Почему ребенок забывает быстро то что выучил
Если ребенок все забывает
Ситуацией, когда ребенок постоянно что-то где-то забывает, сегодня никого не удивишь. Такие дети есть в каждом классе, и именно благодаря им школьные «столы забытых вещей» к концу учебного года превращаются в гигантские «горы забытых вещей». Почему так происходит и можно ли с этим бороться?
Специалисты отмечают, что проблемы с концентрацией внимания – это настоящий бич современного общества: люди всех возрастов жалуются на быструю утомляемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче. Дети не жалуются, они просто забывают дома тетрадки, а в школе – кроссовки и даже ранцы. Часто они не помнят поручений и просьб, а на параграфы с пройденным материалом смотрят, как на впервые увиденные. И – что больше всего удручает родителей – с возрастом ситуация не меняется: становясь старше, дети забывают выключать утюги и плиты, теряют ключи и телефоны.
Конечно, если забывчивость у ребенка проявляется регулярно, необходимо посоветоваться со специалистом, прежде всего – с врачом-неврологом. Возможно, он заподозрит у юного пациента признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Внимание: этот диагноз может поставить только врач!
Синдром дефицита внимания
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство загадочное. Что это такое – болезнь или просто набор отличительных черт человека, не объединенных одной причиной, специалисты в области психиатрии до конца не определились. В одном они, впрочем, единодушны: диагноз СДВГ ставится только в том случае, если его симптомы значительно осложняют жизнь человека.
Почему ученики забывают пройденный материал и как им помочь
Приходилось ли вам заново объяснять ученикам тему, которую вы разбирали недавно? Это вызывает разные эмоции: от непонимания до раздражения из-за того, что ученик никак не может запомнить простую информацию. Одна из причин забывания — то, как построена программа. В этой статье я помогу определить и решить проблемы в организации материала.
Почему ученики забывают изученное?
Основные причины того, что мы не можем что-то вспомнить:
В какой форме материал преподносится
Швейцарский психолог Жан Пиаже в рамках теории интеллекта описал два когнитивных процесса, которые напрямую влияют на то, как новая информация откладывается в нашей памяти.
Ассимиляция новой информации на уроке
Если новая информация непонятна, то ее сложно присоединить к знаниям ученика.
Понятность будет заключаться:
Пример с объяснением разницы между Present Simple и Past Perfect уже стал чем-то вроде преподавательской байки — ученики редко запоминают разницу. Часто проблема именно в объяснениях без привязки к практике.
Учеников нужно сначала научить видеть законченные и незаконченные действия, и только потом подчеркивать для них разницу во временах — это упростит понимание.
Объяснить различия можно по-разному. Если мы несколько уроков подряд будем зачитывать грамматические правила из учебника без отработки в конкретных ситуациях, то оно снова забудется. А если привести яркие примеры и помочь ему самому сформулировать правило — различия запомнятся.
При обучении грамматике или лексике через индуктивный подход сначала необходимо задать контекст. Это можно сделать через:
После чтения или аудирования подчеркните в тексте новые грамматические структуры или лексику, чтобы вместе с учеником проанализировать, как правильно выбрать их форму.
Аккомодация изученного материала
Если мы изучаем что-то кардинально новое и сложное, то мы должны подготовить почву для запоминания.
Например, если мы хотим, чтобы ученик запомнил исключения из правил (например, формы неправильных глаголов или употребление will после if в косвенной речи), то нельзя просто дать ему список и ожидать, что он все запомнит. Рассмотрите ситуации, в которых эти исключения понадобятся, объясните, почему правило не работает, и только потом их отрабатывайте.
Часто в учебниках список слов с неправильным множественным числом включает oxen, geese и men. Каждое слово или группу слов желательно рассматривать в рамках изучаемой темы: oxen и geese — животные, men — описания людей.
Насколько полную информацию мы даем
Что значит знать слово или грамматическую конструкцию? Достаточно ли выучить определение слова из словаря?
Если на уроке вы дадите лишь определения или перевод новых слов, то ученики не смогут уверенно использовать их в речи. В лучшем случае они узнают лексику на письме, потому что будут знакомы с письменной формой. Без активного применения новое знание не перейдет в долгосрочную память, и через неделю ученики забудут слова.
Поэтому для запоминания новой лексики недостаточно просто сказать, что она значит.
Например, если вы хотите, чтобы ученик научился распознавать ключевые слова урока на слух и сам начал употреблять их в речи, то до прослушивания нужно:
Как материал связывается с тем, что мы уже знаем
Чтобы укоротить след в памяти, объясните ученику, как новая информация связана с имеющейся.
Плохой пример — мнемоника. Конечно, для отдельных слов абсурдные и веселые фразы помогут запомнить сложное слово, но они удлиняют след. Ученику сначала придется запомнить список связанной лексики.
Хороший пример — упражнения на уже известные ученику синонимы и коллокации. Помогают упражнения по типу word networks или collocation grids. Например, если мы на уроке проходим тему extreme weather conditions, то можно построить word network на основе ассоциаций ученика со словами blizzard или hurricane. Так слова запомнятся гораздо лучше, нежели при заучивании списком.
Насколько одна информация похожа на другую
Как часто ваши ученики путают произношение слов science и since? A desert и dessert? Diary и dairy? Несмотря на то, что эти пары слов часто тяжело представить стоящими рядом в одном предложении, преподаются они как раз в парах с комментарием: «Не путать!».
Еще одна теория в психологии, которая напрямую связана с забыванием — это interference theory. В соответствии с этой теорией, забывание происходит, когда две единицы информации очень похожи друг на друга. Чем сильнее сходство, тем тяжелее запомнить разницу. В примерах выше очень похожие произношение и письменная форма слов.
Получается, когда мы упоминаем правила или примеры, с которыми важно не спутать новый материал, мы ухудшаем запоминание, так как включается interference.
Похожим вещам удобно обучать, но в такие моменты мы редко думаем о том, что мы усложняем для ученика запоминание. Не стоит проводить параллели там, где они не требуются.
Как часто материал используется
Чем реже мы повторяем информацию, тем скорее она забудется. Этот вывод можно сделать на основе кривой забывания (кривой Эббингауза), которая показывает, что уже через час после изучения чего-то нового мы забудем 60% материала.
Чтобы бороться с кривой забывания, важно повторять информацию через промежутки времени — проводить интервальное повторение.
Но язык — это комплексный навык, а не просто объем информации, который нужно запомнить. Поэтому нельзя утверждать, что интервальное повторение отдельных слов, например, в мобильном приложении Skyeng, заменит занятия. Языком необходимо пользоваться: общаться с людьми, смотреть фильмы или сериалы, читать на английском, чтобы навыки не ослабевали.
Чтобы обмануть кривую забывания, нужно регулярно проводить повторение хотя бы в одной из форм:
Еще одно решение — заниматься чаще. В статье Как интенсивность занятий влияет на результат? мы уже писали, что минимальное количество уроков иностранного языка в неделю — два раза. Конечно, можно частично компенсировать недостающее занятие самостоятельной работой, но заниматься с преподавателем — лучше.
Детская забывчивость и её причины
Причины детской забывчивости в раннем возрасте
Тут помню, тут не помню…
Если старческий склероз обусловлен возрастными изменениями, то детская забывчивость редко связана с плохой памятью. То, что важно для мамы (чем кормят детей в садике), может быть абсолютно неважным для малыша. Причём не только для малыша. Спросите папу, что он ел вчера на ужин, и хорошо, если он вспомнит, чем вы его кормили два часа назад. Зато вспомнит, что на прошлой неделе ел плов, потому что сам его готовил.
Самые распространенные причины детской забывчивости
21:00. Именно в это время дети признаются родителям, что завтра в школу нужно принести поделку, доклад о морских рыбах с цветным фото и пирог на чаепитие.
Что делать родителям?
Когда родители жалуются на детскую забывчивость, то бывает непонятно, чем они больше обеспокоены: тем, что ребёнок забудет всё на свете, или тем, что его приходится постоянно контролировать, и каждый раз обо всём напоминать.
Если вы думаете, что ребёнок не проживёт без ваших напоминаний, то продолжайте напоминать и успокойтесь. Вы также можете в три года кормить ребёнка с ложечки, и собирать ему портфель в 10 лет. Зато всё будет именно так, как вам хочется.
А если вы уже устали напоминать и контролировать, значит пришло время объяснить малышу, что такое обязанности и ответственность. Забыл, значит забыл, пусть пожинает плоды своей забывчивости. Раз, два, три… Сначала будет очень трудно, зато со временем к ребёнку возвращается память, осознание и даже креативное мышление.
И уж где точно нет такой проблемы, как детская забывчивость, это – школа раннего детского развития и дошкольной подготовки «Чудо-Чадо». Как можно забыть то, что интересно, увлекательно и доставляет радость? Поэтому качество знаний и количество приобретённых навыков здесь всегда выше нормы. Не говоря уже о настроении 🙂
Причины детской забывчивости
Чаще всего они связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника
Жалобы родителей на забывчивость ребенка часто достигают гневного накала, потому что с этим недостатком не только школьнику, а всей семье трудно жить. «Ни на что памяти нет! Вчера забыл спортивную форму, хотя она приготовленная у двери лежала. И опять получил двойку по физкультуре: ведь не первый и не второй раз забывает. Забыл записать, что задано по математике, и весь вечер висел на телефоне: обзванивал приятелей, чтобы задание узнать. Забыл из химчистки вещи забрать. Забыл, забыл, забыл! Что делать? Как заставить помнить?»
Неорганизованность или протест
На первый взгляд вопрос о памяти логичен. В самом деле, если ребенок все забывает – и вещи, и задания, и обещания – значит, надо «исправлять» память, это она виновата. А между тем с памятью-то у ребенка все в порядке. Почему? Да потому, что если бы у школьника была беда с памятью, если бы он действительно не был способен ничего запомнить, то родители пришли бы к специалисту гораздо раньше и совсем с другими жалобами. Куда более серьезными. Так что дело не в памяти. А в чем?
Для упорной детской забывчивости существуют две типичные причины. Первая причина – неорганизованность. Вторая – протест. Они могут переплетаться. Но обе связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника. Конечно, память у детей разная – у кого-то послабее, у кого-то посильнее, но дело в умении и желании пустить память в ход. Если у ребенка умения и желания нет, то и наилучшая память не избавит от забывчивости.
Все по порядку
Издержки требовательности
Забывчивость – форма пассивного протеста слабого, неопытного существа. Такой протест упорен и приносит много вреда как самому «протестанту», так и всей семье. Но он обозначает, что ребенку есть против чего протестовать…
Если в семье установилась атмосфера строгой, неуклонной требовательности, не соответствующей возрасту и возможностям ребенка, то развития «забывчивости» приходится ожидать со стопроцентной вероятностью. Ребенок не осмеливается прямо отказаться от какого-либо дела, он не говорит «не могу» или «не хочу», он не говорит «я не умею, покажите, как». Он говорит то, что кажется ему более простым и легким, – «я забыл». «Собирался, но забыл!» «Я же не отказывался, я забыл!» «Я не виноват, я просто забыл!»
Говорит ли в этом случае ребенок неправду? И да и нет.
В некоторых случаях, ссылаясь на забывчивость, ребенок однозначно лжет. Он даже слишком хорошо помнит о каком-то неприятном для него деле и уклоняется от него под прикрытием забывчивости. Если ученик несколько раз подряд «забыл» спортивную форму, заботливо приготовленную на самом видном месте, то причина не в забывчивости, а в чем-то другом, чего родители не знают. Ребенок что-то скрывает. Что? Какую-то неприятность. Может быть, он за что-то обиделся на учителя. Может быть, у него что-то не получается, он стесняется своей неуклюжести или неловкости, поэтому и не хочет участвовать в уроке. Ему легче получить плохую отметку за то, что опять забыл форму, чем за то, что опять не смог подтянуться на перекладине и весь класс над ним смеялся. То же самое и с вечно «забытым» домашним заданием. То ли ученик находится в состоянии «борьбы» с педагогом, то ли не понял чего-то и боится даже подступиться к заданию. В любом случае ругать ребенка за то, что он «опять забыл», бесполезно. Причины глубже. Причины в том, что ребенок одинок в своей беде, но не ищет помощи у родителей, а пытается совладать со своей проблемой самым неподходящим способом – делая вид, что забыл о ней.
Иногда, напротив, ребенок говорит правду. Он в самом деле забыл. Просто потому, что действительно ничего не видел и не слышал. Родители нередко искренне возмущаются: «Сто раз ему повторил! Так нет же! Смотрит потом честными глазами и говорит, что не помнит». Но младший школьник, как и дошкольник, прежде всего воспринимает интонацию и отношение. Сто раз повторенный гневный приказ он и в самом деле мог не расслышать. Он слышал другое: что мама или папа сердятся, недовольны им, не любят его… Такой «ужас», как сердитые родители, полностью заслонил ребенку то, что они ему велели.
Типичной, к сожалению, оказывается и такая ошибка родителей: они сами поддерживают эту форму пассивного протеста, поставив ребенку клеймо забывчивого. Тем самым фактически признавая и даже оправдывая поведение ребенка. Забывчивый! Да, за это его ругают – но получается, что протест действует. Ведь ребенок и правда, якобы забывая, не делает того, чего не хочет.
Может пригодиться
Умение распределять внимание и объем работы – это качества, которые можно успешно потренировать с помощью простых и увлекательных упражнений, они вдобавок помогут повысить грамотность малыша.
«Зачеркни букву»
Для тренировки потребуется старая газета или, еще лучше, пестрый журнал, а также набор фломастеров или цветных карандашей. Сначала ребенок получает совсем простое задание – в небольшом отрывке текста зачеркнуть красным карандашом букву «А». Он быстро и без труда справится с этой работой. Похвалите его и скажите, что теперь ему придется посложнее.
В следующем отрывке текста букву «А» он должен красным карандашом не зачеркивать, а подчеркивать, а зачеркивать теперь нужно, допустим, букву «О». Такое усложнение тоже будет ребенку вполне посильным.
Тогда начинается третий этап. Букву «А» подчеркивать красным, букву «О» зачеркивать синим, а букву «И» не зачеркивать и не подчеркивать, а, встретив ее, говорить: «Буква “И”». Чтобы ребенку не надоело, за один раз надо ограничиваться тремя этапами тренировки. Успешное выполнение заданий хорошо бы отметить маленьким призом. Взрослый может играть вместе с ребенком, тренируя собственное внимание, а ребенку в этом случае выпадает еще один этап: проверить мамино или бабушкино задание.
«Квадратики»
Для этой игры понадобится нарезать квадратики из цветной бумаги. На столе или на белом листе расположите четыре квадратика. Игроку дается 30 секунд на то, чтобы присмотреться и сказать на память, какого цвета квадратики и как именно выложены. Например: «В центре красный, а в верхнем ряду три синих». С приобретением сноровки количество квадратиков увеличивается до девяти.
«Что я вижу?»
Попросите ребенка закрыть глаза и по памяти описать ту самую комнату, где вы с ним сидите и играете. Задание станет для младшеклассника интересным и очень поучительным: оказывается, насквозь знакомую, ежедневно находящуюся перед глазами комнату описать не так-то просто. Когда ребенок почувствует трудности – а он их непременно почувствует, потому что никогда не ставил себе целью сосредоточить внимание на том, что повседневно наблюдал, – предложите ему открыть глаза и присмотреться к обстановке сознательно и внимательно.
Для этой игры-тренировки можно использовать самые разнообразные картинки, открытки, репродукции. Предложите маленькому игроку в течение минуты внимательно рассмотреть картинку: что изображено, какого цвета, в каких взаимных отношениях? Это упражнение развивает помимо внимания также и речь.
«На экзамене так разволновался, что все забыл!» Как научить мозг не отвлекаться на стресс
Тренер оценивал меня, и я стала худшим вратарем
Одна из самых обидных вещей, которые можно сказать о человеке, — «он провалился». Я знаю это чувство.
Будучи подростком, я была заядлой спортсменкой. Я играла в футбол и была вратарем. Это одновременно лучшая и худшая позиция на поле. Когда ты вратарь, на тебе особенная форма, и когда ты отбиваешь мяч, тебе достается вся слава, но на тебя также сваливается вся злость, когда ты пропускаешь его. Когда ты вратарь, ты у всех на виду, поэтому начинаешь чувствовать давление.
Я четко помню одну игру в старшей школе. Я играла за команду штата Калифорния, и это было частью Программы олимпийского развития. Я играла прекрасно… Пока не поняла, что тренер штата стоял прямо за мной.
Все поменялось. В считанные секунды из первоклассного вратаря я превратилась в никудышного.
Сознание того, что меня оценивали, изменило мою эффективность в той игре и навсегда — мое понимание роли сознания в наших победах.
Это случается со всеми время от времени — вариантов масса: сдаете ли вы тест, выступаете с речью, убеждаете клиента или сидите на этом особом виде пыток — собеседовании на работу.
Но вопрос — почему? Почему под давлением мы действуем не на пике своих возможностей?
Это особенно озадачивает в случае с атлетами, которые тратят так много времени на физическую отработку навыков. Но что происходит в их сознании? Все иначе.
Это актуально и за пределами поля. Сдаем ли мы тест или выступаем, нам кажется, что мы готовы, на пике возможностей, а потом мы выступаем ужасно, когда это больше всего нужно.
Дело в том, что мы редко практикуемся в тех же условиях, в которых нам предстоит оказаться, и в итоге, когда на нас смотрят, мы портим наше выступление.
Вопрос — почему это происходит? Мой опыт на футбольном поле — и другие важные аспекты моей жизни — привели меня в когнитивную науку. Я хотела узнать, как мы можем развить бесконечный потенциал. Я хотела узнать, как мы можем использовать наши знания о разуме и мозге, чтобы найти психологический инструмент для работы на максимуме.
Не думай, а делай!
Так почему же это происходит? Почему мы не делаем того, на что способны, когда чувствуем давление?
Не секрет, что когда мы находимся в стрессе, мы волнуемся. Мы волнуемся о ситуации, последствиях, о том, чтó о нас подумают. Что удивительно, мы мешаем сами себе, потому что волнение заставляет нас концентрироваться слишком сильно. Все верно — мы слишком много думаем о том, что делаем. Когда мы волнуемся о том, как выступить лучше, мы пытаемся контролировать даже те движения, которые лучше поставить на автопилот, оставить за пределами сознания, и в результате мы все портим.
Подумайте о том, как вы спускаетесь по лестнице. Что случится, если я попрошу вас думать о том, как двигается ваше колено, пока вы спускаетесь? Очень возможно, что вы упадете. Будучи людьми, мы способны рассеивать внимание, вот почему разговоры по телефону за рулем — не очень хорошая идея.
Под давлением, когда мы обеспокоены тем, чтобы выступить хорошо, мы пробуем контролировать те действия, которые должны выполняться бессознательно. В результате мы все портим.
Мы с командой изучили это явление повышенного внимания и назвали это аналитическим параличом.
В одном исследовании мы попросили футболистов вести мяч и сконцентрироваться на том, на что они обычно не обращают внимания. Мы попросили их заметить, какая сторона стопы касалась мяча. Мы увидели, что их игра была медленнее и в ней было больше ошибок, когда мы сконцентрировали их внимание на деталях их действий.
Когда мы под давлением, мы часто хотим выступить лучше и пытаемся контролировать каждое действие, чтобы улучшить результат. В результате мы его ухудшаем.
В баскетболе понятие «бессознательный» применяется к атакующему, который не может промазать.
Звезда «Сан-Антонио Сперс» Тим Данкан сказал: «Когда ты останавливаешься на раздумья, ты проигрываешь».
Великий хореограф Джордж Баланчин убеждал своих танцоров: «Не думай, делай».
Когда мы под давлением, когда хотим показать себя с лучшей стороны, мы, наоборот, зачастую пытаемся контролировать себя так, что это ухудшает результат.
Так что мы можем сделать? Зная про это повышенное внимание, как нам убедиться, что мы будем на пике?
Потренируйтесь перед выступлением
Большая часть процесса происходит в префронтальной коре — передней части мозга, которая находится над глазами и обычно помогает нам концентрироваться. Часто она цепляется не за те вещи. И как ее отцепить?
Такие простые вещи, как напевание песни или наблюдение за чьим-то мизинцем, что, по слухам, делал профессиональный игрок в гольф Джек Никлаус, могут помочь отвлечь мозг от этих назойливых деталей.
Это справедливо и для практики в условиях, похожих на те, в которых мы будем выступать. Устраняя разницу между тренировкой и выступлением, мы можем привыкнуть к ощущению, что на нас смотрят. Это справедливо и за пределами поля. Готовитесь ли вы к экзамену или к большой речи — из-за этого у кого-то может появиться чувство давления, — привыкнуть к этим ситуациям очень важно.
Когда готовитесь к тесту, закройте книгу, попробуйте вспомнить ответы за ограниченное время. Когда готовитесь к речи, говорите перед другими. А если не можете найти кого-то, кто послушает, практикуйтесь напротив камеры или зеркала. От умения привыкать к тому, что вы будете чувствовать, зависит, проиграете вы или выиграете.
Волнуетесь? Напишите об этом
Мы также нашли несколько способов, как избавиться от навязчивых волнений и неуверенности в себе, появляющихся в стрессовых ситуациях.
Исследователи показали, что простая запись ваших мыслей и волнений перед стрессовым событием может помочь удалить их из головы, уменьшив вероятность того, что они появятся в ненужный момент.
Это что-то вроде того, как вы просыпаетесь посреди ночи из-за волнений о том, что вам нужно сделать завтра. Вы пытаетесь вспомнить все, что вам нужно сделать, записываете все это и снова засыпаете.
Запись таких мыслей на бумаге помешает им появиться и отвлечь вас в нужный момент. В результате вы находитесь на пике, когда это важнее всего.
Почему люди боятся математики?
До теперешнего момента я говорила о том, чтó происходит, когда мы ставим себе ограничения, и о некоторых советах, как мы можем улучшить наш потенциал.
Но важно помнить, что не только мы сами можем препятствовать проявлению наших возможностей. Наше окружение влияет на то, выиграем ли мы или проиграем. Наши родители, учителя, тренеры, начальники влияют на то, покажем ли мы себя с лучшей стороны.
Возьмем, к примеру, математику. Все верно, я сказала это — математику. Много людей совершают ошибки или волнуются, когда имеют дело с математикой, будь то тест или чаевые в ресторане, когда на них смотрят их умные друзья.
В обществе принято говорить, что ты плохо разбираешься в математике.
Мы не часто слышим, как образованные люди ходят и говорят всем, что они плохо читают, но мы часто слышим, как люди говорят, что они не математического склада ума.
И, к сожалению, в США большинство таких людей составляют девочки и женщины, а не мальчики и мужчины.
Моя команда исследования попыталась выяснить, откуда берется страх математики, и мы при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии заглянули в мозг людей с этим страхом. Мы выяснили, что боязнь математики связана с интуитивным ощущением боли, которой мы вправе бояться. Когда человек волнуется из-за математики, он просто мысленно готовится к экзамену — он даже не будет его сдавать, он просто готовится, — зоны мозга, вовлеченные в болевые нейронные реакции, активны. Когда говорят, что математика болезненна, в этом есть доля правды.
Но откуда берется этот страх математики? Оказывается, что это заразно. Когда взрослые боятся математики, дети вокруг тоже начинают волноваться.
Возьмем первый класс, когда дети находятся в классе с учителем, неуверенным в своих знаниях математики, они научатся меньшему за год. Оказывается, что это больше сказывается на девочках, чем мальчиках. В таком юном возрасте дети копируют взрослых того же пола, и, по крайней мере в США, более 90 % учителей начальных школ — женщины.
Конечно, это зависит не только от атмосферы в классе. Социальные сети также играют большую роль. Не так давно можно было купить говорящую Барби, и если потянуть за шнур, то она говорила: «У нас когда-нибудь будет достаточно одежды?» и «Математика трудная». Несколько лет спустя известные бренды продвигали футболки для девушек, на которых было написано: «Я слишком красивая для математики» или «Я слишком красивая для домашки, поэтому мой брат делает ее за меня».
Давайте не забывать о родителях. Ох уж эти родители. Оказывается, если родители не уверены в своих знаниях математики и они помогают детям с домашней работой, дети выучат меньше математики за год.
Когда взрослые не уверены в своих знаниях математики, это отражается на их детях, и от этого зависит, выиграют ли они или проиграют. Но если мы ставим ограничения другим, мы можем их и убрать.
Мы с командой показали, что когда мы помогаем родителям делать интересные упражнения с детьми, — скажем, вместо истории на ночь они делают математику на ночь, забавные истории в задачках, — то улучшается не только отношение детей к математике, но и их успеваемость в школе. Наше окружение имеет значение. Начиная с класса и родителей и заканчивая медиа — все влияет на то, проиграем мы или выиграем.
Мой ум был спокоен. Я победила!
Промотаем вперед от моей игры в футбол в школе до первого курса в колледже. Я училась на факультете химии и была там явно не к месту. Хотя я готовилась к моему первому экзамену, — я думала, что готова, — я провалила его.
Я буквально была худшей из 400 студентов. Я была убеждена, что не стану специалистом, что меня вообще отчислят.
Но потом я изменила подход к обучению. Вместо самостоятельного обучения я начала учиться с друзьями, в конце вечера мы закрывали книги и соревновались за правильные ответы. Мы научились практиковаться в стрессовых ситуациях.
Если бы вы заглянули в мой мозг на том первом экзамене, вы бы заметили болевую нейронную реакцию, такую же, как и у людей, боящихся математики. Скорее всего, такая же реакция была и во время обучения. Но когда я пришла сдавать выпускной экзамен, мой ум был спокоен, и я получила одну из самых высоких оценок. Дело не просто в изучении материала; дело было в преодолении барьера в самое нужное для меня время.
Очень важно понимать, чтó происходит у нас в голове. Зная это, мы можем научиться готовить себя и других к успеху, не только на футбольном поле, но и в зале заседаний, и в классе.