Тема урока: Две тайны (Соня и Раскольников читают Евангелие. Анализ эпизода)
Две тайны (Соня и Раскольников читают Евангелие. Анализ эпизода)
Психологическое обоснование урока
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Конкретное содержание юности как возрастного этапа развития определяется в первую очередь социальными условиями, от которых зависит положение молодого человека в обществе, объём знаний, которым он может овладеть, доступность культурных ценностей и так далее. В этом возрасте молодые люди приобретают способность строить умозаключения, выдвигать гипотезы и предложения, которые основаны не только на наблюдаемых состояниях и свойствах объектов, но и на возможных предполагаемых состояниях.
Юноши и девушки начинают подвергать сомнению ценности родителей, сравнивать их с другими, менее консервативными. Юноши сравнивают действительное с возможным и не редко обнаруживают, что оно далеко от желаемого.
В юношеском возрасте продолжается процесс самосознания, открытия себя как неповторимой индивидуальности. Это неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращение к себе в процессе самоанализа, рефлексии часто носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально – нравственного и личностного самоопределения.
В основе готовности к самоопределению лежит формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям. Формируется идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве). Идентичность – это чувство обретения, адекватности и владение личности собственным “я” независимо от изменения ситуации.
Именно поэтому творчество Достоевского может стать для старшеклассников серьёзной почвой для раздумий о мире, о себе самом и о жизни вообще.
Цели урока
Ход урока
Человек есть тайна…
I. Вступительная часть: эмоциональная подготовка к уроку.
На экране – портрет Достоевского. Звучит музыка Сергея Рахманинова “Вокализ”. Затем идут слайды, которые иллюстрируют библейский сюжет о воскрешении Лазаря.
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы размышляли, готовясь к уроку над вопросами (групповые задания составлены для “лингвистов”, “психологов”, “философов” и “литературоведов”), перечитывали эпизод о встрече Раскольникова с Соней и чтении Евангелия. В соответствии с темой урока определим наши задачи, сформулируем проблемные вопросы.
Формулировка проблемы учащимися (возможные варианты):
Зачем Раскольников пришёл к Соне? Почему читают именно притчу о воскрешении Лазаря? В чём заключается “тайна” каждого из них? Как в этом эпизоде выражено авторское начало?
Какие детали указывают на невысказанные словами, но прочувствованные героями (жест, мимика, интонация)?
Почему Соня не хочет читать Раскольникову?
Почему Раскольников уверен, что чувства Сони при чтении отрывка из Евангелия являются настоящей тайной?
Придумайте свои вопросы для анализа эпизода
Значение имён героев (ономастика?)
Как имена соотносятся с характерами и отражают ли мировоззрение?
Как автор через лексические, синтаксические и стилистические средства создаёт картину?
Придумайте свои вопросы для анализа эпизода?
Почему Раскольников идёт именно к Соне?
Как в тексте показано неосознанное стремление Раскольникова к спасению души?
Какие мысли Достоевского о вере, о Христе, о нравственности нашли отражение в эпизоде?
Придумайте свои вопросы для анализа эпизода
Символика и её роль в эпизоде?
Основные мотивы эпизода и их связь с общим контекстом романа?
Основные приёмы создания образов?
Придумайте свои вопросы для анализа эпизода
В процессе обсуждения вопросов учащиеся заполняют схему, в которой отражаются смысловые акценты и выводы.
В результате получается заполненная опорная схема.
Просмотр фрагмента фильма из последней экранизации романа Достоевского “Преступление и наказание” (8 серийного фильма режиссёра Дмитрия Светозарова, 2007 года).
Удалось ли создателям фильма передать идеи Достоевского? Как соотносятся фильм и текст романа (мотивируйте свою точку зрения)? Заключительный этап урока. Обобщение.
Что открыл вам сегодняшний урок? Что нового помог увидеть урок в романе? Домашнее задание: сочинение-эссе “Человек есть тайна”?
применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.
Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
Тема урока: Две тайны (Соня и Раскольников читают Евангелие. Анализ эпизода)
Две тайны (Соня и Раскольников читают Евангелие. Анализ эпизода)
Психологическое обоснование урока
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Конкретное содержание юности как возрастного этапа развития определяется в первую очередь социальными условиями, от которых зависит положение молодого человека в обществе, объём знаний, которым он может овладеть, доступность культурных ценностей и так далее. В этом возрасте молодые люди приобретают способность строить умозаключения, выдвигать гипотезы и предложения, которые основаны не только на наблюдаемых состояниях и свойствах объектов, но и на возможных предполагаемых состояниях.
Юноши и девушки начинают подвергать сомнению ценности родителей, сравнивать их с другими, менее консервативными. Юноши сравнивают действительное с возможным и не редко обнаруживают, что оно далеко от желаемого.
В юношеском возрасте продолжается процесс самосознания, открытия себя как неповторимой индивидуальности. Это неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращение к себе в процессе самоанализа, рефлексии часто носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально – нравственного и личностного самоопределения.
В основе готовности к самоопределению лежит формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям. Формируется идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве). Идентичность – это чувство обретения, адекватности и владение личности собственным “я” независимо от изменения ситуации.
Именно поэтому творчество Достоевского может стать для старшеклассников серьёзной почвой для раздумий о мире, о себе самом и о жизни вообще.
Цели урока
Ход урока
Человек есть тайна…
I. Вступительная часть: эмоциональная подготовка к уроку.
На экране – портрет Достоевского. Звучит музыка Сергея Рахманинова “Вокализ”. Затем идут слайды, которые иллюстрируют библейский сюжет о воскрешении Лазаря.
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы размышляли, готовясь к уроку над вопросами (групповые задания составлены для “лингвистов”, “психологов”, “философов” и “литературоведов”), перечитывали эпизод о встрече Раскольникова с Соней и чтении Евангелия. В соответствии с темой урока определим наши задачи, сформулируем проблемные вопросы.
Формулировка проблемы учащимися (возможные варианты):
Зачем Раскольников пришёл к Соне? Почему читают именно притчу о воскрешении Лазаря? В чём заключается “тайна” каждого из них? Как в этом эпизоде выражено авторское начало?
Какие детали указывают на невысказанные словами, но прочувствованные героями (жест, мимика, интонация)?
Почему Соня не хочет читать Раскольникову?
Почему Раскольников уверен, что чувства Сони при чтении отрывка из Евангелия являются настоящей тайной?
Придумайте свои вопросы для анализа эпизода
Значение имён героев (ономастика?)
Как имена соотносятся с характерами и отражают ли мировоззрение?
Как автор через лексические, синтаксические и стилистические средства создаёт картину?
Придумайте свои вопросы для анализа эпизода?
Почему Раскольников идёт именно к Соне?
Как в тексте показано неосознанное стремление Раскольникова к спасению души?
Какие мысли Достоевского о вере, о Христе, о нравственности нашли отражение в эпизоде?
Придумайте свои вопросы для анализа эпизода
Символика и её роль в эпизоде?
Основные мотивы эпизода и их связь с общим контекстом романа?
Основные приёмы создания образов?
Придумайте свои вопросы для анализа эпизода
В процессе обсуждения вопросов учащиеся заполняют схему, в которой отражаются смысловые акценты и выводы.
В результате получается заполненная опорная схема.
Просмотр фрагмента фильма из последней экранизации романа Достоевского “Преступление и наказание” (8 серийного фильма режиссёра Дмитрия Светозарова, 2007 года).
Удалось ли создателям фильма передать идеи Достоевского? Как соотносятся фильм и текст романа (мотивируйте свою точку зрения)? Заключительный этап урока. Обобщение.
Что открыл вам сегодняшний урок? Что нового помог увидеть урок в романе? Домашнее задание: сочинение-эссе “Человек есть тайна”?
применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.
Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнатолий Потешкин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.Достоевский.» — Транскрипт:
1 Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.Достоевский
2 Расскажите историю Сони Мармеладовой. В чем же «правда» Сони? По каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?
3 Обратите внимание на цифры: Соня отдает Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье последние 30 копеек. Какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского?
4 «Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета…Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».
5 «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два стула. …у противоположной стены, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».
6 Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои? Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему?
7 Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня тихая, кроткая? Что главное в поведении Сони? Докажите. Что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой.
8 Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»?
9 « … припав к полу, поцеловал ее ногу… Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
10 СоняРаскольников Кроткая, добраяГордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие Спасая других, берет на себя тяжести греха. Мученица Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. Преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, это оправдание его предчувствий Живет, исходя из требований жизни, вне теорий Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог тупик. Теория не может учесть все в жизни Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик Божественная правда в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа Его правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя Есть смысл жизни: любовь, вера Нет смысла жизни: убийство это бунт для себя, индивидуалистический бунт
11 1) О чем просит Раскольников прочесть Соню? Почему именно это место из Евангелия? Какой особый смысл оно имеет? 2) Почему Соня не хочет ему читать? («Соня все колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать. Зачем вам? Ведь вы не веруете?») 3) Почему Раскольников уверен, что чувства ее при чтении этого отрывка из Евангелия составляли настоящую тайну?
12 5) Как объясняет Раскольников цель своего прихода к Соне? 6) Почему теперь уже Соня считает, что Раскольников сумасшедший? 7) Что непонятное и страшное говорит он ей? 8) Что обещал открыть, если придет завтра? 9) Почему говорит о «власти над муравейником»? 10) Каковы художественные особенности этой главы и мастерство Достоевского в изображении героев? 11) Как связан этот эпизод с целым и помогает понять роман? 4) В каком состоянии читает Соня? С кем мысленно сравнивает Раскольникова?
13 На каторге. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников? Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
14 Как складываются его отношения с окружающими? Почему каторжники полюбили Соню? Что помогло возродиться Раскольникову? Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?
Анализ эпизода Раскольников и Соня Мармеладова (Достоевский Ф. М.)
4 глава 4 части является очень важным эпизодом в романе «Преступление и наказание». В нём Раскольников впервые видит, насколько покорна Соня Мармеладова перед жизненными обстоятельствами. Во время этой встречи они читают отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. В этой сцене становится понятно, насколько Соня является сильной девушкой, а теория Раскольникова несостоятельной. Эпизод начинается с описания комнаты Сони.
Обстановка в ней была убогой, нищенской и мрачной. Этот образ жилища никак не соотносится с духовной чистотой Сони, но точно подходит другим его обитателям. Разговаривая об окружающих её людях, Соня говорит только хорошее, она с теплом отзывается о хозяевах и о родителях. В её словах слышны жалость и сострадание к близким, особенно к Катерине Ивановне. Она могла бы обвинить её во всех своих бедах, но она, наоборот, её жалеет и защищает от обвинений Раскольникова. Родион, терзая Соню своими жестокими вопросами, пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо, и этим оправдаться в собственных глазах. Он считает Соню юродивой, потому что она надеется на чудо.
Кульминационным моментом во всей главе является чтение воскрешения Лазаря. Раскольников, почти требуя, просит Соню прочитать этот отрывок. И он не случайно выбрал именно этот фрагмент. Воскресение Лазаря символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова. Чтение Евангелия меняет их местами. В начале разговора Раскольников был решительным и безжалостным, а Соня – растерявшейся и испуганной. Но во время чтения отрывка у девушки появляется суровость и торжественность, а Родиону становится плохо. Вера Сони оказывается сильнее его теории. Раскольников чувствует, что она права, но боится признаться в этом. Поэтому он зовёт её пойти с ним вместе, хотя уже не с такой уверенностью. После чтения Раскольников раскрывается перед Соней, он почти готов ей признаться во всем и обещает рассказать, кто убийца, в следующий раз. Он уходит и оставляет её в замешательстве, показавшись ей не в своём уме.
Эта сцена стала ключевой для обоих героев. Соня ещё больше уверилась в Боге, а Раскольников начал осознавать несостоятельность своей теории. Однако после этого они стали духовно намного ближе.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.