Почему согласных звуков больше чем гласных
Гласные и согласные: каких звуков больше?
Все звуки делятся на гласные и согласные. Выясним, каких из них больше в русском языке.
Гласные звуки
Понятие «гласные звуки» происходит от древнерусского корня «глас», означающего «голос». Ведь гласные звуки произносятся только с помощью голоса, шум при их произнесении отсутствует. Эти звуки тянутся, поются.
Когда образуются гласные звуки, воздушная струя при выдохе свободно пропускается через гортань, преграды на пути воздушной струи не появляются. В гортани находятся голосовые связки. Если их напрячь, воздух заставит их слегка дрожать, двигаться. Именно так и образуются гласные.
Существует несколько гласных звуков, отличающихся друг от друга. Ведь при их произнесении различно положение языка и губ. Поэтому гласные звуки бывают:
Также звуки [о], [у] относятся к огубленным (лабиализованным), так как при их образовании важно вытянуть немного вперёд губы.
Гласные различаются и в зависимости от подъёма:
Итак, мы выявили 6 гласных звуков и поделили их на группы.
Согласные звуки
Обратимся к термину «согласные звуки». По написанию и произношению этот термин похож на словосочетание «с гласными звуками». То есть это звуки, которые стоят рядом с гласными звуками, считаются их соседями.
Когда образуются согласные звуки, голос сочетается с шумом. В полости рта появляются преграды для прохождения воздушной струи: язык, зубы или губы.
Классификация
Чтобы выявить все существующие согласные звуки, следует поделить их на группы.
Шумные и сонорные
Согласные звуки делятся на две группы в зависимости от доли в них шума и голоса:
По глухости-звонкости
Согласные могут быть:
По твёрдости-мягкости
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Отличить мягкие знаки помогает специальный знак ‘.
Мы выявили 37 согласных звуков.
Вывод
В русском языке существует 6 гласных и 37 согласных звуков.
Звуки и буквы. Согласные звуки
Урок 20. Русский язык 3 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Звуки и буквы. Согласные звуки»
Добрый день, друзья мои.
Сегодня мы продолжим разговор о звуках и буквах.
Прошлый урок был посвящён гласным звукам. Что вы знаете о них?
* В русском языке 10 гласных букв, но 6 гласных звуков.
* Гласные звуки состоят только из голоса.
* Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно, без преград, проходит через рот.
* Гласные звуки можно легко тянуть, петь.
* Гласные звуки образуют слоги.
* Гласные звуки бывают ударными и безударными.
А теперь посмотрите на алфавит. Те буквы, которые в нём обозначены синим цветом, называются согласными. И сейчас мы будем разбираться, чем они отличаются от гласных.
Сколько же согласных букв в русском алфавите?
Одна, вторая, третья, четвёртая. Считайте сами. Итак, согласных букв – двадцать одна. А вот согласных звуков гора-а-здо больше – тридцать шесть. Хотя некоторые учёные утверждают, что их даже не тридцать шесть, а тридцать семь. Но мы пока будем считать, что их тридцать шесть. О том, почему согласных звуков больше, чем букв, мы поговорим чуть позже. А сейчас давайте разберёмся, из чего состоят согласные звуки. Гласные, как мы уже знаем, состоят из голоса. А-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и, э-э-э, ы-ы-ы. А вот согласные? Давайте попробуем произнести некоторые из них: Б, В, Г, Д, П, Р, Т, С, Ш. Вы слышите? Одни звуки произносятся с помощью голоса и шума, а другие только с помощью шума. При этом воздух с трудом прорывается через преграду. Такой преградой могут быть губы, зубы, язык и даже слегка сжимающееся горло.
Значит, согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
Если согласные звуки произносятся при помощи голоса и шума, то они звучат звонко: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Их так и называют – звонкие согласные.
Если согласные звуки произносятся только при помощи шума, то они звучат глухо: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Их так и называют – глухие согласные.
Есть пары согласных звуков, при произнесении которых рот делает одинаковые движения. Сжали губы, а потом резко оторвали одну от другой и выдохнули воздух. И вот мы произнесли звук [п]. А если при этом добавили голос, то получился звук [б].
[б] и [п] – парные согласные. Они обозначены буквами Бэ и Пэ. И ещё парными являются согласные Вэ, эФ, Гэ, Ка, Дэ, Тэ, Же, Ша, Зэ, Эс.
А вот звонкие согласные, обозначенные буквами эЛь, эМ, эН, Эр, И краткое и глухие согласные Ха, Цэ, Че, Ща не имеют пар. То есть они непарные по звонкости-глухости.
Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает во рту преграду – губы, зубы, язык. Некоторые согласные можно потянуть. РРРРРР, СССССС, ЖЖЖЖЖЖ. Но всё равно воздух при этом не выходит изо рта свободно, без препятствий.
А могут ли согласные звуки самостоятельно образовывать слоги? Мы уже знаем, что слоги образуют гласные звуки. Но согласные могут им помогать. В каждом слоге обязательно должен быть один гласный звук, а вот согласных может и совсем не быть, как, например, в словах уха, оса. Или в слоге может быть один или несколько согласных, как в словах окрестность, счастливый.
Значит, согласные звуки только вместе с гласным могут образовать слог.
Ну а теперь разберёмся, почему согласных звуков гораздо больше, чем букв.
Возьмём пару слов: лук и люк. Как звучит первый звук в слове лук? Конечно, твёрдо – [л]. А вот в слове люк первый звук мягкий – [л’]. Значит, одна буква эЛь может обозначать два звука – твёрдый звук [л] или мягкий звук [л’]. И твёрдыми, и мягкими могут быть звуки, обозначенные буквами Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Зэ, Ка, эЛь, эМ, эН, пЭ, эР, Эс, Тэ, эФ, Ха.
Если после согласного стоят буквы е, ё, ю, я или ь, то согласный звучит мягко.
Как в словах люк, мял, рис, клён, мель.
А если после согласного стоят буквы а, о, у, э, ы или ещё один твёрдый согласный, то согласный звучит твёрдо. Например, лук, мал, крыса, поклон, мэр, стол.
Мы можем сказать, что согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости.
Но не все согласные могут быть и твёрдыми, и мягкими. Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда звучат твёрдо, какой бы гласный за ними не стоял.
Я надеюсь, вы не забыли? В русском языке ЖИ-ШИ пишутся с буквой И, ЖЕ-ШЕ, ЦЕ пишутся с буквой Е. После буквы Ц в разных словах пишется И или Ы. Но при этом всё равно звуки [ж], [ш], [ц] остаются твёрдыми.
Послушайте, как звучат слова с этими сочетаниями: жил, шил, жесть, шесть, центр, цирк, цыплёнок.
А вот согласные [й], [ч] и [щ] всегда мягкие. Я уверен, что вы все знаете правило: ЧА-ЩА пишем с гласной А, ЧУ-ЩУ пишем с гласной У, ЧК-ЧН пишем без мягкого знака. Но во всех этих сочетаниях звуки [ч] и [щ] звучат мягко.
чаща, чулок, щука, кочка, ночной.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что согласные ж, ш, ц, й, ч, щ не имеют пары по твёрдости мягкости.
Ну, вот мы с вами и вспомнили о согласных звуках всё то, с чем вы знакомились ещё в первом и втором классах.
А сейчас я расскажу вам о том, как можно дать характеристику согласным звукам в слове.
Вот, например, слово «зайка».
Как вы видите, в нём пять букв. Но из них согласных только три.
Первый звук [з]. Он согласный. Произнесу его ещё раз [з]. Он твёрдый. Произносится [з] при помощи шума и голоса, то есть звучит звонко. Значит, он звонкий. Может иметь пару и по звонкости-глухости, и по твёрдости-мягкости. Так и говорю: «Парный».
Согласный звук [й’]. Мягкий, звонкий, непарный.
Согласный звук [к]. Твёрдый, глухой, парный.
А теперь возьмём слово «ряд».
Первый звук [р’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный по звонкости-глухости.
А вот в конце слова «ряд» пишется буква Д., но произносится звук [т]. Ведь мы говорим не [ряД], а [ряТ]. Поэтому здесь звук [т]. Он согласный, твёрдый, глухой, парный.
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотел рассказать.
А сейчас осталось подвести итоги этого урока. Так чем всё-таки согласные отличаются от гласных?
* В русском языке 21 согласная буква, но 36 согласных звуков.
* Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
Звуки, состоящие из голоса и шума, называются звонкими, а те звуки, которые состоят только из шума, называются глухими.
* Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык).
* Некоторые согласные звуки можно тянуть, но преграда во рту остаётся.
* Согласные звуки вместе с гласным могут образовать слог.
А ещё не забывайте.
Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и или буквой ь (мягкий знак).
Исключение составляют слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци – це, в которых согласные звучат твёрдо.
Твёрдость согласного звука на письме обозначается гласными буквами а, о, у, э, ы, или ещё одним твёрдым согласным.
Исключение составляют слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, чк-чн, в которых согласный звучит мягко.
Ну и не забудьте, как правильно давать характеристику согласным звукам.
А теперь пришло время прощаться. До свидания, мои дорогие друзья!
Глава 2. Фонетика
§1. Звук
Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:
Обратите внимание:
слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.
§2. Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:
[ ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.
[ ´ ] – ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.
[б’] – значок рядом с согласным обозначает его мягкость.
[j] и [й] – разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: [j’], [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.
Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.
§3. Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.
В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.
Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы.
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.
§4. Способ образования согласных
Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.
Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] — шипящий.
Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.
Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.
§5. Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.
Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие. Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.
Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.
Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п’] и [б’], [ф] и [в], [ф’] и [в’], [к] и [г], [к’] и [г’], [т] и [д], [т’] и [д’], [ш] и [ж], [с] и [з], [с’] и [з’].
Непарные по глухости-звонкости
Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й’], [р’], [л’], [н’], [м’]. Ещё их называют сонорными.
Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя , проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.
У сонорных есть две важные особенности:
1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;
2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. ниже.
Глухие непарные: [ц], [ч’], [ш’:], [х], [х’].
Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?
Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:
Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)
Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)
Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з’] тоже, не только [б], но и [б’] и т. д.
§6. Твёрдые и мягкие согласные
Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.
Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’], [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.
Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.
Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б’], [м] и [м’], [п] и [п’], [в] и [в’], [ф] и [ф’], [з] и [з’], [с] и [с’], [д] и [д’], [т] и [т’], [н] и [н’], [л] и [л’], [р] и [р’], [к] и [к’], [г] и [г’], [х] и [х’].
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] – твёрдой.
Непарные по твёрдости-мягкости
Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц].
Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:].
§7. Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
Для этого используются разные способы:
Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.
Обсуждаем проблему толкования
В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] – это мягкий аналог звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] – двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.
Для взрослых и старшеклассников.
Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
Для этого в лингвистической практике существует два значка:
1) надстрочная черта над звуком;
2) двоеточие.
Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.
§8. Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:
§9. Позиционные изменения звуков
1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.
Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.
[лы ´ жы], [в _лу ´ жу], [н’и ´ т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.
Обсуждаем проблему толкования
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?
Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.
Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:
Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?
Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э, О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения – «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э – [и].
Конец слова – особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний – это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:
Зда ´ ние [зда ´ н’ий’э] – зда ´ ния [зда ´ н’ий’а], мне ´ ние [мн’э ´ н’ий’э] — мне ´ ния [мн’э ´ н’ий’а], мо ´ ре [мо ´ р’э] — мо ´ ря [мо ´ р’а], во ´ ля [во ´ л’а] – на во ´ ле [на_во ´ л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.
Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.
2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] — да ´ ча, [т’ьл’ив’и ´ зър] — телеви ´ зор, [с’ино ´ н’имы] — сино ´ нимы, [б’ир’о ´ зы] — берёзы, [карз’и ´ ны] — корзи ´ ны. Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.
Сильные позиции по глухости звонкости:
В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по глухости-звонкости:
Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.
Оглушение-озвончение согласных
Оглушение звонких происходит в позициях:
Озвончение глухих происходит в позиции:
Cильные позиции по твёрдости-мягкости:
В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.
В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:
Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.
Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования
Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.
Расподобление согласных
Расподобление – это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.
Упрощение групп согласных
Произношение групп звуков:
В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. Вместо г в них произносится [в]: его, красивого, синего.
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.
§10. Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.
Типы соотношения букв и звуков:
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.