Почему поэма пушкина называется медный всадник в чем смысл ее названия
Смысл названия по поэме Медный всадник (Пушкин А. С.)
Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” – художественный итог размышлений поэта о личности Петра I, о “петербургском” периоде русской истории. По мысли Пушкина, максимальные возможности самодержавной власти были воплощены в исторической фигуре первого российского императора. Наряду с другими важнейшими философскими вопросами, в своем произведении поэт рассматривает вопрос о последствиях безграничной власти одного человека над многими, о необходимости соблюдения вечных законов нравственности и морали “властелинами мира”,
Чтобы сделать образ Петра “чистым воплощением самодержавной мощи”, иными словами, образом символическим, поэт подменяет личность самого императора его изваянием, что является одним из интереснейших художественных решений поэмы. Реально существующий памятник императору работы Этьена Мориса Фальконе был установлен на Сенатской площади в Петербурге по указу Екатерины II. В основе произведения скульптора лежит аллегория: всадник символизирует самодержавие, а поднявшийся на дыбы конь – Россию, русский народ, который “взнуздал” Петр.
Пушкин же превращает аллегорию скульптора в символ: под образом “кумира на бронзовом коне” нельзя понимать только личность Петра I. Этот образ намного шире и несет в себе “контуры большого философского смысла” (В. Г. Белинский).
Несмотря на то что памятник работы Фальконе выполнен из бронзы, Пушкин называет изваяние “Медным всадником”. Эпитет “медный” чрезвычайно важен для раскрытия образа Петра и понимания идейного смысла поэмы в целом. Медь имеет красноватый оттенок – цвет крови, свидетельствующий о жестокости и деспотичности императора, его безразличии к человеческим жертвам в решении задач государственной важности. Литературовед Ю. Б. Борев справедливо заметил: “Правдоподобная бронза была бы здесь некстати.
Она слишком звонкий, легкий и благородный металл в сравнении с тяжелой, глухой и низменной медью”.
Ко времени написания поэмы Пушкин вполне осознал губительность абсолютизма для России. Несмотря на то что Евгений ничем не мешает ни безраздельной власти Петра, ни ходу истории, он уничтожен государственной машиной и ходом исторического прогресса. Читатель видит, что абсолютная власть настигает и губит “маленького человека”. С этой точки зрения показателен эпизод преследования Евгения “горделивым истуканом”: герой “бежит и слышит за собой – как будто грома грохотанье”.
Именно так, должно быть, чувствует себя “маленький человек” под давлением тирана, владеющего его судьбой. Поэтому в отличие от памятника работы Фальконе, где Петр величествен (героический пафос), в поэме “Медный всадник” он еще и ужасен и загадочен: “Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе!”. Кроме того, Пушкин намекает на неясность грядущей судьбы пришпоренного Петром и стремительно несущегося коня (символ России): “Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?”.
В этом вопросе, ответ на который поэма не дает, – ее магистральная проблема.
Медный всадник – символ государственной воли, энергии власти, освобожденной от человеческого начала. Петр – великий реформатор, “строитель чудотворный”, по мановению его руки “вознесся” Петербург. Но детище императора – чудо, сотворенное ценой человеческих жертв.
Город, выросший “из тьмы лесов, из топи блат” плохо приспособлен для жизни. Катастрофическое наводнение – это результат столкновения цивилизации и природы, жертвой которого оказывается бедный Евгений. А укротитель стихии Петр становится виновником этого конфликта. “Строгий, стройный” Петербург, таящий в себе разрушительную силу, олицетворяет личность своего создателя.
Итак, новаторство поэмы Пушкина заключается в объективном изображении исторической личности Петра Великого. Основная идея, которой руководствуется поэт в постижении деятельности самодержца заключается в следующем высказывании: “Достойна удивления разность между государственными утверждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательности и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом.” (“История Петра Великого”, 1833 год).
Такое осмысление образа царя-реформатора отражено в его материальном воплощении – величественном и “кровавом” Медном всаднике. Петр, как и его “материальный лик”, действительно “Россию поднял на дыбы”, но сделал он это “уздой железной”, да еще и “над самой бездной”. Таким образом, героический пафос аллегории Фальконе в поэме Пушкина материализуется в трагический.
Related posts:
Медный всадник — анализ
сочинение по литературе 10 класса
История создания и публикации
В конце 20-х — начале 30-х гг. в творчестве А. С. Пушкина большое место начинают занимать две темы: личность и деятельность Петра I («Стансы», «Полтава», неоконченный роман «Арап Петра Великого») и проблема «маленького человека» или «ничтожного героя» («Повести Белкина»). Эти темы слились в последней поэме Пушкина «Медный Всадник», созданной в т. н. «болдинскую осень» 1833 г.
Замысел «Медного Всадника», вероятно, возник у поэта под влиянием первых известий о небывалом петербургском наводнении 1824 г. От жены Дельвига Пушкин слышал рассказ о моряке Луковкине, который в результате этой природной катастрофы потерял дом и семью.
В начале 1832 г. Пушкин начал работу над новым произведением «Езерский». Этот роман в стихах так и не был закончен, но некоторые строфы после переработки вошли в «Медного Всадника».
Цензура запретила публикацию. Пушкину предлагалось сделать настолько существенные изменения, что весь смысл произведения был бы потерян. В результате в 1834 г. было напечатано лишь «Вступление» к «Медному Всаднику». В 1836 г. поэт попытался еще раз издать поэму и начал вносить исправления в текст, но не успел закончить работу.
Поэма была опубликована уже после смерти Пушкина в 1837 г. со значительными искажениями авторского текста, сделанными в угоду цензуре Жуковским.
Смысл названия
Медный Всадник — установленный на гранитной скале бронзовый памятник Петру Великому в Петербурге работы скульптора Э.-М. Фальконе (1782 г.). По столице ходило множество легенд, связанных с памятником. В частности, ему приписывалась возможность оживать или превращаться в призрак.
Монумент символизировал собой преемственность и непоколебимость самодержавной власти, верность заветам Петра Великого.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — столкновение человечности и государственности.
В поэме фантастическим образом сталкиваются два героя: Петр I, дух которого продолжает жить в Медном Всаднике, и скромный чиновник из обедневшего дворянского рода Евгений. Впервые временные границы стираются под воздействием реального происшествия — петербургского наводнения 1824 г. После этого события Евгений сходит с ума, в его воспаленном сознании Медный Всадник оживает.
В произведении прослеживаются две сюжетные линии. Одна основана на трагической судьбе бедного Евгения, который в результате наводнения теряет возлюбленную и рассудок. Вторая связана с личностью Петра I. Живой образ царя-реформатора представлен во «Вступлении». Сюжетные линии тесно переплетаются во время разбушевавшейся природной стихии.
Евгений — ничем не примечательный чиновник. Пушкин подчеркивает его «ничтожество: «прозванья нам его не нужно», «где-то служит». Существенно «принижает» образ Евгения любовь к девушке, носящей типичное простонародное имя — Параша. Мечты обедневшего дворянина сводятся к получению «местечка» и спокойной семейной жизни.
Все надежды Евгения перечеркивает наводнение. «Ничтожный человек» впервые задается вопросом о несправедливости мира: «И жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей?». В это время он остается один на один с «кумиром на бронзовом коне», который равнодушно взирает на страдания людей.
В тревоге за судьбу любимой Евгений отваживается на очень смелый поступок: переправляется «чрез волны страшные» на другой берег Невы. Безуспешные поиски оканчиваются трагическим вопросом «Где же дом?». Такого удара судьбы чиновник перенести уже не может и теряет рассудок («захохотал»).
Кульминационным моментом поэмы становится вторая встреча обезумевшего Евгения с «державцем полумира». Увидев «мощного властелина судьбы», он на мгновенье приходит в себя и узнает главного виновника бедствия.
Гневный возглас Евгения («Ужо тебе!») становится бунтом «маленького человека» против всемогущей монументальной фигуры. Безумцу кажется, что Медный Всадник оживает и начинает его повсюду преследовать. Не так важно, фантастика это или бред сумасшедшего. Сцена олицетворяет собой столкновение духа «грозного царя» с копившимся долгие годы недовольством множества «ничтожных героев». Евгений умирает, так как изначально был обречен на поражение, но его попытка «восстания» свидетельствует о неизбежности будущих столкновений.
Проблематика
Центральная проблема поэмы заключается в том, насколько оправданы жертвы «маленьких людей» ради достижения великих целей.
Во «Вступлении» Пушкин дает очень яркую и величественную оценку деятельности Петра I, символом которой стало основание Санкт-Петербурга: «в гранит оделася Нева», «померкла старая Москва», «красуйся, град Петров» и т. д. Эта идиллическая картина сменяется воспоминаниями об «ужасной поре».
Опустошительные наводнения были не редкостью для Санкт-Петербурга. Петр I совершил невозможное, но «побежденная стихия» время от времени напоминала о себе. Самодержавные потомки царя-реформатора могли лишь признавать свое бессилие в борьбе с «Божьей стихией». В то же время основная тяжесть бедствия ложилась на плечи «маленьких людей», которые погибали, теряли родных и близких, имущество.
Медный Всадник, как и столетие назад сам Петр I, с равнодушием относится к «ничтожным» страданиям. Он больше озабочен непоколебимостью своих деяний и самодержавной власти.
Пушкин признает величие Петра I («Какая сила в нем сокрыта!»), но задается резонным вопросом: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?». Проще говоря, до каких пор общегосударственные интересы будут превалировать над жизнями простых людей? Не пора ли всесильным самодержцам задуматься о возможной расплате за свои действия?
Безумный Евгений отваживается на угрозу «кумиру», тем самым возвышаясь до его уровня. Беспощадное преследование Медным Всадником безумца, напротив, снижает величие прежде созданного образа. «Горделивый истукан» забывает о своей непоколебимости, потому что чувствует духовную силу и справедливость бунта неожиданного противника.
В образе Евгения нередко видят намек Пушкина на восстание декабристов, либо пророческое предсказание будущей революции.
Смысл произведения Медный всадник Пушкина и его названия
Поэма «Медный всадник» написана Александром Сергеевичем Пушкиным всего за один месяц. В ней ярко выражена присущая великому поэту красота русского языка. Самое известное произведение Пушкина не лишено смысла.
Медный всадник» — это поэма 1833 года, написанная А.С. Пушкиным. Это произведении стало своеобразным рассуждением как о собственной жизни, так и о судьбе России.
Смысл названия поэмы Медный всадник Пушкина
В Санкт-Петербурге на берегу Невы, действительно, стоит памятник в виде всадника. Это Петр I. С этим памятником встречается герой поэмы после наводнения, которое неожиданно постигло город и принесло много несчастий. Для Евгения, героя произведения памятник становится олицетворением личности Петра, и он обращается к нему как к реальному человеку, обвиняя в том, что Петр возвел этот великий город на берегу большой и мощной реки.
Стоит вспомнить историю: как ценою здоровья и жизней многих русских работников и заключённых возводился этот город. Выбор места был понятен лишь самому правителю, министры, приближенные и просто размышляющие люди не могли объяснить, с какой целью столько сил и ресурсов, как материальных, так и человеческих, вкладывается в этот город на отшибе страны.
Евгений, как он думает, потерял в наводнении возлюбленную и обращается с укором к Петру, решением которого стала постройка столицы в этом месте. Главный герой в бреду, он не до конца осознает реальность, потому сознание подкидывает ему наваждение, видение, в котором всадник Петр мчится за ним. Евгений слышит и дыхание коня, и топот его копыт, и даже какие-то крики всадника.
О чём поэма Медный всадник
Смысл названия поэмы говорит о силе и могуществе государства, которое как раз и олицетворяет Пётр I, тот самый «Медный всадник». Это символ России, символ мощи и надёжности государства.
В Коломне жил бедный молодой человек по имени Евгений. Обычный служащий, часто думающий о том, что он мог бы стать богатым, что другим всё даётся легко, думал и о погоде. Мысли о разгуле стихии пришли к молодому человеку не случайно. У Евгения была любимая девушка, и из-за наводнения он не увидится с ней 3 дня. Параша, так звали его возлюбленную, нравилась ему настолько, что он уже решил на ней жениться. В голове Евгения зародились мечты о радостной семейной жизни, о будущих детях, о счастливом совместном существовании до гробовой доски.
Пока молодой человек мечтал, воды Невы затопили город и окрестности. Началось ужасное наводнение. Самодержец был уверен, что причина бедствия в том, что Нева была недовольна гранитной одеждой своих берегов. Сам государь был бессилен что-либо сделать. По приказу царя генералы отправились спасать напуганных, погибающих от разгула стихии людей.
Евгений, который переживал за свою любимую девушку, отправился к её скромному домику. Бедного жилища не оказывается на своём месте, вокруг только вода. И над ужасным разрушением от наводнения возвышается «Медный всадник».
Евгений, не найдя и следа от домика любимой девушки, разговаривал сам с собой, громко хохотал. Бедный молодой человек лишился рассудка. Наводнение закончилось, люди постепенно возвращались к прежней жизни.
И только несчастный Евгений так и не смог смириться с потерей. Он потерял разум, скитался по улицам и не возвращался домой, а спал где придётся. Питался несчастный только подаянием.
Однажды он очутился перед «Медным всадником», памятником Петру I. Несчастный безумец в гневе стал угрожать памятнику. Евгений выплеснул всю свою злобу на изображение императора. Вдруг ему показалось, что Медный всадник сошёл со своего постамента и скачет за ним по улицам Петербурга. Памятник преследовал Евгения всю ночь.
С тех пор, проходя мимо изображения Петра I молодой человек боязливо отводил взгляд.
Конец поэмы печален. На маленьком островке нашли занесённый туда наводнением ветхий домик, а на его пороге тело несчастного безумца.
Смысл поэмы Медный всадник
Он заключается в противостоянии двух сил, государства в лице ожившего «Медного всадника» и простого человека с его личными чувствами и переживаниями.
Преобразования Петра I губят жизнь молодого человека, уничтожают его любовь, его мечты. Девушка его погибла, сам он сошёл с ума.
Великий Петр I не думал о маленьких беззащитных людях, он заботился о своих великих преобразованиях.
Тайный смысл концовки
Смерть молодого человека в конце произведения говорит о скорой гибели многих дел Петра Великого. Печальный конец главного героя символизирует конец эпохи реформ.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 10
Смысл названия по поэме Медный всадник (Пушкин А. С.)
Чтобы сделать образ Петра «чистым воплощением самодержавной мощи», иными словами, образом символическим, поэт подменяет личность самого императора его изваянием, что является одним из интереснейших художественных решений поэмы. Реально существующий памятник императору работы Этьена Мориса Фальконе был установлен на Сенатской площади в Петербурге по указу Екатерины II. В основе произведения скульптора лежит аллегория: всадник символизирует самодержавие, а поднявшийся на дыбы конь – Россию, русский народ, который «взнуздал» Петр. Примечательно, что задними ногами конь давит змею (символ недоброжелателей России) и таким образом Фальконе сравнивает императора с Георгием Победоносцем. Пушкин же превращает аллегорию скульптора в символ: под образом «кумира на бронзовом коне» нельзя понимать только личность Петра I. Этот образ намного шире и несет в себе «контуры большого философского смысла» (В.Г. Белинский).
Несмотря на то что памятник работы Фальконе выполнен из бронзы, Пушкин называет изваяние «Медным всадником». Эпитет «медный» чрезвычайно важен для раскрытия образа Петра и понимания идейного смысла поэмы в целом. Медь имеет красноватый оттенок – цвет крови, свидетельствующий о жестокости и деспотичности императора, его безразличии к человеческим жертвам в решении задач государственной важности. Литературовед Ю.Б. Борев справедливо заметил: «Правдоподобная бронза была бы здесь некстати. Она слишком звонкий, легкий и благородный металл в сравнении с тяжелой, глухой и низменной медью».
Медный всадник – символ государственной воли, энергии власти, освобожденной от человеческого начала. Петр – великий реформатор, «строитель чудотворный», по мановению его руки «вознесся» Петербург. Но детище императора – чудо, сотворенное ценой человеческих жертв. Город, выросший «из тьмы лесов, из топи блат» плохо приспособлен для жизни. Катастрофическое наводнение – это результат столкновения цивилизации и природы, жертвой которого оказывается бедный Евгений. А укротитель стихии Петр становится виновником этого конфликта. «Строгий, стройный» Петербург, таящий в себе разрушительную силу, олицетворяет личность своего создателя.
Итак, новаторство поэмы Пушкина заключается в объективном изображении исторической личности Петра Великого. Основная идея, которой руководствуется поэт в постижении деятельности самодержца заключается в следующем высказывании: «Достойна удивления разность между государственными утверждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательности и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом.» («История Петра Великого», 1833 год). Такое осмысление образа царя-реформатора отражено в его материальном воплощении – величественном и «кровавом» Медном всаднике. Петр, как и его «материальный лик», действительно «Россию поднял на дыбы», но сделал он это «уздой железной», да еще и «над самой бездной». Таким образом, героический пафос аллегории Фальконе в поэме Пушкина материализуется в трагический.
«Медный всадник»: краткое содержание и анализ поэмы Пушкина, 7 класс
Содержание
«Медный всадник». Кратчайшее изложение
«Медный всадник» — поэма Александра Сергеевича Пушкина, написанная осенью 1833 года в Болдине. Вступительная часть посвящена описанию Петербурга, это пушкинское признание в любви городу на Неве.
В поэме рассказывается о печальной судьбе мелкого петербургского чиновника по имени Евгений. Во время наводнения гибнет его невеста, и от горя Евгений сходит с ума. Безумец грозит памятнику Петра Великого, а затем в ужасе убегает: ему кажется, будто всадник сошел с постамента и гонится за ним. Позже Евгения находят мертвым.
Главной темой произведения считается беззащитность «маленького человека» перед неумолимыми силами природы и власти.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Впервые «Медный всадник» целиком был опубликован в 1837 году, после гибели Пушкина на дуэли, но с цензурными правками: чиновники сочли, что в некоторых строках поэт слишком неуважительно говорит о царской власти. Полный авторский текст впервые увидел свет лишь в 1904 году.
Полный текст и аудиокнига
Поэму в формате аудиокниги можно послушать на YouTube. Например, в великолепном исполнении Иннокентия Смоктуновского.
Благодаря поэме Пушкина название «Медный всадник» навсегда закрепилось за памятником Петру Великому на Сенатской площади в Петербурге. Конная статуя работы Этьена Фальконе была установлена там в 1782 году, при Екатерине II.
В действительности скульптура сделана не из меди, а из бронзы, так что правдивее слова Пушкина не о «медном всаднике», а о «кумире на бронзовом коне».
Пьедесталом памятнику служит гигантский гранитный «Гром-камень», специально доставленный на площадь из окрестностей Лахты.
Памятник Петру I в Петербурге. Фото: Depositphotos
Краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник»
Вступление
В начале поэмы описывается, как Петр I принял решение заложить новую столицу в устье реки Невы:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Спустя сто лет Петербург обрел имперское величие: «В гранит оделася Нева; мосты повисли над водами И перед младшею столицей померкла старая Москва».
Автор признается Петербургу в любви:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Он воспевает белые ночи и суровые зимы, шумные балы и торжественные парады.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия.
Однако тут же переходит к воспоминанию об «ужасной поре» наводнения в столице.
Часть первая
Ноябрьская непогода, Нева волнуется. Молодой бедный чиновник Евгений возвращается домой. Он горюет, что из-за разгула стихии пару дней не сможет увидеться со своей невестой Парашей (краткая форма имени Прасковья). Он думает, что нужно жениться и завести семью.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Ветер с моря гонит воду в Неве вспять, и на другой день начинается наводнение, волны смывают все кругом.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Чёлны
С разбега стёкла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, брёвны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесённые мосты,
Гроба́ с размытого кладби́ща
Плывут по улицам!
Народ
Зрит Божий гнев и казни ждёт.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Евгений спасается от воды на каменной фигуре льва. Он боится не за себя, а за невесту: как там ветхий домик, где живут Параша с вдовой-матерью?
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
А над волнами рядом с ним высится памятник Петру I.
И, обращён к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Часть вторая
Буря утихает, Нева отступает, «насытясь разрушеньем». Евгений спешит к реке. Перевозчик на лодке за гривенник везет его по бурной реке к дому Параши. Евгений бежит по знакомой улице и не может ее узнать из-за разрушений. Кругом лежат тела утопленников.
Он находит знакомые ворота и иву, но дома Параши нет. Евгений ходит кругом и вдруг начинает хохотать…
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
От горя Евгений сходит с ума. С тех пор он начинает скитаться по улицам, спит на пристани, питается подачками. Злые дети бросают ему вслед камни.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек.
Проходит почти год. На исходе лета Евгений просыпается на пристани. Шум волн, дождь и ветер пробуждают в нем страшные воспоминания. Он идет по ночной улице и вдруг оказывается у дома с каменными львами, где когда-то пережидал наводнение.
Безумец узнает это место, львов и памятник Петру — человеку, по воле которого в этом неприветливом месте появился город.
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в се́м коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»
Евгений обходит вокруг памятника «державцу полумира». Вдруг кровь безумца вскипает и он обращается к монументу с угрозой: «Ужо тебе!» («Будет тебе!»), а затем бросается прочь, испугавшись собственной дерзости. Всю ночь Евгению кажется, что его преследует Медный Всадник.
«Добро́, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе. » И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось…
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом скакал.
С той поры, проходя по Сенатской площади, он словно просит прощения у царя: прижимает руку к сердцу, снимает с головы картуз и, опустив взгляд, идет стороной.
Поэма кончается описанием острова на взморье, куда наводнение занесло ветхий домишко. У порога этого дома и нашли однажды мертвым безумца Евгения — «и тут же хладный труп его похоронили ради Бога».
Анализ поэмы: тема, проблема, герои. Как писать сочинение
В поэме Пушкина очевидна громадная разница между нехитрой фабулой и содержанием, отмечал поэт Валерий Брюсов в статье о «Медном всаднике» в 1909 году. Это не просто история о бедном чиновнике и его злоключениях. О Евгении и его невесте автор говорит мало и даже неохотно. А вот о Петре Великом и Петербурге — много и с воодушевлением. Не зря непропорционально большое место отдано вступлению, где описывается имперская столица.
Видя это противоречие, критики с самого начала видели в произведении противопоставление маленького, частного (это начало символизирует Евгений) и огромного, исторического (это начало воплощает Петр Великий).
Именно на этот конфликт стоит обращать внимание в сочинении по «Медному всаднику» — объяснить его суть и сделать выводы.
Тема и проблематика «Медного всадника»
Тема поэмы — судьба «маленького человека» в конфликте с силами стихии и государства.
Автор поднимает проблему беззащитности, ничтожности простого человека перед лицом природы и истории.
Пушкин в неявной форме ставит вопросы: что важнее — исторические свершения или жизнь и счастье отдельной личности? Оправдан ли прогресс, за который приходится платить сумасшествием и смертью «маленького человека»?
Однозначного ответа на эти вопросы нет, и Пушкин сознает их двойственность. С одной стороны, поэт возвеличивает свершения Петра, отдавая дань его исторической роли. С другой — сочувствует несчастному Евгению.
Герои поэмы, образы Петра I и Евгения
Вся поэма построена на противопоставлении двух героев, отмечал Брюсов: «Пушкин стремился всеми средствами сделать одного из них — Петра — сколько возможно более “великим”, а другого — Евгения — сколько возможно более “малым”, “ничтожным”. “Великий Петр”, по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении; “бедный Евгений” — воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».
Петр I был одним из любимых исторических персонажей Пушкина: поэт называл его гением и «чудотворцем-исполином». В то же время Пушкин видел в царе крайнее проявление самодержавия, граничащего с деспотизмом — «жестоким», «варварским» и «тиранским», как писал он в своих заметках.
Петр появляется в первых строках поэмы: он обращает пустынный край в новую столицу, стремится «в Европу прорубить окно». Однако по ходу произведения Петр Великий представлен уже не как реальная историческая фигура, а как символ — памятник, «горделивый истукан», «кумир», почти языческое божество. Бронзовый Петр единственный остается спокоен во время наводнения. Пушкин описывает его так: «властелин Судьбы», «державец полумира», который «Россию поднял на дыбы». Это величественные и страшные слова, как страшен и сам монумент: «Ужасен он в окрестной мгле!»
Евгений в поэме описан, наоборот, предельно скупо и «низким» стилем. Поэт намеренно вычеркнул из черновиков произведения и фамилию героя, и описание его внешности, упоминание о его славных предках. В итоге Евгений — максимально обезличенный бедный чиновник, который «где-то служит», у которого нет ни большого ума, ни денег, ни высоких мечтаний.
О чём же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Единственная радость Евгения — невеста. И именно ее он теряет во время наводнения. Ничтожный герой раздавлен, он теряет рассудок и в безумии скитается по Петербургу, «ни зверь ни человек».
Кульминация поэмы — момент, когда Евгений выходит к памятнику Петру и вдруг понимает, что именно царя можно считать виновником всех его бед. Это Петр велел построить город в месте, где людям постоянно грозит стихия. Тогда Евгений решается на «бунт». И это вдруг возвышает ничтожного героя в глазах автора, поэт начинает писать о нем высоким стилем:
Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь.
Однако мятеж бедного безумца оказывается секундным делом. Евгений зло шепчет «Ужо тебе!» и сбегает, напуганный собственной дерзостью. А Медный всадник будто бы преследует его, заставляя пожалеть о резких словах и подчиниться судьбе. Бунтовщик побежден и вскоре гибнет.
Вывод: в чем суть поэмы
С помощью простой истории о бедном чиновнике Пушкин заставляет читателя задуматься над сложными философскими вопросами. Должно ли стремление к прогрессу, о котором мечтает гениальный император, перевесить счастье «маленького человека»? Может ли обывателя возвысить бунт или его жалкие попытки бросить вызов судьбе заранее обречены на провал?
Размышляя над этими вопросами, Пушкин не выступает ни как консерватор, ни как либерал, ни как революционер. Он признает, что в жизни есть место и великому, и малому — нужны и исторические личности с их громадными свершениями, и обыватели с их простыми мечтами. Пушкин с сожалением констатирует, что в столкновении этих двух начал малое чаще проигрывает большому, обрекая «маленьких людей» на несчастье и гибель.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме «Медный всадник»