Почему синонимов к слову правда больше чем антонимов 3 класс

Значение

Почему синонимов к слову правда больше чем антонимов 3 класс

Люди очень часто говорят слово «правда», и каждый раз оно может нести разный смысл. Мы сообщаем собеседнику таким образом, что согласны с высказанной мыслью. Иногда реальный факт требует подтверждения, и человек произносит: «Правда!». Например, в таком духе:

— А правда, что люди не могут долго стоять на голове?

— Правда. Если у них нет специальной подготовки.

Синонимы

Почему синонимов к слову правда больше чем антонимов 3 класс

Замены так или иначе взаимосвязаны со значениями. И основных синонимов всего два:

Возьмем два словосочетания: «социальная справедливость» и «социальная правда». И даже неподготовленному человеку очевидно, что первая может или должна пронизывать все общество, чтобы люди были довольны. А вторая отражает только интересы одной группы, поэтому не может носить универсального характера. Конечно, можно сказать, что это вольная трактовка, но мы же имеет дело с языком. А последний – это поле творчества в определенных пределах, конечно.

То же самое справедливо (а вот «правдиво» нельзя сказать в данном случае) и для истины, которая обширна, абстрактна и неуловима. Правда – это факт, а истина – фантом. Философы гоняются за ним уже очень давно, и никто пока не придумал системы, которая убедила бы всех.

В некоторых контекстах «правда» заменяется на «истину», а иногда такая замена невозможна, в силу стилистических причин. Прежде чем менять одно на другое, хорошенько подумайте, не исчезнет ли смысл? Очень осторожно надо обращаться с определением «правда», синоним передает только частичный смысл основного понятия.

Антоним

Почему синонимов к слову правда больше чем антонимов 3 класс

Контраст всегда помогает выявить главное. Глобальный антоним правды – это ложь. У последней существует свои значение и синонимы. Рассмотрим их хотя бы кратко.

Синонимы «лжи» и другие противоположности правды

Почему синонимов к слову правда больше чем антонимов 3 класс

У лжи больше имен, чем у правды. Рассмотрим их:

Несмотря на устаревший статус кривды, еще можно услышать такую перепалку между людьми:

— Правда, что ты списывал у Петрова, Иванов?

В данном случае возглас выражает не только предельное отчаяние, но и несогласие, моральное возмущение, достигшее апогея. То есть, нет ничего более отклоняющего от истинного положения вещей («кривого»), чем подобное предположение. Поэтому не такой уж синоним и устаревший.

Мы исследователи досконально значение слова «правда», а также его синонимы и антонимы. Читателю же остается пожелать легко отличать правду от лжи, ведь это не всегда так уж просто.

Источник

Синонимы и антонимы в русской речи (3 класс) – правила употребления

Русский язык богат и разнообразен, в нем много слов, которые имеют противоположное значение, а еще есть такие, значение которых одинаковое. Синонимы и антонимы в русской речи – это явление, о котором нужно знать каждому грамотному человеку. На уроке русского языка в 3 классе эта тема не зря рассматривается так подробно.

Почему синонимов к слову правда больше чем антонимов 3 класс

Что такое синонимы и зачем они нужны

Слова, относящиеся к одной части речи и при этом очень близкие по значению, но отличающиеся написанием, называются синонимами. Слова из разных частей речи синонимами быть не могут, это правило. Зато они могут относиться к разным стилям и иметь разную эмоциональную окраску. Такие слова могут объединяться в синонимические цепочки, для чего их должно быть минимум три.

Для примера можно рассмотреть такую цепочку: лицо – рожа – физиономия. В нем слово лицо относится к среднему роду и имеет нейтральную окраску, рожа относится к категории сниженной лексики, а физиономия – разговорной. После рассмотрения можно сделать вывод, что слова, хоть и должны относиться к одной части речи, род могут иметь разный. Чаще всего они отличаются друг от друга какими-то оттенками значений, но существуют и абсолютные синонимы, то есть такие слова, которые совпадают полностью – это абсолютные синонимы. Так, всем известное слово “азбука” имеет абсолютный синоним – слово “букварь”, а бегемота можно называть гиппопотамом.

Синонимы появляются в языке по нескольким причинам – это может быть необходимость добавить слову новый оттенок значения/эмоциональную окраску или появление заимствования.

Синонимичные слова делают речь более конкретной и определенной и вместе с тем богатой, они позволяют авторам литературных произведений не повторять одни и те же слова слишком часто.

Антонимы: что за слова и как они употребляются

Если слова имеют противоположное значение, то это антонимы. Как и синонимы, они всегда относятся к одной и той же части речи. При этом, если слово многозначное, то оно будет иметь несколько антонимов в зависимости от того, какое значение имеется в виду. Для примера рассмотрим две пары антонимов:

В первой паре речь идет о форме, во второй – о характеристике высказывания (прямой ответ).

Такие слова часто используются для того, чтобы показать предметы или явления с разных сторон, охарактеризовать их с помощью контраста, крайней противоположности.

Употребление синонимов и антонимов

Благодаря этим слова речь человека, устная и письменная, становится более точной и богатой. Они помогают человеку выразить отношение к тому, что он говорит, передать не только мысли, но и эмоции. Ученые-лингвисты разработали специальные словари, которые облегчают употребление синонимов, антонимов. Для каждой группы слов существует свой словарь.

Необходимо понимать, что у одного и того же слова могут быть как синонимичные, так и антонимичные слова. Например, друг – враг, друг – товарищ. Первая пара – антонимы, вторая – синонимы.

Что мы узнали?

В русском языке есть слова, которые имеют близкое значение, но при этом пишутся и произносятся по-разному – это синонимы. А если слова не только пишут и говорят по-другому, но и значение у них противоположное, то это антонимы. Благодаря им человеку становится проще пояснить, что он имел в виду и выразить свои эмоции. Они могут составлять как пары, так и целые цепочки, которые можно найти в специальных словарях. Одно и то же слово может иметь не только синонимы, но и антонимы. Они всегда относятся к одной и той же части речи, но могут иметь разную родовую принадлежность и эмоциональную окраску.

Источник

Антонимов все больше, синонимов все меньше

Почему синонимов к слову правда больше чем антонимов 3 класс

«Учительская газета» провела «круглый стол», тему которого сформулировали так: «Почему Россия все хуже говорит по-русски?» В дискуссии участвовали школьные учителя и ученые-лингвисты. Большинство из них считает: заботиться о чистоте литературного русского языка безусловно необходимо, однако нет оснований думать, что в стране существенно понизился уровень владения им

Когда в самом начале беседы прозвучала фраза о том, что понижение уровня освоения русского языка происходит из-за того, что дети стали меньше читать, тут же посыпались возражения. Художественную литературу читают, конечно, меньше. Но вот кто бы подсчитал, сколько времени представители младших поколений проводят за чтением специфических текстов в интернете! А это, по мнению профессора МГУ Владимира Елистратова, приводит к тому, что самая большая рана наносится даже не словарному запасу людей, а более глубинным речевым структурам.

По окончании обсуждения Владимир Елистратов ответил на вопросы Радио Свобода:

— Тема «круглого стола» – «Почему Россия все хуже говорит по-русски?» В конце стоит вопросительный знак, но, строго говоря, в этой формулировке содержится утверждение. Вы согласны с тем, что Россия хуже говорит по-русски?

— Я не согласен. Что такое хорошо и что такое плохо – это все Маяковский знал. Сейчас идут смещения. То, что было раньше меньше разработано, сейчас разработано больше. Например, в юридической сфере. Что сейчас, например, в русском языке происходит хорошего? Мы всегда любили ассоциации, полутона, какие-то сопутствующие значения, окказиональные значения. Любили какую-то путаницу. Чем больше нагромождений и смыслов, тем интересней. А ядро значения, основное значение слова мы не любили.

Сейчас очень многие пришли в юриспруденцию и конкретные сферы деятельности, и они очень любят делать то, что исконно делали европейцы. Они давали дефиниции. Сократ, например, в диалогах Платона всегда давал дефиниции. Они что-то обсуждают: «Скажи мне, что такое совесть?» И в конце идет ответ: «Совесть – это …» И идет дефиниция, как из словаря Ожегова. Это ядро значения русскоязычным людям всегда давалось с трудом, по-моему. Сейчас многие переориентировались на это, то есть мы заполняем лакуны, которые были раньше. Сейчас меньше читают Достоевского, но зато хорошо понимают юридические тексты.

Ну а в помощь тем, кто все-таки дорожит богатством языка во всем его многообразии, существует программа «Словари ХХI века». Ее осуществляют Институт русского языка РАН и издательство «АСТ-ПРЕСС». Слово ведущему специалисту по связям с общественностью этой культурно-просветительской программы Кириллу Василенко.

— Это уникальный лексикографический проект, пожалуй, первый в истории России. Это попытка зафиксировать весь русский язык в программе «Словари». К 2012 году планируется издание примерно ста словарей. Издается словари существительных, фразеологические, толковые словари, словари ударений, орфографический словарь, словари сленга и иностранных слов.

— Кирилл, но ведь все словари, которые вы назвали, уже когда-то издавались. В чем принципиальное отличие вашей программы от этих, ранее изданных словарей?

— Словарей издавалось немало, но, во-первых, все-таки изданы не все. Речь идет о том, что большого системного проекта на самом деле до сих пор не было. Были отдельные труды ученых, которые издавались не системно, а разово. Кроме того, многие из них издавались достаточно давно. В языке происходят изменения, которые требуют своей фиксации. Поэтому «Словари XXI века» еще будут и самыми современными словарями, самыми новейшими исследованиями по русскому языку.

Часть этих словарей уже издана. Ими можно пользоваться.

Источник

Урок русского языка в 3 классе.Закрепление по теме «Синонимы, антонимы»

Урок русского языка в 3 классе

Цель: Закрепить понятия «синонимы» и «антонимы».

Задачи: Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы. Учить выбирать антонимы в зависимости от значения слова.

— Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

— Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

I. Психологический настрой

— Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)

— Прошу всех присесть за свои рабочие места.

II. Сообщение темы занятия.

— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо досказать словечко.

— Вам надо продолжить пословицу.

Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом»

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их.

Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

— Ученье – свет, а не ученье – (тьма)

— Корень учения горек, а плод – (сладок)

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление»

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

III. Путешествие на остров Синонимов.

-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, надо выполнить следующее задание

У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

— ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

РЕБЁНОК ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕЛАТЬ ХОРОШО

Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.

— Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

«Какие слова называются синонимами?»

— Рассмотрите слова, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?

— Почему мы не смогли подписать остальные слова? (У этих слов нет синонимов)

— Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

IV . Работа по вариантам

— Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

— Какой частью речи они являются?

— Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы

— Что такое синонимы?

— Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

V. Динамическая пауза «Игра наоборот»

V I . На острове Антонимов

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня 😕 (прохлада)

Я антоним к слову «лето»,

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я 😕 (зима.)

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

И от счастья, и от боли,

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь : (тишина).

— Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Все антонимы всегда

VII . Игра «Противоположные слова»

— К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение

— Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение

VIII . В пещере Тайн (работа в парах)

Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание для пар.

Б) Проверка. Обсуждение.

— Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

Что такое антонимы?

— Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

X . Пристань «Вопрос-ответ»

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?

— Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

-Задание 1: заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

-Задание 1: заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

Запиши как можно больше синонимов

Найди слово которому нельзя подобрать синонимы

Луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка.

Работа по вариантам. Запиши синонимы.

Стынет на солнышке,

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Источник

«Синонимы и антонимы» 3 класс

I. Психологический настрой

— Встаньте, ребята, в круг. Перед началом урока хочу вам пожелать творческого настроя, внимания. (Дети по цепочке друг другу произносят пожелания)

Деление класса на группы по цвету. Ученики выбирают кружок понравившегося цвета и объединяются в группы.

— Прошу всех присесть за свои рабочие места.

II. Сообщение темы занятия.

— Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали. Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой команды своё задание лежит на рабочем месте в конверте.

— Вам надо продолжить пословицу и слово вписать в клеточки кроссворда.

Работаем под девизом: «Не спеши языком, торопись делом»

Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, внося данные, общаясь в команде.

Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

— Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.

— Сегодня тема нашего урока «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление»

Мы продолжим знакомство с этими понятиями, будем учиться определять их в тексте.

III. Путешествие на остров Синонимов.

-Итак, путешествие начинается. Мы на острове Синонимов.

Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить следующее задание

У вас на листочке написано слово, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.

— ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ

Сначала слова зачитывает команда, потом эксперт дополняет ответ.

— Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.

«Какие слова называются синонимами?»

— Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать подходящее по смыслу слово?

— Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)

— Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).

Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.

Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.

Задание для 1 группы.

Стынет на солнышке,

Задание для 2 группы.

Задание для 3 группы.

С веточки на веточку

Задание для 4 группы.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Свой хлеб слаще чужого каравая.

— Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.

— Какой частью речи они являются?

Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод: (обсуждение внутри группы)

— Для чего синонимы нужны в речи?

Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы

— Что такое синонимы?

— Для чего используют синонимы в речи?

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

V. Динамическая пауза «Игра наоборот»

Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов.

Каждой группе по очереди задается загадка, обсуждение внутри группы, спикер дает ответ:

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня 😕 (прохлада)

Я антоним к слову «лето»,

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я 😕 (зима.)

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

И от счастья, и от боли,

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

И на уроках я нужна,

А называюсь : (тишина).

— Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?

Все антонимы всегда

— К какой части речи относятся данные слова? (имена существительные) –дополнительное задание- дайте определение

— Какой частью речи являются ваши слова? (глаголы) –дайте определение

— Какой можно сделать вывод? ( антонимы есть в каждой части речи.)

Посмотрите, перед нами пещера Тайн.

А) Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»

Б) Проверка. обсуждение (спикеры зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)

— Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.

Что такое антонимы?

— Для чего используют антонимы в речи?

Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.

Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.

— Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

— С помощью каких слов передается это настроение?

Внимательно прочитайте задание (на карточке) и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).

-Задание 1, 2 группе заменить пропущенные слова синонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.

-Задание 3, 4 группе заменить пропущенные слова антонимами.

Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

-Взаимопроверка (обмен работами, группы оценивают друг друга, обосновывают оценку)

А) Получившийся текст читают 1 и 2 группы.

— Какое настроение передает ваш текст?

Б) Получившийся текст читают 3 и 4 группы.

— Какое настроение передает ваш текст?

Как приятно выходить на берег в такую погоду!

Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия?

— Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

— На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)

— Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по морю Лексики, встаньте в круг и возьмитесь за руки.

— Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.

— Какую оценку поставите мне за урок? А себе?

-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *