Почему унитарных государств больше чем федеративных государств
Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство
Политическое устройство современных государств выстроено в рамках двух основных моделей — унитарной и федеративной. Какова специфика каждой из них? Как формировалась система государственного управления в РФ? Почему опыт выстраивания федеративной модели может кардинально различаться в разных странах?
Федерация как форма устройства государства
Что такое федеративное государство? В нем реализованы принципы федерализма, которые предопределяют ряд отличий системы политического управления, сформировавшейся в стране, от унитарной модели. Каковы эти принципы? Исходя из каких признаков федеральная модель государственного устройства существенно отличается от унитарной? Попробуем выстроить рассуждение, выделяя общие моменты для федеральной и унитарной моделей, и специфические признаки, характерные для каждой из них.
Федерация и унитарное государство: велика ли разница?
Распространено мнение, что унитарное и федеративное государство — две полярные политические модели, принципиально различные, едва ли не антагонистические. Это не совсем так. Дело в том, что один из признаков, характерных, казалось бы, только для федеративного государства, — административное деление на независимые политические единицы — соблюдается в странах, традиционно считающихся унитарными. Так, например, во Франции и Японии есть, соответственно, департаменты и префектуры, которые, как считают некоторые эксперты, обладают едва ли не большей политической самостоятельностью, чем, например, субъекты Российской Федерации.
В чистом виде унитарных (без деления на административные территории) государств сейчас немного. Так или иначе, некоторая политическая локализация на уровне провинций, префектур, муниципалитетов присутствует в большинстве унитарных стран. И в этом, скорее, их схожесть с федеративными.
Имитация федерации?
Таким образом, структура политического устройства страны не может считаться фактором ее однозначного отнесения к какой-либо конкретной модели. Более того, есть радикальная точка зрения, согласно которой большинство государств, которые причисляют себя к федеративным, на деле создают лишь видимость принадлежности к странам, система государственного устройства которых имеет классические признаки федерации (далее мы их рассмотрим). Делается это, собственно, с политической целью. Одно из самых успешных федеративных государств мира — США.
В свою очередь, многие страны считают необходимым тем или иным образом приобщиться к американской модели, поделив свою территорию на штаты и прописав в конституции соответствующий статус каждого из них. На деле же соответствующие политические единицы остаются очень зависимыми от центра.
Вместе с тем, если брать классические признаки федерализма, то можно увидеть, что государство, выстроенное в рамках соответствующей модели, будет сильно отличаться от унитарного. То есть разница между двумя рассматриваемыми видами при фактическом (а не только юридическом) присутствии в политической системе страны ключевых элементов федерализма будет прослеживаться значительная.
Признаки федерации
Каковы ключевые признаки, которыми обладает федеративное государство? Деление страны на административные единицы, как мы уже сказали выше, не в счет, даже если их назвать штатами, а в конституции страны прописать, что государственная модель — федерация.
Один из ключевых признаков соответствующей формы устройства страны — это функционирование органов власти, неподотчетных в ключевых вопросах развития каким-либо вышестоящим структурам. Субъекты федеративного государства обладают, как правило, выраженной независимостью от столицы в аспекте ключевых вопросов, связанных с развитием экономики, социума, государственной и муниципальной политики.
При этом фактическое наполнение свободы действий административных единиц, составляющих федерацию, зависит от содержания правовых актов о разграничении полномочий между федеральными органами власти и теми, что функционируют на уровне регионов. В политических системах некоторых стран субъекты имеют очень большую независимость, например штаты в США. В Америке такое явление, как федеральная программа (если под ней понимать некую масштабную инициативу, затрагивающую интересы всех граждан), встречается достаточно редко. Отсутствуют многие привычные для РФ законы, обязательные к исполнению на всей территории страны, например Трудовой и Гражданский кодексы. Вместо них в США есть сборники актов в рамках одной отрасли права.
В свою очередь, несмотря на то что РФ — федеративное государство, существует большое количество примеров, когда те или иные программы, инициативы и приоритеты, определяемые на федеральном уровне, подлежали реализации на уровне российских регионов. Это, в свою очередь, предполагало некоторую подотчетность действий субъектов перед центром. В России есть обязательные для исполнения на территории всей страны Трудовой и Гражданский кодексы.
Другой признак федерации — наличие полного цикла правотворчества на уровне трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. То есть в субъектах, формирующих федеративное государство, в большинстве случаев есть локальный парламент (законотворческая структура), местное правительство (исполнительная ветвь), а также Верховный суд. Законодательная инициатива может и должна исходить со стороны, прежде всего, региональных участников политического процесса.
Следующий важнейший признак федерации — наличие независимых, в ограниченной степени подотчетных перед центром бюджетов субъектов. Вместе с тем данный критерий — в числе самых спорных. Дело в том, что существует очень большое количество национальных моделей бюджетной политики в рамках федеральных государств, и их непросто классифицировать даже по каким-то группам.
Возьмем опять же российскую и американскую системы устройства страны. Бюджеты штатов в США в значительно меньшей степени, чем в РФ, зависят от дотаций из центра, но имеют больше полномочий по сбору налогов. Это дает возможность многим субъектам американской федерации формировать, к примеру, собственные органы полиции, медицинских и иных служб. В России, в свою очередь, на законодательном уровне закреплен принцип единства бюджетной системы. Многие государственные службы централизованы. Таким образом, независимость бюджета как один из признаков федерализма признается экспертами, однако вызывает дискуссии касательно своей роли.
Признаки унитарного государства
Перечислив ключевые признаки федеративного государства, рассмотрим соответствующие критерии для стран с унитарной формой политического устройства. Некоторые из них можно назвать исходя из логики обнаружения контрастов с федеральной моделью. То есть в унитарных государствах, как правило, региональные органы власти подотчетны в большинстве вопросов центру, не имеют полного цикла правотворчества, а бюджетная политика в целом также определяется в столице.
Некоторые эксперты определяют как один из типичных признаков унитарного государства отсутствие политической составляющей в определении границ административных частей страны. То есть, проще говоря, населению и властям территорий, на которые поделено государство, все равно, где именно жить. Ключевые правовые нормы, определяющие то, как будет развиваться экономика и социум, принимаются в столице — они будут одинаково исполняться везде.
Достаточно легко могут меняться границы административных территорий. Подобной гибкости федеративная система государства, как правило, не имеет. Если, скажем, для того чтобы штат Мэриленд уступил часть территории Вирджинии, должны пройти сложнейшие процедуры переговоров и согласований, то когда в России Коми-Пермяцкий АО входил в состав Пермской области, соответствующее одобрение должны были дать жители автономного округа — они его дали, а могли и отказать властям в своем желании переходить под юрисдикцию другого субъекта федерации.
Административно-политические единицы в унитарных государствах, как правило, не наделены полномочиями заключать договора с иностранными государствами. Соответствующие функции выполняет центр. В свою очередь, федеративная форма государства часто предполагает достаточную самостоятельность субъектов во внешнеполитической активности.
Локальные территории в рамках унитарных государств не вправе принимать законы, каким-либо образом ограничивающие права жителей других административных единиц. В свою очередь, если, например, в США на уровне штатов принимается закон, запрещающий использование полиэтиленовых пакетов (именно такой был, в частности, недавно принят в Калифорнии), то исполнять его должны будут не только жители штата, но и все те, кто посещает данный политический субъект.
Административные единицы в рамках унитарных государств, как правило, не наделены полномочиями издавать такие законы (но они могут быть приняты центром с целью последующей реализации на конкретной территории страны).
Особенности российской модели
Россия — федеративное государство. Это прописано в Конституции нашей страны. Ключевые признаки, которые характеризуют федеративное устройство государства, в целом присутствуют в российской политической модели. В РФ, таким образом, есть субъекты, в которых может проходить полный цикл правотворчества, деятельность региональных органов власти имеет достаточно ограниченную подотчетность центру, каждый субъект федерации имеет собственный бюджет. Какими еще особенностями характеризуется российская модель федерализма? Начнем с важнейших исторических фактов.
Прослеживается значительная преемственность между принципами территориального деления РФ на субъекты сегодня и советской моделью государственного устройства. Области, республики, края, округа — это было внедрено в модель советского государственного управления. Территории большинства современных субъектов РФ были определены властями еще при СССР.
В свою очередь, Российская Империя считалась унитарным государством. Территория страны была поделена на губернии, однако признаками выраженной самостоятельности они не обладали. Управление государством осуществлялось централизованно. Для чего в советское время территория России (равно как и других республик) была поделена, а за каждым субъектом закрепилась относительная самостоятельность (вылившаяся в современную модель российского федерализма)? Почему, к примеру, Белоруссия, Украина и Казахстан стали унитарными государствами, а Россия — федеративным?
Другой фактор — национальный. Многие из современных российских республик по территории совпадают с районами населения титульных наций. Собственно, данный аспект, как полагают многие исследователи, предопределил тот факт, что Россия — федеративное государство, а Казахстан — унитарное. В соседней стране исторически не сформировалось значимых по площади территорий, на которых бы компактно проживали нации, не родственные казахам (титульному народу), русским, узбекам, немцам, украинцам (имеющим свои государства).
Национальный фактор
Таким образом, модель государственного устройства в РФ, согласно распространенной точке зрения, во многом продиктована тем, что наша страна — многонациональная. В свою очередь, деление территорий, на которых преимущественно проживают русские, на субъекты — области и края — обусловлено тем, что достаточно тяжело с точки зрения территориальной организации и не вполне целесообразно с точки зрения культурного и исторического контекста образовывать некую «русскую республику». Таким образом, Россия, имея основные признаки федеративного государства, во многом стала преемницей советской модели политического устройства. До СССР наша страна практически не имела традиций федерализма.
Какие еще особенности российской политической модели можно отметить? Собственно, одну из них мы уже косвенно обозначили. Российская федерация — федеративное государство с разными по наименованию субъектами. В состав нашей страны входят республики, области, края, а также города федерального значения. В свою очередь, субъекты федерации делятся на территории местного самоуправления. Таким образом, в РФ наблюдается в достаточной степени выраженная вертикальная соподчиненность территориальных единиц в рамках субъектов федерации. Рассмотрим ее несколько подробнее.
Российская система государственного управления
Выше, определяя то, чем отличаются унитарное и федеративное государство, мы зафиксировали, что практически все страны мира, так или иначе, делятся на административные единицы. Можно сказать, что в рамках модели политического устройства РФ это правило характерно и для субъектов, входящих в состав России. Благодаря в достаточной мере выраженной самостоятельности республик, краев, областей и городов федерального значения, внутри них формируется еще несколько ступеней политической власти.
При этом для соответствующих систем административного устройства свойственны некоторые критерии, определенные нами как характерные для унитарных стран. То есть, несмотря на то, что неоспоримо федеративным государством является Россия, ее субъекты по некоторым признакам сформированы по унитарным принципам реализации политической власти. В чем это выражается?
Региональный вариант унитарной модели
Республики, края и области РФ делятся на два типа административных единиц — городские округа и муниципальные районы. В этой схеме есть и дополнительная субординация. В муниципальный район входят городские и сельские поселения, которые, в свою очередь, включают в себя города, поселки, деревни и села. Города федерального значения включают особые административные единицы — внутригородские территории.
Округа, районы, поселения и иные территориальные единицы в составе субъектов РФ во многом характеризуются теми же признаками, что и политические структуры в рамках унитарных государств. То есть на соответствующем уровне нет органов власти в рамках трех ветвей, нет полномочий заключать международные договоры, присутствует подотчетность центру (столице субъекта федерации) в хозяйственной и политической деятельности.
Что эффективнее — унитарное или федеративное государство?
Мы сравнили унитарное и правовое государство по ряду ключевых критериев. Можно ли однозначно оценить какую-либо из этих двух моделей устройства страны как более эффективную? Вероятно, нет. Главным образом потому, что важнейшую роль играет фактор исторического развития страны. Вполне возможно, что для конкретной нации не вполне подходит федеративное государство.
Страны очень разные по политической культуре, традициям самоуправления. Организовать федерацию может быть сложно по причине отсутствия оснований для деления территории на субъекты, обладающие выраженной самостоятельностью. Если говорить, к примеру, о США, то мы вспомним, что это государство образовалось в силу слияния изначально независимых штатов, то есть по причине центростремительных трендов. В американском сценарии речь идет об уникальном случае политической консолидации.
В советской модели, если придерживаться распространенной версии, деление республик на дополнительные субъекты было продиктовано экономическими причинами. Земли в Германии, в свою очередь, во многом совпадают с историческими территориями, участвовавшими в объединении в государство, результаты которого были закреплены Бисмарком в 70-х годах 19 века.
Таким образом, формирование федерации должно быть чем-то обусловлено в политическом, социальном или экономическом контексте. Только в этом случае есть шанс построить эффективное федеративное правовое государство, а не видимость успешного копирования зарубежной модели. Вовсе не обязательно, что соответствующая концепция окажется совместимой с государством, которое в историческом контексте функционировало по унитарным принципам.
Почему унитарных государств больше чем федеративных государств
Идеальное государство: федеративное или унитарное?
Автор: Ланская Ирина Андреевна, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики», г. Москва, магистрант, lanskaya.irina@list.ru
Author: Lanskaia Irina Andreevna, National Research University «Higher School of Economics», Moscow, undergraduate, lanskaya.irina@list.ru
Аннотация: В настоящей работе будут обсуждаться базовые концепции унитарного и федеративного государства. Кроме того, будет представлен сравнительный анализ унитарных и федеративных систем управления стран ОЭСР. В заключении будет выявлено, какие системы государства наиболее эффективны на определенных территориях.
Annotation: In this paper, the basic concepts of a unitary and federal state will be discussed. In addition, a comparative analysis of the unitary and federative management systems of the OECD countries will be presented. In conclusion, it will be revealed which state systems are most effective in certain territories.
Ключевые слова: федерализм, унитарное государство, идеальное государство, федеративное государство.
The keywords: federalism, unitary state, ideal state, federal state.
Способ территориальной организации государства (форма государственного устройства) является определяющим элементом внутреннего строения государства, регулирует деление государственной территории на составные части и взаимоотношение этих частей между собой. Принятыми в исследовательской литературе факторами, определяющими систему государственного управления в разных странах, являются уровень социального и экономического развития, а также политический режим, в рамках которого функционируют государственные органы страны [1].
Очевидно, что страны со схожими политическими режимами и имеющие сопоставимые показатели уровня социального и экономического развития, могут в своем развитии прийти к различным моделям государственного управления. В подобных случаях для классификации моделей государственного управления используются два ключевых типа административно-государственного управления: унитарное и федеративное [1].
Научная дискуссия о преимуществах и недостатках этих двух типов административно-государственного управления в настоящее время смещена в сторону преимуществ федеративной формы устройства. В то же время унитарному государству уделяется, куда меньшее внимание. В какой-то степени оно вынесено за скобки дискуссии, как априори менее эффективная система управления [2].
Федеративная система управления
Не существует единого общепринятого определения «федерализма», как формы административно-территориальной системы управления государством. Словарное определение описывает федерализм, как систему сдержек и противовесов между центральным элементом системы управления и множеством региональных органов власти, направленную на объединение национальных и территориальных интересов [4]. Из словарного определения можно выделить несколько ключевых элементов федеративного государства: территориальный элемент; элемент организации власти; элемент субординации территориальных образований центру [5]. Другими важными признаками федерации являются: представительство территориальных образовании в парламенте (к примеру, Совет Федераций РФ); разграничение зон ответственности и предметов ведения между федерацией и субъектами федерации [5].
В настоящее время среди исследователей систем управления набирает популярность системный подход к анализу федерализма. В рамках этого подхода федерализм рассматривается как комплексная система, состоящая из территории с частичным правом самоуправления, политических институтов, социальных и политических сообществ, а так же инструментов и форм их взаимодействия друг с другом [3]. Часто федерализм подразделяется на пять подсистем: институциональную, правовую, коммуникационную, идеологическую и культурную [3, 6].
Таким образом, федеративное государство представляет собой сложный механизм взаимодействия самостоятельных территориальных образований с национальным уровнем власти. При этом каждый субъект федерации имеет собственное представительство в парламенте страны в качестве одной из палат, а так же субъекты федерации имеют собственные зоны ответственности. К примеру, в Российской Федерации к совместным предметам ведения РФ и субъектов РФ могу относиться вопросы социального развития, в том числе, образования, науки и здравоохранения, а так же установление общих принципов организации местного самоуправления и многое другое [7].
Унитарная система управления
В унитарном государстве местные власти находятся под сильным контролем со стороны правительства и центральной администрации. Ключевой особенностью унитарного государства является наличие единой административной системы, синхронизированное существование которой на всей территории унитарного государства поддерживается во многом за счет однородной модели государственной службы [1]. Классическое определение унитарного государства было предложено французским профессором публичного права Бернардом Шантебу. Определение Шантебу гласит, что унитарным является то государство, где единые политические механизмы распространяются на всех граждан, которые подчиняются одним и тем же законам во всех областях права [8,9].
В унитарной системе управления государством преобладает принцип «политического единства», который предполагает отсутствие распределение компетенций органов государственной власти между государством и территориальными образованиями [10].
Сравнение федеративной и унитарной модели управления
Особенности каждой из рассматриваемых систем управления обуславливают характер их применения в государственном управлении стран, а также служат причиной преимуществ и недостатков каждой из систем.
Важным элементом федеративного государства является его стремление к децентрализации и передачи полномочий вниз на уровень территориальных образований (субъектов федерации). Принято считать что децентрализация ведет к повышению эффективности управления и увеличивают скорость информационного обмена между гражданами, территориальными органами управления и федеральными органами управления. Это дает возможность местным властям принимать быстрые решения, которые учитывают специфику региона, более того эти решения принимаются автономно от федерального уровня власти [11]. Вместе с тем, усиление местного уровня управления в сочетании с разнородной по уровню квалификации кадровой структурой управления может повышать вероятность коррумпирования системы [1].
Преимущества федеративной системы управления в некоторой степени являются недостатками унитарной. Отстраненность от регионального уровня ограничивает количество необходимой доступной информации для учета специфики и интересов территориальных образований [11]. Важно так же подчеркнуть, что в унитарных государствах граждане страны в меньшей степени вовлечены в процесс принятия решений, что может привести, как к увеличению апатии среди населения и, как возможное следствие, усилению авторитарных тенденций управления, так и к увеличению напряженности и проявлению протестных настроений [1].
С другой стороны, сосредоточение экономических ресурсов в руках центрального правительства и администрации унитарного государства создает возможности для более эффективной координации планирования и развития всей территории страны [1]. Отдельного внимания заслуживает свойственная унитарным государствам единая система налогообложения и широкие полномочия государственной администрации в области налогообложения. Это приводит к упрощению обеспечения приоритетных национальных программ денежными и прочими ресурсами, а значит к возможному эффекту масштаба при создании общественных благ.
Резюмируя, кратко можно сопоставить преимущества и недостатки федеративной и унитарной системы государственного управления в таблице 1. Отдельно стоит заметить, что в настоящее время существует тенденция на децентрализацию унитарных государств и централизацию федеративных [1].
Таблица 1. Преимущества и недостатки федеративного и унитарного государства
Учет региональной специфики при принятии решений
Что такое федеративное государство
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все страны принято делить по форме государственного устройства на три типа — унитарные, конфедерации и федерации.
К числу последних относится современная Россия. Причем наша страна самая большая из них не только по территории, но и по количеству субъектов (85).
Давайте вместе рассмотрим предпосылки складывания такой ФГУ, ее особенности и признаки, а также узнаем, какие страны сегодня имеют статус федераций.
Федеративное государство — это одна из форм государственного устройства, в рамках которого государственно-территориальные единицы имеют статус государственных образований, имеющих законодательно закрепленную политическую самостоятельность.
Они не обладают государственным суверенитетом, но при этом имеют довольно большие полномочия при реализации внутриполитических мероприятий.
Субъекты федерации не могут воспользоваться сецессией (выходом из состава государства) и не рассматриваются как самостоятельные участники международных отношений.
Почему создаются федеративные государства
Существуют объективные предпосылки, способствующие образованию федеративного государства.
Одна из главных связана с естественным обособлением отдельных территорий в силу их отдаленного положения, а также обособляющих их горных массивов и крупных водных объектов.
Значение этого фактора существенно возрастает в случае накопления на этих территориях черт, которые отличают их в культурном плане от основной.
Ключевой предпосылкой федерализации выступает многонациональность государства, которая нередко влечет конфессиональные различия. При этом для складывания федерации важно, чтобы народы желали воплотить в жизнь право на самоопределение в рамках того государства, в котором они проживают.
Значимым фактором выступает федеративная трансформация, которая связана с институциональным переходом от унитарного к федеративному государству.
В наши дни она используется как способ решения вопроса этнического сепаратизма с сохранением территориальной целостности государства. Яркий пример подобного процесса — Бельгия, где в 70-е годы XX века произошло резкое обострение отношений между двумя главными этнолингвистическими общностями — валлонской и фламандской.
Практика показывает, что основная масса федеративных государств большие по площади и населению. Это объясняет существование еще одного фактора — управлять такими странами из одного центра неэффективно и в перспективе такая ситуация может привести к их распаду.
Признаки федерации
Понять, что такое федеративное государство можно, глядя на его признаки.
Среди других признаков федеративного государства:
РФ — это федеративное государство
Конституция РФ в своей первой статье закрепляет, что Россия — федеративное государство.
Оно построено на базе принципов, прописанных в ч.3 ст.5 Основного закона:
Наша страна формально относится к симметричным федерациям, чьи субъекты считаются равноправными. Однако в реальности это не совсем так, ведь право иметь свои Конституции есть только у республик. У остальных регионов основополагающим документом на их территории после Конституции выступает Устав.
Россия — это смешанная федерация, в которой присутствуют как территориальные субъекты (края, области, города федерального подчинения), так и национальные (республики, автономные округа, автономная область).
Современная РФ — конституционная федерация, которая была образована на основе принятого в 1993 году Основного закона, закрепившего статус федеративного государства.
Подробнее о федеративном устройстве России можно узнать здесь:
Современные федеративные государства
Унитарное и федеративное государство имеют существенные отличия, так как построены на разных принципах управления. Последние более сложные и характеризуются двухуровневой системой органов власти.
Традиционно количество федеративных государств относительно небольшое. По состоянию на 2020 год их насчитывается на планете 27.
Причем они равномерно распределены по всем частям света (6-7), кроме Австралии и Океании, где таких стран всего две.
Примеры федеративных государств в современной Европе помимо России — Бельгия, Германия, Австрия, Босния и Герцеговина, Швейцария. Последняя достаточно долго была конфедерацией, трансформировавшись в нынешний вид ФГУ.
За пределами Старого Света крупными федеративными государствами являются:
Каждое федеративное государство — это государство, которое не похоже ни на какое другое.
Ярким примером выступают Соединенные Штаты, где ключевым принципом федерализма выступают полномочия штатов формировать свою политическую систему и оказывать воздействие на федеральные органы госвласти.
Каждый субъект имеет три полноценные ветви власти, что позволяет им, например, самостоятельно устанавливать сроки правления губернаторов, определять свой электорат и создавать отличную от других систему налогообложения. В России столь глубокого федерализма не существует.
Вместо заключения
Федеративные государства выступают результатом компромисса народов, проживающих на их территории. Благодаря разграничению полномочий удается соблюдать баланс между центром и регионами, а исключение права сецессии у последних позволяет сохранять целостность государства.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Если государства бывают федеративными, то почему области, состоящие из нескольких районов так не называют? Они же тоже получается федеративные.
Потому что этот термин применим только к государствам, а не их частям.
Нам федерация досталась по наследству от РСФСР, не удивлюсь, если спустя какое-то время будет очередная конституционная реформа, в результате которой, субъекты РФ станут ещё более зависимы от центральной власти. Да и сейчас Россия, при внешнем федерализме, смещена в сторону унитарного государства, Москва может снять с должности всенародно избранного губернатора, поставив своего врио, может федеральным законом вообще отменить выборы и назначать губернаторов, такое уже было. В общем, до федерализма нам далеко.
Ну, тут Вы лукавите (про всенародного). Он вышел из доверия, что вполне логично при тех обвинениях, что против него выдвигаются.
В смутные времена (а в мире сейчас идет переход от доминирования Запада к многополярному мироустройству) самое лучшее иметь жесткую вертикаль власти. Быстрота реакции на меняющиеся реалии является жизненно важной для стран.
В тучные времена (а они вернутся лет через десять, пятнадцать и не раньше) федеративная модель (типа США) предпочтительна. Но в текущих условиях она несостоятельна. Страны запада тоже будут идти к автократии, либо проиграют.