Почему тихона любить не за что
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Васян Коваль
докажите правоту Варвары утверждавшей, что Тихона «любить не за что». Островский «Гроза»
Лучший ответ:
Пармезан Черница
Тихона любить действительно не за что. Мать для него гораздо важнее жены. Кабаниха всячески притесняла и угнетала катерину, а Тихон не то что не заступился за нее, но и невольно этому способствовал, выполнял все нелепые требования Кабанихи, не постыдился поднять на жену руку. Кроме того, когда он уезжал, Катерина умоляла взять ее с собой, но Тихон отказался. Обьяснил это тем, что чму самому необходимо отдохнуть от тирании матери, а жена будет только мешать. Узнав об измене, он может быль и простил бы ее, но, будучи человеком слабым, легко поддающимся внушению, выполнил приказания матери. Разве есть за что любить такого подкаблучника, да еще и пьяницу в придачу (Тихон любил снять стресс, «утопить печаль в стакане» с Диким)!? Разве любил он Катерину?Может быть, конечно, и любил, но показал это только в финале произведения, когда рыдал над ее телом.Только после трагедии он воспротивился матери.
Писала наскоряк, цитаты подберешь(книги нет под рукой), обработаешь текст
Взаимоотношения Катерины и Тихона (по пьесе Островского «Гроза»)
А.Н. Островский в своих произведениях поднимает множество социальных вопросов, стоящих перед обществом. Это проблемы патриархальных устоев в купеческой среде, власти, человеческого самоопределения и любви. Образ Тихона в «Грозе» дает читателю возможность увидеть последствия деспотического воспитания в семье, то, как властный характер матери и общество превратили его в жалкого и забитого раба жизненных обстоятельств.
Кого можно считать носителем человеческого достоинства?
Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: «Это Большинство действующих лиц — либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха — истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон — бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара — бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.
Отношения с женой
Образ Тихона в пьесе «Гроза» показывает плаксивого, недалекого человека, который не имеет права называться мужчиной. Любит ли он свою супругу? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, хотя, способен ли испытать настоящую любовь забитый и слабый человек.
Тихон женился по воле своей матери, может быть, он и неплохо относится к жене, но такой муж — не защитник. Он мечтает о свободе, но вряд ли знает, что с ней делать. Думает в первую очередь о себе, а не о несчастной женщине, живущей с ним рядом.
Герой пьесы хочет свободы, но никаких шагов по обретению желанной независимости не предпринимает. Уехав из дома на две недели в Москву, уходит в загул, всю дорогу пьет и веселится. Радуется, что над ним не будет «грозы» в течение этих нескольких дней, и проводит время как подсказывают ему совесть и воспитание.
Жестокая мать ревнует своего единственного сына к жене, поэтому часто обижает ее без всякой причины. Покорный Тихон пытается успокоить мать, но не спешит заступаться за безответную жену.
По существовавшему в то время «домострою», муж являлся полным хозяином жизни и судьбы своей жены. Однако характеристика Тихона в этом произведении совсем другая. У этого персонажа нет деспотичных, властных черт характера.
Он не желает наказывать свою жену, но по приказанию матери все же бьет ее и ругает, хотя сам жалеет ее при этом. Когда встает вопрос о том, кто виновен в смерти грешной Катерины, слабый Тихон прямо обвиняет свою мать.
Цитатная характеристика, созданная по репликам героя пьесы, подчеркивают его характерные черты:
Изобретатель Кулигин
Кулигин — довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле — электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза», эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!», благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.
Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» раскрывается на контрасте «темного царства» и «луча» — Катерины.
Главный герой пьесы
Тихон Кабанов — молодой мужчина, который родился в богатой купеческой семье. Герой пьесы женат на красивой и покладистой женщине. Но, несмотря на это, семейная пара не живёт той жизнью, которой им хотелось бы. Катерина и Тихон проживают в одном доме с матерью мужчины, которая является главой семейства и требует беспрекословного подчинения со стороны своего сына и невестки.
Тихон относится к категории бесхарактерных людей, из-за чего беспрекословно выполняет все указания своей матери. Взрослый мужчина ничего не может сделать без прямого разрешения властной Кабанихи. Женщина своим сильным нравом подавила характер сына, из-за чего в родном доме он никогда не чувствовал себя уютно.
Если читатель обратит внимание на краткое описание речевой характеристики, то он заметит существенно приниженную роль мужчины. Тихон вынужден постоянно во всём соглашаться со своей матерью, утверждая при этом, что не желает жить исключительно своим умом. А вот Кабаниха, в свою очередь, не подбирает своих выражений в разговорах с собственным сыном, а также регулярно учит и ругает свою неопытную невестку Катерину.
«Темное царство» и его жертвы
Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители «темного царства», олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами «темного царства», ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме «Гроза». План Островского был показать с разных сторон влияние «темного царства» с его удушающей атмосферой.
Сочинение на тему Тихон Кабанов в Грозе
Тихон в рассказе Н. Островского «Гроза», персонаж, который постоянно страдает от вечных упреков своей матери Кабанихи. Его собственная личность не имеет в нем веса, поэтому попросту теряется. Он не в силах противится указаниям и приказам маменьки и беспрекословно выполняет их.
Автор не зря выбрал данное имя для героя – Тихон – тихий. Кабанов не имеет силы воли и позволяет злой матери не только грубо обращаться с ним, но и со своей женой. Это отчетливо наблюдается в сцене отъезда на ярмарку. Он понимал, что приказы матери злы и причиняют боль, но не мог им противиться, а после выполнения тихо спивался в своей темной лачуге, отчего становился еще более безвольным.
Катерина, жена Кабанова, единственное, что удерживает его от ухода из жизни. Любовь к ней становится, настолько велика, наравне с желанием стать свободным, освободиться от гнета матери и всегда несправедливой свекрови. Но, с каждым прожитом днем он начинает понимать внутри себя, что и с ней начинает происходить нечто странное, чего не было ранее. Он пытается понять ее душевные муки, но Катерина не в силах рассказать ему. Именно из-за своей мягкости и отсутствия внутренних сил Тихон не в состоянии помочь жене бороться с ее страстью к полной противоположности мужа – Борису. Когда слухи разошлись по всей деревни, Тихон не принял ни одной попытки облегчить участь Катерины от публичной расправы. Лишь только тогда, когда бездушное тело жены рухнуло на холодную землю, он понял, что эта была крайняя черта и решается восстать против Кабанихи, и публично обвиняет ее в смерти своей жены.
Сложившийся конфликт приводит к разрушению семьи Тихона. Автор прекрасно подчеркивает этот образ с надвигающейся грозой, которая будто открывает двери в «темное царство».
Явный деспотизм матери имеет отчетливое отражение на характере Тихона Ивановича, он затмевает его внутреннюю доброту и желание жить свободно. Он любил свою жену, всегда старался быть сострадательным к мучениям, но постоянный гнет Кабанихи и ее напористость заставляют главного героя позабывать всякое подобие собственной силы воли.
Тихон, будучи не в состоянии понять глубокую и чувственную душу Катерины и ее мечтательные порывы к новой лучшей жизни, он не уделяет ей нужного внимания в самый сложный жизненный момент, который стал критическим и становится одним из виновников ее гибели. Самодурство и вечный деспотизм, неизбежно порождают запуганных и забитых личностей.
Характер Катерины
Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.
Эта девушка — натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого «темного царства» завершается трагически.
Характеристика образа
Вся жизнь главного героя диктуется его матерью, он боится высказать своё мнение, поэтому полностью подчиняется ей.
Тихон по-своему любит жену Катерину, однако он не способен увидеть её страстную и свободолюбивую натуру, её душу. Вся проблема состоит именно в этом. В связи с такими затруднениями, главный персонаж находит отдушину в алкоголе и командировках в Москву. Командировка для него — это возможность нагуляться. Сам по себе Тихон Кабанов является слабым и бесхребетным. Однако оно и неудивительно, так как с самого детства его попытки принимать решения самостоятельно пресекались матерью. Именно её тирания стала причиной такого инфантильного поведения.
Взаимоотношения Катерины и Тихона
Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание — хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв «темного царства», не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.
Характеристика Тихона
По сценарию пьесы, Тихон Иванович Кабанов — один из главных героев, сын Марфы Игнатьевны Кабановой (окружающие ее чаще называют Кабанихой) и муж Катерины. Но ни в том, ни в другом качестве он себя по-настоящему не проявил. Тихон вобрал в себя все черты инфантильного человека. Образ его представлен зрителю через отношение к матери и жене.
Он слишком слабохарактерен, чтобы иметь свое мнение, поэтому не вызывает даже простой человеческой жалости:
Муж Катерины не может защитить честь жены и семейное счастье. Он, как бы оправдываясь перед Кулигиным, хочет обвинить во всем свою мать, а сам себя виноватым не считает. Ситуация меняется, когда Катерина убивает себя. Тогда в мужчине просыпается протест против старых купеческих устоев, против насилия над человеческой личностью. Он выразился в словах: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Обращаясь к матери с обвинениями («Вы ее погубили! Вы!), он и здесь переполнен жалостью к самому себе.
И если у слабой женщины хватило решительности и душевных сил на такой шаг, то Тихон никогда не осмелится на это и продолжит влачить свое жалкое существование. Но как утверждает Добролюбов, ругать этих людей особо не следует, так как надо изменить почву, на которой они произросли. И на самом деле, трудно быть независимым, если человек ждет наследство от богатого родственника или полностью зависим от него.
Катерина и Борис
Племянник Дикого, Борис, — это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше «благодетелей», окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе «Гроза» встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов «темному царству». К ним относилась только главная героиня.
Что дает пьесе образ Тихона
Автор в своём произведении раскрывает следующие негативные черты:
Образ Кабанова — символ конца матриархального уклада. Сам по себе он не злой человек, но слабый, поэтому и оказался между двух огней — матери и жены.
Н. Островский в своей пьесе «Гроза» раскрывает множество социальных проблем. На основе главного персонажа — Тихона — он показывает последствия тиранического воспитания. Это произведение учит тому, что общество и близкие имеют сильное влияние на формирование характера человека, иногда это может быть решающим. Так, именно мать и общество сделало из Кабанова забитого человека, раба судьбы. Все проблемы героя родом из детства, родители не научили его любить и проявлять свои чувства.
Конец пьесы неоднозначный и трагичный. Добро так и не победило, но и зло тоже не восторжествовало. Весь конфликт, который раскрывается в произведении, основан на эмоциональной борьбе главного героя. Тихон привлекает внимание читателя в первую очередь свой добротой, но в то же время отталкивает бездеятельностью и отсутствием характера.
Образ и характеристика Тихона Кабанова в пьесе «Гроза», отношения Тихона и Кабанихи
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза»: описание отношений Тихона и его матери Кабанихи.
Краткая характеристика Тихона в пьесе «Гроза»
Возраст Тихона Кабанова не уточняется автором, но, судя по всему, это уже не молодой мужчина.
Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза»
«. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться. «
«. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. «
«. Да когда же я, маменька, не переносил от вас. » (переносит обиды)
«. хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта. » (Кудряш о Тихоне)
«. Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. «
«. Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого. «
«. Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. «
«. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано. «
«. а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить. «
«. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне. «
«. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться. «
«. Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то. «
«. Я в Москву ездил, ты знаешь? я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил. «
«. То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»! А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя. «
«. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая. «
«. Одно другому не мешает-с: жена сама по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею Я обеих люблю. «
«. А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее. «
«. Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы Вы ее погубили! Вы! Вы. «
Критика об образе Тихона в пьесе «Гроза»
Это был образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героя, отношений Тихона и Кабанихи в цитатах из драмы.
338. Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе Гроза Островского сочинение Русский язык
Сочинение — Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе Гроза. Русский язык
Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть и читатель зачастую узнает свои черты в Катерине, Варваре или Борисе.
В пьесе присутствует два мужских образа, являющихся «подневольными» в темном царстве. Тихон и Борис – два абсолютно противоположных персонажа, однако их связывает Катерина. Читатель может наблюдать любовный треугольник. Тихон – муж главной героини, а Борис – только мимолетное увлечение. Давайте рассмотрим этих персонажей отдельно, чтобы лучше понять их сходства и различия. Также мы сможем понять и мотивы Катерины: что она чувствует к обоим героям и почему героиня изменила мужу?
Тихон – муж героини с самого раннего детства находится под влиянием своей тираничной матери, он очень сильно от нее зависит. Кабаниха настолько сильно подчинила сына своей воле, что может влиять на него даже после того, как Тихон уже создал свою собственную семью. Противиться матери он не может и иногда срывает зло на Катерине, хоть она ни в чем и не виновата. Все это приводит Тихона к пьянству. На самом деле он любит и жалеет жену, но защитить ее не может, потому что сам очень слабовольный человек и не может сказать Кабанихе чтобы она оставила его и его жену в покое. Найти в себе силы сказать матери все, что у него на сердце, он решается только после смерти жены. Катерина мужа не любит, только жалеет, наверное, именно поэтому она ищет настоящей любви, которая соответствует ее юным мечтам.
Борис Григорьевич оказывается в Калинове не по своему желанию. Он получил хорошее образование, но вынужден приехать в Калинов ради большого наследства, подчиняясь воле своего дяди. Ему не нравится город и его порядки. Он с радостью бросил бы все и уехал куда-нибудь, чтобы не зависеть от Дикого и наследства, которое тот ему оставит. Он остается в Калинове и подчиняется местным порядкам ради своей сестры.
Читатель видит, что Тихон и Борис во многом схожи. Даже если они и способны на проявление чувств любви и нежности, никто из них не смог противостоять местным порядкам, системе Домостроя, они не способны совершить решительный, пусть даже и отчаянный поступок ради другого человека. Все их действия и бездействия приводят к гибели Катерины – и в темном царстве не остается света.
Вариант 2
Нельзя с уверенностью утверждать, кто больше виноват в смерти Катерины – Тихон или Борис. Первый не боролся за свое счастье, потакал материным капризам. Даже зная, что она сильно не права. Второй выражал протест только на словах, и ничего не сделал, чтобы изменить ситуацию к лучшему или предотвратить трагедию. Оба любили Катерину, оба видели, как она страдает, но побоялись пойти против общественного уклада, пожертвовать своим комфортом ради любимого человека. Таким образом, можно утверждать, что Тихон и Борис различаются только внешне.
Разработка открытого урока «Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»»)
Разработка урока по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Разработала преподаватель русского языка и литературы Арзамасского приборостроительного колледжа Либасова Т.А.
Тема урока : «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
— выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
— выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
— учить проводить исследовательскую работу по тексту.
— учить высказывать свое мнение.
Форма урока : диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.
Организация группы к работе, отметить отсутствующих.
Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.
Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.
Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
-Как вы понимаете эти слова?
Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.
Сообщения учащихся о Варваре, Тихоне, Борисе, Кулигине, Кудряше
Всех героев пьесы можно поделить на «хозяев» города Калинова и на «жертвы». Кто хозяева»? «Жертвы»? Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам», ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова). Почему? ( Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)
1) Черты характера Катерины.
— Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)
Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)
Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье. (зачитать отрывок) Работа с текстом : чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл. 7)
Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.
-« точно птичка на воле»
-«маменька в ней души не чаяла»
-«работать не принуждали»
-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»
В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.
-«от любви вас и бранят»
-«все по принуждению»
-«меня не станет бояться, тебя и подавно»
В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.
Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
А) Осознание своей обреченности
Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )
— Кого полюбила Катерина?
— Почему Варвара догадывается о любви Катерины?
-Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?
Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5.
Итак: муж Катерины Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит?
— О том, чтобы он не уезжал.
— Давайте перечитаем изложение этой сцены (действие 2, явление 4).
— Можно ли эти действия Катерины назвать поступком? Могла ли так поступить Варвара?
— Нет! Она бы обрадовалась отъезду мужа.
— Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
( В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
— Как ведет себя Тихон перед отъездом?
Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит : «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
Чтение монолога.( читает учащийся)
— Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?
( Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ : «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…»
2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?
1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.
2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей
и о любви как высоком духовном чувстве.)
3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.
Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?
Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»
Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И не мечтаем о свободе.
Душа не хочет перемен.
Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)
— В чем сложность внутреннего состояния Катерины?
( Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)
— Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)
— В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)
Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)
Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.
Звучи романс «Под лаской плюшевого пледа»
— О какой любви поется в романсе? (любовь-самопожертвоване, которая приводит к погибели)
Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели
1) Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)
Тихон вернулся из Москвы. Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»
— В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?
Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.
Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и
правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)
Гроза в природе – освежает
Гроза в душе –очищает
Гроза в обществе –просвещает.
— Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям
— Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)
-В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?
Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах – старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).
Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”.
— Чем объясняется раскаяние Катерины?
( Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
Какие слова выражают замысел Катерины, принятый ею перед встречей с Борисом? На что она надеялась, когда ушла из дома? Какое она тогда приняла решение? Изменила ли она его, когда узнала, что он едет в Сибирь? (Итак, Катерина приняла решение уйти с любимым человеком на край света)
Звучит романс «А напоследок я скажу»
— Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?
1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?
2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.
Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду. ”.
Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.
Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося)
«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»
« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!
Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».
Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.
Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.
(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)
— Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?
Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»
Ты разрушаешь очаг.
Воительница в любви,
Что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом,
Чтобы построить храм.
-Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)
«Что тут должен делать критик?»
Добролюбов «Луч света в темном царстве»
— «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы
— критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины
-В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.
-Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.
Д.Писарев «Мотивы русской драмы»
— Катерина – это «полоумная мечтательница
-Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий
— Она постоянно кидается из одной крайности в другую
— Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других
-Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
— увидел в Катерине поэзию народной жизни
— Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»
Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока
Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)