Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия

Почему романсы и народные песни живут в памяти людей? В чём их долговечность? Помогите найти ответ на эти вопросы.

Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия

Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия

РУССКАЯ МУЗЫКА НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКОВ.

Этот период – один из сложнейших в истории России. Покушение на царя (Александра111), русско-японская война (1904 поражение России), Первая мировая война (1914-1918), революция 1905, февральская и октябрьская 1917.

1. Русское искусство развивается бурно, интенсивно. Расширяется деятельность Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), организуется Филармоническое общество, расширяется репертуар оперных театров, растет число концертных организаций, учебных музыкальных заведений.

Симфоническими оркестрами дирижируют Лядов, Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов, Кусевицкий (имя которого носит музыкальная школа нашего города), выступают композиторы Танеев, Скрябин. С огромным успехом проходят выступления Шаляпина, Собинова, Неждановой.

Выступает народный хор, организованный Пятницким, Великорусский оркестр народных инструментов под управлением замечательного балалаечника Андреева. В России гастролируют и зарубежные музыканты: Рихард Штраус, Макс Регер (нем. комп.и дир.), Густав Малер (австр. комп. и дир.), Клод Дебюсси (фр. комп.).

2. Успешное развитие русского национального искусства обязано отечественным меценатам: братья Третьяковы – картинная галерея, Савва Морозов – музей фарфора, Бахрушин –театральный музей.

Лесопромышленник Беляев регулярно устраивал в своем доме музыкальные вечера «Беляевские пятницы», открыл издательство, выпускавшее произведения русских композиторов, учредил ежегодную премию имени Глинки за лучшие сочинения.
Савва Мамонтов организовал «Московскую частную русскую оперу», «открыл» миру Ф.Шаляпина. Имение Абрамцево стало творческой мастерской для русских художников. Сергей Дягилев инициатор масштабных творческих дел, принесших русскому искусству мировую славу. Организует в Париже выставки русской живописи, проводит циклы Русских концертов, создает «Русский балет», который с триумфом выступал в течение многих лет на сценах театров Европы и Америки. Издает журнал «Мир искусства».
Сложная, противоречивая эпоха. С одной стороны – тревога, неуверенность в будущем, с другой – душевный подъем, жажда деятельности. В стихах Блока, Брюсова, картинах Рериха, произведениях Стравинского находит воплощение «русское скифство». Оно ассоциировалось с могучими исполинскими силами, несущими в мир разрушение и новую жизнь

Источник

Старинный русский романс

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

В общении людей большую роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесённые эмоционально, с искренним чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие, горячее участие и равнодушие.

Из устного общения людей выросло и музыкальное искусство — музыкальная речь — как искусство интонационное, искусство интонирования. И вслушиваясь в музыкальную интонацию, всегда можно понять смысл музыки, почувствовать её выразительность, силу воздействия. Наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонаций в песенных жанрах, в том числе и в романсах.

Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия

Романсом называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента. Почему романсы, как и огромное количество народных песен, живут в памяти людей? В чём причина их долголетия? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к образам старинных русских романсов. Они воспевают великое человеческое чувство — любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Источник

Старинный русский романс

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

В общении людей большую роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесённые эмоционально, с искренним чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие, горячее участие и равнодушие.

Из устного общения людей выросло и музыкальное искусство — музыкальная речь — как искусство интонационное, искусство интонирования. И вслушиваясь в музыкальную интонацию, всегда можно понять смысл музыки, почувствовать её выразительность, силу воздействия. Наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонаций в песенных жанрах, в том числе и в романсах.

Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия

Романсом называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента. Почему романсы, как и огромное количество народных песен, живут в памяти людей? В чём причина их долголетия? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к образам старинных русских романсов. Они воспевают великое человеческое чувство — любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия

Источник

Конспект урока №2 «Образы романсов и песен русских композиторов»

1. Организационный момент.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Вопросы для кроссворда:

1. Музыка, предназначенная для игры не различных инструментах и делится на сольную, ансамблевую и оркестровую. (Инструментальная)

2. С итальянского языка переводится как песня на воде. (Баркарола).

4. Музыка, предназначенная для исполнения голосом и тесно связана с поэтическим текстом. (Вокальная).

7. Один из жанров вокальной музыки, а также может быть и инструментальной. (Песня).

8. Небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом. (Романс).

9. Её называют душой музыки. (Мелодия).

10. Из неё складывается музыкальная и разговорная речь, мелодия. (Интонация).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

Учитель: (Слайд 3) В общении людей главную роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесенные эмоционально, с искреннем чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе.

Учитель: Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие.

Учитель: (Слайд 4) Из устного общения людей выросла и музыкальная речь. И вслушиваясь в музыкальную интонацию всегда можно понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность.

Учитель: (Слайд 5) Как вы думаете, а в каком жанре вокальной музыки наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации? (В песнях и романсах).

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О романсе)

(Слайд 7) Тема урока: «Старинный русский романс. Образы романсов и песен русских композиторов.»

4. Работа над темой. Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 9) В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности.

Знакомые звуки, чудесные звуки!

О, сколько вам силы дано!

Прошедшее счастье, прошедшие муки,

И радость свиданья, и слезы разлуки.

Учитель: (Слайд 10) Почему романсы, как и огромное количество народных песен, живут в памяти людей? В чём причина их долголетия? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к образам старинных русских романсов. Они воспевают великое человеческое чувство — любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Учитель: (Слайд 11) Первый романс, с которым мы с вами познакомимся, называется «Гори, гори, моя звезда»

(Слайд 12) Слушание романса «Гори, гори, моя звезда» из фильма «Адмирал»

Учитель: О каких чувствах рассказал нам этот романс? (О любви. Он вызвал чувство переживания, тоски)

Учитель: Какой он по характеру? (Этот романс задушевный, грустный, печальный).

Учитель: (Слайд 13) Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Наверное, поэтому определить границы этого жанра нелегко. Одно и то же произведение часто называют то романсом, то песней, а иногда и народной песней.

Учитель: (Слайд 15) Среди его популярных произведений можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Н.Цыганова.

Учитель: Песня – романс «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени.

Хоть песня и имеет авторство, но она очень часто используется как народная.

Учитель: (Слайд 16) А вот о чем этот романс, ваша задача прослушать и ответить мне?

Слушание романс «Красный сарафан»

Учитель: О чем этот романс? (В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости).

Учитель: Какая мелодия у романса? (В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная).

Учитель: Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? (Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах « и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале).

Учитель: В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.

Учитель: Погружаясь в мир чарующих созвучий, талантливый исполнитель романса словно сливается с образом лирического героя, передаёт тончайшие художественные оттенки произведения. Вот почему шедевры русского романса устанавливают незримые связи между композитором, исполнителем и слушателем и оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

Учитель: (Слайд 19) Послушаем следующий романс, но я вам не скажу его название, ваша задача подумать, как он может называться и о чем он?

Слушание романс М.Глинки «Жаворонок»

Учитель: Как, по вашему мнению, может он называться? (Жаворонок)

Учитель: О чем этот романс? (В романсе отражён образ русской природы).

Учитель: (Слайд 20) Написал этот романс русский композитор М.И. Глинка.

Учитель: (Слайд 21) «Жаворонок» — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.

Учитель: (Слайд 22) Романсы и песни Михаила Ивановича Глинки — гордость русской классики.

Учитель: Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни. Он был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.

5. Вокально-хоровая работа:

Упражнения по восстановлению дыхания.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

6. Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: (Слайд 22) Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.

Учитель: Перечислите, с какими романсами мы познакомились, и кто их автор?

Источник

Старинный русский романс

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.

В общении людей большую роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесённые эмоционально, с искренним чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие, горячее участие и равнодушие.

Из устного общения людей выросло и музыкальное искусство — музыкальная речь — как искусство интонационное, искусство интонирования. И вслушиваясь в музыкальную интонацию, всегда можно понять смысл музыки, почувствовать её выразительность, силу воздействия. Наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонаций в песенных жанрах, в том числе и в романсах.

Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия

Романсом называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента. Почему романсы, как и огромное количество народных песен, живут в памяти людей? В чём причина их долголетия? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к образам старинных русских романсов. Они воспевают великое человеческое чувство — любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия Почему романсы живут в памяти людей в чем причина их долголетия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *