Почему сорокин считает что
Образовательный сайт
Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разъяснить для себя это понятие и задуматься о роли человека в обществе.
Вопросы и задания к документу
Общество представляет собой не только совокупность индивидов. Они должны взаимодействовать друг с другом. Это можно понять, проведя простой мысленный эксперимент:
Всех индивидов изолировать друг от друга, чтобы между ними не было никаких взаимодействий. Очевидно, что из такой совокупности людей общества не получится. Не будет никаких связей членов этой совокупности друг с другом.
Поэтому общество формируется только при двух обязательных условиях:
Обществознание 10 класс: что такое общество и какие науки его изучают
Психические взаимодействия – это общение людей на уровне идей, культурные явления, взаимоотношения внутри общества. Такие процессы описывает не физика или химия, не биология.
Психические взаимодействия изучают такие социальные науки, как история, социология, философия, правоведение.
Каждое взаимодействие между людьми можно отнести к одной из трех форм:
Обществознание 10 класс: что такое общество – основные вопросы
Вопросы для самопроверки
В широком смысле общество – это группа людей, которые объединились для помощи друг другу, совместной деятельности и общения.
Другими словами – общество представляет собой отдельную от природы часть мира, в которую включены взаимодействия людей.
В узком смысле слова общество можно определить такими понятиями:
Общество и природа (10 класс)
Природные явления стихийны, а общество строится на целеполагании ее членов.
Общество тесно взаимосвязано с природой. Климат, географическое положение сильно влияет на темпы общественного прогресса. Однако и само общество оказывает влияние на природную среду. Деятельность человека может быть как благотворной, так и губительной для природы. Он черпает природные ресурсы, истребляет животных и растительность.
Надвигающийся экологический кризис напоминает о важности правильного обращения с природными ресурсами. Именно поэтому важно понимать, что человеческая деятельность должна учитывать важность сохранения природы.
Особенности человеческой деятельности:
Человеческая деятельность – это основа общественных отношений.
В основе человеческой деятельности заложены исторические программы. Но человек может выходить за рамки этих программ.
Общество формируется благодаря совместной деятельности и психической связи ее членов. При отсутствии этих факторов общество сформироваться не может.
Ребенок становится человеком только среди таких же, как он. Это говорит о необходимости участия других людей в формировании индивида.
В любом случае общество формируется на каком-либо объединяющем факторе, который стимулирует людей развиваться вместе.
Человеческое поведение складывается из исторически сложившихся программ и подчиняется коллективности. Человек нуждается в общении с себе подобными.
Общественными отношения являются только тогда, когда формируются в процессе совместной деятельности. К примеру, попросить передать за проезд – это не общественные отношения. Когда же работник нанимается к работодателю, такие отношения можно считать общественными.
Общественные отношения формируются между нациями, социальными группами. Такие отношения формируются в процессе культурной, политической, социальной жизни.
Разные трактовки понятия культура:
Культура разделяется на духовную и материальную.
к духовной относят – идеи, ценности, правила
к материальной – книги, здания, разные приборы
Культура каждого народа имеет некоторых устойчивые черты. Именно они и называются культурными универсалиями. К примеру:
Однако даже единые для всех народов универсалии могут изменяться в зависимости от народа.
Урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) помогает разобраться, какое место в жизни человека играет природа и культура. Науки, изучающие общество, помогают понять много из поведения отдельных групп людей.
Общество изучает множество наук:
Теперь урок «Что такое общество» (10 класс, Боголюбов) разобран и не вызывает вопросов.
Ответы на эти вопросы вы найдете в статье:
Почему П. А. Сорокин считает что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?? Помогите пожалуйста, С
Почему П. А. Сорокин считает что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия??
Помогите пожалуйста, СРОЧНО
Ответ:
Объяснение:
Сорокин пишет банальные вещи. Долго и многословно. А объяснение простое: социальные вещи существуют только в голове человека и проявляются только в общении людей между собой. Это и есть психические взаимодействия. Камень не может иметь авторитета у других камней. Река не может вступить в профсоюз рек. Сложенные в поленницу дрова не являются коллективом дров. Для социальных взаимодействий необходимо наличие сознания и самосознания. Под психическими взаимодействиями и понимают процессы, связанные с появлением изменений в сознании человека под воздействием общения.
Убери что-то
Социальный статус человека есть место его в обществе, та ниша, которую он занимает. Статус определяет возможности человека в обществе, его перспективы. Ниша социального статуса определяется совокупностью факторов: уровнем жизни человека, уровнем его образования, профессией, занимаемой должностью либо ее отсутствием, иногда происхождением.
Социологи выделяют такие понятия, как низкий социальный статус и высокий социальный статус. В нашей стране о высоком социальном статусе чаще говорят, если человек имеет право гражданства, имущество, высшее образование и должность с высоким уровнем дохода, определенными правами власти и связями с влиятельными людьми. Низкий социальный статус обычно подразумевает отсутствие жилья, низкий уровень образования и доходов, возможно, проблемы с зависимостью (наркотической, алкогольной и так далее)
В некоторых странах Африки, например, большую роль при определении социального статуса человека может играть его национальность. Принадлежность к титульному племени в стране гарантирует человеку, например, хоть какую-то должность в правительственных структурах. Рожденный же в другом племени в структуры власти не попадает в принципе, возможно, он будет довольствоваться низкооплачиваемыми работами. Здесь сильна клановость, где в систему не принято пропускать «чужого».
Статус делится на прирожденный и приобретенный: второй приобретается человеком с течением жизни (например, связи, уровень доходов, образование, должность).
В кастовой системе индуистов, например, социальный статус до сих пор сильно зависит от происхождения: рожденный в касте «неприкасаемых», например, ранее не мог рассчитывать на работу престижнее дворника, уборщика или грузчика. Здесь было крайне сложно изменить врожденный статус на приобретенный. Сегодня Индия максимально пытается поддержать пособиями и льготами «низшие» касты, социальные гарантии государства даже приводят к тому, что люди начали стремиться в непрестижные касты за «социалкой».
Я, как и большинство жителей нашей страны, социальный свой статус измеряю соответственно своей профессиональной деятельности. Впрочем, статусность – понятие относительное, по уровню образования человек может иметь низкий статус, а по доходам – высокий, и наоборот. Поэтому беседовать о статусах можно еще долго, это интересный и познавательный разговор.
Почему сорокин считает что
СРОЧНО. Текст тут есть!напишите хорошие ответы на вопросы!умоляю!!
1)Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?
2)Почему П. А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук является психическое взаимодействие?
3)Объясните характер описанных в параграфе социальных взамимодействий, используя текс Сорокина.
Документ
Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагaeм наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не coставляет. Значит, общество означает прежде вceгo coвoкупность нескольких единиц (индивидов, существ, ocoбей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но И предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в пpoцессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требуется еще, чтобы единицы взаимодействовали между собой.
. Все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) (тeорганические) взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые «органические) взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие цeнтры, одаренные психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками.
Питирим Сорокин: ключевые идеи, теории, краткая биография
Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.
Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.
Кто такой Питирим Сорокин?
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).
Взгляды и идеи Питирима Сорокина сильно опередили своё время, поэтому его научные труды не были по достоинству оценены его современниками не только в России (как царской, так и советской), но и в США. Но сегодня очевидно, что он был одним из самых выдающихся социологов в мире. Возможно, это объясняется его врожденным талантом, а может, секрет в том, что его непростая судьба позволила ему внимательно рассмотреть самые разрушительные и непредсказуемые социальные явления «из первого ряда».
Основные научные идеи Сорокина
Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.
Теория социальной стратификации
Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.
Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:
Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.
Социальная мобильность
Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.
Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:
Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.
Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).
Интегральная социология
В начале XX века в социологии существовали разные социологические теории, во многом противоречившие друг другу. Сорокин поставил перед собой задачу разрешить эти противоречия и разработал для этого теорию, которая сегодня известна как «Интегральная социология Питирима Сорокина». В рамках данной теории действует 4 относительно самостоятельных направления:
Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:
В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.
Развитие общества происходит через два механизма:
В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:
Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.
Теория цивилизационных ступеней
В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:
Сорокин считал, что текущая цивилизация является чувственной и при этом лишена абсолютных идеалов, в связи с чем неизбежно придёт к своему «закату». По его мнению, вся мировая культура находится в глубоком кризисе, однако по этому поводу не следует беспокоиться, поскольку это необходимый этап на пути становления новой цивилизации, которая наконец-то объединит всё человечество.
Краткая биография
Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.
Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.
В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.
В 1909 году Сорокин поступает в Санкт-Петербургский Психоневрологический институт, однако после года обучения решает сменить направление и переводится на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Уже на третьем курсе (в 1913 году) он издаёт книгу «Преступление и кара, подвиг и награда», ставшую впоследствии одной из его наиболее значимых работ.
Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.
После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.
На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.
Судьба П. Сорокина. Где же ленинская объективность?
В.И. Ленин оставил в наследие множество литературного материала. Чтение его статей представляет определенный интерес.
В ноябре 1918 г. газета «Правда» публикует статью Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», в которой он сообщает, что Питирим Сорокин, приват-доцент Петербургского университета и Психоневрологического института, бывший член Учредительного собрания и бывший член партии эсеров, заявил об отказе от политической деятельности. «Истекший год революции, — пишет Питирим Сорокин, — научил меня одной истине: политики могут ошибаться, политика может быть общественно полезна, но может быть и общественно вредна, работа же в области науки и народного просвещения всегда полезна, всегда нужна народу…»
В марте 1922 г. в журнале «Под Знаменем Марксизма» была опубликована статья Ленина «О значении воинствующего материализма», в которой он пишет: «Недавно мне прислали журнал „Экономист“ 24 № 1 (1922 г.), издаваемый XI отделом „Русского технического общества“… Некий г. помещает в этом журнале обширные якобы „социологические“ исследования „О влиянии войны“. Ученая статья пестрит учеными ссылками на „социологические“ труды автора и его многочисленных заграничных учителей и сотоварищей».
Статья заканчивалась словами: «Рабочий класс в России сумел завоевать власть, но пользоваться ею еще не научился, ибо, в противном случае, он бы подобных преподавателей и членов ученых обществ давно бы вежливенько препроводил в страны буржуазной „демократии“. Там подобным крепостникам самое настоящее место».
Ленину нельзя было отказать в умении выдавать свои собственные желания за волю рабочих и крестьян. И вот летом 1922 г. началась кампания репрессий против научной и творческой интеллигенции, обвиненной в нелояльном отношении к советской власти. Вскоре около 200 выдающихся представителей русской интеллигенции были высланы за границу. Многим высылаемым из страны открыто говорили: либо вы выезжаете из страны, либо вам придется сидеть очень долго. Среди них были тридцатитрехлетний Питирим Сорокин и его жена, Елена Баратынская, которые в сентябре 1922 г. навсегда покинули Россию.
Изгнанный из страны русский ученый Питирим Александрович Сорокин, переехав в США, стал одним из основателей американской социологии и заслужил наибольшую известность из высланных. В 1964 г. 75-летнего Питирима Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации, а после его смерти Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию имени Питирима Сорокина за лучшую книгу по социологии.
…В 1924 г. в научной командировке в США был — русский экономист и социолог. предложил другу юности остаться в США — преподавать в университете Миннесоты. Кондратьев отказался и вернулся в СССР. В 1930 г. был обвинён во «вредительстве» и арестован. Был осуждён на 8 лет заключения по делу «Трудовой крестьянской партии». Отбывал наказание в Суздальском политизоляторе. В 1938 г. осуждён повторно и расстрелян…
Питириму Сорокину не суждено было больше увидеть Россию. Однако он увидел ее глазами своего младшего сына Сергея. 29 июня 2011 года в Воскресенском соборе Вологодского Кремля состоялась презентация партитуры и диска «Литургии Иоанна Златоуста», написанной Сергеем Сорокиным, который приехал в Вологду на презентацию диcка из далекой Америки…
Сергей Сорокин не является профессиональным музыкантом. Получив степень доктора биологии в Гарварде, он занимался преподавательской и научной работой. Однако дома он изучал церковную музыку. Это увлечение стало частью его жизни. Закончив преподавательскую и научную работу, Сергей Сорокин занялся тем, к чему всегда лежала его душа, но всегда не хватало времени. Родители Сергея, хотя и не отличались особой религиозностью, но воспитали своих детей в духе уважения к религии. Увлечение сына музыкой поддержала и мать, которая получила музыкальное образование еще в России и постоянно музицировала дома…
…Николай Вольский (Псевдоним Н. Валентинов) — русский публицист, философ, экономист, автор воспоминаний о Ленине отмечал: «Чтобы осуществить свою мысль, свое желание, намеченную им цель очередной кампании, заставить членов его партии безоговорочно ей подчиниться, Ленин, как заведенный мотор, развивал невероятную энергию… В своих атаках, Ленин сам в этом признавался, он делался „бешеным“. В его боевых кампаниях врагом мог быть вождь народников — Михайловский, меньшевик Аксельрод, партийный товарищ — Богданов… Он бешено их всех ненавидит, хочет „дать в морду“, налепить „бубновый туз“, оскорбить, затоптать, оплевать. С таким ражем он сделал и Октябрьскую революцию, а чтобы склонить к захвату власти колеблющуюся партию, не стеснялся называть ее руководящие верхи трусами, изменниками и идиотами».
Надо ли удивляться после этого грубости Ленина по отношению к профессору Сорокину, бывшему эсеру…