Почему простота хуже воровства в чем смысл
Простота хуже воровства
Воров на свете много.
На каком свете?
Да на русском!
В арабском мире воров ждут суровые меры взыскания. У нас же воровство в почете…
В блогосфере вопрос простоты, что хуже воровства, давно и обстоятельно размазан по полочкам. Есть Словарь поговорок и пословиц. Там цитаты из знаменитых писателей. Читаем из него:
«ПРОСТОТА ХУЖЕ ВОРОВСТВА».
Ежели дуракам волю дать, так они умных со свету сживут.
Салтыков-Щедрин. «Сказки. Карась идеалист».
— Вот то-то и лиха беда, что прост ты,— пилила старуха,— а другой раз наша-то простота хуже воровства. Поучил бы жену хоть для примеру. Все-таки острастка. Мамин-Сибиряк, «Братья Гордеевы».
Согласился Христос с Никитой: верно, говорит, ошибся я по простоте моей.. У вас, говорит, на земле все так запуталось, что разобрать ничего невозможно и, пожалуй, верно вы говорите. Сатане в руку, что доброта да простота хуже воровства.
М. Горький, «Жизнь Клима Самгина».
— Что у меня получится, и не знаю, больно прямая я, мамаша.
— Прямота — это партийному работнику как раз в пору. Батя твой говорит: «От чистого сердца чисто очи зрят. А вот простовата ты бываешь — это плохо. Про это у отца твоего другая поговорка, тоже подходящая: «Простота хуже воровства?.
Б. Полевой, «Глубокий тыл».
— Это в городе порченый народ, а здесь у вас — простота.
— Это. — ответил хозяин и усиленно замигал глазами. Кузьма, слушавший на крыльце, усмехнулся и проговорил: — Как говорите: простота? Хуже воровства живет!
Гарин-Михайловский, «Мои скитания».
— Вот из-за этого мы, дураки, и страдаем. И все по своей простоте, а простота — она хуже воровства. Ты к нему всей душой, как родного принимаешь, а он к тебе с камнем за пазухой.
И. Лазутин, «Сержант милиции».
* * *
Есть суждение, что данная пословица (или поговорка «простота хуже воровства») сложилась в ту пору, когда в русском языке вором называли не человека, который что-то украл, а противника государственной власти, изменника родине.
Простой сердцем человек никого не обидит, никому не станет поперек дороги, никого не осудит, никому не позавидует. Кто прост сердцем, тот, далее, способен на большие труды, самые низкие и тяжелые; тот не взыскателен к пище и одежде, тот не требует и не ищет каких-либо удобств жизни. И это понятно почему. Простота держит сердце человека в постоянном укорении и сознании своего недостоинства. В сердце простых обитает Дух Святый, Который обвеселяет их сердце, уничтожает в них всякий дух уныния и пожигает в них плотские страсти, так что можно сказать: простые сердцем вместе с тем бывают и чистые сердцем.
. Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).
Надобно стяжать сердце в духовном смысле чистое и нежное, смиренное, мягкое, которое легко чувствовало бы ядовитость каждого греха, которое болело бы от всего, что противно Святейшему Господу, и своею болью извлекало слезы, очищающие скверны сердечные; надобно приучить его к искренности и искренней любви ко всем людям, и в частности к сострадательной любви к бедным и несчастным. Простота, искренность сердца любезны Богу. Апостолы избраны были не из премудрых и разумных людей века сего, потому что они лукавы, а из младенцев, то есть из людей, которые по своим понятиям, простоте и неиспорченности подобны младенцам.
. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).
Ну а что воровство?
Воровство в старину означало всякое преступное действие: поджог, притоносодержательство, подлог, преступления государственные и проч. Иногда законодатель, не означая точно рода преступлений, выражением «затеет какое воровское дело» указывает вообще на преступное действие. В этом широком значении термин «воровство» употребляется в Уложении царя Алексея Михайловича, подобно тому как в Русской правде родовое понятие для всех правонарушений была обида, воровство же, как тайное похищение чужого имущества, в Уложении называется татьбой, редко кражей. Воинские артикулы употребляют уже термин «воровство» в смысле кражи, хотя иногда они разумеют под воровством и всякое вообще преступное действие. Но в XVIII в. термин воровство и слова от него производные (воровской набег; письмо сочинено воровски) продолжают употребляться в прежнем широком значении. Попытку выработать точную терминологию сделал указ 3 апреля 1781 г. «О суде и наказании за воровство разных родов и о заведении рабочих домов», который ввел сложные термины: воровство-грабеж, воровство-кража, воровство-мошенничество, соответствующие трем отдельным преступлениям. После указа 1781 г. термин В. стал употребляться не только как понятие родовое, обнимающее различные виды похищения чужого имущества, но и в смысле видового, равнозначащего краже. Свод Законов усвоил терминологию указа 1781 г.; разбой же, хотя и отнесен в Своде к преступлениям против прав на имущество, но не обозначается термином «воровство»; кроме того, Свод Законов, следуя законодательству XVIII в., рассматривает как воровство-кражу и утайку вверенного, и утайку найденного, и растрату казенного имущества, и проч. Уложение 1845 г. сохранило только два сложных термина, установив четыре вида похищения чужого имущества: разбой, грабеж, воровство-кража и воровство-мошенничество. В изданиях Уложения 1866 и 1885 гг. сложные термины совершенно исключены и под похищение чужого имущества подведены: разбой, грабеж, кража и мошенничество, но в ст. 1645 сохранился термин «воровство».
То-есть, воровство изначально присуще человеку. И перед нами разверзается бездна. Морально-этическая бездна, проблема, которая не решена и не решается. ГРЕХ! Вот почему мы грешники. А если идти дальше, то так мы дойдем и до животных.
Человек станет человеком только тогда, когда освободится от животного инстинкта красть, отнимать что-то у ближнего.
Тут мы и приходим к взглядам старинного немецкого философа Карла Генриха Маркса, который глубоко рассмотрел вопросы собственности и представил себе один из возможных вариантов дальнейшего развития человечества, но добавить что-либо к его рассуждениям мы пока что не в силах.
Почему простота хуже воровства в чем смысл
Вначале отметим, что слово «простота», как и производные от него слова, имеет различные значения. Так, например, простота в отношении Бога означает абсолютную простоту Его природы. По отношению же к человеку, это слово уже означает относительную простоту природы его души по сравнению с его сложным телом. В отношении группы людей, данное слово может означать, например, обычных людей, не занимающих высокие государственные посты. Поэтому, здесь важно знать, в каком именно контексте использовано данное слово. Вообще, слово «простота» может толковаться и как «глупость, скудоумие, наивность, наивный человек» (Толковый словарь русского яз. под ред. Д. Н. Ушакова).
Смысл поговорки «Простота хуже воровства» означает следующее: Здесь «говорится неодобрительно о том, чьи простодушие, доверчивость, наивность приносят ущерб, неприятности» (Словарь пословиц и поговорок). Действительно, если человек, например, ворует и при этом понимает, что совершает плохой поступок, то это создает уже реальные предпосылки к его раскаянию. Если же человек, в силу своей наивности, чрезмерной (необдуманной) доверчивости, нерадивости, самонадеянности, незнания (при сохранении дееспособности) не сознает или не хочет сознавать отрицательной нравственной оценки или окраски совершаемого им неправедного поступка, то это хуже, чем осознанное воровство. Поскольку, именно в силу своей осознанности последнее имеет реальные шансы на искоренение, в отличие от «простоты», обусловленной указанными выше факторами. Аналогично этому и «“святая” простота» может быть хуже по своим последствиям, чем откровенное воровство, поскольку в силу своей совсем несвятой наивности и незнания может принести весьма горькие плоды, в том числе, например, социального характера. А ведь, как известно, наивность и незнание не освобождает от ответственности.
При этом отличить простоту, которая «хуже воровства» от святой (без кавычек) простоты (т. е. от прямоты, цельности, готовности идти за Богом и к Богу, невзирая на лукавые приманки дьявола) или простоты сердца (т. е. сердца нелукавого) можно по следующим признакам. Простота сердца — это чистосердечие (чистота сердца — П.Д.), искренность. Именно так толкует прот. Г. Дьяченко эти слова в (Деян. 2: 45-47): «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и ПРОСТОТЕ СЕРДЦА (выделено — П.Д.), хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (см. Полный Церковно-Славянский словарь). Отметим, что Сам Господь Иисус Христос говорил: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).
—
Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb
Подайте молебен с просьбой об исцелении или решения проблеммы к святым. Большой выбор храмов, святых и икон. Гарантия исполнения.
Значение и происхождение пословицы «Простота хуже воровства»
У слова «простота» есть несколько значений, при этом их можно считать антонимами. Выражение «Простота хуже воровства» — одно из самых непонятных для иностранцев, да и носители русского языка порой пожимают плечами, не находя недостатков в простоте. О чём же идёт речь? Давайте разбираться.
Смысл пословицы
Выражение «Простота хуже воровства» уместно в том случае, когда человек ведёт себя слишком прямолинейно, глупо, не утруждая себя осмыслением происходящего, не признавая за собой обязательств.
Если он поступает некрасиво, неблаговидно, у него всегда найдётся оправдание: «Мол, а я что? Мы – люди неучёные, университетов не заканчивали». Такому человеку, как правило, нет дела до норм морали, различения ситуаций общения, психологических особенностей собеседника.
Они рубят с плеча, говорят что думают, ни с кем не церемонятся – причём не церемонятся до такой степени, что могут и оскорбить, и унизить.
Например, молодая цыганка, лежащая «на сохранении» в родильном доме, запросто (и без спроса) заимствует у соседки по палате расчёску, зубную щётку, а потом молча возвращает на место.
Это и воровством не назовёшь (вещи возвращены), и нормой не признаешь: использованные чужим человеком предметы гигиены придётся выбросить.
Часто простота, которая хуже воровства, имеет место в рабочей ситуации. Неожиданно коллега, обещавший подготовить нужные документы ещё на прошлой неделе, сообщает, что они будут готовы только в понедельник.
Из-за этого вы не можете сдать собственный проект, к тому же, гнев начальника обрушится на вас, а не на вашего простоватого подопечного. На вопрос о причинах просрочки коллега сообщит, что ему нездоровилось или поведает душещипательную семейную историю, прослушав которую вы ещё и почувствуете виноватым себя.
Казалось бы, обычная безответственность. Но вы ощущаете себя обманутым, обкраденным: вам обещали и не сделали, кто-то присвоил ваше время, силы, нервы, здоровье.
Тут, правда, нужно различать, действительно ли перед нами простак (дурачок, человек, от природы обделённый интеллектом) или кого-то просто не научили нормам вежливости в детстве. А может, маска «простого парня» — удобный способ жить в своё удовольствие и «не заморачиваться»?
Немного об истории
В русском языке у слова «простота» есть не только отрицательные коннотации. Мы привыкли к евангельской трактовки простоты как противоположности лукавства. Всё, что ясно как день, считается правильным, идущим от Бога. «Где просто, там ангелов по сто», — говорит присловье.
В бытовом обиходе простота тоже рассматривается как удобное для жизни, приятное качество. «Он говорит просто, его всегда можно понять», — отзовутся дети об учителе, который не «давит интеллектом» и умеет сказать о самых сложных вещах понятными словами.
«Она проста и безыскусна», — скажет влюблённый мужчина о девушке, лишённой кокетства и фальши.
Но «простота» из нашей поговорки понимается всё же, как досадное свойство человеческой природы. Исторически это наивность, доверчивость, неумение приспособиться к жизни – как бы сегодня сказали, «психология жертвы».
А сегодня к этим смыслам добавились ещё и недостаток ума, глубины, отсутствие воспитания, образования, чувства такта. Бывает ещё «святая простота» — нечто вроде юродства, состояние, делающее людей блаженными.
Так говорят о существах чистых, наивных, ещё не наученных жизнью таить всё лучшее в себе. «Святая простота» изумительна, её следует беречь. Но стоит ей потерять свою святость, — пиши пропало!
Это замечание приближает нас к пониманию пословицы. Необдуманные поступки, вызванные внутренней расхлябанностью, бывают хуже, чем осознанные преступления.
Синонимичные выражения
Среди синонимов поговорки стоит назвать следующие:
Иностранцы сложили о глупости свои любопытные идиомы:
Конечно, простота — это ещё не глупость, но если смотреть на неё прагматически, целям комфортного жизнеустройства она не служит. Отсюда и обидное сравнение с воровством.
Ну а тем, кто не зависит от материального мира, чужие оценки ни к чему. Они наслаждаются блаженной простотой бытия уже в этой маленькой земной жизни.
Тест на знание пословиц
Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.
Смысл пословицы «Простота хуже воровства»
Прелесть русского народного творчества — в неоднозначности толкования сохраненных для повседневного пользования пословиц и поговорок. Сначала видится неоднозначность фразы, её провокационность и горький, выстраданный юмор, что способствует запоминанию и применению, но часто встречается и более глубокие смысловые уровни, с иными ассоциациями.
Но, приняв за аксиому возраст народного творчества и временное изменение смысла слов, можно найти и иные, более сложные толкования. Прежде роль интернета выполняла Библия, и термин простота относилась скорее к духовной сфере, ведь «простота человека к Богу приводит» и «простота святая».
А воровство толковалось значительно шире. Затеять воровское дело — для современника царя Алексея Тишайшего означало противоправное действие вплоть до государственных преступлений. Степан Разин рассылал прелестные воровские письма. Это не очень красивые тексты с призывом тайно похищать имущества, а инструкции, склоняющие получателей к свержению власти и переделе собственности вовсе не тайными способами («малявы» — если конкретно по деловому).
Приняв эти детали как значащие, вывод о смысле пословицы расширяется до философского обобщения: иные духовные деяния и поиски могут принести катастрофические последствия, сравнимые с ниспровержением основ. Не исключен вариант реакции на десятину, этот церковный налог хоть и выплачивался из княжеской казны, но вряд ли был популярен.
Обычная пословица, а как интересно понять подноготную.
Значение и смысл пословицы «Простота — хуже воровства
Мир русских пословиц полон тайн и загадок. Наши предки, даже выражаясь просто, умели высказать свою мысль так, что нынешним поколениям приходится поломать голову над значением очередной пословицы.
Например, известная пословица «Простота – хуже воровства». Несведущему читателю может показаться, что во времена изобретения этой пословицы ценились только высокоинтеллектуальные люди, стремящиеся в каждом предложении блеснуть своими высокими знаниями и исключительным мышлением. Но это, конечно, не совсем так. Во все времена ценилась способность собеседника подавать себя скромно, не навязываться и не кичиться знаниями, а блистать эрудицией лишь когда это уместно. Способность легко вступить в беседу, завязать знакомство, выйти из конфликта на позитивной ноте – это исключительно положительная простота характера. Едва ли её можно сравнить с воровством. В пословице идёт речь несколько о другом.
Всем нам приходилось сталкиваться с человеческой глупостью, недалёкостью, с ущербом, причинённым не по злому умыслу, а от невнимательности или непонимания ситуации. Людей, которые доставляют своим ближним неприятности не от дурного характера, а в силу своей глупости и недалёкости принято называть простаками. Их простота губительна для окружающих. Простак может даже не понимать, что совершает дурной поступок. В его арсенале всегда найдутся оправдания любому действию: «я же не знал», «а что тут такого», «это вышло случайно» и т.д.
Но почему такая простота хуже воровства? Тут как раз всё просто. Вор осознаёт, что совершает противоправный поступок. Он знает, что, если попадётся, последует наказание, равноценное причинённому ущербу. Отношения общества с вором и вора с обществом предельно честны: виновен – прими наказание. Но с простаком всё сложнее. Обвинять простака всё равно, что наказывать ребёнка: если человек искренне не понимает дурных последствий своих поступков, то и наказание примет, как предвзятое отношение. Человек же, который пострадал от действий простака окажется в ситуации, когда он не только получил ущерб, но ещё и вынужден чувствовать себя палачом невиновного. Понятно, что закон един для всех. Но выходки простака редко выходят за границы законного и чаще всего банально портят жизнь близким и знакомым людям.
Именно поэтому простота – хуже воровства. Простак не только растрачивает ценные ресурсы, он ещё и мотает нервы своим близким и окружающим. Не зря в старину слово «простак» являлось ругательством, несло в себе негативный окрас.
Когда в русских произведениях речь заходит о человеческой глупости, авторы частенько не могут обойтись без пословицы «простота – хуже воровства». Известный писатель Салтыков-Щедрин в своей сказке «Карась-идеалист» использовал пословицу дословно, приправив хлёсткой фразой: «Ежели дуракам волю дать, так они умных со свету сживут». Правда, Салтыков-Щедрин был мастером сатиры, и эту фразу в сказке говорит облечённая властью, но крайне недалёкая щука, которая за речи о справедливости и равноправии в пруду проглотила простофилю-карася. И сложно сказать, кто же из героев сказки настоящий простак: то ли щука, которая не смогла ни как следует понять, ни принять вдохновенные речи карася, посчитав свои интересы ближе к телу; то ли беззащитный карась, который в лицо зубастой щуке решил рассказывать о равноправии и миролюбии. В любом случае наивность и глупость, ведущие к трагическим последствиям – это и есть та простота, которая хуже воровства.