Почему считается что мппом имеет интегративный характер

Знание основных понятий. Составление глоссария

Знание основных понятий. Составление глоссария

Задание: По основной литературе изучить теоретический материал по следующему плану:

— Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука и ее задачи.

— Методологическая основа и методы исследования курса.

— Связь Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» с другими науками.

Проверить свои знания по следующим вопросам:

— Какие подходы известны вам к трактовке понятия «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»? В чем её сходство и отличие от «методики преподавания природоведения» и «методики преподавания естествознания»?

— Каковы функции и задачи названной методики?

— Охарактеризовать методологические подходы, лежащие в основе современной Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир», назвать методы исследования.

— С какими науками названная методика связана?

— Составить схему: межпредметные связи методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» с другими науками.

— Начать составлять глоссарий по дисциплине «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир».

Конспектирование

В отдельную тетрадь конспекты статей – готовность к обсуждению.

Коллоквиум

Вопросы для обсуждения:

1.Зарождение методики преподавания природоведения в дореволюционный период. Дайте основную характеристику.

2.Развитие методики преподавания естествознания в советский период.Основные направления.

3.Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» на современном этапе. Каковы современные тенденции развития данной методики преподавания?

На какие этапы условно можно подразделить историю становления методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир»? Охарактеризуйте каждый из них.

4. Назовите основные государственные документы, обеспечивающие нормативную базу преподавания предмета «Окружающий мир». Что такое стандарт образования? Чем обусловлено его введение? Какова структура стандарта? Каковы особенности стандарта по предмету «Окружающий мир»?

Задание. Изучить теоретический материал «Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период)». Заполнить таблицу:

Периоды и видные деятелиСущность идеи
Я.А. Коменский
Начало 18 века, М.В. Ломоносов
Конец 18 века, В.Ф. Зуев
1-я половина 19 века
2-я половина 19 в., К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семенов

Задание. Изучить теоретический материал «Развитие методики преподавания естествознания в советский период».

Выделите сущность идей для каждого этапа развития методики, данные занесите в таблицу:

Реферирование

Подготовить рефераты (1 вопрос контрольной работы).

1. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). М.В. Ломоносов и сущность его идей.

2. Морфолого–систематическое направление преподавание школьного естествознания (А.М. Теряев и др.).

3. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). В.Ф. Зуев и сущность его идей.

4. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). К.Д. Ушинский и сущность его идей.

5. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов и сущность их идей.

6. В. В. Половцов и его роль в развитии отечественной методики преподавания естествознания.

7. Вклад Д.Н. Кайгородова, Л.С. Севрука, И.И. Полянского, В.В. Вахтерова в совершенствование методики преподавания естествознания как науки.

8. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 20-х годов 20 века.

9. Роль Б. Е. Райкова в развитии отечественной методики преподавания естествознания. 10. Взгляды К.П. Ягодовского, П. А. Завитаева, М.Н. Скаткина на преподавание естествознания в начальной школе.

11. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 30-х годов 20-го века.

12. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 40-х – 60-х годов 20-го века.

13. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 70-х – 80 –х годов 20-го века.

14. Усиление природоохранного аспекта и экологической направленности природоведческих курсов в начальной школе конца 20 века.

15. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 90-х годов 20-го века.

16. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» на современном этапе.

17. Особенности программ и учебников М.Н. Скаткина, Л.Ф. Мельчакова, З.А. Клепининой.

18. Общие и специфические принципы обучения интегративному курсу «Окружающий мир».

19. Системообразующие содержательные линии второго стандарта по предмету «Окружающий мир».

20. Цели и задачи интегрированного курса «Окружающий мир» на современном этапе.

Подготовка текста

По УМК «Школа России» А.А. Плешакова «Зелёный дом» 2кл. Раздел «Здоровье и безопасность» разработать 3 фрагмента урока с включением в них беседы, рассказа, объяснения.

Подготовка беседы

Дать характеристику наблюдения как основного метода изучения окружающего мира в начальной школе с применением беседы. Методические требования к организации и проведению наблюдений и беседы.

Подготовка рассказа

По УМК «Школа России» А.А. Плешакова «Зелёный дом» 3кл. разработать 3 фрагмента урока с включением в них беседы, рассказа, объяснения.

Подготовка презентации

Подготовить пакет прикладных обучающих презентаций к урокам в 1 классе.

Выполнение упражнений (практические методы обучения) . Сконструировать фрагмент урока с практическими работами по изучению плана и карты по теме «Что такое карта и как её читать» 2 класс (УМК «Зелёный дом»).

Выполнение упражнений (наглядные методы обучения) Составить план-конспект урока с проведением демонстрационных опытов (УМК «Зелёный дом», 2 класс, тема на выбор студента).

Защита творческих работ(Анализ УМК Сравнительная характеристика. – 2 вопрос контрольной работы).

Контрольная работа

Лабораторные занятия:

— сбор и анализ практического материала(работа с текстом)

— сбор и анализ практического материала(работа с учебником)

— составление плана-конспекта урока.(первичный анализ урока).

Контрольная работа.

1 вариант

1. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

3. Учебно-опытный участок для начальной школы.

4. Проект урока с использованием словесных методов обучения (рассказ)

2 вариант

1. Воспитание младших школьников на уроках «Окружающего мира».

3.Уголок живой природы.

4. Проект урока с постановкой практической работы

3 вариант

1. Идеи духовно- нравственного воспитания в современных УМК программы обучения по «Окружающему миру».

3. Использование наглядных средств обучения на уроках окружающего мира.

4. Проект урока по теме «Дикие и домашние животные» 1 класс с использованием интерактивных методов обучения.

4 вариант

1. Литературное творчество младших школьников на уроках «Окружающего мира».

3. Методика работы с картографическими пособиями.

4. Проект урока с использованием демонстрационного опыта

5 вариант

1. Организация исследовательской работы на уроках «Окружающего мира».

3. Аудиовизуальные средства обучения.

4. Проект урока с использованием беседы.

6 вариант

1. Использования ИКТ обучения на уроках в курсе «Окружающий мир».

3.Географическая площадка и методика работы на ней.

4. Проект урока в 1 классе с использованием практических методов обучения.

7 вариант

1. Проведение опытов на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

Конспектирование

1. Амбражевич Я.Е. Этап закрепления на уроках курса «Окружающий мир». Реализация развивающих задач учебного предмета // Начальная школа.2012. №12. С.47-52.

2. Анохина О.Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2012. №12. С.53-55.

3. Ахметова М.Н. Метапоэтический текст в метафорическом дискурсе преподавания предмета «Окружающий мир» // Начальная школа. 2012. №4. С. 50-55.

4. Белянкова Н.М. Как работать в 3 классе с учебником «Окружающий мир» на этапе освоения нового материала // Начальная школа. 2012. №5. С. 57-61.

5. Банников В.Н., Белянкова Н.М. Проблемное изучение блока «Человек и общество» в курсе «Окружающий мир». Социализация младших школьников // Начальная школа. 2012. №12. С. 43-47.

6. Боровская Л.А. Интегрированные задания регионального содержания в обучении младших школьников // Начальная школа. 2013. №1. С.65-69.

7. Ветошкина Ю.А. Предметно-тематические карты к урокам – новый вид методической документации // Начальная школа. 2012. №2. С.44-48.

8. Дибленкова А.Н. Опыт использования здоровьесберегающих технологий // Начальная школа плюс до и после. 2012. №1. С. 49-53.

9. Кокоткина И.А. Технологии построения урока на деятельностной основе как средство развития универсальных учебных действий // Начальная школа плюс до и после. 2012. №9. С.32-34.

10. Полякова Е.В. Использование учебных материалов по окружающему миру для формирования ИКТ-компетентности учащихся // Начальная школа. 2013. №1. С. 76-78.

11. Савенков А.И. Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения // Начальная школа. 2012. №9. С.54-61.

12. Савинова С.В. Роль исследовательской деятельности в формировании социального здоровья младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. №3. С. 85-87.

13. Семенова Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. 2013. №1. С. 68-71.

14. Тарасова Т.И. Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов изучения курса «Окружающий мир» // Начальная школа. 2012. №10. С.27-31.

Знание основных понятий. Составление глоссария

Задание: По основной литературе изучить теоретический материал по следующему плану:

— Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» как педагогическая наука и ее задачи.

— Методологическая основа и методы исследования курса.

— Связь Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» с другими науками.

Проверить свои знания по следующим вопросам:

— Какие подходы известны вам к трактовке понятия «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»? В чем её сходство и отличие от «методики преподавания природоведения» и «методики преподавания естествознания»?

— Каковы функции и задачи названной методики?

— Охарактеризовать методологические подходы, лежащие в основе современной Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир», назвать методы исследования.

— С какими науками названная методика связана?

— Составить схему: межпредметные связи методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» с другими науками.

— Начать составлять глоссарий по дисциплине «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир».

Конспектирование

В отдельную тетрадь конспекты статей – готовность к обсуждению.

Коллоквиум

Вопросы для обсуждения:

1.Зарождение методики преподавания природоведения в дореволюционный период. Дайте основную характеристику.

2.Развитие методики преподавания естествознания в советский период.Основные направления.

3.Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» на современном этапе. Каковы современные тенденции развития данной методики преподавания?

На какие этапы условно можно подразделить историю становления методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир»? Охарактеризуйте каждый из них.

4. Назовите основные государственные документы, обеспечивающие нормативную базу преподавания предмета «Окружающий мир». Что такое стандарт образования? Чем обусловлено его введение? Какова структура стандарта? Каковы особенности стандарта по предмету «Окружающий мир»?

Задание. Изучить теоретический материал «Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период)». Заполнить таблицу:

Периоды и видные деятелиСущность идеи
Я.А. Коменский
Начало 18 века, М.В. Ломоносов
Конец 18 века, В.Ф. Зуев
1-я половина 19 века
2-я половина 19 в., К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, Д.Д. Семенов

Задание. Изучить теоретический материал «Развитие методики преподавания естествознания в советский период».

Выделите сущность идей для каждого этапа развития методики, данные занесите в таблицу:

Реферирование

Подготовить рефераты (1 вопрос контрольной работы).

1. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). М.В. Ломоносов и сущность его идей.

2. Морфолого–систематическое направление преподавание школьного естествознания (А.М. Теряев и др.).

3. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). В.Ф. Зуев и сущность его идей.

4. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). К.Д. Ушинский и сущность его идей.

5. Зарождение методики преподавания естествознания (дореволюционный период). А.Я. Герд, Д.Д. Семёнов и сущность их идей.

6. В. В. Половцов и его роль в развитии отечественной методики преподавания естествознания.

7. Вклад Д.Н. Кайгородова, Л.С. Севрука, И.И. Полянского, В.В. Вахтерова в совершенствование методики преподавания естествознания как науки.

8. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 20-х годов 20 века.

9. Роль Б. Е. Райкова в развитии отечественной методики преподавания естествознания. 10. Взгляды К.П. Ягодовского, П. А. Завитаева, М.Н. Скаткина на преподавание естествознания в начальной школе.

11. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 30-х годов 20-го века.

12. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 40-х – 60-х годов 20-го века.

13. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 70-х – 80 –х годов 20-го века.

14. Усиление природоохранного аспекта и экологической направленности природоведческих курсов в начальной школе конца 20 века.

15. Развитие методики преподавания естествознания в советский период. Выделите сущность идей 90-х годов 20-го века.

16. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» на современном этапе.

17. Особенности программ и учебников М.Н. Скаткина, Л.Ф. Мельчакова, З.А. Клепининой.

18. Общие и специфические принципы обучения интегративному курсу «Окружающий мир».

19. Системообразующие содержательные линии второго стандарта по предмету «Окружающий мир».

20. Цели и задачи интегрированного курса «Окружающий мир» на современном этапе.

Подготовка текста

По УМК «Школа России» А.А. Плешакова «Зелёный дом» 2кл. Раздел «Здоровье и безопасность» разработать 3 фрагмента урока с включением в них беседы, рассказа, объяснения.

Подготовка беседы

Дать характеристику наблюдения как основного метода изучения окружающего мира в начальной школе с применением беседы. Методические требования к организации и проведению наблюдений и беседы.

Подготовка рассказа

По УМК «Школа России» А.А. Плешакова «Зелёный дом» 3кл. разработать 3 фрагмента урока с включением в них беседы, рассказа, объяснения.

Подготовка презентации

Подготовить пакет прикладных обучающих презентаций к урокам в 1 классе.

Выполнение упражнений (практические методы обучения) . Сконструировать фрагмент урока с практическими работами по изучению плана и карты по теме «Что такое карта и как её читать» 2 класс (УМК «Зелёный дом»).

Выполнение упражнений (наглядные методы обучения) Составить план-конспект урока с проведением демонстрационных опытов (УМК «Зелёный дом», 2 класс, тема на выбор студента).

Защита творческих работ(Анализ УМК Сравнительная характеристика. – 2 вопрос контрольной работы).

Контрольная работа

Лабораторные занятия:

— сбор и анализ практического материала(работа с текстом)

— сбор и анализ практического материала(работа с учебником)

— составление плана-конспекта урока.(первичный анализ урока).

Почему считается что мппом имеет интегративный характер

Почему считается что мппом имеет интегративный характер

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Почему считается что мппом имеет интегративный характер

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Почему считается что мппом имеет интегративный характер

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Методика преподавания интегративного курса Окружающий мир

Почему считается что мппом имеет интегративный характер

Частное учреждение высшего образования

«Институт государственного администрирования»

Факультет Психолого – педагогический

«Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»»

Автор: студентка 4 курса

дистанционной формы обучения

Гаврилова Ирина Игоревна

Задачи преподавания окружающего мира в начальной школе

«Окружающий мир» как учебный предмет имеет большие возможности для обучения, развития и воспитания школьников. Этот предмет занимает одно из ведущих мест среди учебных дисциплин в начальной школе по объёму содержания курса: здесь объединены знания естественных и социальных наук.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, вступившему в силу с 2010 г., задачами преподавания курса «Окружающий мир» являются:

а) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

б) осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

в) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

г) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

В результате изучения курса «Окружающий мир» у детей должны сформироваться определённые знания, умения и навыки. Знания ребёнок получает в результате постижения окружающей действительности. Знания во многом определяют отношение человека к происходящему, его моральные взгляды, убеждения, воспитанность.

Таким образом, в процессе изучения курса «Окружающий мир» решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе

Содержание курса определяется рядом нормативных документов: Государственным образовательным стандартом начального общего образования, Базисным учебным планом, учебными программами. В образовательном стандарте определены требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Предметные результаты освоения программы по окружающему миру должны отражать:

1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из сехмейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В Базисном учебном плане распределено учебное время между федеральным, региональным и школьным компонентами образовательного стандарта. Окончательное содержание курса определено в конкретных программах по окружающему миру.

Содержание курса «Окружающий мир» можно распределить по следующем основным тематическим блокам: 1) небесные тела; 2) погода; 3) неживая природа; 4) география; 5) растения; 6) животные; 7) сезонные изменения в неживой природе; 8) сезонные изменения в живой природе; 9) сезонные изменения в труде людей; 10) человек (строение, охрана здоровья); 11) экология; 12) общество; 13) история Отечества.

Методика формирования естественнонаучных представлений и понятий у младших школьников

Одной из самых сложных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема образования и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К. Д. Ушинского, К. П. Ягодовского, М. Н. Скаткина, Н. А. Рыкова, С. А. Павловича, В. А. Сухомлинского и др.

Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.

Большинство педагогов-естественников придерживается классических взглядов на теорию формирования и развития понятий. Такой подход объясняется спецификой самого предмета изучения естествознания, к которому относятся природные тела и явления, воспринимаемые нашими органами чувств.

Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня – чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором – процесс мышления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.

Главной задачей учителя является руководство процессом усвоения качественных знаний. Это возможно лишь при условии правильной организации мыслительной деятельности детей.

У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосредственному восприятию предметов и явлений природы, т. е. чувственному (эмпирическому) уровню познания.

Отдельных, изолированных от предмета свойств в материальном мире не существует. Поэтому на втором этапепознания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбуждения в зонах различных анализаторов образуются временные связи. Это служит основой для восприятия, т. е. отражения в коре головного мозга предмета в целом при непосредственном контакте с ним.

Третьим этапом познания является образование представления, т. е. отражение внутреннего образа предмета, хранимого в памяти человека. Физиологической основой представлений является сохранение связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти.

Этот этап является мостиком между чувственным и логическим познанием. Образы в известной мере уже являются обобщениями, но при их возникновении могут отражаться несущественные признаки предмета, а часть свойств опускаться.

Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Это представления воображения. Они не вызывают в памяти ребенка ярких образов и являются нечеткими, расплывчатыми. Представления воображения в большей степени зависят от индивидуальных особенностей детей, чем представления памяти. Поэтому любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.

В начальном курсе естествознания формируются, в основном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.

Не нужно забывать, что младшие школьники плохо владеют орфографией, поэтому во время терминологической работы нужно записать новое слово на доске, проговорить его вслух, выделить орфограммы и записать слово в словарик в рабочей тетради.

Процесс усвоения знаний младшими школьниками станет более эффективным, если учитель будет соблюдать определенные условия, помогающие образованию природоведческих представлений и понятий.

Условия, обеспечивающие адекватность восприятия:

– Использование наглядных пособий. Преимущество должно отдаваться натуральным природным объектам. При невозможности их наблюдения вследствие малых размеров или отсутствия в данной местности необходимо пользоваться экранными пособиями (видеоматериалами, кинофильмами), искусственными и изобразительными средствами (моделями, таблицами, картинами).

– Словесное описание изучаемых предметов и явлений должно быть точным, образным. Слово учителя должно направлять процесс наблюдения объектов на их общие, существенные признаки. Это обеспечивает установление в сознании ребенка связи между образом и словом.

– Проведение практических работ, на которых задействованы все органы чувств ребенка. Инструкции к практическим работам должны быть четкими, ясными, конкретными, направляющими внимание детей на основные свойства изучаемых объектов.

Условия образования правильных представлений:

– Зарисовка по памяти. Этот прием важен для «оживления прошлого опыта» и формирования умения пространственного изображения. При этом требуется не детальное воспроизведение изученного объекта, а схематический рисунок, на котором видны существенные признаки всех объектов, обозначаемых данным понятием. Например, при изучении органов цветкового растения может быть сделан рисунок не только травянистого растения, но и дерева, кустарника.

– Заполнение таблиц, схем. Этот методический прием обычно используется после проведения практической работы. При этом по памяти воспроизводятся свойства природных объектов, которые дети исследовали с помощью простейших опытов. Во время такой работы воссоздается чувственный опыт. Происходит деление целого на части и его анализ.

Условия образования понятий:

– Сравнение, выделение общих и различных признаков изучаемых объектов. Нужно помнить, что младшие школьники легче находят различие, чем сходство предметов и явлений. Учителю необходимо учить детей сравнивать с помощью грамотно сформулированных вопросов и заданий.

– Упражнения в классификации. Например: «Найди лишнее», «Продолжи цепочку слов», «Распредели по группам» и т. п.

– Развитие у младших школьников умения грамотно задавать вопросы об изученных природных объектах или явлениях и делать выводы.

– Установление ассоциаций со знаниями, полученными из жизненного опыта, книг, кинофильмов и др.

– Проблемные вопросы и задания.

– «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять», – писал С. Л. Рубинштейн». Обычно проблема ставится в начале изучения темы. Например, при изучении процесса питания растений можно рассказать об опыте Д. Пристли, во время которого мышь, помещенная одна под стеклянный колпак погибла, а мышь, находящаяся в банке вместе с зеленым растением, осталась жива. Выясняется, что животное погибло от недостатка кислорода. Ставится проблема: почему мышь, которая дышала вместе с растением, осталась жива? Эта проблема разрешается, когда дети выясняют, что в процессе образования в растениях сахара и крахмала из углекислого газа и воды выделяется кислород.

Система повторения, помогающая связать новые знания с уже имеющимися.

При этом в коре больших полушарий образуются широкие ассоциативные связи, что делает знания более прочными. Ассоциации образуются на основе временных связей в коре больших полушарий.

– Опора на уже имеющиеся знания послужит осмысленному усвоению знаний, пониманию изучаемого материала.

– Перевод знаний в практические умения и навыки.

Например, при изучении сезонных изменений в природе учащиеся должны овладеть умением проведения фенологических наблюдений, научиться фиксировать результаты в «Дневниках наблюдений». При этом усваиваются понятия «погода», «температура и термометр», «листопад», «перелетные, оседлые и кочующие птицы» и др. Дети учатся сравнивать положение солнца над горизонтом в различные времена года, наблюдать за продолжительностью дня, определять температуру воздуха, воды, почвы, следить за характером осадков, за изменениями в жизни растений и животных. Эти умения помогут младшим школьникам устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой, перевести свои знания о сезонных изменениях в природе на более высокий уровень.

Соблюдение вышеназванных условий поможет учителю эффективно руководить процессом усвоения младшими школьниками качественных естественно-научных знаний.

Образовавшееся понятие не остается неизменным, оно постоянно развивается, т. е. закономерно переходит из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Этот процесс должен проходить под руководством учителя.

Можно выделить следующие уровни развития понятий:

1) Эмпирический (фактологический). Связан с изучением единичного и особенного, накоплением фактов. Носит, в основном, репродуктивный характер. На этом уровне овладения понятием учащиеся без труда справляются с заданиями: «Выбери…», «Подпиши…», «Нарисуй…».

2) Операционно-доказательный. Предполагает самостоятельное применение нужных фактов для доказательств, подкрепление примерами своего рассказа. На этом уровне учащиеся уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи, справляются с заданиями, требующими приведения примеров.

3) Теоретический (понятийный). Учащиеся оперируют понятиями, учатся конкретизировать их, для этого используют уже новые факты в новых ситуациях.

4) Творческий. Это наиболее высокий уровень овладения понятием. Он предполагает разработку новых учебных опытов, создание самодельных приборов для постановки экспериментов (по А. В. Усовой).

В начальной школе дети овладевают первоначальными представлениями и понятиями. Их дальнейшее развитие происходит в процессе изучения курсов биологии, географии, химии, физики и т. д.

Существенным условием развития понятия должно быть его включение в систему уже имеющихся знаний.

В настоящее время несколько изменились взгляды на систематику живой природы. Тем не менее мысли А. Я. Герда актуальны и для современной начальной школы. Структура предложенной им системы отражена в примерной программе по «Окружающему миру». Наиболее общим в этой системе является понятие «природа», которая делится на неживую и живую. Главными признаками живого организма являются питание, дыхание, раздражимость, движение, размножение, выделение, рост.

Содержание естественнонаучного образования в традиционной педагогике ориентировано преимущественно на реализацию образовательных функций школы. При этом подходе в центре внимания находятся знания, накопленные человечеством в процессе исторического развития, а также уровень развития познавательных процессов и практическая подготовка учащихся. Такой знаниево-ориентированный подход способствует вхождению человека в социальную среду, а содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Вместе с тем, по мнению некоторых педагогов, при таком подходе знания заслоняют человека, что приводит к ориентации содержания образования на среднего ученика.

В свете идеи гуманизации образования в современной педагогике выделяется личностно ориентированный подход к отбору содержания образования, при котором абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. При таком подходе обеспечивается свобода выбора содержания образования с целью удовлетворения личностью своих образовательных, духовных и культурных потребностей. Личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека и должно давать возможность самореализации личности.

Таким образом можно сформулировать следующие методические рекомендации по формированию понятийного аппарата у учащихся младших классов:

— вместе с учащимися формулировать природоведческие понятия методами анализа, сравнений и сопоставлений, классификаций, выводов и обобщений;

— использовать моделирование схем по каждой подсистеме понятий, выделять (для себя) сложные и простые, общие и частные;

— вести словарь понятий, записывать четкие, лаконичные формулировки; обращаться к этому словарю на этапе повторения пройденного, а также на уроках по другим дисциплинам;

— не требовать дословного заучивания формулировок; добиваться самостоятельных рассуждений учащихся по сути каждого понятия;

— организовывать выполнение творческих заданий (например, моделирование схемы понятий на альбом листе, дополнение ее рисунками, аппликацией и т.п.).

Система природоведческих понятий, сформированная у учащихся начальной школы – фундамент для более успешного и осознанного изучения курсов биологии и географии в среднем звене.

Формы организации познавательной деятельности младших школьников по формированиюестественнонаучных понятий

Учебно-воспитательный процесс – это целостная система, позволяющая в комплексе реализовать основные цели начального естественнонаучного образования. Любая система состоит из взаимосвязанных частей, в методике к ним относятся формы обучения.

Внеурочная деятельность – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса.

Внеурочные задания выполняются:

– в классе (заполнение «Фенологического уголка»);

– в уголке живой природы;

– на природе (проведение фенонаблюдений);

– на учебно-опытном участке (посадка культурных растений и уход за ними);

– на географической площадке (наблюдения за погодой).

Необходимость организации внеурочных работ по естествознанию объясняется длительностью проведения многих наблюдений за растениями и животными, отсутствием возможности провести некоторые опыты с учащимися всего класса и др.

Внеурочные работы могут быть предварительными и выполняться за несколько недель до урока, на котором используются результаты работы (проращивание семян, размножение растений), и непосредственными, которые требуется выполнить вне урока по изучаемой теме (уход за домашними животными). Некоторые задания, например, гигиенического характера, выполняются детьми с целью закрепления после изучения соответствующего материала на уроке.

Сезонные изменения в жизни растений и животных (распускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т. п.) называютфенологическими явлениями.

Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием изучения курса естествознания. Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в подготовительном курсе познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.

Фенологические наблюдения содержат много ценных педагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления детей – качеств, необходимых при изучении естественных наук.

Для формирования понятия «животные» важны внеурочные наблюдения за сезонными явлениями в жизни животных. Ученики заносят результаты в «Дневники наблюдений» и сравнивают со средними многолетними сроками наступления данного явления в своей местности.

Совершенно очевидно, что фенологические наблюдения не могут быть уложены в рамки учебных занятий. Они требуют свободного общения с природой во внеурочное и внеучебное (летнее) время.

Внеурочные наблюдения непосредственно связаны с домашней работой учащихся.

Домашняя работа есть форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками.

Домашнее задание только тогда носит развивающий характер, когда активизирует мысль ученика, побуждает его к самостоятельной работе.

Давая ученикам домашнее задание, учитель должен руководствоваться следующими требованиями:

1. Целевая установка перед заданием. Учащиеся должны понимать, с какой целью им требуется выполнить то или иное задание.

2. Специально отведенное на уроке время на инструктаж. Учитель обязан подробно объяснить, как следует выполнить каждое задание и добиться, чтобы каждый ученик это понял.

3. Фиксация домашних заданий учащимися. Учитель должен записать домашнее задание на доске и проследить, чтобы дети переписали его в дневник.

Домашние задания должны носить индивидуальный характер. Подбирая задания, следует учитывать уровень подготовки младших школьников и их интерес к предмету. Отстающим учащимся даются задания, требующие повторения основных вопросов курса. Ученикам, проявляющим особый интерес к естествознанию, следует подобрать творческие задания, расширяющие их кругозор. Например, подготовить и представить обзор литературы по определенной теме.

Методически грамотно организованная домашняя работа помогает учителю эффективно провести урок естествознания.

Внеклассная работа по естествознанию – это форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы.

Внеклассные занятия имеют целями:

1) расширение кругозора и углубление знаний учащихся по предмету;

2) развитие исследовательских умений и навыков, проведение длительных наблюдений, постановку простейших экспериментов и т. п.;

3) экологическое образование; развитие природоохранных умений, доступных для младших школьников;

4) формирование умения пропагандировать знания о природе;

5) развитие коммуникативных качеств личности.

Выделяют три основных формы организации внеклассной работы, каждая из которых может быть представлена различными видами занятий. Каждая форма внеклассной работы имеет свои особенности.

Массовая работа позволяет привлечь к участию практически всех младших школьников. Сценарии массовых внеклассных мероприятий учитель может найти в журналах «Начальная школа», «Биология в школе», «География в школе», в приложении к газете «Первое сентября» и в других методических изданиях, а также в сети Интернет.

Подготовка к мероприятиям начинается заранее. Каждый ребенок может принять в нем посильное участие в зависимости от его склонностей иинтересов: оформить сцену или класс, подобрать музыку, разучить текст сценария, подготовить наглядный материал и т. п.

Массовые природоведческие праздники и вечера обычно включают как научное так и художественное содержание. Тем не менее важно помнить, что такое мероприятие не концерт, а естественнонаучный вечер (праздник), на котором главное место должен занимать познавательный материал по выбранной тематике.

Интересной формой массовой работы являются экскурсии по экологической тропе. На ней учащиеся закрепляют знание программного материала, овладевают опытом оценки результатов взаимодействия человека и природы, навыками экологически грамотного поведения в природе.Экскурсоводы на экологической тропе – это хорошо подготовленные учащиеся, которые приобретают умение пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников.

Факультативные занятия – особая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Факультативы относят к массовой форме внеклассной работы, они служат дополнением к школьным курсам. Цель – дать учащимся естественнонаучные знания и умения в объеме, значительно превышающем школьную программу.

Несмотря на то, что факультативы проводятся на добровольной основе, их посещение записавшимися учениками обязательно. Занятия включаются в расписание и их проведение входит в учебную нагрузку учителя.

Факультативы проводятся с группой учащихся по программам, утвержденным Министерством образования и науки РФ, или по авторским программам, утвержденным местными органами образования.

Факультативы позволяют полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивают более надежные основы экологической ответственности младших школьников за окружающую природу. В процессе занятий происходит развитие соответствующих умений и навыков в более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране природы.

Групповая работа в школе предполагает организацию кружков с природоведческой тематикой. Руководителем кружка может быть сам учитель или педагог дополнительного образования, являющийся специалистом в определенной области.

Для младших школьников чаще всего организуются кружки юных натуралистов, фенологов, краеведов, экологов и др. Тематика кружковой работы по годам обучения была предложена в трудах Б. В. Всесвятского, Б. Е. Райкова, П. И. Боровицкого, И. Д. Зверева, М. Н. Скаткина, А. Н. Захлебного и др.

Цель работы кружка – заинтересовать учащихся, углубить и расширить их природоведческие знания, выработать навыки наблюдения и экспериментирования. Результаты отдельных опытов и экспериментов могут использоваться на уроках (например, при изучении дыхания и питания растений).

Численность детей, посещающих кружок, в среднем, 10–15 человек. Состав участников должен быть добровольным, но постоянным. Занятия обычно проводятся 1 раз в неделю. Кружок должен работать систематически, по заранее составленной и утвержденной программе. Коллективная работа детей в кружке всегда сочетается с индивидуальной. Кроме этого члены кружка принимают активное участие в подготовке массовых мероприятий.

Индивидуальная работа проводится с заинтересованными учащимися, добровольно берущими задания у учителя. Такая работа обычно носит эпизодический характер и по существу является разновидностью выполнения домашних и внеурочных заданий.

Многие дети, имеющие хорошие книги природоведческой тематики в домашних библиотеках, вызываются подготовить реферат или литературный обзор к конкретному уроку. Книги развивают познавательный интерес младших школьников, расширяют их кругозор. Рекомендуется использовать книги о природе И. Акимушкина, В. Бианки, В. Герасимова, Ю. Дмитриева, И. Зверева, Н. Плавильщикова, Н. Сладкова, М. Пришвина и др.

Следует научить детей при подготовке сообщения выбирать из книги только важную, существенную информацию, побуждать их анализировать текст, выражать собственное мнение. Удачными приемами, побуждающими учеников знакомиться с дополнительной литературой, является показ учителем иллюстраций и чтение выдержек из книги на уроке.

Огромное значение в естественнонаучном образовании имеет умение работать со справочной литературой. Это умение может формироваться при индивидуальной работе в уголке живой природы или на учебно-опытном участке.Ученик должен пользоваться справочниками и определителями для более подробного ознакомления с растениями и животными, за которыми он ухаживает.

В зависимости от интересов и склонностей учеников класса можно устраивать выставки лучших фотографий о природе, рисунков и др. Внеклассная работа, которая проводится учителем в системе, формирует интерес к предмету, побуждает учащихся к самообразованию.

Все формы обучения естествознанию требуют организации систематического контроля за ходом формирования соответствующих знаний и умений учащихся.

Список литературы

1. Герд А. Л. Избранные пед. труды. М., 1953.

2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб.заведений, слушателей ИПК. Ростов-Н/Д: ТЦ, «Учитель», 2001, с.100

3. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие.

5. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984

6. Педагогический энциклопедический словарь. Издательство: Большая Российская Энциклопедия (М., 2003). Страниц: 528

8. Павловские среды.Т.2.М.,1949.

9. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебн. для 3 кл. четырёхлетн. начальной шк. – М: Дрофа, 2004.

10. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2000, №10

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *