Почему рождаются левши с чем это связано
Почему ребенок левша? Развитие ребенка-левши
В процессе классической нейропсихологической диагностики первым определяется профиль межполушарной асимметрии у обследуемого. Он предполагает наличие «ведущих» глаза, уха, руки, ноги, поэтому важно отметить, что левши и леворукие люди – не одно и то же. Может быть ведущая левая рука, но при этом человек не будет левшой в отношении других моторных и сенсорных предпочтений. Или ведущая рука может быть правая, а глаз, ухо и нога – левые (часто такой феномен называют «скрытым левшеством»). Кроме того, возможен вариант амбидекстрии, когда правая и левая стороны одинаково участвуют в осуществлении функций.
Таким образом, грамотнее говорить о межполушарном профиле или специфике латеральных предпочтений. Для диагностики используются специальные нейропсихологические пробы, а также исследование анамнеза на предмет семейного левшества и других данных (например, наличия и длительности периода ползания у ребенка).
Существует генетическая, врожденная форма леворукости (тогда кто-то из родственников обычно тоже имеет ведущую левую руку), а также компенсаторная форма, которая развивается вследствие патологии нервной системы (например, отсутствие периода ползания, по мнению кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры клинической психологии и психотерапии А.В. Семенович). Врожденная форма леворукости характеризуется вариантом нормального морфогенеза, в то время как при компенсаторном левшестве в процессе перинатального и постнатального развития «выпадает» какое-то звено в развитии мозга, вследствие чего происходит внутри- и межсистемная перестройка связей головного мозга. Поэтому именно у детей с компенсаторным левшеством часто обнаруживаются трудности в развитии (заикание, дислексия, дисграфия, гиперактивность и трудности коммуникации). Наличие или отсутствие таких проблем будет зависеть от продуктивности перестройки связей.
Часто от родителей звучит вопрос: «Чем отличаются левши от правшей?», — с комментарием, что они не замечают большой разницы. Действительно именно при генетически обусловленной форме полного левшества психика наиболее устойчива по сравнению с компенсаторными вариантами. Таких людей среди леворуких в процентном соотношении мало, по разным данным статистики «истинных» левшей 1-3% от всего населения. Все остальные леворукие относятся к приобретенным формам. И вот там ярко проявляются особенности.
В норме у правшей (то есть людей с левополушарным доминированием) есть определенная топика психических функций, т.е. центры речи – в левом полушарии, пространственные представления, музыкальный слух, восприятие интонаций и ритмов – в правом полушарии и т.д. И полушария все время взаимодействуют между собой посредством комиссур. Правое полушарие отвечает за чувственное познание мира, интуицию, целостное восприятие образа, воображение, одномоментное (симультанное) восприятие. Левое – это аналитическая стратегия, последовательность (сукцессивность), аналитика и логика, абстрактное мышление, числа, буквы, движение и речь.
У правшей отмечается более высокая степень внутри- и межфункциональной дифференцированности зон мозга и четкость латеральной (межполушарной) специализации. То есть для реализации той или иной функции «работает» четкий «ансамбль» зон как внутри полушария, так и в связи между гемисферами. В норме у правшей более стабильная корково-подкорковая регуляция (активация и торможение, насыщение коры нервной энергией для стабильной работы без истощения).
Для леворуких же характерна функциональная размытость в мозговой организации (а соответственно, меньшая эффективность, большая энергозатратность), неустойчивость регуляции психики, более низкий уровень развития как вертикальных (кора-подкорка), так и горизонтальных связей между зонами коры.
Вот некоторые черты, характерные для левшей:
Дети-левши (или скрытые левши) чаще встречаются с жалобами на:
Принципы коррекции
Нужно помнить, что нельзя ни в коем случае переучивать левшу. Исключение составляют такие случаи, когда ребенок-правша после черепно-мозговой травмы получил парез правой руки и вынужденно начал писать левой. Но это не левшество. На уровне мозга такой ребенок остается праворуким, и в таком случае требуется просто восстановление функционирования правой руки (потому что мозг делает двойную работу и сначала посылает импульс правой руке, потом «вспоминает», что она не работает, и посылает уже левой – в таком случае очень увеличено время моторной реакции на пробах).
Итак, первый принцип — не переучивать.
Прежде всего нужно провести нейропсихологическую диагностику и выявить имеющиеся дефициты. Уже исходя их них составляется программа коррекции развития ребенка-левши. Занятия должны быть направлены на улучшение работы функциональных систем за счет повышения уровня специализации зон, устранения «размытости», диффузности в мозговой организации. По сути – нужно с помощью упражнений «протоптать нейронные дорожки». Часто помимо занятий с нейропсихологом и логопедом могут потребоваться занятия с психологом.
Что можно делать самостоятельно:
Отдельно хотелось бы сказать про фортепиано: играть полезно всем: и левшам, и правшам. Такая деятельность развивает музыкальный слух, координацию и одновременно задействует зоны в обоих полушариях и разные стратегии (и симультанность, и сукцессивность). Нет точных данных, влияет ли игра на фортепиано на межполушарное взаимодействие, но она однозначно полезна.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Мой ребенок левша. Стоит ли переучивать
Не секрет, что в СССР социум успешно и долговременно навязывал нам свои правила: леворукость считалась недостатком и показателем необразованности. Деток-леворучек старались переучить еще в дошкольных образовательных учреждениях. Многие помнят, как воспитатель строго говорил на занятии: «Как не стыдно? Ты неверно держишь карандаш! Нужно взять его в правую руку!». Причем учителям давали на такие переучивания полный карт-бланш – в ход шли принуждения, унижения и даже наказания.
Было ли такое воспитание ошибочным или ребенка обязательно нужно было отучать от леворукости? Давайте искать истину вместе.
Почему ребенок родился левшой?
Начнем с того, что ребенок не стал левшой, а таким родился. Ведь причина леворукости – это доминирование правого полушария мозга над левым, то есть, физиологическая особенность. Левое полушарие отвечает за речевые навыки и абстрактное мышление. Правое – в ответе за образное мышление и творческие способности.
Любое полное или относительное доминирование одного полушария мозга над другим предполагает психологические и характерные особенности личности человека.
Дети с активным правым полушарием (левши) склонны к творчеству – музыке, лепке, рисованию. Среди успешных спортсменов есть значительный процент левшей. В боксе и подобных видах единоборств леворукие спортсмены удивляют мощной силой удара и методиками ведения боя. Грозный нокаутер Корри Сандерс, победивший Кличко в 2003 году, был левшой.
У детей с доминирующей левой рукой сильно развита интуиция. Они отличаются упрямством характера и неугомонным нравом. Детки-левши импульсивны и впечатлительны, им присуща частая смена настроения – от искреннего плача до бурного веселья.
Часто леворучки начинают разговаривать чуть позже своих праворуких сверстников, и это тоже считается нормой.
Ученые предполагают, что гены в высшей мере ответственны за активность того или иного полушария человека, а из этого следует, что, переучивая ребенка есть, писать, рисовать правой рукой, взрослые стараются исправить заложенную самой природной человеческую сущность. Конечно, переучить левшу на правшу можно, но физиологическая составляющая юного человечка потеряет свою естественную природу.
Время для левши
На самом деле, новая эра для левшей уже давно наступила. Быть левшой – перестало считаться зазорным, и из нарушения превратилось в норму на законодательном уровне еще в 1986 году. Школьные учителя и родители перестали бороться с маленькими левшами.
Вдруг оказалось, что переучивание отрицательно сказывается на успеваемости и нервной системе ребенка, мозг и тело находятся в ощутимом дисбалансе. И если левша взял ложку в правую руку – это вовсе не означает, что мгновенно интенсивно заработало мозговое левое полушарие.
Интересный факт, что такое законное нововведение ознаменовалось выходом в свет фильма «Левша» по одноименной повести Николая Лескова.
Тест для определения ведущей руки у ребенка
Как сегодня родителям определить ведущую руку у ребенка и когда это целесообразней сделать?
Психологи считают, что тест, проводимый у деток младше трех лет, не может считаться веским основанием для диагностики ведущей руки. В этом нежном возрасте лишь закладываются все особенности физиологии человека. Определять леворучек целесообразней всего после 4 лет.
Это не так просто сделать, учитывая, что некоторые люди могут быть лишь частично левшами или правшами. Простыми словами, если ребенок держит ложку в правой руке, но все остальные действия выполняет с доминантой на левую сторону – это скрытый левша. Есть понятия не только привычной нам леворукости, но и левоглазости и левоухости. Как определить наличие таких признаков у своего ребенка?
Существует простой доступный тест.
Левоухость. Дайте вашему малышу какой-нибудь сподручный источник звуков – часики или морскую ракушку. Попросите прислушаться, дабы услышать тиканье или шум моря, и понаблюдайте, к какому именно ушку он приложит предмет. Такой тест выявит активное ухо.
Леворукость. Оцените скорость движений руки и их силу. Для этого попросите ребенка попеременно указательными пальцами обеих ручек дотронуться до листа бумаги много раз за 10 секунд. Повторите задание три раза и сосчитайте среднее значение.
Левоглазость. Определить ведущий глаз можно, предложив ребенку посмотреть в бинокль, калейдоскоп или сделать фото детским фотоаппаратом с использованием видоискателя.
Почему нельзя переучивать левшей на правшей
Давно остались в прошлом те времена, когда учителя и родители привязывали детские ручки к телу, дабы отучить левшей пользоваться удобной им рукой.
Сейчас мы уже знаем, что Минздрав категорически против такого переучивания и что принудительное «лечение» таких детей приводит к опасным последствиям.
Вот самые основные пункты возможных негативных результатов такого переучивания:
у ребенка развивается невроз. Из-за настойчивых уверений, что с ним не все в порядке, ребенок нервничает. Неустойчивая детская психика включает защитные механизмы и у ребенка начинается стресс, страхи, активизируются тревожные состояния;
малыш может утратить таланты и способности, которые были ему присущи изначально при рождении. Этот момент связан с вмешательством в сферу мозговой активности полушарий человека и изменением на них нагрузки;
у ребенка могут появиться проблемы с речью, в т.ч. заикание;
переучивание может отразиться и на концентрации внимания и успеваемости в детском саду или школе. Малышу становится сложно усвоить новую информацию, возникают проблемы с запоминанием;
есть большая вероятность возникновения сильных головных болей, ведь ведущим продолжает оставаться правое полушарие, а вся нагрузка и ответственность за новую жизнь и учение ложится на левое, у ребенка возникает мозговое/умственное переутомление, мозг не может справиться и распределить нагрузку равноценно;
заниженная самооценка и проблемы с адаптацией в коллективе – тоже частые спутники таких переобучений. Ребенок думает, что он плохой, неправильный и начинает стесняться общения с друзьями на равных, чувствуя свою неполноценность;
ухудшается зрение, что связано с нерационально и некорректно распределенной нагрузкой на глаза.
Конечно, все мы разные, и некоторые детишки легко и без последствий перенесут переучивание, но статистика все же призывает учителей и родителей задуматься: новоявленные правши реже успешны в жизни, им с трудом дается обучение в образовательных учреждениях, а у переученных из леворуких спортсменов может даже замедлиться физическое развитие.
Поэтому, если вам случилось стать родителями ребенка-левши, целесообразнее вообще ничего глобального не предпринимать, а лишь скорректировать с помощью детского психолога методы воспитания, выявить характерные психологические проблемы и умерить непоседливость таких деток. Мы предлагаем вам освоить программу профессиональной переподготовки «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» и самостоятельно помочь своим детям.
Подытожим: психологи выказывают единство во мнении, что переучивать малыша-левшу не только не нужно, но и довольно-таки опасно. Психическое развитие ребенка может видоизмениться и отрицательно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Возьмете ли вы на себя такую страшную ответственность за будущее своего родного человечка?
Нужно понимать, что каждый индивидуальный человек – это целый уникальный мир со своими особенностями, заложенными самой природой. Нет правил и нет параметров, которым он должен обязательно соответствовать.
Ваш ребенок отличается от других детей только тем, что он – левша? Стоит ли пытаться менять его личный гармоничный мир, чтобы сделать его шаблонным? Не лучше ли любить своего ребенка таким, какой он есть, и по-родительски помогать ему развивать свои собственные таланты и постигать своих собственных высот?
Почему рождаются левши с чем это связано
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Леворукие дети — почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?
Бесплатные занятия с логопедом
Леворукие дети — почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?
На самом деле это такие же дети, имеющие вескую причину для появления такой яркой и порой мешающей жить особенности.
Им непросто самостоятельно адаптироваться в современном мире, подстроенном под правшей, поэтому задача взрослых — помочь малышам в этом на начальном этапе жизни.
КТО ТАКИЕ ЛЕВШИ?
Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей — они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша — это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.
Принято считать, что леворукость — это нормальное явление.
Главное — своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.
С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.
Важно понимать, что леворукость — это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.
Психические особенности левшей
Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.
Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.
Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.
Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!
Нужна ли левше помощь?
Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.
Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.
Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей — это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.
Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.
Причины леворукости
Причины, в связи с которыми дети становятся леворукими, самые разные. Чаще всего это:
Итак, наиболее частая причина — это все-таки наследственность. На сегодняшний день пока не известны принципы передачи леворукости, но можно точно сказать, что в семьях, где хотя бы один из родителей левша, леворукие дети рождаются чаще всего. В подавляющем большинстве случаев генетические левши не имеют каких-либо нарушений в развитии, развиваются так же, как и все остальные дети, и отличаются от них лишь этой особенностью.
Так называемое компенсаторная леворукость имеет прямое отношение к повреждениям мозга – чаще всего левого полушария. Так как за работу правой луки отвечает именно левое полушарие, то в случае повреждений в его области функции, присущие ему, может взять на себя правое.
В результате дети становятся леворукими сначала в процессе выполнения бытовых действий, а затем и во время обучения (рисования, письма и т.д.). У таких детей часто можно наблюдать отклонения в развитии речи и моторики. Но леворукость в данном случае не является их причиной или следствием, эти отклонения – результат сбоев в работе определенных участков мозга.
Третий тип леворукости у праворуких от рождения детей – вызванная травмой или стремлением перенять леворукость от друзей или близких.
И еще один вариант леворукости — с приставкой «псевдо». К пяти годам у детей уже отмечается доминирование одного из двух полушарий мозга. При этом у некоторых малышей отмечается такая особенность мозга, которая становится причиной атипии психического развития, что становится преградой для формирования межполушарного взаимодействия. Чаще всего такие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками.
Отсутствие межполушарного взаимодействия — единственная причина, которая прямо не может влиять на развитие леворукости. Поэтому при ее своевременной диагностике можно будет поработать с ребенком над развитием праворукости.
Кроме того, можно отметить, что леворуким ребенок может стать не на физическом, а на психологическом уровне – «скрытым левшой»: когда ребенок имеет все признаки левши, при этом основной у него остается правая рука. У таких людей доминирующим является правое полушарие.
Сравнительная характеристика левши и правши
На сегодняшний день существует несколько основных мнений относительно способностей, которыми обладают леворукие дети по сравнению с праворукими. Одно из мнений основано на том, что нервно-психическая деятельность левшей значительно хуже, чем у правшей. Другой взгляд состоит в том, что способности у детей с доминирующей правой и левой рукой не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону.
Есть и третье мнение. Согласно ему, леворукие дети имеют высокие по сравнению с правшами показатели нервно-психической деятельности и способны на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира. Историческими личностями, подтверждающими это убеждение, являются Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и другие.
Все три мнения касательно особенностей леворуких детей имеют право на существование, и все они отвечают главным концепциям появления леворукости, дополняя друг друга.
Считается, что связи между полушариями мозга у левшей не такие прочные, как у правшей, поэтому, возможно, они себя более активно проявляют в творчестве, ведь их мышление не ограничено жесткими рамками. Другой же стороной медали является замедленное формирование основных навыков, которые требуют активного взаимодействия между собой двух полушарий мозга.
Леворукие дети демонстрирует повышенное количество психофизиологических характеристик, и это доказанный факт. Кроме того, стоит поговорить о способности детей с доминирующей левой или правой рукой реагировать на запахи. Так, например, левши способны с максимальной точностью оценить неприятные запахи. Правши же остаются более чувствительными к приятным запахам и положительным эмоциям.
Таким образом, для левшей характерен пессимистичный настрой, тогда как правшам более свойственно оставаться оптимистами.
Обучение леворуких детей в школе: основные проблемы
Психологи уверяют, что дети с доминирующей левой рукой имеют определенные сложности в процессе обучения в школе, как минимум, большие, чем дети-правши. Чаще всего левши сталкиваются с проблемами в процессе обучения чтению, письму и счету — навыкам, которые требуют полноценного зрительного восприятия. Определенные нарушения этого восприятия, наряду с нарушениями зрительно-моторной координации и зрительной памяти, приводят к образованию таких проблем:
Отдельным пунктом стоит рассмотреть одну из основных проблем обучения ребенка-левши в школе: его переучивание. Как уже отмечалось выше, этот процесс негативным образом сказывается на общем психическом и физическом состоянии малыша.
Родителям стоит вмешаться, если переучивание имеет место в случае с их ребенком, поступившем в школу, и объяснить учителю, что дело не только в левой ведущей руке, но и в особенностях функционирования полушарий мозга.
Намеренное переучивание может стать причиной нарушения речи, эмоциональной подавленности ребенка. Неутешительной является статистика, подтверждающая тот факт, что каждый третий школьник с заиканием — это переученный в свое время левша.
Леворукие дети достаточно часто страдают неврозами, и этот вопрос продолжает глубоко изучаться по сегодняшний день.
Малыши действительно истощают себя перманентными школьными страхами (бояться осуждения одноклассников, учителей), но лишь в случаях, когда родители проявляют повышенную тревожность в отношении их леворукости.
Как помочь адаптироваться леворуким детям?
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: менять то, что заложено природой, противоестественно, поэтому самое правильное решение — помочь леворуким детям приспособиться к условиям окружающего мира.
В странах СНГ пока не разрабатываются методики обучения левшей письму и чтению, по крайней мере в государственных школах. Отсутствуют такие методики и на уроках труда и искусства. Именно поэтому у леворуких детей не остается другого варианта, кроме как приспособиться к праворукому миру. Чтобы упростить им эту задачу, взрослые могут:
В заключение отметим, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Левша — это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание.