики основных показателей Lufthansa.
Показатели
Начнем с главных операционных показателей. Для авиаперевозчиков это количество перевезенных пассажиров и коэффициент загрузки самолетов.
Пассажиропоток Lufthansa стремительно рос до 2019 года, когда он достиг рекордного уровня в 145,3 млн. Но в 2020 году он, конечно, резко упал из-за закрытия границ большинства стран в связи с пандемией коронавируса. Естественно, коэффициент загрузки самолетов в прошлом году тоже просел и достиг минимума за всю историю компании (рис. 6).
Но понять ситуацию в компании и оценить ее перспективы невозможно без анализа ситуации в секторе. Поэтому давайте этим и займемся.
Ситуация в секторе
Стоит признать, что ни один кризис с начала века не наносил авиаотрасли такого урона, как пандемия коронавируса. Как видно на этом графике, негативное влияние, которое оказали на отрасль теракты 11 сентября, глобальный экономический кризис 2008 года и эпидемия свиного гриппа не идет ни в какое сравнение с влиянием COVID-19 (рис. 8).
Масштаб бедствия поражает. По данным Global Business Travel Association, из-за пандемии почти три четверти компаний во всем мире приостановили внутренние командировки своих сотрудников, а международные поездки отменили и того больше — 93% компаний. Корпоративные заказы на авиаперевозки в прошлом году упали на 85% и остались на том же уровне в этом году, свидетельствует статистика Airlines Reporting Corporation. Это особенно болезненно для авиакомпаний, поскольку обслуживание корпоративных клиентов — самый прибыльный сегмент авиационного бизнеса.
Если говорить о европейском регионе, он в 2020 году пострадал больше всех. В таблице на ваших экранах вы видите ключевые показатели отрасли. Буквами RPK обозначен показатель коммерческих пассажиро-километров, ASK — показатель доступных километромест, а PLF — коэффициент загруженности самолетов (рис. 9).
А на этом графике представлено сравнение текущих прогнозов относительно мирового пассажиропотока с прогнозами, сделанными до пандемии. Вы видите, как много потеряла отрасль, хотя отставание постепенно и сокращается (рис. 10).
Тем не менее, мировая авиаотрасль не теряет оптимизма. Компании планируют постепенно восстанавливать и даже увеличивать свои авиапарки по сравнению с докризисными уровнями (рис. 11).
Стоит отметить, что туристический сектор авиаперевозок восстанавливается более быстрыми темпами, чем корпоративный. Если говорить о сроках восстановления авиаотрасли в целом, то они сильно зависят от темпов вакцинации и формирования коллективного иммунитета у населения планеты, а также от появления и распространения новых штаммов коронавируса.
По мнению McKinsey, если бы пандемия COVID-19 ограничилась распространением одного штамма, то Соединенные Штаты, Канада и многие европейские страны, вероятно, сейчас уже достигли бы коллективного иммунитета (рис. 12).
Но по мере распространения дельта-штамма коронавируса формирование общего коллективного иммунитета отодвигается даже для этих стран. На этом графике видно, насколько дельта-штамм передвинул вверх планку количества вакцинированных, которое необходимо для достижения коллективного иммунитета (рис. 13).
Как вы понимаете, достичь таких высоких уровней вакцинации очень непросто. В этих условиях все более вероятным становится сценарий, что COVID-19 так и не будет полностью побежден, а вместо этого превратится в эндемическое заболевание. Иными словами, станет таким же привычным явлением, как обычный грипп, и внимание к нему уменьшится.
Аналитики McKinsey предполагают, что в Соединенных Штатах и Евросоюзе такое изменение в восприятии коронавируса может произойти уже в четвертом квартале, поскольку там благодаря вакцинации и формированию естественного иммунитета значительно снизится частота тяжелых случаев течения болезни.
Если мировая кампания по вакцинации пройдет успешно, мировой пассажиропоток, по прогнозам, восстановится до предкризисных уровней в 2023 году. Правда, это произойдет в основном за счет восстановления внутренних пассажирских перевозок. При этом международные перевозки, по мнению Airports Council International, будут восстанавливаться более медленно (рис. 14).
Сравнение с конкурентами
И в заключение давайте посмотрим, как выглядит Lufthansa на фоне своих конкурентов.
В мировом масштабе по количеству пассажиров в прошлом году Lufthansa занимала 3 место, уступая Ryanair и EasyJet (рис. 15).
При этом по выручке в европейском регионе компания в прошлом году лидировала (рис. 16).
Что касается мультипликаторов, то они нам сейчас мало помогут: ведущие компании отрасли авиаперевозок в прошлом году работали в убыток (рис. 17).
Выводы
Давайте попытаемся подвести итог всему сказанному и сделать вывод о том, интересны ли акции Lufthansa для включения в долгосрочный инвестиционный портфель.
Мы убедились, что компания Lufthansa сильно пострадала от пандемии COVID-19, но по мере восстановления спроса на авиаперевозки она понемногу возвращает свои позиции. Допэмиссия акций поможет компании снизить долговую нагрузку и уменьшит долю государства в ее капитале.
На наш взгляд, акции Lufthansa могут стать интересной долгосрочной инвестицией, но лишь при условии, что пандемия коронавируса не принесет авиаотрасли новых ограничений и не создаст для нее новых проблем.
Но не забывайте: все сказанное не нужно рассматривать как инвестиционную рекомендацию. Я лишь “распаковываю” активы и высказываю свое мнение, а решение, инвестировать в них или нет, остается за вами!
Deutsche Lufthansa акции
У пташки отросли крылья? С чего вдруг? 🤔
Russia-n-Roul,
Все авиа ракетнули
Может новость какая об открытии границ
У пташки отросли крылья? С чего вдруг? 🤔
у клиентов альфы, покупавших акции по варрантам, сегодня акции наконец-то появились на счету
delpiero,
Акции были куплены на СПБ?
у клиентов альфы, покупавших акции по варрантам, сегодня акции наконец-то появились на счету
у кого-то получается купить акции? ВТБ постоянно заявки отклоняет. Тест прошел).
Вадим Тимашов, обратитесь в поддержку через приложение.
Russia-n-Roul, Спасибо. Попробовал продать ) продать получилось с убытком 40% Купил Deutsche Post
Вадим Тимашов, что, всякая надежда Вас покинула?) А я докупил на средства от варрантов, будь, что будет) Надеюсь на то, что отрасль стратегическая, можно сказать, и когда-нибудь вектор полëта всë же сменится на благоприятный)
у кого-то получается купить акции? ВТБ постоянно заявки отклоняет. Тест прошел).
Вадим Тимашов, обратитесь в поддержку через приложение.
Russia-n-Roul, Спасибо. Попробовал продать ) продать получилось с убытком 40% Купил Deutsche Post
у кого-то получается купить акции? ВТБ постоянно заявки отклоняет. Тест прошел).
Вадим Тимашов, обратитесь в поддержку через приложение.
у кого-то получается купить акции? ВТБ постоянно заявки отклоняет. Тест прошел).
Зачислились деньги за продажу Варантов в ЕВРО.
Перевожу с внебиржи на брокерский
Сделка произошла 29.09.21 в 15:43 по цене 2,58
Вадим Тимашов, а что у Вас за брокер? ВТБ особо не торопится 🤷♂️
Russia-n-Roul, ВТБ Сегодня в приложении все отображается, деньги перевел на обычный счет.
Зачислились деньги за продажу Варантов в ЕВРО.
Перевожу с внебиржи на брокерский
Сделка произошла 29.09.21 в 15:43 по цене 2,58
Вадим Тимашов, а что у Вас за брокер? ВТБ особо не торопится 🤷♂️
Перевод денежных средств, полученных в ВТБ от продажи варрантов, с внебиржевого счета на основной отклонен. Причин не указано. На внебиржевом счете числятся и варранты, и полученные от их продажи (если она в итоге была) денежные средства. Чудеса в решете.
Alexander S, вот так поворот 🤔 И как это комментирует брокер?
Пока никак. Пытаюсь дозвониться
Alexander S, сообщите, если что разведаете, шибко интересно 🧐
В итоге, все ок. Варранты проданы, деньги за них получены. И даже удалось завершить их перевод на основной брокерский счет. ВТБ таки образумился и процесс «компенсации» люфтганзовских игрищ организовал. Хотя, как видно по другим комментариям, в слишком сжатые сроки и без достаточного информирования 🙁
Брокер ВТБ, Варранты Люфтганза
Здесь есть клиенты ВТБ, которые не успели продать свои варранты? Я узнал об этом только в субботу 02.10., а если бы не посмотрел свою электронную почту, то не знал бы до сих пор, что начисляются варранты и их нужно продать до 14.00 ч., 01.10.2021г… Позвонил по горячей линии ВТБ, спросил можно ли мне продать свои варранты, ине сказали, что я не успел по времени и у меня спишут эти варранты и я не получу нткакой компенсации. Я сказал, что в таком случае подам заявление в суд, по поводу денежной компенсации за эти варранты, т.к. я считаю, что меня не проинформировали по этому вопросу, а то как предлагать купить разные облигации, тарифы и пр., менеджеры ВТБ звонят каждый день, а когда Люфтганза выдает денежную компенсацию, то никто не соизволил позвонить. Ребята отпишитесь, есть ли те кто тоже не успел продать свои варранты, наверное нас решили кинуть, а деньги присвоить себе Если нам не начислят деньги на счет после 05.10., то предлагаю подать коллективный иск в суд на брокера ВТБ.
Николай Александрович, я звонил в ВТБ, они сказали что им пофиг куда мы будем обращаться, типа у них везде связи есть. Потом попросили оценить качество обслуживания…
Перевод денежных средств, полученных в ВТБ от продажи варрантов, с внебиржевого счета на основной отклонен. Причин не указано. На внебиржевом счете числятся и варранты, и полученные от их продажи (если она в итоге была) денежные средства. Чудеса в решете.
Alexander S, вот так поворот 🤔 И как это комментирует брокер?
Пока никак. Пытаюсь дозвониться
Перевод денежных средств, полученных в ВТБ от продажи варрантов, с внебиржевого счета на основной отклонен. Причин не указано. На внебиржевом счете числятся и варранты, и полученные от их продажи (если она в итоге была) денежные средства. Чудеса в решете.
Дозвонился. Сказали, что пока так и должно отображаться. Сама сделка еще не произошла, так как денежные средства не поступили от контрагента. И точных сроков их поступления нет, так как рынок внебиржевой. Но планируется в ближайшие дни (не знаю, что это значит). Поручение на перевод на основной счет нужно будет выполнить только после того, как варранты исчезнут со счета и останутся только денежные средства.
Как-то так…
Перевод денежных средств, полученных в ВТБ от продажи варрантов, с внебиржевого счета на основной отклонен. Причин не указано. На внебиржевом счете числятся и варранты, и полученные от их продажи (если она в итоге была) денежные средства. Чудеса в решете.
Alexander S, вот так поворот 🤔 И как это комментирует брокер?
Пока никак. Пытаюсь дозвониться
Зачислились деньги за продажу Варантов в ЕВРО.
Перевожу с внебиржи на брокерский
Сделка произошла 29.09.21 в 15:43 по цене 2,58