Почему ребенок ходит на носочках в 2 года и что делать

Ходьба на пальцах стоп в детском возрасте: взгляд невролога

Почему ребенок ходит на носочках в 2 года и что делать

В норме ребенок обычно ходит, перекатываясь с пятки на носок. Однако ходьба «на носочках» является распространенным явлением у малышей в раннем возрасте. Этому есть множество причин, и не всегда они носят патологический характер. Хождение на пальцах стоп часто является нормальным этапом в развитии ходьбы. Разберемся, в каких случаях переживать не стоит, а когда все же необходимо показать ребенка специалисту.

Ходьба на пальцах стоп у здоровых детей

Родители многих детей замечают, что ходьба на носочках возникает в определенный период развития, в частности, когда малыши только начинают осваивать этот навык. Такие проявления выступают одним из этапов нормального физиологического становления навыка ходьбы.

Некоторые малыши делают свои первые шаги, опираясь на всю стопу, но затем все равно могут начать ходить на носочках. Все дело в том, что дети раннего возраста часто бывают склонны к повышенному тонусу икроножных мышц. Если ребенок ходит на пальцах стоп в возрасте от года до полутора лет, врачи рекомендуют родителям не переживать по этому поводу.

К двум годам обычно заканчивается процесс формирования корково-пирамидного пути, соединяющего кору головного мозга с нижележащими структурами нервной системы. Данный путь регулирует осуществление двигательных актов. К этому возрасту ребенок в норме уже должен при ходьбе опускаться на полную стопу. Если же этого не происходит и хождение на носочках сохраняется после двух лет, необходимо обратиться к педиатру или детскому неврологу, чтобы выяснить причины данного явления.

Если ходьба на пальцах стоп сохраняется в возрасте двух лет и позже — это еще не повод для паники. Ведь созревание нервной системы представляет собой сложный индивидуальный процесс. У одних детей она созревает раньше. У других этот процесс затягивается до 2,5—3 лет.

Возможные причины нарушений

Ходьбу «на цыпочках» может провоцировать множество различных факторов: от желания родителей ускорить процесс развития ребенка с помощью вспомогательных средств до наличия серьезных заболеваний. Наиболее распространенные факторы перечислены ниже.

Вмешательство в естественный процесс развития

Некоторые родители, желая помочь ребенку, покупают ему специальную ортопедическую обувь для детей, которые только начали ходить. Однако специалисты смотрят на это довольно скептически. Они убеждены, что ортопедическая обувь мешает естественному процессу формирования у ребенка свода стопы и что она не предназначена для здоровых малышей.

Еще одним фактором, провоцирующим возникновение у ребенка ходьбы на пальцах стоп, врачи считают использование детских ходунков. С их помощью родители обычно пытаются ускорить процесс освоения ребенком навыка ходьбы. Однако конечный результат зачастую бывает абсолютно противоположным.

В настоящее время специалисты убеждены, что использование ходунков здоровыми детьми мешает их нормальному развитию. Подобные приспособления допустимы только при наличии у ребенка каких-либо двигательных нарушений. Во всех остальных случаях использование ходунков ребенком, свод стопы которого еще не готов к нормальной ходьбе, провоцирует рефлекторное повышение мышечного тонуса, что в последствии и приводит к хождению на цыпочках.

Задержка психического развития

Дети с задержкой развития также могут ходить на носочках. Ученые считают, что это связано, с незрелостью корково-пирамидного пути, контролирующего двигательные акты. Кроме того, такие дети склонны к определенным навязчивым движениям, ритуалам и привычным действиям, к числу которых относится ходьба на пальцах стоп. Вот еще некоторые из подобных привычек, свойственных детям с задержкой развития:

Неврологические нарушения

В случае неврологической патологии повышенный мышечный тонус отмечается еще с самого рождения малыша. Повышение тонуса при этом распространяется также и на другие группы мышц. У таких детей часто наблюдается задержка в моторном развитии, нарушение координации и ряд других симптомов, выявленных неврологом.

Психологические причины

Почему ребенок ходит на носочках в 2 года и что делатьИногда причина хождения на пальцах стоп может быть психологической. Симптомы детей часто являются отражением общей атмосферы неблагополучия в семье. Дети очень чувствительны к любым семейным проблемам даже тогда, когда родители думают, что они еще слишком малы и ничего не понимают.

Если все возможные неврологические причины хождения на носочках врачом исключены, стоит задуматься о психологических причинах. На то, что проблема носит психологический характер, могут указывать и иные проявления в поведении ребенка:

Кроме того, периодически ходить на цыпочках могут гиперактивные дети, нервная система которых отличается высокой возбудимостью. Иногда такие проявления также встречаются у тревожных и застенчивых малышей. Важно, что в случаях, когда причина ходьбы на носочках является психологической, это явление наблюдается в поведении ребенка не постоянно, а лишь в моменты эмоциональной напряженности.

Когда хождение на носочках является симптомом серьезного заболевания?

Хождение на пальцах стоп также может являться одним из симптомов детского церебрального паралича. Однако в этом случае помимо необычной ходьбы, наблюдается и ряд других проявлений. К ним относятся речевые, психоэмоциональные и иные двигательные нарушения. Таким образом, хождение на цыпочках не может быть единственным симптомом этой тяжелой болезни.

Как помочь ребенку?

В случае, когда ходьба на пальцах стоп не исчезает по достижению ребенком возраста двух лет, родителям необходимо проконсультироваться с врачом-неврологом. Специалист поможет подобрать методики, направленные на коррекцию данного явления (массаж, лечебная физкультура). Если же все неврологические причины исключены, возможно, проблема носит психологический характер, и ребенок нуждается в консультации детского психолога.

Источник

Ребенок ходит на носочках, что делать?

Поделиться:

Больше всего в отечественном здравоохранении поражает ситуация, когда есть распространенное явление, но оно не имеет названия. Так произошло с ходьбой на носках.

Ей-богу, в нашей стране ситуация с «носочками» доходит до абсурда. Всё начинается еще до того момента, как ребенок научился ходить.

Встал и поджал пальцы – срочно на массаж. Почему-то никто не хочет рассматривать вариант, что ребенку интересны новые ощущения и он активно экспериментирует со своим телом.

Большинство детей встают на носки из-за желания быть выше – это первое, что нужно иметь в виду.

Малыш пошел, но окружающим снова не дает покоя его манера ставить ногу. Не впадайте в панику: в год ребенка осмотрит педиатр, невролог, ортопед, хирург.

Вероятность того, что 5 врачей (иногда смотрит еще и психиатр) пропустят грубую патологию, крайне низкая. Если что-то не так, они заметят.

В этот же период большую обеспокоенность у родителей вызывают сроки, в которые малыш должен пойти самостоятельно.

Всемирная организация здравоохранения определила верхнюю границу диапазона нормального развития — это 18 месяцев, и в большинстве стран мира врачи ориентируются именно на этот срок. Таким образом, до 18 месяцев нельзя критично оценивать ходьбу у здорового ребенка.

Почему ребенок ходит на носочках в 2 года и что делать

Теперь подробно рассмотрим проблему ходьбы на носках. В первую очередь необходимо исключить заболевания.

Для этого нам нужно ответить на ряд вопросов.

Ребенок всегда ходит на носках?

Если да, то с большой вероятностью это может быть или повышение тонуса в мышцах голени, или укорочение сухожилия. И то и другое проверить достаточно просто.

Для этого необходимо попробовать присесть, не отрывая пяток, или понаблюдать, как ребенок поднимается по лестнице/наклонной поверхности, или походить на пятках. При возникновении трудностей необходимо посетить ортопеда.

У ребенка есть признаки аутистического поведения?

Не секрет, что при расстройствах аутического спектра дети демонстрируют стереотипные движения. Иногда это бывают особенности ходьбы.

Вовлечены обе ноги или одна?

Если обе – это заставляет думать о некоторых неврологических заболеваниях, которые имеют свойство медленно прогрессировать. Все они имеют дополнительные симптомы и могут быть диагностированы на раннем сроке.

Родители ребенка ходили в детстве на носках?

Последние исследования ставят жирную точку в отношении этого вопроса. Ходьба на носках у здоровых детей в большинстве случаев наследуется от родителей. Отдельно упоминается, что это явление встречается чаще у мальчиков, чьи отцы имели в детстве такую особенность походки.

Ребенок всегда так ходил или начал недавно? Испытывает боль при ходьбе и/или щадит ногу?

Понаблюдайте, в каких ситуациях малыш встает на носочки, – таким образом вы исключите травму или воспалительный процесс.

Чаще всего особенности походки меняются с возрастом и постепенно дети начинают ставить ногу привычным для всех нас способом.

Как можно помочь такому ребенку?

Не стоит воспринимать его походку как болезнь, но не надо и игнорировать. Если она сохраняется после 2 лет – то малыша стоит показать доктору,
Безусловно, можно обращать внимание ребенка на походку и лучше делать это в игровой форме. «Походил на носочках, а теперь давай походим на пятках».

Я крайне скептически отношусь к использованию ортопедической обуви, так как она нужна только при грубой патологии и изготавливается на заказ.

Чаще всего при ходьбе на носках нет грубой патологии, но есть дефицит движений в голеностопном суставе, который будет усиливаться при фиксации ноги жесткой обувью.

Почему ребенок ходит на носочках в 2 года и что делать

А это значит, что лучшее лечение – гимнастика и разнообразная физическая активность.

Самым маленьким помогает ходьба по наклонной поверхности, а дети постарше очень любят растяжку.

Как видите, не всё так сложно, как кажется.

P.S. Это действительно частое и безобидное явление, даже мой сынуля ходит на носках, так же как когда-то и я, его папа!

Williams CM, Tinley P, Curtin M. The Toe Walking Tool: a novel method for assessing idiopathic toe walking children. Gait Posture. 2010 Oct; 32(4): 508–11.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Что делать, если ребенок ходит на носках?

Вы об этом спрашивали

Детский невролог ОКДЦ Надежда Леонидовна Ким отвечает на ваши вопросы

Если ребенок ходит на носках это норма или патология?

Что является причиной патологического подъема на носки?

Их очень много. Одной их самых частых причин этого состояния является локальное повышение мышечного тонуса, также причиной этого могут быть различные наследственные нервно-мышечные заболевания, врожденные деформации стоп, ахиллова сухожилия, патология голеностопного сустава и пр.

Почему же происходит повышение мышечного тонуса?

Локальная спастичность может являться следствием поражения центрального мотонейрона пирамидных путей из-за тех или иных отрицательных влияний на структуры головного мозга плода во время беременности, родов. В зависимости от степени негативного воздействия на стр-ры головного мозга могут формироваться различные формы детского церебрального паралича. Само по себе повышение тонуса в той или иной группе мышц вызывает различные двигательные нарушения, в том числе нарушение походки.

Что делать, если ребенок ходит на носках?

Конечно, обратиться к врачу. Это может быть, например, невролог или ортопед.

Какие исследования выполняются в ОКДЦ для постановки правильного диагноза?

Объем исследований определяется после осмотра ребенка, это может быть и МРТ головного мозга или спинного мозга и электронейромиография, и различные анализы крови, например КФК. Все эти исследования можно выполнить в условиях ОКДЦ.

Чем и как нужно лечить это состояние?

А в чем суть этой терапии?

Это процедура, когда таргетно в спастичные мышцы вводится ботулотоксин типа А с целью их расслабления, улучшение ходьбы и в том числе опоры на всю стопу.

Есть ли противопоказания для этой процедуры?

Их крайне мало, это гиперчувствительность к любому компоненту препарата в анамнезе воспалительный процесс в месте предполагаемой инъекции, острая фаза инфекционных заболеваний, беременность и некоторые другие.

Как выполняется процедура?

Она представляет собой несколько инъекций в заинтересованные мышцы, в случае необходимости с применением УЗИ контроля.

А с какого возраста возможно применение ботулотоксина?

В педиатрической практике разрешено применение с 2-х лет. В целом чем раньше начато лечение, тем лучше отдаленные прогнозы, например, меньше вероятности развития стойких деформаций стоп.

Используется ли этот метод лечения в ОКДЦ?

Да, конечно. Сначала нужно пройти консультацию детского невролога, для определения показаний к терапии, объема вводимого препарата, а затем уже записаться на саму процедуру. После выполнения инъекций препарата в течение 20-30 минут надо будет находится в центре для оценки состояния ребенка после процедуры.

Записаться на консультацию к детскому неврологу можно по телефону регистратуры 8(863) 227-00-00.

Источник

Почему ребенок ходит на носочках в 2 года и что делать

Идиопатическая ходьба на пальцах стоп (ИХП) в детском возрасте является распространенным расстройством нормальной формулы ходьбы, в основе которого лежит, как правило, транзиторная билатеральная ходьба с опорой только на передние отделы стопы и пальцы при недостаточности опорной функции пяточной кости.

На базе ФГБУЗ «Центральная детская клиническая больница Федерального медико-биологического агентства России» специалистами было проведено когортное исследование, в котором приняли участие 59 пациентов в возрасте от 1 года 4 мес. до 15 лет.

Целью данного исследования стал клиникокатамнестический и электронейромиографический анализ группы детей с ИХП, находящихся под наблюдением в течение последних 6 лет.

Детальный неврологический осмотр всех пациентов показал отсутствие задержки темпов моторного и когнитивного развития. Длительность ходьбы на пальцах на момент первого осмотра — от 2 мес до 9 лет. Сила мышц во всех мышечных группах соответствовала 5 баллам. Тонус в проксимальных и дистальных мышцах ног был физиологичным у 56 (95 %) пациентов из 59. В 3 случаях наблюдалась умеренная мышечная гипотония в ногах с гипермобильностью в коленных и голеностопных суставах на фоне достаточной мышечной силы, что соответствовало критериям недифференцированной дисплазии соединительной ткани легкой степени.

У 3 пациентов старшего возраста отмечены признаки умеренной истиной мышечной гипертрофии икроножных мышц из-за постоянного их напряжения в условиях персистирующей ходьбы на пальцах стоп. Объем активных и пассивных движений в крупных суставах в подавляющем большинстве случаев (84,8 %) был достаточен. В 4 случаях у детей в возрасте от 6 до 9 лет отмечалась тугоподвижность в голеностопных суставах с ограничением амплитуды пассивного и активного тыльного сгибания стопы. У 5 пациентов в возрасте 6, 7, 10, 11 и 12 лет обнаружены фиксированные контрактуры одного или обоих голеностопных суставов с невозможностью тыльного сгибания стопы.

Авторы наблюдали зависимость формирования контрактур от длительности существования ИХП и возраста начала изменений биомеханики ходьбы: в этих случаях картина ИХП была стойкой, а дебют нарушений относился к дошкольному возрасту (4–6 лет).

Сухожильные коленные и ахилловы рефлексы вызывались у всех детей, причем у 26 (44 %) из них они были умеренно оживлены, а у 5 (8,5 %) детей наблюдалось небольшое расширение зон коленного рефлекса. Однако ни у кого из пациентов не отмечалось патологических стопных пирамидных симптомов, клонусов стоп и коленных чашечек, патологических синкинезий и иных клинических признаков, указывающих на поражение пирамидного тракта.

Походка детей характеризовалась периодическим подъемом на пальцы и опорой на переднюю часть стоп без формирования эквинусной позиции стоп. Такой тип ходьбы наблюдался у всех детей (100 %) в случаях эмоционального подъема или возбуждения, быстрого темпа ходьбы и при беге. В значительной части (80 %) случаев ИХП возникала при ходьбе без обуви в домашних условиях. При вертикализации в состоянии покоя у 50 (84,8 %) пациентов из 59 опорная функция осуществлялась на полную стопу. Исключение составили 9 пациентов с миогенными и фиксированными контрактурами в голеностопных суставах, которые не были способны опираться на полную стопу из-за возникающей неустойчивости при смещении центра тяжести тела назад.

Практически у всех пациентов отмечены существенные особенности, касающиеся эмоционально-волевой и поведенческой сферы: повышенная возбудимость (86,4 %), аффективная лабильность, склонность к истериформным, демонстративным, а также протестным реакциям (35,6 %), повышенный уровень тревожности (76,3 %), гипердинамическое расстройство поведения (69,5 %), нарушения процессов внимания и сосредоточения у детей старшего возраста (10,2 %). В некоторых случаях имелись анамнестические указания на периодические аффективно-респираторные состояния (5 %), навязчивости (8,5 %), моторные и вокальные тикозные гиперкинезы (15,3 %), дневную нейрогенную дисфункцию мочевого пузыря по гиперрефлекторному типу (3,4 %), невротические диссомнии (3,4 %), ночной энурез (11,9 %). Таким образом, в когорте обследуемых детей с ИХП наблюдался широкий спектр коморбидных нарушений функционально-невротического характера.

Исследование методом ЭМГ во всех случаях выявило нормальные параметры скоростей распространения возбуждения по моторным волокнам большеберцовых и малоберцовых нервов (>40 м/с). Амплитуды максимальных М-ответов при стимуляции большеберцовых нервов были достаточными (5–9 мВ), а в 24 случаях (80 % обследованных) даже повышенными (10–17 мВ).

Необходимо отметить некоторые особенности параметров М-ответов при стимуляции малоберцовых нервов и расположении отводящих электродов над коротким разгибателем пальцев стопы. Известным фактом является то обстоятельство, что у здоровых лиц бывает затруднительно получить адекватный по амплитуде (>3,5 мВ) М-ответ с этой мышцы, что обусловлено ее топографическими особенностями, «распластанностью» на тыле стопы и отсутствием во многих случаях очерченного брюшка мышцы. Это диктует необходимость эмпирического смещения отводящих электродов с изменением их позиционирования с целью определения точки для получения лучшего по амплитуде и форме М-ответа.

В когорте обследуемых пациентов у 13 (43,3 %) было определено небольшое снижение по амплитуде М-ответов с короткого разгибателя пальцев (пределы колебаний от 2,28 до 2,89 мВ) при обычной форме ответов. Подобное снижение амплитуды М-ответа наблюдалось у всех пациентов с ИХП с тугоподвижностью и формированием контрактур голеностопных суставов, что явилось отражением перерастяжения данной мышцы и не свидетельствовало об аксональном поражении волокон малоберцового нерва.

У 1 пациента 2 лет 7 мес. определено повышение антидромной возбудимости спинальных мотонейронов поясничного утолщения при регистрации параметров F-волн при стимуляции большеберцовых нервов (увеличение числа повторных F-волн до 30 % справа и 50 % слева, доли «гигантских» F-волн до 10 % справа и 15 % слева), что было расценено как косвенный признак задержки темпов миелинизации пирамидных трактов.

Таким образом, по результатам ЭМГ нарушений функционального состояния структур периферического нейромоторного аппарата у пациентов с ИХП не определялось. Были достоверно исключены варианты миогенного и нейрогенного поражения. Не выявлены косвенные ЭМГ-признаки поражения пирамидных трактов. Продемонстрировано отсутствие продолженной тонической мышечной активности, свойственной спастическим формам ДЦП, наследственной спастической параплегии и фокальной дистонии стопы.

Биохимический анализ крови показал незначительное повышение уровня сывороточной креатинкиназы лишь у 2 пациентов (до 189 и 195 Ед/л при норме до 170 Ед/л), что не соответствовало критериям активного цитолиза при первично-мышечном процессе и могло быть обусловлено длительным произвольным напряжением икроножных мышц при ходьбе на пальцах стоп.

С учетом результатов комплексного клинико-неврологического осмотра, проведенной дифференциальной диагностики, данных ЭМГ и уровня активности креатинкиназы всем детям установлен диагноз ИХП.

Подходы к терапии. С учетом особенностей аффективной сферы большинства детей в качестве методов лекарственной терапии у некоторых пациентов были применены мягкие средства с транквилизирующим и анксиолитическим действием: гамма-амино-бетафенилмасляная кислота (фенибут), гидроксизина гидрохлорид (атаракс), препараты растительного происхождения, содержащие мяту, мелису, валериану (персен). Препараты назначались у 52,5 % пациентов с ИХП в виде повторных 2-месячных курсов. Таким образом, целью лечения было воздействие на комплекс коморбидных проявлений ИХП только в тех случаях, когда они носили явно выраженный характер. Итогом терапии явилось снижение возбудимости, тревоги, аффективной лабильности, двигательной и психической гиперактивности.

Всем пациентам было рекомендовано ношение корригирующей ортопедической обуви с фиксацией области голеностопного сустава. Необходимыми педагогическими факторами являлись пересмотр модели внутрисемейных отношений, уменьшение гиперопеки, снижение влияний факторов возбуждения нервной системы ребенка (ограничение зрительной нагрузки и использования гаджетов). Рекомендовались упражнения, обеспечивающие подвижность голеностопных суставов и направленные на ослабление патологического стереотипа ходьбы. В 4 случаях наличия тугоподвижности в голеностопных суставах курсами осуществлялись тепловые аппликации (парафин, озокерит, солевые разогревающие грелки) с последующей механической разработкой суставов (пассивное тыльное сгибание) для предотвращения формирования фиксированных контрактур. Пациентам с фиксированными контрактурами (5 случаев) было показано оперативное лечение (чрескожная ахиллотомия) с последующим ортезированием голеностопных суставов.

Катамнестическое наблюдение за пациентами в течение 2–6 лет показало полный регресс имевшихся симптомов и нормализацию формулы ходьбы к 7–8 годам жизни в большинстве (84,8 %) случаев ИХП. С учетом данных о том, что транквилизирующая и анксиолитическая терапия, направленная на коррекцию коморбидных расстройств невротического уровня, применялась только у 52,5 % пациентов с ИХП, можно предполагать спонтанный, а не лекарственно обусловленный регресс нарушений биомеханики ходьбы. При формировании миогенных и фиксированных контрактур (9 пациентов) возникала необходимость применения физических методов реабилитации и оперативной коррекции. В 2 случаях были проведены корригирующие ортопедические операции, значительно улучшившие функцию ходьбы у этих пациентов.

Таким образом, идиопатическая ходьба на пальцах стоп представляет собой доброкачественное возрастзависимое (возрастлимитированное) расстройство формулы ходьбы со спонтанным регрессом симптомов, обладающее высокой коморбидностью с расстройствами невротического спектра, не требующее применения активных методов физической реабилитации, медикаментозного лечения и локальной ботулинотерапии. Вторичные осложнения ИХП в виде фиксированных контрактур голеностопных суставов могут потребовать проведения хирургической ортопедической коррекции.

Источник

Почему ребенок ходит на носочках?

Почему ребенок ходит на носочках в 2 года и что делать

Ребенок часто ходит на носочках – это отклонение, которое многие родители не замечают. Почему так происходит и как решить проблему?

Ходить на цыпочках для детей старше 1 года не физиологично. Если вы думаете, что ребенок играет, вставая на пальцы, вспомните, как начинались его первые шаги. Если при попытке поставить ребенка на ножки, он напрягал их, скрещивал или касался пола только пальчиками, то, вероятнее всего, у малыша повышенный мышечный тонус.

Почему возникает тонус?

Часто чрезмерный тонус связан с родовой травмой в процессе прохождения ребенком родовых путей. В этот момент нарушается работа нервных центров, регулирующих тонус мышц. Важно вовремя восстановить баланс, чтобы избежать нарушения кровоснабжения мозга.

Как лечат гипертонус?

Терапевты и неврологи чаще всего назначают курс массажа. Хороший специалист, конечно, поможет и на какое-то время снимет избыточный тонус за счет расслабляющего местного воздействия. Но причина гипертонуса может остаться неустраненной. Ортопед может порекомендовать носить обувь с жёстким задником и супинатором. Однако многие врачи считают, что растущая нога должна свободно двигаться и получать правильную нагрузку.

Как устранить причину?

В остеопатии лечение детей с «балетной походкой» заключается в восстановлении правильного положения костей основания черепа для хорошего кровоснабжения нервных центров, отвечающих за тонус мышц. Если вы замечаете, что ребенок часто ходит на носочках, знайте: он нуждается в правильном лечении и устранении причины мышечного тонуса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *